Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-02-15 | 492 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
+ см. вопрос№ 36 (след): содержание труда в зависимости от возраста
Трудовое обучение в дошкольных учреждениях.
направлено на формирование полож. эмоцион. отношения к труду и осуществляются в единстве с обучением. направлена на самообслуживание, уход за животными, растениями, изготовление игрушек и поделок. труд д.б. тесно связан с игрой, б. посильным, полезным,систематич,способствовать развитию творчества детей.
36. Виды трудового обучения школьников. Гигиеническое обоснование и требования к содержанию, организации и условиям трудового обучения учащихся общеобразовательных школ. Основные направления санитарного надзора за трудовым обучением школьников.
Задачи труд обучения:
1. в доу и младшем школьном возрасте т.о. напрвлено на самообслуживание
2. профориентация
3. средство физического воспитания à решает задачи физич.воспитания
влияние труда на растущий организм:
+) труд.деят-ть обеспечивает развитие, профес.становление личности. Фактор профилактики гипокинезии, профилактика переутомления. Формирование и развитие двигательных навыков и качеств.
--) напряж адаптации, утомление, т.к. функциональная система профессиональной деятельности ещё не сформировалась
Воздействие вредных производственных факторов
Содержание труда в зависимости от возраста:
1. самообслуживание (полить цветы, одеться, убрать игрушки)
2. ручной труд – работа с бумагой, картоном
3. 5-9 кл. – политехнический труд (м), обслуживающий (д)
4. 10-11 кл. – овладение профессией (УПК, на раб.месте)
5. С 15 лет подросткам разрешено работать,
С 14 лет можно совмещать работу с учёбой
Содержание тр.обуч. дифферинцировано в зависимости от пола с 5 кл.
|
Учёт состояния зд: освобождение от труда, врачебная проф.консультация, отбор.
Труд.обуч. в школе:
Тяжесть труда: лёгкий (для детей), ср.тяж (слесарные работы)
Нагрузка д.б. адекватной
Возможные неблагоприятные факторы: пыль, шум, вынужденная поза, монотонность, физич.нагрузи и теплопродукция и мальчиков (слесарные работы), высокая точность (швейные работы)
Организация:
1. В нач.кл. 2 урока в неделю, с 5 кл.—сдвоенные уроки
2. Ограничивается непрерывная длительноть операции. Запрещается использовать 1 операцию, д.б. несколько.
3. Ограничивается продолжительность практич. Работы (+ теория, обсуждение результатов)
4. Чередование теории и практики
5. Чередование неск. Операций
Школьные мастерские:
1. Блок шк.маст. изолированно от др.уч.помещ-й с лаборантской. Рекомендуется отд.мастерская для учащихся начальных классов
2. Подбор верстаков с учётом роста
3. Использование дет.инструментов (легче)
4. Материалы: в нач.кл.—бумага, картон. Старше—металл, дерево.
5. Нормируемые t –15-17 для мальч, т.к. у них выше теплопродукция
6. Приточновытяжная вентил
7. Режим уборки и проветривания помещ-й
8. Мероприятия по звукоизоляции
9. Использ подсобного помещения (заточка)
10. Более высокое освещение (400 лк) в швейных мастерских
11. Соблюдение техн.безоп, спецодежда, аптечка
12. Допуск к урокам труда
37. Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда детей и труду подростков на протяжении учебного года и каникул. Гигиенические требования к сельскохозяйственному труду школьников.
Общественно полезный, производительный труд школьни-ков во внеучебное время может осуществляться в промышлен-ности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, охране при-роды, работах по благоустройству школы. Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы; сбору лекарственного сырья,плодов, ягод, семян, выращиванию рассады и посадке цветов. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за садом,убирать классные комнаты.
|
Учащиеся средних (5—7-е классы) и старших (8—11-е) классов соответственно возрасту привлекаются к работам в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5 7-х классов могут выполнять работы в мастерских школ, УПК, участвовать в уборке урожая, кабинетов и мастерских, ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия.С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работ"на животноводческих фермах, а также в торговле, на предпрятиях общественного питания, транспорта, связи. Начиная с 9—10-го класса разрешается возделывание сельскохозяйственых культур с применением машин на полях, а также труд на рабочих местах промышленных предприятий. Запрещается привлекать учащихся, независимо от возраста, к мытью окон, текущей дезинфекции, уборке санитарных узлов.
К общественно полезному труду в полном объеме привлекаются только здоровые дети. Содержание общественно полезного, производительного труда учащихся в период летних каникул определяют органы исполнительной власти на местах. Организационной формой труда подростков во время школьных каникул являются различные трудовые объединения, прежде всего ученические производственные бригады в сельской местности и трудовые отряды, отряды труда и отдыха — в городах. Участие в работе трудовых объединений добровольное, по личному заявлению, начиная с 8-го класса.
Влияние факторов производственной среды и деятельности на организм подростков в связи с их морфо-функциональными особенностями. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков. Основные положения законодательства по охране труда подростков.
Ранняя труд.занятость подр.
+) новые навыки, способ-ть профес.становления личности, разв-е самост, дисципл, ответственности
--) неквалифиц.труд не развивает, а тормрозит разв-е, психосоматич.факт риска (отрыв ребёнка от бразов-я, от семьи, от детства), конфликт роли, взрослый коллектив, взр формы поведения (неправ вред привычки, мат), высокий ур.забол-ти
Профессионально значимые морфо-функциональные особенности:
12. Подростковый период—п-д гипофизарной доминанты --> функц.созревание гипофиза и гиполаламусаà повыш-е активности щит.железы, надпочеч, пол.жел, рост костей, разв-е половой системы
|
13. П-д ростового скачка—повыш.темпы роста и разв-я, завершаются морф.процессы созревания
14. Хар-на выраженная гетерохронность, нарвномерная скорость развития разных систем à чувствит-ть и ранимость организма
15. Цнс—перестройка нейрорегуляторных и нейрогуморальных отношений: сниж-е порога возбуд-ти, сниж. Силы нерв.проц. (тормозных в 1 очередь), реакции неадекватны силе раздражителя à большое кол-во ошибок в работе
16. Псих.сфера—интенсивное умств.разв-е, смена детских форм познавательной дея-ти на взрослые, абстрактное мышление, формиров-е в сознании модели мира (неполная, фрагментарная) идентификация себя, как личности. Большое кол-во деформаций восприятия вследствии несовершенства интегративной функции, неадекват.самооценка, повышенная ранимость, снижкритичность => запрещены работы с риском травматизма и высоким нервно-эмоц.напряжением
17. Ода: рост, масса мышц, сила, работоспособ-ть ↑, но они ещё не такие как у взр. Развитие мыш.сист.отстаёт от общего роста. Угловатость движ-й, ↓точности, риск наруш-я осанки
18. Ссс—темпы роста сердца отстают от темпа общ.роста--↑нагрузки на серд.мышцу—наруш-е функции автоматизма и проводимости+шумы, изм-е конфигурации сердца. Развивается сосудистая сеть, ↑ тонус, ↑ад и серд.выброс. хар-ны гипо, гипер.дистонические реакции. При работах с тяж.физич.нагрузкой, в усл.небл.микроклимата наблюд.неадекват.р-ции и длит.восстан-е. лёгкие нагрузки для взр—для детей сред.степени. средние для взр—тяжёлые
19. Пищ-я: меняется секреторная и моторная дея-ть жкт, ↓способность к детоксикации, слабость связочного аппарата=> ограничение физич.нагр. и токс.вещ-в
20. Дых: интенсив.рост лёгочной тк., ↑диаметр бронха=> запрещены работы в усл.дей-я фиброгенной пыли
21. Кожа: ↑акт. Сальных и потовых желёз, кислая р-ция кожи меняется на щелочную, ↓неспецифич.резистентности, ↑наклонность к нагноительным процессам=> огранич-е микрокл, пыль, токс вещ
22. Зрит. И слух. Анализаторы: анатомич.формир-е уже завершено, но функц.разв-е ещё продолжается. Для подр.возр.хар-на самая высокая слуховая чувств-ть. Более выражено спец.и неспец.дей-е шума=> огранич-е выполнения точных работ, освещённость, шум
|
Факт, опед.готовность подростка к труду:
Ур.биол.зрелости, пол, сост.зд, инд.особен-ти ВНД, уровень разв-я сознат.качеств.
Принципы опред-я для подростов безопасных видов деят-ти:
1. Отсут-е неблаг.вляния на рост, разв, сост.зд
2. Соотв-е возр. И функц.возможностям
3. Искл.рика травматизма для подр.и окружающих
4. Учёт повышенной чувст-ти подр. К дей-ю производ.факт
Международ.орагнизации:
1. Межд.орг.тр.мат.--> упразднение дет.тр., увелич-е миним.возр для приёма на работу
2. Комитет по правам ребёка ООН «конвенция о правах ребёнка»
Труд.кодекс.
1. Мин.труд.возр. 16 лет—право на закл.тр.договора. 15 лет—после получ-я професс.образов-я. 14 лет—при условии совмещ-я работы с учёбой, с согласия 1 из родит и орг.опеки и попечительства. До 14 лет—кино, театр, эстрада, цирк, договор закл.родит, органы опред.условия труда.
2. Рабоч.день—15-16л (5ч), до 18л(7ч); для учащихся 14-16л(2,5ч) до 18л(4ч)
3. Раб.неделя: до 16л(24ч), до 18л (35ч); для учащихся норма ½ от … (до 16л(12ч), до 18л (17,5ч))
4. Допустимые виды работ: оптимальные (1кл), допуст (2кл), усло.тр. с учётом гиг.регламентов, которые разработ.спец-но для подростков
5. Запрещённые виды работ: вред и опасн усл.тр, подземн.работы, работы кот.могут причинить вред зд и нравст.разв.детей, служеб.команд, ночн.работы, в выход и празд дни, сверхуроч.работы
6. Отпуск—не менее 31 календарно дня в удобное для подр.время.нельзя отзывать из отпуска и заменять отпуск денежной компенсацией
7. Нормы выработки и оплаты труда: пропорц.отработанному времени или объёму работы
8. Работодатель имеет право ↓норму вырботки и вводить доплаты подросткам
9. Расторжение договора по желанию работодат с согласия госинспекции труда с комиссией по делам несовершеннолетних
10. Мед.обсл. перед поступлением и не реже, чем раз в 6 мес
11. Условия тр.: некот.факт как у взр, некот спец-но разработ.для детей (шум, освещ, локал.вибрация)
39. Динамика функционального состояния и состояние здоровье в процессе профессионального обучения. Гигиенические принципы организации профессионального обучения. Гигиенические требования к планировке и санитарно-техническому благоустройству в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Организация медицинского обслуживания учащихся.
Гигиенические принципы организации профессионального обучения.
1. выполн.треб.труд.и санит.законод-ва к организации работы и усл.проф.обуч.
2. миним.возр.приёма на обучение такой, чтобы к моменту окончания обуч-я достигался возраст, достаточный для работы
|
3. принц.постепенности: ↑объёма нагрузки не более 36 ч в нед; постеп ↑ доли производст.обучения, ↑времени на производственную практику; условия производ.обуч от мастерских ПТУ к базовому предприятию и реальномупроизвод-ву; ступенчатый режим работы: постепенно организуется непрерывная работа за счёт ↑времени между перерывами
4. в п-д производ.практики надо освобождать от других видов работы не связанных с практикой
5. допуск к пр.практ (возр, м/о)
6. в расписании—чередование видов деят-ти, учёт динамики работоспособ-ти. Чередов-е теор. И практ, общеобразоват и профес. Дисциплин.
Функции сан.надзора: осущ.спец-ты по гдип и гиг.труда
1. согласование профилей и профессион.подгот. согласование рабоч.места для практики и работы
2. аттестация раб.места, периодич.контроль за усл.труда
3. контр.за собл.законод-ва по охр.труда, контр за режимом
4. контр за своевременностюь и полнотой провед-я врачебной проф.конс, профотбор
5. гиг восп и обуч.детей, родит, преподавателей
Состояние здоровья — важный фактор, в большой степени, определяющий выбор профессии, формирование профессиональных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний, создает предпосылки для инвалидности. Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательно^ влияния на их здоровье!но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физическог*развития и обеспечивал оптимальные условия для высоко"производительности труда. Врач должен основываясь на интересе ученика к профессии, определить его пригодность к ней;с учетом состояния здоровья. т
В соответствии с законодательством Российской Федерации все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полнъе медицинское обследование. Только после освидетельствования подросток получает зак-лючение о профессиональной пригодности к избранной про-фессии. Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные'задачи: он призван решить вопрос 0 годности человека к из-бранной им профессии по состоянцю здоровья. В конкретных'условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными"из которых являются характер и Условия труда в избранной, профессии, известные научные данные о возможном влиянии;их на состояние патологического процесса и, наконец, возможность освоения профессии при наличии определенных дефек-тов в состоянии здоровья. Это и составляет главны^ принципы определения профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.
Противопоказания к выбору профессий определяются преж-де всего характером заболевания и тяжестью его течения.Для каждого заболевания может быть несколько противо-показанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблаго- приятный микроклимат, контакт с токсичными веществами.Для правильного и более объективного решения вопроса о про-фессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Мин-здравом РФ перечнем медицинских противопоказаний к при-ему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официаль-ным документом при врачебном заключении о профессиональ-ной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинс-ких противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение, содержащие данные по 2000 про-фессий. По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицин-ской документации, составляется заключение о профессиональ-ной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Дан-ные врачебного заключения являются основой для професси-онального отбора по медицинским показаниям при поступле-нии на работу или обучении подростков.
40. Цель, задачи, организация профориентации школьников. Задачи санитарного врача в ее проведении. Врачебно-профессиональная консультация и определение профессиональной пригодности подростков с отклонениями в состоянии здоровья. (+ см. вопрос выше,№ 39, + см. вопрс№ 41 (след.))
Функции сан.надзора: осущ.спец-ты по гдип и гиг.труда
1. согласование профилей и профессион.подгот. согласование рабоч.места для практики и работы
2. аттестация раб.места, периодич.контроль за усл.труда
3. контр.за собл.законод-ва по охр.труда, контр за режимом
4. контр за своевременностюь и полнотой провед-я врачебной проф.конс, профотбор
5. гиг восп и обуч.детей, родит, преподавателей
Врачебная профессиональная консультация призвана выб-рать для подростка из многих профессий те, которые являют-ся более подходящими по состоянию здоровья, т.е. рекомен-довать профессии, максимально соответствующие функцио-нальным возможностям целостного организма, состоянию фи-зического и психического развития. Подростки только вступа-ют в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессио-нальных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между Профессиональным отбором и профессиональной консультаци-ей очевидны: при первом — человек подбирается для профес-сии, при второй — профессия для человека. Условия полноценного осуществления врачебной професси-ональной консультации:
• достаточная осведомленность врачей об особенностяхподросткового возраста и их значении;
• проведение медицинского освидетельствования, исходяпрежде всего из требований профессиональной консуль-тации;
• знание врачом характера и условий труда в различных наиболее массовых профессиях и возможного влияния их на растущий организм и течение некоторых заболеваний;
• знание и правильное использование врачом действующих перечней медицинских противопоказаний для обучения в учебных заведениях различных систем;
• осведомленность по нормативно-правовым актам в обла-сти охраны труда подростков.
В связи с увеличением количества детей, относящихся к III группе здоровья, особую актуальность приобретают вопросы профессиональной пригодности подростков с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. При решении этих вопросов учитываются особенности течения заболе-ваний и состояний в условиях конкретной трудовой деятель-ности, т.е. при воздействии тех или иных неблагоприятных фак-торов труда. Ведущим принципом профессиональной консультации лиц с различными заболеваниями является рекомендация профессии, которая не ухудшила бы имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению неспецифической резистентности организма. Врачебный прин-цип «не вредить» следует понимать как необходимость трени-ровать организм при сниженных функциональных возможнос-тях: щадить больной орган и максимально использовать раз-витые функции. Наблюдаемые в подростковом возрасте временные, прехо-дящие функциональные сдвиги под влиянием различных про-фессионально-трудовых воздействий могут фиксироваться,приобретать более стойкий характер или прогрессировать, пе-реходить в патологические состояния. Особенно важно учиты-вать возможное влияние производственных факторов на тече-ние хронических заболеваний.
Патологический процесс, снижая сопротивляемость организ-ма, способствует более быстрому и неблагоприятному вли-янию профессиональных факторов, которые вызывают ухуд-шение течения основного заболевания и развитие професси-ональных отклонений. Создается порочный круг, обусловлен-
ный несоответствием факторов труда функциональному состоянию больного организма.
Одним из важных вопросов при выборе профессии подрост-ков с хроническими заболеваниями является правильная оцен-ка соотношений между выраженностью анатомо-морфологичес-ких изменений и функций пораженного органа. При определении профессиональной пригодности больных с хро-ническими заболеваниями и дефектами решающее значение имеет не столько диагноз, сколько состояние функции поражен-ого органа, определяющееся степенью выраженности заболе-ания, стадией болезни, частотой обострений. Особое значение этот критерий приобретает при решении^вопросов профессиональной пригодности подростков с оста-точными явлениями перенесенных в прошлом и непрогресси-рующих заболеваний либо травм. в этих случаях основным и единственным критерием является степень нарушения функ-ции в настоящее время, а не серьезный диагноз в прошлом.
При тяжелом за-болевании чаще рекомендуется освоение легких профессий индивидуальным путем и запрещается обучение тем же про-фессиям в ПТУ. Это обусловлено включением в программу.'обучения в училищах освоения смежных операций (например,для чертежника — овладение станочными, слесарными навы-
ками), подчас затруднительных дЛя таких больных, в то вре-мя как индивидуальное обучение предусматривает только ос-воение основных навыков подходящей для больного профес-сии. Возможны и другие случаи. Они касаются подростков стяжелыми заболеваниями, желающих осваивать доступную, не противопоказанную по состоянию здоровья, но все же не столь легкую профессию. Этим подросткам целесообразно поступить в училище, так как при индивидуальном освоении профессии на производстве требуются ежедневное выполнение всего объе-ма нагрузки на рабочем месте, более быстрое обучение (3—6 мес) и, следовательно, быстрое начало самостоятельной ра-боты. Освоение такой работы в Г1ТУ происходит в более рас-тянутые сроки (2—3 года), контакт организма с профессиональ-ными факторами ограничен (3 ч £ день или 2 раза в неделю). За время обучения вырабатываются процессы адаптации и тре-нировки.
Таким образом, вопросы о характере профессионального обучения следует решать с учетом! тяжести заболевания и осо-бенностей профессии.
Правильное трудоустройство подростка положительно влия-ет на течение заболевания.
Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обостре-ния болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности,с учетом результатов лечения может быть поставлен воп-рос о выборе профессии.
Правильный выбор профессии требует учета не только со-стояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типо-логическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических рас-стройств, заболеваний соматического характера. Такое несоот-ветствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2—3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую проф-ориентацию подростков эффективным средством профилакти-ки, позволяющим значительно снизить отрицательные соци-ально-биологические последствия ошибочного выбора профес-сии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивиду-ально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.). Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии1ентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к
неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагопри-ятный микроклимат и др.).
Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников. Физиологические критерии профессиональной пригодности. Ключевые профессионально значимые функции подростков, особенности их формирования.
*Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников.
Профориентация- многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии. Наиб.интенсивн. формирования проф. склонностей 12-13 л. стабильный хар-р 14-15 л. У дев.занимает деятельность типа «чел-природа», «чел-художеств.образ», у мальч- «чел-техника», «чел-природа». Проф. склонности определ. полом, а зрелость-возрастом.
*Психо-физиологические критерии профессиональной пригодности.
основой служит теория о типологических индивид.особенностях высш нервн деят(приобретенные качества зависят не только от процесса обучения и воспитания, но и от врожденных психофизиолог. св-в личности.
- состояние здоровья: отсутствие хронич заболеван., дисфункций(близорукость, заболеван опорно-двигат аппарата и НС).- работа д. соответствовать индивидуальным типологическим особенностям человека (возбудимость НС, подвижность нервных процессов, т.е. отбор подростков наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям), - некотор. работы требуют повышенного развития опред. функций.(монотонность, нервно-эмоциональное напряжение)
Стабильные свойства НС являются сила и подвижность нервных процессов: 2 типа –сильный и слабый(малая выносливость НС, но высокая чувствит. анализаторов); 2 типа подвижности нервн.процессов: подвижный и инертный(медлительны, но глубоко осваивают проф. знания)
*Ключевые профессионально значимые функции подростков, особенности их формирования.
КПЗФ – функции, с уровнем развития и функционирования которых связана успешность освоения профессии. они играют ведущую роль в формировании функц. сис.,обеспечивающей работающему человеку успешную трудовую деятельность. Для каждого чел. они индивидуальны и имеют разные уровни развития. благодаря этим функциям формируется функц. сист., обеспечив.выполнение требований и адаптацию организма к условиям производства. Ф. высшей нервн деят.:сила и лабильность нервн процессов, сво-ва двигат., зрител анализат, и психологич св-ва:память и внимание-определяют успешность освоения профессии. 6 групп КПФЗ: двигательные (мыш.сила выносливость), сенсорная (анализаторы), индивидуально- типологич. особенности высш. нервн.деят.(сила, подвижность нервн процессов), аттенционно-мнемические (внимание и память), интеллектуальные (интеллект, мышление), характеролог. особенности личности (нейротизм, ригидность)
Профориентация – формирование у ребенка професс.намерений и осознанный выбор профессии. При проведении профориентации учитываются мед-физиол.аспекты: установ.особенностей профессии с т.зр.требований, предъявляемым к определенным качествам человека, кот.обеспечивают успех в освоении профессии; изучение психофизиологических и других качеств личности опр-е соотв-я их требованиям профессии, т.е. выявление наилучшего соответствия индивидуально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда; оценка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе труд.деятельности. Профессионально значимые психофизиологические функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными видами труда, в основном представлены 4 комплексами: 1) двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость, показатели координационных свойств;2) сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость;3) индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности: возбудимость, сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, характер корково-подкорко-вых взаимоотношений;4) аттенционные и мнемические: свойства внимания и памяти. Профессиональная пригодность по психофизиологическим показателям прежде всего обеспечивает успешное освоение профессии, овладение профессиональными навыками. Однако значение психофизиологического соответствия человека профессии не ограничивается успешностью освоения профессии. Оно, кроме того, обусловливает особенности адаптации организма к комплексу профессионально-производственных факторов.
42. Особенности обмена веществ и энергии растущего организмав пищевых веществах и энергии. Гигиенические принципы рационального питания детей и подростков. Нормы питания, принципы нормирования.
*Особенности обмена веществ и энергии растущего организма. Хар-ся наибол. интенсивностью, обеспечивая пластические и структурные процессы.Величина основного обмена в 1,5-2 раза выше, но с возрастом уменьшается(2-3 г. на 1 кг массы-55 ккал, 10-11 л-33ккал, взросл-24ккал).Относительно высокий расход Е: взросл-45 ккал на 1 кг массы, 1-5 л -80-100 ккал, 13-16л – 50-65 ккал.=>особый подход к организации питания. В школ. и подрастк. возрасте Е-траты существенно возрастают на отдел. виды деятел.=> сбалансирован.питание.
*Гигиенические принципы рационального питания детей и подростков, -Сбалансированность(для детей младшего возр.Б:Ж:У=1:1:3; для старшего-1:1:4),- д.б. адекватным возрастным особенностям организма(развитие ЖКТ:грудное вскармливание=> введение прикорма, смешанная пища).- соблюдение режима.,-полноценное,-разнообразное.
*физиологические нормы питания. Дифференцированы по возрастным группам и в зависимости от пола. См. СанПин ДОУ и питание в школах.
*Особенности потребления в белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах, воде в процессе роста и развития. Увелич. абсолют. потребность во всех вещ. с возрастом, но снижается относительная потребность относительно на 1 кг массы тела.(4-6 л-достигает уровень взрослого по Е и Б, 7-10-Ж,У, 1-3- мин.вещ.) Б:выше потребность в живот.Б+аргинин+гистидин.Ж: наибол. легко усваивается молоч.Ж, с 2 л вводится растит.Ж(раст.масло)-источник ПНЖК(миелинизация НС). У: лактоза, галактоза.Б\Ж=1:1. для детей младшего возр.Б:Ж:У=1:1:3; для старшего-1:1:4.Са/Р= грудной возр.1,2:1, 1-3л -1:1, старше -1:1,5. Са/Мg=1:0,7. Вода: 1й год -150 мл, 1-3 лет-100мл, 3-7 лет -60 мл на 1 кг тела. См.СанПиН ДОУ и питание в школ.
Современная ситуация в отношении питания детей в РФ. Глобальная проблема недостаточности питательных микронутриентов для детей и подростков. Задачи в области питания детского населения и его медицинских аспектов в «Концепции государственной политики в области здорового питания населения на период до 2005 года».
*Современная ситуация в отношении питания детей в РФ. 1. низкая продол. естествен. вскармлив.; 2. много потребл.: сладкое, макароны, чипсы.,3. мало потреб.:молоко, рыба, фрукты, каши..4. наруш. режима питан., 5.недостат. питан.в груп. риска. 6. проблемы эндемичн. территор. (недост. жив.Б, ПНЖК(омега3), пищ. волокон, Ca,Fe, J,F, витам.А,Е,гр.В, фол.к-та.; избыток: насыщ. Ж, сахар,соль, пищ.добавки, чужеродн.вещ.)
Риск заболевания: ЖКТ(кариес, гастриты), Опорно-двиг.аппарат.(остеопения), наруш в развитии, снижен. резистент.
Формула здоровья 21 века – сумма традиционных натур продуктов, в т.ч. генетически модифицированных, натур продуктов заданного химического состава и биологически активных добавок.
*Глобальная проблема недостаточности питательных микронутриентов для детей и подростков. 1. йод. – задержка психомоторного развития(критинизм),- отстав. в физическом развитии, - увелич. детской смертн., - рак щитов.жел., - эндемич.зоб. Группы риска: дети внутриутроб. периода, новорожден,подростки. Распростр: 1,6 млд, из них 600млн- наруш умствен. способн. Профил: 50-100 мг до 12 лет, 100-150-подрост, 200мг-беремен.
2. «А».- наруш. зрения(слепота, сужение полей зрения, наруш. светоощущения),- повыш. смертность до 3 лет, снижен. резистент., новообразования. Распростр: 800млн.-субклин.ф., 18 млн.-наруш зрен.
3. «Fe» - железодеф. анемии, задержка умств. и физ. развит, сниж. интеллекта., успеваем. в школе, работоспособ, обеднение эмоц. сферы. Бледность конъюктив и слизистой оболочки полости рта, Атрофия сосочков языка. Койлонихии и ломкость ногтей.Ломкость и сухость волос. Гипохромная анемия. Извращения вкуса. Группы риска: берем, младенцы, дети до 3 л, подростки. Распростр: в мире-каждая 3 берем., по свердл.обл.- 40% поставл.Ds:Fe-дефец. состояния. Профил. правил. питание(мясо, печень), БАД, обогащение продукт.питания.
5. В1 –фун. нарушения НС, Плохой аппетит, потливость, слабость, чувство давления в подложечной области, тошнота,боли в животе и мышцах. Часто запоры. Парестезии, ощущения ползания мурашек, боль в обл. периф. нервов. Плохой сон, головная боль, беспокойство, повыш. раздражит.
6. В2 -Задержка роста. Бледность слизистой губ, мацерация, слущивание эпителия, хейлоз (вертик. трещины губ с гиперемией и отечностью). Ангулярный стоматит.Атрофия сосочков языка. Иногда гипертрофия сосочков Дерматит в области носогубного треугольника, крыльев носа и век. Слабость, потеря аппетита, головная боль. Светобоязнь, слезотечение.
Стратегии улучш-я питания населения:
Государственная политика в области здорового питания населения строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и здоровья и прогнозов развития науки и техники в области производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов. Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях, расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую основу для совершенствования процессов производства продовольствия и являются важнейшим фактором государственной политики.
Постановление прав-ва РФ от 10.08.98. «О Концепции государственной политики в области здорового питания населения на период до 2005 года». 1. Производ-во в необх-х объёмах производ-го сырья и пищ-х прод. 2. Доступность пищ.прод. для всех слоёв насел-я. 3. Высокое качество и безопасн.пищ.прод. 4. Обуч-е насел-я принципам зд.пит. 5. Контроль за кач-вом пищ.прод.
Формула здорового питания= экономич. возможности+ассортимент продуктов+гигиенич. грамотность насел.
Формула пищи 21 века = натурал. прод. питания + продукты заданного хим. питания (Специализирован.продукты: - для берем. и кормящ. матерей, - заменители женского молока,- продукты прикорма, - для детей до- и школьн. возраста(огранич. содержания пестиц., симуляторов роста, тяж. Ме)) + БАД (золотой шар).
- адекватность количества потреблямой пищи, - увелич. физическ. активн., - антиалкогольн. кампания.
Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:
производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;
доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;
высокое качество и безопасность пищевых продуктов;
пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;
постоянный контроль за состоянием питания населения.
На первом этапе реализации Концепции (1998-1999 годы) совершенствуется нормативная база в сфере производства и реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке региональных программ здорового питания.
В качестве неотложных мер по реализации Концепции осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе на 20-30 процентов продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30-40 процентов свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок.
Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная организация).
На втором этапе (2000-2002 годы) будет увеличено производство витаминов, биологически активных добавок к пище и других микроэлементов и разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов.
В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные научно-
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!