Факторы рациональной организации жизнедеятельности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Факторы рациональной организации жизнедеятельности

2019-12-19 143
Факторы рациональной организации жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

работника умственного труда. К умственному труду относят дея-

тельность, которая характеризуется большим умственным и эмо-

циональным напряжением при слабой мышечной активности.

В настоящем разделе будут рассмотрены факторы рацио-

нальной жизнедеятельности применительно к работникам ум-

ственного труда. Это обусловлено профессиональной ори-

ентацией настоящего учебного пособия на учителей, студентов

и школьников.

Труд педагога связан с высокой плотностью межличност-

ных контактов и возможностью конфликтов при необходимос-

ти выполнения запланированного объема работы в жестко

регламентированный период времени; труд учащихся и студен-

тов - с освоением новых знаний, требующих поддержания высо-

кого уровня внимания, памяти и т.д. в течение длительного вре-

мени. Согласно «Гигиеническим критериям оценки и класси-

фикации условий труда по показателям вредности и опасности

факторов производственной среды, тяжести и напряженности

трудового процесса» от 1998 года, труд педагога можно отнес-

ти ко 2 степени 3 класса (3.2.). То есть, условия труда педагога

5 0

характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вы-

зывают стойкие функциональные изменения, приводящие в

большинстве случаев к увеличению производственно обуслов-

ленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня

заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в пер-

вую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наи-

более уязвимых органов и систем для данных вредных факторов),

появлению начальных признаков или легких (без потери профес-

сиональной трудоспособности) форм профессиональной патоло-

гии, возникающих после продолжительной экспозиции.

Труд студентов высшего учебного заведения, согласно

указанной классификации, можно отнести к 1 степени 3 класса

(3.1.). Условия труда при этом характеризуются такими от-

клонениями уровней вредных факторов от гигиенических нор-

мативов, которые вызывают функциональные изменения, вос-

станавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к

началу следующей смены) прерывании контакта с вредными

факторами и увеличивают риск повреждения здоровья.

Интеллектуальный труд в процессе эволюции возник го-

раздо позже мышечного и свойствен лишь человеку. С учетом

того обстоятельства, что темпы охвата контингента и интен-

сивность самого умственного труда в истории цивилизации ис-

ключительно велики, можно считать, что на протяжении раз-

вития человека как вида в его организации еще не сформирова-

лись механизмы удовлетворительной адаптации к нему. По-

видимому, это обусловлено двумя взаимопротивоположными

обстоятельствами. Во-первых, объем информации в мире каж-

дые 10 - 12 лет удваивается, что ведет к заметному уплотнению

объема информации, которую человек должен усвоить в еди-

ницу времени, - это ______требует от него высокой психической ус-

тойчивости, длительных нервных напряжений, длительного

поддержания внимания и т.д. Во-вторых, пропорционально

снижается двигательная активность работника, занятого в сфе-

ре умственного труда. При сочетании обоих этих условий на-

ступающее умственное утомление в отличие от мышечного не

5 1

приводит к прекращению работы, а, продолжаясь, ведет к перевоз-

буждению и невротизации. Накапливаясь во времени и углубляясь,

эти сдвиги ведут в дальнейшем уже к переутомлению со стойким

снижением работоспособности и к развитию многих соматических

заболеваний, выражающихся в хронической патологии различных

функциональных систем организма.

Самым серьезным отрицательным для здоровья фактором

умственной деятельности является гиподинамия. Вот почему

необходимо отметить, что у представителей умственного тру-

да часто отмечаются ухудшения в состоянии сердца, склероти-

ческие изменения сосудов, нарушения артериального давления,

ослабление дыхательной функции, застой крови в нижних до-

лях легкого, в полости живота, в нижних конечностях. В связи с

нарушениями в желудочно-кишечном тракте возникают изме-

нения обмена веществ и самочувствия, часто развивается пер-

вичное (алиментарное) ожирение.

Специфика интеллектуального труда заключается и в том,

что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают

человека, и рабочая доминанта сохраняется в ЦНС достаточно

долго. Это обстоятельство для педагогов, студентов и школь-

ников усугубляется тем, что и вне учебного расписания их про-

фессиональная деятельность сопряжена со значительным вре-

менем, необходимым для работы с новой информацией по спе-

циальности и для подготовки к занятиям.

Последнее обстоятельство обусловливает частое развитие

у представителей умственного труда неврозов, которые сами по

себе являются непосредственным фактором возникновения мно-

гих патологических реакций. Напомним, что, по данным ВОЗ,

именно с нарушениями психики (в основе которых и лежат не-

врозы) связано возникновение тех групп заболеваний, которые

дают подавляющую долю смертности в мире: гипертония, ате-

росклероз, злокачественные новообразования, сахарный диабет.

Степень влияния умственного труда на работника

определяется многими факторами, суммарное действие кото-

рых в конечном итоге предопределяется эффективностью адап-

5 2

тации его организма к самой работе, то есть уровнем его рабо-

тоспособности. Последняя, в свою очередь, зависит от:

· индивидуальных особенностей работника - гено- и фе-

нотипических, половых, возрастных, то есть тех, которые от него

самого не зависят, но должны обязательно учитываться в его

профессиональной деятельности;

· образа жизни работника, определяющего текущее состоя-

ние его здоровья;

· физического развития и физической подготовленности

работника;

· степени освоения работником навыков профессиональ-

ной деятельности;

· организации и физических характеристик условий трудо-

вой деятельности: освещения, температуры и влажности возду-

ха, шума и др.;

· психо-социальных факторов: настроения, самочувствия,

мотивации и др.

Работоспособность работника умственного труда характе-

ризуется закономерной динамикой в течение рабочего дня. Ее

исходное значение, как правило, оказывается низким. Уже в

процессе работы начинается врабатывание, которое предпола-

гает постепенное повышение работоспособности до оптималь-

ного уровня за счет нескольких механизмов: формируется не-

обходимое соотношение возбудительно-тормозных процессов

в ЦНС; восстанавливается проходимость тех нервных времен-

ных связей, которые создают необходимый для данной деятель-

ности динамический стереотип; достигается адекватный уровень

вегетативных функций (кровообращения, дыхания), выработ-

ки гормонов и активности обмена веществ. Необходимо отме-

тить, что у детей скорость врабатывания выше, а у пожилых

людей - ниже, чем у людей среднего возраста, в связи с измене-

ниями в уровне соотношения силы и подвижности процессов

возбуждения и торможения в ЦНС. Разумеется, скорость вра-

батывания во многом зависит и от генетически обусловленно-

5 3

го типа высшей нервной деятельности, поэтому она выше у холери-

ка по сравнению с флегматиком и у сангвиника по сравнению с

меланхоликом.

Существует целый ряд способов ускорения врабатывания.

В частности, одним из эффективнейших среди них является

утренняя гигиеническая гимнастика, вторая половина которой

должна включать упражнения, подготавливающие человека к

выполнению соответствующей профессиональной деятельно-

сти. Для работников умственного труда (в том числе учащихся,

педагогов, ученых) это должны быть упражнении на внимание,

на быструю смену возбудительно-тормозных процессов, повы-

шение возбудимости ЦНС.

Перед выполнением основной работы роль своеобразной

разминки может играть тщательная подготовка рабочего мес-

та с восстановлением динамического стереотипа, моделирую-

щего предстоящую деятельность. Исследования показывают,

что целенаправленными действиями можно добиться ускоре-

ния времени врабатывания в несколько раз.

Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой

работоспособности, когда человек работает наиболее про-

дуктивно и качественно. Длительность этой фазы, а следователь-

но, и эффективность, качество труда определяются многими

обстоятельствами: видом самой работы, ее характеристиками

(интенсивность, смена периодов высокой и более низкой актив-

ности), индивидуальными особенностями работника (как врож-

денными, так и являющимися результатом воспитания), моти-

вацией, интересом, условиями выполнения самой работы (по-

казатели состояния воздуха, обстановка, шума и др.), самочув-

ствием и т.д. Несомненно, что целенаправленной организаци-

ей трудовой деятельности можно заметно удлинить фазу

устойчивой высокой работоспособности.

Постепенно в процессе работы начинает развиваться

утомление. Под утомлением понимается временное снижение

работоспособности, обусловленное выполненной работой. В

биологическом отношении утомление представляет собой за-

5 4

щитную реакцию, которая физиологически связана с развитием в

ЦНС так называемого запредельного торможения. Оно нарастает

постепенно и вначале субъективно не ощущается, однако затем

начинает проявляться рядом внешних признаков (табл. 8).

При значительном утомлении человек путем волевого уси-

лия может продолжать выполнять работу, однако в результате

усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно разви-

вается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы ста-

новится невозможным (что, в частности, выражается в нарас-

тающем числе ошибок, снижении точности движений).

Таблица 8. Внешние признаки утомления при умственном труде

Следует отметить, что если утомление отражает объектив-

ные изменения в организме, наступающие в результате выполнен-

ной работы, то усталость является субъективным отражением от-

ношения самого работника к выполняемой работе. Так, при выпол-

нении неинтересной, монотонной работы очень быстро наступает

запредельное торможение, хотя объем уже исполненной работы

5 5

может быть небольшим, то есть усталость опережает утомление

(вот почему при изменении характера работы в это время работник

может показать высокую работоспособность). И наоборот, при за-

нятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполне-

нию (награда) человек может работать достаточно долго без ви-

димых признаков утомления (хотя физиологические критерии его в

организме накапливаются, однако эмоциональное напряжение скра-

дывает их субъективное восприятие). При усталости еще возмож-

но продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается

творчества и все больше обнаруживается стандартных решений.

Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровожда-

ется нарастающим чувством напряжения, а затем и неудовлетво-

рения и раздражения.

Утомление само по себе не является каким-либо небла-

гоприятным состоянием для организма - это естественная реак-

ция на выполненную работу. Более того, утомление ______является

обязательным условием повышения работоспособности. Меха-

низм последнего заключается в том, что, продолжая работать в

условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым

усилием, человек постепенно расширяет свои возможности в

выполнении работы. Однако при этом следует учитывать, что

чем более значительным оказывается утомление (и, следователь-

но, предпосылки роста работоспособности), тем более благопри-

ятные условия восстановления (отдыха) должны создаваться.

То есть речь идет о том, что состояние и динамика работоспо-

собности должны определяться не только величиной выполнен-

ной работы, а скорее соотношением «работа/отдых». Такое ут-

верждение обусловлено тем, что продолжение работы в услови-

ях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в

долг» — за счет резервных возможностей организма.

Естественно поэтому, что в периоде восстановления эти

резервы следует компенсировать (благодаря же «эффекту маят-

ника» при полноценном отдыхе эти резервы восстанавливают-

ся с некоторой суперкомпенсацией, что и является основным фак-

тором повышения работоспособности). В таком случае становится

5 6

понятной вся важность правильной организации нерабочего режи-

ма работника умственного труда для поддержания высокого уров-

ня его работоспособности.

Нарушение соотношения «работа/отдых» за счет неполноцен-

ности второй компоненты означает, что повторная работа будет

начинаться на фоне неполного восстановления работоспособности.

При сохранении такого положения в течение определенного време-

ни постепенно развивается состояние переутомления как длитель-

ного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося

функциональными нарушениями в ЦНС и в системах жизнеобеспе-

чения организма. Если не принять соответствующих мер реабили-

тации, то могут наступить и морфологические нарушения, прояв-

ляющиеся в соматических заболеваниях, патологии нервной, сер-

дечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, измене-

ниях в обмене веществ. Нарастание переутомления поэтому сопро-

вождается прогрессирующими изменениями в различных сторонах

жизнедеятельности человека (табл. 9). Неудивительно поэтому, что

если при начинающемся переутомлении человек нуждается лишь в

регламентации образа жизни, то при глубоких его степенях уже не-

обходимо медицинское лечение.

Существует большое многообразие методов и средств

обеспечения высокого уровня работоспособности и здоровья

работника умственного труда. Они касаются как непосредствен-

но периода работы, так и послерабочего времени.

Особого разговора заслуживает роль двигательной актив-

ности в жизнедеятельности человека, занимающегося умствен-

ным трудом. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс,

причем тем более выраженный, чем сложнее и эмоциональнее

задача. Однако следует знать, что в биологическом плане ко-

нечным звеном стресса является движение, в процессе которо-

го, в частности, разрушаются гормоны стресса (вырабатывае-

мые гипофизом, надпочечниками, щитовидной железой и др.).

Отсюда становится понятным, что если, как это чаще всего и бы-

вает, работник умственного труда в процессе своей профессиональ-

5 7

ной деятельности двигаться не может, то это приводит, с одной сторо-

ны, к формированию очага застойного возбуждения в ЦНС (поэ-

тому так трудно «выбросить из головы» рабочую проблему и после

работы), а с другой - в организме в течении рабочего дня скапли-

вается значительный объем упомянутых гормонов. Вот почему

двигательная активность во время перерывов в работе способствует

предупреждению наступления преждевременного умственного утом-

ления, а после работы - позволяет снять застойную «рабочую» до-

минанту и устранить избыточно накопившиеся гормоны стресса.

Таблица 9. Характеристика степеней переутомления

(по А.С.Егорову, В.П.Загрядскому, 1973 г.)

5 8

Исследования И.М. Сеченова позволили внести в физиоло-

гию трудовой деятельности понятие «активного ________отдыха ». Суть

его заключается в том, что при наступлении утомления восста-

новление работоспособности более эффективно протекает не в ус-

ловиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее

не работавших функциональных единиц. В настоящее время убеди-

тельно доказано, что наилучшие условия для восстановления рабо-

тоспособности создаются при переключении работы на другие виды

деятельности, требующие активности систем, не участвовавших в

формировании утомления. При умственном утомлении такой иде-

альной деятельностью является двигательная активность, в про-

цессе которой мощная импульсация от рецепторов опорно-двига-

тельного аппарата дает быстрый положительный результат.

Утомление левого (у правшей) полушария (ведающего рече-

выми функциями и абстрактным мышлением) при умственной

деятельности наступает позднее, если одновременно загружено

и правое полушарие (ведающее образно-познавательными

процессами). Помимо использования иллюстративных, цвето-

вых, наглядных пособий активирует правое полушарие и уме-

ренная мышечная деятельность. Возможно, это в какой-то сте-

пени объясняет высокую эффективность и производительность

труда, например, В. В. Маяковского, который любил ходить во

время творческого труда, Д.И. Менделеева, А. Дюма-старшего,

Э. Хемингуэя, которые всегда работали, стоя за конторкой.

Физическая активность, как правило, повышает эмоциональ-

ный статус человека, создавая условия хорошего настроения, ко-

торое само по себе является благоприятным фоном для высоко-

продуктивной умственной деятельности.

Подбор возможных средств мышечной деятельности, ко-

торые можно использовать с целью активного отдыха, опреде-

ляется и видом умственной работы, и решаемыми в данный

момент задачами. Так, во время физкультпауз, выполняемых

через 2 - 2,5 часа после начала работы и во второй половине

дня после обеда в течение 5 - 7 минут, могут использоваться

простейшие гимнастические упражнения. Помимо указанных эф-

5 9

фектов такие средства должны решать и ряд других задач, связан-

ных с компенсацией недостатков рабочей позы, напряжения зри-

тельного аппарата, эмоционально-психического напряжения, затруд-

нения мозгового кровообращения.

Физкультминутки, выполняемые ежечасно в течение 2 - 3

минут непосредственно на рабочем месте, способствуют снятию

развивающегося утомления благодаря воздействию пре-

имущественно на утомленные части тела (спина, шея, глаза) и

через активизацию вентиляции в нижних долях легких.

В обеденный перерыв желательно выполнить несколько

энергичных упражнений силового или скоростно-силового ха-

рактера в течение 5 - 7 минут, а после приема пищи (если оста-

лось время) — спокойно походить.

Вне рабочего режима заслуживают внимания утренняя

гигиеническая гимнастика и целенаправленная двигательная

активность, соответствующая особенностям выполняемой ра-

ботником работы. Следует лишь добавить, что для работников

умственного труда в двигательном режиме обязательными дол-

жны быть упражнения для тренировки сосудов головного моз-

га, так как именно от их эластичности и проходимости зависит

кровоснабжение головного мозга - важнейшее обстоятельство,

поскольку клетки мозга не имеют, в отличие от всех других,

запасов питательных веществ и кислорода. При напряженной

же мыслительной деятельности недостаточная эластичность

этих сосудов относительно быстро вызывает их спазм, влеку-

щий за собой закономерное снижение работоспособности.

Другим важным обстоятельством, учет которого помога-

ет добиться высокой работоспособности и эффективности

умственного труда, является ритмический характер текущих в

организме физиологических процессов, что оказывает несомнен-

ное влияние и на процессы, протекающие в ЦНС. Большинству

людей свойственна определенная последовательность измене-

ния работоспособности - так называемых ритмик, в меньшем

числе случаев у людей такой закономерности нет - аритмик. В

зависимости от времени подъема работоспособности первые под-

6 0

разделяются на утренний тип («жаворонки») и вечерний («совы»).

«Жаворонки» обычно просыпаются рано, быстро включаются в

работу, бодрость и работоспособность у них сохраняются в тече-

ние всего рабочего дня с максимальной работоспособностью в 10 -

11 и в 17 - 18 часов, после чего они начинают снижаться и к 20 - 21

часам оказываются на низком уровне. «Совы» просыпаются труд-

но, чувствуют обычно себя разбитыми, невыспавшимися, тяжело

входят в рабочий режим. Работоспособность и самочувствие их

постепенно нарастают после полудня и достигают наивысших зна-

чений к 18 - 22 часам, поэтому они неохотно и поздно отходят ко

сну.

Существует мнение, что распределение людей на «жаво-

ронков» и «сов» не является результатом врожденных особен-

ностей, а скорее отражает сложившиеся стереотипы в режиме

жизнедеятельности. Вот почему нередки случаи, когда, напри-

мер, у человека меняется социальный статус (студент становит-

ся служащим, свободный режим работы заменяется жестким

режимом, меняется семейное положение, рождаются дети и т.д.),

как правило, постепенно меняется и суточный биоритм, при-

чем отмечено, что переход к утреннему ритму хотя и происхо-

дит болезненнее, однако в последующем жизнедеятельность и

самочувствие оказывается более благоприятными, чем обрат-

ный переход.

С учетом особенностей своей ритмики работнику, занятому

в сфере умственного труда, если есть такая возможность, следует

таким образом распределять нагрузку, чтобы решение наиболее

сложных задач приходилось на периоды наивысшей работоспо-

собности, период же снижения последней следует использовать для

выполнения - менее сложного труда или даже отдыха. Такое рас-

пределение возможно, разумеется, только в том случае, если ра-

ботник планирует и свою жизнедеятельность, и труд.

Необходимость планирования диктуется и существовани-

ем определенной закономерности в изменении работоспо-

собности в течение не только рабочего дня, о чем говорилось

выше, но и рабочей недели. При пятидневном режиме работы мак-

6 1

симум ее приходится на вторник - четверг, при шестидневной - на

среду - четверг, и, как это ни кажется необычным, некоторый подъем

работоспособности отмечается в субботу. Естественно, что с уче-

том этих особенностей возможно планировать нагрузку в течение

недели таким образом, чтобы достичь максимальной производи-

тельности труда. С другой стороны, знание такой динамики умствен-

ной работоспособности диктует определенные требования и к орга-

низации жизнедеятельности в выходные дни (о чем будет сказано

ниже), для того чтобы не только снять явления накопившегося в

течение рабочей недели утомления, но и обеспечить более высо-

кий уровень работоспособности в первые дни недели.

Несомненное влияние на работоспособность работника ока-

зывает обстановка, в которой реализуется умственный труд. Это

касается многих факторов - от освещения и характеристик воздуха

в помещении до особенностей конструкции и расположения рабо-

чей мебели.

Одним из существенных факторов обеспечения и поддержа-

ния высокой работоспособности для работника умственного тру-

да, профессиональная деятельность которого проходит, как пра-

вило, в помещении, является состояние воздушно-теплового ре-

жима в нем. При его оценке следует исходить из основных по-

казателей воздуха — его состава, температуры и влажности.

Состав воздуха по химическим характеристикам в

оптимальном варианте должен соответствовать составу природ-

ного атмосферного воздуха (кислорода - 21%, углекислого газа

- 0,03%, азота — 78%, инертных газов- около 1 %). Разумеется,

идеальное обеспечение такого состава возможно лишь до тех

пор, пока в помещении не оказывается человек, который в про-

цессе своей жизнедеятельности поглощает кислород и выделя-

ет углекислый газ. Кроме того, в результате потоотделения и

содержания в выдыхаемом воздухе конечных продуктов упот-

ребленных в пищу и с водой ненатуральных пищевых веществ

состав воздуха в помещении постепенно меняется. Однако для

состояния человека и его работоспособности основное значение

имеют не изменения концентрации кислорода и углекислого газа -

6 2

даже при снижении первого до 18% и возрастании второго до 2%

(что практически встречается очень редко) человек не испытыва-

ет их вредного влияния. Вместе с тем появление в воздухе таких

продуктов жизнедеятельности, как пары пота, аммиак, летучие соли

жирных кислот и т.д., делает воздух «спертым» и вызывает изме-

нения в сердечно-сосудистой (в основном спазм коронарных и моз-

говых сосудов) и центральной нервной (усиление тормозных про-

цессов) системах. Субъективно же человек при длительном пре-

бывании в таком помещении испытывает сонливость, апатию, го-

ловные боли и общую разбитость.

Температура и относительная влажность воздуха в

помещении, согласно гигиеническим нормативам, должны со-

ставлять 18 - 20°С и 30 - 70% соответственно. Такие требования

обусловлены тем, что именно при указанных характеристиках

воздуха у подобающим образом одетого человека процессы

теплопродукции и теплоотдачи уравновешены и температура

воздуха в рабочем помещении из-за пребывания там работни-

ков не меняется.

Следует напомнить, что температура, при которой работ-

ник выполняет свою умственную профессиональную деятельность

(в том числе и учащиеся), самым непосредственным образом ска-

зывается через ретикулярную формацию на тонусе коры головно-

го мозга и, следовательно, на умственной работоспособности.

Именно этим обстоятельством объясняется быстрое наступление

утомления у работников умственного труда, если температура

воздуха в помещении достигает 22—24°С.

Что касается влажности воздуха, то при высоких ее зна-

чениях затрудняется терморегуляция из-за того, что образую-

щийся при угрозе перегревания пот не испаряется, а, впитыва-

ясь в ткани одежды, создает неблагоприятный для кожи и орга-

низма микроклимат: с одной стороны, содержащиеся в поте

вредные вещества вызывают раздражение кожи и являются

удобной для жизнедеятельности патогенных микроорганизмов

средой, а с другой - затруднение теплоотдачи провоцирует повыше-

ние температуры тела с соответствующим снижением работоспо-

6 3

собности. Однако и излишняя сухость в помещении, которая доста-

точно часто встречается при искусственном отоплении, неблагоп-

риятно сказывается на состоянии работника, особенно на его ды-

хательной системе. В частности, она вызывает высушивание сли-

зистой дыхательных путей, что лишает ее способности обезврежи-

вать действие попадающих сюда возбудителей инфекции. Кроме

того, поступающий сюда воздух не увлажняется, что затрудняет

газообмен в легких и провоцирует определенную степень кислород-

ной недостаточности организма, в том числе и головного мозга (в

последнем случае часто возникают головные боли).

При центральном отоплении выход из ситуации может зак-

лючаться, например, в размещении плоских открытых емкостей с

водой непосредственно на радиаторах (по мере нагревания вода

испаряется) либо в разведении комнатных растений (их регулярный

полив также обеспечивает увлажнение воздуха в помещении).

В помещениях, особенно в учебных заведениях, для регулиро-

вания параметров воздуха возможно использование системы це-

ленаправленных мер, которые могут включать:

· приоткрытые фрамуги, которые в отличие от форточек

и створок окон не создают значительного движения воздуха

(сквозняков), в потоках которого могут оказаться люди, что

особенно опасно в холодную погоду;

· при перерывах в работе - создание сквозняков открыты-

ми окнами и дверьми, что обеспечивает быструю смену воздуха;

· обеспечение эффективного воздухообмена в нерабочее

время.

Для работника умственного труда особенно важно обес-

печить оптимальные условия для функционирования зрительного

аппарата, Это обусловлено тем, что восприятие им информа-

ции, составляющей основу его профессиональной деятельнос-

ти, на 80 - 85% связано именно со зрением. С другой стороны, не-

благоприятные условия освещения не только ведут к снижению

работоспособности работника, но и к возникновению различных на-

рушений и заболеваний глаз и других функциональных систем орга-

6 4

низма.

Освещение в помещении независимо от его характера - ес-

тественное, искусственное или смешанное — должно отвечать

ряду требований. Достаточность освещения определяется адек-

ватным световым коэффициентом (отношением остекленных

площадей окон к площади пола, 1/4) и/или мощностью источ-

ников искусственного освещения. Согласно нормативам, уров-

ни освещенности должны соответствовать 150 лк для ламп на-

каливания и 300 лк для источников дневного света. При этом

опасность представляют как недостаточная, так и чрезмерная

освещенность. В обоих случаях имеет место перенапряжение

аппарата адаптации и аккомодации глаза, провоцирующее в

конечном итоге спазм сосудов головного мозга, более быстрое

развитие утомления, появление головных болей.

Равномерность освещения — оно должно быть одинако-

вым на всей рабочей поверхности, не иметь чередования света

и теней. Вот почему источник света должен располагаться либо

сверху, либо слева (для правшей).

Отсутствие прямого действия источника света на глаза

или блесткости. Как уже отмечалось, чрезмерная яркость осве-

щения вызывает перенапряжение аппарата адаптации и акко-

модации глаза со всеми вытекающими последствиями. Вот по-

чему глаз должен воспринимать только отраженный от рабо-

чей поверхности свет, а путь распространения световых лучей

от источника света к глазу должен быть перекрыт. Согласно

указанному требованию, и на рабочей поверхности, и на окру-

жающих материалах (включая поверхности стола, стен, др.) не

должно быть поверхностей с высокой отражающей способнос-

тью, создающих блесткость и слепящих работника.

Обеспечение нормального освещения требует принятия

определенных мер, к которым следует отнести:

· рациональное смешанное освещение, обеспечивающее нор-

мальные его характеристики в сумеречное время суток, и в пасмур-

ные дни, и в любых условиях недостаточности освещения;

· поддержание поверхности стекол окон в чистом состоянии;

6 5

· окраска поверхностей столов (парт), стен, полов в цвета и

оттенки, обеспечивающие ______равномерность и комфортность освеще-

ния и отсутствие блесткости.

Значительная нагрузка на зрительный аппарат работни-

ка умственного труда приводит к постепенному утомлению даже

в условиях нормального освещения. Кроме того, здесь имеет

место напряжение так называемых цилиарных мышц, от кото-

рых зависит хорошее видение предметов на различных рассто-

яниях. Вот почему при работе, требующей чтения, письма, «об-

щения» с компьютером, эти мышцы в течении длительного вре-

мени оказываются расслабленными, что постепенно может при-

вести к их атрофии и развитию миопии (близорукости). В связи

с этим можно рекомендовать:

· располагаться таким образом (или располагать предме-

ты), чтобы расстояние от глаз до рабочей поверхности составля-

ло не менее 30 - 35 см (большее расстояние вполне допустимо,

но при условии, что работа не вызывает напряжения и чувства

дискомфорта, когда постоянно приходится укорачивать это

расстояние);

· периодически — хотя бы через каждые 20—30 минут —

делать короткие (на 10 - 20 секунд) перерывы, в течение кото-

рых выполнять несколько упражнений, основной сутью которых

является периодическое сокращение и расслабление цилиарных

мышц и включение в работу тех мышц, которые не участвуют

непосредственно в производственной активности (в частности,

наружные и внутренние, косые мышцы глаза и т.д.).

Шум, который становится все большей проблемой горо-

дов, оказывает несомненное действие на организм. Так, у детей

он снижает способность к концентрации внимания, а у взрос-

лых вызывает нарушения сна, что, в свою очередь, ведет к раз-

витию раздражительности, неврозов и других неблагоприятных

изменений. Опасным считается постоянный уровень шума свыше

80 децибел (дб). Для сравнения: шепот - 30 дб, нормальная речь -

60 дб, шум транспорта на улице — 70 дб, то есть чуть ниже опасно-

6 6

го уровня шума, однако автомобильный гудок уже заметно превы-

шает его - 100 дб.

В связи с этим в помещении, где реализуется умственная

деятельность, интенсивность и характер шума не должны вызы-

вать ______чувства дискомфорта и отвлекать работника от выполне-

ния служебных обязанностей. Это не означает обеспечение

абсолютной тишины, так как небольшой фоновый шум не толь-

ко не снижает работоспособности, но и стимулирует ее (важно,

чтобы он был ровным, спокойным и сам по себе не нес важной

информации). Решению проблемы посторонних шумов помо-

гает (при невозможности уменьшить сам шум) целый ряд мер:

оконные рамы с двойными стеклами, высаживание деревьев

вдоль автодороги, массивная мебель вдоль внешних стен, зву-

коизолирующие ковровые покрытия, техника с низким уров-

нем шума и т.д.

Несомненное влияние на настроение и работоспособность

человека оказывает и цвет стен в помещении, где осуществля-

ется умственная деятельность. Так, исследования показали сле-

дующую закономерность их зависимости от цвета:

· розовый цвет обычно вызывает ощущение тепла и

комфорта, пригодные для домашних условий, но для рабочей

обстановки не подходящие;

· красный цвет, как и розовый, теплый, пригоден для поме-

щений, ориентированных на север, но может восприниматься и

как агрессивный, вызывающий напряжение, что недопустимо

для учреждений и организаций, особенно там, где часты меж-

личностные контакты;

· оранжевый — теплый и приятно возбуждающий, но вме-

сте с тем на отдельных людей (или при некоторых состояниях)

может действовать подавляюще;

· бледно-розовый считается успокаивающим, а ярко-зеле-

ный — хороший и радостный стимулятор, — именно последний

может быть рекомендован для классов, кабинетов и аудиторий учеб-

ных заведений;

· бледно-голубой успокаивает и создает ощущение более

6 7

просторного помещения, такой цвет применим для помещений с

высокой скученностью работников;

· фиолетовый и бледно-лиловый цвета действуют успокаива-

ющее и могут быть рекомендованы для учреждений, где особенно

высока тревожность посетителей (суды, приемные у начальников

и т.д.);

· коричневый цвет — теплый и спокойный, больше под-

ходит для гостиных и комнат для приемов;

· черный подавляет, но серый воспринимается как

прохладный и свежий, поэтому особенно важен для пом


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.404 с.