Предпосылки зарождения и общие признаки институционализма. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Предпосылки зарождения и общие признаки институционализма.

2020-01-13 135
Предпосылки зарождения и общие признаки институционализма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планы семинаров по дисциплине предназначены для магистрантов, обучающихся по направлению “Социально-экономическое образование”, программа “Экономическое образование”

 

Рекомендации по видам занятий

По прослушиванию лекций. Лекции призваны помогать магистрантам в усвоении знаний по изучаемой дисциплине. В них освещаются узловые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Исходя из этого, лекции выступают как методическая основа самостоятельной работы магистрантов, что обязывает конспектировать основное содержание лекции.

По самостоятельной подготовке. Необходимымусловием успешного усвоения учебного материала являются глубокая проработка обучающимися рекомендованной к изучению учебной и научной литературы, нормативных актов, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультаций.

По подготовке к семинарам. Семинары имеют целью закрепление учебного материала. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов магистрантов на поставленные вопросы, обсуждения рефератов, проведения дискуссий по определенным вопросам, медиапрезентаций, тестирования. Эффективность данного вида занятий зависит от хорошо организованной самоподготовки магистрантов.

По проведению консультаций. При изучении дисциплины магистранты могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.

                

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема I а. Институционализм. История и современность

Семинар 3 часа

Учебные вопросы

Предпосылки зарождения и общие признаки институционализма.

Психобиологическое направление Т. Веблена. Краткий анализ.

Социально-правовое направление Д. Коммонса. Краткий анализ.

Эмпирическое направление У. Митчелла. Краткий анализ.

Теории индустриального общества (У. Ростоу, Д. Гэлбрейт, О. Тоффлер, Г. Мюрдаль, Р. Барр, Ф. Перу, Р. Хайлбронер) и их сравнительно-обобщающий анализ.

Сравнительный анализ теорий современного институционализма, неокейнсианства, неоклассицизма. Роль институционализма в развитии экономической мысли на современном этапе.

Цель – изучение общих и специфических черт институционализма, как одного из ведущих направлений развития современной экономической мысли.

Задачи:

- изучение основных направлений институциональной теории в развитии;

- проведение сравнительного анализа институционализма, как экономической теории с другими основными направлениями развития современной экономической мысли;

- анализ влияния институционализма на формирование экономической политики отдельно взятых стран, преимущественно в переходный период;

- развитие навыков самостоятельного поиска источников и литературы, обработки и анализа полученной информации, выработка навыков ведения дискуссии.

В ходе семинарского занятия, продолжающегося 120 минут 5-8 минут в начале и окончании занятия отводится решению организационных вопросов (проведение переклички магистрантов, оглашение темы занятия, цели, задач, подведение итогов, выставление оценок за работу). На проработку и освещение вопросов семинарского занятия магистрантам отводится в среднем 15-18 минут. Занятие проходит в форме опроса преподавателем магистрантов по вопросам занятия с элементами дискуссии и сравнительного анализа.

При рассмотрении первого вопроса особое внимание следует уделить предмету, методу изучения институционализма и методологии исследований данной научной школы, обозначит кратко основные направления и школы институциональной теории.

При рассмотрении второго вопроса следует остановиться на личности Т. Веблена, проследить эволюцию его взглядов, объяснить почему многие его считали американским Марксом и в чем обозначились принципиальные расхождений ученого со своим учителем Д. Кларком. Следует обратить внимание на то, как Т. Веблен понимает сущность, значение и роль институтов. Более подробно следует остановиться на эффекте Веблена и его концепции реформ.

При рассмотрении третьего вопроса следует уяснить, почему совокупность взглядов Д. Коммонса и его последователей получила наименование социально-правового направления в институционализме, объяснить что противопоставлял Коммонс теории классовой борьбы у марксистов, какие инструменты устранения противоречий развития капитализма он рекомендовал использовать для обеспечения эволюционного развития общества и что автор понимал под административным капитализмом.

Изучая воззрения У. Митчелла, следует обратить внимание на две основные позиции в его учении: выявление влияния неэкономических факторов на экономические; попытка обоснования концепции безкризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику. Представляется продуктивным сравнить характер и содержание концепции реформ у Митчелла, Коммонса и Веблена, выявив при этом их общие и специфические черты. 

При рассмотрении пятого вопроса целесообразно не останавливаясь на характеристике учений отдельных представителей изучаемого направления в институционализме дать сравнительный анализ взглядов каждого из них и попытаться определить их место и роль в процессе формирования экономической политики.

При рассмотрении последнего вопроса магистрантам полезно заострить внимание на сходствах и отличиях в оценке роли институтов, характера взаимодействия субъектов и окружающей их среды, сути и значения в экономике домохозяйств, фирм, государства у институционалистов, неоклассиков, неокейнсианцев. При этом необходимо постараться более четко объяснить различия между неокейнсианцами и институционалистами, так как разница во взглядах с неоклассиками у последних прослеживается более четко и ясно.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1.Изучить рекомендованные источники.

2.Подобрать необходимую литературу по поисковым системам библиотек,.

3. Проработать указанные в разделе “Дополнительные источники” журналы за 2007-2008 гг.

4. Подготовиться к ответам и дискуссии по обозначенным вопросам в плане семинарского занятия.

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

1.     Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. - С.332-342 (Глава 17).

Дополнительные источники

 

Коммерсант.

Коммерсант. Власть.

Коммерсант. Деньги.

Мир России.

Российская газета.

Россия – XXI.

Международная жизнь.

Россия и современный мир.

Вопросы экономики.

Вопросы для самоконтроля

Перечень рефератов

Теория У. Ростоу.

Теория Д. Гэлбрейта.

Задачи:

- развитие навыков самостоятельной работы магистрантов;

- повторение и закрепление знаний по основным разделам темы;

- развитие навыков работы с понятийно-категориальным аппаратом.

В ходе семинарского занятия, продолжающегося 40 минут 5-8 минут в начале и окончании занятия отводится решению организационных вопросов (проведение переклички магистрантов, оглашение темы занятия, цели, задач, подведение итогов, выставление оценок за работу). На проработку и освещение вопросов семинарского занятия магистрантам отводится в среднем 8-10 минут. Занятие проходит в форме опроса преподавателем магистрантов по вопросам занятия.

Магистранты, базируясь на знаниях, полученных на предшествующей ступени обучения, а также руководствуясь материалами, полученными в результате проведения самостоятельной поисковой работы раскрывают содержание темы в ходе беседы с преподавателем.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Изучить рекомендованные источники и литературу.

2.  Провести дополнительно самостоятельный сбор материалов.

3.  Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане семинарского занятия.

Основные источники

 

Дополнительные источники

 

Вопросы для самоконтроля

Перечень рефератов

1. Анализ преимуществ и недостатков рыночного механизма на

примере развития отдельных стран в XX веке.

2. Проблема выбора в экономике и ее практическое решение на

примере деятельности конкретных субъектов рыночных отношений.

 

 

Задачи:

- развитие и закрепление навыков учебно-исследовательской работы магистрантов во внеаудиторное время;

- изучение источников и литературы по теме.

В ходе семинарского занятия, продолжающегося 120 минут 5-8 минут в начале и окончании занятия отводится решению организационных вопросов (проведение переклички магистрантов, оглашение темы занятия, цели, задач, подведение итогов, выставление оценок за работу). На проработку и освещение вопросов семинарского занятия в форме докладов магистрантам отводится в среднем 15 минут.

При подготовке к занятию необходимо учитывать следующее. Магистрант (группа обучаемых) получает задание составить историографический обзор по конкретному вопросу, указанному в теме семинарского занятия. При этом в ходе самостоятельной работы можно использовать рекомендованные журналы, интернет-источники, иные газеты, журналы, брошюры, монографии и прочие издания. Использование учебников и учебных пособий не разрешается. Особое внимание следует обратить на увязку теоретического вопроса с проблемами региональной (местной) экономики и социальной сферы на практике. Отобрав необходимый материал магистрант должен самостоятельно провести его классификацию по выбранным им самим критериям (хронологические, тематические, библиографические). На каждый из отобранных материалов должна быть составлена краткая аннотация (5-6 предложений), которая должна отражать суть данной работы (статьи, заметки). Преподавателю материал должен быть представлен в следующем виде (электронная форма):

- список отобранных работ, выполненный в соответствии с типовыми правилами библиографического оформления, разбитый на части, согласно выбранным критериям;

- аннотации на работы.

При выступлении на семинарском занятии магистрант должен осветить следующие вопросы: количество работ, критерии классификации, классификация работ, степень общей разработки проблемы в литературе, краткий анализ содержания наиболее значимых работ, вычленение дискуссионных проблем, неразработанных вопросов, различные точки зрения, региональный (местный) материал (при возможности).

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. На основе рекомендованной и самостоятельно отобранной литературы провести подборку материалов за 2007-2008гг. по тематике указанной в плане семинарского занятия и сделать краткий библиографический анализ.

 

 

Экономика и жизнь.

Общество и экономика.

Коммерсант. Деньги.

Коммерсант.

Вопросы экономики.

Ведомости.

Латинская Америка.

Азия и Африка сегодня.

Известия.

Правда.

АиФ.

Независимая газета.

Российская газета.

Комсомольская правда.

Бизнес-консультант.

ЭКО.

Налоги.

Налоговый вестник.

Бизнес-Омск.

Деловая жизнь.

Деловые люди.

 

 

Тема I г. Проблемы функционирования домохозяйств в переходных экономиках (проект-презентация).

Семинар 3 часа

 

 

Учебные вопросы

1. Ценности “русской души” в контексте народного фольклора.

2. Характеристики культуры домохозяйств в зависимости от комплекса факторов.

3. Адаптация индивида к условиям рыночной экономики в переходный период.

4. Оценка материального положения домохозяйств.

5. Особенности поведения безработных граждан в переходной экономике.

6. Объем и координаты кластерных центров в факторном пространстве домохозяйств.

Цель – анализ заданной проблемы на базе самостоятельно отобранного и обработанного материала.

Задачи:

- развитие навыков учебно-исследовательской работы магистрантов во внеаудиторное время;

- развитие навыков работы магистрантов с компьютерной техникой и программным обеспечением;

- развитие навыков ведения дискуссии и монологической речи.

В ходе семинарского занятия, продолжающегося 120 минут 5-8 минут в начале и окончании занятия отводится решению организационных вопросов (проведение переклички магистрантов, оглашение темы занятия, цели, задач, подведение итогов, выставление оценок за работу). Занятие проходит в форме защиты проектов-презентаций магистрантами (группой обучаемых). На за щиту каждого проекта отводится до 15 минут, но не менее 10 минут.

При подготовке проекта магистранты изучают литературу, посвященную проблемам методологии и технологии проведения социологических исследований, разрабатывают совместно с преподавателем анкету, проводят соцопрос, обрабатывают его результаты (сводная таблица, диаграммы) и анализируют их.   

Проект представляется преподавателю в следующем виде (электронная форма):

- презентация (слайды);

- доклад.

Презентация должна состоять не менее чем из 15 слайдов (в том числе 1 слайд - титульный лист (согласно типовым правилам), 1 слайд список литературы и источников (согласно типовым правилам), 13 слайдов отражают содержание – цель, задачи опроса, выборка и ее обоснование, сводная таблица результатов, анализ и выводы. В презентации должны преобладать визуальные формы представления информации (таблицы, диаграммы, схемы, графики). Доклад является описанием материала, изложенного в презентации.

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. На основании рекомендаций данных в методических указаниях магистранты проводят социологические опросы по темам семинарского занятия, обрабатывают их и излагают в форме защиты проекта-презентации.

 

Тема II а. Особенности поведения фирмы в разных типах рынков.

Семинар 4 часа

 

Учебные вопросы

Задачи:

- характеристика рынков по степени конкурентности;

- анализ условий производства и ценообразования для отедльно взятой фирмы на различных рынках;

- оценка степени дифференциации экономической эффективности фирмы на различных типах рынков;

- развитие навыков самостоятельного поиска, анализа и обработки информации.

В ходе семинарского занятия, продолжающегося 160 минут 5-8 минут в начале и окончании занятия отводится решению организационных вопросов (проведение переклички магистрантов, оглашение темы занятия, цели, задач, подведение итогов, выставление оценок за работу). На проработку и освещение вопросов семинарского занятия магистрантам отводится в среднем 15-17 минут. Занятие проходит в форме опроса преподавателем магистрантов по вопросам занятия.

Магистранты, базируясь на знаниях, полученных на предшествующей ступени обучения, а также руководствуясь материалами, полученными в результате проведения самостоятельной поисковой работы раскрывают содержание темы в ходе беседы с преподавателем.

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Магистранты изучают рекомендованные источники и литературу, проводят дополнительный сбор материала, используя разнообразные, в том числе и интернет-источники.

2. На основании собранного материала готовятся выступления по ответам, согласно плана семинарского занятия.

 

Основные источники

Вопросы для самоконтроля

Перечень рефератов

1. Анализ характерных черт рынка олигополии на примере Омской области.

2. Анализ экономической эффективности фирм, работающих на рынке Омской области.

3.Проблемы экономического равновесия для фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах на примере Омской области.

 

Теневая экономика в СССР.

Задачи:

- развитие навыков самостоятельного поиска, обработки и анализа информации;

- изучение сущности теневой экономики;

- анализ соотношения формальных и неформальных отношений в обществе;

- изучение эволюции теневых отношений в отечественной экономике.

В ходе семинарского занятия, продолжающегося 40 минут 5-8 минут в начале и окончании занятия отводится решению организационных вопросов (проведение переклички магистрантов, оглашение темы занятия, цели, задач, подведение итогов, выставление оценок за работу). На проработку и освещение вопросов семинарского занятия магистрантам отводится в среднем 8-10 минут. Занятие проходит в форме опроса преподавателем магистрантов по вопросам занятия.

Магистранты, базируясь на знаниях, полученных на предшествующей ступени обучения, а также руководствуясь материалами, полученными в результате проведения самостоятельной поисковой работы раскрывают содержание темы в ходе беседы с преподавателем.

 

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Изучение рекомендованных источников и литературы, проведение дополнительного сбора и анализа материалов по теме.

2. Подготовка к выступлениям на семинарском занятии.

 

Основные источники

Вопросы для самоконтроля

Теневая экономика в СССР.

Перечень рефератов

Экономика и жизнь.

Общество и экономика.

Коммерсант. Деньги.

Коммерсант.

Вопросы экономики.

Ведомости.

Латинская Америка.

Азия и Африка сегодня.

Известия.

Правда.

АиФ.

Независимая газета.

Российская газета.

Комсомольская правда.

Бизнес-консультант.

ЭКО.

Налоги.

Налоговый вестник.

Бизнес-Омск.

Деловая жизнь.

Деловые люди.

 

Тема II г. Проблемы функционирования фирмы в условиях переходной экономики (проект-презентация).

Семинар 4 часа

 

 

Учебные вопросы.

1. Соотношение основных проблем и мотивов труда у работников.

2. Типы мотивации труда работников и анализ факторов, влияющих на их формирование.

3. Отношение работников к участию в принятии решений в фирме.

4. Распространенность патерналистских взаимоотношений работников с руководством.

5. Отношение работника к временным задержкам и сокращению зарплаты в обмен на поддержку предприятия.

6. Взаимозависимость размера оплаты труда и гарантий занятости от взаимоотношений с руководством.

7. Условия развития малого бизнеса в г. Омск  

 

Цель – анализ заданной проблемы на базе самостоятельно отобранного и обработанного материала.

Задачи:

- развитие навыков учебно-исследовательской работы магистрантов во внеаудиторное время;

- развитие навыков работы магистрантов с компьютерной техникой и программным обеспечением;

- развитие навыков ведения дискуссии и монологической речи.

 

В ходе семинарского занятия, продолжающегося 160 минут 5-8 минут в начале и окончании занятия отводится решению организационных вопросов (проведение переклички магистрантов, оглашение темы занятия, цели, задач, подведение итогов, выставление оценок за работу). Занятие проходит в форме защиты проектов-презентаций магистрантами (группой обучаемых). На за щиту каждого проекта отводится до 20 минут, но не менее 15 минут.

При подготовке проекта магистранты изучают литературу, посвященную проблемам методологии и технологии проведения социологических исследований, разрабатывают совместно с преподавателем анкету, проводят соцопрос, обрабатывают его результаты (сводная таблица, диаграммы) и анализируют их.   

Проект представляется преподавателю в следующем виде (электронная форма):

- презентация (слайды);

- доклад.

Презентация должна состоять не менее чем из 15 слайдов (в том числе 1 слайд - титульный лист (согласно типовым правилам), 1 слайд список литературы и источников (согласно типовым правилам), 13 слайдов отражают содержание – цель, задачи опроса, выборка и ее обоснование, сводная таблица результатов, анализ и выводы. В презентации должны преобладать визуальные формы представления информации (таблицы, диаграммы, схемы, графики). Доклад является описанием материала, изложенного в презентации.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. На основании рекомендаций данных в методических указаниях магистранты проводят социологические опросы по темам семинарского занятия, обрабатывают их и излагают в форме защиты проекта-презентации.

Задачи:

- развитие навыков самостоятельного поиска, обработки и анализа материалов;

- изучение особенностей формирования и проведения макроэкономической политики государства в зависимости от типа экономической системы;

- изучение особенностей государственной политике в современной российской экономике.

В ходе семинарского занятия, продолжающегося 80 минут 5-8 минут в начале и окончании занятия отводится решению организационных вопросов (проведение переклички магистрантов, оглашение темы занятия, цели, задач, подведение итогов, выставление оценок за работу). На проработку и освещение вопросов семинарского занятия магистрантам отводится в среднем 15-20 минут. Занятие проходит в форме опроса преподавателем магистрантов по вопросам занятия.

Магистранты, базируясь на знаниях, полученных на предшествующей ступени обучения, а также руководствуясь материалами, полученными в результате проведения самостоятельной поисковой работы раскрывают содержание темы в ходе беседы с преподавателем.

 

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Изучение рекомендованных источников и литературы, проведение дополнительного сбора и анализа материалов по теме.

2. Подготовка к выступлениям на семинарском занятии.

 

Основные источники

Вопросы для самоконтроля

1. Общая характеристика государства как субъекта экономических отношений.

2. Макроэкономическая политика государства в различных экономических системах.

3. Основы государственного регулирования экономики.

Перечень рефератов

Экономика и жизнь.

Общество и экономика.

Коммерсант. Деньги.

Коммерсант.

Вопросы экономики.

Ведомости.

Латинская Америка.

Азия и Африка сегодня.

Известия.

Правда.

АиФ.

Независимая газета.

Российская газета.

Комсомольская правда.

Бизнес-консультант.

ЭКО.

Налоги.

Налоговый вестник.

Бизнес-Омск.

Деловая жизнь.

Деловые люди.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. На основе рекомендованной и самостоятельно отобранной литературы провести подборку материалов по тематике указанной в плане семинарского занятия и сделать краткий библиографический анализ.

 

Экономика и жизнь.

Общество и экономика.

Коммерсант. Деньги.

Коммерсант.

Вопросы экономики.

Ведомости.

Латинская Америка.

Азия и Африка сегодня.

Известия.

Правда.

АиФ.

Независимая газета.

Российская газета.

Комсомольская правда.

Бизнес-консультант.

ЭКО.

Налоги.

Налоговый вестник.

Бизнес-Омск.

Деловая жизнь.

Деловые люди.

 

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. На основании рекомендаций данных в методических указаниях магистранты проводят подготовку проектов-презентаций согласно тематике.

 

Экономика и жизнь.

Общество и экономика.

Коммерсант. Деньги.

Коммерсант.

Вопросы экономики.

Ведомости.

Латинская Америка.

Азия и Африка сегодня.

Известия.

Правда.

АиФ.

Независимая газета.

Российская газета.

Комсомольская правда.

Бизнес-консультант.

ЭКО.

Налоги.

Налоговый вестник.

Бизнес-Омск.

Деловая жизнь.

Деловые люди.

Тема В.2. Итоговое занятие.

Семинар 3 часа

Учебные вопросы

1. Консультирование по результатам рейтинга. Подведение итогов за год. 

 

Методические указания для магистрантов  подготовил профессор, д.и.н. Никифоров О.А.

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры экономической теории

                                г., протокол №.

 

 

Рекомендованы для использования в учебном процессе Методическим советом исторического факультета ОмГПУ             г., протокол №.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планы семинаров по дисциплине предназначены для магистрантов, обучающихся по направлению “Социально-экономическое образование”, программа “Экономическое образование”

 

Рекомендации по видам занятий

По прослушиванию лекций. Лекции призваны помогать магистрантам в усвоении знаний по изучаемой дисциплине. В них освещаются узловые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Исходя из этого, лекции выступают как методическая основа самостоятельной работы магистрантов, что обязывает конспектировать основное содержание лекции.

По самостоятельной подготовке. Необходимымусловием успешного усвоения учебного материала являются глубокая проработка обучающимися рекомендованной к изучению учебной и научной литературы, нормативных актов, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультаций.

По подготовке к семинарам. Семинары имеют целью закрепление учебного материала. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов магистрантов на поставленные вопросы, обсуждения рефератов, проведения дискуссий по определенным вопросам, медиапрезентаций, тестирования. Эффективность данного вида занятий зависит от хорошо организованной самоподготовки магистрантов.

По проведению консультаций. При изучении дисциплины магистранты могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.

                

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема I а. Институционализм. История и современность

Семинар 3 часа

Учебные вопросы

Предпосылки зарождения и общие признаки институционализма.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.