Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-12-27 | 416 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
УЧЕБНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Формирование профессиональной этики и коммуникационной культуры отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере»
Таганрог, 2019
Формирование профессиональной этики и коммуникационной культуры отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере – учебно-методическое пособие \составители- М.В Рыженко , А.В Макаров, -Таганрог, 2019, 23 страницы.
Данное учебно-методическое пособие выполнено в рамках изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности»
Информация об авторах:
Макаров Александр Викторович – кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии
Рыженко Марина Валентиновна – студентка 2 курса факультета иностранных языков
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.МИРОВОЗЗЕНИЕ И ЦЕННОСТИ ВОЖАТОГО. 4
1.1. Понятие профессиональной этики
1.2. Понятие мировоззренческой позиции вожатого.. 5
РАЗДЕЛ 2.КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
1.1 Взаимоотношения вожатого с детьми
1.2 Взаимоотношения вожатого с родителями детей 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 22.............................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Казалось бы, лишь двадцать один день – одна лагерная смена…
Как измерить, много это или мало? Для одних – целая жизнь, для других – эпоха. Одни познают мир, другие – тех, без которых этот мир был бы лишен ярких красок, – детей…
Самым важным и значимым взрослым для ребят в эти двадцать один день становится вожатый. Именно на него возложено решение основных задач в организации летнего отдыха детей и подростков: развитие творческого, интеллектуального потенциала, сохранение и преумножение здоровья, формирование социальных компетенций. Перед вожатым, особенно начинающим, встает множество проблем. Не всегда эти проблемы однозначны, не на все вопросы можно дать точные ответы. Надеемся, что рекомендации, представленные в этом пособии, помогут тебе найти наиболее правильный выход из сложных ситуаций, выстроить конструктивные и доброжелательные взаимоотношения с ребятами, их родителями, коллегами и администрацией.
|
Помни, что главными ориентирами деятельности вожатого являются его внутренний мир, отношение к людям, морально-нравственные ценности.
Что понимают под профессиональным вожатским долгом?
Профессиональный вожатский долг – это обязанность и ответственность вожатого по соблюдению требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к его личности и выполнению профессиональных обязанностей:
– осуществлению трудовых функции;
– грамотному выстраиванию взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, сотрудниками и руководством детского лагеря;
– осознанию своего отношения к выбранной профессии и др.
Основой профессионального вожатского долга являются объективные и актуальные потребности общества в воспитании подрастающего поколения в условиях жизнедеятельности детского лагеря. Профессиональный долг вожатого подразумевает не только творческое отношение к своему труду, но и требовательность к себе, стремление к профессиональному развитию и повышению педагогического мастерства.
Беречь свои силы
Усталый и измученный вожатый вряд ли способен зажечь. Здоровый сон даёт необходимую бодрость. Спать надо хотя бы 6 часов в сутки (больше спать у вас вряд ли получится…). Опять же, чем лучше вы подготовитесь к смене, тем больше времени будет на сон, поэтому готовьтесь к смене заранее!
|
Иногда можно брать выходные. Вожатому полагается таковых 3 за смену (то есть в среднем раз в неделю). В первые три дня брать выходные нельзя, даже не думайте об этом. Ведь идет процесс становления отряда, и если вы на это время уедете, то в результате окажитесь лишним. А вот день на 4-й 5-й – самое то. Рекомендуется это именно новичкам.
6. Сразу брать дело в свои руки.
Очень показателен пример. Вожатый приехал работать на 2-ю смену, на отряд, где до него работал очень хороший вожатый, и отряд у него был самый лучший на первой смене. Его напарница оставалась работать с новым вожатым. У нового вожатого, как неопытного новичка было совершенно естественное желание: сначала присмотреться, как же это тут все устроено, какие тут порядки заведены на самом лучшем отряде. Это привело к тому, что он занял неактивную позицию, позицию наблюдателя. Увы, так дети и стали его воспринимать. В следующие дни изменить это было очень сложно. Так делать нельзя.
Надо сразу сказать себе: это мои дети, я буду делать мой отряд. Конечно, будут ошибки, от них никто не застрахован. Но это лучше, чем ничего не делать. И, главное, дети будут воспринимать вас как хозяина положения, а это очень важно.
7. Оглядываться и одумываться.
Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтоб исправлять их. Частая ошибка у новичков – скатываются на «застраивание». Если с дисциплиной что-то не ладится, все силы бросаются на это. Вы начинаете быть всё строже и строже, с параноидальным рвением следить за выполнением каждой режимной мелочи, тратите на это всё время – а все зря. В результате и дисциплины нет, и дети вас терпеть не могут.
8. Не быть ребенком!
Есть мнение, что все вожатые немножко дети. Но это скорее иносказательно. Вожатый должен быть сравним с ребенком в плане жизненной энергии, выдумки, должен хорошо понимать детей. Но психологически вожатый должен быть взрослым.
Каждый из нас время от времени бывает в психологическом состоянии ребенка, и это нормально. «Если мне что- то нравится, это мое» – известная детская формула. Ребенок капризен и эгоистичен. Он руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится всегда получать удовольствие. Во главу угла ставится «хочу».
Нет, я не ругаю детей. Я просто описываю некое психологическое состояние. Более того, находиться в этом состоянии очень приятно, и очень необходимо время от времени каждому из нас. Интересно, что все влюбленные ведут себя в этом смысле как дети. Быть ребенком прекрасно, никто не спорит, но в лагере ваша роль иная.
|
Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожертвовать сиюминутным удовольствием ради будущего блага, ради общего дела. Взрослый способен нести ответственность за других. Вот таким и должен быть вожатый.
Какова мировоззренческая позиция вожатого?
Вожатому необходимо оказывать социально-педагогическую поддержку ребенку:
– в становлении его как высоконравственного гражданина России;
– в формировании основ нравственного самосознания личности, способной брать на себя нравственные обязательства и выполнять моральные нормы;
– в привитии базовых национальных ценностей и духовных традиций народов России.
Формирование социальных ценностей личности оказывает влияние на социальное здоровье человека, что отражается через успешную социализацию личности, успешную социальную адаптацию, наличие общественно значимых смыслов и ценностей, социальную ответственность личности, социальную толерантность (терпимость) и социальную активность личности, устойчивый социальный иммунитет и социальное благополучие.
Ценность семьи является одной из общекультурных и социальных ценностей. Именно семья как социальный институт, имеющий воспитательный потенциал и играющий главенствующую роль в формировании базовых ценностей ребенка, закладывает мировоззрение человека. Ценность семьи, семейные ценности и традиции позволяют сохранить ее целостность. Взаимодействие вожатого с семьями воспитанников детского лагеря актуализирует ценностное отношение к их семьям.
Ядром и системообразующим элементом организационной культуры детского лагеря являются ценности лагерной жизни. На их основе вырабатывается философия организации, групповые нормы, правила, формы организационного поведения и складывается организационный климат. Эти ценности представляют собой определенные моральные установки, традиции и убеждения, разделяемые вожатыми как членами педагогического коллектива лагеря. Они, в свою очередь, определяют принципы взаимоотношений в педагогическом и детском коллективах. Поэтому вожатому необходимо прививать детям ценности организационной культуры лагеря.
|
Важно! Вожатому необходимо обратить внимание ребят на ценности лагерной жизни, к которым относятся:
– ценность отдыха (формирование культуры отдыха, необходимого на протяжении всей жизни);
– ценность природы (формирование бережного отношения к природе, к окружающей среде);
– ценность дружбы с вожатыми как значимыми взрослыми и со сверстниками;
– ценность развития (создание условий для развития ребенка, раскрытия его собственных потенциальных возможностей посредством различных видов деятельности в том числе новых);
– ценность здоровьесозидания (привитие навыков ведения безопасного и здорового образа жизни, навыков здорового поведения);
– ценность опыта самостоятельности (совместное проживание детей вдали от дома детерминирует освоение ими способов жизнедеятельности, общения и поведения в группе сверстников);
– ценность свободы и ответственности (предоставление возможности пожить в реальном демократическом сообществе и одновременное привитие ответственности за поступки, за самостоятельное принятие решений);
– ценность самодеятельности (возможность самореализации ребенка с учетом его интересов и потребностей через активное участие в планировании и реализации идей, мероприятий).
Реализация ценностей лагерной жизни происходит посредством программы жизнедеятельности детей в лагере.
Обрати внимание! Этика, мировоззрение и ценности вожатого являются основополагающими компонентами Кодекса чести вожатого. Вожатый детского лагеря должен находиться в такой профессионально образовательной среде.
Также,вожатый должен соблюдать определенные принципы для достижения максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе.
Первый принцип, который мы рассмотрим – это принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребенка- значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а просто за то, что он есть. Для того чтобы лучше понять мотивы поведения ребенка, достаточно вспомнить себя в детстве, поставить себя на место ребенка.
Принцип равноправия и уважения. Быть с ребёнком откровенным, уважительно относиться к его желаниям, мыслям. Предоставлять ему право самостоятельно принимать решения.
Принцип доверия. Передавать ребёнку ответственность за его личные дела. Постоянный контроль лишает детей инициативы и самостоятельности.
|
Принцип сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение с ребёнком, общение – мощный фактор и условие развития. Сотрудник не может наказывать сотрудника и командовать им. Сотрудничество формирует уважительные отношения, ориентированность на компромисс. Необходимо сотрудничать с детьми во всех видах деятельности
Принцип содружества. Содружество – единый коллектив с равными правами и общими интересами. Необходимо создавать и поддерживать в детском коллективе атмосферу дружбы и равноправия.
Принцип сотворчества. Не делать за детей, а делать вместе с ними. В совместном творчестве между детьми и взрослыми естественно устанавливается подлинное равенство, возникает духовное общение.
Таким образом, подводя итоги этой главы стоит сказать, что этика вожатого примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь – то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия. Этика вожатого в лагере складывается из многих элементов. Например, таких, как отрядная форма, личная гигиена, жилище, питание, формы отдыха, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдения общих норм культуры поведения. Скромность во всем, грубые “бытовые” сцены и конфликты старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей – максимум такта, предупредительности и понимания.
Техника эффективной похвалы
Критерии эффективной похвалы:
– похвала не должна содержать сравнения ребёнка со сверстниками;
– похвала не должна содержать прямой оценки личности ребенка;
– похвала содержит реалистическое описание действий ребенка, его усилий, результатов действий;
– похвала должна содержать критерии оценки и создавать возможности для формирования позитивной «Я-концепции»;
– похвала должна содержат описание чувств взрослого.
Техника «Я-высказывание»
Данная техника нацелена на выстраивание такого «Я-высказывания», где важны невежливость и мягкость (но и не грубость), а ясность и прямота.
Воспитанникам предлагается выполнить следующее:
1) Объективно описать событие (без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования):
«Когда на меня поднимают голос…», а не «Когда ты на меня орешь…» или «Когда ты хочешь меня унизить…»
2) Исходя и того, что, когда мы говорим «Я», мы находимся на безопасной почве, описать:
– свою эмоциональную реакцию («Я обижен (а)», «Я рассержен (а)», «Я чувствую себя забытым (ой)» и т.п.);
– своё поведение («Я ухожу в себя», «Я решаю всё делать сам», «Я начинаю кричать на тебя» и др.);
– реакцию, которой вы сопротивляетесь («У меня появляется желание избегать тебя», «Мне хочется просто выйти», «Мне хочется просто бросить все это» и т.п.);
– реакцию на неправильное осуждение других («Я из-за тебя это уронил», «Ты меня расстроил» и т.п.).
3) Высказать свои пожелания: «Мне хотелось бы…», не формулируя их как требования. (Когда мы говорим другим, что они должны сделать что-то, они зачастую противятся этому. Они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться нашим предложениям. Возможно, они изменятся, а возможно, нет, однако мы уведомили их о нашей позиции.)
4) Представить как можно больше альтернативных вариантов.
5) Добавить какое-то объяснение, то есть дать дополнительную информацию партнёру относительно проблемы и ее последствий для нас («Потому что…» и т.п.), чтобы другим было легче понять нашу точку зрения, и они стали бы содействовать нам.
Как построить доброжелательные отношения с родителями?
В отношении с родителями нужно проявлять максимум такта и предупредительности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями. Это обязательная этико- педагогическая норма – всегда защищать интересы детства. Нужно сдержанно и вежливо выслушать все замечания родителей. Если необходимо, то разъяснить в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет.
Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личное достоинство родителей.
Если вдруг родители высказываются грубо – не продолжать разговор, а предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.
Обратите внимание! Жаловаться на ребят начальству или родителям – проявление непрофессионализма. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям – значит провоцировать их на разбирательство с ребенком.
Что такое родительский день и как его провести?
Представьте себе джунгли. Представьте, что там живет некое лесное племя, живет оно себе и живет – своими радостями и печалями, добывают себе пищу, занимаются своими маленькими делами, т.е. живет в свое удовольствие… Представили? Хорошо. А теперь представьте, что в один прекрасный день к их бунгало подъезжает здоровенный автобус с туристами, человек 100-150, которые начинают ходить везде, щелкать фотоаппаратами, заглядывать в хижины и прочее. Правда весело? Вот нечто примерное лагерь испытывает в родительский день. Правда одними фото тут не отделаешься- – «туристы» будут заглядывать даже в кровати, перетряхивать вещи, допрашивать вожатых, и т.д. Но, как говорится – спокойствие, только спокойствие… Не все так страшно!
Родительский день – это определенный день (или дни), в который возможно посещение детей в лагере. План работы лагеря в эти дни специально составлен с учетом посещения. Даты родительского дня сообщаются заранее.
Чтобы родительский день прошел успешно, важно понимать психологию приехавших:
1. Родитель хочет увидеть своего ребенка отдохнувшим, поправившимся и повеселевшим.
2. Родитель хочет понять – как ребенок чувствует себя в лагере – не обижают ли его, хорошо ли к нему здесь относятся.
3. Родитель хочет узнать, как и чем его здесь кормят.
4. Родитель хочет узнать – не скучно ли ребенку в лагере, как он проводит свое время, чем он здесь занимается.
На что сразу обращает внимание, приехавший родитель (расставлено в порядке важности, с точки зрения родителя):
1. Гигиена ребенка – умыт ли он, одет в чистое или грязное.
2. Быт ребенка – в порядке ли хранятся его личные вещи, отделены ли чистое белье от грязного, часто ли меняют ему постельное белье.
3. Есть ли на его теле ссадины, синяки, ушибы.
4. Поправился ребенок или наоборот похудел.
Вместе с тем, приезд родителей в оздоровительный лагерь – это праздник для детей! Поэтому, как и к любому празднику, к родительскому дню необходимо готовиться. Сделайте его праздником души: подготовьте палаты, корпуса; нарядите детей; покажите все, что вы с ребятами сделали; украсьте место встречи; придумайте, как вовлечь родителей в игру с детьми [14].
Хорошо продумайте, как организовать деятельность детей, чьи родители по различным причинам не смогли приехать. Не дайте возможности остаться таким детям в одиночестве. Привлеките к этому других ребят. В вашем отряде не должно быть «забытых» детей.
Продумав все до мелочей, не забудьте о том, чтобы каждый ребенок вашего отряда ознакомился с правилами поведения в родительский день. Объясните ему:
– что нужно сделать, чтобы пойти с родителями на встречу: родители должны расписаться в бланке, указать с какого по – какое время они берут ребенка, ознакомиться с перечнем запрещенных продуктов, если встреча состоится на территории лагеря;
– где можно провести время с родителями на территории лагеря;
– с кем он может уйти с территории лагеря и что для этого ему необходимо сделать: написать заявление на имя директора у заместителя директора по воспитательной работе или старшего воспитателя (вожатого);
– что необходимо сделать после возвращения: доложить воспитателю (вожатому) отряда о возвращении.
Помните! Отпуская детей с родителями в родительский или в какой-либо другой день, вожатый должен знать, что:
– отпускать из отряда детей можно только с родителями или законными представителями на основании заявления;
– если есть сомнения, необходимо, чтобы заявление было подписано у заместителя директора лагеря (либо старшего воспитателя);
– желательно напомнить родителям, какие продукты разрешены для передачи детям;
– нужно попросить, как можно убедительнее, родителей о том, чтобы они не перекармливали детей, так как обычно после родительского дня многие дети находятся под присмотром медперсонала;
– если собираетесь что-либо рассказать родителям, поговорите прежде об этом с ребенком;
– каждому родителю найдите доброе слово о ребенке, покажите, что он вам и отряду небезразличен; расскажите о том, что вас волнует в ребенке (здоровье, питание, замкнутость, другое);
– в обсуждении поведения ребенка помните, что реакция родителя может быть разной, поэтому говорите только хорошее (вообще существует правило: «одно плохое, четыре хороших»), будьте при этом вежливыми, доброжелательными, улыбчивыми;
– не торопись жаловаться на ребенка родителям, родители могут быть разные; стоит задуматься, а будет ли польза для ребенка после вашего разговора с родителями; всегда помни про «три сита»;
– не отлучайтесь с территории лагеря, даже если ко всем детям приедут родители;
– предложите интересные занятия детям, к которым не приехали родители; убедите ребят, к которым родители приезжали, в необходимости поделиться гостинцами;
– напомните детям о замене личного белья и «ненужных» вещах;
– после отъезда родителей проверь детские тумбочки на предмет хранения скоропортящихся продуктов
Технология проведения беседы с родителями: как вести себя вожатому во время разговора?
1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Выбирая позицию для общения с родителями, нужно помнить, что разговор лучше вести в каком-нибудь тихом месте, где вам не будут мешать (беседка, скверик и т.д.). Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.
3. В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.
4. В первые секунды беседы (а если есть возможность, то и заранее, до разговора) выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувствовал заинтересованность.
5. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора.
6. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания – выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтересованность в разговоре. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.
7. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.
8. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами. Комплименты, которые вы говорите родителям, должны быть искренними, ненавязчивыми и к месту.
9. Не беритесь за разговор с родителями, если вы не уверены, что сможете сделать это компетентно, не «завести» родителей и не сделать лагерь врагом номер один для их и ребенка! Для контактов с родителями по спорным и малоприятным вопросам есть директор лагеря и старший вожатый.
10. Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». Или, например, заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам»
В КОПИЛКУ ЗНАНИЙ ВОЖАТОГО:
Эффективной тактикой поведения в общении с родителями выступает «Нейтрализация». Она направлена на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию и позицию растерянности, беспомощности.
«Нейтрализация» нацелена на то, чтобы вожатый не попал под влияние родителя. Дело в том, что при потере самостоятельности и «подыгрывании» родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре.
Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то вожатый, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывать свою «невиновность» в том, что ребенок плохо себя ведет и нарушает дисциплину. В другом случае может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то вожатый, по-человечески жалея его, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Однако при реализации родителем той и другой позиций не происходит содержательного взаимодействия с вожатым, и последний остается один на один со своей проблемой: плохим поведением ребенка.
Основная цель общения вожатого с родителем непослушного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях вожатого и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведения ребенка, а в объединении усилий вожатых и родителей в деле исправления поведения.
На первой фазе общения с родителем необходимо реализовать действие «сопротивления» его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние «резервуара» – пустой формы, не наполняемой психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет.
Как показывает опыт, необходимо «продержаться» 10-15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к лагерю и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как «Успокойтесь», «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю».
Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать», его эмоции станут иссякать и гаснуть; он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели коммуникативную компетенцию вожатого детского лагеря и основы профессиональной этики вожатого. Коммуникативные умения выступают средствами, обеспечивающими успешную деятельность человека в сфере коммуникации и являются неотъемлемой частью жизни человека. Этика, в свою очередь, выступает как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. – М.: ЦГЛ, 2007.
2. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Досуговая педагогика: учебное пособие. М., 2010. 200 с.
4. Зубахин В.В. Современный вожатый детского лагеря: особенности профессиональной деятельности и личностного становления // Вожатый. 2016. № 4.
5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
Петрова Т.Э., Петрова И.Э. Организация работы с молодежью: учебное пособие. М.: «Альфа-М, Инфра-М», 2016. 208 с.
6. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. 128 с.
7. Цибульникова В.Е. Тьюторство в образовании: Учебно-методический комплекс дисциплины. М.: МПГУ, 2016. 40 с.
УЧЕБНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Формирование профессиональной этики и коммуникационной культуры отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере»
Таганрог, 2019
Формирование профессиональной этики и коммуникационной культуры отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере – учебно-методическое пособие \составители- М.В Рыженко , А.В Макаров, -Таганрог, 2019, 23 страницы.
Данное учебно-методическое пособие выполнено в рамках изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности»
Информация об авторах:
Макаров Александр Викторович – кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии
Рыженко Марина Валентиновна – студентка 2 курса факультета иностранных языков
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.МИРОВОЗЗЕНИЕ И ЦЕННОСТИ ВОЖАТОГО. 4
1.1. Понятие профессиональной этики
1.2. Понятие мировоззренческой позиции вожатого.. 5
РАЗДЕЛ 2.КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
1.1 Взаимоотношения вожатого с детьми
1.2 Взаимоотношения вожатого с родителями детей 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 22.............................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Казалось бы, лишь двадцать один день – одна лагерная смена…
Как измерить, много это или мало? Для одних – целая жизнь, для других – эпоха. Одни познают мир, другие – тех, без которых этот мир был бы лишен ярких красок, – детей…
Самым важным и значимым взрослым для ребят в эти двадцать один день становится вожатый. Именно на него возложено решение основных задач в организации летнего отдыха детей и подростков: развитие творческого, интеллектуального потенциала, сохранение и преумножение здоровья, формирование социальных компетенций. Перед вожатым, особенно начинающим, встает множество проблем. Не всегда эти проблемы однозначны, не на все вопросы можно дать точные ответы. Надеемся, что рекомендации, представленные в этом пособии, помогут тебе найти наиболее правильный выход из сложных ситуаций, выстроить конструктивные и доброжелательные взаимоотношения с ребятами, их родителями, коллегами и администрацией.
Помни, что главными ориентирами деятельности вожатого являются его внутренний мир, отношение к людям, морально-нравственные ценности.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!