ДЗАНСИН — это устремлённость — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ДЗАНСИН — это устремлённость

2020-01-13 149
ДЗАНСИН — это устремлённость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В будущее

Есть такая древняя песня:

Если после удара мечом

В сердце ничего не остаётся,

Через некоторое время меч

Умирает.

С древности в военном искусстве существовало уче-

ние о ДЗАНСИН (буквально — оставаться в сердце

или оставаться в теле), которое играло важную роль

во время поединка. Оно кардинально отличается от фи-

лософии западных боевых искусств. В восточной фи-

лософии оно также стоит особняком.

Термин ДЗАНСИН означает, что не нужно терять

бдительность и после того, как противник повержен.

Он говорит о внешней физической энергии тела и о

внутренней духовной силе после выполнения приёма.

Однако это не означает, что нужно выполнять приём,

«оставив (забыв) сердце». Нужно выполнять приём без

сожаления, решительно — это означает «оставаться».

Это не желание оставить. Оставаться — значит возвра-

щаться: нужно вернуться к тому состоянию, которое

было до выполнения приёма. Но это также и обраще-

ние к будущему, которое наступает с этого момента,

отправная точка к нему. В БУДО внимание уделяется

не тому, чтобы повалить противника, а чтобы повалить

его после этого снова.

В боксе и некоторых других видах борьбы если ты

уронил своего противника, то исход поединка уже

определён. Крайне важно понять мысль о том, что

если в современном БУДО, которое приобрело

спортивный характер, нет ДЗАНСИН, то оно ничего

не стоит. В технической философии, где главное —

лишь повалить противника, нет необходимости и в

ДЗАНСИН. В этой философии нет прошлого, насто-

ящего и будущего ни в физическом, ни в духовном

смысле. Когда ты повалил противника, это уже прош-

лое. Оставить сердце и тело (КАМАЭ) — это закреп-

ление настоящего и в то же время это обращение в

будущему, это саморефлексия.

Что касается структуры времени, то КЮ (ДЗЁ-ХА-

КЮ) — это завершение и в то же время начало нового,

а отголоском завершения является ДЗАНСИН. Мож-

но сказать и по-другому: если человек стремится оп-

ределить своё настоящее и будущее, то он подавляет

(подчиняет себе) настоящее ради будущего (ДЗАН-

СИН).

Нужно ещё сильнее уважать и полнее использовать

философию БУДО, в которой придаётся важное зна-

чение концепции ДЗАНСИН, возникшей в реальном

поединке.

В кюдо стиля Ямато-рю ДЗАНСИН называют

НОТИ-НО СУМАСИ (сдержанность после поедин-

ка), в «Книге стиля Хиоки» — МИРАЙСИН (будущее

тело). Это очень любопытно. Это говорит о том, что

ДЗАНСИН является одним из терминов военного ис-

кусства. Мы должны уважать мудрость древних, кото-

рые на основе опыта военного искусства выделили и

дали этому своё название. В этом термине отражена фи-

лософская мысль древних.

Опора духа

В прошлом, когда поединок (СИАЙ) был встречей

со смертью, возникали другие важные проблемы, ко-

торые необходимо было преодолеть. Поражение фак-

тически означало смерть, поэтому борьба сопровожда-

лась страхом, беспокойством, обманом, непредвиден-

ностью, другими волнениями. Именно поэтому суще-

ствовала необходимость в способе закалки организма,

который открывал бы путь к спокойствию и самооб-

ладанию. Конкретными примерами этого являются

ДЗЭН, РОГЕ (способ особой закалки в холодной воде

водопада), другие пути аскетизма. Большое влияние

на развитие систем духовного совершенствования ока-

зал дзэн-буддизм. Это проявилось и в терминах тра-

диционного военного искусства.

С одной стороны, дух был направлен к жизни, с дру-

гой — люди ясно понимали неизбежность смерти. Сей-

час такой взгляд вызовет, наверное, немало критики,

но для того времени он был очень естественным. Мы

должны также понять, что такая философия была ос-

нована не на принципе ТАРИКИ ХОНГАН (надежда

на постороннюю силу), а на принципе ДЗИРИКИ

ХОНГАН (надежда на свои силы): человек сам дол-

жен пройти через испытания и закалить себя.

Не нужно критиковать БУДО за то, что иногда в нём

проявляется мистицизм и религиозность. Несмотря на

то что иногда мы находим в нём признаки религиозно-

сти, военное искусство не является религией, и поэто-

му такие признаки должны когда-нибудь неизбежно

исчезнуть. Я не хочу приукрашать БУДО. Просто я хо-

тел бы сказать, что игнорировать учения и подходы

древних, называть это устарелым, называть это заблуж-

дением — значит разделять заблуждения современной

эпохи.

И сегодня опора духа, закалка духа являются очень

важными задачами. Хотя мы и говорим: «Стань безмолв-

ным!» или «Избавься от дурных мыслей!» — понять, как

этого добиться, довольно сложно. Это элемент внут-

реннего мира человека, и выразить его простым сло-

вом он не сможет. Многие критикуют древний способ

передачи знаний, когда использовались предания и

тайные песни. Я думаю, что нельзя смешивать способ

передачи знаний с содержанием этих древних песен.

На мой взгляд, суть этого способа заключалась в том,

что с помощью песен можно было передать некий внут-

ренний духовный опыт, который невозможно выразить

простым словом. Каким способом можно объяснить

опору духа? Это чрезвычайно сложно.

Во время ДЗА-ДЗЭН (медитация в правильной

позе) часто говорят: «Смотри за своим духом на кон-

чике носа!», «Погрузи дух в нижнюю часть живота!» и

так далее. Есть также дзэнский афоризм: «Спокойствие

духа - это и есть путь» (ХЭЙДЗЁСИН КОРЭ ДО).

Однако одно спокойствие духа без техники — это

просто слабый идеализм. В узком смысле это дух, ко-

торый может вверить своё тело противнику. Однако,

вверив своё тело противнику, нужно сохранить гармо-

нию, нужно сохранить своё достоинство, нужно изме-

няться вслед за противником. Поэтому совершенно не

имеет смысла, если ваш дух не опирается на техниче-

ское мастерство. Если нет техники, ты будешь уничто-

жен. Я думаю, что опора духа необходима во время

поединка, необходима тогда, когда проявляется насто-

ящее искусство.

Дух — это преодоление самого себя. Он рождается

во время тренировок, когда ты преодолеваешь различ-

ные трудности, ведёшь борьбу с различными обстоя-

тельствами. Для этого используется духовная закалка

в виде КАНТЮ КЭЙКО (холодная тренировка — за-

нятие в холодном помещении или на улице в холод-

ную погоду).

СЁТЮ КЭЙКО (горячая тренировка — трениров-

ка в жаркую погоду) в изменённом виде сохранилась и

в современном военном искусстве. Её смысл состоит в

том, чтобы научиться преодолевать обстоятельства.

Глубина японского военного искусства заключает-

ся в том, что в нём соединяются техника и дух, что в

процесс тренировки включаются различные элементы,

предназначенные в конечном счёте для того, чтобы по-

бедить. Достойна поклонения мудрость древних, соз-

давших в эпоху, когда борьба была делом жизни и смер-

ти, «Путь гармонии» (ВА-НО ДО).

Спортивное

И практическое БУДО

«Струи уходящей реки... они непрерывны; но

они — всё не те же прежние воды. По заводям пла-

вающие пузырьки пены... они то исчезнут, то свя-

жутся вновь; но долго пробыть — не дано им».

Это фраза из «Ходзё-ки» («Записок из кельи»). Есть

ли в нашем мире что-либо постоянное и неизменное^

Всё течёт, меняется наш мир. Меняется наш мир — ме-

няется культура. Изменяется военное искусство ~ из-

меняется каратэ. Современное каратэ отличается от ка-

ратэ прошлого. Каратэ будущего, каратэ следующей

эпохи, вероятно, будет отличаться от каратэ нашего

времени. История — это битва старого и нового, поэто

му неизбежно и противостояние современного карать

и каратэ древнего стиля.

Состязание — это не реальный поединок, а реаль

ный поединок — это не состязание. Победитель в со

стязании, по-видимому, не сможет стать победителем

ность, и каратэ, основанного на крайнем традициона-

лизме, не отступающего ни на шаг от древнего стиля.

Спортивное БУДО не отрицает древнее практическое

каратэ, оно помогает повысить своё мастерство с по-

мощью состязаний. Это никакое не заблуждение. И тем

не менее я не думаю, что существующее ныне спортив-

ное каратэ является идеальным и правильным отраже-

нием БУДО. Однако для того чтобы создать это иде-

альное каратэ, нужно что-то делать. Деятельность по

развитию спортивного каратэ подобна разработке це-

лины: на этом пути будет очень много трудностей и

проблем. Необходимо чётко понимать противоречие

между спортивным БУДО и практическим БУДО.

Может быть, чётко установленные правила и состяза-

тельность, наоборот, позволят выбрать самых лучших.

Дзю-дзюцу перешло в дзюдо, дзюдо превратилось в

состязание. Таким образом, произошёл переход от ДЗЮ-

ЦУ к ДО. Однако не нужно рассматривать практическое

БУДО и спортивное БУДО как элементы простого эво-

люционного развития от ДЗЮЦУ к ДО. Дело в том, что

в каждую историческую эпоху военное искусство выпол-

няло свою особую важную задачу, что видно из древних

сочинений, посвящённых БУДО.

Противоречие реального

Поединка и спортивного

Состязания

С древности практическая военная техника была свя-

зана с тем, когда, где и как она применяется. Повседнев-

ная жизнь была тем полем, на котором произрастало

БУДО. Она была его отправной точкой. Иными слова-

ми, ты сможешь защитить себя только в том случае, если

твои действия соответствуют времени, месту и цели.

И в настоящее время часто бывает так, что обстоя-

тельства, время, противник реального поединка, когда

нужно защитить себя, никак не определены. С другой

стороны, мы обладаем полной свободой: можем побе-

дить или проиграть, преследовать или убежать. Но если

ты переходишь свой предел, ты ломаешь свою жизнь

или ломаешь жизнь другого человека.

Во время же состязания точно определены условия,

время и сам противник. Определены также и приёмы.

Тот, кто нарушает правила, получает ХАНСОКУ (на-

рушение правил) и признаётся проигравшим. Впрочем,

бывают случаи, когда эти правила не являются спра-

ведливыми и действие, признанное нарушением, на

самом деле является правильным. Таким образом, су-

ществует проблема установления справедливых пра-

вил спортивного состязания. Нужно сказать, что иног-

да правила искажают вид каратэ. Это происходит в тот

момент, когда люди забывают, к какому каратэ в дей-

ствительности они стремятся. Нужно обратить на это

внимание.

Условия спортивного

Состязания

Реальный поединок не связан ни местом, ни дру-

гими условиями. Состязание в каратэ, точно так же

как и в других видах спорта — бейсболе, теннисе,

волейболе, проводится на определённом месте, в оп-

ределённых условиях.

Во-первых, устанавливается пространство для по-

единка. Приёмы, проведённые в этой зоне, становятся

объектом оценки. Имеются внутренняя и внешняя ли-

нии зоны. Выход за внешнюю линию ковра считается

нарушением. Поэтому одним из главных правил явля-

ется защита этой внешней линии.

Во-вторых, недостаточное внимание к внешней ли-

нии приводит к частому отходу назад, не способствует

совершенствованию техники, мешает развить страте-

гию борьбы на ограниченном пространстве. Столкнув-

шись с ограничением пространства, спортсмен отходит

вправо и влево, пытается внести в свою тактику борь-

бы изменения. Вместе с тем очень важно знать, где,

когда и против какого противника можно использовать

определённый приём.

Это помогает лучше понять особенность определён-

ного технического приёма. Во время состязания не ста-

вится цель вытолкнуть противника (прием ОСИДА-

СИ) за пределы татами, как в борьбе сумо. На ограни-

ченном пространстве, оставаясь на ковре, нужно про-

демонстрировать все свои способности, всю свою гиб-

кость, всё своё мужество. В состязании проявляются

различные спортивные тонкости, различные нюансы

И всё же не стоит говорить, что состязание — это спорт

что каратэ — это спорт. Нужно говорить, что данная

техника каратэ — это приспособленная для спорта тех

ника военного искусства. Наверное, в нём существуе

необходимость: для того чтобы усвоить тактику веде

ния боя и повысить своё мастерство. Не только реал!

ный поединок, но и состязание может принести сво]

пользу. Вероятно, что и в дальнейшем спортивное Кс

ратэ будет развиваться.

Техника спортивного

Состязания

Во время реального поединка используются любые

приёмы и любые способы. Вне зависимости от того, гряз-

ный это способ или чистый, победитель остаётся побе-

дителем, а проигравший проигравшим. В древности тех-

ника и ход поединка определялись представлением о том,

что если я не убью противника, то он убьёт меня.

И в настоящее время, когда в поединке нужно за-

щитить себя и свою честь, не идёт и речи об ограниче-

ниях в использовании приёмов. Дело кроется в этике,

не позволяющей просто так отдать свою жизнь.

Спортивная же техника основана на принципе безопас-

ности и принципе уважения человеческого достоин-

ства. Нельзя обеспечить себе победу, убив противни-

ка. Следовательно, мы вынуждены ограничить себя в

технике: она должна быть основана на принципе со-

стязательности, сочетаться с правильной позой и кон-

цепцией ДЗАНСИН и должна чётко восприниматься

человеческим глазом.

Здесь имеются два пути развития спортивного кара-

тэ: во-первых, полный отказ от защитного снаряжения,

во-вторых, использование этого защитного снаряжения.

У каждого из этих направлений существуют свои плюсы

и минусы. Самое главное отличие между спортивным

БУДО и практическим БУДО состоит в том, что в

спортивном применение технических приёмов ограниче-

но. Не будет преувеличением сказать, что основные дис-

куссионные проблемы в отношении современного

спортивного БУДО связаны именно с этим. Однако до

тех пор, пока не будет разрешено освоение всевозмож-

ных практических приёмов и применение их в зависи-

мости от обстоятельств в любое время, спортивное кара-

тэ не сможет занять ведущие позиции.

Время спортивного

Состязания

Реальный поединок никак не связан временными

рамками: он может происходить утром, днем, ночью —

в любое время суток. Не ограничено и время самого

поединка. В спортивном каратэ это время заранее ус-

тановлено.

Оценка деятельности человека за ограниченный не-

большой промежуток времени крайне несправедлива

по своей сути. Во время состязания очень трудно вы-

нести правильную оценку. Только во время состяза-

ния можно почувствовать высокую плотность содер-

жания поединка на единицу времени и ту тонкую грань,

которая отделяет победу от поражения. Такова участь

состязания. В первые две минуты он проиграл, но, мо-

жет быть, потом он смог бы победить своего против-

ника, однако время поединка строго определено, по-

этому он, несомненно, будет признан проигравшим.

Непонятно, чем бы закончился этот поединок, если бы

он шел не на жизнь, а на смерть. Человек не может пол-

ностью игнорировать фактор времени. Но и в поедин-

ке, игнорирующем этот фактор, человек стремится со-

хранить свое достоинство и не проиграть. Пока же че-

ловек не осознал фактор времени, он не сможет добить-

ся больших успехов в спортивном БУДО.

Противник в спортивном

Состязании

Во время реального поединка совсем не принимается во

внимание, сколько человек участвует в схватке, их возраст

и телосложение. Не важно также, какие приёмы и какое

оружие применяется. Во время спортивного состяза-

ния на ковре встречаются занимающиеся одним видом

военного искусства, противник определяется заранее.

Нет также соревнований, в которых несколько чело-

век противостоят одному. Обычно проводятся инди-

видуальные или командные схватки. В этом состоит

отличие между реальным поединком и спортивным

состязанием, их характером. Но и в спортивном по-

единке необходимы решимость и твердость противо-

стоять любому противнику. Иначе добиться больших

успехов невозможно.

Характер спортивного

Состязания

В реальном поединке всегда присутствует опасность

гибели. В древности проигравшего почти всегда уби-

вали. Это придавало особое значение духовной подго-

товке (КОКОРО-НО ОКИДОКОРО), привнесло в

военное искусство элементы дзэн-буддизма, религиоз-

ности. Каждая схватка ставила человека на край гибе-

ли, что делало характер поединка особенно жёстким и

напряжённым. Этого нет в спортивном поединке.

Во время состязания победа или поражение опреде-

ляется по системе очков. Речь не идет о жизни и смер-

ти, поэтому в таком поединке отсутствует напряжение.

Я не говорю о том, что необходимо внести это в спортив-

ный поединок, но думаю, что полностью игнорировать

это также нежелательно. Поединок должен носить жёст-

кий, напряжённый характер в пределах тех правил, ко-

торые устанавливают время поединка, условия ведения

поединка, допустимые приёмы, противника и так далее.

Иначе всё сводится к простой бездумной технике, всё

оканчивается на спортивных состязаниях, а сам дух во-

енного искусства выхолащивается. Серьёзное отноше-

ние к каратэ не может возникнуть на мысли о том, что

можно и проиграть, можно и не быть сильным. В каче-

стве фундамента своего отношения к поединку можно

взять слова: «Главное — не победа, главное — участие».

Эти слова имеют большой смысл, когда они звучат из

уст третьего лица и обращены к участникам поединка.

Однако если во время состязания вы не можете пока-

зать твёрдость воли и хладнокровие — качества, столь

необходимые в реальном поединке, — вы не добьётесь

больших успехов.

Необходимо тщательно изучить суть традиционной

военной техники и спортивного военного искусства,

понять их общее и их различия и продвигаться вперёд,

стремясь к гармонии старого и нового. Каратэдо пре-

вратилось вслед за дзюдо и кэндо в вид спортивной

деятельности, однако мы должны глубже задуматься

над истинной сущностью каратэ как военного искус-

ства, а не двигаться только в направлении спорта. А это,

в свою очередь, может оказать положительное влия-

ние и на спортивное каратэ.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.