Глава I . Политические идеи журнала — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава I . Политические идеи журнала

2019-12-27 161
Глава I . Политические идеи журнала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Им. М.В. Ломоносова

Исторический факультет

 

 

«Вестник Европы» Н.М. Карамзина как общественно политический журнал.

 

 

Доклад в семинаре по истории России

студента II курса д/о, группа 2051

Данилова Д.M.

 

 

Руководитель семинара

проф., д.и.н. Андреев А.Ю.

ВВЕДЕНИЕ.. 2

 

ОБЗОР ИСТОЧНИКА.. 4

 

ИСТОРИОГРАФИЯ.. 8

 

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЖУРНАЛА.. 11

Образ Наполеона. 12

Вопрос ограничения самодержавия. 15

 

ГЛАВА II. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС.. 18

 

ГЛАВА III. ВОПРОС О ПРОСВЕЩЕНИИ.. 21

 

ГЛАВА IV. ПАТРИОТИЗМ В «ВЕСТНИКЕ ЕВРОПЫ». 25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29

 

ЛИТЕРАТУРА.. 31

ВВЕДЕНИЕ

 

В марте 1801 года престол занял Александр I. При новом императоре наступило некоторое оживление общественной жизни. Молодой царь выказывал либеральные идеи, а произвол предыдущего царствования, показавший, что все сословия беззащитны перед волей императора, заставил говорить самых высокопоставленных дворян о необходимости твердых законов и даже конституции. В этих условиях несколько смягчается положение прессы и литературы. Количество журналов и альманахов увеличивается. Но надо отметить, что, не смотря на это, вся журналистская тематика по-прежнему фактически делилась на два направления: консервативно-монархическое и либерально просветительское, демократическое[1].

В таких условиях Н.М. Карамзин начинает издание совершенно нового для России вида литературно политического журнала «Вестник Европы». С самого начала журнал был очень популярен, он выходил два раза в месяц небывалым для той эпохи тиражом – 1200 экземпляров – и регулярно издавался в течение 28 лет. Карамзин был редактором журнала лишь первые два года, но именно он дал толчок этому изданию, позволивший журналу просуществовать столько времени. Ведь для журналов этого периода был характерен непродолжительный срок издания. Более того, следует отметить, что с уходом Карамзина в 1803 году из «Вестника Европы» журнал стал уже не тем: журнал потерял значение и оригинальность. За Карамзиным не оказалось сплоченной группы журналистов-единомышленников, которые продолжили бы его дело[2]. Скоро журнал сделался сухим научно-литературным органом, защищавшим позиции классицизма.

Главной задачей этой работы является попытка охарактеризовать «Вестник Европы» Н.М. Карамзина как общественно политический журнал. Такого рода характеристика требует рассмотрения большого круга вопросов. Во-первых, необходимо определить, в какой период своей жизни Н.М. Карамзин решил приступить к работе над этим изданием, каков был его литературный опыт. Во-вторых, несомненно, важно определить,  какие главные вопросы общественной и политической жизни затрагивает Карамзин в своем журнале, какие именно идеи он пытался донести до общественности, ради чего он начал трудиться над «Вестником Европы».

В XXI веке трудно рассуждать об актуальности данной темы – «Вестник Европы» издавался в самом начале XIX века. Но стоит заметить, что XIX век – важная страница в истории русской публицистики, в эту эпоху работали такие одаренные русские критики, публицисты, издатели, как Н. А. Полевой, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский и многие другие. Рассматривать историю русской журналистики без должного внимания к этому периоду нельзя, в то же время нельзя и отрицать наличие публицистики в XVIII веке. Карамзин и его «Вестник Европы» был неким мостом из одного века в другой, поскольку он издавался журнал на рубеже веков, а сам писатель жил, получил образование в XVIII столетии. Более того, сам журнал был значимым явлением не только благодаря имени его издателя: его читали долго после того, как выходил очередной номер, журнальные книжки находились в обращении десятилетиями. Он выражал идеи, который витали в воздухе, которые бродили в умах лучших людей России. Эти умонастроения занимают историков, поскольку спустя чуть более чем 20 лет произойдет восстание декабристов, а почва для этого события готовилась много раньше.

 

 

ОБЗОР ИСТОЧНИКА

В номере «Московских ведомостей» №81 от 9 октября 1801 года появилось сообщение, уведомлявшее читателей от лица Карамзина: «С будущего января 1802 года намерен я издавать журнал под именем «Вестник Европы», который будет извлечением из двенадцати лучших английских, французских и немецких журналов (на самом деле было привлечено гораздо больше иностранных изданий – Д.Д.). Литература и политика составят две главные части его»[3]. Идея создания журнала принадлежит не самому Карамзину, а И.В. Попову – известному московскому книгопродавцу, одному из арендаторов Московской университетской типографии, который предложил Николаю Михайловичу взять на себя его редакцию. Тогда же была обговорена сумма оплаты Карамзину: 3000 рублей в год. Это был первый случай оплаты редакторского труда[4].

До этого момента национальных политических журналов в России не было, хотя и предпринимались попытки создания таковых: например, в 1790 году ученик Новикова П. А. Сохацкий начал издавать «Политический журнал» (с переменой названия выходил до 1830 года), но это было полностью переводное предприятие — дословная копия гамбургского консервативного издания. Никакой роли в русской общественной жизни журнал этот не сыграл[5].

Журнал Карамзина, напротив, был очень популярным, причем с первого выпуска. Во многом это обуславливалось известностью самого Карамзина: к тому времени уже состоялась публикация «Писем русского путешественника» (1791-1792) и повести «Бедная Лиза» (1792), которые прославили писателя. Но успех мероприятия превзошел все ожидания: издатель был вынужден допечатывать уже первый номер журнала. Такой интерес к новому изданию можно объяснить тем, что «Вестник Европы» следует признать новым этапом в истории русской журналистики. Периодика XVIII в. не являлась долговременной, а журнальные рубрики (критика, политика и т.д.) не были строго разграничены. «Вестник Европы» - первый в России «толстый» журнал, прообраз общественно-политических журналов XIX в. Он выходил дважды в месяц в течение двух лет под руководством Карамзина. Журнал продолжал существовать и после, до 1830 года, но с уходом основателя потерял свою оригинальность и общественное значение.

В первом номере Николай Михайлович во вступительной статье изложил суть дела, за которое он принялся с невероятным усердием. В программной статье  «Письмо к издателю»[6] Карамзин от имени читателя из азиатской глуши дает обозрение будущему журналу. Достоинство нового журнала автор письма видит в его разнообразии. Указывая сначала на давнюю необходимость подобного издания в России, а затем на сложность выполнения этой задачи, автор письма также излагает жалобу на «бедность литературы». Современная литература, по его мнению, не совсем удовлетворяет потребности в ней, возросшие во всех слоях общества. Тем самым подчеркивается ее наибольшая значимость из всех искусств в родной стране. Относительно раздела о политике азиатский читатель, выказав комплименты молодому монарху, пишет, что он не обещает быть слишком объемным, поскольку «вся Европа, наскучив беспорядками и кровопролитием, заключает мир, который, по всем вероятностям, будет тверд и продолжителен»[7].

Опыта в области издательского дела у Николая Михайловича хватало. Ко времени начала издания «Вестника Европы» Карамзин успел побывать издателем «Московского журнала» (1791-1792), альманахов «Аглая» (1794-1795) и «Аониды» (1796-1799), сотрудником газеты «Московские ведомости» (1795)[8].

Но «сочинять Журнал одному трудно и невозможно; достоинство его состоит в многообразии, которого один талант (не исключая даже и Вольтерова) никогда не имел», - так пишет Карамзин все в той же вступительной статье «Письмо к издателю»[9]. Здесь автор дает понять, что принимается за дело не в одиночестве. Однако если полистать сам журнал, то можно заметить, что статьи в основном были анонимными.

Журнал с первого номера четко делился на 2 части: первая – «Литература и смесь», вторая – «Политика». Издание состоит в основном из переводов литературных произведений и статей из европейских журналов, а также отечественных писателей. Среди тех, кто печатался в первом разделе, мы видим Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, М. М. Хераскова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, Д. В. Давыдова. По сути, Карамзину удалось привлечь к работе над журналом весь цвет литературы конца XVIII века[10].

Сам Карамзин активно печатался в своем журнале. Он весьма последовательно излагал аудитории свои взгляды. Например, он стал автором статей «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств»[11], «О любви к отечеству и народной гордости»[12] и некоторых других, которые в эпоху галломании и стеснения говорить на родом языке преподавали урок патриотизма соотечественникам.

Из своих произведений в «Вестнике Европы» Карамзин опубликовал повести «Марфа Посадница», "Рыцарь нашего времени", "Моя исповедь". Но все же главную роль в журнале играли переводы статей зарубежных журналов и газет, а так же всевозможные послания в виде писем: «Письмо к издателю»[13],«Письмо госпожи Жанлис из Швейцарии»[14], «Забавные Шотландские Графы»[15] и т.д.

Таким образом, при работе над журналом Карамзин привлекал своих друзей-литераторов, однако из-за анонимности трудно определить авторство статей. Но сам Карамзин подчеркивает, что работал над изданием не в одиночку, хотя Лотман и считает «Вестник Европы» монологом издателя. Журнал состоял из двух частей – литературы и политики, как было заявлено изначально и чему автор не изменил на протяжении двух лет, хотя и создается впечатление, что второй части автор отдает предпочтение.

 

ИСТОРИОГРАФИЯ

Нельзя сказать, что литературы по этой теме необозримо много. Есть несколько исследователей непосредственно творчества Карамзина. Это работы Евгения Ивановича Осетрова и Юрия Михайловича Лотмана. Однако их монографии не были посвящены конкретно интересующей мне теме. Так, в книге «Три жизни Карамзина» Е.И. Осетров повествует о жизни Карамзина в целом, рассматривает ее на культурном фоне отечественной и западноевропейской истории. В этой книге периоду работы над «Вестником Европы» посвящено менее одной главы. Осетров считает нужным лишь обозначить некоторые идеи Карамзина и привести примеры.

М. Ю. Лотман в книге «Сотворение Карамзина» рассматривает жизнь писателя как будто под микроскопом, раскладывает ее по полочкам, пишет «биографию души». Однако такой подход к теме не подразумевает подробного разбора формы журнала, его жанрового наполнения. Лотмана политическая тема этого журнала увлекает больше, чем, допустим, круг сотрудников и литературные произведения, напечатанные в журнале.

Также есть достаточное количество статей, частично или полностью посвященных «Вестнику Европы». Надо отметить, что достаточно большая их часть является филологическим исследованиями, разбирающими больше литературную составляющую журнала, что в данной работе не так важно. Исторические же статьи, как правило, также как и приведенные монографии крупных ученых, тяготеют к анализу имени личности Карамзина, многогранно отраженной в журнале. Они пытаются дать оценку взглядам редактора на основе статей «Вестника». Самыми важными вопросами, поднимаемыми в подобных статьях, являются вопросы о политических взглядах Карамзина и крестьянский. Даже в, казалось бы, в тематической статье И.В. Немировского «Щвейцарская тема в «Вестнике Европы» Н.М. Карамзина» автор напрямую связывает интерес Карамзина к Швейцарии с внутрироссийскими проблемами.

В большинстве описываемых статей мы находим достаточно поверхностные суждения, заключающиеся в том, что Карамзин представляется ярым апологетом самодержавия и крепостничества. В том или ином виде это прослеживается статьях Б.И. Есина, И.В. Немировского, О.Б. Кафановой. Другие, более объективные авторы отказываются от подобной однобокой оценки, признают, что мировоззрение Карамзина имеет под собой особую, отчасти просвещенческую философию, что во многом усложняет его взгляды. Это статьи Н.Н. Зубкова, В.Г. Березиной, Л.Г. Кислягиной. Но все же эти статьи чаше всего завершаются слишком обобщенным выводом, что по основным вопросам «Вестник Европы» при Карамзине занял умеренно либеральную позицию. Наиболее же глубокий анализ взглядов Карамзина дается именно в общих объемных трудах Ю.М. Лотмана и Е.И. Осетрова.

Еще один аспект, который стоит отметить, это то, что большинство исследователей проявляют единодушие по вопросу полного отражения воззрений Карамзина в «Вестнике». Скорее всего это обусловлено обширными изысканиями Ю.М. Лотмана, неоднократно приводимыми им в подтверждение верности этого мнения. Он пространно доказывает, во-первых, принадлежность большинства статей руке Карамзина, а, во-вторых, наличие намеренных искажений в соответствии с мнением редактора в переводных статьях. Лотман открыто называет журнал «единым монологом издателя»[16]. С ним соглашаются все, кто так или иначе проверял авторство статей в «Вестнике». На этом фоне примечательным кажется мнение О.Б. Кафановой, которая считает, что Карамзин в своем журнале стремится к объективности. «Карамзин как бы стремился выдержать роль объективного обозревателя европейских событий, сталкивая несколько точек зрения на один и то же факт и способствуя выработке более диалектичного взгляда на события»[17] - пишет она. Так, при описании ситуации во Франции, официозное мнение, взятое из «Moniteur» корректировалось публикациями из журналов, проникнутыми республиканскими настроениями, например, из «Decade»[18]. Более того, отдельные переводные статьи Карамзин сопровождал информацией об авторе, обозревая его взгляды, давая тем самым читателю самому делать выводы о подлинности или предвзятости той или иной информации[19].

 

Образ Наполеона

Отношение «Вестника Европы» Карамзина к Наполеону также является одной из тем, которая прослеживается во всех 44-х выпусках журнала. В первой половине 1802 «Вестник» просто наполнен панегириками в адрес Бонапарта. Все начинается с восхваления поступков Бонапарта, как человека вернувшего Франции монархию. Карамзин пишет: «Он конечно заслуживает признательность Французов и почтение всех людей, умеющих ценить чрезвычайные действия геройства и разума»[24]. Далее следует множество похвал Бонапарту, варьирующие ту же мысль. На основании этого М. Ю. Лотман дает следующую характеристику рассматриваемому изданию: «Вестник Европы» Карамзина — журнал откровенно бонапартистский»[25]. Этот тезис можно прокомментировать с двух сторон. Во-первых, для современного человека такое суждение может показаться весьма странным. Но в 1802 году это выглядело иначе. С. Н. Глинка, известный патриот, провозглашавший в 1812 году Наполеона людоедом и сыгравший своим журналом «Русский вестник» немалую роль в возбуждении «отечественнолюбивого духа» в русском обществе, на рубеже веков был пламенным бонапартистом. Эти чувства разделял с ним его друг А. А. Тучков, в будущем герой Бородинского сражения, погибший со знаменем в руках у Семеновского редута[26]. Во-вторых, в свете же будущих событий, такая оценка может показаться достаточно тривиальной. Но Карамзин значительно расходится со своими современниками в оценках Наполеона. В 1802 многие профессиональные политики считали власть Бонапарта ненадежной, а самого его хорошим генералом, но посредственным администратором[27]. А в это время Карамзин открыто заявил: «его (Наполеона – Д.Д.) внешняя политика и внутреннее управление достойны удивления не менее Маренгской победы»[28].

Но нам все-таки представляется сомнительной безоговорочная трактовка Карамзина периода «Вестника Европы» как ярого бонапартиста. Надо иметь в виду, что Карамзин воспринял идею, что каждый народ должен найти свой путь развития. Такое мировоззрение подразумевает наличие идеала мирного развития всего человечества и каждого народа в отдельности. Этому идеалу в области политики соответствовали, с одной стороны, принцип невмешательства в дела других государств и осуждение агрессивных войн, с другой – требование стабильности во внутренней политике[29]. Именно в таком ключе эволюционирует на страницах журнала отношение Карамзина к Наполеону. Так в статье «Новый план учения во Франции» Н.М. Карамзин как раз и отмечает заслуги Бонапарта в устроении стабильности во внутренних делах Франции. В статье говориться: «Мы видели время разрушений; теперь начинается эпоха великих политических образований, и только один невнимательный или грубый ум не чувствует ея важности»[30]. Также еще в программной статье «Всеобщее обозрение» говорилось: «Все изданные им законы собраны с духом времени и служат залогом Его человеколюбивых намерений»[31]. Та же мысль обнаруживается и в довольно подробных рассказах иностранных путешественников о повседневной жизни Парижа, равно как и в кратких заметках из «Смеси» и «Известий и замечаний» – постоянных рубриках журнала. Жизнь во Франции вошла или входит в свою колею – такова основная мысль всех этих сообщений.

Но вскоре в политике Наполеона начали накапливаться события, тревожащие Карамзина. Во-первых, журнал резко выступает против колониальной политики Франции: «мы признаемся в сердечной ненависти к сим ужасным могилам Европейцев, называемых колониями. Там судьба наказывает потомков за лютость их предков»[32]. Наибольшее же внимание Карамзина привлекло малопримечательное для остального мира событие – вмешательство Бонапарта в дела Швейцарии. Об этом речь идет в 4-х последних журналах 1802 года[33]. Экспансионистские настроения Наполеона в колониях и Швейцарии позволили Карамзину более трезво взглянуть на то, как консул выполняет свою историческую миссию, но не отменили его убеждение в том, что Бонапарт ее так или иначе выполняет. Именно так следует интерпретировать высказывание «Вестника» в большей части 1803 года. Что касается личных качеств и конкретных политических акций, то журнал может высказываться сколь угодно отрицательно. Карамзин может теперь хвалить некоторых из врагов консула[34]. Но говоря об общей исторической роли Бонапарта, Карамзин признавал, что его политика была принципиально новой для своего времени, что она, во всяком случае, безмерно превосходила тактику и близорукое поведение старых дворов и своекорыстную тактику английских министров[35]. Поэтому общие оценки 1803 года часто очень высоки: «Бонапарте Единственный»[36]; «Судьба поставила на место Карлов, Генрихов и Лудовиков Наполеона, с святейшим титулом в мире – с титулом великого человека…»[37].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед тем, как перейти непосредственно к заключению, хотелось бы прояснить еще один немаловажный аспект. В ходе написания этой работы очень часто использовались формулировки, говорящие, что в журнале отображены именно идеи Карамзина. Если вспомнить заданную тему ««Вестник Европы» Н.М. Карамзина как общественно политический журнал», то может возникнуть характерный вопрос, а не отошел ли автор доклада от нее, углубившись именно в разбор позиций скорее самого Карамзина, нежели журнала. Два факта позволяют ответить на этот вопрос отрицательно.

Во-первых, надо сказать, большинством исследователей была проведена работа по идентификации авторов статей. Этим с особым успехом занимался М.Ю. Лотман. Из этих исследований становится ясно, что абсолютное большинство журнальных статей и переводов, чье авторство удалось установить, принадлежат руке Карамзина. Что же касается статей, оставшихся анонимными, то большое количество ученых полагает, что многие из них также принадлежат самому Карамзину.

Во-вторых, тот же Ю.М. Лотман доказал, что степень авторского вмешательства в текст источника переводных статей была подчас очень высока. Так, переводные тексты часто намеренно искажались и приводились в соответствие со взглядами издателя. В речи Порталиса о Гражданском кодексе Наполеона, например, было выброшено все, с чем Карамзин был не согласен; в сообщениях о волнении в Турции, изложенных в «Письме из Константинополя»[62] положительное отношение немецкого журналиста к ним заменено на решительное осуждение. Таким образом, становиться ясно, что жанр «Вестника Европы» не ограничился только развлечением читателя, как обещала программная статья. В практике Карамзина показательно умение использовать журнал для пропаганды своих взглядов без навязчивости, но тем не менее весьма последовательно[63]. Ю.М. Лотман прямо говорит, что «весь «Вестник Европы» - это как бы единый монолог издателя, выражающий его политическую установку»[64]. Именно поэтому анализ журнала именно через призму взглядов самого Карамзина представляется оправданным.

В заключении хотелось бы подвести следующий итог: Карамзин в первом русском политическом журнале не только оповещал читателей о происходящем, но и знакомил их с прошлым, а также делился своими соображениями насчет современности. Так, он поднимает наиболее животрепещущие темы: французская революция, Бонапарт, лучшая форма правления, крестьянский вопрос, проблема просвещения, галломания, французская мода. «Вестник Европы» был для России совершенно новым типом журнала; впервые политика была признана равноправной частью общественных интересов на равнее с литературой; в ходе работы над «Вестником» Карамзин усовершенствовал литературный русский язык. Итак, во многом он был первопроходцем, именно поэтому «Вестник Европы» читали и много лет после выпуска. Более того этот журнал сыграл свою не малую роль в истории отечества: и дело не только в том, что он просвещал широкие массы по всей стране, но и в том, что накануне войны с Наполеоном любовь к Родине, дух патриотизма и национальная гордость были необходимы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

        

    Источник:

1. Вестник Европы. 1802. Вып.1-24

2. Вестник Европы. 1803. Вып.1-24

 

       Литература:

1. Березина В.Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. Л., 1965.

2. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). М.. 2001.

3. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., 1989.

4. Зубков Н.Н. Иностранная литература в журнале «Вестник Европы» Н.М. Карамзина. Книга в системе международных культурных связей. М., 1990.

5. Кафанова О.Б. Переводы Н.М. Карамзина в «Вестнике Европы» // Проблемы метода и жанра. Вып. 12. Томск, 1986.

6. Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политическиз взглядов Н.М. Карамзина (1785-1803). М., 1976.

7. Лотман М.Ю. Сотворение Карамзина. М., 1987.

8. Немировский И.В. Щвейцарская тема в «Вестнике Европы» Н.М. Карамзина // XVIII век. Сб. №16. Л., 1989.

9. Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М.: Современник, 1985.

 


[1] Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). М., 2001. С.18.

[2] Там же. С.19.

[3] Лотман М.Ю. Сотворение Карамзина. М., 1987. С.280-281.

[4] Березина В.Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. Л., 1965. С.9.

[5] Лотман М.Ю. Указ. соч. С.281.

[6] Письмо к издателю / Вестник Европы. – 1802. - №1.

[7] Там же.

[8] Березина В.Г. Указ. соч. С.9.

[9] Письмо к издателю / Вестник…

[10] Березина В.Г. Указ. соч. С.10.

[11] О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств / Вестник Европы. – 1802. - №24.

[12] О любви к отечеству и народной гордости / Вестник Европы. – 1802. - №4.

[13] Письмо к издателю / Вестник…

[14] Письмо госпожи Жанлис из Швейцарии / Вестник Европы. – 1803. - №9.

[15] Забавные Шотландские Графы / Вестник Европы. – 1803. - №11.

[16] Лотман. Указ. соч. С.287.

[17] Кафанова О.Б. Переводы Н.М. Карамзина в «Вестнике Европы» // Проблемы метода и жанра. Вып. 12. Томск, 1986. С.102.

[18] Кафанова О.Б. Указ. соч. С.102.

[19] Там же. С.103.

[20] Березина В.Г. Указ. соч. С.12.

[21] См., например: Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., 1989.

[22] Зубков Н.Н. Иностранная литература в журнале «Вестник Европы» Н.М. Карамзина. Книга в системе международных культурных связей. М., 1990. С.69.

[23] Всеобщее обозрение / Вестник Европы. – 1802. - №1.

[24] Там же.

[25] Лотман М.Ю. Указ. соч. С.282.

[26] Лотман М.Ю. Указ. соч. С.282.

[27] Зубков Н.Н. Указ. соч. С.71.

[28] Всеобщее обозрение / Вестник…

[29] Зубков Н.Н. Указ.соч. С.70.

[30] Новый план народного учения во Франции, предложенный Консулами Законодательному совету / Вестник Европы. – 1802. - №10.

[31] Всеобщее обозрение. / Вестник…

[32] Известия и замечания / Вестник Европы. – 1802. - №24.

[33] Вестник Европы. – 1802 - №№21-24.

[34] Письмо из Парижа о Генерале Моро Известия и замечания / Вестник Европы. – 1803. - №16.

[35] Зубков Н.Н. Указ.соч. С.77.

[36] Бонапарте Единственный / Вестник Европы. – 1803. - №15.

[37] Известия и замечания / Вестник Европы. – 1802. - №15.

[38] Письмо из Константинополя / Вестник Европы. – 1802. - №4.

[39] О Московском мятеже в царствование Алексея Михайловича / Вестник Европы. – 1803. - №18.

[40] Известия и замечания. Швейцария / Вестник Европы. – 1802. - №20.

[41] Известия и замечания. Швейцария / Вестник Европы. – 1802. - №22.

[42] Немировский И.В. Швейцарская тема в «Вестнике Европы» Н.М. Карамзина // XVIII век. Сб. №16. Л., 1989. С.276.

[43] Всеобщее обозрение / Вестник…

[44] Березина В.Г. Указ. соч. С.13.

[45] Приятные виды, надежды и пожелания нынешнего времени / Вестник Европы. – 1802. - №12.

[46] Письмо сельского жителя / Вестник Европы. – 1803. - №17.

[47] Фрол Силин – добродетельный селянин / Вестник Европы. – 1802. - №3.

[48] Березина В.Г. Указ. соч. С.14.

[49] О Просвещении / Вестник Европы. – 1802. - №1.

[50] Приятные виды, надежды и пожелания нынешнего времени / Вестник…

[51] Странность / Вестник Европы. – 1802. - №2.

[52] О новом образовании народного просвещения в России / Вестник Европы. – 1805. - №5.

[53] Приятные виды, надежды и пожелания нынешнего времени / Вестник…

[54] О верном способе иметь в России довольно учителей / Вестник Европы. – 1803. - №8.

[55] Отчего в России мало авторских талантов? / Вестник Европы. – 1802. - №14.

[56] О книжной торговле и любви к чтению в России / Вестник Европы. – 1802. - №9.

[57] О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств / Вестник…

[58] Там же.

 

[59] Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М., 1985. С.268.

[60] Женские парики / Вестник Европы. – 1802. - №1.

[61] Письмо из Парижа. / Вестник Европы. – 1802. - №6.

[62] Письмо из Константинополя / Вестник…

[63] Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., 1989. С.16.

[64] Лотман М.Ю. Указ. соч. С.287.

Им. М.В. Ломоносова

Исторический факультет

 

 

«Вестник Европы» Н.М. Карамзина как общественно политический журнал.

 

 

Доклад в семинаре по истории России

студента II курса д/о, группа 2051

Данилова Д.M.

 

 

Руководитель семинара

проф., д.и.н. Андреев А.Ю.

ВВЕДЕНИЕ.. 2

 

ОБЗОР ИСТОЧНИКА.. 4

 

ИСТОРИОГРАФИЯ.. 8

 

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЖУРНАЛА.. 11

Образ Наполеона. 12

Вопрос ограничения самодержавия. 15

 

ГЛАВА II. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС.. 18

 

ГЛАВА III. ВОПРОС О ПРОСВЕЩЕНИИ.. 21

 

ГЛАВА IV. ПАТРИОТИЗМ В «ВЕСТНИКЕ ЕВРОПЫ». 25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29

 

ЛИТЕРАТУРА.. 31

ВВЕДЕНИЕ

 

В марте 1801 года престол занял Александр I. При новом императоре наступило некоторое оживление общественной жизни. Молодой царь выказывал либеральные идеи, а произвол предыдущего царствования, показавший, что все сословия беззащитны перед волей императора, заставил говорить самых высокопоставленных дворян о необходимости твердых законов и даже конституции. В этих условиях несколько смягчается положение прессы и литературы. Количество журналов и альманахов увеличивается. Но надо отметить, что, не смотря на это, вся журналистская тематика по-прежнему фактически делилась на два направления: консервативно-монархическое и либерально просветительское, демократическое[1].

В таких условиях Н.М. Карамзин начинает издание совершенно нового для России вида литературно политического журнала «Вестник Европы». С самого начала журнал был очень популярен, он выходил два раза в месяц небывалым для той эпохи тиражом – 1200 экземпляров – и регулярно издавался в течение 28 лет. Карамзин был редактором журнала лишь первые два года, но именно он дал толчок этому изданию, позволивший журналу просуществовать столько времени. Ведь для журналов этого периода был характерен непродолжительный срок издания. Более того, следует отметить, что с уходом Карамзина в 1803 году из «Вестника Европы» журнал стал уже не тем: журнал потерял значение и оригинальность. За Карамзиным не оказалось сплоченной группы журналистов-единомышленников, которые продолжили бы его дело[2]. Скоро журнал сделался сухим научно-литературным органом, защищавшим позиции классицизма.

Главной задачей этой работы является попытка охарактеризовать «Вестник Европы» Н.М. Карамзина как общественно политический журнал. Такого рода характеристика требует рассмотрения большого круга вопросов. Во-первых, необходимо определить, в какой период своей жизни Н.М. Карамзин решил приступить к работе над этим изданием, каков был его литературный опыт. Во-вторых, несомненно, важно определить,  какие главные вопросы общественной и политической жизни затрагивает Карамзин в своем журнале, какие именно идеи он пытался донести до общественности, ради чего он начал трудиться над «Вестником Европы».

В XXI веке трудно рассуждать об актуальности данной темы – «Вестник Европы» издавался в самом начале XIX века. Но стоит заметить, что XIX век – важная страница в истории русской публицистики, в эту эпоху работали такие одаренные русские критики, публицисты, издатели, как Н. А. Полевой, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский и многие другие. Рассматривать историю русской журналистики без должного внимания к этому периоду нельзя, в то же время нельзя и отрицать наличие публицистики в XVIII веке. Карамзин и его «Вестник Европы» был неким мостом из одного века в другой, поскольку он издавался журнал на рубеже веков, а сам писатель жил, получил образование в XVIII столетии. Более того, сам журнал был значимым явлением не только благодаря имени его издателя: его читали долго после того, как выходил очередной номер, журнальные книжки находились в обращении десятилетиями. Он выражал идеи, который витали в воздухе, которые бродили в умах лучших людей России. Эти умонастроения занимают историков, поскольку спустя чуть более чем 20 лет произойдет восстание декабристов, а почва для этого события готовилась много раньше.

 

 

ОБЗОР ИСТОЧНИКА

В номере «Московских ведомостей» №81 от 9 октября 1801 года появилось сообщение, уведомлявшее читателей от лица Карамзина: «С будущего января 1802 года намерен я издавать журнал под именем «Вестник Европы», который будет извлечением из двенадцати лучших английских, французских и немецких журналов (на самом деле было привлечено гораздо больше иностранных изданий – Д.Д.). Литература и политика составят две главные части его»[3]. Идея создания журнала принадлежит не самому Карамзину, а И.В. Попову – известному московскому книгопродавцу, одному из арендаторов Московской университетской типографии, который предложил Николаю Михайловичу взять на себя его редакцию. Тогда же была обговорена сумма оплаты Карамзину: 3000 рублей в год. Это был первый случай оплаты редакторского труда[4].

До этого момента национальных политических журналов в России не было, хотя и предпринимались попытки создания таковых: например, в 1790 году ученик Новикова П. А. Сохацкий начал издавать «Политический журнал» (с переменой названия выходил до 1830 года), но это было полностью переводное предприятие — дословная копия гамбургского консервативного издания. Никакой роли в русской общественной жизни журнал этот не сыграл[5].

Журнал Карамзина, напротив, был очень популярным, причем с первого выпуска. Во многом это обуславливалось известностью самого Карамзина: к тому времени уже состоялась публикация «Писем русского путешественника» (1791-1792) и повести «Бедная Лиза» (1792), которые прославили писателя. Но успех мероприятия превзошел все ожидания: издатель был вынужден допечатывать уже первый номер журнала. Такой интерес к новому изданию можно объяснить тем, что «Вестник Европы» следует признать новым этапом в истории русской журналистики. Периодика XVIII в. не являлась долговременной, а журнальные рубрики (критика, политика и т.д.) не были строго разграничены. «Вестник Европы» - первый в России «толстый» журнал, прообраз общественно-политических журналов XIX в. Он выходил дважды в месяц в течение двух лет под руководством Карамзина. Журнал продолжал существовать и после, до 1830 года, но с уходом основателя потерял свою оригинальность и общественное значение.

В первом номере Николай Михайлович во вступительной статье изложил суть дела, за которое он принялся с невероятным усердием. В программной статье  «Письмо к издателю»[6] Карамзин от имени читателя из азиатской глуши дает обозрение будущему журналу. Достоинство нового журнала автор письма видит в его разнообразии. Указывая сначала на давнюю необходимость подобного издания в России, а затем на сложность выполнения этой задачи, автор письма также излагает жалобу на «бедность литературы». Современная литература, по его мнению, не совсем удовлетворяет потребности в ней, возросшие во всех слоях общества. Тем самым подчеркивается ее наибольшая значимость из всех искусств в родной стране. Относительно раздела о политике азиатский читатель, выказав комплименты молодому монарху, пишет, что он не обещает быть слишком объемным, поскольку «вся Европа, наскучив беспорядками и кровопролитием, заключает мир, который, по всем вероятностям, будет тверд и продолжителен»[7].

Опыта в области издательского дела у Николая Михайловича хватало. Ко времени начала издания «Вестника Европы» Карамзин успел побывать издателем «Московского журнала» (1791-1792), альманахов «Аглая» (1794-1795) и «Аониды» (1796-1799), сотрудником газеты «Московские ведомости» (1795)[8].

Но «сочинять Журнал одному трудно и невозможно; достоинство его состоит в многообразии, которого один талант (не исключая даже и Вольтерова) никогда не имел», - так пишет Карамзин все в той же вступительной статье «Письмо к издателю»[9]. Здесь автор дает понять, что принимается за дело не в одиночестве. Однако если полистать сам журнал, то можно заметить, что статьи в основном были анонимными.

Журнал с первого номера четко делился на 2 части: первая – «Литература и смесь», вторая – «Политика». Издание состоит в основном из переводов литературных произведений и статей из европейских журналов, а также отечественных писателей. Среди тех, кто печатался в первом разделе, мы видим Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, М. М. Хераскова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, Д. В. Давыдова. По сути, Карамзину удалось привлечь к работе над журналом весь цвет литературы конца XVIII века[10].

Сам Карамзин активно печатался в своем журнале. Он весьма последовательно излагал аудитории свои взгляды. Например, он стал автором статей «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств»[11], «О любви к отечеству и народной гордости»[12] и некоторых других, которые в эпоху галломании и стеснения говорить на родом языке преподавали урок патриотизма соотечественникам.

Из своих произведений в «Вестнике Европы» Карамзин опубликовал повести «Марфа Посадница», "Рыцарь нашего времени", "Моя исповедь". Но все же глав


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.