Введение. Нормативно-правовая база, регулирующая правовой режим земель населенных пунктов — нормы законов, подзаконных актов, в том числе регионального действия (СПб и ЛО). — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Введение. Нормативно-правовая база, регулирующая правовой режим земель населенных пунктов — нормы законов, подзаконных актов, в том числе регионального действия (СПб и ЛО).

2020-01-13 151
Введение. Нормативно-правовая база, регулирующая правовой режим земель населенных пунктов — нормы законов, подзаконных актов, в том числе регионального действия (СПб и ЛО). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Земли населенных пунктов.

 

Введение. Нормативно-правовая база, регулирующая правовой режим земель населенных пунктов — нормы законов, подзаконных актов, в том числе регионального действия (СПб и ЛО).

 

Земли населенных пунктов выделяются законодателем в качестве одной из категорий земель (подп. 2 п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Понятие ЗПУ дано в п. 1 ст. 83 ЗК РФ: это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Обращаем внимание, что название данной категории земель - именно земли населенных пунктов, а не земли поселений, как это было раньше. Чтобы понять разницу, разберем такие понятия, как поселение, населенный пункт и муниципальное образование.

Так, муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). То есть, данное понятие максимально общее по отношению к двум другим.

Поселение бывает городским или сельским; понятия каждого из видов закреплено в п. 1 ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Важнее обратить внимание на понятие сельского поселения - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Именно через понятие селького поселения можно увидеть, что населенный пункт - это еще более мелкая единица.

Четкое понятие населенного пункта в законодательстве отсутствует, однако мы выявили его соотношение с другими понятиями. Населенный пункт может относится к муниципальным образованиям (и являться в таком случае послением) или нет. Как кратко суммирует особенности правового статуса таких населенных пунктов Е. С. Болтанова, “<Т>олько муниципальное образование может иметь собственный бюджет, выборные органы местного самоуправления и земельные участки на праве муниципальной собственности. Насесенные пункты, не признаваемые муниципальнми образованиями, функционируют в рамках тех полномочий, которыми их наделяют, например поселения (в частности, они могут управлять переаднными в их ведение земельными участками)”[1].

Далее, укажем основные нормативные источники, регулирующие правовой режим ЗНП. На федеральном уровне можно выделить:

● ЗК РФ (ст. 1, 7, 83-85);

● ГрК РФ (ст. 30, 34-38, 59-61);

● ФЗ “Об охране окружающей среды” (ст. 34, 37, 38);

● КоАП РФ (ст. 8.1, 9.4, 9.5), УК РФ (ст. 215, 216, 246) - для вопросов ответственности.

Также по данному вопросу предусмотрено региональное регулирование. Основным актом регионального и местного уровня являются правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГРК)). В качестве примера подобного регулирования могут быть представлены:

● Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 “О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга”;

● например, Правила землепользования и застройки на часть территории муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

 

 

Статистические данные, характеризующие сегодняшнее состояние данного вида категории земель и видов разрешенного использования (возможно использование данных официального сайта Росреестра, Ежегодного Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в РФ) — наиболее значимые с точки зрения докладчика.

 

Есть известное представление о том, что население России расположено неравномерно, по дуге. Сопоставим это с данными о структуре земельного фонда в разрезе федеральных округов Российской Федерации по категориям земель.

Во-первых, земель населенных пунктов в целом по стране немного: всего 1,2%. Во-вторых, проследим процентное соотношение по федеральным округам: больше всего ЗПУ находится в Центральном федеральном округе (7,6% от всех земель этого федерального округа), меньше всего - в Дальневосточном (0,2%). В Северозападном федеральном округе, в свою очередь, ЗПУ составляют 0,9% от всех земель округа: несмотря на наличие в нем Санкт-Петербурга и Ленинградской области, остальные субъекты, входящие в него, не обладают такой же плотностью населения, а потому и ЗПУ там значительно меньше.

Если смотреть вновь на масштабы всей страны в аспекте распределения земель по категориям и формам собственности в РФ, то земли населенных пунктов в основном находятся в собственности у государства и муниципалитетов, затем - у собственников; меньше всего гектаров находится в собственности у юридических лиц. При этом интересно, что при сравнении собственности граждан и юридических лиц в сельских населенных пунктах собственниками чаще являются граждане, а в городских - юридические лица.

 

3. Структура и состав земель населенных пунктов (разновидности видов разрешенного использования)

Состав – ст. 85 ЗК (+ ст. 35 ГрК):

1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым:
Предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами социального, культурно-бытового и иного назначения (объекты здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовые здания, гаражи), не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно приложению к приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 (классификатор видов разрешенного использования ЗУ), жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки (максимум – 3 этажа, 20 метров), малоэтажной смешанной жилой застройки (максимум – 4 этажа МКД), среднеэтажной смешанной жилой застройки (до 8 этажей) и многоэтажной жилой застройки (9 этажей и выше), а также иных видов застройки);

2) общественно-деловым:
Предназначены для застройки административными зданиями, объектами культурно-бытового, социального, делового, коммерческого назначения, и иными предназначенными для общественного использования объектами, а также для размещения зон обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.

В частности, для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

3) производственным (предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами).

В случае необходимости устанавливается санитарно-защитная зона – в ней не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огородных производственных кооперативов;

4) инженерных и транспортных инфраструктур (предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения).

Обеспечивается соблюдение необходимых расстояний от территорий жилых, общественно деловых и рекреационных зон, других нормативных требований. Если эксплуатация оказывает прямое негативное воздействие на безопасность населения, то они размещаются за пределами городских и сельских поселений;

5) рекреационным, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами (используются для отдыха граждан и туризма);

6) сельскохозяйственного использования - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, (используются в целях ведения сельскохозяйственного производства, ЛПХ, садоводства, развития объектов с/х назначения до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки).

В целом, участки в составе данных территориальных зон представляют собой своего рода резервные территории для дальнейшей застройки городских и сельских населенных пунктов.

7) Специального назначения (выделяются для кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с функционированием других видов территориальных зон городских и сельских поселений);

8) Военных объектов (для размещения в/ч, военных лагерей, стрельбищ, полигонов, аэродромов и других целей, связанных с нуждами обороны. На территории зон военных объектов могут располагаться организации оборонного комплекса);

 

По каждой территориальной зоне устанавливаются размеры, параметры:

1) Предельных размеров ЗУ, в т. ч. площадь;

2) Минимальных отступов от границ ЗУ в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений;

4) Максимальный процент застройки в границах ЗУ, опр. Как отношение суммарной площади ЗУ, которая может быть застроена, ко всей площади ЗУ.

В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми размерами ЗУ и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, сочетания таких размеров и параметров.

 

Территориальные зоны устанавливаются в правилах землепользования и застройки, которые должны соответствовать техрегламентам, генеральным планам, схемам территориального планирования. Эти правила утверждаются нормативными правовыми актами органов МСУ, нормативными правовыми актами ОГВ Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Правила землепользования и застройки устанавливают градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей её расположения и развития, а также сочетания различных видов использования.

Граница.

Важный признак земель населенного пункта – наличие внешней границы, которая отделяет ЗНП от иных земель. Согласно п. 2 ст. 83 ЗК, границы городских, сельских НП не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юрлицам.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.

 

Строительство и реконструкция объектов капитального строительства возможна только на основании проектной документации и только после проведения соответствующих инженерных изысканий, в процессе которых устанавливаются:

– Природные условия территорий

– Факторы техногенного воздействия на окружающую среду

– Прогнозы их изменения

– Другие

 

Ст. 38 - Ввод в эксплуатацию объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

При планировании использовании территорий земель населенных пунктов имеет значение резервирование земель для государственных нужд. Резервирование для государственных и муниципальных нужд является основой для отказа в предоставлении земельного участка в собственность гражданам и ЮЛ. Данное положение предусмотрено п. 5 ст. 27, подп.18 п.2 ст. 39.6, подп. 12 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.

 

Судебная практика

Практика КС РФ.

 

1. Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2742-О "По запросу Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР"

 

 

Заявитель:

 

Глава Республики Бурятия

Оспариваемая норма:

абзац четвертый пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года № 282 «О создании национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР», согласно которому Совет Министров РСФСР принял также решение о включении в состав парка 150 836 гектаров земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, 3628 гектаров земель населенных пунктов и 4277 гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Фабула дела:

Совет Министров Бурятской ССР предложил создать в Бурятской ССР национальный парк «Тункинский», который будет принадлежать на праве собственности Министерству лесного хозяйства РСФСР.

 

Совет Министров РСФСР согласился с этим предложением + принял также решение о включении в состав парка земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, включая 3628 гектаров земель населенных пунктов.

 

На спорный земельный участок, расположенный в Тункинском районе Республики Бурятии, зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Тункинский». В границах парка находятся также земли сторонних собственников и пользователей, включенные в состав территории парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

 

Таким образом, общие границы национального парка «Тункинский», определенные при его создании Советом Министров РСФСР, не совпадают с границами земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования названному федеральному государственному бюджетному учреждению.

 

Аргументы КС:

1. Пункт 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков приватизации не подлежат.

2. П.3.1 ОКС.: В то же время пункт 11 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» специально оговаривает, что не допускается уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а пункт 5 статьи 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает качественную характеристику земель, которые не подлежат приватизации (земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной). Следовательно, для законодателя не исключена возможность в рамках его дискреционных полномочий и с учетом основополагающих принципов, включая принципы правового равенства и правовой определенности, которые распространяются не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года № 6-П), дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования и определения случаев, когда допускается предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в пределах национального парка, но не имеющих самостоятельного особого природоохранного значения (в частности, из состава земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения).

3. П.3.2 ОКС.: Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16 февраля 2012 года № 321-О-О, положения законодательства, допускающие в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий, в частности национальных парков, земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, направлены в том числе на реализацию гарантий, установленных статьей 36 Конституции Российской Федерации, и не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права и свободы.

4. В настоящее время, по смыслу пункта 4 статьи 27 и пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, занятые национальными парками и находящиеся в федеральной собственности, из оборота изъяты (а значит, не могут находиться в частной собственности и свободно обращаться на рынке недвижимости). Следовательно, оспариваемыми нормами, действующими в системном единстве, не затрагивается право частных собственников земельных участков по их отчуждению, в том числе в пользу публично-правовых образований, а также предоставлению в пользование иным лицам с соблюдением установленного режима землепользования.

5. 3.3 ОКС.: Согласно Земельному кодексу Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (подпункт 2 пункта 7 статьи 95).

Вместе с тем, по смыслу подпункта «д» пункта 2 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», допускается строительство соответствующих объектов, если они связаны с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.

 

Содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов, таким образом, зависит от целевого назначения земель. Данными вопросами занимается государственный орган управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.

 

2.  Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2017 года по жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

Заявитель:

Администрация города Барнаула

 

Оспариваемая норма:

 

часть 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4).

 

 

Обстоятельства дела:

 

Администрацией города Барнаула гражданам, относящимся к льготным категориям (молодые семьи, одинокие матери (отцы), имеющие несовершеннолетних детей, граждане, имеющие трех и более детей), в 2013 году были предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства по договорам аренды или в собственность в поселке Бельмесево.

 

Граждан из числа получивших указанные земельные участки потребовали от администрации города организации на этих земельных участках электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, а также устройства автомобильной дороги местного значения. Данное дело рассматривалось в суде. Суд удовлетворил требование истцов.

 

Администрация города не согласилась с решением суда. Впоследствии она обратилась в КС.

 

Позиция КС:

1. Предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки.

В силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков.

2. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий.

Конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства.

3. Основная цель местного самоуправления – удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

4. При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

5. Таким образом, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой – при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации – обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.

 

 

3. Постановление КС РФ по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В.Гламоздиновой

 

Оспариваемые нормы:

 

абзац второй статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о привлечении к административной ответственности, предусмотренной за использование земельного участка не по целевому назначению, собственника земельного участка с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства и расположенного на нем жилого помещения (жилого дома), если такой собственник предоставил религиозной организации возможность осуществлять в этом жилом помещении (жилом доме) богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать его адрес в качестве адреса религиозной организации.

 

Обстоятельства дела:

О.В.Гламоздинова – собственник земельного участка в поселке Весёлом Весёловского района Ростовской области площадью 1351 м2, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и жилого дома площадью 62,7 м2, расположенного на участке. Будучи членом местной религиозной организации «Церковь христиан – адвентистов седьмого дня в поселке Весёлый Ростовской области», О.В.Гламоздинова предоставляла ей свой дом, как указано в договоре безвозмездного пользования от 3 января 2017 года, для адреса (места нахождения) ее постоянно действующего руководящего органа и для проведения богослужений, обрядов и церемоний на четыре часа в неделю.

 

Судебным решением от 6 сентября 2017 года О.В.Гламоздинова привлечена к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации. решения, которые были приняты со ссылкой на то, что земельный участок используется ею не по целевому назначению, поскольку расположенный на участке дом передан религиозной организации, в том числе для определения места нахождения данной организации.

 

Позиция заявителя:

 

В связи с этим О.В.Гламоздинова утверждает, что оспариваемые законоположения в силу своей неопределенности позволяют привлекать собственника земельного участка и расположенного на нем жилого дома, используемых по назначению, к административной ответственности за нецелевое использование участка в случае предоставления помещений в доме религиозной организации для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а потому противоречат статьям 28, 35 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. При

 

Позиция КС:

1. Принцип единства судьбы зу и прочно связанных с ним объектов и принцип деления земель по целевому назначению, рассматриваемые в системном единстве, позволяют сделать вывод, что при строительстве и эксплуатации данных объектов (здания, сооружения, объекты капитального строительства, линейные объекты) должны соблюдаться требования, обусловленные целевым назначением земельного участка, в границах которого они создаются и используютс я.

2. Применительно же к части 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации указал, что она направлена на пресечение нарушений правил надлежащего использования земельных участков и на охрану окружающей среды (определения от 19 декабря 2017 года № 3060-О и от 17 июля 2018 года № 1692-О). Вместе с тем, исходя из требований статей 1.5, 1.6, 2.1 и 3.1 того же Кодекса, недопустимо привлечение к административной ответственности за действия, которые законодатель рассматривает в качестве законных, в том числе связанные с правомерным использованием земельных участков и расположенных на них объектов.

3. Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства может предоставляться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок, который используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений; параметры жилого дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства. Жилой дом, как и земельный участок, используется для ведения личного подсобного хозяйства (статьи 4 и 6).

4. Законодатель, предусмотрел в Градостроительном кодексе Российской Федерации (статьи 51, 31, 37, 39 и др.) особый порядок утверждения градостроительных регламентов, определяющих виды разрешенного использования земельных участков, включая осуществление религиозных обрядов (строка с кодом 3.7.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков), а равно особый порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, который ранее не был предусмотрен в качестве основного вида использования для конкретного участка или объекта. Данный порядок предполагает обязательное проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, в ходе которых определяется отношение граждан, проживающих в определенной местности, правообладателей земельных участков объектов капитального строительства (помещений), в ней расположенных, к различным аспектам ее использования в будущем.

5. Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются не только в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, но и в других местах, в частности в а в жилых помещениях.

6. Действующее регулирование, позволяя гражданам использовать принадлежащие им жилые помещения для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, предполагает и соблюдение – с учетом публичных интересов – пределов такой возможности, а именно: недопустимо такое использование помещения, при котором оно, утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового или административного (служебного) помещения религиозной организации. Следовательно, предоставление религиозной организации гражданами – собственниками жилых помещений возможности проводить в них богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес жилого помещения в качестве адреса религиозной организации не является нарушением закона и не может служить основанием для привлечения таких граждан к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации, при том, однако, условии, что сохраняется установленный законодателем для жилых помещений правовой режим, исключающий придание им иного – культового значения, когда они используются на постоянной основе именно религиозной организацией для осуществления ее уставной деятельности, включая размещение руководящих органов

 

Практика ВС РФ.

1.Перевод земель из одной категории в другую

· Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2013 года

 

Фабула дела:

Постановлением Правительства Московской области в границы населённого пункта К. включён принадлежащий на праве собственности ООО "С." земельный участок (категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешённого использования "для строительства санатория - профилактория").

Этим же постановлением вид разрешённого использования земельного участка изменён для строительства многоэтажной жилой застройки (п. 2).

 

Решение суда:

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и виду разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, определенном названным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Федеральный законодатель, регламентировав в ст.4.1. "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" порядок включения земельного участка в границы населённого пункта, установил обязанность исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации отказать в принятии решения о включении земельного участка в границы населённого пункта, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) вида разрешённого использования земельного участка (п. 1 ч. 19 ст. 4.1).

Такие ограничения в отношении земель, относящихся к категории особо охраняемых территорий и объектов, предусмотрены разделом XVII Земельного кодекса Российской РФ, устанавливающим особый правовой статус названной категории земель, к которым относятся земли особо охраняемых природных территорий, земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также особо ценные земли (п. 2 ст. 94). Так, в п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению.

Между тем оспариваемым региональным правовым актом в отношении земельного участка, относящегося к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", изменён вид разрешённого использования: вместо строительства санатория-профилактория разрешено использование земельного участка для строительства многоэтажной жилой застройки.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую ", который является одним из нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование отношений, возн


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.