Упражнения для ленивого папы, лежащего на диване — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Упражнения для ленивого папы, лежащего на диване

2019-12-19 111
Упражнения для ленивого папы, лежащего на диване 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Папы всякие нужны, папы всякие важны. Мы полагаем, что даже папа-обломов может подготовить члена сборной Канады по хоккею.
Многие родители не занимаются с детьми не потому, что считают это ерундой, а потому, что у них не хватает сил. Некоторые просто не могут заставить себя встать с дивана и сделать с ребенком зарядку. Морализировать ли на эту тему и говорить, что не стоит заводить детей, если нет сил ими заниматься?.. Вряд ли это подействует. Мы можем вместо этого показать, что многие упражнения можно делать, лежа на любимом диване.
Итак, лежит усталое папино тело. И на папином животе (поэтому лучше ленивый и толстый папа, чем ленивый и худой, это отмечено еще Гоголем) можно поднимать лежащего ребенка за руки, ставить его на колени, учить вставать, делать первый шаг. Что еще можно делать на животе? Кувыркаться, висеть вниз головой, прижимать ноги к животу, учиться определять расстояние до папиного лица и хватать папу за подбородок... Упражнения на гибкость. Ребенок лежит на своем животе, вы приподнимаете его ноги, при этом голова остается лежать. Очень осторожно сгибайте ноги в направлении головы.
Ребенок стоит на коленях на диване, опираясь на папин живот руками и локтями. В этой позе он учится вставать самостоятельно. Вариант для папы, смотрящего телевизор в мягком кресле, в котором можно откинуться: ребенок может учиться вставать, при том, что его вес равномерно распределяется вдоль вашего тела.
Ребенок слезает с живота папы на диван (вы придерживаете его спинку рукой). Это очень важное упражнение, которое может резко активизировать процесс ползанья.
Ребенок лежит у вас на груди, вы приподнимаете его за руки и застываете. Он завис под углом, на руки интенсивная нагрузка. Прекрасное статическое упражнение, когда он сам старается зафиксировать позу, отталкивается от ваших рук и пытается приподняться.
С четырехмесячным ребенком можно много "бороться" на диване (такая возня обычно очень нравится детям); катать, тискать, переворачивать, крепко сжимая в руках. Это и для усталых родителей является хорошей энергетической встряской (не забывайте, кстати, что у детей больше космической энергии, чем у нас).
Очень удобно, отдыхая на диване после работы, делать с ребенком упражнения для развития вестибулярного аппарата: покачивать, подбрасывать его над собой. Ребенок очень хорошо общается, радуется, что он на руках. Часто родители спрашивают, обязательно ли разговаривать с ребенком. Если вы делаете сотню упражнений, то, конечно, сложно что-то приговаривать, чтобы подтверждать контакт, но поза ленивого папы как раз идеальна для полноценного разговора с ребенком любого возраста.
Безопаснее укладывать папу не на тахту, а на матрасы на полу. Вот еще очень важное занятие для пятимесячного ребенка. Он уже научился вставать, но, встав, он будет стоять и кричать, пока его не выручат - ведь садиться он еще не умеет. А если он стоит на матах, держась за папу, то в этой позиции его легче всего научить приседать, вставать на колени и опускать одну, а потом вторую руку на пол.
Дорогие мамы! Не сердитесь на своего мужа, когда он валяется с газетой. Скажите ему, что для вас очень важно, чтобы он отдыхал после трудового дня, и что как раз в таком положении он может приносить наибольшую пользу. Приносите ему ребенка, пусть он проделает несколько занятий за вечер. Быть может, он так увлечется, что даже встанет.

Спортивный уголок

Рекомендации американских педиатров - посвящать себя детям профессионально - кажутся сказочными для массового неамериканского читателя. Понятно, что все работают, и на многие очень важные дела не хватает времени и сил. Обычно к таким вещам, до которых не доходят руки, относится спортивный уголок.
Такой уголок, в котором ребенок очень рано начнет себя сам занимать, экономит вам массу времени. Мы уже не говорим о том, что появление такого уголка в доме может стать переломным моментом в физическом развитии ребенка. Изготовление такого уголка не очень сложно и под силу любому даже полупрофессиональному плотнику (плотник-пенсионер, живущий по соседству, сделает дешево). Что там должно быть? Две шведские стенки под углом, чтобы можно было перелезать с одной на другую. Уже это дает жизненный объем, в котором изобретательный ребенок, даже очень маленький, создает игру. Лестница, повешенная горизонтально, по которой можно ходить на руках. Бревно или доска на небольшой высоте. Низкая перекладина на уровне груди, чтобы он мог научиться кувыркаться. Это почти полная программа трех лет, но снаряды можно вводить постепенно.
Необходимо каким-то образом смягчить падения - ковер или маты на полу. Неплохо сделать разные уровни пола, чтобы по ним можно было перелезать, переползать, переваливаться и т.д.
Итак, три лестницы - две вертикально и одна горизонтально, воротики, в которых низко расположена перекладина, и балка над полом. Бессмысленно предлагать свои варианты и чертежи, потому что такой уголок должен быть вписан в конкретную квартиру, и все зависит от площади, которая может быть выделена ребенку.
Лучше, чтобы все это было фиксировано, а не ставилось каждый день заново. Хорошо иметь гладкую горку из доски размером с обычную дверь, по которой можно съезжать.
Усилия, которые вы предпримете, чтобы создать такой уголок, окупятся сторицей. Ведь это не только спортивный снаряд, это место для самостоятельного развлечения ребенка. Подобное приспособление даст вам передохнуть, надолго удерживая внимание ребенка.
В первый год жизни ребенка спортивным уголком можно сделать кроватку. Нужно превратить ее в активного помощника, чтобы ребенок не чувствовал себя положенным в скучную тюрьму с деревянными рейками. Мы уже писали о параллельных барах вдоль бортов. Вот еще приспособления, которыми мы пользуемся. Представьте себе ось с колесами железнодорожного вагона. Мы укладываем такую ось поверх кровати, "колеса" - легкие блины от штанги по краям - не дают приподнять эту ось, тормозят поступательное движение. Ребенок ходит, держась за эту ось, в обе стороны. Если ребенок не успевает за осью и вынужден прогнуться вперед или назад, это создает много разнообразных гимнастических задач, с которыми ему необходимо справляться.
По стенам вокруг кроватки мы прикрепляем различные динамичные игрушки, которые дрожат, крутятся, звенят, для подстегивания интереса к прогулкам вдоль борта. Можно установить круглую палку над кроватью, чтобы, держась за нее вытянутыми вверх руками и иногда повисая, ребенок проходил всю длину кровати.
Финалом превращения патриархальной кроватки в интересное место для жизни будет выпиливание двух-трех реек, с тем, чтобы ребенок не чувствовал себя запертым, охотнее играл в кровати, зная, что при желании он сам сможет из нее легко вылезти.
В дверном проеме мы вешаем трапецию для раскачивания на руках. Сначала ребенок учится висеть на ней, потом с вашей помощью, постепенно увеличивая амплитуду полета, начинает качаться.
Nota bene: Наденьте на голову ребенку мягкий обруч, чтобы защитить лоб и затылок. У вашего шестимесячного каскадера будет меньше шишек.

Висы

В названии главы нет ошибки: мы хотим написать о "висах", то есть, о висении и хождении на руках по повешенной горизонтально лестнице - о "брахиации". Упоминания этой темы уже разбросаны по главам, но мы думаем, что здесь необходим отдельный разговор и особенное внимание. Может быть, нет ничего важнее для развития физических возможностей ребенка, чем брахиация. Кроме сильных рук и координации движений, существенным следствием является усиление питания мозга, которое происходит во время этого движения, и, соответственно, развитие ума. Мы сознательно опускаем многие возможные звенья этой цепи, принципиально важно, что физическое развитие, двигательная активность сразу "тянет" за собой усиление интеллекта. Вот пример цепи: имея сильные руки, ребенок раньше начинает ходить: он быстрее осваивает ползанье, хватается за решетку, поднимает себя, дольше стоит, потому что не боится упасть - ведь он крепко держится и дольше и плавнее падает; легче делает первые шаги. Ребенок быстрее начинает двигаться и быстрее развивается.
Придти к систематическим занятиям брахиацией легче, чем поддерживать эти занятия. Доман пишет, что, из-за исключительной важности этого упражнения, нужно сделать его общесемейным делом. Звучит потрясающе, но понятно, что это малореально, особенно сейчас, когда популярность телепередачи "Папа, мама и я - спортивная семья" уже в прошлом. Даже если возможно всю семью, включая бабушек и дедушек, заставить ходить на руках по горизонтальной лестнице, то само изготовление такой лестницы может оказаться проблемой, тогда как легкую лестницу для ребенка первых лет жизни вам наверняка удастся сделать без особых усилий. Конечно, только в Америке можно подобную вещь приобрести в магазине, и только американский автор может советовать укреплять лестницу над краем бассейна, чтобы ребенок мог прыгать в воду. Мы не станем включать в свою брошюру такие дорогостоящие рекомендации, потому что сами не видели в России ни одной молодой пары, у которой есть бассейн. Но совет сделать занятие брахиацией любимым делом остается в силе.
Весь первый год жизни ребенка должен быть подготовкой к брахиации, начиная с первого дня, когда вы даете ребенку висеть на руках, используя его хватательный рефлекс. Потом он висит на деревянных штырях, трапециях, и постепенно вы приходите к тому, что он научается, перебирая руками, двигаться по лестнице.
Висение на пальцах должно прочно войти в список ежедневных упражнений. Ребенок может лежать на спине или на животе, из любого положения вы поднимаете его в воздух над мягкой поверхностью.
Когда ребенок висит, держась за ваши пальцы, вы можете почувствовать, что хватка начинает ослабевать, и не дадите ему упасть. Безопаснее висеть на пальцах или на рейке? Помните, что в первые два месяца ребенок висит и не разжимает руки потому, что он еще не умеет разжимать (он еще не прошел свой первый этап развития мозга, и действует его хватательный рефлекс). В это время ребенок может висеть на деревянной рейке, а вот с двух до пяти месяцев, когда ребенок уже научился освобождать хватку, а жизненного опыта еще не набрался, он выпускает и рейку, и пальцы, и поэтому более безопасно держать его на пальцах. (Например, Петя Ф. в месяц висел до минуты, а в три месяца - пять-семь секунд, потому что в три месяца чукча уже очень умная и предпочитает себя висением не утруждать.)
Лестница на первых порах может висеть не горизонтально, а под некоторым углом, чтобы ребенок - при вашей надежной поддержке - десять-пятнадцать раз в день шел на руках вниз. Постепенно вы уменьшаете поддержку и выпрямляете лестницу. Перекладины не стоит разносить дальше, чем пятнадцать сантиметров друг от друга, хотя ребенок во время движения часто пропускает одну или две, стремясь скорее дойти до конца. Ваша роль, кроме поддержки, в том, чтобы научить его раскачиваться и идти за счет инерции, а не силы. И, конечно, главная сложность - заставить себя и ребенка заниматься много раз в день, и так из месяца в месяц. Счастье, если есть старшие братья и сестры, которые включат трехлетку в свою компанию. Все родители, воспитывающие одаренных детей, мечтают, что когда-нибудь их можно будет передать тренеру, или хотя бы они часть упражнений будут делать сами, без контроля и уговоров. Сами мы до сих пор верим, что это возможно...
Не будем перечислять преимущества сильных рук, об этом немало сказано в мировой литературе от Гомера до Фридриха Энгельса, который в своем гениальном труде о происхождении человека предвосхитил написание этой главы. Но занятия брахиацией влияют не только на спортивные успехи, но и на общую творческую реализацию: люди с развитыми руками будут успешнее рисовать, лепить, музицировать. Они потенциально готовы к профессиям, требующим сложных ручных действий, поскольку имеют прекрасно разработанные крайние фаланги пальцев.
Доман призывает: "Если в вашей квартире еще нет лестницы для брахиации, прервите все занятия до тех пор, пока вы ее не заведете". Мы твердо настаиваем: лестница должна быть дома, существование ее в соседнем парке, куда вы можете выходить - пусть даже и каждый день, не принесет пользы. Эффективным будет только многократное ежедневное повторение этого упражнения, а это возможно только дома, на балконе ли во дворе. Брахиация должна стать необходимой частью жизни.

Учим ходить

Предвидим ваши вопросы:
Зачем учить ходить?
Не опасно ли учить ходить?
Не искривятся ли у ребенка ноги и позвоночник?
Все равно ведь он пойдет, нужно ли ускорять этот процесс?..

Сами мы абсолютно уверены, что неподготовленного ребенка не нужно насиловать ходьбой, поднимать его к стенке кровати и смотреть, как он дрожит, будто тростник на ветру.
Для того чтобы ребенок мог учиться вставать, стоять, ходить, вы должны много с ним заниматься. Тогда это будет легким, безболезненным, совершенно естественным процессом, который не может повредить ребенку.
Как только вы почувствуете, что ребенок легко стоит (опираясь руками, выпрямляет ноги, или подползает к решетке и поднимается с колен), можете начинать интенсивно учить его ходить. Если вы занимаетесь с ребенком напряженно с самого рождения, этот момент может наступить в четыре месяца (возраст, по прежним представлениям, совершенно невероятный). Чему же начинать учить?
Стоять без поддержки, спиной к опоре. Мягкая поверхность позволяет весело падать.
Много раз в день самостоятельно подниматься и вставать, держась за горизонтальные бары.
Мы сужаем ширину кровати дополнительной стенкой, которую укрепляем только на момент занятия, или толстой рейкой. Это помогает ребенку в четыре месяца делать попытки продвигаться по узкому коридору. Поставив такую стенку, вы сразу увидите, что ребенок получил возможность поочередно поднимать ноги, приседать. Ему удобно держаться руками за "перила" по бокам, а не перед собой.
Походы по кровати за движущейся осью вперед-назад, вперед-назад: пусть только она будет не очень толстой, чтобы ребенок уверенно зажимал ее рукой (мы описывали ее в главе "Спортивный уголок"). В первый месяц ее можно не закреплять, просто водите ее по бортам (без грузов по краям). Подворачивайте палку, если у ребенка соскальзывают пальцы.
Нужно много ходить по полу, держа ребенка за две руки и принимая на свои руки часть веса, чтобы это была ходьба хотя и с нагрузкой, но обязательно не максимальной.
Ребенку, который ходит вдоль кровати и за руки уже 1-2 месяца, можно придумать "поводок", широко захватывающий живот и плечи. Вы придерживаете его сзади и сверху, готовые страховать падения. Такой поводок можно сделать из старой рубашки, прорезав отверстия для рук ребенка, а за пустые рукава вы будете держать его во время ходьбы.
К пяти месяцам мы начинаем практиковать прогулки в ходунке, вводя это короткими порциями. Когда вы заведете ходунок, проверьте, не свисают ли где-нибудь провода, иначе лампы начнут неожиданно падать на пол. Следите, чтобы на диване не валялись, например, газеты, потому что их непременно засунут в рот... Вместо этого повесьте интересные и неопасные предметы, вроде звенящих шариков, коробок, блестящих крышек, чтобы ради них стоило обходить квартиру. Уже два-три дня походов в ходунке совершенно преображают ребенка, ощущается невероятный прогресс. Очень скоро он уже начинает контролировать направление движения и добирается, куда хочет (мы говорим о возрасте 4,5 месяца!). Хорошо бы только он не мог добраться до кухонной плиты - не забывайте об этом.
Доман пишет, что не нужно приучать ребенка ходить за руку, чтобы вестибулярный аппарат ребенка полагался только на себя. Но это никак не относится к возрасту четыре, пять, шесть месяцев, когда нужно стараться много ходить по полу (хорошо бы еще босиком - слово "холодно" мы не хотим слышать!). У вас нет никакой спешки, вестибулярный аппарат еще успеет всему научиться, если ваш ребенок пойдет к шести с половиной - семи месяцам. Нам кажется, что это оптимальный возраст, в котором тренированный "домановский" ребенок должен делать свои первые самостоятельные шаги.
Для того чтобы спровоцировать эти первые шаги, мы сужаем ширину кровати (используя подвижную стенку) ровно на размер разведенных в стороны рук, так что ребенок может по желанию перейти к любой из стенок. После этого мы укрепляем на одной из стенок кровати какую-нибудь новую очень интересную игрушку и по миллиметрам начинаем увеличивать ширину этого пространства. Так что ребенку нужно потянуться, потом сделать полшага и потянуться, и в какой-то момент оторвать руки и сделать первый шаг без поддержки. Помните о смягчении всех углов в кровати, помните о защите лба и затылка. Несколько дней таких занятий приводят вас к победе: ребенок понимает, что отпускать руки можно.
Еще раз повторяем, что упражнения, когда он стоит спиной к опоре, не держится, а только ощущает опору спиной и затылком, и не боится упасть вперед на мягкое - очень ускоряют первый шаг.
Ходьба резко увеличивает двигательный интеллект ребенка. И, кроме того, у вас появился активный союзник. Он сам теперь совершает сложнейшие движения, начав ходить в возрасте, когда цивилизованное человечество еще едва начало ползать. Счастливое детство кончилось. В следующих главах мы начнем заниматься спортом.
Несомненно, это настоящее чудо света, когда ребенок делает свой первый самостоятельный шаг - привыкнуть к этому нельзя.

Чужой рукой

Самое неприятное в упражнениях для детей самого младшего возраста - это то, что их нужно описывать. "Положите своего ребенка на спину и сделайте левой рукой девяноста пять вращательных движений по часовой стрелке". Представить это совершенно невозможно. Кажется, что читаешь рецепты в поваренной книге (а готовить по ним умеют немногие). Но сейчас мы выбираемся на более твердую почву. Ребенок уже бегает сам по полу, движения хватает, и массаж вместе с бесконечными упражнениями перестает быть основным блюдом и переходит в разряд гарниров. Получается - делайте, не успеваете - отложите на завтра. На первый план выдвигается чередование разнообразных форм ЕГО собственной активности, а вы должны предоставить возможность для этого. Не забывайте, что с того момента, когда ваш ребенок научился чему-нибудь, следует именно этим движением много заниматься, закрепляя и совершенствуя. Например, ребенок встал в кроватке: вы начинаете оттачивать "вставание", поощряя ребенка делать это снова и снова.
А куда двигаться дальше? Вот тут для нас основным является принцип "движение чужой рукой". Мы учим ребенка вставать, беря его руки и переставляя их с одной рейки на другую пять, десять, сто раз, пока это ни становится автоматическим движением. Теперь, когда ребенок стоит, нам нужно, чтобы он понял: стоя тоже можно передвигаться. Мы делаем маленькую полочку на бортике кровати, раскладываем на ней интересные предметы и начинаем вместе с ребенком отрабатывать шаг в их сторону. Итак, стоя на ногах, можно приблизиться к игрушке, а рука в состоянии эту игрушку схватить. Это очень важный момент: вы объясняете смысл ходьбы в возрасте, в котором Явлинский и Жириновский еще безмятежно лежали в своих колыбельках. А ваш ребенок уже встал и вот-вот должен пойти! И эффективнее всего учить его, производя движение своими руками. Вы доводите любое действие до автоматизма, то есть, до того момента, когда в мозгу прочерчивается четкий "след", по которому будет совершатся самостоятельное движение. Представьте себе это по бытовой аналогии: вы каждый день моете ребенка в ванной или под душем, чистите ему зубы, вытираете его полотенцем, и в какой-то момент все эти действия, ставшие привычными, знакомыми до мельчайших подробностей, ребенок начинает выполнять сам.
Итак, поставьте ребенка в угол кроватки и начинайте переносить его руку с одного бортика на другой, чтобы он оказывался то у короткой, то у длинной стенки. Когда он научится делать это сам, ему придется двинуться всем телом за рукой. Это начало ходьбы вдоль борта.
Кроме того, что вы должны стимулировать передвижение в кровати, вы еще должны научить ребенка снова ложиться. И это вы тоже делаете своей рукой. Положите его руки на одну их горизонтальных реек и рядом в кровати положите что-то невероятно заманчивое (блестящий будильник, зеркало, яркую игрушку). Снимите одну руку ребенка с перекладины, положите ее на поверхность кровати, потом вторую. Если вы будете повторять это упражнение много-много раз, сообразительный пятимесячный ребенок постигнет эту науку за неделю. Постепенно укладывайте руки все выше и выше. Задача: заставить его опуститься из положения стоя. Можно прикрепить "перила", идущие вниз и наискосок для того, чтобы, идя вдоль этих перил в кровати, ребенок спускался все ниже и ниже. А в какой-то момент вы учите его переносить руку на матрас.
Если делать все лестницы и перила в кровати, то она в конце концов начинает выглядеть, как корабельная верфь Петра Первого. Но многие приспособления нужны вам на очень короткий срок. Через три-четыре недели ребенок научится вставать и садиться, пользуясь вертикальными стойками, и от всего лишнего можно будет избавляться.
Еще в кроватке, начиная примерно с шести с половиной - семи месяцев, можно учиться бить по висящим воздушным шарам. Помните только, чтобы свободные веревки и нитки не могли намотаться на ребенка. Бейте по очереди правой и левой рукой.
Ребенок купается в ванночке: научите его бить по воде. Делайте это, держа его руку и хлопая по воде сотни раз. Представьте, насколько это важная и серьезная информация для трехмесячного мозга: по воде можно хлопать и получать брызги! Конечно, ребенок и сам случайно может шлепнуть по воде, но "чужой рукой" можно научиться всему гораздо быстрее и надежнее.
В любой книге можно выделить, наверное, самую суть, некую мысль, которую автор, считает главной, оригинальной (Толстой любил то "мысль семейную", то "мысль народную"). Так вот, сутью того метода, который предлагаем мы, именно и является принцип чужой рукой. Берите руку ребенка и проделывайте в течение первых лет массу сложных движений так, чтобы они стали привычными. Бейте мяч ракеткой, рисуйте, кушайте кашу, идите на руках по горизонтальной лестнице... Продолжайте помогать своей рукой, когда самостоятельные движения уже будут изредка получаться, чтобы набрать большое количество закрепляющих движений. Лучшего способа добиться совершенства мы не видим.

Мяч

В известном фильме "Девять дней одного года" Смоктуновский говорит Баталову, что человек, который изобрел колесо, был гениален, как Эйнштейн. На самом деле, таким гением всех времен и народов был человек, который придумал мяч.
Несмотря на то, что люди, мастерски владеющие мячом, стали героями и кумирами столетия, и не так уж много найдется людей, которые к мячу относятся совершенно равнодушно, все-таки обучение мячу начинается, на наш взгляд, очень поздно.
Хорошо, если вы сами любите играть дома в пинг-понг, теннис, футбол на маленькие воротики и так далее, и воспитываете себе партнера по играм. То есть, от процесса тренировки вы получаете все большее удовольствие, как от игры в мяч (пусть пока и не в полную силу). Ну, а если вы не фанатик мяча, то мы надеемся, что вы им станете, ведь ваша задача - влюбить ребенка в мяч, привить ему чувство мяча. И ребенку будет гораздо легче полюбить игру в мяч, если вы эту игру с ним разделите.
Мы предлагаем внести мяч в жизнь ребенка с первых месяцев - в кровати, в манеже; на одеяле - в четыре-пять месяцев; висящие мячи - в пять-пять с половиной. Бить по шару можно начинать, когда ребенок научился держаться за опору одной рукой. Месяцев с семи начинаем несколько раз в день бить ракеткой (это может быть щетка для волос, во всяком случае, импровизированная ракетка должна быть "по руке", соответствовать по весу и по размеру начинающему теннисисту). С этого момента мячи всевозможных размеров должны окружать ребенка постоянно, и он учится всем способам обращения с ними.
Что может быть ракеткой? Палка, щетка, высохший батон, линейка. Добрая "Кока-кола" наводнила весь мир своими пустыми пластиковыми полуторалитровыми "ракетками". Такая бутылка - отличная ракетка для ребенка до трех лет, звонкая, легкая, мощная, вырабатывающая невероятную точность. После года тренировки с пустыми бутылками переход на ракетку оказывается очень легким.
Бить по шарам и мячам на веревке вместе с ребенком следует весь второй год жизни. Дело в том, большинство детей в три с половиной года еще не способны подбросить мячик и ударить его другой рукой. Вот этим - подачами - нужно заниматься уже с двух лет и не ждать особенно быстрого успеха. Это чрезвычайно сложное действие, требующее сложного мозгового контроля. Наверное, вы согласитесь бить по шарам с дальним прицелом на Кубок Дэвиса или хотя бы на Кубок Кремля...
К трем годам тренированный ребенок должен овладеть подачей (мы пишем о результатах, которых достигаем сами, чтобы ими можно было пользоваться как ориентирами). Важная подробность: подаче можно обучать и без мяча, имитируя подбрасывание одной рукой и удар второй (см. главу "Чужой рукой"). Нужно делать это сотни раз, потому что двухлетнему ребенку нужно понять, чего от него добиваются взрослые, на это нужно время.
Прекрасным упражнением является бросание ребенку мячиков, чтобы он отбивал их. Лучше всего, чтобы ребенок стоял на стуле, а вы с расстояния два-три метра подавали ему мячи. Зачем нужен стул? Видимо, ребенку удобнее бить по летящим мячам, находясь на некоторой высоте, кроме того, со стула труднее сбежать... Кстати, мячами могут служить самые разные предметы, в том числе и смешные: пластиковые стаканчики и баночки из-под йогурта, маленькие коробочки, шарики, шишки - вот с них лучше начинать, они летят медленно и ребенок успевает реагировать. От шишек еще такой грохот, если лупить по ним со всей силы бутылкой или палкой, и собака начинает лаять и бегать за падающими шишками, а это так веселит и радует игрока, которому всю важность и полезность таких упражнений объяснить пока что трудно. Постепенно можно переходить к маленьким мячам. Не забывайте вместе собрать все мячи после игры - это тоже часть тренировки.
Тренируйте удары (хотя бы какое-то их количество) с обеих рук. Ориентировать ребенка до трех лет на одну руку еще рано.
Вот как мы проводим занятие с ребенком двух с половиной лет, который играет к этому моменту уже больше полугода. Около пятидесяти ударов бутылкой по мячам и шишкам. В ход идут и коробки из-под фотопленки, и шарики разных размеров, самые легкие мячики летят прямо в голову. Еще пять месяцев назад большая часть занятий проходила с надувными шарами. Подачи: правая рука подбрасывает мяч, левая бьет бутылкой и наоборот - три-четыре минуты. Удары ногой по катящемуся мячу, броски в баскетбольную корзину, удары по мячу коленом - ребенок выбивает коленом мяч у себя из рук - пять минут. Десять раз - поймать мячи разных размеров. Это обязательная часть, к ней могут прибавляться попытки двусторонней игры в очень легкий мяч.
Мы пользуемся мячами на веревке: к палке привязана веревка, на ней изоляционной лентой закреплен мяч. "Удочка" с мячом готова. Можно легко менять высоту, играть рукой, головой, коленом, пяткой. Продуктивность занятий сразу возрастает во много раз: не нужно залезать за мячами под диван, можно мгновенно бить снова. Хорошо часть упражнений делать с ассистентом, чтобы один человек держал "удочку", другой ставил удар.
Ближе к трем годам можно все чаще пробовать играть мячом об пол и стенку, осваивать подобие "сквоша". В квартире может одновременно висеть несколько мячей на разных уровнях, чтобы их можно было ударять по пути.
Выбирая мячи и ракетки, не забывайте, что Пеле и Гарринча достигли своего королевского уровня, играя на песке тряпичными мячами.

 

Правая и левая

Среди множества туманных вопросов в детской психологии самым туманным нам кажется вопрос выбора руки. Существует немало специалистов и литературы, но мнения, на наш взгляд, очень противоречивы. Изложим здесь схематично теоретические положения, которыми мы пользуемся сами. Суть их сводится к тому, что современный мир ориентирован на правшей. Часть левшей насильно переучена (детей заставляли пользоваться правой рукой), и это широко известный печальный факт. Но проблема, на самом деле, шире и касается, в основном, как раз правшей, а не левшей.
Дело в том, что у человека существует - и это давно установлено - функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Правый мозг оперирует образами, "заведует" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно забито более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. Так что от распространенного сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения - правши.
Давайте на секунду отвлечемся: попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит она "под шумок" незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и "наоборот": если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для еще более совершенной работы правой руки.
Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, двуруким. Его нужно учить на "двурукость". Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, по обеим стенам которого повешены зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности (как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге).
Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела. В возрасте до трех лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребенок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и малонадежно.
И еще одно "но" (окончательно все запутывающее). Большинство авторов все-таки считает, что в шесть с половиной - семь лет обычный ребенок делает выбор руки (кроме незначительного количества двуруких, вернее, "двуправоруких", если можно так выразиться). Такой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (у обычного ребенка - около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений...
Переведем дух и подыщем спортивный пример для понимания сложности проблемы выбора руки. Имеем переученного правшу или левшу. Его движения контролируются более слабым мозгом, поскольку так этот человек научен. Но в моменты наивысшего напряжения - на соревнованиях - доминантное полушарие (ненаученное) берет на себя ответственность за движения, и спортсмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даешься: очень часто это визитная карточка нашей проблемы.
Возраст выбора доминирующей руки у "домановских детей", о которых мы пишем, снижается до трех с половиной - четырех лет. В этот период мы усиленно тренируем руку, которую предпочитает ребенок, чтобы ускорить наступление высшего этапа, контроля коры. Но при этом мы очень много занимаемся видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребенка есть возможность много бегать и плавать). Мы, к сожалению, не нашли авторов, которые стали бы для нас в этом сложном вопросе абсолютными авторитетами. Но мы твердо уверены: учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются).
Остается уточнить, что к шахматистам резерв смены руки не относится.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.