Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Учебное методическое пособие

2019-12-27 416
Учебное методическое пособие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

УЧЕБНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

«Формирование профессиональной этики и коммуникационной культуры отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере»

 

 

                                             Таганрог, 2019

Формирование профессиональной этики и коммуникационной культуры отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере – учебно-методическое пособие \составители- М.В  Рыженко  , А.В Макаров, -Таганрог, 2019, 23 страницы.

Данное учебно-методическое пособие выполнено в рамках изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности»

Информация об авторах:

Макаров Александр Викторович – кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии

Рыженко Марина Валентиновна – студентка 2 курса факультета иностранных языков

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

РАЗДЕЛ  1 ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.МИРОВОЗЗЕНИЕ И ЦЕННОСТИ ВОЖАТОГО. 4

1.1. Понятие профессиональной этики

1.2. Понятие мировоззренческой позиции вожатого.. 5

РАЗДЕЛ 2.КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

1.1 Взаимоотношения вожатого с детьми

1.2 Взаимоотношения вожатого с родителями детей 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 22.............................................................................................................

 

 

                                                              ВВЕДЕНИЕ

 Казалось бы, лишь двадцать один день – одна лагерная смена…

Как измерить, много это или мало? Для одних – целая жизнь, для других – эпоха. Одни познают мир, другие – тех, без которых этот мир был бы лишен ярких красок, – детей…

Самым важным и значимым взрослым для ребят в эти двадцать один день становится вожатый. Именно на него возложено решение основных задач в организации летнего отдыха детей и подростков: развитие творческого, интеллектуального потенциала, сохранение и преумножение здоровья, формирование социальных компетенций. Перед вожатым, особенно начинающим, встает множество проблем. Не всегда эти проблемы однозначны, не на все вопросы можно дать точные ответы. Надеемся, что рекомендации, представленные в этом пособии, помогут тебе найти наиболее правильный выход из сложных ситуаций, выстроить конструктивные и доброжелательные взаимоотношения с ребятами, их родителями, коллегами и администрацией.

Помни, что главными ориентирами деятельности вожатого являются его внутренний мир, отношение к людям, морально-нравственные ценности.

 

 

                

 

 


Что понимают под профессиональным вожатским долгом?

Профессиональный вожатский долг – это обязанность и ответственность вожатого по соблюдению требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к его личности и выполнению профессиональных обязанностей:

– осуществлению трудовых функции;

– грамотному выстраиванию взаимоотношения с воспитан­никами, их родителями, коллегами, сотрудниками и руковод­ством детского лагеря;

– осознанию своего отношения к выбранной профессии и др.

Основой профессионального вожатского долга являются объективные и актуальные потребности общества в воспи­тании подрастающего поколения в условиях жизнедеятель­ности детского лагеря. Профессиональный долг вожатого подразумевает не только творческое отношение к своему труду, но и требовательность к себе, стремление к профес­сиональному развитию и повышению педагогического ма­стерства.

Беречь свои силы

Усталый и измученный вожатый вряд ли способен зажечь. Здоровый сон даёт необходимую бодрость. Спать надо хотя бы 6 часов в сутки (больше спать у вас вряд ли полу­чится…). Опять же, чем лучше вы подготовитесь к смене, тем больше времени будет на сон, поэтому готовьтесь к смене заранее!

Иногда можно брать выходные. Вожатому полагается таковых 3 за смену (то есть в среднем раз в неделю). В первые три дня брать выходные нельзя, даже не думайте об этом. Ведь идет процесс становления отряда, и если вы на это время уедете, то в результате окажитесь лишним. А вот день на 4-й 5-й – са­мое то. Рекомендуется это именно новичкам.

6. Сразу брать дело в свои руки.

Очень показателен пример. Вожатый приехал работать на 2-ю смену, на отряд, где до него работал очень хороший во­жатый, и отряд у него был самый лучший на первой смене. Его напарница оставалась работать с новым вожатым. У нового вожатого, как неопытного новичка было совершенно есте­ственное желание: сначала присмотреться, как же это тут все устроено, какие тут порядки заведены на самом лучшем от­ряде. Это привело к тому, что он занял неактивную позицию, позицию наблюдателя. Увы, так дети и стали его восприни­мать. В следующие дни изменить это было очень сложно. Так делать нельзя.

Надо сразу сказать себе: это мои дети, я буду делать мой отряд. Конечно, будут ошибки, от них никто не застрахован. Но это лучше, чем ничего не делать. И, главное, дети будут воспринимать вас как хозяина положения, а это очень важно.

7. Оглядываться и одумываться.

Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтоб исправлять их. Частая ошибка у но­вичков – скатываются на «застраивание». Если с дисципли­ной что-то не ладится, все силы бросаются на это. Вы начи­наете быть всё строже и строже, с параноидальным рвением следить за выполнением каждой режимной мелочи, тратите на это всё время – а все зря. В результате и дисциплины нет, и дети вас терпеть не могут.

8. Не быть ребенком!

Есть мнение, что все вожатые немножко дети. Но это скорее иносказательно. Вожатый должен быть сравним с ребенком в плане жизненной энергии, выдумки, должен хорошо пони­мать детей. Но психологически вожатый должен быть взрос­лым.

Каждый из нас время от времени бывает в психологиче­ском состоянии ребенка, и это нормально. «Если мне что- то нравится, это мое» – известная детская формула. Ребенок капризен и эгоистичен. Он руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится всегда получать удоволь­ствие. Во главу угла ставится «хочу».

Нет, я не ругаю детей. Я просто описываю некое психо­логическое состояние. Более того, находиться в этом состо­янии очень приятно, и очень необходимо время от времени каждому из нас. Интересно, что все влюбленные ведут себя в этом смысле как дети. Быть ребенком прекрасно, никто не спорит, но в лагере ваша роль иная.

Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожерт­вовать сиюминутным удовольствием ради будущего бла­га, ради общего дела. Взрослый способен нести ответствен­ность за других. Вот таким и должен быть вожатый.

 

   Какова мировоззренческая позиция вожатого?

Вожатому необходимо оказывать социально-педагогическую поддержку ребенку:

– в становлении его как высоконравственного гражданина России;

– в формировании основ нравственного самосознания лич­ности, способной брать на себя нравственные обязательства и выполнять моральные нормы;

– в привитии базовых национальных ценностей и духовных традиций народов России.

Формирование социальных ценностей личности оказывает влияние на социальное здоровье человека, что отражается че­рез успешную социализацию личности, успешную социальную адаптацию, наличие общественно значимых смыслов и ценно­стей, социальную ответственность личности, социальную то­лерантность (терпимость) и социальную активность личности, устойчивый социальный иммунитет и социальное благополучие.

Ценность семьи является одной из общекультурных и соци­альных ценностей. Именно семья как социальный институт, имеющий воспитательный потенциал и играющий главен­ствующую роль в формировании базовых ценностей ребен­ка, закладывает мировоззрение человека. Ценность семьи, семейные ценности и традиции позволяют сохранить ее це­лостность. Взаимодействие вожатого с семьями воспитан­ников детского лагеря актуализирует ценностное отношение к их семьям.

Ядром и системообразующим элементом организационной культуры детского лагеря являются ценности лагерной жиз­ни. На их основе вырабатывается философия организации, групповые нормы, правила, формы организационного по­ведения и складывается организационный климат. Эти цен­ности представляют собой определенные моральные уста­новки, традиции и убеждения, разделяемые вожатыми как членами педагогического коллектива лагеря. Они, в свою очередь, определяют принципы взаимоотношений в педаго­гическом и детском коллективах. Поэтому вожатому необхо­димо прививать детям ценности организационной культуры лагеря.

Важно! Вожатому необходимо обратить внимание ребят на ценности лагерной жизни, к которым относятся:

– ценность отдыха (формирование культуры отдыха, необхо­димого на протяжении всей жизни);

– ценность природы (формирование бережного отношения к природе, к окружающей среде);

– ценность дружбы с вожатыми как значимыми взрослыми и со сверстниками;

– ценность развития (создание условий для развития ребенка, раскрытия его собственных потенциальных возможностей по­средством различных видов деятельности в том числе новых);

– ценность здоровьесозидания (привитие навыков ведения безопасного и здорового образа жизни, навыков здорового поведения);

– ценность опыта самостоятельности (совместное прожива­ние детей вдали от дома детерминирует освоение ими спосо­бов жизнедеятельности, общения и поведения в группе свер­стников);

– ценность свободы и ответственности (предоставление воз­можности пожить в реальном демократическом сообществе и одновременное привитие ответственности за поступки, за самостоятельное принятие решений);

– ценность самодеятельности (возможность самореализа­ции ребенка с учетом его интересов и потребностей через активное участие в планировании и реализации идей, меро­приятий).

Реализация ценностей лагерной жизни происходит посред­ством программы жизнедеятельности детей в лагере.

Обрати внимание! Этика, мировоззрение и ценности вожа­того являются основополагающими компонентами Кодекса чести вожатого. Вожатый детского лагеря должен на­ходиться в такой профессионально образовательной среде.

Также,вожатый должен соблюдать определенные принципы для достижения максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе.

Первый принцип, который мы рассмотрим – это принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребенка- значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный,  отличник, помощник, а просто за то, что он есть. Для того чтобы лучше понять  мотивы поведения ребенка, достаточно вспомнить себя в детстве, поставить себя на место ребенка.

Принцип равноправия и уважения. Быть с ребёнком откровен­ным, уважительно относиться к его желаниям, мыслям. Пре­доставлять ему право самостоятельно принимать решения.

Принцип доверия. Передавать ребёнку ответственность за его личные дела. Постоянный контроль лишает детей иници­ативы и самостоятельности.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение с ребёнком, общение – мощный фактор и условие развития. Сотрудник не может наказывать сотрудника и ко­мандовать им. Сотрудничество формирует уважительные от­ношения, ориентированность на компромисс. Необходимо сотрудничать с детьми во всех видах деятельности

Принцип содружества. Содружество – единый коллектив с равными правами и общими интересами. Необходимо соз­давать и поддерживать в детском коллективе атмосферу дружбы и равноправия.

Принцип сотворчества. Не делать за детей, а делать вместе с ними. В совместном творчестве между детьми и взрослыми естественно устанавливается подлинное равенство, возника­ет духовное общение.

 

Таким образом, подводя итоги этой главы стоит сказать, что этика вожатого примыкает и сливается  с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь – то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия. Этика вожатого в лагере складывается из многих элементов. Например, таких, как отрядная форма, личная гигиена, жилище, питание, формы отдыха, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдения общих норм культуры поведения. Скромность во всем, грубые “бытовые” сцены и конфликты старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей – максимум такта, предупредительности и понимания.

Техника эффективной похвалы

Критерии эффективной похвалы:

 

– похвала не должна содержать сравнения ребёнка со сверстниками;

– похвала не должна содержать прямой оценки личности ребенка;

– похвала содержит реалистическое описание действий ребенка, его усилий, результатов действий;

– похвала должна содержать критерии оценки и создавать возмож­ности для формирования позитивной «Я-концепции»;

– похвала должна содержат описание чувств взрослого.

Техника «Я-высказывание»

Данная техника нацелена на выстраивание такого «Я-высказывания», где важны невежливость и мягкость (но и не грубость), а ясность и прямота.

Воспитанникам предлагается выполнить следующее:

1) Объективно описать событие (без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования):

«Когда на меня поднимают голос…», а не «Когда ты на меня орешь…» или «Когда ты хочешь меня унизить…»

2) Исходя и того, что, когда мы говорим «Я», мы находимся на без­опасной почве, описать:

– свою эмоциональную реакцию («Я обижен (а)», «Я рассержен (а)», «Я чувствую себя забытым (ой)» и т.п.);

– своё поведение («Я ухожу в себя», «Я решаю всё делать сам», «Я начинаю кричать на тебя» и др.);

– реакцию, которой вы сопротивляетесь («У меня появляется жела­ние избегать тебя», «Мне хочется просто выйти», «Мне хочется про­сто бросить все это» и т.п.);

– реакцию на неправильное осуждение других («Я из-за тебя это уронил», «Ты меня расстроил» и т.п.).

3) Высказать свои пожелания: «Мне хотелось бы…», не формули­руя их как требования. (Когда мы говорим другим, что они должны сделать что-то, они зачастую противятся этому. Они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться нашим предложениям. Возможно, они изменятся, а возможно, нет, однако мы уведомили их о нашей позиции.)

4) Представить как можно больше альтернативных вариантов.

5) Добавить какое-то объяснение, то есть дать дополнительную ин­формацию партнёру относительно проблемы и ее последствий для нас («Потому что…» и т.п.), чтобы другим было легче понять нашу точку зрения, и они стали бы содействовать нам.

 


                     

 

Как построить доброжелательные отноше­ния с родителями?

 В отношении с родителями нужно проявлять максимум такта и предупредительности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями. Это обязательная этико- педагогическая норма – всегда защищать интересы детства. Нужно сдержанно и вежливо выслушать все замечания роди­телей. Если необходимо, то разъяснить в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет.

Никогда не унижать бестактны­ми замечаниями, репликами, оценками личное достоинство родителей.

Если вдруг родители высказыва­ются грубо – не продолжать раз­говор, а предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями ни­когда не вести в присутствии де­тей.

Обратите внимание! Жаловать­ся на ребят начальству или роди­телям – проявление непрофессионализма. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям – значит про­воцировать их на разбирательство с ребенком.

 

  Что такое родительский день и как его про­вести?

Представьте себе джунгли. Представьте, что там живет некое лесное племя, живет оно себе и живет – свои­ми радостями и печалями, добывают себе пищу, занимаются своими маленькими делами, т.е. живет в свое удовольствие… Представили? Хорошо. А теперь представьте, что в один пре­красный день к их бунгало подъезжает здоровенный автобус с туристами, человек 100-150, которые начинают хо­дить везде, щелкать фотоаппаратами, заглядывать в хижины и прочее. Правда весело? Вот нечто примерное лагерь испы­тывает в родительский день. Правда одними фото тут не отде­лаешься- – «туристы» будут заглядывать даже в кровати, пере­тряхивать вещи, допрашивать вожатых, и т.д. Но, как говорит­ся – спокойствие, только спокойствие… Не все так страшно!

Родительский день – это определенный день (или дни), в который возможно посещение детей в лагере. План работы лагеря в эти дни специально составлен с учетом посещения. Даты родительского дня сообщаются заранее.

Чтобы родительский день прошел успешно, важно понимать психологию приехавших:

1. Родитель хочет увидеть своего ребенка отдохнувшим, по­правившимся и повеселевшим.

2. Родитель хочет понять – как ребенок чувствует себя в ла­гере – не обижают ли его, хорошо ли к нему здесь относятся.

3. Родитель хочет узнать, как и чем его здесь кормят.

4. Родитель хочет узнать – не скучно ли ребенку в лагере, как он проводит свое время, чем он здесь занимается.

На что сразу обращает внимание, приехавший родитель (расставлено в порядке важности, с точки зрения родителя):

1. Гигиена ребенка – умыт ли он, одет в чистое или грязное.

2. Быт ребенка – в порядке ли хранятся его личные вещи, от­делены ли чистое белье от грязного, часто ли меняют ему по­стельное белье.

3. Есть ли на его теле ссадины, синяки, ушибы.

4. Поправился ребенок или наоборот похудел.

Вместе с тем, приезд родителей в оздоровительный ла­герь – это праздник для детей! Поэтому, как и к любому празд­нику, к родительскому дню необходимо готовиться. Сделайте его праздником души: подготовьте палаты, корпуса; нарядите детей; покажите все, что вы с ребятами сделали; украсьте место встре­чи; придумайте, как вовлечь родителей в игру с детьми [14].

Хорошо продумайте, как организовать деятельность детей, чьи родители по различным причинам не смогли приехать. Не дайте возможности остаться таким детям в одиночестве. Привлеките к этому других ребят. В вашем отряде не должно быть «забытых» детей.

Продумав все до мелочей, не забудьте о том, чтобы каждый ребенок вашего отряда ознакомился с правилами поведения в родительский день. Объясните ему:

– что нужно сделать, чтобы пойти с родителями на встречу: родители должны расписаться в бланке, указать с какого по – какое время они берут ребенка, ознакомиться с перечнем за­прещенных продуктов, если встреча состоится на территории лагеря;

– где можно провести время с родителями на территории ла­геря;

– с кем он может уйти с территории лагеря и что для этого ему необходимо сделать: написать заявление на имя директора у заместителя директора по воспитательной работе или стар­шего воспитателя (вожатого);

– что необходимо сделать после возвращения: доложить вос­питателю (вожатому) отряда о возвращении.

Помните! Отпуская детей с родителями в родительский или в какой-либо другой день, вожатый должен знать, что:

– отпускать из отряда детей можно только с родителями или законными представителями на основании заявления;

– если есть сомнения, необходимо, чтобы заявление было подписано у заместителя директора лагеря (либо старшего воспитателя);

– желательно напомнить родителям, какие продукты разре­шены для передачи детям;

– нужно попросить, как можно убедительнее, родителей о том, чтобы они не перекармливали детей, так как обычно после родительского дня многие дети находятся под присмо­тром медперсонала;

– если собираетесь что-либо рассказать родителям, погово­рите прежде об этом с ребенком;

– каждому родителю найдите доброе слово о ребенке, пока­жите, что он вам и отряду небезразличен; расскажите о том, что вас волнует в ребенке (здоровье, питание, замкнутость, другое);

– в обсуждении поведения ребенка помните, что реакция ро­дителя может быть разной, поэтому говорите только хоро­шее (вообще существует правило: «одно плохое, четыре хо­роших»), будьте при этом вежливыми, доброжелательными, улыбчивыми;

– не торопись жаловаться на ребенка родителям, родители могут быть разные; стоит задуматься, а будет ли польза для ребенка после вашего разговора с родителями; всегда помни про «три сита»;

– не отлучайтесь с территории лагеря, даже если ко всем де­тям приедут родители;

– предложите интересные занятия детям, к которым не при­ехали родители; убедите ребят, к которым родители приезжа­ли, в необходимости поделиться гостинцами;

– напомните детям о замене личного белья и «ненужных» вещах;

– после отъезда родителей проверь детские тумбочки на предмет хранения скоропортящихся продуктов

 

  Технология проведения беседы с родите­лями: как вести себя вожатому во время разговора?

1. Перед началом разговора предложите присесть или прой­тись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Выбирая позицию для общения с родителями, нужно помнить, что разговор лучше вести в каком-нибудь тихом ме­сте, где вам не будут мешать (беседка, скверик и т.д.). Внима­тельно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтере­сованность в решении данного вопроса или проблемы.

2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.

3. В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.

4. В первые секунды беседы (а если есть возможность, то и за­ранее, до разговора) выясните имя и отчество вашего собесед­ника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произ­носите это традиционное рус­ское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувство­вал заинтересованность.

5. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, нач­ните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получит­ся…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торо­питесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после ваше­го разговора.

6. Если разговор начали родители и сразу принялись высказы­вать вам замечания – выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтере­сованность в разговоре. Как только напор их речи стихнет, улыб­нитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципи­альный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.

7. Если нет возможности свести проблему к шутке или пере­ключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого на­стройтесь на партнерские отношения и включите в размыш­ления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сде­лать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрос­лые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.

8. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколь­ко глазами. Комплименты, которые вы говорите родителям, должны быть искренними, ненавязчивыми и к месту.

9. Не беритесь за разговор с родителями, если вы не увере­ны, что сможете сделать это компетентно, не «завести» роди­телей и не сделать лагерь врагом номер один для их и ребен­ка! Для контактов с родителями по спорным и малоприятным вопросам есть директор лагеря и старший вожатый.

10. Закончите разговор фразой на позитивной ноте, напри­мер, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше все­го нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ре­бенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и ин­тересным». Или, например, заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам»

 

 В КОПИЛКУ ЗНАНИЙ ВОЖАТОГО:

Эффективной тактикой поведения в общении с ро­дителями выступает «Нейтрализация». Она направ­лена на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию и позицию растерянности, беспомощности.

«Нейтрализация» нацелена на то, чтобы вожатый не попал под влияние родителя. Дело в том, что при потере самостоятельности и «подыгрывании» родителю, становится невозможным достиже­ние конструктивных результатов в разговоре.

Например, если родитель демонстрирует наступательную по­зицию, то вожатый, попавший под его влияние, в одном слу­чае будет вынужден оправдываться, доказывать свою «не­виновность» в том, что ребенок плохо себя ведет и нарушает дисциплину. В другом случае может начать угрожать родите­лю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то вожатый, по-человечески жалея его, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Однако при реализации родителем той и другой по­зиций не происходит содержательного взаимодействия с вожа­тым, и последний остается один на один со своей проблемой: плохим поведением ребенка.

Основная цель общения вожатого с родителем непослушного ре­бенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборони­тельных действиях вожатого и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведения ребенка, а в объединении усилий вожатых и родителей в деле исправления поведения.

На первой фазе общения с родителем необходимо реализовать действие «сопротивления» его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние «резервуара» – пу­стой формы, не наполняемой психологическим содержанием ва­шего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию раз­говора, будьте психологически отстраненными от нее, поддержи­вайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет.

Как показывает опыт, необходимо «продержаться» 10-15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо выска­зывать свои претензии к лагерю и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые ней­тральные фразы, такие, например, как «Успокойтесь», «Я Вас слу­шаю», «Я Вас понимаю».

Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную от­страненность, родитель начнет «остывать», его эмоции станут ис­сякать и гаснуть; он успокоится, в нем будет формироваться пси­хологическая готовность к конструктивному разговору с вами.

                                               Заключение

Таким образом, мы рассмотрели коммуникативную компетенцию вожатого детского лагеря и основы профессиональной этики вожатого. Коммуникативные умения выступают средствами, обеспечивающими успешную деятельность человека в сфере коммуникации и являются неотъемлемой частью жизни человека. Этика, в свою очередь, выступает как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

 

                                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастер­ства. – М.: ЦГЛ, 2007.

2. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. Досуговая педагогика: учебное пособие. М., 2010. 200 с.

4. Зубахин В.В. Современный вожатый детского лагеря: осо­бенности профессиональной деятельности и личностного становления // Вожатый. 2016. № 4.

5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ас­самблеей ООН 20.11.1989).

Петрова Т.Э., Петрова И.Э. Организация работы с моло­дежью: учебное пособие. М.: «Альфа-М, Инфра-М», 2016. 208 с.

6. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастер­ства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитар­ной литературы «РОН», 2002. 128 с.

7. Цибульникова В.Е. Тьюторство в образовании: Учебно-ме­тодический комплекс дисциплины. М.: МПГУ, 2016. 40 с.

УЧЕБНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

«Формирование профессиональной этики и коммуникационной культуры отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере»

 

 

                                             Таганрог, 2019

Формирование профессиональной этики и коммуникационной культуры отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере – учебно-методическое пособие \составители- М.В  Рыженко  , А.В Макаров, -Таганрог, 2019, 23 страницы.

Данное учебно-методическое пособие выполнено в рамках изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности»

Информация об авторах:

Макаров Александр Викторович – кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии

Рыженко Марина Валентиновна – студентка 2 курса факультета иностранных языков

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

РАЗДЕЛ  1 ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.МИРОВОЗЗЕНИЕ И ЦЕННОСТИ ВОЖАТОГО. 4

1.1. Понятие профессиональной этики

1.2. Понятие мировоззренческой позиции вожатого.. 5

РАЗДЕЛ 2.КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

1.1 Взаимоотношения вожатого с детьми

1.2 Взаимоотношения вожатого с родителями детей 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 22.............................................................................................................

 

 

                                                              ВВЕДЕНИЕ

 Казалось бы, лишь двадцать один день – одна лагерная смена…

Как измерить, много это или мало? Для одних – целая жизнь, для других – эпоха. Одни познают мир, другие – тех, без которых этот мир был бы лишен ярких красок, – детей…

Самым важным и значимым взрослым для ребят в эти двадцать один день становится вожатый. Именно на него возложено решение основных задач в организации летнего отдыха детей и подростков: развитие творческого, интеллектуального потенциала, сохранение и преумножение здоровья, формирование социальных компетенций. Перед вожатым, особенно начинающим, встает множество проблем. Не всегда эти проблемы однозначны, не на все вопросы можно дать точные ответы. Надеемся, что рекомендации, представленные в этом пособии, помогут тебе найти наиболее правильный выход из сложных ситуаций, выстроить конструктивные и доброжелательные взаимоотношения с ребятами, их родителями, коллегами и администрацией.

Помни, что главными ориентирами деятельности вожатого являются его внутренний мир, отношение к людям, морально-нравственные ценности.

 

 

                

 

 



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.