Концептуальная характеристика музыкального формата радиостанции — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Концептуальная характеристика музыкального формата радиостанции

2020-02-15 145
Концептуальная характеристика музыкального формата радиостанции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формат коммерческой музыкальной радиостанции организован под потребности целевой аудитории. Наиболее существенным критерием, определяющим формат радиоканала, является стилистика звучащей в эфире музыки, своеобразный музыкальный имидж эфира, задающий набор идентификационных джинглов, форму подачи музыкального материала, его компоновку, микширование и, самое главное, манеру работы ведущих [28, с. 68].

Музыкально-развлекательное радиовещание тяготеет к интерактивности и контакта с аудиторией (прямого или опосредованного), поэтому такие программы обычно имеют высокий рейтинг и самую дорогую стоимость рекламы (программы на заказ, утренние шоу). Объяснение этому достаточно простое: это возможность обратиться к знакомым и друзьям, а также послушать любимую музыкальную композицию. Это своеобразный психологический прием, которым много лет пользуются коммерческие радиостанции для привлечения и расширения слушательской аудитории [3].

Вообщем концерты на заказ - одна из старейших форм музыкально-развлекательных программ на радио. По этому принципу создавали программу по заказу «В рабочий полдень», что выполняла социальный заказ, потому акцент делали на письмах рабочих с крупных заводов и предприятий. Эти письма обязательно зачитывали в эфире, конкретному радиослушателю вместе с ответом на его вопрос адресовали заказанную песню [ 4, с. 95 ].

Сегодня нет ни одной радиостанции, которая бы не использовала эту достаточно простую, но популярную форму. Она может иметь различные варианты воплощения, как, например, часовая полуденная программа «Музыкальное кафе», ее сущность заключается в общении со слушателями, которые, по телефону в студии, попадают в виртуальную кофейню, где вместо меню ведущая и шеф-повар предлагают десять песен. Посетители радио-кафе могут выбрать одну из композиций, передать привет или поздравление. Игровой компонент программы заключается, во-первых, в выборе мелодии, во-вторых, в определении конце часа лучшего поздравления, автор которого и получает подарок.

Именно игровые программы обеспечивают наибольшую интерактивность и выполняют развлекательную функцию. Игровые программы на радио - явление довольно новое. В середине ХХ в отдельные элементы такого типа программ имелись только в нескольких программах, постепенно формы игровых программ становились более сложными, расширялся информационный материал, менялись приемы его подачи. С изменением общественно-политической жизни в стране потерпели преобразований и принципы работы СМИ. Дидактика, которая была характерной для советского теле - и радиоэфира, в современных передачах отходит на второй план или не включается в технологию создания передачи. На первый план выдвигается непосредственное общение развлекательной и игровой направленности [7, с. 80]. Ориентация на развлекательную функцию, прямое общение со слушателями, завоевания более широкой аудитории обусловили популярность нового типа программ - игровых.

 Особую роль в поддержке имиджа радиостанции играют слоганы. Они выражают основную линию рекреативной деятельности радиостанций и её концепцию: «Радио 7»: «Лёгкий фон вашей жизни»; «Русское радио»: «Всё будет хорошо!»; «Русское радио-2»: «Наша родина СССР»; «Европа плюс»: «Музыкайф»; «Love radio»: «Живи в удовольствие»; «NRG»: «Hit music only»; «Авторадио»: «Мы «Авторадио», мы радио для всех». С одной стороны, слоганы выражают музыкальную концепцию радиостанций, с другой - дают в ключевых словах четкое представление о той мифологической реальности, которая репрезентируется ими в эфире - Любовь, Музыкайф, СССР.

Особая эмоциональная тональность создается и такой актуальной формой коммуникативной деятельности, как языковая игра. Так, в эфире «Русского радио» юмористическую окраску музыкальному контенту придают двусмысленные бриджи типа «Напитки покрепче, слова покороче… Короче, рус ра всё бу хо!», «Пальмы па-рами, уши парами… А нос один? Русское радио - одно такое!». По мнению исследователей, смех, вызываемый подобными юмористическими перефразированными отрывками из шлягеров, позволяет аудитории чувствовать бессознательную симпатию к радиостанции, а испытывая положительные эмоции, релаксировать на психофизиологическом уровне.

Информационная составляющая эфира музыкальной коммерческой радиостанции реализуется лишь в новостных выпусках широкоформатных радиостанций («Русское радио», «Европа плюс», «Авторадио», «Русское радио2»), обращающихся в поисках новостей к ведущим информационным агентствам. Остальные же станции производят информационные программы в рамках инфотейнмента («Love radio», «Radio NRG»).

Форматы радиостанций соотносятся с конкретными мифами. Обращение к набору окружающих нас мифов, выделенных исследователями, позволяет установить следующие соответствия: в государственный миф вписывается формат «Русского радио-2». И девиз радиостанции («Наша Родина - СССР»), и музыкальное наполнение эфира (формат Gold hit Radio + Nostalgie), и культивирование ценностных ориентиров прошлого направлены на поддержание имиджа «советской» радиостанции. В определенной степени государственную мифологию эксплуатирует и «Авторадио». Оно тоже обращается к ценностям аудитории, чья молодость пришлась на 80-90-х годы. В исторический миф вписана концепция «Русского радио», ядром которой стал национальный компонент. В эфире этой радиостанции исключительно русскоязычные хиты и шлягеры, рекламные блоки заканчиваются перефразированными паремиями, в качестве музыкальной подложки используется мелодия «Яблочка». «Love radio», культивирующее любовь и провозгласившее приоритет индивидуализированно-личностных отношений в эпоху глобализации, выстраивает свою мифологическую коммуникацию, отталкиваясь от семейного мифа. Слоганы радиостанции погружают в мифологическое поле любовных переживаний («Любовь никогда не звучала лучше, чем сейчас»). В мифологическом поле «Love radio» сексуальные отношения и связанные с ними интимные переживания подвергаются одновременно и явному культивированию, и существенной трансформации, что, по утверждению Г.Г. Почепцова, наблюдается в целом в семейной мифологии [15, с. 24].

Корреляция форматов радиостанций и идей, заложенных в них, обнаруживается и в архетипических образах, характеризующих бренды радиоканалов. Так, архетип Заботливого, на котором отчасти базируется бренд «Love radio», проецируется на ценность человеческих отношений. Но в большей степени бренд строится на архетипе Любовника: сочувствие и сопереживание другим людям находятся в неразрывной связи с интимными переживаниями человеческих отношений.

На архетипическом образе Искателя строится бренд «Radio NRG». Искатель выражает свою индивидуальность, демонстрирует стремление к самореализации, что близко молодой аудитории радиостанции.

Ценности «Авторадио» мотивированы архетипом Славного Малого, предполагающего такие содержательные компоненты, как друг, товарищ, приятель, надежный сосед. «Твоя дорога - твое «Авторадио» - слоган радиостанции, акцентирующий внимание слушателя на том, что «Авторадио» - повседневный помощник и понимающий автомобилиста собеседник.

Элементы архетипа Славного Малого, заложенные в бренде «Русского радио», проявляются в ярко выраженной национальной составляющей контента станции. «Русское радио» выражает идею «вселенского оптимизма» и неподдельного желания извлекать из жизни максимум удовольствия. Образ станции - непотопляемой глыбы, в которой скрыто самосознание русского человека, строится на архетипе Шута.

Архетип Простодушного, лежащий в основе бренда «Русского радио-2», характеризуется как отличающийся наивностью, доверчивостью, идиллическими настроениями. Выросшая на ценностях советской эпохи и воспитанная на музыкальной культуре последней трети прошлого века, аудитория станции стала частью этого аксиологического поля. Герой - выразитель настроений того времени: и оптимист, и утопист, и мечтатель, и романтик, что отразилось в советской музыкальной культуре.

Концепция «Европы плюс» - первой в России коммерческой музыкаль-ной радиостанции - активно эксплуатируют архетипический образ Бунтаря.

Первоначальный лозунг радиостанции «Включи весь мир!» убеждает в необходимости сломать, разрушить эстетические стереотипы «неискушенной» российской аудитории, стать своеобразным проводником европейской и американской музыкальной индустрии.

«Радио 7» аккумулирует в своём бренде архетипические образы Мудреца и Правителя. Основа музыкальной концепции радиостанции - проверенные временем хиты прошлых лет и современная неагрессивная музыка. «Радио 7» выступает и как мыслитель, и как созерцатель. Позиционирует себя радиостанция как радио для успешных людей. Реализуя архетипический образ Правителя, радиостанция представляет свой контент как высокостатусный, проверенный, авторитетный, предполагающий перспективу пожизненной гарантии её продукта.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.