Писателя Романа Сенчина по всем законам литературного развития не должно было быть. Но он, тем не менее, есть. И он сегодня один из первых. Безусловный лидер. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Писателя Романа Сенчина по всем законам литературного развития не должно было быть. Но он, тем не менее, есть. И он сегодня один из первых. Безусловный лидер.

2020-01-13 149
Писателя Романа Сенчина по всем законам литературного развития не должно было быть. Но он, тем не менее, есть. И он сегодня один из первых. Безусловный лидер. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Павел Басинский

 

У Сенчина фантастический слух на всякого рода пошлость – языковую, политическую, бытовую; собственно, приключения его героя – это приключения мухи, застрявшей в янтаре…

Лев Данилкин

 

Текст романа см.: https://reading-books.me/prosa/sovremennaya/1484-dozhd-v-parizhe.html

 

Литература:

 

1. Артемьев, М. Не задалась и не удалась. Роман Сенчин – от Парижа до Тувы [Электронный ресурс] / Максим Артемьев. – Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2018-06-21/14_938_senchin.html (дата обращения: 25.04. 2019).

 

2. Кризис кризиса: [роман «Дождь в Париже» Р. Сенчина] // Читаем вместе. – 2018. – № 5. – С. 1, 13.

 

3. Сенчин, Р. Роман Сенчин: «В закрытые финалы не верю»: [беседа с писателем о романе «Дождь в Париже»] / записала Дарья Ефремова // Культура. – 2018. – 11-17 мая (№ 15). – С. 14.

 

4. Сенчин, Р. Роман Сенчин: «Создавать героев из ничего у меня не получается»: [беседа с писателем] / записал Владимир Гуга // Читаем вместе. – 2018. – № 6. – С. 10-11.

 


7. *Славникова, О. Прыжок в длину: роман: [18+] / Ольга Славникова. – Москва: АСТ, Ред. Елены Шубиной, 2017. – 512 с.

      Ольга Славникова (р. 1957) – известный прозаик, критик, эссеист. Стала широко известна в 1997 году, когда её роман «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», опубликованный журналом «Урал», попал в шорт-лист премии «Русский Букер». Автор романов «Один в зеркале» (1999), «Бессмертный» (2001), «2017» (2006, премия «Русский Букер») и «Лёгкая голова» (2010). Её романы тяготеют к магическому реализму, сама писательница говорит, что пишет в жанре достоверной фантастики.

Новой книги Ольги Славниковой ждали семь лет. И вот – роман «Прыжок в длину», который в 2018 году получил две престижные премии: «Книга года» в номинации «Проза года» и «Ясная Поляна» в номинации «Современная русская проза».

 Главный герой – легкоатлет Олег Ведерников имеет выдающиеся способности к прыжкам в длину. Причина тому – особая «силовая паутина» в его теле, позволяющая левитировать в момент прыжка. Как всегда, трудно понять у Славниковой, что это – фантастическое допущение или изысканная метафора. Как бы там ни было, все идёт к тому, что Олег станет чемпионом Европы среди юниоров. Но однажды юный атлет видит заигравшегося соседского мальчика Женю Караваева, не замечающего, что приближается машина. Ведерников в один прыжок, буквально спасает мальчика, но сам попадает под машину и лишается ног. Все надежды и мечты разрушены в одночасье. Ведерников превращается в затворника, живущего на щедром иждивении не бедствующей матери, которая от сына после трагедии хочет отдалиться. Он ничем не занимается, подбирает протезы, иногда с другими колясочниками играет в баскетбол. Так проходит пятнадцать лет.

Судьбы спасителя и спасённого тесно переплетаются. С одной стороны, родители мальчишки то и дело наведываются к Ведерникову с липкими благодар-ностями. С другой стороны, и сам Олег пристально следит за пацаном, надеясь убедиться, что его жертва не была напрасной, что, исковеркав собственную жизнь, он спас нечто гораздо более ценное. А вот с этим как раз и не складывается: Женечка Караваев совсем не оправдывает надежд и совершённой ради него жертвы. Мальчик растёт приземлённым, пошлым, жадным, жестоким, опасным для окружа-ющих, мимоходом коверкающим чужие судьбы. И ближе к середине романа автор всё чаще называет его «негодяйчиком». В этом мальчике-юноше-мужчине, кажется, нет ни проблеска божественной искры.

Многие годы Ведерников прозябает в амплуа обиженного на весь свет калеки, но случайное знакомство с девушкой с диковинным именем Кирилла пробуждает его к жизни. Кирилла тоже инвалид – лишилась ноги по нелепой случайности. Но не скатилась в уныние, а, наоборот, развила бурную деятель-ность: стала ведущей собственного ток-шоу про людей в остром горе, звездой «Инстаграма» и живым символом стойкости и оптимизма. Образ этой девушки – удача романа. Персонаж получился очень живой, правдивый и неоднозначный. Возможно, её прототипом стала реальная звезда с ограниченными возможностями Ксения Безуглова. Однако «негодяйчик» грозит разрушить хрупкое, внезапно обретённое счастье Ведерникова…

Роман написан густым, метафоричным языком, ставшим фирменным стилем Ольги Славниковой. Ювелирные, неожиданные, зрительные сравнения у неё не просто на каждой странице – в каждом абзаце. Так, герой романа в протезах-палках чувствует себя, «будто оббитая до арматуры парковая статуя», в заросшей чёрной шерстью груди его тренера дяди Сани «запутался, будто комар, мелкий православный крест», сломавшиеся троллейбусы за окном стоят «порожними стадами в метельном дыму, уронив на спины бессильные рога». На одной странице она сравнивает лицо человека с прелой розой, на следующей – с лошадиным седлом. Позже она сравнивает его с утюгом, с китайским иероглифом, с моллюском, с ежовой рукавицей, с разбухший губкой. Причём все эти языковые находки Славниковой отлично уживаются с печальными картинами российского быта.

О российской реальности писательница не забывает ни на миг. А ежедневная реальность инвалидов – это борьба и лишения. Каждый выживает как может. Кто-то без конца собирает справки, пытаясь что-то отсудить у госу-дарства, а кто-то изготавливает и продаёт самодельное оружие. Славникова называет подобное существование «инвалидностью внутри инвалидности». И понятно почему: современный технический прогресс позволяет теоретически заменить потерянные конечности устройствами, только вот получить их невоз-можно – чиновники: на словах всячески желая помочь инвалидам, делают всё, чтобы от них отделаться. Так и получается инвалидность в квадрате. Ведерни-ков на фоне товарищей по несчастью существо пассивное и инертное. Бороться за жизнь ему не надо. Ему нужно другое: найти смысл жизни, если не для себя, то хотя бы для спасённого им Женечки.

Сталкивая и сопоставляя две неравновесные фигуры, Ольга Славникова задаёт вопросы, касающиеся не только Ведерникова и Женечки: сколько стоит жизнь талантливого человека? А простого смертного? Позиция романистки вытекает из самой постановки вопросов, однако читатель волен поспорить с автором, хотя толстая книжка создаёт не такое уж и обширное поле для мысли: славниковскую философию можно утрамбовать в короткое предложение: «Рождённый ползать летать не может...». Однако концовка романа готовит неожиданный сюрприз, который переворачивает ожидания читателя. Судьбе, получается, иной «негодяйчик» чем-то особенно ценен.

«Прыжок в длину» подкупает увлекательным, проработанным сюжетом, актуальностью и сложностью заданных в нём вопросов. Особенно ценно, что автор ставит вечные вопросы, отталкиваясь от свежего, современного жизнен-ного материала, – таких романов у нас пока что откровенно мало.

 

Ольга Славникова написала отличный роман, отказавшись от идеи рассказать историю «из жизни инвалидов» и превратив повествование в метафизическое осмысление «вечных вопросов», так что о «Прыжке в длину» мы ещё обязательно услышим.

Владислав Толстов

На фоне сюжетной аскезы, которую часто демонстрируют современные российские авторы, роман Ольги Славниковой выглядит очень выигрышно: он отлично сделан. В нём есть красивая сюжетная выверенность и завершённость.

Наталья Кочеткова


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.