Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-01-13 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В будущее
Есть такая древняя песня:
Если после удара мечом
В сердце ничего не остаётся,
Через некоторое время меч
Умирает.
С древности в военном искусстве существовало уче-
ние о ДЗАНСИН (буквально — оставаться в сердце
или оставаться в теле), которое играло важную роль
во время поединка. Оно кардинально отличается от фи-
лософии западных боевых искусств. В восточной фи-
лософии оно также стоит особняком.
Термин ДЗАНСИН означает, что не нужно терять
бдительность и после того, как противник повержен.
Он говорит о внешней физической энергии тела и о
внутренней духовной силе после выполнения приёма.
Однако это не означает, что нужно выполнять приём,
«оставив (забыв) сердце». Нужно выполнять приём без
сожаления, решительно — это означает «оставаться».
Это не желание оставить. Оставаться — значит возвра-
щаться: нужно вернуться к тому состоянию, которое
было до выполнения приёма. Но это также и обраще-
ние к будущему, которое наступает с этого момента,
отправная точка к нему. В БУДО внимание уделяется
не тому, чтобы повалить противника, а чтобы повалить
его после этого снова.
В боксе и некоторых других видах борьбы если ты
уронил своего противника, то исход поединка уже
определён. Крайне важно понять мысль о том, что
если в современном БУДО, которое приобрело
спортивный характер, нет ДЗАНСИН, то оно ничего
не стоит. В технической философии, где главное —
лишь повалить противника, нет необходимости и в
ДЗАНСИН. В этой философии нет прошлого, насто-
ящего и будущего ни в физическом, ни в духовном
смысле. Когда ты повалил противника, это уже прош-
лое. Оставить сердце и тело (КАМАЭ) — это закреп-
|
ление настоящего и в то же время это обращение в
будущему, это саморефлексия.
Что касается структуры времени, то КЮ (ДЗЁ-ХА-
КЮ) — это завершение и в то же время начало нового,
а отголоском завершения является ДЗАНСИН. Мож-
но сказать и по-другому: если человек стремится оп-
ределить своё настоящее и будущее, то он подавляет
(подчиняет себе) настоящее ради будущего (ДЗАН-
СИН).
Нужно ещё сильнее уважать и полнее использовать
философию БУДО, в которой придаётся важное зна-
чение концепции ДЗАНСИН, возникшей в реальном
поединке.
В кюдо стиля Ямато-рю ДЗАНСИН называют
НОТИ-НО СУМАСИ (сдержанность после поедин-
ка), в «Книге стиля Хиоки» — МИРАЙСИН (будущее
тело). Это очень любопытно. Это говорит о том, что
ДЗАНСИН является одним из терминов военного ис-
кусства. Мы должны уважать мудрость древних, кото-
рые на основе опыта военного искусства выделили и
дали этому своё название. В этом термине отражена фи-
лософская мысль древних.
Опора духа
В прошлом, когда поединок (СИАЙ) был встречей
со смертью, возникали другие важные проблемы, ко-
торые необходимо было преодолеть. Поражение фак-
тически означало смерть, поэтому борьба сопровожда-
лась страхом, беспокойством, обманом, непредвиден-
ностью, другими волнениями. Именно поэтому суще-
ствовала необходимость в способе закалки организма,
который открывал бы путь к спокойствию и самооб-
ладанию. Конкретными примерами этого являются
ДЗЭН, РОГЕ (способ особой закалки в холодной воде
водопада), другие пути аскетизма. Большое влияние
на развитие систем духовного совершенствования ока-
зал дзэн-буддизм. Это проявилось и в терминах тра-
диционного военного искусства.
С одной стороны, дух был направлен к жизни, с дру-
гой — люди ясно понимали неизбежность смерти. Сей-
час такой взгляд вызовет, наверное, немало критики,
но для того времени он был очень естественным. Мы
должны также понять, что такая философия была ос-
нована не на принципе ТАРИКИ ХОНГАН (надежда
|
на постороннюю силу), а на принципе ДЗИРИКИ
ХОНГАН (надежда на свои силы): человек сам дол-
жен пройти через испытания и закалить себя.
Не нужно критиковать БУДО за то, что иногда в нём
проявляется мистицизм и религиозность. Несмотря на
то что иногда мы находим в нём признаки религиозно-
сти, военное искусство не является религией, и поэто-
му такие признаки должны когда-нибудь неизбежно
исчезнуть. Я не хочу приукрашать БУДО. Просто я хо-
тел бы сказать, что игнорировать учения и подходы
древних, называть это устарелым, называть это заблуж-
дением — значит разделять заблуждения современной
эпохи.
И сегодня опора духа, закалка духа являются очень
важными задачами. Хотя мы и говорим: «Стань безмолв-
ным!» или «Избавься от дурных мыслей!» — понять, как
этого добиться, довольно сложно. Это элемент внут-
реннего мира человека, и выразить его простым сло-
вом он не сможет. Многие критикуют древний способ
передачи знаний, когда использовались предания и
тайные песни. Я думаю, что нельзя смешивать способ
передачи знаний с содержанием этих древних песен.
На мой взгляд, суть этого способа заключалась в том,
что с помощью песен можно было передать некий внут-
ренний духовный опыт, который невозможно выразить
простым словом. Каким способом можно объяснить
опору духа? Это чрезвычайно сложно.
Во время ДЗА-ДЗЭН (медитация в правильной
позе) часто говорят: «Смотри за своим духом на кон-
чике носа!», «Погрузи дух в нижнюю часть живота!» и
так далее. Есть также дзэнский афоризм: «Спокойствие
духа - это и есть путь» (ХЭЙДЗЁСИН КОРЭ ДО).
Однако одно спокойствие духа без техники — это
просто слабый идеализм. В узком смысле это дух, ко-
торый может вверить своё тело противнику. Однако,
вверив своё тело противнику, нужно сохранить гармо-
нию, нужно сохранить своё достоинство, нужно изме-
няться вслед за противником. Поэтому совершенно не
имеет смысла, если ваш дух не опирается на техниче-
ское мастерство. Если нет техники, ты будешь уничто-
жен. Я думаю, что опора духа необходима во время
поединка, необходима тогда, когда проявляется насто-
ящее искусство.
Дух — это преодоление самого себя. Он рождается
во время тренировок, когда ты преодолеваешь различ-
ные трудности, ведёшь борьбу с различными обстоя-
|
тельствами. Для этого используется духовная закалка
в виде КАНТЮ КЭЙКО (холодная тренировка — за-
нятие в холодном помещении или на улице в холод-
ную погоду).
СЁТЮ КЭЙКО (горячая тренировка — трениров-
ка в жаркую погоду) в изменённом виде сохранилась и
в современном военном искусстве. Её смысл состоит в
том, чтобы научиться преодолевать обстоятельства.
Глубина японского военного искусства заключает-
ся в том, что в нём соединяются техника и дух, что в
процесс тренировки включаются различные элементы,
предназначенные в конечном счёте для того, чтобы по-
бедить. Достойна поклонения мудрость древних, соз-
давших в эпоху, когда борьба была делом жизни и смер-
ти, «Путь гармонии» (ВА-НО ДО).
Спортивное
И практическое БУДО
«Струи уходящей реки... они непрерывны; но
они — всё не те же прежние воды. По заводям пла-
вающие пузырьки пены... они то исчезнут, то свя-
жутся вновь; но долго пробыть — не дано им».
Это фраза из «Ходзё-ки» («Записок из кельи»). Есть
ли в нашем мире что-либо постоянное и неизменное^
Всё течёт, меняется наш мир. Меняется наш мир — ме-
няется культура. Изменяется военное искусство ~ из-
меняется каратэ. Современное каратэ отличается от ка-
ратэ прошлого. Каратэ будущего, каратэ следующей
эпохи, вероятно, будет отличаться от каратэ нашего
времени. История — это битва старого и нового, поэто
му неизбежно и противостояние современного карать
и каратэ древнего стиля.
Состязание — это не реальный поединок, а реаль
ный поединок — это не состязание. Победитель в со
стязании, по-видимому, не сможет стать победителем
ность, и каратэ, основанного на крайнем традициона-
лизме, не отступающего ни на шаг от древнего стиля.
Спортивное БУДО не отрицает древнее практическое
каратэ, оно помогает повысить своё мастерство с по-
мощью состязаний. Это никакое не заблуждение. И тем
не менее я не думаю, что существующее ныне спортив-
ное каратэ является идеальным и правильным отраже-
нием БУДО. Однако для того чтобы создать это иде-
альное каратэ, нужно что-то делать. Деятельность по
развитию спортивного каратэ подобна разработке це-
|
лины: на этом пути будет очень много трудностей и
проблем. Необходимо чётко понимать противоречие
между спортивным БУДО и практическим БУДО.
Может быть, чётко установленные правила и состяза-
тельность, наоборот, позволят выбрать самых лучших.
Дзю-дзюцу перешло в дзюдо, дзюдо превратилось в
состязание. Таким образом, произошёл переход от ДЗЮ-
ЦУ к ДО. Однако не нужно рассматривать практическое
БУДО и спортивное БУДО как элементы простого эво-
люционного развития от ДЗЮЦУ к ДО. Дело в том, что
в каждую историческую эпоху военное искусство выпол-
няло свою особую важную задачу, что видно из древних
сочинений, посвящённых БУДО.
Противоречие реального
Поединка и спортивного
Состязания
С древности практическая военная техника была свя-
зана с тем, когда, где и как она применяется. Повседнев-
ная жизнь была тем полем, на котором произрастало
БУДО. Она была его отправной точкой. Иными слова-
ми, ты сможешь защитить себя только в том случае, если
твои действия соответствуют времени, месту и цели.
И в настоящее время часто бывает так, что обстоя-
тельства, время, противник реального поединка, когда
нужно защитить себя, никак не определены. С другой
стороны, мы обладаем полной свободой: можем побе-
дить или проиграть, преследовать или убежать. Но если
ты переходишь свой предел, ты ломаешь свою жизнь
или ломаешь жизнь другого человека.
Во время же состязания точно определены условия,
время и сам противник. Определены также и приёмы.
Тот, кто нарушает правила, получает ХАНСОКУ (на-
рушение правил) и признаётся проигравшим. Впрочем,
бывают случаи, когда эти правила не являются спра-
ведливыми и действие, признанное нарушением, на
самом деле является правильным. Таким образом, су-
ществует проблема установления справедливых пра-
вил спортивного состязания. Нужно сказать, что иног-
да правила искажают вид каратэ. Это происходит в тот
момент, когда люди забывают, к какому каратэ в дей-
ствительности они стремятся. Нужно обратить на это
внимание.
Условия спортивного
Состязания
Реальный поединок не связан ни местом, ни дру-
гими условиями. Состязание в каратэ, точно так же
как и в других видах спорта — бейсболе, теннисе,
волейболе, проводится на определённом месте, в оп-
ределённых условиях.
Во-первых, устанавливается пространство для по-
единка. Приёмы, проведённые в этой зоне, становятся
объектом оценки. Имеются внутренняя и внешняя ли-
нии зоны. Выход за внешнюю линию ковра считается
нарушением. Поэтому одним из главных правил явля-
ется защита этой внешней линии.
Во-вторых, недостаточное внимание к внешней ли-
|
нии приводит к частому отходу назад, не способствует
совершенствованию техники, мешает развить страте-
гию борьбы на ограниченном пространстве. Столкнув-
шись с ограничением пространства, спортсмен отходит
вправо и влево, пытается внести в свою тактику борь-
бы изменения. Вместе с тем очень важно знать, где,
когда и против какого противника можно использовать
определённый приём.
Это помогает лучше понять особенность определён-
ного технического приёма. Во время состязания не ста-
вится цель вытолкнуть противника (прием ОСИДА-
СИ) за пределы татами, как в борьбе сумо. На ограни-
ченном пространстве, оставаясь на ковре, нужно про-
демонстрировать все свои способности, всю свою гиб-
кость, всё своё мужество. В состязании проявляются
различные спортивные тонкости, различные нюансы
И всё же не стоит говорить, что состязание — это спорт
что каратэ — это спорт. Нужно говорить, что данная
техника каратэ — это приспособленная для спорта тех
ника военного искусства. Наверное, в нём существуе
необходимость: для того чтобы усвоить тактику веде
ния боя и повысить своё мастерство. Не только реал!
ный поединок, но и состязание может принести сво]
пользу. Вероятно, что и в дальнейшем спортивное Кс
ратэ будет развиваться.
Техника спортивного
Состязания
Во время реального поединка используются любые
приёмы и любые способы. Вне зависимости от того, гряз-
ный это способ или чистый, победитель остаётся побе-
дителем, а проигравший проигравшим. В древности тех-
ника и ход поединка определялись представлением о том,
что если я не убью противника, то он убьёт меня.
И в настоящее время, когда в поединке нужно за-
щитить себя и свою честь, не идёт и речи об ограниче-
ниях в использовании приёмов. Дело кроется в этике,
не позволяющей просто так отдать свою жизнь.
Спортивная же техника основана на принципе безопас-
ности и принципе уважения человеческого достоин-
ства. Нельзя обеспечить себе победу, убив противни-
ка. Следовательно, мы вынуждены ограничить себя в
технике: она должна быть основана на принципе со-
стязательности, сочетаться с правильной позой и кон-
цепцией ДЗАНСИН и должна чётко восприниматься
человеческим глазом.
Здесь имеются два пути развития спортивного кара-
тэ: во-первых, полный отказ от защитного снаряжения,
во-вторых, использование этого защитного снаряжения.
У каждого из этих направлений существуют свои плюсы
и минусы. Самое главное отличие между спортивным
БУДО и практическим БУДО состоит в том, что в
спортивном применение технических приёмов ограниче-
но. Не будет преувеличением сказать, что основные дис-
куссионные проблемы в отношении современного
спортивного БУДО связаны именно с этим. Однако до
тех пор, пока не будет разрешено освоение всевозмож-
ных практических приёмов и применение их в зависи-
мости от обстоятельств в любое время, спортивное кара-
тэ не сможет занять ведущие позиции.
Время спортивного
Состязания
Реальный поединок никак не связан временными
рамками: он может происходить утром, днем, ночью —
в любое время суток. Не ограничено и время самого
поединка. В спортивном каратэ это время заранее ус-
тановлено.
Оценка деятельности человека за ограниченный не-
большой промежуток времени крайне несправедлива
по своей сути. Во время состязания очень трудно вы-
нести правильную оценку. Только во время состяза-
ния можно почувствовать высокую плотность содер-
жания поединка на единицу времени и ту тонкую грань,
которая отделяет победу от поражения. Такова участь
состязания. В первые две минуты он проиграл, но, мо-
жет быть, потом он смог бы победить своего против-
ника, однако время поединка строго определено, по-
этому он, несомненно, будет признан проигравшим.
Непонятно, чем бы закончился этот поединок, если бы
он шел не на жизнь, а на смерть. Человек не может пол-
ностью игнорировать фактор времени. Но и в поедин-
ке, игнорирующем этот фактор, человек стремится со-
хранить свое достоинство и не проиграть. Пока же че-
ловек не осознал фактор времени, он не сможет добить-
ся больших успехов в спортивном БУДО.
Противник в спортивном
Состязании
Во время реального поединка совсем не принимается во
внимание, сколько человек участвует в схватке, их возраст
и телосложение. Не важно также, какие приёмы и какое
оружие применяется. Во время спортивного состяза-
ния на ковре встречаются занимающиеся одним видом
военного искусства, противник определяется заранее.
Нет также соревнований, в которых несколько чело-
век противостоят одному. Обычно проводятся инди-
видуальные или командные схватки. В этом состоит
отличие между реальным поединком и спортивным
состязанием, их характером. Но и в спортивном по-
единке необходимы решимость и твердость противо-
стоять любому противнику. Иначе добиться больших
успехов невозможно.
Характер спортивного
Состязания
В реальном поединке всегда присутствует опасность
гибели. В древности проигравшего почти всегда уби-
вали. Это придавало особое значение духовной подго-
товке (КОКОРО-НО ОКИДОКОРО), привнесло в
военное искусство элементы дзэн-буддизма, религиоз-
ности. Каждая схватка ставила человека на край гибе-
ли, что делало характер поединка особенно жёстким и
напряжённым. Этого нет в спортивном поединке.
Во время состязания победа или поражение опреде-
ляется по системе очков. Речь не идет о жизни и смер-
ти, поэтому в таком поединке отсутствует напряжение.
Я не говорю о том, что необходимо внести это в спортив-
ный поединок, но думаю, что полностью игнорировать
это также нежелательно. Поединок должен носить жёст-
кий, напряжённый характер в пределах тех правил, ко-
торые устанавливают время поединка, условия ведения
поединка, допустимые приёмы, противника и так далее.
Иначе всё сводится к простой бездумной технике, всё
оканчивается на спортивных состязаниях, а сам дух во-
енного искусства выхолащивается. Серьёзное отноше-
ние к каратэ не может возникнуть на мысли о том, что
можно и проиграть, можно и не быть сильным. В каче-
стве фундамента своего отношения к поединку можно
взять слова: «Главное — не победа, главное — участие».
Эти слова имеют большой смысл, когда они звучат из
уст третьего лица и обращены к участникам поединка.
Однако если во время состязания вы не можете пока-
зать твёрдость воли и хладнокровие — качества, столь
необходимые в реальном поединке, — вы не добьётесь
больших успехов.
Необходимо тщательно изучить суть традиционной
военной техники и спортивного военного искусства,
понять их общее и их различия и продвигаться вперёд,
стремясь к гармонии старого и нового. Каратэдо пре-
вратилось вслед за дзюдо и кэндо в вид спортивной
деятельности, однако мы должны глубже задуматься
над истинной сущностью каратэ как военного искус-
ства, а не двигаться только в направлении спорта. А это,
в свою очередь, может оказать положительное влия-
ние и на спортивное каратэ.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!