Прокомментировать письмо мы попросили священника Владимира Егорова, клирика прихода Святого Пророка Илии в г. Штутгарте. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Прокомментировать письмо мы попросили священника Владимира Егорова, клирика прихода Святого Пророка Илии в г. Штутгарте.

2020-02-15 98
Прокомментировать письмо мы попросили священника Владимира Егорова, клирика прихода Святого Пророка Илии в г. Штутгарте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

- Как показывает Ваш опыт, насколько распространены подобные случаи? Много ли обращений от девушек, попавших в такую ситуацию, к духовникам?

- Если брать статистику, то, по сравнению с российской, их немного. Но здесь надо разделить русскоговорящую часть населения и православную. В России считается, что семьдесят процентов русских - православные. А в Германии даже многие выходцы из бывшего СССР сами себя сознают не русскими или украинцами, но «русаками», то есть, лишь внешне принадлежащими к русской культуре. И если делать религиозный срез, то не только среди корренных немцев, но и в этой среде он коренным образом отличается от российского.

 

- И каковы же, с Вашей точки зрения, особенности восприятия брака в Германии?

- Большая часть населения (несмотря на то, что в Германии сильны и позиции католиков) называют себя евангеликами, то есть протестантами. Фундамент их мировоззрения заложил Мартин Лютер. И если мы считаем брак Таинством, то согласно мнению Лютера, таинствами могут считаться лишь Крещение и Евхаристия. Впрочем и значение Евхаристии пререкаемо в среде евангелических богословов, большинство из которых считает ее просто обрядом - воспоминанием о Тайной Вечере. То есть брак для многих коренных немцев имеет, в первую очередь, общественный характер, без того особенного сакрального подтекста и значения, которое характерно для православного сознания.

Хотя, если мы берем социальный формат, то есть и общее. Например, в России существует синодальное решение, запрещающее духовенству венчать, если отсутствует светская регистрация. В каком-то смысле, подобная логика действует и у лютеран, но сообразно местным обычаям. Приходите и венчайтесь без регистрации, пожалуйста - вот только бракосочетание это будет признано немецким государством официальным супружеством.

 

- Раз мы заговорили о государстве: насколько, по-ВАшему, лютеранское восприятие брака отразилось в современном законодательстве?

- Лютер считал, что у каждого человека в обществе есть обязанности перед Богом, тесно связанные с его социальным положением. Пастор должен проповедовать, учить нравственности, вести ко Христу и не может осуществлять какую-то государственную службу. Для неё существуют «князья» - чиновники, олицетворяющие государственную власть. Эти «князья» регистрируют браки, присваивают юридические права. Полагаю, что такая трактовка отношений была навеяна в том числе и по-своему осмысленной юстиниановской идеей симфонии государства и Церкви, которая столь ценима и в древней Византии, и в русской церковно традиции. 

Соответственно, "князь" (а в наше время им стал уже не один человек, а некий орган представительной власти, стяжающий своеобразную. харизму власти) был призван обеспечИть юридическую защиту тех ценностей, какие в духовном плане призвана хранить церковь. Соответственно, брачное законодательство в немецких землях было и остаётся достаточно суровым. Когда сейчас человек заключает брак в Германии, то он сознает, что у него появляется масса обязательств в супружестве и одновременно множество серьёзных препятствий для расторжения брака. Они охраняли семейные узы, но на фоне современной либерализации сознания, эти же нормы (которые христианин вряд ли станет критиковать) сегодня отталкивают от официальной регистрации. Развод по немецким законам дело действительно очень хлопотное: насколько я знаю, супруги определенное время должны прожить раздельно, согласовать раздел имущества и преодолеть многие бюрократические препятствия. Отсюда (точнее, в том числе отсюда) желание обойти юридические обязательства и уклониться от узаконения отношений.

 

- Действительно ли в России и Германии различаются представления о возрасте, когда обычно вступают в брак? Девушка, которая нам написала, говорит о том, что друзья из России спрашивают, почему она до сих пор не замужем, а ее германские приятели удивляются, зачем так рано об этом думать...

- Да, различаются, и сильно. Поймите: здесь оканчивают школу только примерно в двадцать один год - то есть на три-четыре года позже, чем в России. А если человек принял решение учиться в университете, то это плюс минимум еще шесть лет. Причём здесь традиционно не принято учиться, состоя в браке. Очень мало тут примеров студенческих семей, какие в Восточной Европе не редкость. Поэтому и получается, что лишь, как говорится, разменяв третий десяток, закончив образование и устоявшись на работе, считается верным подумать о создании семьи. И, кстати, многие женщины Германии находит это само собой разумеющимся. Смотрят на все это с позиции равноправия полов. Немецкую женщину, вероятно, даже оскорбит ситуация, что она вдруг окажется зависимой от заработков мужа.

Большинство же русских девушек в двадцать два года уже замужем. При этом некоторые учатся, делают карьеру, кто-то по-прежнему (даже будучи уже женой) опирается на помощь родителей – и это в порядке вещей. Но в Германии всё это не принято.

В этом смысле в Германии и России отношения развиваются до брака?

Впрочем, не всё так уж завязано на основательность и ответственный подход. По сравнению с рано выходящими во взрослую жизнь (хотят они или нет) русскими, немцы часто долго остаются в состоянии какого-то затянувшегося детства. Они не всегда осознают свою зрелость, не хотят обременять себя какими-то обязанностями, живут в этом внешне свободном, "детском" состоянии. Порой такое состояние можно назвать наивностью, которой русским очень не хватает.

А иногда у людей происходит сдвиг сознания, - и у мужской, и у женской части населения. То есть физиологически они выросли, но еще не готовы нести ответственность за семью. Впрочем, сегодня это в большой части можно уже отнести и к русской молодежи.

 

- Пытаются ли западные христиане выступать против свободных отношений? Насколько эффективно у них это получается?

- Да, мы иногда даже проводим совместные действия в защиту семьи и брака. Западные христиане эту проблему давно прочувствовали и стараются, чтобы молодежь обратила внимание на само понятие половых отношений и брака как ответственности. Но разница германского и российского менталитета проявляется, в том числе, и во влиянии Церкви. Мы привыкли, что Церковь все-таки благословляет, то есть имеет право на императивный посыл, а лютеранская Церковь может лишь призывать, убеждать, но без ноток властности. Это традиция. Собственно, в этом тоже заключается разное понимание демократии в Германии и России...

 

- Ощущается ли, что в отличие от западных христиан, для Русской Православной Церкви в Германии легче занимать жесткую позицию в этих вопросах? Что западные христиане находятся под прессом этой современной либеральной идеи отношений?

- Не стал бы судить об этом упрощённо. Очень многие люди здесь (да и в той же РОссии тоже) называют себя православными, но вместе с тем тут же заявляют, что их в учении церкви не нравится и то, и это... В конечном итоге, это иногда пострашнее позиции иных немцев. Те выбирают "партнерство", то есть это самое сожительство, не от безразличия к религиозным ценностям, а по большей части, из-за стремления уйти от проблем юридического характера. Они при этом часто более искренне и открыто пытаются слушать призывы со стороны христиан. А если мы честнее посмотрим на российские реалии, то не сможем отрицать, что множество людей, в том числе среди тех, у кого православный крестик на шее, преспокойно грешит потому, что на самом деле, им глубоко безразлично мнение Церкви.

Есть и еще один аспект. Если мы обратимся к истории брака в ранней христианской Церкви, то увидим, что когда молодой человек представлял невесту христианской общине, то люди всей общиной молились, чтобы Господь благословил этот брак. И постепенно то молитвенное предстояние всей общины пред Богом переросло в то бракосочетание, какое мы знаем. Однако давайте посмотрим: сейчас в России совершать венчание может священник, двое свидетелей и двое венчаемых. И вполне возможно, что кроме них или круга родственников в храме и не окажется общины верных, не будет общей молитвы прихожан о своих собратьях, вступающих в брак. А на западе, когда происходит венчание, то действительно собирается вся община: пастор читает молитвы, и все приглашенные в большом числе молятся, стремясь возродить то таинство, которое было в апостольские времена. В этом смысле - при всех очень важных оговорках, какие сделает всякий православный христианин, надо признать, что общественно-религиозное сознание здешних христиан может служить примером. Хотя нас здесь можно оправдать, ведь на Западе не было гонений на Церковь на протяжении семидесяти лет, да и секуляризация сознания, начавшаяся ещё задолго до революции, не могла пройти бесследно...

 

- Если возвращаться к истории этой девушки, которая поняла, что есть очевидные противоречия между выбором православия и "свободными" отношениями, то что Вы о её ситуации думаете?

- Я её понимаю. У меня самого дочь на выданье, и у нее подобная же проблема – найти нормального человека, который был бы ответственным за то, что он делает. По неписанному кодексу чести, который по-прежнему не ушёл в прошлое в реальных отношениях между полами, после того, как завязались уже не платонические отношения, мужчина обязан жениться, потому, что это, на самом-то деле, уже отношения мужа и жены. И логическое завершение их - это брак. Вот только девушки чаще подразумевают и надеются, что этот "кодекс чести" их возлюбленные уважают. Вообще, любая женщина по своей природе хранительница очага; она по-прежнему инстинктивно желает стать принимающей стороной, родить плод, Но получается, что мужчина не очень хочет обременять себя тем, к чему призван. Не хочет стать во главе рода.

 

- И что здесь в состоянии сделать церковь?

- Нужно активней обращаться к сознанию мужчины, пробуждать в нем то, что он потерял. Мужчина в семье – образ Бога. Муж и жена в семье соединены по образу Христа с Церковью. А в большинстве наших семей получается, что Церковь существует без Христа: жена есть, а вот муж... Порой мужчины слишком увлечены зарабатыванием денег, эта проблема есть и в Германии. Муж забыл, что он, с точки зрения христианской, глава семьи не в финансовом плане, а прежде всего, в духовном. Современный мужчина не хочет быть этим стержнем, и это проблема мирового масштаба. И надо будить его самосознание и совесть.

 

- Девушке, которая нам написала, конечно, нужна церковная молитва и совет духовника. Кстати, я обратил внимание на то, что почти на всех сайтах православных приходов в Германии выписаны личные телефонные номера священников. В России этого, как правило, нет.

 - Отчасти нет из-за того, что священников пока явно недостаточно. И ещё потому, что людям не хватает такта и культуры, чтобы уважать время священника, которое может понадобиться для помощи другим нуждающимся... Да и время отдыха уважить - ведь все мы люди, мы устаем, хотим ночью поспать. Наверное, со временем и в России знание таких телефонных номеров станет нормой. А здесь такое практикуется повсеместно, и бывает, что ко мне обращаются не только русские, но и немцы, не обязательно православные. Например, с одной женщиной, протестанткой, у которой дочка была в тяжелом состоянии (лейкемия), мы сначала списались по электронной почте. Знакомые ей посоветовали обратиться в православный храм, потому что, как она писала, здесь "самая сильная молитва". Я пригласил ее на Литургию и просил всю общину, чтобы они в процессе богослужения особо помолились о здоровье ее дочки... Такие обращения постоянны, мне часто звонят русские и некоторые евангелики. Здесь, если у человека какие-то проблемы, то он всегда может, не злоупотребляя временем батюшки, позвонить, чтобы спросить совета.

И хочу сказать автору этого письма, чтобы она не стеснялась и не боялась обратиться за советом и поддержкой к духовнику или для начала просто к ближайшему доступному для нее священнику.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.