Построение умной экономики нужно начинать со школы» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Построение умной экономики нужно начинать со школы»

2019-12-27 95
Построение умной экономики нужно начинать со школы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

А.М. СЕРГЕЕВ,

профессор Московской международной

высшей школы бизнеса МИРБИС

В последние годы в России нарастает комплекс проблем, связанный с кадровым обеспечением экономики и деятель­ностью системы образования. Формальные показатели, от­ражающие деятельность системы образования, постоянно растут. Однако работодатели всё более активно сетуют на от­сутствие квалифицированных кадров, что вынуждает их созда­вать собственные, внутрикорпоративные системы подготовки кадров (корпоративные университеты, курсы, обучение на ра­бочем месте и т. п.). Бизнес рассматривает такую практику как дополнительный социальный налог и выражает недоволь­ство деятельностью существующей образовательной систе­мы. Кадровый дефицит постоянно нарастает, особенно это касается квалифицированных рабочих и инженерно-техничес­кого персонала. Наблюдается серьёзная возрастная дефор­мация структуры занятых в сфере производства высокотех­нологичной продукции. Средний возраст научно-технического персонала на многих предприятиях «зашкаливает» за шесть­десят лет. Возникает парадоксальная ситуация. На целом ря­де предприятий удалось даже в условиях кризиса привлечь внушительные объёмы заказов, а вот выполнить их становится очень непросто из-за нехватки квалифицированных кадров. Именно поэтому вопрос подготовки и переподготовки кадров и повышения их квалификации является одним из ключевых для экономики страны. Особую остроту указанные проблемы приобретают в условиях перехода экономики Рос­сии от преимущественно сырьевого к инновационному пути

развития.

Одна из главных причин сложившейся ситуации - отсут­ствие механизма, при котором объёмы приёма и направле­ния подготовки специалистов определяются через диалог с работодателями - основными потребителями кадров. Клю-

74 • Июль, 2010


Информация

чевая задача сегодняшнего дня - придание нового импульса развитию профессионального образования и обучения, что возможно только на основе эффективного партнёрства госу­дарства и бизнеса.

Каковы же основные вопросы и проблемы, которые в этой связи необходимо решать уже сейчас?

Во- первых, в условиях быстрых изменений в технологи­ях, структурных перемен в экономике, перехода от сырьевой к инновационной модели экономики постоянно возрастает роль профессиональной переподготовки. Важнейшая пробле­ма - доступное, качественное, основанное на реальных по­требностях экономики профессиональное обучение взрослых, которое должно быть увязано в систему обучения в течение всей жизни. Обучение взрослых необходимо поддерживать разработкой и тиражированием адекватных существующим задачам образовательных технологий, созданием и выведе­нием на рынок качественных краткосрочных программ и кур­сов.

Во- вторых, для того чтобы решить эту задачу, образова­тельные учреждения должны активно изучать профессиональ­ные особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты с работодателями, уточнять их потребности в кадрах и обу­чении, организовывать производственную практику, а в даль­нейшем и трудоустройство выпускников с учётом интересов конкретных компаний.

В- третьих, в этой ситуации особо важным становится фор­мулирование целей обучения с учётом требований к уровням квалификации и компетенции по профессиям, предъявляе­мым работодателями и рынком труда.

В- четвёртых, необходимы новые подходы к финансовому обеспечению деятельности образовательных учреждений и привлечению ими внебюджетных средств. Работа не только по государственному заказу, но и по контрактам с компани­ями, частными лицами. Новым для отечественной практики, НО очень важным инструментом финансового обеспечения учреждений профессионального образования должна стать практика получения средств за счёт ежегодных доходов, по­нукаемых от размещения средств в специальных фондах (си-

Июль, 2010 * 75


Вестник образования № 13


Информация


 


стема «эндаумента»). Средства, передаваемые бизнесом в эти фонды, должны быть, безусловно, освобождены от нало гообложения.

В- пятых, должно развиваться всестороннее сотрудничест во образовательных учреждений и бизнеса. На наш взгляд, необходимо активнее привлекать частные компании в число учредителей и попечителей профессиональных образова тельных учреждений начального, среднего и высшего обра зования. Именно участие бизнеса в деятельности образо­вательных учреждений позволит понять реальную ценность конкретных учебных заведений для работодателей.

В- шестых, новые задачи и принципы деятельности обра­зовательных учреждений требуют новых принципов органи­зационного построения. Структурная перестройка начальной и средней профессиональной школы требует создания мно­гоуровневых образовательных учреждений, объединяющих начальное, среднее и высшее профессиональное образо­вание, а также систему обучения взрослых, создания гибких структур, позволяющих эффективно откликаться на требова­ния времени.

В Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС по-новому взглянули на проблему подготовки и по­вышения квалификации руководителей образовательных уч­реждений в области управления. Была создана и выведена на рынок программа «Компетентный менеджер». Основная цель программы состоит в том, чтобы сформировать основы управ­ленческой компетентности современного руководителя обра­зовательного учреждения, способного эффективно действо­вать в современной рыночной ситуации.

Для достижения указанных образовательных целей ис­пользуются современные формы и методы обучения, реали­зующие педагогические подходы, основанные на активном вовлечении слушателей в учебную деятельность.

Прежде всего это создание ситуации приобретения ре­ального опыта в учебной деятельности. Для этого весь анализ учебного материала основан на использовании опыта слуша­телей. Рассматриваются ситуации, в которых слушатель мо-


жет свой опыт и свою деятельность сравнить с деятельностью и опытом других. С этой целью активно используются группо­вые формы работы.

Очень важным условием успешной реализации програм­мы является создание системы личностно-эмоциональной вовлечённости слушателей в программу. С этой целью пре­дусмотрено использование различных (разнообразных) мето­дов обучения:

• создание личностно-ориентированной ситуации (учеР -ной, познавательной, жизненной), которую нельзя р шить на знаниево-репродуктивном уровне;

• создание учебных ситуаций, в которых требуется про­явление личностных функций: подумать о себе, постро­ить модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать оценку факторам, т. е. провес­ти «ревизию смысла».

Указанные содержательные и педагогические подходы позволяют при небольшом количестве учебных часов доби­ваться отличных результатов. Двухлетний опыт реализации программы «Компетентный менеджер» позволяет руководите­лям образовательных учреждений успешно решать проблемы, стоящие сегодня перед образовательными учреждениями.

К    —

>,08


76 • Июль, 2010


Вестник образования № 4


Образовательная политика


 


6. Расширение самостоятельности школ Школа должна стать более самостоятельной к;и я 1 лении индивидуальных образовательных программ -расходовании финансовых средств. С 2010 года снм| тельность получат школы, ставшие победителями мин приоритетного национального проекта «Образование лы, преобразованные в автономные учреждения. Гроб отчётность таких школ будет резко сокращена в обмок I крытость информации о результатах работы. С их ди|м | ми будут заключены контракты, предусматривающие шш условия труда с учётом качества работы.

Мы законодательно закрепим равенство государ(май и частных общеобразовательных учреждений, прел- | семьям более широкие возможности для выбора школ! | лесообразно также развитие концессионных механизмов! привлечения к управлению школами частных инвестором Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших I подавателей с использованием технологий дистанциошя образования, в том числе в рамках дополнительной вания. Это особенно важно для малокомплектных шк(удалённых школ, в целом для российской провинции.

Ключевыми механизмами реализации инициативы д..........

стать как проектные, так и программные методы работ I правления деятельности будут осуществляться в рамко- \ Щ оритетного национального проекта «Образование», Фед> ной целевой программы развития образования и федералмц целевой программы «Научные и научно-педагогические инновационной России».

От того, как будет устроена школьная действителен» I какой будет система отношений школы и общества, наем ни интеллектуальным и современным мы сможем сделать 0бщ|

образование, зависит благосостояние наших детей, внуК!

всех будущих поколений. Именно поэтому национальном О

разовательная инициатива «Наша новая школа» должна см

12 • Февраль, 2010

делом всего нашего общества.


ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

А.М. СЕРГЕЕВ,

профессор Московской международной

высшей школы бизнеса МИРБИС

В последние годы в России нарастает комплекс проблем, связанный с кадровым обеспечением экономики и деятель­ностью системы образования. Формальные показатели, от­ражающие деятельность системы образования, постоянно растут. Однако работодатели всё более активно сетуют на от­сутствие квалифицированных кадров, что вынуждает их созда­вать собственные, внутрикорпоративные системы подготовки кадров (корпоративные университеты, курсы, обучение на ра­бочем месте и т. п.). Бизнес рассматривает такую практику как дополнительный социальный налог и выражает недоволь­ство деятельностью существующей образовательной систе­мы. Кадровый дефицит постоянно нарастает, особенно это касается квалифицированных рабочих и инженерно-техничес­кого персонала. Наблюдается серьёзная возрастная дефор­мация структуры занятых в сфере производства высокотех­нологичной продукции. Средний возраст научно-технического персонала на многих предприятиях «зашкаливает» за шесть­десят лет. Возникает парадоксальная ситуация. На целом ря­де предприятий удалось даже в условиях кризиса привлечь внушительные объёмы заказов, а вот выполнить их становится очень непросто из-за нехватки квалифицированных кадров. Именно поэтому вопрос подготовки и переподготовки кадров и повышения их квалификации является одним из ключевых для экономики страны. Особую остроту указанные проблемы приобретают в условиях перехода экономики Рос­сии от преимущественно сырьевого к инновационному пути

развития.

Одна из главных причин сложившейся ситуации - отсут­ствие механизма, при котором объёмы приёма и направле­ния подготовки специалистов определяются через диалог с работодателями - основными потребителями кадров. Клю-

74 • Июль, 2010


Информация

чевая задача сегодняшнего дня - придание нового импульса развитию профессионального образования и обучения, что возможно только на основе эффективного партнёрства госу­дарства и бизнеса.

Каковы же основные вопросы и проблемы, которые в этой связи необходимо решать уже сейчас?

Во- первых, в условиях быстрых изменений в технологи­ях, структурных перемен в экономике, перехода от сырьевой к инновационной модели экономики постоянно возрастает роль профессиональной переподготовки. Важнейшая пробле­ма - доступное, качественное, основанное на реальных по­требностях экономики профессиональное обучение взрослых, которое должно быть увязано в систему обучения в течение всей жизни. Обучение взрослых необходимо поддерживать разработкой и тиражированием адекватных существующим задачам образовательных технологий, созданием и выведе­нием на рынок качественных краткосрочных программ и кур­сов.

Во- вторых, для того чтобы решить эту задачу, образова­тельные учреждения должны активно изучать профессиональ­ные особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты с работодателями, уточнять их потребности в кадрах и обу­чении, организовывать производственную практику, а в даль­нейшем и трудоустройство выпускников с учётом интересов конкретных компаний.

В- третьих, в этой ситуации особо важным становится фор­мулирование целей обучения с учётом требований к уровням квалификации и компетенции по профессиям, предъявляе­мым работодателями и рынком труда.

В- четвёртых, необходимы новые подходы к финансовому обеспечению деятельности образовательных учреждений и привлечению ими внебюджетных средств. Работа не только по государственному заказу, но и по контрактам с компани­ями, частными лицами. Новым для отечественной практики, НО очень важным инструментом финансового обеспечения учреждений профессионального образования должна стать практика получения средств за счёт ежегодных доходов, по­нукаемых от размещения средств в специальных фондах (си-

Июль, 2010 * 75


Вестник образования № 13


Информация


 


стема «эндаумента»). Средства, передаваемые бизнесом в эти фонды, должны быть, безусловно, освобождены от нало гообложения.

В- пятых, должно развиваться всестороннее сотрудничест во образовательных учреждений и бизнеса. На наш взгляд, необходимо активнее привлекать частные компании в число учредителей и попечителей профессиональных образова тельных учреждений начального, среднего и высшего обра зования. Именно участие бизнеса в деятельности образо­вательных учреждений позволит понять реальную ценность конкретных учебных заведений для работодателей.

В- шестых, новые задачи и принципы деятельности обра­зовательных учреждений требуют новых принципов органи­зационного построения. Структурная перестройка начальной и средней профессиональной школы требует создания мно­гоуровневых образовательных учреждений, объединяющих начальное, среднее и высшее профессиональное образо­вание, а также систему обучения взрослых, создания гибких структур, позволяющих эффективно откликаться на требова­ния времени.

В Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС по-новому взглянули на проблему подготовки и по­вышения квалификации руководителей образовательных уч­реждений в области управления. Была создана и выведена на рынок программа «Компетентный менеджер». Основная цель программы состоит в том, чтобы сформировать основы управ­ленческой компетентности современного руководителя обра­зовательного учреждения, способного эффективно действо­вать в современной рыночной ситуации.

Для достижения указанных образовательных целей ис­пользуются современные формы и методы обучения, реали­зующие педагогические подходы, основанные на активном вовлечении слушателей в учебную деятельность.

Прежде всего это создание ситуации приобретения ре­ального опыта в учебной деятельности. Для этого весь анализ учебного материала основан на использовании опыта слуша­телей. Рассматриваются ситуации, в которых слушатель мо-


жет свой опыт и свою деятельность сравнить с деятельностью и опытом других. С этой целью активно используются группо­вые формы работы.

Очень важным условием успешной реализации програм­мы является создание системы личностно-эмоциональной вовлечённости слушателей в программу. С этой целью пре­дусмотрено использование различных (разнообразных) мето­дов обучения:

• создание личностно-ориентированной ситуации (учеР -ной, познавательной, жизненной), которую нельзя р шить на знаниево-репродуктивном уровне;

• создание учебных ситуаций, в которых требуется про­явление личностных функций: подумать о себе, постро­ить модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать оценку факторам, т. е. провес­ти «ревизию смысла».

Указанные содержательные и педагогические подходы позволяют при небольшом количестве учебных часов доби­ваться отличных результатов. Двухлетний опыт реализации программы «Компетентный менеджер» позволяет руководите­лям образовательных учреждений успешно решать проблемы, стоящие сегодня перед образовательными учреждениями.

К    —

>,08


76 • Июль, 2010


Вестник образования № 4


Образовательная политика


 


6. Расширение самостоятельности школ Школа должна стать более самостоятельной к;и я 1 лении индивидуальных образовательных программ -расходовании финансовых средств. С 2010 года снм| тельность получат школы, ставшие победителями мин приоритетного национального проекта «Образование лы, преобразованные в автономные учреждения. Гроб отчётность таких школ будет резко сокращена в обмок I крытость информации о результатах работы. С их ди|м | ми будут заключены контракты, предусматривающие шш условия труда с учётом качества работы.

Мы законодательно закрепим равенство государ(май и частных общеобразовательных учреждений, прел- | семьям более широкие возможности для выбора школ! | лесообразно также развитие концессионных механизмов! привлечения к управлению школами частных инвестором Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших I подавателей с использованием технологий дистанциошя образования, в том числе в рамках дополнительной вания. Это особенно важно для малокомплектных шк(удалённых школ, в целом для российской провинции.

Ключевыми механизмами реализации инициативы д..........

стать как проектные, так и программные методы работ I правления деятельности будут осуществляться в рамко- \ Щ оритетного национального проекта «Образование», Фед> ной целевой программы развития образования и федералмц целевой программы «Научные и научно-педагогические инновационной России».

От того, как будет устроена школьная действителен» I какой будет система отношений школы и общества, наем ни интеллектуальным и современным мы сможем сделать 0бщ|

образование, зависит благосостояние наших детей, внуК!

всех будущих поколений. Именно поэтому национальном О

разовательная инициатива «Наша новая школа» должна см

12 • Февраль, 2010

делом всего нашего общества.


ПОСТРОЕНИЕ УМНОЙ ЭКОНОМИКИ НУЖНО НАЧИНАТЬ СО ШКОЛЫ»

| щчем изучать инновации в школах и на каких уроках

ШЛТЬ у детей инновационное мышление, в интервью

им о(>1> азования» рассказывают заместитель министра

г,1 и науки Российской Федерации Исаак Калина,

и директор издательства «Просвещение» Алек-

1.1 КОВ и автор учебного пособия «Живая инновация.

ц»мпе XX/ века» Сергей Лесков.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.