С 1877 по 1950 год в США линчевали 4 тысячи черных — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

С 1877 по 1950 год в США линчевали 4 тысячи черных

2019-12-19 165
С 1877 по 1950 год в США линчевали 4 тысячи черных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В недавно вышедшем исследовании специалисты провели новую оценку числа расправ над чернокожими с конца XIX века по первую половину XX века, увеличив его на несколько сотен по сравнению с предыдущими данными.

оличество подвергшихся линчеванию афроамериканцев в США было серьезно недооценено, отмечается в докладе правозащитной ассоциации «За равное правосудие» (Equal justice initiative). По ее информации, за 73 года в стране без суда и следствия были казнены 4 000 черных.

 

Отправной точкой исследования был выбран 1877 год, когда одержавшие победу в гражданской войне силы Севера ушли с оккупированного ими юга США. В тот момент в южных регионах получила развитие система расовой сегрегации. А суд Линча, как отмечается в докладе, стал основой «пострабовладельческой системы расового доминирования». Окончанием рассматриваемого периода стал 1950 год, когда начал набирать обороты процесс расформирования сегрегационной системы.

 

Для США подобные исследования не в новинку. Первое провели еще в 1882 году. Тогда The Chicago Tribune обнародовала в начале года список всех подобных происшествий за предыдущий год. В то же время представленный на этой неделе отчет впервые представляет настолько подробные сведения. Сотрудники организации в течение нескольких лет вели расследования в 12 штатах: Алабаме, Арканзасе, Флориде, Джорджии, Кентукки, Миссисипи, Северной и Южной Каролине, Теннесси, Техасе и Вирджинии. В общей сложности было выявлено 3 959 случаев расправ.

 

 

Публичные пытки

 

 

На основании этих данных The New York Times составила карту юго-востока США с отметками всех этих случаев. На ней в глаза бросаются две географических оси: первая идет вдоль течения Миссисипи, вторая — от Флориды к Джорджии.

 

Правозащитники еще раз подчеркнули недопустимость линчевания, которое представляет собой настоящую публичную пытку. В среду американские СМИ рассказали об истории Мэри Тернер, беременной женщины, над которой учинили расправу лишь потому, что она посмела протестовать против убийства ее мужа. Ее подвесили за ноги, облили бензином и заживо сожгли, пока один из мучителей забрал жизнь ее еще не рожденного ребенка. Стоит вспомнить и о трех мужчинах из Кривина (по меньшей мере двое из них были совершенно невиновны в приписываемом им убийстве): их кастрировали, избили, зарезали и сожгли.

 

Страх

 

Вокруг этих кровавых представлений сформировался целый бизнес: торговцы ходили среди толпы и предлагали свои товары, пока та завороженно смотрела на творившийся ужас. Иногда из расправ даже делали открытки. В некоторых случаях суды Линча превращались в настоящие погромы, как, например, в 1919 году в Элейн (Арканзас) и 1921 году в Талсе (Оклахома), где были убиты или ранены сотни чернокожих.

 

Причиной почти четверти расправ стали обвинения в изнасиловании (реальные или надуманные). Однако некоторые устраивали по совершенно пустячным предлогам вроде косого взгляда или столкновения с женщиной. «Во многих случаях линчевание проводили не из-за преступления, а за нарушение расовой иерархии», — говорит правозащитник Брайан Стивенсон. По его словам, казни устраивались главным образом, чтобы запугать чернокожих: с 1910 по 1970 годы более 6 миллионов из них бежали с юга, что существенно отразилось на облике страны. Брайан Стивенсон полагает, что этих людей нужно считать спасавшимися от «терроризма» беженцами, а не экономическими мигрантами.

 

За весь рассмотренный период ни одного белого не привлекли к ответственности за линчевание.

 

ПУНКТ № 5.

 

 

Негры в зоопарках Европы

 

Только в 1935-36 годах в Европе были ликвидированы последние клетки с неграми в зоопарках – в Базеле и Турине. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).

 

Уже в XVI веке негры были завезены в Европу в качестве экзотов, примерно как животные из новых открытых земель – шимпанзе, ламы или попугаи. Но до XIX века чёрнокожие жили в основном при дворах богатых людей – неграмотные простолюдины не могли поглядеть на них даже в книжках.

 

Всё изменилось с эпохой модерна – когда значительная часть европейцев не только научилась читать, но и эмансипировалась до такой степени, что затребовала себе таких же утех, что буржуазия и аристократия. Это желание белого простонародья совпало с повсеместным открытием зоопарков на территории континента, т.е примерно с 1880-х годов.

 

Тогда зоопарки стали наполняться экзотическими животными из колоний. В их число попали и негры, которых тогдашняя евгеника тоже причисляла к представителям простейшей фауны.

 

Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам и толерастам, их деды и даже отцы охотно делали бабки на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».

 

 

(Зоопарк в Базеле, 1930 год, в качестве экспозиции - сомалийцы)

 

Оправданием для европейцев может послужить лишь то, что многие белые реально до начала ХХ века не понимали – чем негр отличается от обезьяны. Известен случай, когда Бисмарк пришёл посмотреть в Берлинский зоопарк на негра, помещённого в клетку с гориллой: Бисмарк и вправду спрашивал смотрителя заведения, чтобы тот показал – где на самом деле в этой клетке человек.

 

 

(Император Германии Вильгельм II осматривает негров в зоопарке Гамбурга, 1909 год)

 

К началу ХХ века негры содержались в зоопарках уже упомянутых Базеля и Берлина, Антверпена и Лондона, и даже в российской Варшаве эти представители человечества были выставлены на потеху публике. Известно, что в Лондонском зоопарке в 1902 году клетку с неграми посмотрели около 800 тысяч человек. В общей сложности, не менее 15 европейских городов демонстрировали тогда негров в неволе.

 

 

Чаще всего смотрители зоопарков размещали в клетках т.н. «этнографические деревни» - когда в вольерах размещались сразу несколько чёрных семей. Они ходили там в национальных одеждах и вели традиционный образ жизни – что-то копали примитивными орудиями, плели циновки, готовили пищу на костре.

 

Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 годы в неволе умерло 27 негров.

 

 

 

Негры в то время содержались даже в зоопарках США, несмотря на то, что белые там жили с ним бок о бок более 200 лет. Правда, в неволю помещали пигмеев, которых американские учёные считали полуобезьянами, стоящими на более низкой ступени развития, чем «обычные» чёрные. При этом такие воззрения основывались на дарвинизме. К примеру, американские учёные Брэнфорд и Блюм писали тогда: «Естественный отбор, если не чинить ему препятствий, завершил бы процесс вымирания. Считалось, что если бы не институт рабства, поддерживавший и оберегавший чернокожих, им пришлось бы конкурировать с белыми в борьбе за выживание. Большая приспособленность белых в этом состязании была несомненной. Исчезновение чернокожих как расы стало бы лишь вопросом времени».

 

Сохранились записки о содержании пигмея по имени Ота Бенга. Впервые Ота вместе с другими пигмеями был выставлен в качестве «типичного дикаря» в антропологическом крыле Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе. Пигмеев во время их пребывания в Америке исследовали учёные, сравнивавшие «варварские расы» с интеллектуально отсталыми европеоидами по тестам на умственное развитие, по реакции на боль и тому подобное. Антропометристы и психометристы пришли к заключению, что по тестам на интеллект пигмеев можно сравнить с «умственно отсталыми людьми, которые затрачивают на тест огромное количество времени и допускают множество глупых ошибок». Многие дарвинисты отнесли уровень развития пигмеев «непосредственно к периоду палеолита», а учёный Гетти нашел в них «жестокость примитивного человека». Не отличились они и в спорте. По словам Брэнфорда и Блюма, «столь позорный рекорд, как тот, что был установлен жалкими дикарями, никогда прежде не был зафиксирован в истории спорта».

 

 

Пигмея Оту просили проводить как можно больше времени в обезьяннике. Ему даже дали лук и стрелы и разрешили стрелять «для привлечения публики». Вскоре Ота был заперт в клетке – а когда ему позволили выйти из обезьянника, «на него глазела толпа, а рядом стоял сторож». 9 сентября 1904 года началась рекламная компания. Заголовок в New York Times восклицал: «Бушмен сидит в клетке с обезьянами Бронкс-Парка». Директор, доктор Хорнеди утверждал, что просто предложил «любопытный экспонат» в назидание публике:

 

«[Он]... явно не видел разницы между маленьким чернокожим человечком и диким – животным; в первый раз в американском зоопарке человека выставляли в клетке. В клетку к Бенге подсадили попугая и орангутанга по имени Дохонг». В описаниях очевидцев говорилось, что Ота «немногим выше орангутанга... их головы во многом похожи, и они одинаково скалятся, когда чему-то рады».

 

 

Справедливости ради, надо упомянуть, что в зоопарках тех времён содержались не только негры, но и другие примитивные народы – полинезийцы и канадские инуиты, индейцы Суринама (знаменитая выставка в голландском Амстердаме в 1883 году), индейцы Патагонии (в Дрездене). А Восточной Пруссии и в 1920-е в неволе в этнографической деревне содержались прибалты, которые должны были изображать «древних пруссов» и исполнять их ритуалы перед зрителями.

 

Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий. А где-то – как в Германии с приходом Гитлера – власти волевым порядком отменили такие «шоу».

 

Французские зоопарки с неграми:

 

 

 

Зоопарк Гамбурга с неграми и другими цветными:

 

 

 

 

 

 

ПУНКТ № 6.

 

ХОЛОКОСТ НАМИБИИ.

 

На фоне истеричных переговоров вокруг Сирии и пугающих новостей с Корейского полуострова почти незамеченной остается дипломатическая дуэль между Германией и Намибией. Последняя требует от немцев признания жестокого геноцида столетней давности и компенсаций за оный, Берлин же пытается уйти от ответственности. «Двойные стандарты», – грустно констатирует немецкая пресса.

После трех лет переговоров и нескольких встреч в кулуарах разного рода саммитов министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером и его коллегой из Намибии Нетомбо Нанди-Ндаитва была создана германо-намибийская комиссия, в рамках которой будут обсуждаться вопросы политической, финансовой и культурной ответственности ФРГ за геноцид кайзеровскими войсками намибийских племен гереро и нама в период 1904–1908 годов.

«Германская армия продолжила преследование, отравляя колодцы, отбивая скот, расстреливая пленных, заболевших и отставших. Оставшихся заключили в концлагеря и превратили в рабов для немецких переселенцев»

Работа комиссии сразу обросла слухами, а в Намибии так и вовсе спровоцировала парламентский кризис. При этом в Германии сам факт проведения этих переговоров воспринимается очень болезненно. Принятие ответственности за «еще один холокост» может привести к пересмотру всей колониальной истории страны, а для современной германской нации это уже перебор.

Берлин оказался в крайне двусмысленном положении. Требовать от Турции признания геноцида армян можно, а самим признать геноцид гереро и нама – слабо? Сходу поднялась волна эмоциональной критики. Berliner Zeitung даже поинтересовалась: «Какова ценность звучащих каждый год в годовщину холокоста заверений ведущих немецких политиков в том, что о геноциде евреев нельзя забывать (он ведь означает ответственность, далеко выходящую за рамки настоящего, поскольку у геноцида нет срока давности), если в Берлине не услышали слов приехавших представителей племен гереро и нама о том, что «геноцид не имеет срока давности»? Адресаты из-за контролируемой потери памяти не помнят о массовом убийстве? Двойная мораль – это здесь, пожалуй, самое мягкое слово, которое можно подобрать».

Началось все в июле прошлого года, когда действующий верховный вождь гереро Векуии Рукоро и председатель Технического комитета по геноциду нама Ида Хоффман (у многих нама и дамаро до сих пор немецкие имена и фамилии) прибыли в Берлин, где произнесли пару прочувствованных речей. «Намибийско-германские двусторонние отношения родились из болезненного колониального прошлого. Отвратительные жестокости, совершенные Германией в нашей стране в период с 1904 по 1908 год, оставили глубокий шрам на нашей национальной психологии» – это самое мягкое из того, что тогда произносилось. В Германии от такого сразу впадают в ступор, и уже в сентябре Штайнмайер на встрече в Нью-Йорке с Нанди-Ндаитва согласился на создание совместной комиссии с неопределенными полномочиями и непонятными целями.

Сперва ее работа носила исключительно гуманитарный характер. В Намибии ее курировал вице-премьер правительства по культуре, ввиду чего в основном обсуждалось возвращение в страну вывезенных артефактов и сотен черепов убитых нама, дамаро и гереро. Уже в начале ХХ века в Германии увлекались изучением антропоморфных качеств «унтерменшей», и замер черепов в рамках сбора «научных доказательств» для расовых теорий в массовом порядке начался именно с готтентотских народов – первых, до кого дотянулся германский колониализм.

ООН признала уничтожение племен гереро и нама актом геноцида еще в 1985 году, на волне обретения Намибией реальной независимости, которая была провозглашена в 1990-м – после окончательного вывода южноафриканской армии. Тогда же прозвучало и сравнение с холокостом. В 1904 году племена гереро и нама под предводительством Самуэля Магареро и Хендрика Виттбооя подняли восстание против германской колониальной администрации, убив 120 немцев. В ответ «Дойче банк» профинансировал посылку в Намибию 14-тысячной армии во главе с тогда полковником, а впоследствии генералом Лотарем фон Тротта, уже имевшим опыт подавления восстания Маджи-Маджи в германской Восточной Африке (современная Танзания). На экспедицию охотно жертвовал средства крупный капитал, поскольку тогда германские колонии управлялись не столько государством, сколько авантюристами и спекулянтами. Фон Тротта легко разгромил повстанцев, вооруженных в большинстве своем копьями и стрелами, хотя попадались и купленные у англичан старые ружья. Против пулеметов и пушек это не работало.

Но фон Тротта на этом не остановился. Командующий предъявил племенам ультиматум: «Гереро больше не являются германскими подданными. В рамках германских границ каждый представитель гереро, с оружием или без, со скотом или без, будет расстрелян, я больше не приму ни женщин, ни детей, отгоняю их обратно к народу или отдаю приказ расстреливать. Это мои слова народу гереро». Затем ультиматум распространили на народы нама и дамаро. Племена стали отступать через пустыню Калахари в сторону британского Бечуаналенда (современная Ботсвана), поскольку англичане предложили им убежище. Германская армия продолжила преследование, отравляя колодцы, отбивая скот, расстреливая пленных, заболевших и отставших. Оставшихся на территории германской юрисдикции заключили в концлагеря и превратили в рабов для немецких переселенцев. Женщин гереро массово насиловали и принуждали заниматься проституцией. Попутно досталось и совершенно безобидному, не принимавшему участия в восстании народу химба, который был уничтожен практически полностью.

Так с доминировавшим до этого в Намибии народом гереро было покончено – три четверти племени было уничтожено физически, его общая численность упала до 15 тысяч, причем выжившие были возвращены в каменный век и попали в положение рабов. Еще больше пострадало готтентотское племя нама (гереро – этнические банту) – в живых осталось не более 10 тысяч человек.

В Германии уничтожение гереро и нама оправдывали и даже поддерживали. В частности, Юлиус Шарлах – гамбургский адвокат, спекулянт и колониальный предприниматель – дал в тот период самое точное и вместе с тем жестокое определение колониализма: «Колонизировать, как показывает история всех колоний, означает не приблизить коренных жителей к цивилизации, а подавить их и в конечном счете уничтожить... Этот, в общем-то, грустный факт должен рассматриваться как историческая необходимость». Правда, под давлением европейской общественности (в том числе и русской), ранее активно поддерживавшей буров, а затем выступившей и против «германских жестокостей», император Вильгельм отказал Лотарю фон Тротта в личной аудиенции, зато наградил высшими наградами империи.

Сейчас гереро в Намибии не более 7% населения, а нама и других бушменов – не более 5%. Вопрос о компенсации со стороны ФРГ впервые поднял еще в 80-х годах восьмой верховный вождь гереро Куаима Рируако, лидер Национальной общественной демократической партии (НУДО) и член парламента Намибии. Он нанял нью-йоркскую адвокатскую контору, которая вчинила иск ФРГ на 4 миллиарда долларов по образу и подобию выплат евреям и «подневольным рабочим» времен Третьего рейха. Эта сумма заметно превышает те 3,5 миллиарда марок, которые ФРГ выплатила Израилю (без учета пенсий). Но Рируако удалось добиться от Бонна только формальных извинений – официально правительство Германии продолжает отрицать факт геноцида и не признает решение ООН. В 2009 году вождь Рируако проиграл президентские выборы, отошел от политики и в 2014 году скончался. Но его дело подхватил новый верховный вождь – Векуии Рукоро, изобретший лозунг «отвоевать слезы» (fight back tears, terugvat trane). В свое время Рукоро работал и генеральным прокурором Намибии, и директором Национального банка, и президентом «Эйр Намибия», а учился в Университете Уорвика и Вашингтонском юридическом колледже. Так что он не так прост, как посчитали в Берлине, увидев коренастого африканца в традиционной одежде.

Штайнмайер сделал ход конем, назначив переговорщиком с германской стороны Руперта Поленца, работавшего всю эпоху Ангелы Меркель председателем комитета бундестага по международным делам. На этой должности он, кстати, всячески поддерживал Украину в конфликте с Россией, выступал за жесткие санкции и оказал давление на неправительственный фонд «Квадрига«, который еще в 2011 году вознамерился дать премию Владимиру Путину. В результате «Квадрига«была вынуждена отказаться от проведения церемонии награждения. Но для нашей истории более важно, что все время работы в бундестаге Поленц был главным лоббистом принятия Турции в ЕС. А выйдя в отставку, закономерно отправился работать в Стамбул – в политический центр при Университете Санбаджы, откуда его осенью прошлого года и выдернул Штайнмайер, «бросив на гереро». Логика тут простая: Руперт Поленц искренне убежден, что никакого геноцида армян не было, следовательно, он и будет оборонять позиции Германии по геноциду гереро и нама, которого, с точки зрения Берлина, тем более не было.

С этого момента начались чудеса. Президент Намибии Хаге Гейнгоб (кстати, ветеран борьбы с апартеидом) после долгого размышления назначил главой комиссии в ранге специального посланника доктора Зеда Нгавируэ – опытного дипломата, более десяти лет проработавшего послом Намибии в ЕС и странах Бенилюкса. Это назначение вызвало резкую критику в Намибии, поскольку интеллигентный Нгавируэ, с точки зрения критиков, не обладал достаточной харизмой, чтобы противостоять тевтонам. Действительно, его деятельность свелась к переговорам о возвращении «культурных ценностей», в первую очередь все тех же черепов и предметов, использовавшихся в религиозных обрядах до христианизации гереро (сейчас они лютеране по немецкому образцу).

«Колонизировать, как показывает история всех колоний, означает не приблизить коренных жителей к цивилизации, а подавить их и в конечном счете уничтожить... Этот, в общем-то, грустный факт должен рассматриваться как историческая необходимость»

Немецкая сторона залегла в обороне. Все последние полгода Берлин в официальном общении тщательно избегал самого слова «геноцид», но намекал, что готов выплатить некоторую компенсацию «непосредственным потомкам пострадавших», только, мол, отстаньте. Тут уж эмоциональное африканское сознание не выдержало – бунт возглавила представитель народа нама Ида Хоффман. Она выступила как раз от лица «потомков пострадавших», заявив, что они чувствуют себя «пасынками правительства» из-за манипуляций с вопросом о компенсации, которую в Намибии почему-то принято называть «репарациями». Также она обвинила президента Гейнгоба в том, что он «вносит раздор между племенами», поскольку во всех переговорных документах с Германией употребляется термин «геноцид гереро», а о ее родном племени нама как бы забыли.

Дополнительный градус спору придали планы застройки Акульего острова у порта Людериц. Главный порт страны, добывающей урана больше всех в мире (также в Намибии добывают алмазы, газ и еще всякого по мелочи), требует срочного расширения. Но на Акульем острове находился один из крупнейших концентрационных лагерей, в который немцы согнали остатки гереро и нама. И в ходе строительства кладбище погибших в концлагере было разорено.

Демарш Иды Хоффман поддержал и лидер Демократической партии – местной оппозиции в парламенте МакГенри Венаани. По его словам, «потомки пострадавших оказались исключены из переговорного процесса между Намибией и Германией», а весь процесс захватили «медиаторы», назначенные правительством. Пошли даже намеки на коррупцию и выяснения, зачем из бюджета было выделено четыре миллиона долларов на деятельность переговорщиков. Посыпались и обвинения в адрес доктора Нгавируэ, которому даже подыскали замену – спикера нижней палаты парламента Тео-Бена Гурираба. Он считается успешным дипломатом мирового уровня, поскольку, будучи министром иностранных дел, добился в 1993 году включения в состав Намибии порта Уолфиш-бэй, который по всем юридическим нормам должен был остаться за ЮАР.

Давление на Берлин в короткий срок превратилось одновременно и в своего рода «национальную идею», и в главный аргумент в борьбе оппозиции против правительства партии СВАПО, которая несменяемо руководит Намибией с момента обретения независимости. Со своей стороны правительство отреагировало на выходки оппозиционных парламентариев крайне резко. Несколько министров в жестких выражениях намекнули Иде Хоффман, что с немцами они сами разберутся, а ей бы подучиться неплохо, тем более что Хоффман попутно предложила вчинить аналогичный иск к ЮАР за политику апартеида, а это уже совсем смерти подобно – вся жизнь в Намибии завязана на Южную Африку.

В правительстве намекают, что схема с выплатой компенсаций «потомкам» чисто внешне напоминает те пенсии, которые ФРГ платит жертвам холокоста. Другое дело, что ФРГ под шумок удалось перевести переговоры именно в область материальной компенсации на персональной основе, «заболтав» идею одноразовой крупной выплаты именно за геноцид как событие. Намибийцы (как политики, так и переговорщики) попались в простейшую ловушку. С одной стороны, признание геноцида вроде как «дело чести», с другой стороны, выплаты компенсации потомкам выглядят синицей в руке. Так «дело чести» ужалось до финансовых калькуляций.

Главная задача Берлина – любыми средствами увернуться от формального признания обвинения в геноциде. Выплаты потомкам пострадавших не являются таким признанием, а их практическая реализация способна затянуть переговоры на долгие годы. Вообще сложно себе представить, как, скажем, нынешние представители племени нама будут собирать документы о страданиях своих предков. У нама и химба до сих пор нет своей письменности, язык межнационального общения – африкаанс, а архивов времен германской колонии не существует в принципе.

ФРГ же тем временем нанесла неожиданный контрудар. В Намибии проживает более 100 тысяч африканеров и около 35 тысяч намибийских немцев – прямых потомков первых колонистов (многие немцы во второй половине ХХ века записывались бурами). До 1990 года немецкий язык имел статус второго государственного (даже сейчас государственным английском языком, точнее, тем, что в Намибии за него принимают, в должной мере владеют не более 7% населения), кроме того, на нем предпочитают разговаривать еще примерно 15 тысяч африканцев из числа бывших боевиков-подпольщиков, обучавшихся и проживавших в свое время в ГДР. Это так называемый кюхендейч, или «черный немецкий», а владеет им наиболее влиятельная группа намибийцев. Это и белые, сохранившие после обретения Намибией независимости свое экономическое и политическое влияние, и «гэдээровцы», естественным образом ставшие министрами и генералами. Одним словом, ФРГ умудрилась увязать переговоры по геноциду с поддержкой немецкого языка и культуры в Намибии, что ввергает африканских переговорщиков в ступор.

Первый раунд Германия выигрывает за явным преимуществом. Намибийцам банально недостает опыта для такого рода переговоров. Кроме того, это печальный пример того, как действительно священное и благородное дело быстро превратилось и в средство наживы, и в рычаг давления во внутриполитической борьбе. Возможно, эта история затянется на годы, но в Берлине все равно будут испытывать противоречивые чувства всякий раз, когда верховный вождь гереро в своих странных одеждах заглянет на огонек в бундестаг и на своем «кюхендейч» спросит: «Как вы тут без меня? Скучали?».

 

 

ПУНКТ № 7.

Негры на плантации сахарного тростника на Ямайке. Фото примерно 1891 года.

 

9 февраля 2015 года Министерство финансов Великобритании поздравило подданных Елизаветы II в своем Твиттере: «Миллионы из вас благодаря налогам помогли положить конец работорговле. Знаете ли вы, что в 1833 году Британия потратила 20 миллионов фунтов на то, чтобы купить свободу всем рабам в Империи? Сумма заимствованных для закона об отмене рабства денег была столь велика, что выплачивалась вплоть до 2015 года. А это значит, что ныне живущие британские граждане помогли расплатиться за отмену работорговли».

 

Твит, как это часто случается в министерствах Ее Величества, был быстро удален, потому что вызвал бурю негодования в сети. Однако, как это случается не менее часто, цитируется до их пор.

Мне всегда казалось удивительным, что Великобритания первой среди европейских стран отменила рабство. Образ этой жестокой империи плохо вяжется с гуманизмом. Если, разумеется, черпать информацию и ощущения не только по прекрасным сериалам и фильмам из жизни английской элиты.

Автор приходит к неутешительному выводу: «К 1833 году экономическая система британского рабства уже была при смерти, оставалось только покончить с ней официально». Возможно и так, но другие страны последовали примеру англичан далеко не сразу — например, в США рабство было отменено в 1865 году, в Бразилии в 1888 году, в Османской империи в 1897 году (де-факто в 1923 году), в Китае в 1910 году. В Саудовской Аравии рабовладение продержалось до 1962 года. Последней стала Мавритания, в которой рабство было упразднено президентским указом в 1981 году.

Подсчитано, что с XV по XIX век более 11 миллионов закованных в кандалы чернокожих пленных были насильственно перевезены из Африки в Америку. Начиная с последних десятилетий 1400-х годов, африканцев похищали из семей, сгоняли в темные ямы, а затем в корабельные трюмы. К концу XVII века англичане стали доминировать в работорговле, обогнав португальцев, испанцев и голландцев. Половина всех африканцев, обращенных в рабство в XVIII веке, была перевезена в трюмах британских кораблей.

Но для меня представляют интерес вовсе не дела минувших дней, хотя автор раскрашивает свой рассказ некоторыми пикантными и неизвестными мне подробностями. Например, такими:

Пленников часто бросали за борт, когда те были больны, обладали чересчур сильной волей или их было невозможно прокормить. Тех, кому удавалось пережить путешествие, выбрасывали на берег и продавали тому, кто больше заплатит, снова и снова, как финансовые активы. Матерей разлучали с детьми, мужей — с женами, люди становились собственностью. Рабов насиловали и линчевали, клеймили, избивали и калечили.

Многие рабовладельцы в своих дневниках, справочниках, газетных статьях и письмах с готовностью признавали все те наказания и нарушения, которым подвергали чернокожих людей на тростниковых полях и в стенах своих домов.

Возьмем, к примеру, непростительные воспоминания о насилии и хищничестве, которыми полон дневник Томаса Тислвуда, британского рабовладельца на Ямайке в середине 1700-х годов. В свои 37 лет Тислвуд описал 3 852 случая половых контактов с 136 порабощенными женщинами на Ямайке. В записи от 23 июля 1756 года он описал наказание раба следующим образом: «Слегка выпорол его, хорошенько натер спину уксусом, заставил Гектора испражниться ему в рот, сразу же засунул туда кляп и заставил ходить с ним 4 или 5 часов».

Оказывается, в Англии рабство было отменено не совсем так, как я себе представлял. Скажу мягко, не как крепостное право в России.

В статье рассказывается, что банкиры Натан Майер Ротшильд и его шурин Мозес Монтефиоре согласились одолжить британскому правительству 15 миллионов фунтов стерлингов, а позже правительство добавило к этой сумме еще 5 миллионов. Общая сумма составила 40% годового дохода правительства, что сегодня эквивалентно примерно 300 миллиардам фунтов стерлингов. Именно этот заем и удалось погасить почти через два века, в 2015 году.

На что же пошли эти сумасшедшие деньги?

Первое что, приходит в голову, — на компенсацию рабам. Согласитесь, такая акция и была бы проявлением гуманизма. Но в королевстве обычная человеческая логика никогда не действовала.

The Guardian подробно описывает, какие баталии в начале XIX века развернулись в парламенте вокруг компенсации… рабовладельцам. В Великобритании таких оказалось 47 тысяч человек, среди которых был, например, предок Дэвида Кэмерона, имевший 202 раба. Им-то в конечном итоге и выплатили деньги — как людям, потерявшим собственность.

А за кредит банкиров почти двести лет расплачивались подданные Короны своими налогами, о чем радостно сообщило Министерство финансов, пытаясь, видимо, поднять дух патриотизма. Но столкнулось, как мы уже знаем, с прямо противоположной реакцией простых англичан. Которые вдруг узнали, что из поколение в поколение, по сути, набивали карманы миллионеров-рабовладельцев — из собственных довольно дырявых карманов.

Конечно, подданных Ее Величества нельзя назвать рабами. Все же труд у них не невольничий. Похожи они на негров с хлопковых полей только тем, что не имеют права голоса и не знают, на что идут их налоги.

В англосаксонском шкафу столько скелетов, что лучше бы им не теребить наших. Со своими бы для начала разобрались.

 

ПУНКТ № 8.

ЮАР после апартеида

 

 

Мы ехали по вечернему хайвэю, где-то по окружной, а город был виден вдали. Старый Йоханнесбург - сказала жена моего друга, и махнула рукой в сторону высоких силуэтов темноватых зданий... Убитый город. Живут бомжи и преступники - туда ни одна машина не заезжает добровольно.

-Как, спросил я, в НЕБОСКРЕБАХ??? Бомжи?

-Ну да..Как свободу объявили - вот они из деревень поприезжали...теперь поселились...живут..А компании уехали. Там все поотключали в этих домах... свет..воду.."

(с) русский эмигрант живущий в Канаде о Йоханнесбурге

Всем привет. Я хочу рассказать вам о городе Йоханнесбург. Суть такова. Жили были англичане и голландцы лет так триста назад. Колонизировали всё что движется и не движется. И добрались до африки. На самой южной части африки они обнаружили плодородные земли и прекрасный климат. Райское место. Начали колонизировать. На востоке голландцы а на западе англичане. Воевали друг с другом и всё такое. Потом на заре 20-го века объединились в ЮАР. Короче одна страна восток голландский, запад английский. А потом... Вообщем у англичан с ниггерами всё было ок. Они типа договаривались там и жили мирно. А вот у голландцев...

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.