шу так много говорят о важности инноваций для со- — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

шу так много говорят о важности инноваций для со-

2019-12-27 91
шу так много говорят о важности инноваций для со- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В§нной России?

1 иргей Лесков:

Инновация - это экономический термин, означаю-

I мюбретение или научную идею, которые предполагают

■ диние некоего конечного продукта, дающего прибыль.

.. лигор - тот, кто желает получить прибыль, принося при

м I жономическую пользу не только себе, но и государству..11МО таких людей не хватает нашей стране. У нас огромное ичество изобретателей, не знающих, что делать со своими |Оротениями, у нас столь же много талантливых учёных, при 1М наука, как правило, оторвана от промышленности, от ре-

1.ИОЙ ЭКОНОМИКИ.

Февраль, 2010 • 13

К сожалению, смысл термина «инновация» остаётся за­кон даже для многих из тех, кто его часто употребляет, оизнося слово «инновации», люди нередко имеют в виду обретательство или научные открытия. Например, Иван Ку-ибин был изобретателем, а Евгений Завойский - величайшим изиком-первооткрывателем, но они не были инноваторами. ыстроить цепочку превращения изобретений и научных идей и инновации - значит на самом деле провести масштабную социальную революцию. Это безумно сложно. Собственно творя, к этому и призывают при каждом удобном случае


Образовательная политика


и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, имени. ■ | сложности на этом пути проникнуто прошлогоднее II Президента России Федеральному собранию.

Чтобы участвовать в построении инновационной | ки, закладывая школьникам первые представлени вациях, пытаться привить им инновационный обр.м I мышления, учителям надо предельно чётко понимай кое инновация. В противном случае непонятна цель, | идёшь.

Исаак Калина:

У инноваций в технологиях есть важная осо(>епм._ они расширяют традиции в ценностях, становятся нет..ц^, мым условием поддержания и расширения хороших, пшД для общества и для каждого человека традиций.

У Владимира Маяковского в поэме «Во весь голос» о<.и | мечательная фраза: «И кроме свежевымытой сорочки I I | по совести, мне ничего не надо». В одной этой фразе удим

тельно ёмко сконцентрировано отношение и к матери, и.........

му, и к духовному. Наверное, свежевымытая сорочка явл»н одновременно материальной и духовной ценностью. Н(>. Маяковский писал эти строки, свежевымытая сорочка, к сох лению, была ценностной традицией в лучшем случае д>м ', и жителей тогдашней России - ведь в те годы стирали вру туш Но если мы хотим, чтобы свежевымытая сорочка стала цшц ностной традицией для всех, приходится переходить на с и инновационные технологии. Без современных стиральных мя шин невозможно поддержать эту традицию.

- Есть ли очевидные и понятные школьникам при меры, подтверждающие, что Россия встаёт на инноп.1 ционный путь развития?

Сергей Лесков:

Часто приходится слышать, что в нашей стране никогд.1 не получалось и не получается делать инновации. Это не так, Я могу привести немало примеров, когда в России были реа лизованы полные инновационные цепочки. Например, нигде в

14 # Февраль, 2010


II и атительных урановых циклов, но они построены в р унимают в современной России. Идея Владимира Пу-

§

1 'II, и ми международного центра по обогащению урана, '.ченидно, будет реализована, это подтверждает. и не столь оптимистичные примеры, о которых т должны знать. Так называемый парогазовый самую эффективную энергосберегающую техно-иозданную российским академиком Христианови-удалось реализовать только на Западе. Только сейчас II | юные установки стали строить в нашей стране, и за-■Тся этим Анатолий Чубайс. Как бы к нему ни относилось ■ ниние, обиженное в годы приватизации, именно он явля-I*. иодня главным инноватором в России, и в корпорации и плио, которую он возглавляет, реально применяются ин-цищиинные схемы.

В рамках какого предмета школьники могут изу-| шгь тему инноваций?

Исаак Калина:

Ни для кого не секрет, что содержание школьного об-|т\ч»ания давно разделилось на «предметные квартиры», и на тенденция усиливается в последние десятилетия. За­чли ую автор учебника, скажем, по физике не очень хорошо I ибе представляет, что написано в учебнике по математике ним того же класса. Да и учителя смежных дисциплин - исто­рии и литературы, химии и биологии и пр. - далеко не всегда имеют возможность состыковать содержание материала. В результате даже при очень хорошем содержании образова­ния и очень хорошем изучении материала в школах всё равно не формируется системное, целостное восприятие мира, не формируется системное мышление. Поэтому обсуждается не­обходимость курса, который интегрировал бы то, что ребята изучают в разных предметах.

февраль, 2010 • 15

Эти дискуссии продолжаются, по-моему, столько времени, сколько я работаю в образовании. Книга «Живая инновация» даёт возможность интегрировать лучшее, самое интерес­ное из разных предметов, которые дети изучают в школе. Её


РЕГИОНАЛЬНЫЕ!


?!!!!^1^ Р«ованияЫо 4


Образо. ютвльи^ политика


 


содержание трудно отнести к физике, матемапм...-.и гому предмету, но благодаря такому интегрируй ищ^ су школьного образования, я надеюсь, в будущем ""О возможность сформировать у наших ребят.инноп целостное, системное восприятие мира и соотвсп шя V мышление.

Такой подход характерен для стандартов нот им ления. В стандарте для начальной школы, которым нЛ был принят, сделана попытка перейти от некоего ди< ь\ Л го изучения конкретных дисциплин, дающего «разоряя» знания по разным предметам, к системному, во мном метапредметному обучению.

Александр Кондаков:

Предполагается, что книга «Живая инновации- пуД использоваться либо в качестве основы для элективном! и| са, либо как дополнительное пособие при изучении >у||1 физики, математики, химии, мотивирующее ученика ни ишя вационную деятельность. Ещё один вариант - исполь.юм.нщ! книги во второй половине дня в различных видах внеурочищ деятельности.

Мы часто говорим, что дети должны уделять больше пин мания спорту, что они не должны попадать под влияние уж что они должны заниматься теми видами деятельности, ни.. рые способствуют их развитию. К сожалению, за поск от | ский период мы забыли о той внеурочной работе во вторад половине дня, которая на самом деле приводила огромив количество детей в кружки, связанные с техникой, модоимр.. ванием, наукой.

В стандарте общего образования второго поколения прнд усмотрены занятия во второй половине дня - внеурочп.ш внешкольная деятельность, которая должна оплачивать* я И иметь соответствующую материально-техническую базу. /.и. что инновационная деятельность школьников поощряется I > -ми возможностями, которые предоставляет новый станд.ч|н школьного образования.

16 • Февраль, 2010

- Будут ли рекомендации от Минобрнауки России по использованию в школах книги «Живая инновация»?


,,раТИГпложениеМ провести апробацию                ресо_

С,имир, в одном ^СУ           тяга      ,^про обычно>

,;Я книгой, - ре°"у разные школы, мы, *

... «м подключить.капр лицеи и гимназии^                    ар с

,.,п,ские и г°Род^ИеезуЛьтаты, провели в ^заНИ                     по.

н,,,У1а, прежде н       бе.

Елее широком масш.

Исаак Калина.            школЫобязательнопотре^

" ^^^ обпе^                                                              регио-

;оВ, в том числе от Рес V

у^е поступили.                                        янный с изучени-

"""ляексаиДР/о^^бьша тройка ""ПТнепоГ-

- У»^те""ав4рого курса колледжа, но это
Гейтса выгнали со вт Р                          ф,.ро№ 20,0. "


Образовательная политика


Вестник образования № 4

шало им превратиться в талантливейших людей, кип многом определяют развитие человечества в целом I ки технического творчества, популярные в советские к| н < ш ходили не только отличники.

На мой взгляд, книга «Живая инновация» адресом.им и мым разный детям, и ничего сложного в ней нет. Дня и ч\ тельства «Просвещение» Сергей Лесков как автор он им ся открытием, потому что, к сожалению, в последнее мрпа очень сложно найти людей, способных интересно и помумн| я говорить о сложном. Мы надеемся, что эта линейка кни1 Пуд|

продолжена. От учителей уже поступают просьбы о том,..... |

аналогичные книги были написаны не только для одишмдтм тиклассников. Это позволит в более раннем возрасте мшй

вировать детей к познанию, творчеству, инновациям. Им>.........

в этом залог успешности нашего государства, для которпгв инновационное развитие является единственным выходом

- Почему именно сейчас было решено предложи ■ • школам изучать темы, связанные с инновациями?

Сергей Лесков:

Это логическое продолжение той политики, которой проводится в стране. Мы говорим об экономике знании о построении инновационной экономики. В последнем сво ём Послании Дмитрий Медведев предложил ещё один сино ним - «умная экономика». В любом случае речь идёт о неко ем векторе развития страны, который направлен от Сырьевой экономики на экономику высоких технологий.

Построение умной, инновационной экономики, конечно, необходимо начинать со школьников. В школах да и, пожалуй, в вузах практически нет дисциплин, которые были бы направ лены на воспитание качеств, необходимых человеку в такой экономике. Пособие «Живая инновация» - первая попытка изменить ситуацию. Мне трудно прогнозировать, окажется ли она удачной. Судить об этом могут только учителя, ученики и их родители.

Александр Кондаков:

Книга «Живая инновация» фактически даёт ответ на вопрос, что должна сделать система образования для реали-

18 • Февраль, 2010


^ I побальной задачи социокультурной модернизации на- Ьтраны. Когда мы говорим, что Россия должна перейти от и идей модели развития к опережающей, это касается и системы образования. Поэтому, разрабатывая стан-П о! ицего образования второго поколения, мы исходили из | что творческий потенциал человека является ведущим Ирором социально-экономического роста. Детям, которые шея в школе сегодня, предстоит работать в экономике эф-> минного применения знаний в высокотехнологичных от-

Щ них.

Считается, что учительское сообщество весьма кон-■ •рвативно. Как совместить это качество с необходимо- Шкю формировать у детей инновационное мышление?

Сергей Лесков-.

Очевидно, задача современного учителя в том и состо­им чтобы сочетать традиционные для педагога осторожность 'и консерватизм с парадоксальностью мышления, которую на-11 каким-то образом трансформировать на ученика.

Рассказывать детям об инновациях будет гораздо проще учителям в тех регионах, где создаётся конкурентная среда, 1де есть объективные условия, чтобы сегодняшние школьники I скором времени могли получить реальные возможности для реализации своих идей. Чтобы инновациям был дан зелёный «нет, чтобы они развивались, необходимы мелкие фирмы, юторые и рождают инновационный сервис. В России же так исторически сложилось, что научные открытия появляются в крупных КБ и научных институтах, которые, судя по мировой практике, не слишком для этого приспособлены. Сегодня есть регионы, где активно развивается мелкий и средний бизнес, где не первый год работают технопарки, и, я уверен, эти про­цессы с каждым годом будут идти активнее.

Исаак Калина:

февраль, /У 1«^

- Когда-то до старших классов школы доходило далеко не 100% возрастной когорты, и очень немногие выпускники школ становились студентами вузов. Поэтому обучать можно было с помощью традиционных технологий, которые были ориен­тированы на освоение материала теми, кому это по силам.


Вестник образования № 4

А кому не по силам, ограничивались получением основ-общего образования. Сегодня общее среднее образовг является обязательным, в старшие классы приходят все чтобы успешно обучать каждого ребёнка вне зависимо от его способностей, нужны новые, можно сказать, иннс ционные технологии в образовании. К счастью, они по ляются.

Я окончил педвуз в 1972 году и долгое время раб:' учителем. А в последующие годы, приходя на уроки к се: коллегам, очень расстраивался, потому что видел: такой.: мог бы провести и я. То есть технологии, работавшие в 1971 годы, работали и в 1990-х годах, и в начале 2000-х. И лм года три назад я с большой радостью начал замечать, чтс р падаю на уроки, которые я, учитель 1970-х, провести уже могу. Наступила пора, когда появились молодые и не с-е молодые по возрасту, но молодые душой учителя, котс:-достаточно уверенно перешли на следующий этап педаг: -ческой квалификации, оставив меня как учителя в прошг: В этой ситуации не стоит так уж однозначно говорив консерватизме учительского сообщества. Наверно, эт; есть лучший результат инноваций в образовании за после;:-годы.

Беседовал Борис СТАР_5;


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.