Объемная форма. Открытый - полуоткрытый -закрытый объем. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Объемная форма. Открытый - полуоткрытый -закрытый объем.

2020-02-15 456
Объемная форма. Открытый - полуоткрытый -закрытый объем. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По общему виду объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и в глубину. Такое развитие предопределяет его скульптурный характер. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего композиционного центра (или оси), отличаясь компактностью. В таком виде она лучше всего воспринимается с разных точек пространства. Поэтому использование объемной формы наиболее рационально в открытой пространственной среде, а не в условиях замкнутого пространства, например рядом с ограничивающей его плоскостью.

 Важный композиционный признак объемной формы − ее геометрический вид. По этому признаку можно выделить (аналогично простым плоским геометрическим фигурам − квадрату, прямоугольнику, треугольнику, окружности и т. д.) основные виды объемных форм. Это − куб, параллелепипед, конус, пирамида, шар.

В объемной композиции каждый из простых объемных форм имеет свой пластический характер, обусловленный пространственным соотношением образующих объемную форму плоскостей. Сохраняя один геометрический вид, объемная форма может менять свой пластический характер в зависимости от степени открытости. Эта степень зависит от заполнения объемной формы пространством. В зависимости от нее объем разделяется на три основных вида: закрытый, полуоткрытый и открытый.

Первый характеризуется отсутствием в нем пространства, замыканием формообразующих плоскостей и предельной плотностью массы.

Второй − частичным ограничением формы и разным, в том числе и профильным, расположением в ней плоскостей относительно друг друга. Третий − формообразованием за счет использования исключительно линейно-пластических элементов.

Каждый вид выделяется специфическим композиционно-пластическим характером. Закрытая форма монументальна, полуоткрытая − легкая, открытая − совсем воздушная, пронизанная пространством.

Таким образом, строится развернутая система различных видов объемных форм, отличающихся геометрическим видом и открытостью. Этой системой выявляется большое разнообразие объемов при определенной схожести и различии их пластических свойств. На ее основе можно строить объемные композиции, подбирая в соответствии с решаемой задачей схожие или резко отличающиеся пластические элементы.

Композиционный характер объемной формы во многом проявляется в ее внутреннем строении − структуре. Выражается эта структура в количестве и относительном расположении основных ее элементов. Ее крайние состояния − моноструктура и полиструктура или форма, собранная из нескольких разнохарактерных по пластике элементов. Когда последние измельчены и их так много, что они теряются, «растворяются» в общей массе объемной формы, которая по своему структурному состоянию переходит в свою противоположность − в монообъем.

Четкость и ясность внутреннего строения объемной формы предопределяет ее композиционную выразительность. В монообъеме, или сплошном массиве, многое зависит от конфигурации и фактурно-рельефной обработки внешних поверхностей. Композиционный характер объемной полиструктуры определяет выразительное расположение в форме пластических элементов. Их случайное нагромождение, особенно в случае большого количества, ведет к нивелировке этого характера, образованию бесформенного объема. И наоборот, четкое выявление структурных частей, составляющих объемную композицию, обеспечивает ей необходимую художественную выразительность. Такое решение особенно значимо при включении в объем разных по пластическим свойствам элементов − линейных, плоскостных и, собственно, объемных. Следует учитывать, что композиционный характер закрытой объемной формы во многом проявляется в том, насколько отчетливо выделяются ее грани. В этом смысле закрытая кубическая форма более выразительна, нежели, скажем, цилиндрическая. Однако плавность переходов внешних плоскостей, формирующих объем, в иных случаях, например, при ее ярком боковом освещении, может помоь тому, кто строит объемную композицию. Это может придать изящество объемной форме. Большое значение в выявлении пластического характера объемной формы имеет ее пластическая моделировка. Приемы такой моделировки чрезвычайно разнообразны и подчиняются решению разных композиционных задач. Например, выявлению характера формообразующих плоскостей, силуэта или конфигурации объема. В дополнение к ним выступают приемы графической моделировки объемной формы. Такая моделировка может быть направлена также на решение разных композиционных задач, например, подчеркивание верха или низа объема, выделение его граней и др. В принципе каждая композиционная задача требует поиска своего приема графическо- пластической моделировки объемной формы. В частности, пластическая разработка шрифтовых и знаковых форм подразумевает использование приема, сохраняющего хорошую читаемость букв и знаков. Своя моделировка требуется в решении простых объемных геометрических фигур, например кубов и параллелепипедов.

Объемно-пространственная композиция Характеризуется развитием пространственных элементов (объемов) в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках – сопоставимо с развитием в ширину и высоту.

Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаще всего подчеркивается глубинным расположением разных по своим пластическим свойствам элементов – линейных, плоскостных и объемных. Объемно-пространственная композиция воспринимается с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например, в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы.

В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов.

Характер композиции рассматриваемого вида также раскрывается в пластической моделировке включаемых в нее элементов. В приемах такой моделировки четко раскрываются доминирующие свойства разных пространственных элементов – их конфигурация, расположение, силуэт и членение. При этом решаются следующие композиционные задачи:

- выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.);

- расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции;

- остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.