Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-12-27 | 473 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Техника нацелена на предоставление ребенку обратной связи о его чувствах, переживаниях и эмоциональных состояниях.
Невербальные компоненты:
доброжелательная открытая поза;
– контакт «глаза в глаза» на одном уровне с ребенком.
Вербальные компоненты:
– повторение «слово в слово»;
– перефразирование (что ребенок хотел сказать?);
– обозначение эмоционального состояния.
Техника эффективной похвалы
Критерии эффективной похвалы:
– похвала не должна содержать сравнения ребёнка со сверстниками;
– похвала не должна содержать прямой оценки личности ребенка;
– похвала содержит реалистическое описание действий ребенка, его усилий, результатов действий;
– похвала должна содержать критерии оценки и создавать возможности для формирования позитивной «Я-концепции»;
– похвала должна содержат описание чувств взрослого.
Техника «Я-высказывание»
Данная техника нацелена на выстраивание такого «Я-высказывания», где важны невежливость и мягкость (но и не грубость), а ясность и прямота.
Воспитанникам предлагается выполнить следующее:
1) Объективно описать событие (без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования):
«Когда на меня поднимают голос…», а не «Когда ты на меня орешь…» или «Когда ты хочешь меня унизить…»
2) Исходя и того, что, когда мы говорим «Я», мы находимся на безопасной почве, описать:
– свою эмоциональную реакцию («Я обижен (а)», «Я рассержен (а)», «Я чувствую себя забытым (ой)» и т.п.);
– своё поведение («Я ухожу в себя», «Я решаю всё делать сам», «Я начинаю кричать на тебя» и др.);
– реакцию, которой вы сопротивляетесь («У меня появляется желание избегать тебя», «Мне хочется просто выйти», «Мне хочется просто бросить все это» и т.п.);
|
– реакцию на неправильное осуждение других («Я из-за тебя это уронил», «Ты меня расстроил» и т.п.).
3) Высказать свои пожелания: «Мне хотелось бы…», не формулируя их как требования. (Когда мы говорим другим, что они должны сделать что-то, они зачастую противятся этому. Они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться нашим предложениям. Возможно, они изменятся, а возможно, нет, однако мы уведомили их о нашей позиции.)
4) Представить как можно больше альтернативных вариантов.
5) Добавить какое-то объяснение, то есть дать дополнительную информацию партнёру относительно проблемы и ее последствий для нас («Потому что…» и т.п.), чтобы другим было легче понять нашу точку зрения, и они стали бы содействовать нам.
Как построить доброжелательные отношения с родителями?
В отношении с родителями нужно проявлять максимум такта и предупредительности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями. Это обязательная этико- педагогическая норма – всегда защищать интересы детства. Нужно сдержанно и вежливо выслушать все замечания родителей. Если необходимо, то разъяснить в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет.
Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личное достоинство родителей.
Если вдруг родители высказываются грубо – не продолжать разговор, а предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.
Обратите внимание! Жаловаться на ребят начальству или родителям – проявление непрофессионализма. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям – значит провоцировать их на разбирательство с ребенком.
|
Что такое родительский день и как его провести?
Представьте себе джунгли. Представьте, что там живет некое лесное племя, живет оно себе и живет – своими радостями и печалями, добывают себе пищу, занимаются своими маленькими делами, т.е. живет в свое удовольствие… Представили? Хорошо. А теперь представьте, что в один прекрасный день к их бунгало подъезжает здоровенный автобус с туристами, человек 100-150, которые начинают ходить везде, щелкать фотоаппаратами, заглядывать в хижины и прочее. Правда весело? Вот нечто примерное лагерь испытывает в родительский день. Правда одними фото тут не отделаешься- – «туристы» будут заглядывать даже в кровати, перетряхивать вещи, допрашивать вожатых, и т.д. Но, как говорится – спокойствие, только спокойствие… Не все так страшно!
Родительский день – это определенный день (или дни), в который возможно посещение детей в лагере. План работы лагеря в эти дни специально составлен с учетом посещения. Даты родительского дня сообщаются заранее.
Чтобы родительский день прошел успешно, важно понимать психологию приехавших:
1. Родитель хочет увидеть своего ребенка отдохнувшим, поправившимся и повеселевшим.
2. Родитель хочет понять – как ребенок чувствует себя в лагере – не обижают ли его, хорошо ли к нему здесь относятся.
3. Родитель хочет узнать, как и чем его здесь кормят.
4. Родитель хочет узнать – не скучно ли ребенку в лагере, как он проводит свое время, чем он здесь занимается.
На что сразу обращает внимание, приехавший родитель (расставлено в порядке важности, с точки зрения родителя):
1. Гигиена ребенка – умыт ли он, одет в чистое или грязное.
2. Быт ребенка – в порядке ли хранятся его личные вещи, отделены ли чистое белье от грязного, часто ли меняют ему постельное белье.
3. Есть ли на его теле ссадины, синяки, ушибы.
4. Поправился ребенок или наоборот похудел.
Вместе с тем, приезд родителей в оздоровительный лагерь – это праздник для детей! Поэтому, как и к любому празднику, к родительскому дню необходимо готовиться. Сделайте его праздником души: подготовьте палаты, корпуса; нарядите детей; покажите все, что вы с ребятами сделали; украсьте место встречи; придумайте, как вовлечь родителей в игру с детьми [14].
Хорошо продумайте, как организовать деятельность детей, чьи родители по различным причинам не смогли приехать. Не дайте возможности остаться таким детям в одиночестве. Привлеките к этому других ребят. В вашем отряде не должно быть «забытых» детей.
|
Продумав все до мелочей, не забудьте о том, чтобы каждый ребенок вашего отряда ознакомился с правилами поведения в родительский день. Объясните ему:
– что нужно сделать, чтобы пойти с родителями на встречу: родители должны расписаться в бланке, указать с какого по – какое время они берут ребенка, ознакомиться с перечнем запрещенных продуктов, если встреча состоится на территории лагеря;
– где можно провести время с родителями на территории лагеря;
– с кем он может уйти с территории лагеря и что для этого ему необходимо сделать: написать заявление на имя директора у заместителя директора по воспитательной работе или старшего воспитателя (вожатого);
– что необходимо сделать после возвращения: доложить воспитателю (вожатому) отряда о возвращении.
Помните! Отпуская детей с родителями в родительский или в какой-либо другой день, вожатый должен знать, что:
– отпускать из отряда детей можно только с родителями или законными представителями на основании заявления;
– если есть сомнения, необходимо, чтобы заявление было подписано у заместителя директора лагеря (либо старшего воспитателя);
– желательно напомнить родителям, какие продукты разрешены для передачи детям;
– нужно попросить, как можно убедительнее, родителей о том, чтобы они не перекармливали детей, так как обычно после родительского дня многие дети находятся под присмотром медперсонала;
– если собираетесь что-либо рассказать родителям, поговорите прежде об этом с ребенком;
– каждому родителю найдите доброе слово о ребенке, покажите, что он вам и отряду небезразличен; расскажите о том, что вас волнует в ребенке (здоровье, питание, замкнутость, другое);
– в обсуждении поведения ребенка помните, что реакция родителя может быть разной, поэтому говорите только хорошее (вообще существует правило: «одно плохое, четыре хороших»), будьте при этом вежливыми, доброжелательными, улыбчивыми;
|
– не торопись жаловаться на ребенка родителям, родители могут быть разные; стоит задуматься, а будет ли польза для ребенка после вашего разговора с родителями; всегда помни про «три сита»;
– не отлучайтесь с территории лагеря, даже если ко всем детям приедут родители;
– предложите интересные занятия детям, к которым не приехали родители; убедите ребят, к которым родители приезжали, в необходимости поделиться гостинцами;
– напомните детям о замене личного белья и «ненужных» вещах;
– после отъезда родителей проверь детские тумбочки на предмет хранения скоропортящихся продуктов
Технология проведения беседы с родителями: как вести себя вожатому во время разговора?
1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Выбирая позицию для общения с родителями, нужно помнить, что разговор лучше вести в каком-нибудь тихом месте, где вам не будут мешать (беседка, скверик и т.д.). Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.
3. В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.
4. В первые секунды беседы (а если есть возможность, то и заранее, до разговора) выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувствовал заинтересованность.
5. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора.
6. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания – выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтересованность в разговоре. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.
|
7. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.
8. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами. Комплименты, которые вы говорите родителям, должны быть искренними, ненавязчивыми и к месту.
9. Не беритесь за разговор с родителями, если вы не уверены, что сможете сделать это компетентно, не «завести» родителей и не сделать лагерь врагом номер один для их и ребенка! Для контактов с родителями по спорным и малоприятным вопросам есть директор лагеря и старший вожатый.
10. Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». Или, например, заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам»
В КОПИЛКУ ЗНАНИЙ ВОЖАТОГО:
Эффективной тактикой поведения в общении с родителями выступает «Нейтрализация». Она направлена на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию и позицию растерянности, беспомощности.
«Нейтрализация» нацелена на то, чтобы вожатый не попал под влияние родителя. Дело в том, что при потере самостоятельности и «подыгрывании» родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре.
Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то вожатый, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывать свою «невиновность» в том, что ребенок плохо себя ведет и нарушает дисциплину. В другом случае может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то вожатый, по-человечески жалея его, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Однако при реализации родителем той и другой позиций не происходит содержательного взаимодействия с вожатым, и последний остается один на один со своей проблемой: плохим поведением ребенка.
Основная цель общения вожатого с родителем непослушного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях вожатого и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведения ребенка, а в объединении усилий вожатых и родителей в деле исправления поведения.
На первой фазе общения с родителем необходимо реализовать действие «сопротивления» его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние «резервуара» – пустой формы, не наполняемой психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет.
Как показывает опыт, необходимо «продержаться» 10-15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к лагерю и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как «Успокойтесь», «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю».
Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать», его эмоции станут иссякать и гаснуть; он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели коммуникативную компетенцию вожатого детского лагеря и основы профессиональной этики вожатого. Коммуникативные умения выступают средствами, обеспечивающими успешную деятельность человека в сфере коммуникации и являются неотъемлемой частью жизни человека. Этика, в свою очередь, выступает как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. – М.: ЦГЛ, 2007.
2. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Досуговая педагогика: учебное пособие. М., 2010. 200 с.
4. Зубахин В.В. Современный вожатый детского лагеря: особенности профессиональной деятельности и личностного становления // Вожатый. 2016. № 4.
5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
Петрова Т.Э., Петрова И.Э. Организация работы с молодежью: учебное пособие. М.: «Альфа-М, Инфра-М», 2016. 208 с.
6. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. 128 с.
7. Цибульникова В.Е. Тьюторство в образовании: Учебно-методический комплекс дисциплины. М.: МПГУ, 2016. 40 с.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!