Основные особенности развития литературы в 1870-1890 гг. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные особенности развития литературы в 1870-1890 гг.

2019-12-27 642
Основные особенности развития литературы в 1870-1890 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные особенности развития литературы в 1870-1890 гг.

От Александра 2 все ждали реформ, отмен креп прв былла неоднозначной. Была реформа власти,самодержавия. Создано 2 органа при царе,которые дполняли монархическую власть:расширение госсовета,комиссия из представителей земств,которую выбирало правительство. –имитация конституционной монархии., движения к демократическому устройству. Прогрессивный указ о женском образовании,но доступ в вузы для широкого населения был закрыт. Ввел единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Было много крестьяннских восстаний после проиграаной крымской войны. Среди рабочих возникали радикальные кружки,кот готовили восстания.Начались покушения.

Александр 3-миротворец. Принял манифест о незыблемости самодержавия. Был напуган покушениями на отца. Подражал деду Николаю 1.

Журналы и газеы не могли быть протестными. «Дело» публиковало произведения поддерживающие народ. Его закрыли после покушения на А2

В центре литературного процесса оказались писатели-реалисты. Принципы реализма каждый трактовал по-своему. Ведущим стал жанр романа в различных формах. Темы свободы,веры,семьи. Например,Салтыков-Щедрин создает сатиричекий роман-осмеяние нравов,политики,жизненных принципов. пpoдoлжaeтcя интeнcивнoe paзвитиe мaлыx жaнpoв, ocoбeннo oчepкa.

Русский народ и русская история в романе-хронике М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образ города Глупова и глуповцев. Проблема финала романа.

Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве. Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Глупов — город обобщенный, вобравший в себя нечто характерное, типическое. Отсюда — и некоторые противоречия в его описании. Так, в одной главе говорится, что Глупов был заложен на «болотце», а в другой — что он «имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен…» Эти сведения призваны подчеркнуть многоликость Глупова, являющегося олицетворением самодержавного государства.

Основные качества глуповцев — неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство. Так, они добровольно отказались от своей свободы и обратились к варяжским князьям с просьбой прийти на Русь, чтобы управлять ею: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и володеть нами». Те пришли и установили самовластие. С тех пор на русской земле «воцарились благоденствие и порядок». И сколько ни бедствуют они, сколько ни измываются над ними градоначальники, а глуповцы все продолжают надеяться на лучшее и восхвалять, восхвалять и надеяться на лучшее. Появление каждого нового градоначальника глуповцы встречали искренним ликованием. Еще в глаза не видя вновь назначенного правителя, они уже называют его «красавчиком» и «умницей», поздравляют друг друга и оглашают воздух восторженными восклицаниями. Обрушивающиеся же на них несчастья они воспринимают как нечто должное и о протесте даже не помышляют.

Щедрин был убежден, что истинная любовь к народу заключается в трезвом взгляде на его сильные и слабые стороны, на его достоинства и недостатки. Писатель хотел видеть народ свободным и счастливым. Потому он не мирился с теми качествами, которые прививались массам в течение столетий: покорность, пассивность, смирение.

В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам.


Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима. Но писатель твердо убежден, что строителями новой жизни будут другие люди, не глуповцы.

Некоторые считают, что в развязке романа есть намек на стихийное народное восстание, народную революцию. Но сам Салтыков-Щедрин показал глуповцев не способными к борьбе, пассивными.

Другие критики придерживались мнения, что финал романа - это предсказание катастрофических потрясений, которые произойдут в Глупове и с глуповцами.

Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина: сквозные темы и узловые проблемы цикла, объекты обличения, художественные приемы (аллегорическая и фантастическая образность, гиперболизм, моралистичность, языковой комизм, традиции жанров басни, притчи и народной сказки). Анализ 4-5 произведений (по выбору).

Тема цикла сказок (1869 — 1886) М.Е.Салтыкова-Щедрина -иносказательное (в форме сказок) изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей государственной системы самодержавия и показ несостоятельности главных основ общества — семьи, собственности, официальной народности, а с другой стороны, признание созидательной силы народа. Одновременно в сказках звучат грустные размышления автора о народной покорности и долготерпении, авторское сочувствие народу в его бесправном положении.


всего 32. Первую группу составляют сказки, в которых разоблачается самодержавие и дворянское государство: «Дикий помещик»(Помещик молился богу чтоб мужик исчез,начал его штрафми давить. Мужик исчез,помещик одичал. Между тем губернское начальство узнало, что мужик исчез, а на исправника человек-медведь напал, всполошилось и решило мужика на место водворить. Через губернский город как раз рой мужиков летел. Их собрали и в имение отвезли.) Тема –положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.


2) показывается забитый, покорный, но трудолюбивый и добродушный русский народ: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

(Два генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. Один придумал: надо найти мужика, который и будет о них заботиться. Мужик начинает работать: нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое; Генералы сыты и довольны, а в Петербурге тем временем скапливаются их пенсии. Мужик построил лодочку,, уложил генералов и, перекрестившись, поплыл. Те дали ему в благодарность воду и пятак серебра)

"Два генерала" воплощают собою тунеядство, паразитизм эксплуататоров. Эти отставные чиновники весь свой век жили за счет народа, угнетая его. Теперь они проводят свое время в полной праздности, получая от правительства большую пенсию.

 

3) высмеивает русских либералов: «Карась-идеалист». Год написания – 1884

(Заспорили как-то карась и ерш. Первый считал, что по правде можно жить, а второй в это не верил и утверждал, что без лукавства обойтись нельзя. Карась считал такое подлостью. Плеснул хвостом радостно карась и провозгласил свое волшебное слово – знает ли щука, что такое добродетель? У щуки даже рот открылся от удивления. И вместе с потоком воды она проглотила случайно и карася.)

4)В последнюю группу можно объединить сказки, которые изображают мораль современного общества: (Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Гуляла, гуляла совесть по всему миру, и в конце концов взмолилась. Она попросила переселить её к маленькому ребёнку. Дитя ещё невинное, и совести с ним будет хорошо. Послушали её. Теперь растёт ребёнок, а совесть вместе с ним.)

 

Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной сказки: традиционный зачин (жил-был), присказки (по щучьему велению, не в сказке сказать), прозрачную мораль, которую легко понять из содержания.

. Народ выступает под масками добрых и беззащитных животных, а часто и без маски — просто как мужик. Эксплуататоры представлены в образах хищников или просто как помещики, генералы и т.п.

; перенесение человеческих черт (психологических и социальных) на животный мир создаёт комический эффект

Своеобразие произведений Н.С. Лескова 1860-х гг. («Овцебык», «Житие одной бабы», «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда»): особенности жанра, системы образов, стиля, излюбленные приемы повествования. Правдоискатели и народные праведники в изображении Н.С. Лескова.

Николай семенович

Автор антинигилистических романов «на ножах», «некуда»-о тупиковости действий народников. Примкнул к гзете «северная пчела»,критиковал демократов,хвалил реформы правительства. Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы»-амур в лапоточках. Духовный путь крестьянки,которую насильно выдали змуж. Она помнила о святости уз и страдала до сумасшествияяя. Влюбилсь в степана,забеременела, попала в тюрьму когда бежала из дому.Ребенок и степан погибли, ее высекли и отправили обратно. Сошла с ума и замерзл в лесу

 и «Овцебык»- изобр крах народнической идеологии задолго до ее развития в россии. Главный герой – Василий Петрович, имеющий прозвище «Овцебык» из-за своей внешности, заслуживает жалости, через свою наивность и непоследовательность идей и поступков. Он мог дать обществу очень многое, но так и не увидел желание общества принять его знания

Повесть воительница о кружевнице Домне Платоновне:доброй и кропотливой. в отличие от насти она цепкая опытная азартная. Полюбла непутевого ученика фортепьянщика Валерочку, который обокрал своего хозяина.

65г. Натура «леди Макбет» - купеческой жены Катерины Измайловой, пылко влюблённой в приказчика Сергея и совершившей во имя этой страсти череду кровавых злодеяний и грех самоубийства, вызывает изумление и ужас.Связь с драмой островского «гроза»: гл героини вышли замуж не по любви,мотив греха,смерти и расплаты.

 Речевая характеристик персонажей как в драме становится основополагающей. Рссказчик позиционируется как сотворец,собеседник. Любимый композиционный прием-рссказ в рассказе:история героя обрамляется словами рассказзчика. Форма анекдота во многих рассказах-неожиданный финал. Циклизауция:»Святочные рассказы», «патериковые легенды» и т.д.

9.   Художественное воплощение Н.С. Лесковым русского национального характера (мотивы странничества и дороги, идея богопознания и праведничества, житийные мотивы, жанр сказа и т.д.) в произведениях 1870-1890-х гг. (сб. «Праведники»: «Левша», «Однодум», «Очарованный странник», «Человек на часах»; «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и др.).

Изображение национального у Лескова реализуется преимущественно в оппозиции «свой - чужой» или «мы - они. Всесторонний подход к проблеме позволяет Лескову раскрыть сущность народного мировоззрения и избежать ошибочных суждений в освещении проблемы национального.

. Этносравнение применяется у Лескова как в построении всего произведения так и отдельных фрагментов («Очарованный странник»). Однако, у автора оно реализуется не только в простом использовании оппозиции «свой - чужой», а разрабатывается в таких формах, как «чужой среди своих» («Овцебык»);

Большое значение в литературно-художественных произведениях писателя имеет и этноописание, представляющее собой иллюстрацию тех или иных этнокультурных особенностей, уникальных явлений в жизни определенного народа.

Ивана Флягина («Очарованный странник») в плену, представляющее собой изображение традиций кочевого народа.

. Основным архетипом, разработанным автором в произведениях, считается архетип «праведника». Сначала это христианское понимание праведничества, потом религиозные мотивы добра и правды воплощаются в особые черты русского менталитета, а затем — возводятся в общечеловеческие идеалы.

Другим немаловажным архетипом является архетип «странника». В нем писатель сконцентрировал особенности беспокойной, находящейся в вечном поиске истины русской души (Иван Флягин из «Очарованного странника»).

В творчестве писателя выявляется не только могучий дух русского человека, его огромный потенциал, его большие способности в искусстве, науке, технике, но и отрицательные качества.(Человек на часах - Часовой Постников спасает утопаюещего,а в финале оплучает 200 розг,потому офицер забрал славу себе)

Левша —сказ,подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи.(создет блоху лучше чем у англичан, отказывается жить у них потому что любит родину и узнает секрет что ружья кирпичом не чистят. На родиине его не слушают,а исход крымской вйны мог быть другой)

Однодум: Лесков – писатель реалистического направления. В соответствии со своим замыслом описать таких праведников, ради которых Бог сохранит страну Лесков создал произведение, очень похожее по жанру на житие христианских святых. противостояние личности обществу. Никакие несовершенства государственной власти не смогли сломить живущего по вере и по совести человека.

Одна из важнейших проблем повести – лицемерие православных, начиная от простых людей, жителей провинциального Солигалича, и заканчивая протопопом. Все они считают православие Рыжова «сомнительным» на том лишь основании, что «кто Библию прочитал и «до Христа дочитался»

 

Особенности повестей Ф.М. Достоевского 1840-х гг. Новаторство писателя в разработке темы «маленького человека» и «двойничества». Сентиментально-романтические традиции в повестях («Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова»)

В произведениях 1840-х гг. Достоевский уделяет в них главное внимание социально-психологическим противоре­чиям жизни Петербурга, выражая свое горячее сочувствие его «бедным людям»

В «петербург­ской поэме» «Двойник» трагиче­ской историей сумасшествия героя писа­тель воспользовался для пси­хологического анализа души чиновника Голядкина, в которой, наряду с социально положительными чертами, он обнаружива­ет пугающее его глубоко скрытое отрица­тельное, антиобщественное начало. Борь­ба добра и зла в душе Голядкина прини­мает в воображении героя, под влиянием усиливающейся психической болезни, фор­му борьбы героя с его более ловким, ко­варным, насмешливым и бесчеловечным «двойником», рождающимся из глубин больного сознания Голядкина и вбираю­щим в себя все неосознанные им самим темные стороны его души.

Хозяйка. В образе хозяйки в повести представлен русский народ. Мурин символизирует старые устои, которые не дают двигаться вперёд. Ордынов стал символом новой эпохи, пытающейся отобрать «русскую душу» у старых порядков.

До революционных событий оставалось почти целое столетие. Однако многие люди чувствовали приближение перемен. Основная часть русского народа была крайне недовольна своей жизнью, но при этом к настоящим переменам никто не стремился. Людьми владел страх: а не будет ли ещё хуже? Автор специально подчёркивает тот факт, что Екатерина находилась в своеобразном гипнотическом забытье. Она, возможно, осознавала своё зависимое положение, видела вокруг себя более подходящих, чем старик с тёмным прошлым мужчин, но ничего не хотела менять, существуя по инерции.

Название повести указывает на то, за кем останется последнее слово. Если под хозяйкой Екатериной подразумевается весь русский народ, значит, принимать решение о том, остаться ли со старым «колдуном» или идти вперёд с молодым романтиком, придётся ему самому. Русские люди – единственные подлинные хозяева своей судьбы.

Белые ночи: 1848 год.

Посвящен близкому другу писателя – Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро»

В повести «Неточка Незванова» Достоевский впервые задался целью показать развитие человеческого характера от детских лет до зрелости на широком фоне социальной жизни. Главные, герои произведения принадлежат к категории «мечтателей». Повесть представляет яркую картину социальных контрастов: подневольное положение талантливого скрипача в крепостном оркестре, нищета городских бедняков и рядом как символ чего-то «сказочно-волшебного» – «богатый дом с красными занавесами».

Писатель стремился показать, как постепенно под влиянием «живой жизни» она преодолевает свою замкнутость, перестает «затыкать уши мечтами», становится человеком сильного и активного характера. «Пробуждение» начинается в семье Александры Михайловны, когда Неточка впервые решительно выступает против подлости, олицетворением которой является здесь муж Александры Михайловны – Петр Александрович.

Проблематика, идейный смысл, гуманистический пафос, демократизм, жанровые особенности романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Эволюция образа «маленького человека». Образы главных героев, особенности их эпистолярной манеры.

На создание произведения о жизни городской бедноты автора вдохновил собственный жизненный опыт.

В сер 40х г примыкает к натуральной школе некрасова и в ее духе пишет роман.Обращается к обрзу мал человека,выстпает новатором,т.к. расссм его в новых общественных условиях:разночинец,мелкий чиновеник,живущий одиноко

Макар девушкин экономит на всем,переписываеся с девушкой,чтобы не компрометировать ее. Его эволюция показана в повествовании от первого лица-эпистолярной форме.Первые письма объемные и подрбные,описаны все его наблюдения и размышления. Ему 47 лет, большую часть жизни он переписывает чужие тексты, читает он зачастую поверхностную, пустую литературу, в которой нет никакого смысла, но все-таки способен оценить Пушкина, а вот Гоголь с «Шинелью» ему не нравится, так как уж слишком Акакий Акакиевич похож на него самого. В письмах становится все больше чувственного. Он теряет суть своего существования,когда переписка прекращается из-за замужества Вареньки.

Вренька Доброселова-бедная бесприданница. В романе есть ее дневник. стойко отбивает атаки своей родственницы, которая хочет устроить ее на содержание к господам. Она болеет туберкулезом и находит спасение в браке с Быковым.

1. Петербург — еще один главный герой романа «Бедные люди». Место, которое в произведениях Достоевского всегда отображается достаточно объемно. Петербург описан здесь как большой город, приносящий несчастье. В Варенькиных воспоминаниях деревня, где она провела свое детство, предстает ярким, прекрасным раем на земле, а город, в который привезли ее родители, принес только страдания, лишения, унижения, потери самых близких людей. Это мрачный, жестокий мир, который ломает многих.

 

Конец романа Достоевского «Бедные люди» — день бракосочетания. Варя пишет другу прощальное письмо, где сетует на его беспомощность и одиночество. Он же отвечает, что все это время жил только ради нее, а теперь ему незачем «работать, бумаги писать, ходить, гулять». Макар недоумевает, «по какому праву» разрушают «жизнь человеческую»?

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как идеологический, социально-психологический роман. Многопроблемность романа. Новое прочтение темы «маленького человека. Образ Петербурга и его обитателей. Женские образы романа.

Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.
Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской действительности того времени. Петербург показан в романе как грязный город, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные.
Раскольников хочет понять, каким образом можно вырваться из социального дна. Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом “вошь ли я, как все, или человек”, он решает проверить себя на деле.
. Согласно этой теории, все люди разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”. Раскольников считал, что эти люди “должны, по природе своей, быть непременно преступниками”. Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.
В романе проблемы нищета,жизненные приоритеты(у раскольникова деньги),гуманность-можно ли убить с благой целью

В романе и “маленькие люди” наделены определенной философской идеей. Это люди мыслящие, но задавленные жизнью. Семен Захарыч Мармеладов. –идея самоуничтожения. Петр Петрович Лужин. Этот тип не способен на самоуничижение, на безмерное самоутверждение путем гордыни, он не способен на убийство, он не исповедует никаких демократических идей. Лужин, наоборот, за господство эгоистических отношений, отношений чисто буржуазных, нечеловеческих. Идеи Лужина ведут к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе.

Женские образы

Авдотья Романовна – сестра напоминала внешностью брата.Она готова терпеть любые унижения, лишь бы помочь родным. Вместе с большой силой в ней также была мягкость и нежность.

Пульхерия Александровна – заботливая мать. Она до конца не верила в причастность сына к смерти старухи-процентщицы.

Лизавета Ивановна сестра старухи трудолюбивая, скромная

Алёна Ивановна вызывает у читателя отвращение. Она – шестидесятилетняя крошечная старушонка, с тонкой шеей и вострыми глазами. Процентщица осторожна, бережлива, отбирает у сестры последние деньги, а всё своё состояние завещал монастырю.

Сонечка Мармеладова. Её прообразом была жена автора А. Г. Сниткина. 18лет, Несмотря на хрупкое телосложение, девушка обладает духовной силой. живущая по законам Божьим девушка из-за бедственного положения семейства Мармеладовых стала работать проституткой.. она продолжает верить в победу справедливости и остается христианкой.

Противоречивость образа Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сущность его теории. Смысл и значение символических образов-снов Раскольникова. «Двойники» и антиподы героя.

Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на земле делятся на «власть имущих» и «тварей дрожащих». Первые имеют право на преступление, во имя собственных целей, они способны пролить кровь «тварей дрожащих».
Главный герой романа решается на убийство не сразу, к этому роковому шагу его приводят человеческие страдания, свидетелем которых Родион становился ежедневно.


Одним из подтверждений ложности высказанной Раскольниковым теории является абсолютное уединение главного героя от внешнего мира, потерянное им ощущение реальности. Родион чувствует, что преступление не только не возвысило его над людьми, но и сделало чужим среди них, а самым страшным наказанием оказались муки совести. Так, через страдания и одиночество Родион Раскольников начинает свой обратный путь к себе - человеку. И в конце романа стоит на пороге "новой жизни".  

Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого — интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго — убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.
Лужин с его «экономическими теориями», оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняет бескорыстие стремлений Раскольникова.


Свидригайлов, человек, начисто лишенный понятий о совести и чести. Его образ — это своеобразное предостережение герою, яркий пример того, во что он превратится, если не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием.

1.Первый сон героя- отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, Катерины Ивановны -кляча

2.Сон об Африке накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни

3. Сон об Илье Петровиче и хозяйке После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче, который бьет хозяйку квартиры, в которой живет главный герой – страх разоблачения.

4. Сон о смеющейся старухе Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается: -страх разоблачения

5. Сон о конце света Это – последний сон Раскольникова, который снится герою уже на каторге в больниице- говорит об активной внутренней работе героя.

 

 

17.Проблема положительного героя в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Центральная четверка персонажей: Мышкин, Рогожин, Настасья Филипповна, Аглая. Образ князя Мышкина («князь Христос» (Ф.М. Достоевский), «и глупец, и мудрый провидец» (Вяч. Иванов), «князь Мышкин – одна идея, т.е. пустота» (Л. Шестов)), смысл его идеи. Фольклорные и литературные предшественники Мышкина.
В поисках нравственного идеала Достоевский пленился “личностью” Христа и говорил, что Христос нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество.
полная нравственная чистота сближает Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Мышкин в возрасте Христа,ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с легонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах — все это имеет печать идеальности.
Смысл произведения — в широком отображении противоречий русской пореформенной жизни, всеобщего разлада, потери “приличия”, “благовидности”.

 

МЫШКИН И РОГОЖИН

В романе «Идиот» «обратной стороной медали», воплощением темной стороны человеческой личности стал Парфен Рогожин. В этом качестве он связан с князем Мышкиным воедино, как связаны в одном человеке его лучшие и худшие стороны. Рогожин временами смертельно ненавидит князя Мышкина, готов его даже убить: князь Мышкин становится для Рогожина самым близким человеком. Именно ему он исповедуется в прегрешениях, рассказывает о своих отношениях с Настасьей Филипповной, жалуется на свои страдания. В конце концов, именно князя Мышкина Рогожин приводит в свой дом в финале романа, когда уже совершилось убийство. Он делит с ним свое горе и только искреннее сострадание князя в итоге приводит Рогожина к духовному прозрению.
В финале романа эти два героя окончательно сливаются своими судьбами друг с другом. Князь Мышкин и, уходя из разума, остается помощью и поддержкой Рогожину

 

 

Настасья Филипповна —“гордая красавица”, “оскорбленное сердце”. В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тонкого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей.
ее постоянно пытаются продать.

Аглая Епанчина,. Именно она, больше чем другие, понимает величие души Мышкина и готова пойти за ним. Но в то же время она предает князя, его любовь, за что получает пощечину от матери. С другой, несмотря на всю свою чистоту, некоторую детскость в ней нет цельности, всепонимания и способности к всепрощению. Ей мешает проявить свои лучшие человеческие качества гордость,

18. «Бесы» Ф.М. Достоевского как роман-хроника и политический роман-памфлет. Творческая история романа. Смысл заглавия и эпиграфов произведения. Многопроблемность романа (политическая, философская, религиозно-нравственная проблематика).

В ноябре 1869 года в Москве произошло преступление, за ним судебный процесс, который вызвал большой резонанс в обществе. Члены революционного кружка Нечаева убили студента Иванова. Причиной послужило желание Иванова порвать с тайным обществом. В прессе были опубликованы многие документы,в которых оправдывалось любое зло и преступление, если оно совершено во благо революции.

 

Название романа навеяно одноименным стихотворением Пушкина и библейской притчей о вселившихся в свиней бесах. Роману предпосланы два эпиграфа: две строфы из «Бесов» А. С. и стихи Евангелия от Луки.

Вопрос о пути России, о способах политической борьбы и шире – о возможности преобразования мира насильственным путём – остро встал перед российским обществом в 1860 – 1880-е годы. В произведении чётко прослеживается отсылка к «Отцам и детям» Тургенева. Именно он открыл тему нигилизма. Как и в романе Тургенева, герои Достоевского раскрываются в идеологических спорах, показывающих возможные перспективы развития общества. В символическом плане прослеживается связь со стихотворением «Бесы» Пушкина: звучит мысль о сбившихся с дороги людях, блуждании в тумане, замкнутом круге, созданном «вихрями» и «метелями» в русском обществе. Духовные болезни общества, показанные писателем, вызваны, по его мнению, отсутствием высоких идеалов.

В изображении Петра Верховенского явно просматривается аналогия с Нечаевым. Нет такого злодейства и подлости, на которое он не пойдет. хладнокровно планирует убийство Шатова, бросает своих соратников, цинично использует намерение Кириллова застрелиться, чтобы замести следы.

Николай Ставрогин- не ищет для себя никакой выгоды, у него нет цели. Свобода и отрицание всего – вот разрушительная сила.подает Верховенскому, Шатову и Кириллову их основные идеи. Но самому Николаю ни одна из них не интересна.

Кириллов- ненавидит мир, построенный на лжи. В нем борются вера и безверие, приводят его к парадоксальной идее – Бог мертв, а человек может доказать, что он свободен от веры в Бога, только совершив самоубийство.
Шатов Ярый приверженец атеизма и социализма становится вдруг ревностным сторонником идеи избранного Богом русского народа. Но Шатов не верит в Бога, а только хочет верить
Степан Трофимович Верховенский- отца Петра, а также воспитателя Шатова и Ставрогина. Это типичный представитель идеалиста-либерала Ему свойственны восхищение прекрасным, талант и благородство в сочетании с презрением к религии, отечеству и русской культуре. Корыстолюбие, слабохарактерность, эгоизм и лживость Верховенского-старшего приводят к тому, что ученики не верят в искренность проповедуемых им высоких, но абстрактных и бесплодных идеалов.

Конфликт отцов и детей в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Образы «отцов» и «детей»-бесов. Двойственность образа Ставрогина. Петр Верховенский как главный бес и герой-идеолог. Смысл сомнений Шатова. Женские образы романа

Следуя примеру Тургенева, автора «Отцов и детей», где изображен обострившийся в России 60-х годов идеологический конфликт между поколениями, Достоевский выводит в «Бесах» те же два поколения. 

представитель старшего поколения в «Бесах» — Степан Трофимович Верховенский. Рассказ о нем проникнут мягкой иронией: для биографии его романист воспользовался рядом деталей из жизни известного русского историка 40-х годов, друга Герцена Т. Н. Грановского и других либеральных литературных и общественных деятелей — западников, переакцентировав соответствующие факты и придав им пародийную, комическую окраску. 

. Его словесный либерализм — безобидные и неопасные для общества игрушки. Все это раскрывается в эпилоге, где, пережив крах своих «западнических убеждений», Степан Трофимович умирает бесприютным странником в простой крестьянской избе, хотя и не отрешившись от своего религиозного скептицизма, веруя по-прежнему лишь в «Великую Мысль», но в то же время с жаждой бессмертия души и со словами любви и всепрощения на устах.  

Прямые духовные «дети» Степана Трофимовича и Кармазинова,— молодые люди следующего поколения, вплоть до нечаевцев. В двух эпиграфах к роману — один из них взят из Евангелия от Луки и содержит рассказ об исцелении бесноватого и гибели стада свиней, в которое вселились вышедшие из него бесы, а другой из баллады Пушкина «Бесы», где изображается тройка, застигнутая в пути и закруженная «бесовской» метелью, — «дети» людей 40-х годов с их рационализмом, западнической верой во всемогущество человека и его воли охарактеризованы автором как «бесы», «кружащие» Россию и сбивающие ее с истинного пути.

Сын Степана Трофимовича Петруша (черты Нечаева и Петрашевского) с усмешкой слушает тирады отца

Его цель — личная власть. он хочет духовно подчинить себе товарищей  и связать круговой порукой, чтобы, сделав своими послушными орудиями, увлечь в пучину анархии, Верховенский-младший относится с откровенным презрением. Исполнителя его планов и доверенное лицо разбойника Федьку Каторжного он позднее сам же «ликвидирует». Союзником является Шигалев, создавший проект устройства будущего общества, в котором господствуют насилие и неравенство, доносы, взаимная слежка, вражда к образованию и таланту.

Николай Ставрогин- не ищет для себя никакой выгоды, у него нет цели. Свобода и отрицание всего – вот разрушительная сила.подает Верховенскому, Шатову и Кириллову их основные идеи. Но самому Николаю ни одна из них не интересна.

Кириллов- ненавидит мир, построенный на лжи. В нем борются вера и безверие, приводят его к парадоксальной идее – Бог мертв, а человек может доказать, что он свободен от веры в Бога, только совершив самоубийство.
Шатов Ярый приверженец атеизма и социализма становится вдруг ревностным сторонником идеи избранного Богом русского народа. Но Шатов не верит в Бога, а только хочет верить анархическое отрицание старой, лицемерной морали побудило Ставрогина в молодые годы погрузиться в разврат. В это время он совершил насилие над полуребенком, девочкой Матрешей.

В романе «Бесы» Достоевский вывел разные образы женщины. Это готовая к самопожертвованию Даша Шатова, гордая и несколько холодная Лиза Тушина, тихая, ласковая мечтательница, полу- или совсем помешанная Мария Лебядкина. впервые вывел образ антиженщины. прибывшей с запада Майи Шатовой, которая умеет жонглировать словами из словаря отрицателей и забывшей, что первая роль женщины – это быть матерью. повитуха Арина Виргинская-нигилистка, для которой рождение человека есть дальнейшее развитие организма.

 

Проблематика и основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Черты детективного романа, уголовной хроники. Мотивы преступления и наказания, веры и безверия, жизни и смерти, детства, сумасшествия, раздвоения личности, совести и т.д.

Основа романа: отклики на события российской общественной жизни конца 1870-х, полемика с произведениями и статьями, появившимися на страницах журналов именно в это время.

Главная тема романа — прошлое, настоящее и будущее России. Судьбы уходящего поколения (отец Карамазов, штабс-капитан Снегирев Миусов, госпожа Хохлакова, Поленов, старец Зосима...) как бы сопоставлены и чем-то противопоставлены судьбам представителей из «настоящего» России (браты Карамазовы, Смердяков, Ракитин, Грушень-ка, Варвара Снегирева...), а на авансцену уже выходят представители совсем юного поколения, «будущее» страны, которым вероятно, суждено было стать основными героями второго романа (Лиза Хохлакова Коля Красоткин, Карташов, Смуров...)

Основная идея: Взята из произведения русских религиозных мыслителей (Нил Сорский, Тихон Задонский и др.) пр


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.