Опасности. Вред. Переутомление — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опасности. Вред. Переутомление

2019-12-19 94
Опасности. Вред. Переутомление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Я не собираюсь мучить своего ребенка!" - эту беспредельно гуманную фразу постоянно слышишь от большинства матерей, когда говоришь им, что с детьми надо активно заниматься. И они совершенно правы! Это их ребенок, и никто не может заставить чужого ребенка раньше ползать, ходить или читать. К сожалению, эти "чадолюбивые" мамы потом удивляются, что ребенок (которого они так оберегают от всякого рода "мучений" - учебы, закалки, спорта) вырастает слабым, болезненным, безынициативным, а к подростковому возрасту целыми днями высиживает у телевизора.
И все-таки, можно ли занятиями в раннем возрасте причинить ребенку вред? Именно это, а не "рекорды", является главным вопросом нашей работы.
Мы много лет занимаемся детьми, и сейчас у нас складывается ощущение, что главной бедой ребенка нашей цивилизации становится адинамия, которая вредит его здоровью, а во взрослом возрасте приводит к самым плачевным изменениям в организме. Причем, даже занимаясь интенсивно, родители и близко не приближаются к пределам возможностей, отпущенных ребенку природой. Резервы двигательной активности остаются не использованными. В этой главе мы не пытаемся давать сформулированные рекомендации, а только приводим выдержки из рабочего дневника, чтобы выделить спорные для нас моменты и поделиться опытом решений.
...крики и плач - видимо, это рабочий момент ползанья. Не нужно думать, что вы окажете ребенку большую услугу, лишив его возможности ползать, даже если он ползет и кричит.
...или вы его так сильно любите, что не можете слышать его крика.
...Доман пишет о "воротниках безопасности", которыми пользуются в его институте. У нас руки не дошли сделать такие воротники. Да и не было особенно сложных гимнастических упражнений, для которых они могли бы понадобиться. При брахиации воротник не нужен.
...для катания на роликах нужна каска с того момента, как ребенок почувствовал уверенность и начал "экспериментировать".
...на половине игрушек и игр написано: "не давать детям до трех лет". Может быть, это имеет смысл для детей, которыми не занимаются, но если ребенок с года выкладывает мозаику, а в два с половиной читает и по два-три часа в день занимается спортом, то ему не может придти в голову засовывать в рот "мелкие части" игрушек. Вы имеете дело с очень умным ребенком. Федя в полтора года не выезжал на мостовую, потому что там ездят машины, и это ему было понятно не хуже, чем взрослым.
...все-таки ребенка нужно приучать к каске: чем активнее ребенок, тем ближе он к пределу рискованности, и тем больше его надо страховать.
...в какой момент младенца можно ставить на ноги? Какими пользоваться для этого критериями? Опыт и чутье. Достаточно мнения настоящего экстрасенса, обладающего внутренним видением, чтобы дать вам "добро".
...сон, сон, сон, полноценный сон. Очень сильный, тренированный ребенок может выдержать длинные переходы и большие нагрузки, но обычно начинает плохо себя вести, становится плаксивым и агрессивным. Это лечится не "воспитанием", а отдыхом.
...непонятно, как объяснить пятимесячному ребенку, что во время купания не следует пить воду. Мы читали что-то о водяном отравлении. А если в воду добавляют хлорку?
...все время нужно тренировать на экстремальные ситуации, в которых мгновенно нужно найти выход. У ребенка должен быть настрой: в трудном положении надо не теряться, а в ту же секунду искать решение.
...не устраивайте специальных "демонстраций знакомым". Вы начинаете нажимать, и увеличивается вероятность травм.
...есть дети, которые на все сначала говорят "нет", к этому не нужно особенно прислушиваться, но при этом вводить что-то новое мягко, особенно ребенка не ломая.
...то, что ребенок начал рано ходить, неразрывно связано с необходимостью сделать квартиру безопасной. Электроприборы не должны быть доступны, горячее и острое не кладется на край стола, тяжелые вещи - утюги, гантели - никогда не кладутся на верхние полки. Никогда. Никитины советуют делать "прививку" горячим и острым под вашим контролем (например, подстеречь ребенка у остывающей духовки, несколько раз повторить ему "нельзя", и позволить убедиться в том, что запрет лучше не нарушать, т.е. дать ему коснуться горячего).
...мозг в первые два года жизни в большей степени защищен от травм за счет относительно большего количества черепно-мозговой жидкости. Природа страхует ребенка.
...у ребенка до года все время чувствуются "ножницы" между его двигательными возможностями и пониманием опасности. Нужно разработать легкий шлем, который не мешает ребенку активно двигаться, но уменьшает количество шишек.

Экономия своих сил. Планирование

Воспитание в семье спортсмена высокого класса, с нашей точки зрения, не является чудом. Такая задача вполне по плечу любым родителям. Однако дело это трудоемкое, требующее методичной ежедневной работы, желательно без пропусков и без авралов. Все разделы вашей программы вы должны, не прерывая, тянуть недели и месяцы. А сделать это очень сложно, потому что с каждым днем ребенок осваивает все больше, и все больше вещей вы должны успеть повторить. Сделать это возможно только при обязательном планировании своих занятий.
Вы должны составлять (письменно!) программу на месяц, на неделю, и у вас должен быть список ежедневных занятий, иначе невозможно запомнить, что вы не успели выполнить какую-то существенную часть программы.
Кроме того, резервом вашего времени является упрощение жизни: простая еда, простая детская одежда. Очень, видимо, состоятельный человек Глен Доман предлагает на первый год жизни ребенка перейти спать на пол. Очень, видимо, состоятельный человек доктор Спок предлагал перестать бороться за идеальный порядок дома, пока ребенку не исполнится четыре года. Перестаньте гладить его одежду и готовить разносолы.
Упрощение жизни должно сэкономить вам необходимые для ребенка силы. Если вы покупаете мебель, учитывайте, что у вас очень подвижный ребенок: лучше низкая тахта, с которой труднее упасть, устойчивые стулья, поменьше стекла, хрупких дорогих предметов.
Часть тренировок можно совмещать с домашними делами: положили малыша ползать и продолжаете готовить на кухне; подошли, вернули в исходную позицию - и опять к плите. Поход в магазин - это прекрасная тренировка по дороге. Поездка на автобусе с маленьким ребенком - прекрасная возможность сделать на руках часть упражнений. При правильной организации жизнь не замыкается на маленьком спортсмене - вы прекрасно можете успеть заниматься собой, читать, ходить в театр и в гости. В некоторых случаях можно даже успеть сходить на работу.

Отцы и дети

Многие отцы считают, что возраст до года - это царство женщины. "Что с ними сейчас можно делать!?" Это очень существенная ошибка, потому что благодарнее возраста просто нет. Никитин, очень уважаемый нами автор, часто называет себя "профессиональным отцом". Быть все время с ребенком - очень счастливое занятие, которое, несомненно, рано или поздно, окупится. В отличие от многих обычных детей, "домановские дети" очень ценят и чувствуют свою семью, и на них вполне можно рассчитывать в будущем в этой весьма беспокойной жизни. Уважаемые папы! Не оттягивайте встречу со своим собственным ребенком до какого-то гипотетического "повзросления", не теряйте драгоценных первых минут, дней и лет жизни. Время уходит, как бы вы ни спешили, вы все равно лишь приблизительно реализуете колоссальные потенциальные возможности вашего ребенка.
"Если это так просто, почему же все этим не занимаются?" В основном, потому, что большинству людей это не нужно. Вы можете проанкетировать своих знакомых и в этом убедиться. Наверное, если спрашивать людей, хотят ли они, чтобы их сын стал чемпионом мира по теннису, большинство ответит "да". Но если они узнают, что для этого необходимо приложить усилия, желание иметь сына-чемпиона сразу улетучится. Поэтому обращаемся только к тем людям, которые хотят и готовы заниматься, не совсем представляют, как это нужно делать.
Главное: не должно быть подхода "или-или": или сделаться "профессиональными родителями", или вовсе не заниматься. Если у вас получаются занятия один раз в день, то это тоже очень здорово! Нужно только придумать, как, не перегружая ребенка, проводить это единственное занятие как можно более продуктивно. (И если вы так или иначе занимаетесь с детьми, то почему бы не разработать спортивную программу и для себя?) Понятно, что никаких спортивных групп для детей до трех лет в мире не существует, тренеры таких малолеток не видели в глаза, и все зависит только от вас. Но мы видим в спорте множество подтверждений тому, что родители, тренирующие своих детей, могут добиться прекрасных результатов. Мы видели вчера по телевизору теннисную знаменитость - тренера-отца Вильямса, который готовил с младенчества своих пятерых чернокожих дочек. Две из них - шестнадцати- и восемнадцатилетняя - уже входят в мировую двадцатку. Хорошо, что он родил их только пять, а то мировые турниры постепенно превратились бы в их внутрисемейные соревнования.

Группа

Идеальная работа с детьми двух-трех лет должна происходить в детской группе. Конечно, ребенок этого возраста находит в родителях интересного для себя партнера и собеседника и с достаточной охотой может заниматься тем, что ему предлагают. Но появление одного-двух ровесников невероятно сильно влияет на усвояемость заданий, поддерживает желание заниматься. У любого ребенка сразу происходит скачок вперед. "Отстающих" группа подталкивает, но и на лидеров действует магически. Наличие нескольких детей усиливает игровой элемент, меняет характер детей, учит корректным отношениям с соперниками.
В небольших городах, если вы занимаетесь игровыми видами, группа может стать зародышем "команды будущего". Кроме того, группа дает вам иные возможности тренировок, ведь в этом участвует сразу несколько родителей. Вы можете позволить себе арендовать зал, оборудование, пригласить тренера, поскольку в своей квартире целой группой заниматься все-таки тесновато.
"Домановского" ребенка лучше держать в компании, у него слишком много энергии. Эта атомная бомба дома может довести родителей до изнеможения. По нашему опыту, разница в возрасте детей после двух лет не очень существенна, то есть комбинация - два, три и пять лет - вполне может существовать и быть полезной каждому из детей. Мы имеем в виду тот случай, когда родители много занимаются интеллектуальным развитием младших, и они с первых лет являются интересными партнерами для игр.
Если у вас есть возможность создать группу, мы вам очень завидуем.

 

Ее величество Тренировка

Мы пишем о совершенно крамольных вещах: о нацеленной тренировке полуторагодовалого спортсмена, или даже годовалого, или двухлетнего. И особенность этой тренировки в том, что "студент" не должен ее замечать. Ребенка не может интересовать специализированная спортивная площадка, его интересуют большие магазины, зоопарки, музеи, берег моря, стройки - любое место, где происходит "действие". И вот к этому развлечению мы должны подстроить тренировку.
Возьмем ролики в качестве примера. Площадка с ямами и барьерами для катания может привлечь только того ребенка, который уже многое умеет. А до этого - минимум год терпеливых поездок по дому, по коридорам, по городу, в торговых центрах, где всегда отличное покрытие, на котором легко кататься. Когда вы почувствуете, что ребенок обрел свободу движений и начинает входить во вкус катания - гоняет на скорости, поворачивает, ездит назад - тогда можно большую часть тренировки с клюшкой и шайбами перенести на площадку. В возрасте двух с половиной лет мы стали кататься по два-три часа в день, утром - на площадке, вечером - в магазине. Это нагрузка, которую ребенок выдерживает очень легко. Такой тренировочный объем в этом возрасте стимулирует мощнейшее развитие ребенка. Причем, он начинает выделяться не только своим сложением, координацией, силой и ловкостью, но и общим развитием - контактностью, воображением, речью.
Любая на свете мама считает себя главным специалистом по детям, и ей трудно объяснить, что, в основном, она все делает неправильно. Так и любой тренер, у которого уже есть опыт работы и хорошие результаты, не может услышать, что возраст до трех лет - с одной стороны, ключевой, а с другой стороны, никакие стандартные подходы в это время не работают. Мы видели прекрасных уважаемых тренеров, которые совершенно не знали, на каком языке говорить с двухлетками. Ничего стыдного и непонятного тут нет, но тренерам необходимо себе в этом признаться.
Тренер, который начинает работу с ребенком до трех лет, должен понимать, что он получил очень большой подарок, но ему - будь он даже ранга Дьячкова, Лонского или Лобановского - для этого возраста придется переучиваться заново и менять приемы. Важен очень глубокий контакт с родителями, потому что основная "черная" работа все-таки ложится на них. Но тренер должен видеть отдаленные перспективы, ведь непрофессионалы не могут до конца прочувствовать все тонкости вида спорта, его сложности, подводные течения. При этом родители-энтузиасты могут своротить горы, и с их мнением обязательно нужно считаться.
Не забывайте делать перерывы в занятиях, чтобы появился "голод" и возросло желание заниматься. Почти всякие занятия довольно скоро становятся потребностью, особенно движения, которые хорошо удаются. Интересная игра, интересная цель меняют эффект тренировки от нуля до ста.
Главный недостаток работы с совсем маленькими детьми - то, что очень много лет нужно ждать победных результатов. Но зато они точно будут. Может быть, стоит решиться?!

Мэрам городов

С чем в брошюре о младенческом спорте можно обратиться к новому российскому мэру? Да он и читать это не станет, так что любые предложения и призывы просто не будут услышаны... Наверное, это так. Но мы очень верим в людей здравого смысла. Кроме того, мы надеемся, что большинство мэров (еще до вступления в должность) читали "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова и помнят все, что связано с историческим городом Васюки. Остап Бендер развивает идею создания шахматного клуба и превращения Васюков в Нью-Васюки - грандиозный город с международным и даже космическим аэродромом, хрустальными набережными и малахитовыми дворцами. Но, серьезно говоря, наличие нескольких спортивных звезд дает маленьким городам достаточное количество преимуществ и авторитет, который может быть заработан самым дешевым путем.
Иметь в городе команду теннисистов или хоккеистов международного класса может любой небольшой город, в котором есть умный мэр, имеющий амбиции и сердце. Главное, что нужно сделать - правильно оборудовать разнообразные спортивные площадки (любой город, тем более построенный на базе большого завода, может сделать это с легкостью).
Роликовые площадки с горками, парой ям и барьеров с вделанными рельсами.
Хоккейные площадки с воротами и сеткой.
Баскетбольные площадки со щитами на разной высоте, в том числе и для самых маленьких детей.
Горизонтальные лестницы во множестве дворов.
Стенки для игры в мяч ногой, рукой, ракеткой, клюшкой. Это копеечные затраты: сделать "козырек" от дождя у гладкой стены, и пусть дети в плохую погоду играют в мяч, а не томятся.
Мы не перечисляем все возможные варианты, (например, желоб для саночников в северных городах) их можно придумать бесконечное множество, и осуществить с минимальными денежными вложениями.
Ввести контроль над спортивными занятиями в яслях и детских садах, сделать обязательными тренировки по современным методикам. Необходимо включить в программу перехват руками - брахиацию, удары бутылкой по висящим мячам, бревно. Даже только этого будет достаточно, чтобы произошли существенные изменения в физическом состоянии детей, их развитии, здоровье и будущих успехах. Все мероприятия, которые улучшат ситуацию с детским спортом в городе, могут способствовать через несколько лет разрешению проблемы с хулиганством на улице, повлияют на человеческий облик населения, но все это немножко шире, чем тема нашей брошюры.
Правильнее всего, видимо, растить специалистов по "малюточному спорту" и прислушиваться к их рекомендациям. И будущее Нью-Васюков обеспечено!

Библиография

Доман Глен. Гармоничное развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996.
Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993.
Никитин Б. Первые уроки естественного воспитания. Л.,1990.
Никитин Б., Никитина Л. Резервы здоровья наших детей. Физкультура и спорт, 1990.
Масару Ибука. После трех уже поздно. М.: Знание, 1996.
Скрипалев О. Стадион в кваритре. Физкультура и спорт, 1981.
Скрипалев О. И снова холод полюбить. М.: Молодая гвардия, 1988.
Клименко В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.

Это ваша базовая книга, ее нужно прочитать несколько раз. Сконцентрированный опыт работы Института Развития Человеческого Потенциала. На наш слух, есть излишняя восторженность в описании бесперебойно действующих методик. Кроме того, это "врачебная" книга, а не родительская, чувствуется дистанция от ребенка, нам не хватало практических мелочей. Но эта книга - настоящая революция и новая эпоха в педагогике.
Автор прошла школу Домана и "восстала", но не все ее возражения кажутся убедительными. Есть разделы, посвященные младенческому спорту и плаванью.
3 и 4. Добротное описание детского спорта, но главное в этой книге - подход к закалке ребенка, что неразрывно связано с занятиями спортом.
5. Забавная брошюра японского миллионера и энтузиаста детского спорта. Важна для общей ориентировки в проблемах работы с ребенком в первые три года жизни.
6 и 7. Обсуждаются проблемы домашнего спорта, плаванья в ванной и надежной закалки. Очень важная книга для решения спорных вопросов выбора доминантной руки и развития обоих мозговых полушарий.
Существует масса книг по гимнастике для грудных детей. Выполнять имеющиеся там указания - лучше, чем вообще не заниматься с ребенком, но к идеям раннего развития детей вся эта масса литературы не имеет. Отличный пример:
Фесюкова Е. От трех до семи. Харьков: Фолио, 1996.
Книга очень солидного издательства, специализирующегося на вопросах педагогики и психологии.
Рекомендации, например, по катанию на роликах: с пяти лет ребенок может заниматься не больше 10 минут три раза в неделю. Плаванье: ребенок четырех - шести лет может находиться в воде не больше 3-15 минут (!!!) Для сравнения: по австралийским данным ребенок в год может быть в воде больше часа, а в четыре он уже может в бассейне жить: завтракать, делать уроки (шутка, не принимайте ее всерьез - примечание авторов).
Фесюкова, тем не менее, пишет, что на лыжи детей можно ставить уже в 2,5 года. Видимо, на полторы-две минуты.

У американского поэта прошлого века Уолта Уитмена есть такие строчки:"Camarado, я даю тебе руку, пойдешь ли вместе со мной в дорогу?"
Брошюра, которую мы писали, - открытая книга, вы можете придти к другим выводам, перечеркивать наши главы, писать их по-своему, добавлять новые. Мы ищем спутников в трудном и захватывающем пути раннего развития детей, для нас чрезвычайно интересен и важен чужой опыт.
Мы не беремся обсуждать, нужно ли вообще заниматься спортом. Это вопрос спорный. Понятно, что большинство профессиональных видов спорта из-за сверхнагрузок не могут быть полезны для здоровья. Кроме того, профессиональный спорт требует, чтобы вся жизнь спортсмена стала сплошной тренировкой. При раннем начале этого хотя бы частично можно избежать. Мы говорим об овладевании спортивным мастерством в совершенстве, которое достигается в раннем возрасте гораздо меньшими усилиями. Самых точных, быстрых, красивых, сильных, ловких движений в спорте можно добиться в детстве из-за абсолютной их естественности. Дальше все зависит от занятий родителей, уклада жизни, климата. Для нас какое-то время самой естественной формой активности были ролики, но это могут быть и лыжи, и коньки, и плаванье, и бег.
Профессиональные тренеры могут сказать очень умному ребенку двух с половиной лет: "Делай вот так, держи ногу так, а спину так". Нам кажется, что подобные указания в этом возрасте не могут дойти до адресата. Мы предлагаем другой подход к тренировке: доверять только тому, что придумает физический гений ребенка. Родители должны создавать безграничные возможности для проявления врожденного стремления ребенка двигаться.
Самое вероятное возражение, которое мы ждем: "Вы хотите слишком нагрузить ребенка". Мы все с удовлетворением читаем о воспитании индейцев, которые с детских лет умеют преодолевать боль, голод, холод, но все это остается какой-то сказочной информацией, не имеющей отношения к нашим детям. А, собственно, почему? Доман пишет, что тысячи малышей, за развитием которых наблюдает его институт, ежедневно пробегают несколько километров, плавают, занимаются гимнастикой... Мы пришли к выводу, что ребенок должен двигаться большую часть времени. Это не значит, что во время чтения или просмотра фильма он должен подпрыгивать или отжиматься. Но постоянная физическая активность должна начинаться со дня рождения и быть естественной формой существования человека. Человек - часть живой природы, а не приложение к компьютеру или телевизору, и этот живой организм должен быть в движении.

Послесловие

У американского поэта прошлого века Уолта Уитмена есть такие строчки:"Camarado, я даю тебе руку, пойдешь ли вместе со мной в дорогу?"
Брошюра, которую мы писали, - открытая книга, вы можете придти к другим выводам, перечеркивать наши главы, писать их по-своему, добавлять новые. Мы ищем спутников в трудном и захватывающем пути раннего развития детей, для нас чрезвычайно интересен и важен чужой опыт.
Мы не беремся обсуждать, нужно ли вообще заниматься спортом. Это вопрос спорный. Понятно, что большинство профессиональных видов спорта из-за сверхнагрузок не могут быть полезны для здоровья. Кроме того, профессиональный спорт требует, чтобы вся жизнь спортсмена стала сплошной тренировкой. При раннем начале этого хотя бы частично можно избежать. Мы говорим об овладевании спортивным мастерством в совершенстве, которое достигается в раннем возрасте гораздо меньшими усилиями. Самых точных, быстрых, красивых, сильных, ловких движений в спорте можно добиться в детстве из-за абсолютной их естественности. Дальше все зависит от занятий родителей, уклада жизни, климата. Для нас какое-то время самой естественной формой активности были ролики, но это могут быть и лыжи, и коньки, и плаванье, и бег.
Профессиональные тренеры могут сказать очень умному ребенку двух с половиной лет: "Делай вот так, держи ногу так, а спину так". Нам кажется, что подобные указания в этом возрасте не могут дойти до адресата. Мы предлагаем другой подход к тренировке: доверять только тому, что придумает физический гений ребенка. Родители должны создавать безграничные возможности для проявления врожденного стремления ребенка двигаться.
Самое вероятное возражение, которое мы ждем: "Вы хотите слишком нагрузить ребенка". Мы все с удовлетворением читаем о воспитании индейцев, которые с детских лет умеют преодолевать боль, голод, холод, но все это остается какой-то сказочной информацией, не имеющей отношения к нашим детям. А, собственно, почему? Доман пишет, что тысячи малышей, за развитием которых наблюдает его институт, ежедневно пробегают несколько километров, плавают, занимаются гимнастикой... Мы пришли к выводу, что ребенок должен двигаться большую часть времени. Это не значит, что во время чтения или просмотра фильма он должен подпрыгивать или отжиматься. Но постоянная физическая активность должна начинаться со дня рождения и быть естественной формой существования человека. Человек - часть живой природы, а не приложение к компьютеру или телевизору, и этот живой организм должен быть в движении.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.