Нормирование видов трудовой деятельности в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Нормирование видов трудовой деятельности в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья.

2020-02-15 492
Нормирование видов трудовой деятельности в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

+ см. вопрос№ 36 (след): содержание труда в зависимости от возраста

Трудовое обучение в дошкольных учреждениях.

направлено на формирование полож. эмоцион. отношения к труду и осуществляются в единстве с обучением. направлена на самообслуживание, уход за животными, растениями, изготовление игрушек и поделок. труд д.б. тесно связан с игрой, б. посильным, полезным,систематич,способствовать развитию творчества детей.

36. Виды трудового обучения школьников. Гигиеническое обоснование и требования к содержанию, организации и условиям трудового обучения учащихся общеобразовательных школ. Основные направления санитарного надзора за трудовым обучением школьников.

Задачи труд обучения:

1. в доу и младшем школьном возрасте т.о. напрвлено на самообслуживание

2. профориентация

3. средство физического воспитания à решает задачи физич.воспитания

влияние труда на растущий организм:

+) труд.деят-ть обеспечивает развитие, профес.становление личности. Фактор профилактики гипокинезии, профилактика переутомления. Формирование и развитие двигательных навыков и качеств.

--) напряж адаптации, утомление, т.к. функциональная система профессиональной деятельности ещё не сформировалась

Воздействие вредных производственных факторов

Содержание труда в зависимости от возраста:

1. самообслуживание (полить цветы, одеться, убрать игрушки)

2. ручной труд – работа с бумагой, картоном

3. 5-9 кл. – политехнический труд (м), обслуживающий (д)

4. 10-11 кл. – овладение профессией (УПК, на раб.месте)

5. С 15 лет подросткам разрешено работать,

С 14 лет можно совмещать работу с учёбой

Содержание тр.обуч. дифферинцировано в зависимости от пола с 5 кл.

Учёт состояния зд: освобождение от труда, врачебная проф.консультация, отбор.

Труд.обуч. в школе:

Тяжесть труда: лёгкий (для детей), ср.тяж (слесарные работы)

Нагрузка д.б. адекватной

Возможные неблагоприятные факторы: пыль, шум, вынужденная поза, монотонность, физич.нагрузи и теплопродукция и мальчиков (слесарные работы), высокая точность (швейные работы)

Организация:

1. В нач.кл. 2 урока в неделю, с 5 кл.—сдвоенные уроки

2. Ограничивается непрерывная длительноть операции. Запрещается использовать 1 операцию, д.б. несколько.

3. Ограничивается продолжительность практич. Работы (+ теория, обсуждение результатов)

4. Чередование теории и практики

5. Чередование неск. Операций

Школьные мастерские:

1. Блок шк.маст. изолированно от др.уч.помещ-й с лаборантской. Рекомендуется отд.мастерская для учащихся начальных классов

2. Подбор верстаков с учётом роста

3. Использование дет.инструментов (легче)

4. Материалы: в нач.кл.—бумага, картон. Старше—металл, дерево.

5. Нормируемые t –15-17 для мальч, т.к. у них выше теплопродукция

6. Приточновытяжная вентил

7. Режим уборки и проветривания помещ-й

8. Мероприятия по звукоизоляции

9. Использ подсобного помещения (заточка)

10. Более высокое освещение (400 лк) в швейных мастерских

11. Соблюдение техн.безоп, спецодежда, аптечка

12. Допуск к урокам труда

37. Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда детей и труду подростков на протяжении учебного года и каникул. Гигиенические требования к сельскохозяйственному труду школьников.

Общественно полезный, производительный труд школьни-ков во внеучебное время может осуществляться в промышлен-ности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, охране при-роды, работах по благоустройству школы. Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы; сбору лекарственного сырья,плодов, ягод, семян, выращиванию рассады и посадке цветов. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за садом,убирать классные комнаты.

Учащиеся средних (5—7-е классы) и старших (8—11-е) классов соответственно возрасту привлекаются к работам в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5 7-х классов могут выполнять работы в мастерских школ, УПК, участвовать в уборке урожая, кабинетов и мастерских, ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия.С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работ"на животноводческих фермах, а также в торговле, на предпрятиях общественного питания, транспорта, связи. Начиная с 9—10-го класса разрешается возделывание сельскохозяйственых культур с применением машин на полях, а также труд на рабочих местах промышленных предприятий. Запрещается привлекать учащихся, независимо от возраста, к мытью окон, текущей дезинфекции, уборке санитарных узлов.

К общественно полезному труду в полном объеме привлекаются только здоровые дети. Содержание общественно полезного, производительного труда учащихся в период летних каникул определяют органы исполнительной власти на местах. Организационной формой труда подростков во время школьных каникул являются различные трудовые объединения, прежде всего ученические производственные бригады в сельской местности и трудовые отряды, отряды труда и отдыха — в городах. Участие в работе трудовых объединений добровольное, по личному заявлению, начиная с 8-го класса.

Влияние факторов производственной среды и деятельности на организм подростков в связи с их морфо-функциональными особенностями. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков. Основные положения законодательства по охране труда подростков.

Ранняя труд.занятость подр.

+) новые навыки, способ-ть профес.становления личности, разв-е самост, дисципл, ответственности

--) неквалифиц.труд не развивает, а тормрозит разв-е, психосоматич.факт риска (отрыв ребёнка от бразов-я, от семьи, от детства), конфликт роли, взрослый коллектив, взр формы поведения (неправ вред привычки, мат), высокий ур.забол-ти

Профессионально значимые морфо-функциональные особенности:

12. Подростковый период—п-д гипофизарной доминанты --> функц.созревание гипофиза и гиполаламусаà повыш-е активности щит.железы, надпочеч, пол.жел, рост костей, разв-е половой системы

13. П-д ростового скачка—повыш.темпы роста и разв-я, завершаются морф.процессы созревания

14. Хар-на выраженная гетерохронность, нарвномерная скорость развития разных систем à чувствит-ть и ранимость организма

15. Цнс—перестройка нейрорегуляторных и нейрогуморальных отношений: сниж-е порога возбуд-ти, сниж. Силы нерв.проц. (тормозных в 1 очередь), реакции неадекватны силе раздражителя à большое кол-во ошибок в работе

16. Псих.сфера—интенсивное умств.разв-е, смена детских форм познавательной дея-ти на взрослые, абстрактное мышление, формиров-е в сознании модели мира (неполная, фрагментарная) идентификация себя, как личности. Большое кол-во деформаций восприятия вследствии несовершенства интегративной функции, неадекват.самооценка, повышенная ранимость, снижкритичность => запрещены работы с риском травматизма и высоким нервно-эмоц.напряжением

17. Ода: рост, масса мышц, сила, работоспособ-ть ↑, но они ещё не такие как у взр. Развитие мыш.сист.отстаёт от общего роста. Угловатость движ-й, ↓точности, риск наруш-я осанки

18. Ссс—темпы роста сердца отстают от темпа общ.роста--↑нагрузки на серд.мышцу—наруш-е функции автоматизма и проводимости+шумы, изм-е конфигурации сердца. Развивается сосудистая сеть, ↑ тонус, ↑ад и серд.выброс. хар-ны гипо, гипер.дистонические реакции. При работах с тяж.физич.нагрузкой, в усл.небл.микроклимата наблюд.неадекват.р-ции и длит.восстан-е. лёгкие нагрузки для взр—для детей сред.степени. средние для взр—тяжёлые

19. Пищ-я: меняется секреторная и моторная дея-ть жкт, ↓способность к детоксикации, слабость связочного аппарата=> ограничение физич.нагр. и токс.вещ-в

20. Дых: интенсив.рост лёгочной тк., ↑диаметр бронха=> запрещены работы в усл.дей-я фиброгенной пыли

21. Кожа: ↑акт. Сальных и потовых желёз, кислая р-ция кожи меняется на щелочную, ↓неспецифич.резистентности, ↑наклонность к нагноительным процессам=> огранич-е микрокл, пыль, токс вещ

22. Зрит. И слух. Анализаторы: анатомич.формир-е уже завершено, но функц.разв-е ещё продолжается. Для подр.возр.хар-на самая высокая слуховая чувств-ть. Более выражено спец.и неспец.дей-е шума=> огранич-е выполнения точных работ, освещённость, шум

Факт, опед.готовность подростка к труду:

Ур.биол.зрелости, пол, сост.зд, инд.особен-ти ВНД, уровень разв-я сознат.качеств.

Принципы опред-я для подростов безопасных видов деят-ти:

1. Отсут-е неблаг.вляния на рост, разв, сост.зд

2. Соотв-е возр. И функц.возможностям

3. Искл.рика травматизма для подр.и окружающих

4. Учёт повышенной чувст-ти подр. К дей-ю производ.факт

Международ.орагнизации:

1. Межд.орг.тр.мат.--> упразднение дет.тр., увелич-е миним.возр для приёма на работу

2. Комитет по правам ребёка ООН «конвенция о правах ребёнка»

Труд.кодекс.

1. Мин.труд.возр. 16 лет—право на закл.тр.договора. 15 лет—после получ-я професс.образов-я. 14 лет—при условии совмещ-я работы с учёбой, с согласия 1 из родит и орг.опеки и попечительства. До 14 лет—кино, театр, эстрада, цирк, договор закл.родит, органы опред.условия труда.

2. Рабоч.день—15-16л (5ч), до 18л(7ч); для учащихся 14-16л(2,5ч) до 18л(4ч)

3. Раб.неделя: до 16л(24ч), до 18л (35ч); для учащихся норма ½ от … (до 16л(12ч), до 18л (17,5ч))

4. Допустимые виды работ: оптимальные (1кл), допуст (2кл), усло.тр. с учётом гиг.регламентов, которые разработ.спец-но для подростков

5. Запрещённые виды работ: вред и опасн усл.тр, подземн.работы, работы кот.могут причинить вред зд и нравст.разв.детей, служеб.команд, ночн.работы, в выход и празд дни, сверхуроч.работы

6. Отпуск—не менее 31 календарно дня в удобное для подр.время.нельзя отзывать из отпуска и заменять отпуск денежной компенсацией

7. Нормы выработки и оплаты труда: пропорц.отработанному времени или объёму работы

8. Работодатель имеет право ↓норму вырботки и вводить доплаты подросткам

9. Расторжение договора по желанию работодат с согласия госинспекции труда с комиссией по делам несовершеннолетних

10. Мед.обсл. перед поступлением и не реже, чем раз в 6 мес

11. Условия тр.: некот.факт как у взр, некот спец-но разработ.для детей (шум, освещ, локал.вибрация)

39. Динамика функционального состояния и состояние здоровье в процессе профессионального обучения. Гигиенические принципы организации профессионального обучения. Гигиенические требования к планировке и санитарно-техническому благоустройству в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Организация медицинского обслуживания учащихся.

Гигиенические принципы организации профессионального обучения.

1. выполн.треб.труд.и санит.законод-ва к организации работы и усл.проф.обуч.

2. миним.возр.приёма на обучение такой, чтобы к моменту окончания обуч-я достигался возраст, достаточный для работы

3. принц.постепенности: ↑объёма нагрузки не более 36 ч в нед; постеп ↑ доли производст.обучения, ↑времени на производственную практику; условия производ.обуч от мастерских ПТУ к базовому предприятию и реальномупроизвод-ву; ступенчатый режим работы: постепенно организуется непрерывная работа за счёт ↑времени между перерывами

4. в п-д производ.практики надо освобождать от других видов работы не связанных с практикой

5. допуск к пр.практ (возр, м/о)

6. в расписании—чередование видов деят-ти, учёт динамики работоспособ-ти. Чередов-е теор. И практ, общеобразоват и профес. Дисциплин.

Функции сан.надзора: осущ.спец-ты по гдип и гиг.труда

1. согласование профилей и профессион.подгот. согласование рабоч.места для практики и работы

2. аттестация раб.места, периодич.контроль за усл.труда

3. контр.за собл.законод-ва по охр.труда, контр за режимом

4. контр за своевременностюь и полнотой провед-я врачебной проф.конс, профотбор

5. гиг восп и обуч.детей, родит, преподавателей

Состояние здоровья — важный фактор, в большой степени, определяющий выбор профессии, формирование профессиональных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний, создает предпосылки для инвалидности. Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательно^ влияния на их здоровье!но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физическог*развития и обеспечивал оптимальные условия для высоко"производительности труда. Врач должен основываясь на интересе ученика к профессии, определить его пригодность к ней;с учетом состояния здоровья.                                                                               т

В соответствии с законодательством Российской Федерации все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полнъе медицинское обследование. Только после освидетельствования подросток получает зак-лючение о профессиональной пригодности к избранной про-фессии. Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные'задачи: он призван решить вопрос 0 годности человека к из-бранной им профессии по состоянцю здоровья. В конкретных'условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными"из которых являются характер и Условия труда в избранной, профессии, известные научные данные о возможном влиянии;их на состояние патологического процесса и, наконец, возможность освоения профессии при наличии определенных дефек-тов в состоянии здоровья. Это и составляет главны^ принципы определения профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.

Противопоказания к выбору профессий определяются преж-де всего характером заболевания и тяжестью его течения.Для каждого заболевания может быть несколько противо-показанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблаго- приятный микроклимат, контакт с токсичными веществами.Для правильного и более объективного решения вопроса о про-фессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Мин-здравом РФ перечнем медицинских противопоказаний к при-ему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официаль-ным документом при врачебном заключении о профессиональ-ной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинс-ких противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение, содержащие данные по 2000 про-фессий. По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицин-ской документации, составляется заключение о профессиональ-ной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Дан-ные врачебного заключения являются основой для професси-онального отбора по медицинским показаниям при поступле-нии на работу или обучении подростков.

40. Цель, задачи, организация профориентации школьников. Задачи санитарного врача в ее проведении. Врачебно-профессиональная консультация и определение профессиональной пригодности подростков с отклонениями в состоянии здоровья. (+ см. вопрос выше,№ 39, + см. вопрс№ 41 (след.))

Функции сан.надзора: осущ.спец-ты по гдип и гиг.труда

1. согласование профилей и профессион.подгот. согласование рабоч.места для практики и работы

2. аттестация раб.места, периодич.контроль за усл.труда

3. контр.за собл.законод-ва по охр.труда, контр за режимом

4. контр за своевременностюь и полнотой провед-я врачебной проф.конс, профотбор

5. гиг восп и обуч.детей, родит, преподавателей

Врачебная профессиональная консультация призвана выб-рать для подростка из многих профессий те, которые являют-ся более подходящими по состоянию здоровья, т.е. рекомен-довать профессии, максимально соответствующие функцио-нальным возможностям целостного организма, состоянию фи-зического и психического развития. Подростки только вступа-ют в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессио-нальных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между Профессиональным отбором и профессиональной консультаци-ей очевидны: при первом — человек подбирается для профес-сии, при второй — профессия для человека. Условия полноценного осуществления врачебной професси-ональной консультации:

• достаточная осведомленность врачей об особенностяхподросткового возраста и их значении;

• проведение медицинского освидетельствования, исходяпрежде всего из требований профессиональной консуль-тации;

• знание врачом характера и условий труда в различных наиболее массовых профессиях и возможного влияния их на растущий организм и течение некоторых заболеваний;

• знание и правильное использование врачом действующих перечней медицинских противопоказаний для обучения в учебных заведениях различных систем;

• осведомленность по нормативно-правовым актам в обла-сти охраны труда подростков.

В связи с увеличением количества детей, относящихся к III группе здоровья, особую актуальность приобретают вопросы профессиональной пригодности подростков с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. При решении этих вопросов учитываются особенности течения заболе-ваний и состояний в условиях конкретной трудовой деятель-ности, т.е. при воздействии тех или иных неблагоприятных фак-торов труда. Ведущим принципом профессиональной консультации лиц с различными заболеваниями является рекомендация профессии, которая не ухудшила бы имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению неспецифической резистентности организма. Врачебный прин-цип «не вредить» следует понимать как необходимость трени-ровать организм при сниженных функциональных возможнос-тях: щадить больной орган и максимально использовать раз-витые функции. Наблюдаемые в подростковом возрасте временные, прехо-дящие функциональные сдвиги под влиянием различных про-фессионально-трудовых воздействий могут фиксироваться,приобретать более стойкий характер или прогрессировать, пе-реходить в патологические состояния. Особенно важно учиты-вать возможное влияние производственных факторов на тече-ние хронических заболеваний.

Патологический процесс, снижая сопротивляемость организ-ма, способствует более быстрому и неблагоприятному вли-янию профессиональных факторов, которые вызывают ухуд-шение течения основного заболевания и развитие професси-ональных отклонений. Создается порочный круг, обусловлен-
ный несоответствием факторов труда функциональному состоянию больного организма.

Одним из важных вопросов при выборе профессии подрост-ков с хроническими заболеваниями является правильная оцен-ка соотношений между выраженностью анатомо-морфологичес-ких изменений и функций пораженного органа. При определении профессиональной пригодности больных с хро-ническими заболеваниями и дефектами решающее значение имеет не столько диагноз, сколько состояние функции поражен-ого органа, определяющееся степенью выраженности заболе-ания, стадией болезни, частотой обострений. Особое значение этот критерий приобретает при решении^вопросов профессиональной пригодности подростков с оста-точными явлениями перенесенных в прошлом и непрогресси-рующих заболеваний либо травм. в этих случаях основным и единственным критерием является степень нарушения функ-ции в настоящее время, а не серьезный диагноз в прошлом.

При тяжелом за-болевании чаще рекомендуется освоение легких профессий индивидуальным путем и запрещается обучение тем же про-фессиям в ПТУ. Это обусловлено включением в программу.'обучения в училищах освоения смежных операций (например,для чертежника — овладение станочными, слесарными навы-

ками), подчас затруднительных дЛя таких больных, в то вре-мя как индивидуальное обучение предусматривает только ос-воение основных навыков подходящей для больного профес-сии. Возможны и другие случаи. Они касаются подростков стяжелыми заболеваниями, желающих осваивать доступную, не противопоказанную по состоянию здоровья, но все же не столь легкую профессию. Этим подросткам целесообразно поступить в училище, так как при индивидуальном освоении профессии на производстве требуются ежедневное выполнение всего объе-ма нагрузки на рабочем месте, более быстрое обучение (3—6 мес) и, следовательно, быстрое начало самостоятельной ра-боты. Освоение такой работы в Г1ТУ происходит в более рас-тянутые сроки (2—3 года), контакт организма с профессиональ-ными факторами ограничен (3 ч £ день или 2 раза в неделю). За время обучения вырабатываются процессы адаптации и тре-нировки.

Таким образом, вопросы о характере профессионального обучения следует решать с учетом! тяжести заболевания и осо-бенностей профессии.

Правильное трудоустройство подростка положительно влия-ет на течение заболевания.

Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обостре-ния болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности,с учетом результатов лечения может быть поставлен воп-рос о выборе профессии.

Правильный выбор профессии требует учета не только со-стояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типо-логическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических рас-стройств, заболеваний соматического характера. Такое несоот-ветствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2—3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую проф-ориентацию подростков эффективным средством профилакти-ки, позволяющим значительно снизить отрицательные соци-ально-биологические последствия ошибочного выбора профес-сии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивиду-ально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.). Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии1ентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к

неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагопри-ятный микроклимат и др.).

Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников. Физиологические критерии профессиональной пригодности. Ключевые профессионально значимые функции подростков, особенности их формирования.

*Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников.

Профориентация- многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии. Наиб.интенсивн. формирования проф. склонностей 12-13 л. стабильный хар-р 14-15 л. У дев.занимает деятельность типа «чел-природа», «чел-художеств.образ», у мальч- «чел-техника», «чел-природа». Проф. склонности определ. полом, а зрелость-возрастом.

 *Психо-физиологические критерии профессиональной пригодности.

основой служит теория о типологических индивид.особенностях высш нервн деят(приобретенные качества зависят не только от процесса обучения и воспитания, но и от врожденных психофизиолог. св-в личности.

- состояние здоровья: отсутствие хронич заболеван., дисфункций(близорукость, заболеван опорно-двигат аппарата и НС).- работа д. соответствовать индивидуальным типологическим особенностям человека (возбудимость НС, подвижность нервных процессов, т.е. отбор подростков наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям), - некотор. работы требуют повышенного развития опред. функций.(монотонность, нервно-эмоциональное напряжение)

Стабильные свойства НС являются сила и подвижность нервных процессов: 2 типа –сильный и слабый(малая выносливость НС, но высокая чувствит. анализаторов); 2 типа подвижности нервн.процессов: подвижный и инертный(медлительны, но глубоко осваивают проф. знания)

*Ключевые профессионально значимые функции подростков, особенности их формирования.

КПЗФ – функции, с уровнем развития и функционирования которых связана успешность освоения профессии. они играют ведущую роль в формировании функц. сис.,обеспечивающей работающему человеку успешную трудовую деятельность. Для каждого чел. они индивидуальны и имеют разные уровни развития. благодаря этим функциям формируется функц. сист., обеспечив.выполнение требований и адаптацию организма к условиям производства. Ф. высшей нервн деят.:сила и лабильность нервн процессов, сво-ва двигат., зрител анализат, и психологич св-ва:память и внимание-определяют успешность освоения профессии. 6 групп КПФЗ: двигательные (мыш.сила выносливость), сенсорная (анализаторы), индивидуально- типологич. особенности высш. нервн.деят.(сила, подвижность нервн процессов), аттенционно-мнемические (внимание и память), интеллектуальные (интеллект, мышление), характеролог. особенности личности (нейротизм, ригидность)

Профориентация – формирование у ребенка професс.намерений и осознанный выбор профессии. При проведении профориентации учитываются мед-физиол.аспекты: установ.особенностей профессии с т.зр.требований, предъявляемым к определенным качествам человека, кот.обеспечивают успех в освоении профессии; изучение психофизиологических и других качеств личности опр-е соотв-я их требованиям профессии, т.е. выявление наилучшего соответствия индивидуально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда; оценка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе труд.деятельности. Профессионально значимые психофизиологические функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными видами труда, в основном представлены 4 комплексами: 1) двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость, показатели координационных свойств;2) сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная ус­тойчивость;3) индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности: возбудимость, си­ла, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, характер корково-подкорко-вых взаимоотношений;4) аттенционные и мнемические: свойства вни­мания и памяти. Профессиональная пригодность по психофизиологическим показателям прежде всего обеспечивает успешное освоение профессии, овладение профессиональными навыками. Однако значение психофизиологического соответствия человека профессии не ограничивается успешностью освое­ния профессии. Оно, кроме того, обусловливает особенности адаптации организма к комплексу профессионально-производственных факторов.

42. Особенности обмена веществ и энергии растущего организмав пищевых веществах и энергии. Гигиенические принципы рационального питания детей и подростков. Нормы питания, принципы нормирования.

*Особенности обмена веществ и энергии растущего организма. Хар-ся наибол. интенсивностью, обеспечивая пластические и структурные процессы.Величина основного обмена в 1,5-2 раза выше, но с возрастом уменьшается(2-3 г. на 1 кг массы-55 ккал, 10-11 л-33ккал, взросл-24ккал).Относительно высокий расход Е: взросл-45 ккал на 1 кг массы, 1-5 л -80-100 ккал, 13-16л – 50-65 ккал.=>особый подход к организации питания. В школ. и подрастк. возрасте Е-траты существенно возрастают на отдел. виды деятел.=> сбалансирован.питание.

*Гигиенические принципы рационального питания детей и подростков, -Сбалансированность(для детей младшего возр.Б:Ж:У=1:1:3; для старшего-1:1:4),- д.б. адекватным возрастным особенностям организма(развитие ЖКТ:грудное вскармливание=> введение прикорма, смешанная пища).- соблюдение режима.,-полноценное,-разнообразное.

*физиологические нормы питания. Дифференцированы по возрастным группам и в зависимости от пола. См. СанПин ДОУ и питание в школах.

*Особенности потребления в белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах, воде в процессе роста и развития. Увелич. абсолют. потребность во всех вещ. с возрастом, но снижается относительная потребность относительно на 1 кг массы тела.(4-6 л-достигает уровень взрослого по Е и Б, 7-10-Ж,У, 1-3- мин.вещ.) Б:выше потребность в живот.Б+аргинин+гистидин.Ж: наибол. легко усваивается молоч.Ж, с 2 л вводится растит.Ж(раст.масло)-источник ПНЖК(миелинизация НС). У: лактоза, галактоза.Б\Ж=1:1. для детей младшего возр.Б:Ж:У=1:1:3; для старшего-1:1:4.Са/Р= грудной возр.1,2:1, 1-3л -1:1, старше -1:1,5. Са/Мg=1:0,7. Вода: 1й год -150 мл, 1-3 лет-100мл, 3-7 лет -60 мл на 1 кг тела. См.СанПиН ДОУ и питание в школ.

Современная ситуация в отношении питания детей в РФ. Глобальная проблема недостаточности питательных микронутриентов для детей и подростков. Задачи в области питания детского населения и его медицинских аспектов в «Концепции государственной политики в области здорового питания населения на период до 2005 года».

*Современная ситуация в отношении питания детей в РФ. 1. низкая продол. естествен. вскармлив.; 2. много потребл.: сладкое, макароны, чипсы.,3. мало потреб.:молоко, рыба, фрукты, каши..4. наруш. режима питан., 5.недостат. питан.в груп. риска. 6. проблемы эндемичн. территор. (недост. жив.Б, ПНЖК(омега3), пищ. волокон, Ca,Fe, J,F, витам.А,Е,гр.В, фол.к-та.; избыток: насыщ. Ж, сахар,соль, пищ.добавки, чужеродн.вещ.)

Риск заболевания: ЖКТ(кариес, гастриты), Опорно-двиг.аппарат.(остеопения), наруш в развитии, снижен. резистент.

Формула здоровья 21 века – сумма традиционных натур продуктов, в т.ч. генетически модифицированных, натур продуктов заданного химического состава и биологически активных добавок.

*Глобальная проблема недостаточности питательных микронутриентов для детей и подростков. 1. йод. – задержка психомоторного развития(критинизм),- отстав. в физическом развитии, - увелич. детской смертн., - рак щитов.жел., - эндемич.зоб. Группы риска: дети внутриутроб. периода, новорожден,подростки. Распростр: 1,6 млд, из них 600млн- наруш умствен. способн. Профил: 50-100 мг до 12 лет, 100-150-подрост, 200мг-беремен.

2. «А».- наруш. зрения(слепота, сужение полей зрения, наруш. светоощущения),- повыш. смертность до 3 лет, снижен. резистент., новообразования. Распростр: 800млн.-субклин.ф., 18 млн.-наруш зрен.

3. «Fe» - железодеф. анемии, задержка умств. и физ. развит, сниж. интеллекта., успеваем. в школе, работоспособ, обеднение эмоц. сферы. Бледность конъюктив и слизистой оболочки полости рта, Атрофия сосочков языка. Койлонихии и ломкость ногтей.Ломкость и сухость волос. Гипохромная анемия. Извращения вкуса. Группы риска: берем, младенцы, дети до 3 л, подростки. Распростр: в мире-каждая 3 берем., по свердл.обл.- 40% поставл.Ds:Fe-дефец. состояния. Профил. правил. питание(мясо, печень), БАД, обогащение продукт.питания.

5. В1 –фун. нарушения НС, Плохой аппетит, потливость, слабость, чувство давления в подложечной области, тошнота,боли в животе и мышцах. Часто запоры. Парестезии, ощущения ползания мурашек, боль в обл. периф. нервов. Плохой сон, головная боль, беспокойство, повыш. раздражит.

6. В2 -Задержка роста. Бледность слизистой губ, мацерация, слущивание эпителия, хейлоз (вертик. трещины губ с гиперемией и отечностью). Ангулярный стоматит.Атрофия сосочков языка. Иногда гипертрофия сосочков Дерматит в области носогубного треугольника, крыльев носа и век. Слабость, потеря аппетита, головная боль. Светобоязнь, слезотечение.

Стратегии улучш-я питания населения:

Государственная политика в области здорового питания населения строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и здоровья и прогнозов развития науки и техники в области производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов. Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях, расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую основу для совершенствования процессов производства продовольствия и являются важнейшим фактором государственной политики.

Постановление прав-ва РФ от 10.08.98. «О Концепции государственной политики в области здорового питания населения на период до 2005 года». 1. Производ-во в необх-х объёмах производ-го сырья и пищ-х прод. 2. Доступность пищ.прод. для всех слоёв насел-я. 3. Высокое качество и безопасн.пищ.прод. 4. Обуч-е насел-я принципам зд.пит. 5. Контроль за кач-вом пищ.прод.

Формула здорового питания= экономич. возможности+ассортимент продуктов+гигиенич. грамотность насел.

Формула пищи 21 века = натурал. прод. питания + продукты заданного хим. питания (Специализирован.продукты: - для берем. и кормящ. матерей, - заменители женского молока,- продукты прикорма, - для детей до- и школьн. возраста(огранич. содержания пестиц., симуляторов роста, тяж. Ме)) + БАД (золотой шар).

- адекватность количества потреблямой пищи, - увелич. физическ. активн., - антиалкогольн. кампания.

Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.

Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:

производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;

доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;

высокое качество и безопасность пищевых продуктов;

пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;

постоянный контроль за состоянием питания населения.

На первом этапе реализации Концепции (1998-1999 годы) совершенствуется нормативная база в сфере производства и реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке региональных программ здорового питания.

В качестве неотложных мер по реализации Концепции осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе на 20-30 процентов продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30-40 процентов свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок.

Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная организация).

На втором этапе (2000-2002 годы) будет увеличено производство витаминов, биологически активных добавок к пище и других микроэлементов и разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов.

В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные научно-


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.