История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-12-27 | 95 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
А.М. СЕРГЕЕВ,
профессор Московской международной
высшей школы бизнеса МИРБИС
В последние годы в России нарастает комплекс проблем, связанный с кадровым обеспечением экономики и деятельностью системы образования. Формальные показатели, отражающие деятельность системы образования, постоянно растут. Однако работодатели всё более активно сетуют на отсутствие квалифицированных кадров, что вынуждает их создавать собственные, внутрикорпоративные системы подготовки кадров (корпоративные университеты, курсы, обучение на рабочем месте и т. п.). Бизнес рассматривает такую практику как дополнительный социальный налог и выражает недовольство деятельностью существующей образовательной системы. Кадровый дефицит постоянно нарастает, особенно это касается квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала. Наблюдается серьёзная возрастная деформация структуры занятых в сфере производства высокотехнологичной продукции. Средний возраст научно-технического персонала на многих предприятиях «зашкаливает» за шестьдесят лет. Возникает парадоксальная ситуация. На целом ряде предприятий удалось даже в условиях кризиса привлечь внушительные объёмы заказов, а вот выполнить их становится очень непросто из-за нехватки квалифицированных кадров. Именно поэтому вопрос подготовки и переподготовки кадров и повышения их квалификации является одним из ключевых для экономики страны. Особую остроту указанные проблемы приобретают в условиях перехода экономики России от преимущественно сырьевого к инновационному пути
развития.
Одна из главных причин сложившейся ситуации - отсутствие механизма, при котором объёмы приёма и направления подготовки специалистов определяются через диалог с работодателями - основными потребителями кадров. Клю-
|
74 • Июль, 2010
Информация
чевая задача сегодняшнего дня - придание нового импульса развитию профессионального образования и обучения, что возможно только на основе эффективного партнёрства государства и бизнеса.
Каковы же основные вопросы и проблемы, которые в этой связи необходимо решать уже сейчас?
Во- первых, в условиях быстрых изменений в технологиях, структурных перемен в экономике, перехода от сырьевой к инновационной модели экономики постоянно возрастает роль профессиональной переподготовки. Важнейшая проблема - доступное, качественное, основанное на реальных потребностях экономики профессиональное обучение взрослых, которое должно быть увязано в систему обучения в течение всей жизни. Обучение взрослых необходимо поддерживать разработкой и тиражированием адекватных существующим задачам образовательных технологий, созданием и выведением на рынок качественных краткосрочных программ и курсов.
Во- вторых, для того чтобы решить эту задачу, образовательные учреждения должны активно изучать профессиональные особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты с работодателями, уточнять их потребности в кадрах и обучении, организовывать производственную практику, а в дальнейшем и трудоустройство выпускников с учётом интересов конкретных компаний.
В- третьих, в этой ситуации особо важным становится формулирование целей обучения с учётом требований к уровням квалификации и компетенции по профессиям, предъявляемым работодателями и рынком труда.
В- четвёртых, необходимы новые подходы к финансовому обеспечению деятельности образовательных учреждений и привлечению ими внебюджетных средств. Работа не только по государственному заказу, но и по контрактам с компаниями, частными лицами. Новым для отечественной практики, НО очень важным инструментом финансового обеспечения учреждений профессионального образования должна стать практика получения средств за счёт ежегодных доходов, понукаемых от размещения средств в специальных фондах (си-
|
Июль, 2010 * 75
Вестник образования № 13
Информация
стема «эндаумента»). Средства, передаваемые бизнесом в эти фонды, должны быть, безусловно, освобождены от нало гообложения.
В- пятых, должно развиваться всестороннее сотрудничест во образовательных учреждений и бизнеса. На наш взгляд, необходимо активнее привлекать частные компании в число учредителей и попечителей профессиональных образова тельных учреждений начального, среднего и высшего обра зования. Именно участие бизнеса в деятельности образовательных учреждений позволит понять реальную ценность конкретных учебных заведений для работодателей.
В- шестых, новые задачи и принципы деятельности образовательных учреждений требуют новых принципов организационного построения. Структурная перестройка начальной и средней профессиональной школы требует создания многоуровневых образовательных учреждений, объединяющих начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также систему обучения взрослых, создания гибких структур, позволяющих эффективно откликаться на требования времени.
В Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС по-новому взглянули на проблему подготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в области управления. Была создана и выведена на рынок программа «Компетентный менеджер». Основная цель программы состоит в том, чтобы сформировать основы управленческой компетентности современного руководителя образовательного учреждения, способного эффективно действовать в современной рыночной ситуации.
Для достижения указанных образовательных целей используются современные формы и методы обучения, реализующие педагогические подходы, основанные на активном вовлечении слушателей в учебную деятельность.
Прежде всего это создание ситуации приобретения реального опыта в учебной деятельности. Для этого весь анализ учебного материала основан на использовании опыта слушателей. Рассматриваются ситуации, в которых слушатель мо-
|
жет свой опыт и свою деятельность сравнить с деятельностью и опытом других. С этой целью активно используются групповые формы работы.
Очень важным условием успешной реализации программы является создание системы личностно-эмоциональной вовлечённости слушателей в программу. С этой целью предусмотрено использование различных (разнообразных) методов обучения:
• создание личностно-ориентированной ситуации (учеР -ной, познавательной, жизненной), которую нельзя р шить на знаниево-репродуктивном уровне;
• создание учебных ситуаций, в которых требуется проявление личностных функций: подумать о себе, построить модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать оценку факторам, т. е. провести «ревизию смысла».
Указанные содержательные и педагогические подходы позволяют при небольшом количестве учебных часов добиваться отличных результатов. Двухлетний опыт реализации программы «Компетентный менеджер» позволяет руководителям образовательных учреждений успешно решать проблемы, стоящие сегодня перед образовательными учреждениями.
К —
>,08
76 • Июль, 2010
Вестник образования № 4
Образовательная политика
6. Расширение самостоятельности школ Школа должна стать более самостоятельной к;и я 1 лении индивидуальных образовательных программ -расходовании финансовых средств. С 2010 года снм| тельность получат школы, ставшие победителями мин приоритетного национального проекта «Образование лы, преобразованные в автономные учреждения. Гроб отчётность таких школ будет резко сокращена в обмок I крытость информации о результатах работы. С их ди|м | ми будут заключены контракты, предусматривающие шш условия труда с учётом качества работы.
Мы законодательно закрепим равенство государ(май и частных общеобразовательных учреждений, прел- | семьям более широкие возможности для выбора школ! | лесообразно также развитие концессионных механизмов! привлечения к управлению школами частных инвестором Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших I подавателей с использованием технологий дистанциошя образования, в том числе в рамках дополнительной вания. Это особенно важно для малокомплектных шк(удалённых школ, в целом для российской провинции.
|
Ключевыми механизмами реализации инициативы д..........
стать как проектные, так и программные методы работ I правления деятельности будут осуществляться в рамко- \ Щ оритетного национального проекта «Образование», Фед> ной целевой программы развития образования и федералмц целевой программы «Научные и научно-педагогические инновационной России».
От того, как будет устроена школьная действителен» I какой будет система отношений школы и общества, наем ни интеллектуальным и современным мы сможем сделать 0бщ|
образование, зависит благосостояние наших детей, внуК!
всех будущих поколений. Именно поэтому национальном О
разовательная инициатива «Наша новая школа» должна см
12 • Февраль, 2010 |
делом всего нашего общества.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
А.М. СЕРГЕЕВ,
профессор Московской международной
высшей школы бизнеса МИРБИС
В последние годы в России нарастает комплекс проблем, связанный с кадровым обеспечением экономики и деятельностью системы образования. Формальные показатели, отражающие деятельность системы образования, постоянно растут. Однако работодатели всё более активно сетуют на отсутствие квалифицированных кадров, что вынуждает их создавать собственные, внутрикорпоративные системы подготовки кадров (корпоративные университеты, курсы, обучение на рабочем месте и т. п.). Бизнес рассматривает такую практику как дополнительный социальный налог и выражает недовольство деятельностью существующей образовательной системы. Кадровый дефицит постоянно нарастает, особенно это касается квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала. Наблюдается серьёзная возрастная деформация структуры занятых в сфере производства высокотехнологичной продукции. Средний возраст научно-технического персонала на многих предприятиях «зашкаливает» за шестьдесят лет. Возникает парадоксальная ситуация. На целом ряде предприятий удалось даже в условиях кризиса привлечь внушительные объёмы заказов, а вот выполнить их становится очень непросто из-за нехватки квалифицированных кадров. Именно поэтому вопрос подготовки и переподготовки кадров и повышения их квалификации является одним из ключевых для экономики страны. Особую остроту указанные проблемы приобретают в условиях перехода экономики России от преимущественно сырьевого к инновационному пути
развития.
Одна из главных причин сложившейся ситуации - отсутствие механизма, при котором объёмы приёма и направления подготовки специалистов определяются через диалог с работодателями - основными потребителями кадров. Клю-
|
74 • Июль, 2010
Информация
чевая задача сегодняшнего дня - придание нового импульса развитию профессионального образования и обучения, что возможно только на основе эффективного партнёрства государства и бизнеса.
Каковы же основные вопросы и проблемы, которые в этой связи необходимо решать уже сейчас?
Во- первых, в условиях быстрых изменений в технологиях, структурных перемен в экономике, перехода от сырьевой к инновационной модели экономики постоянно возрастает роль профессиональной переподготовки. Важнейшая проблема - доступное, качественное, основанное на реальных потребностях экономики профессиональное обучение взрослых, которое должно быть увязано в систему обучения в течение всей жизни. Обучение взрослых необходимо поддерживать разработкой и тиражированием адекватных существующим задачам образовательных технологий, созданием и выведением на рынок качественных краткосрочных программ и курсов.
Во- вторых, для того чтобы решить эту задачу, образовательные учреждения должны активно изучать профессиональные особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты с работодателями, уточнять их потребности в кадрах и обучении, организовывать производственную практику, а в дальнейшем и трудоустройство выпускников с учётом интересов конкретных компаний.
В- третьих, в этой ситуации особо важным становится формулирование целей обучения с учётом требований к уровням квалификации и компетенции по профессиям, предъявляемым работодателями и рынком труда.
В- четвёртых, необходимы новые подходы к финансовому обеспечению деятельности образовательных учреждений и привлечению ими внебюджетных средств. Работа не только по государственному заказу, но и по контрактам с компаниями, частными лицами. Новым для отечественной практики, НО очень важным инструментом финансового обеспечения учреждений профессионального образования должна стать практика получения средств за счёт ежегодных доходов, понукаемых от размещения средств в специальных фондах (си-
Июль, 2010 * 75
Вестник образования № 13
Информация
стема «эндаумента»). Средства, передаваемые бизнесом в эти фонды, должны быть, безусловно, освобождены от нало гообложения.
В- пятых, должно развиваться всестороннее сотрудничест во образовательных учреждений и бизнеса. На наш взгляд, необходимо активнее привлекать частные компании в число учредителей и попечителей профессиональных образова тельных учреждений начального, среднего и высшего обра зования. Именно участие бизнеса в деятельности образовательных учреждений позволит понять реальную ценность конкретных учебных заведений для работодателей.
В- шестых, новые задачи и принципы деятельности образовательных учреждений требуют новых принципов организационного построения. Структурная перестройка начальной и средней профессиональной школы требует создания многоуровневых образовательных учреждений, объединяющих начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также систему обучения взрослых, создания гибких структур, позволяющих эффективно откликаться на требования времени.
В Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС по-новому взглянули на проблему подготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в области управления. Была создана и выведена на рынок программа «Компетентный менеджер». Основная цель программы состоит в том, чтобы сформировать основы управленческой компетентности современного руководителя образовательного учреждения, способного эффективно действовать в современной рыночной ситуации.
Для достижения указанных образовательных целей используются современные формы и методы обучения, реализующие педагогические подходы, основанные на активном вовлечении слушателей в учебную деятельность.
Прежде всего это создание ситуации приобретения реального опыта в учебной деятельности. Для этого весь анализ учебного материала основан на использовании опыта слушателей. Рассматриваются ситуации, в которых слушатель мо-
жет свой опыт и свою деятельность сравнить с деятельностью и опытом других. С этой целью активно используются групповые формы работы.
Очень важным условием успешной реализации программы является создание системы личностно-эмоциональной вовлечённости слушателей в программу. С этой целью предусмотрено использование различных (разнообразных) методов обучения:
• создание личностно-ориентированной ситуации (учеР -ной, познавательной, жизненной), которую нельзя р шить на знаниево-репродуктивном уровне;
• создание учебных ситуаций, в которых требуется проявление личностных функций: подумать о себе, построить модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать оценку факторам, т. е. провести «ревизию смысла».
Указанные содержательные и педагогические подходы позволяют при небольшом количестве учебных часов добиваться отличных результатов. Двухлетний опыт реализации программы «Компетентный менеджер» позволяет руководителям образовательных учреждений успешно решать проблемы, стоящие сегодня перед образовательными учреждениями.
К —
>,08
76 • Июль, 2010
Вестник образования № 4
Образовательная политика
6. Расширение самостоятельности школ Школа должна стать более самостоятельной к;и я 1 лении индивидуальных образовательных программ -расходовании финансовых средств. С 2010 года снм| тельность получат школы, ставшие победителями мин приоритетного национального проекта «Образование лы, преобразованные в автономные учреждения. Гроб отчётность таких школ будет резко сокращена в обмок I крытость информации о результатах работы. С их ди|м | ми будут заключены контракты, предусматривающие шш условия труда с учётом качества работы.
Мы законодательно закрепим равенство государ(май и частных общеобразовательных учреждений, прел- | семьям более широкие возможности для выбора школ! | лесообразно также развитие концессионных механизмов! привлечения к управлению школами частных инвестором Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших I подавателей с использованием технологий дистанциошя образования, в том числе в рамках дополнительной вания. Это особенно важно для малокомплектных шк(удалённых школ, в целом для российской провинции.
Ключевыми механизмами реализации инициативы д..........
стать как проектные, так и программные методы работ I правления деятельности будут осуществляться в рамко- \ Щ оритетного национального проекта «Образование», Фед> ной целевой программы развития образования и федералмц целевой программы «Научные и научно-педагогические инновационной России».
От того, как будет устроена школьная действителен» I какой будет система отношений школы и общества, наем ни интеллектуальным и современным мы сможем сделать 0бщ|
образование, зависит благосостояние наших детей, внуК!
всех будущих поколений. Именно поэтому национальном О
разовательная инициатива «Наша новая школа» должна см
12 • Февраль, 2010 |
делом всего нашего общества.
ПОСТРОЕНИЕ УМНОЙ ЭКОНОМИКИ НУЖНО НАЧИНАТЬ СО ШКОЛЫ»
| щчем изучать инновации в школах и на каких уроках
ШЛТЬ у детей инновационное мышление, в интервью
им о(>1> азования» рассказывают заместитель министра
г,1 и науки Российской Федерации Исаак Калина,
и директор издательства «Просвещение» Алек-
1.1 КОВ и автор учебного пособия «Живая инновация.
ц»мпе XX/ века» Сергей Лесков.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!