Глубина психологической разработки образа Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка как тип лицемера-предателя. Художественные приемы создания образа. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глубина психологической разработки образа Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка как тип лицемера-предателя. Художественные приемы создания образа.

2019-12-27 921
Глубина психологической разработки образа Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка как тип лицемера-предателя. Художественные приемы создания образа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев.

Порфирий Владимирович Головлев — один из чле­нов многочисленного семейства, один из «извергов» как называла мать - Арина Петровна - своих сыно­вей. «Порфирий Владимирович известен был в семей­стве под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», - эта исчерпывающая ха­рактеристика дана автором уже в первой главе рома­на. Эпизоды, в которых описывается детство Иудуш­ки, показывают нам, как формировался характер это­го лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал.«Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозритель­ностью относилась к этому, подсознательно угадывая в них коварный умысел. Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная «сыновняя преданность» помогала ему добывать «лучшие куски», то впоследствии он по­лучил за это «лучшую часть» при разделе имения. Иу­душка стал сначала полновластным хозяином поме­стья Головлевых, затем — имения брата Павла. За­владев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Если его мать не­смотря на всю черствость ее души, иногда все-таки озаряло чувство жалости к сыновьям, внучкам-сиро­там, то сын ее Порфирий был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье». Он без всяких угрызений совести обрек на гибель всех своих сыновей — Владимира, Петра и младенца Володьку

Поведение и внешний облик Иудушки могут вве­сти в заблуждение любого: «Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью». Глаза его «источали чарующий яд», а голос, «словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека»

Каждое из его слов «десять значений имеет».

Непременный атрибут иудушкиного пустосло­вия — разного рода афоризмы, послвицы, религиоз­ные изречения.

Эта ничтожная во всех отношениях личность гос­подствует над окружающими, губит их, опираясь на крепостническую мораль, на закон, на религию, ис­кренне считая себя поборником правды.

По­казав в последней главе романа «пробуждение одича­лой совести» Иудушки, Щедрин предупреждает со­временников о том, что иногда это может случиться слишком поздно

 

Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина: сквозные темы и узловые проблемы цикла, объекты обличения, художественные приемы (аллегорическая и фантастическая образность, гиперболизм, моралистичность, языковой комизм, традиции жанров басни, притчи и народной сказки). Анализ 4-5 произведений (по выбору).

Тема цикла сказок (1869 — 1886) М.Е.Салтыкова-Щедрина -иносказательное (в форме сказок) изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей государственной системы самодержавия и показ несостоятельности главных основ общества — семьи, собственности, официальной народности, а с другой стороны, признание созидательной силы народа. Одновременно в сказках звучат грустные размышления автора о народной покорности и долготерпении, авторское сочувствие народу в его бесправном положении.


всего 32. Первую группу составляют сказки, в которых разоблачается самодержавие и дворянское государство: «Дикий помещик»(Помещик молился богу чтоб мужик исчез,начал его штрафми давить. Мужик исчез,помещик одичал. Между тем губернское начальство узнало, что мужик исчез, а на исправника человек-медведь напал, всполошилось и решило мужика на место водворить. Через губернский город как раз рой мужиков летел. Их собрали и в имение отвезли.) Тема –положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.


2) показывается забитый, покорный, но трудолюбивый и добродушный русский народ: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

(Два генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. Один придумал: надо найти мужика, который и будет о них заботиться. Мужик начинает работать: нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое; Генералы сыты и довольны, а в Петербурге тем временем скапливаются их пенсии. Мужик построил лодочку,, уложил генералов и, перекрестившись, поплыл. Те дали ему в благодарность воду и пятак серебра)

"Два генерала" воплощают собою тунеядство, паразитизм эксплуататоров. Эти отставные чиновники весь свой век жили за счет народа, угнетая его. Теперь они проводят свое время в полной праздности, получая от правительства большую пенсию.

 

3) высмеивает русских либералов: «Карась-идеалист». Год написания – 1884

(Заспорили как-то карась и ерш. Первый считал, что по правде можно жить, а второй в это не верил и утверждал, что без лукавства обойтись нельзя. Карась считал такое подлостью. Плеснул хвостом радостно карась и провозгласил свое волшебное слово – знает ли щука, что такое добродетель? У щуки даже рот открылся от удивления. И вместе с потоком воды она проглотила случайно и карася.)

4)В последнюю группу можно объединить сказки, которые изображают мораль современного общества: (Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Гуляла, гуляла совесть по всему миру, и в конце концов взмолилась. Она попросила переселить её к маленькому ребёнку. Дитя ещё невинное, и совести с ним будет хорошо. Послушали её. Теперь растёт ребёнок, а совесть вместе с ним.)

 

Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной сказки: традиционный зачин (жил-был), присказки (по щучьему велению, не в сказке сказать), прозрачную мораль, которую легко понять из содержания.

. Народ выступает под масками добрых и беззащитных животных, а часто и без маски — просто как мужик. Эксплуататоры представлены в образах хищников или просто как помещики, генералы и т.п.

; перенесение человеческих черт (психологических и социальных) на животный мир создаёт комический эффект

Своеобразие произведений Н.С. Лескова 1860-х гг. («Овцебык», «Житие одной бабы», «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда»): особенности жанра, системы образов, стиля, излюбленные приемы повествования. Правдоискатели и народные праведники в изображении Н.С. Лескова.

Николай семенович

Автор антинигилистических романов «на ножах», «некуда»-о тупиковости действий народников. Примкнул к гзете «северная пчела»,критиковал демократов,хвалил реформы правительства. Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы»-амур в лапоточках. Духовный путь крестьянки,которую насильно выдали змуж. Она помнила о святости уз и страдала до сумасшествияяя. Влюбилсь в степана,забеременела, попала в тюрьму когда бежала из дому.Ребенок и степан погибли, ее высекли и отправили обратно. Сошла с ума и замерзл в лесу

 и «Овцебык»- изобр крах народнической идеологии задолго до ее развития в россии. Главный герой – Василий Петрович, имеющий прозвище «Овцебык» из-за своей внешности, заслуживает жалости, через свою наивность и непоследовательность идей и поступков. Он мог дать обществу очень многое, но так и не увидел желание общества принять его знания

Повесть воительница о кружевнице Домне Платоновне:доброй и кропотливой. в отличие от насти она цепкая опытная азартная. Полюбла непутевого ученика фортепьянщика Валерочку, который обокрал своего хозяина.

65г. Натура «леди Макбет» - купеческой жены Катерины Измайловой, пылко влюблённой в приказчика Сергея и совершившей во имя этой страсти череду кровавых злодеяний и грех самоубийства, вызывает изумление и ужас.Связь с драмой островского «гроза»: гл героини вышли замуж не по любви,мотив греха,смерти и расплаты.

 Речевая характеристик персонажей как в драме становится основополагающей. Рссказчик позиционируется как сотворец,собеседник. Любимый композиционный прием-рссказ в рассказе:история героя обрамляется словами рассказзчика. Форма анекдота во многих рассказах-неожиданный финал. Циклизауция:»Святочные рассказы», «патериковые легенды» и т.д.

9.   Художественное воплощение Н.С. Лесковым русского национального характера (мотивы странничества и дороги, идея богопознания и праведничества, житийные мотивы, жанр сказа и т.д.) в произведениях 1870-1890-х гг. (сб. «Праведники»: «Левша», «Однодум», «Очарованный странник», «Человек на часах»; «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и др.).

Изображение национального у Лескова реализуется преимущественно в оппозиции «свой - чужой» или «мы - они. Всесторонний подход к проблеме позволяет Лескову раскрыть сущность народного мировоззрения и избежать ошибочных суждений в освещении проблемы национального.

. Этносравнение применяется у Лескова как в построении всего произведения так и отдельных фрагментов («Очарованный странник»). Однако, у автора оно реализуется не только в простом использовании оппозиции «свой - чужой», а разрабатывается в таких формах, как «чужой среди своих» («Овцебык»);

Большое значение в литературно-художественных произведениях писателя имеет и этноописание, представляющее собой иллюстрацию тех или иных этнокультурных особенностей, уникальных явлений в жизни определенного народа.

Ивана Флягина («Очарованный странник») в плену, представляющее собой изображение традиций кочевого народа.

. Основным архетипом, разработанным автором в произведениях, считается архетип «праведника». Сначала это христианское понимание праведничества, потом религиозные мотивы добра и правды воплощаются в особые черты русского менталитета, а затем — возводятся в общечеловеческие идеалы.

Другим немаловажным архетипом является архетип «странника». В нем писатель сконцентрировал особенности беспокойной, находящейся в вечном поиске истины русской души (Иван Флягин из «Очарованного странника»).

В творчестве писателя выявляется не только могучий дух русского человека, его огромный потенциал, его большие способности в искусстве, науке, технике, но и отрицательные качества.(Человек на часах - Часовой Постников спасает утопаюещего,а в финале оплучает 200 розг,потому офицер забрал славу себе)

Левша —сказ,подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи.(создет блоху лучше чем у англичан, отказывается жить у них потому что любит родину и узнает секрет что ружья кирпичом не чистят. На родиине его не слушают,а исход крымской вйны мог быть другой)

Однодум: Лесков – писатель реалистического направления. В соответствии со своим замыслом описать таких праведников, ради которых Бог сохранит страну Лесков создал произведение, очень похожее по жанру на житие христианских святых. противостояние личности обществу. Никакие несовершенства государственной власти не смогли сломить живущего по вере и по совести человека.

Одна из важнейших проблем повести – лицемерие православных, начиная от простых людей, жителей провинциального Солигалича, и заканчивая протопопом. Все они считают православие Рыжова «сомнительным» на том лишь основании, что «кто Библию прочитал и «до Христа дочитался»

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.