Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-12-19 | 143 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
работника умственного труда. К умственному труду относят дея-
тельность, которая характеризуется большим умственным и эмо-
циональным напряжением при слабой мышечной активности.
В настоящем разделе будут рассмотрены факторы рацио-
нальной жизнедеятельности применительно к работникам ум-
ственного труда. Это обусловлено профессиональной ори-
ентацией настоящего учебного пособия на учителей, студентов
и школьников.
Труд педагога связан с высокой плотностью межличност-
ных контактов и возможностью конфликтов при необходимос-
ти выполнения запланированного объема работы в жестко
регламентированный период времени; труд учащихся и студен-
тов - с освоением новых знаний, требующих поддержания высо-
кого уровня внимания, памяти и т.д. в течение длительного вре-
мени. Согласно «Гигиеническим критериям оценки и класси-
фикации условий труда по показателям вредности и опасности
факторов производственной среды, тяжести и напряженности
трудового процесса» от 1998 года, труд педагога можно отнес-
ти ко 2 степени 3 класса (3.2.). То есть, условия труда педагога
5 0
характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вы-
зывают стойкие функциональные изменения, приводящие в
большинстве случаев к увеличению производственно обуслов-
ленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня
заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в пер-
вую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наи-
более уязвимых органов и систем для данных вредных факторов),
появлению начальных признаков или легких (без потери профес-
сиональной трудоспособности) форм профессиональной патоло-
гии, возникающих после продолжительной экспозиции.
|
Труд студентов высшего учебного заведения, согласно
указанной классификации, можно отнести к 1 степени 3 класса
(3.1.). Условия труда при этом характеризуются такими от-
клонениями уровней вредных факторов от гигиенических нор-
мативов, которые вызывают функциональные изменения, вос-
станавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к
началу следующей смены) прерывании контакта с вредными
факторами и увеличивают риск повреждения здоровья.
Интеллектуальный труд в процессе эволюции возник го-
раздо позже мышечного и свойствен лишь человеку. С учетом
того обстоятельства, что темпы охвата контингента и интен-
сивность самого умственного труда в истории цивилизации ис-
ключительно велики, можно считать, что на протяжении раз-
вития человека как вида в его организации еще не сформирова-
лись механизмы удовлетворительной адаптации к нему. По-
видимому, это обусловлено двумя взаимопротивоположными
обстоятельствами. Во-первых, объем информации в мире каж-
дые 10 - 12 лет удваивается, что ведет к заметному уплотнению
объема информации, которую человек должен усвоить в еди-
ницу времени, - это ______требует от него высокой психической ус-
тойчивости, длительных нервных напряжений, длительного
поддержания внимания и т.д. Во-вторых, пропорционально
снижается двигательная активность работника, занятого в сфе-
ре умственного труда. При сочетании обоих этих условий на-
ступающее умственное утомление в отличие от мышечного не
5 1
приводит к прекращению работы, а, продолжаясь, ведет к перевоз-
буждению и невротизации. Накапливаясь во времени и углубляясь,
эти сдвиги ведут в дальнейшем уже к переутомлению со стойким
снижением работоспособности и к развитию многих соматических
заболеваний, выражающихся в хронической патологии различных
функциональных систем организма.
Самым серьезным отрицательным для здоровья фактором
умственной деятельности является гиподинамия. Вот почему
|
необходимо отметить, что у представителей умственного тру-
да часто отмечаются ухудшения в состоянии сердца, склероти-
ческие изменения сосудов, нарушения артериального давления,
ослабление дыхательной функции, застой крови в нижних до-
лях легкого, в полости живота, в нижних конечностях. В связи с
нарушениями в желудочно-кишечном тракте возникают изме-
нения обмена веществ и самочувствия, часто развивается пер-
вичное (алиментарное) ожирение.
Специфика интеллектуального труда заключается и в том,
что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают
человека, и рабочая доминанта сохраняется в ЦНС достаточно
долго. Это обстоятельство для педагогов, студентов и школь-
ников усугубляется тем, что и вне учебного расписания их про-
фессиональная деятельность сопряжена со значительным вре-
менем, необходимым для работы с новой информацией по спе-
циальности и для подготовки к занятиям.
Последнее обстоятельство обусловливает частое развитие
у представителей умственного труда неврозов, которые сами по
себе являются непосредственным фактором возникновения мно-
гих патологических реакций. Напомним, что, по данным ВОЗ,
именно с нарушениями психики (в основе которых и лежат не-
врозы) связано возникновение тех групп заболеваний, которые
дают подавляющую долю смертности в мире: гипертония, ате-
росклероз, злокачественные новообразования, сахарный диабет.
Степень влияния умственного труда на работника
определяется многими факторами, суммарное действие кото-
рых в конечном итоге предопределяется эффективностью адап-
5 2
тации его организма к самой работе, то есть уровнем его рабо-
тоспособности. Последняя, в свою очередь, зависит от:
· индивидуальных особенностей работника - гено- и фе-
нотипических, половых, возрастных, то есть тех, которые от него
самого не зависят, но должны обязательно учитываться в его
профессиональной деятельности;
· образа жизни работника, определяющего текущее состоя-
ние его здоровья;
· физического развития и физической подготовленности
работника;
· степени освоения работником навыков профессиональ-
ной деятельности;
· организации и физических характеристик условий трудо-
вой деятельности: освещения, температуры и влажности возду-
|
ха, шума и др.;
· психо-социальных факторов: настроения, самочувствия,
мотивации и др.
Работоспособность работника умственного труда характе-
ризуется закономерной динамикой в течение рабочего дня. Ее
исходное значение, как правило, оказывается низким. Уже в
процессе работы начинается врабатывание, которое предпола-
гает постепенное повышение работоспособности до оптималь-
ного уровня за счет нескольких механизмов: формируется не-
обходимое соотношение возбудительно-тормозных процессов
в ЦНС; восстанавливается проходимость тех нервных времен-
ных связей, которые создают необходимый для данной деятель-
ности динамический стереотип; достигается адекватный уровень
вегетативных функций (кровообращения, дыхания), выработ-
ки гормонов и активности обмена веществ. Необходимо отме-
тить, что у детей скорость врабатывания выше, а у пожилых
людей - ниже, чем у людей среднего возраста, в связи с измене-
ниями в уровне соотношения силы и подвижности процессов
возбуждения и торможения в ЦНС. Разумеется, скорость вра-
батывания во многом зависит и от генетически обусловленно-
5 3
го типа высшей нервной деятельности, поэтому она выше у холери-
ка по сравнению с флегматиком и у сангвиника по сравнению с
меланхоликом.
Существует целый ряд способов ускорения врабатывания.
В частности, одним из эффективнейших среди них является
утренняя гигиеническая гимнастика, вторая половина которой
должна включать упражнения, подготавливающие человека к
выполнению соответствующей профессиональной деятельно-
сти. Для работников умственного труда (в том числе учащихся,
педагогов, ученых) это должны быть упражнении на внимание,
на быструю смену возбудительно-тормозных процессов, повы-
шение возбудимости ЦНС.
Перед выполнением основной работы роль своеобразной
разминки может играть тщательная подготовка рабочего мес-
та с восстановлением динамического стереотипа, моделирую-
щего предстоящую деятельность. Исследования показывают,
что целенаправленными действиями можно добиться ускоре-
ния времени врабатывания в несколько раз.
|
Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой
работоспособности, когда человек работает наиболее про-
дуктивно и качественно. Длительность этой фазы, а следователь-
но, и эффективность, качество труда определяются многими
обстоятельствами: видом самой работы, ее характеристиками
(интенсивность, смена периодов высокой и более низкой актив-
ности), индивидуальными особенностями работника (как врож-
денными, так и являющимися результатом воспитания), моти-
вацией, интересом, условиями выполнения самой работы (по-
казатели состояния воздуха, обстановка, шума и др.), самочув-
ствием и т.д. Несомненно, что целенаправленной организаци-
ей трудовой деятельности можно заметно удлинить фазу
устойчивой высокой работоспособности.
Постепенно в процессе работы начинает развиваться
утомление. Под утомлением понимается временное снижение
работоспособности, обусловленное выполненной работой. В
биологическом отношении утомление представляет собой за-
5 4
щитную реакцию, которая физиологически связана с развитием в
ЦНС так называемого запредельного торможения. Оно нарастает
постепенно и вначале субъективно не ощущается, однако затем
начинает проявляться рядом внешних признаков (табл. 8).
При значительном утомлении человек путем волевого уси-
лия может продолжать выполнять работу, однако в результате
усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно разви-
вается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы ста-
новится невозможным (что, в частности, выражается в нарас-
тающем числе ошибок, снижении точности движений).
Таблица 8. Внешние признаки утомления при умственном труде
Следует отметить, что если утомление отражает объектив-
ные изменения в организме, наступающие в результате выполнен-
ной работы, то усталость является субъективным отражением от-
ношения самого работника к выполняемой работе. Так, при выпол-
нении неинтересной, монотонной работы очень быстро наступает
запредельное торможение, хотя объем уже исполненной работы
5 5
может быть небольшим, то есть усталость опережает утомление
(вот почему при изменении характера работы в это время работник
может показать высокую работоспособность). И наоборот, при за-
нятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполне-
нию (награда) человек может работать достаточно долго без ви-
димых признаков утомления (хотя физиологические критерии его в
организме накапливаются, однако эмоциональное напряжение скра-
дывает их субъективное восприятие). При усталости еще возмож-
но продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается
творчества и все больше обнаруживается стандартных решений.
|
Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровожда-
ется нарастающим чувством напряжения, а затем и неудовлетво-
рения и раздражения.
Утомление само по себе не является каким-либо небла-
гоприятным состоянием для организма - это естественная реак-
ция на выполненную работу. Более того, утомление ______является
обязательным условием повышения работоспособности. Меха-
низм последнего заключается в том, что, продолжая работать в
условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым
усилием, человек постепенно расширяет свои возможности в
выполнении работы. Однако при этом следует учитывать, что
чем более значительным оказывается утомление (и, следователь-
но, предпосылки роста работоспособности), тем более благопри-
ятные условия восстановления (отдыха) должны создаваться.
То есть речь идет о том, что состояние и динамика работоспо-
собности должны определяться не только величиной выполнен-
ной работы, а скорее соотношением «работа/отдых». Такое ут-
верждение обусловлено тем, что продолжение работы в услови-
ях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в
долг» — за счет резервных возможностей организма.
Естественно поэтому, что в периоде восстановления эти
резервы следует компенсировать (благодаря же «эффекту маят-
ника» при полноценном отдыхе эти резервы восстанавливают-
ся с некоторой суперкомпенсацией, что и является основным фак-
тором повышения работоспособности). В таком случае становится
5 6
понятной вся важность правильной организации нерабочего режи-
ма работника умственного труда для поддержания высокого уров-
ня его работоспособности.
Нарушение соотношения «работа/отдых» за счет неполноцен-
ности второй компоненты означает, что повторная работа будет
начинаться на фоне неполного восстановления работоспособности.
При сохранении такого положения в течение определенного време-
ни постепенно развивается состояние переутомления как длитель-
ного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося
функциональными нарушениями в ЦНС и в системах жизнеобеспе-
чения организма. Если не принять соответствующих мер реабили-
тации, то могут наступить и морфологические нарушения, прояв-
ляющиеся в соматических заболеваниях, патологии нервной, сер-
дечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, измене-
ниях в обмене веществ. Нарастание переутомления поэтому сопро-
вождается прогрессирующими изменениями в различных сторонах
жизнедеятельности человека (табл. 9). Неудивительно поэтому, что
если при начинающемся переутомлении человек нуждается лишь в
регламентации образа жизни, то при глубоких его степенях уже не-
обходимо медицинское лечение.
Существует большое многообразие методов и средств
обеспечения высокого уровня работоспособности и здоровья
работника умственного труда. Они касаются как непосредствен-
но периода работы, так и послерабочего времени.
Особого разговора заслуживает роль двигательной актив-
ности в жизнедеятельности человека, занимающегося умствен-
ным трудом. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс,
причем тем более выраженный, чем сложнее и эмоциональнее
задача. Однако следует знать, что в биологическом плане ко-
нечным звеном стресса является движение, в процессе которо-
го, в частности, разрушаются гормоны стресса (вырабатывае-
мые гипофизом, надпочечниками, щитовидной железой и др.).
Отсюда становится понятным, что если, как это чаще всего и бы-
вает, работник умственного труда в процессе своей профессиональ-
5 7
ной деятельности двигаться не может, то это приводит, с одной сторо-
ны, к формированию очага застойного возбуждения в ЦНС (поэ-
тому так трудно «выбросить из головы» рабочую проблему и после
работы), а с другой - в организме в течении рабочего дня скапли-
вается значительный объем упомянутых гормонов. Вот почему
двигательная активность во время перерывов в работе способствует
предупреждению наступления преждевременного умственного утом-
ления, а после работы - позволяет снять застойную «рабочую» до-
минанту и устранить избыточно накопившиеся гормоны стресса.
Таблица 9. Характеристика степеней переутомления
(по А.С.Егорову, В.П.Загрядскому, 1973 г.)
5 8
Исследования И.М. Сеченова позволили внести в физиоло-
гию трудовой деятельности понятие «активного ________отдыха ». Суть
его заключается в том, что при наступлении утомления восста-
новление работоспособности более эффективно протекает не в ус-
ловиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее
не работавших функциональных единиц. В настоящее время убеди-
тельно доказано, что наилучшие условия для восстановления рабо-
тоспособности создаются при переключении работы на другие виды
деятельности, требующие активности систем, не участвовавших в
формировании утомления. При умственном утомлении такой иде-
альной деятельностью является двигательная активность, в про-
цессе которой мощная импульсация от рецепторов опорно-двига-
тельного аппарата дает быстрый положительный результат.
Утомление левого (у правшей) полушария (ведающего рече-
выми функциями и абстрактным мышлением) при умственной
деятельности наступает позднее, если одновременно загружено
и правое полушарие (ведающее образно-познавательными
процессами). Помимо использования иллюстративных, цвето-
вых, наглядных пособий активирует правое полушарие и уме-
ренная мышечная деятельность. Возможно, это в какой-то сте-
пени объясняет высокую эффективность и производительность
труда, например, В. В. Маяковского, который любил ходить во
время творческого труда, Д.И. Менделеева, А. Дюма-старшего,
Э. Хемингуэя, которые всегда работали, стоя за конторкой.
Физическая активность, как правило, повышает эмоциональ-
ный статус человека, создавая условия хорошего настроения, ко-
торое само по себе является благоприятным фоном для высоко-
продуктивной умственной деятельности.
Подбор возможных средств мышечной деятельности, ко-
торые можно использовать с целью активного отдыха, опреде-
ляется и видом умственной работы, и решаемыми в данный
момент задачами. Так, во время физкультпауз, выполняемых
через 2 - 2,5 часа после начала работы и во второй половине
дня после обеда в течение 5 - 7 минут, могут использоваться
простейшие гимнастические упражнения. Помимо указанных эф-
5 9
фектов такие средства должны решать и ряд других задач, связан-
ных с компенсацией недостатков рабочей позы, напряжения зри-
тельного аппарата, эмоционально-психического напряжения, затруд-
нения мозгового кровообращения.
Физкультминутки, выполняемые ежечасно в течение 2 - 3
минут непосредственно на рабочем месте, способствуют снятию
развивающегося утомления благодаря воздействию пре-
имущественно на утомленные части тела (спина, шея, глаза) и
через активизацию вентиляции в нижних долях легких.
В обеденный перерыв желательно выполнить несколько
энергичных упражнений силового или скоростно-силового ха-
рактера в течение 5 - 7 минут, а после приема пищи (если оста-
лось время) — спокойно походить.
Вне рабочего режима заслуживают внимания утренняя
гигиеническая гимнастика и целенаправленная двигательная
активность, соответствующая особенностям выполняемой ра-
ботником работы. Следует лишь добавить, что для работников
умственного труда в двигательном режиме обязательными дол-
жны быть упражнения для тренировки сосудов головного моз-
га, так как именно от их эластичности и проходимости зависит
кровоснабжение головного мозга - важнейшее обстоятельство,
поскольку клетки мозга не имеют, в отличие от всех других,
запасов питательных веществ и кислорода. При напряженной
же мыслительной деятельности недостаточная эластичность
этих сосудов относительно быстро вызывает их спазм, влеку-
щий за собой закономерное снижение работоспособности.
Другим важным обстоятельством, учет которого помога-
ет добиться высокой работоспособности и эффективности
умственного труда, является ритмический характер текущих в
организме физиологических процессов, что оказывает несомнен-
ное влияние и на процессы, протекающие в ЦНС. Большинству
людей свойственна определенная последовательность измене-
ния работоспособности - так называемых ритмик, в меньшем
числе случаев у людей такой закономерности нет - аритмик. В
зависимости от времени подъема работоспособности первые под-
6 0
разделяются на утренний тип («жаворонки») и вечерний («совы»).
«Жаворонки» обычно просыпаются рано, быстро включаются в
работу, бодрость и работоспособность у них сохраняются в тече-
ние всего рабочего дня с максимальной работоспособностью в 10 -
11 и в 17 - 18 часов, после чего они начинают снижаться и к 20 - 21
часам оказываются на низком уровне. «Совы» просыпаются труд-
но, чувствуют обычно себя разбитыми, невыспавшимися, тяжело
входят в рабочий режим. Работоспособность и самочувствие их
постепенно нарастают после полудня и достигают наивысших зна-
чений к 18 - 22 часам, поэтому они неохотно и поздно отходят ко
сну.
Существует мнение, что распределение людей на «жаво-
ронков» и «сов» не является результатом врожденных особен-
ностей, а скорее отражает сложившиеся стереотипы в режиме
жизнедеятельности. Вот почему нередки случаи, когда, напри-
мер, у человека меняется социальный статус (студент становит-
ся служащим, свободный режим работы заменяется жестким
режимом, меняется семейное положение, рождаются дети и т.д.),
как правило, постепенно меняется и суточный биоритм, при-
чем отмечено, что переход к утреннему ритму хотя и происхо-
дит болезненнее, однако в последующем жизнедеятельность и
самочувствие оказывается более благоприятными, чем обрат-
ный переход.
С учетом особенностей своей ритмики работнику, занятому
в сфере умственного труда, если есть такая возможность, следует
таким образом распределять нагрузку, чтобы решение наиболее
сложных задач приходилось на периоды наивысшей работоспо-
собности, период же снижения последней следует использовать для
выполнения - менее сложного труда или даже отдыха. Такое рас-
пределение возможно, разумеется, только в том случае, если ра-
ботник планирует и свою жизнедеятельность, и труд.
Необходимость планирования диктуется и существовани-
ем определенной закономерности в изменении работоспо-
собности в течение не только рабочего дня, о чем говорилось
выше, но и рабочей недели. При пятидневном режиме работы мак-
6 1
симум ее приходится на вторник - четверг, при шестидневной - на
среду - четверг, и, как это ни кажется необычным, некоторый подъем
работоспособности отмечается в субботу. Естественно, что с уче-
том этих особенностей возможно планировать нагрузку в течение
недели таким образом, чтобы достичь максимальной производи-
тельности труда. С другой стороны, знание такой динамики умствен-
ной работоспособности диктует определенные требования и к орга-
низации жизнедеятельности в выходные дни (о чем будет сказано
ниже), для того чтобы не только снять явления накопившегося в
течение рабочей недели утомления, но и обеспечить более высо-
кий уровень работоспособности в первые дни недели.
Несомненное влияние на работоспособность работника ока-
зывает обстановка, в которой реализуется умственный труд. Это
касается многих факторов - от освещения и характеристик воздуха
в помещении до особенностей конструкции и расположения рабо-
чей мебели.
Одним из существенных факторов обеспечения и поддержа-
ния высокой работоспособности для работника умственного тру-
да, профессиональная деятельность которого проходит, как пра-
вило, в помещении, является состояние воздушно-теплового ре-
жима в нем. При его оценке следует исходить из основных по-
казателей воздуха — его состава, температуры и влажности.
Состав воздуха по химическим характеристикам в
оптимальном варианте должен соответствовать составу природ-
ного атмосферного воздуха (кислорода - 21%, углекислого газа
- 0,03%, азота — 78%, инертных газов- около 1 %). Разумеется,
идеальное обеспечение такого состава возможно лишь до тех
пор, пока в помещении не оказывается человек, который в про-
цессе своей жизнедеятельности поглощает кислород и выделя-
ет углекислый газ. Кроме того, в результате потоотделения и
содержания в выдыхаемом воздухе конечных продуктов упот-
ребленных в пищу и с водой ненатуральных пищевых веществ
состав воздуха в помещении постепенно меняется. Однако для
состояния человека и его работоспособности основное значение
имеют не изменения концентрации кислорода и углекислого газа -
6 2
даже при снижении первого до 18% и возрастании второго до 2%
(что практически встречается очень редко) человек не испытыва-
ет их вредного влияния. Вместе с тем появление в воздухе таких
продуктов жизнедеятельности, как пары пота, аммиак, летучие соли
жирных кислот и т.д., делает воздух «спертым» и вызывает изме-
нения в сердечно-сосудистой (в основном спазм коронарных и моз-
говых сосудов) и центральной нервной (усиление тормозных про-
цессов) системах. Субъективно же человек при длительном пре-
бывании в таком помещении испытывает сонливость, апатию, го-
ловные боли и общую разбитость.
Температура и относительная влажность воздуха в
помещении, согласно гигиеническим нормативам, должны со-
ставлять 18 - 20°С и 30 - 70% соответственно. Такие требования
обусловлены тем, что именно при указанных характеристиках
воздуха у подобающим образом одетого человека процессы
теплопродукции и теплоотдачи уравновешены и температура
воздуха в рабочем помещении из-за пребывания там работни-
ков не меняется.
Следует напомнить, что температура, при которой работ-
ник выполняет свою умственную профессиональную деятельность
(в том числе и учащиеся), самым непосредственным образом ска-
зывается через ретикулярную формацию на тонусе коры головно-
го мозга и, следовательно, на умственной работоспособности.
Именно этим обстоятельством объясняется быстрое наступление
утомления у работников умственного труда, если температура
воздуха в помещении достигает 22—24°С.
Что касается влажности воздуха, то при высоких ее зна-
чениях затрудняется терморегуляция из-за того, что образую-
щийся при угрозе перегревания пот не испаряется, а, впитыва-
ясь в ткани одежды, создает неблагоприятный для кожи и орга-
низма микроклимат: с одной стороны, содержащиеся в поте
вредные вещества вызывают раздражение кожи и являются
удобной для жизнедеятельности патогенных микроорганизмов
средой, а с другой - затруднение теплоотдачи провоцирует повыше-
ние температуры тела с соответствующим снижением работоспо-
6 3
собности. Однако и излишняя сухость в помещении, которая доста-
точно часто встречается при искусственном отоплении, неблагоп-
риятно сказывается на состоянии работника, особенно на его ды-
хательной системе. В частности, она вызывает высушивание сли-
зистой дыхательных путей, что лишает ее способности обезврежи-
вать действие попадающих сюда возбудителей инфекции. Кроме
того, поступающий сюда воздух не увлажняется, что затрудняет
газообмен в легких и провоцирует определенную степень кислород-
ной недостаточности организма, в том числе и головного мозга (в
последнем случае часто возникают головные боли).
При центральном отоплении выход из ситуации может зак-
лючаться, например, в размещении плоских открытых емкостей с
водой непосредственно на радиаторах (по мере нагревания вода
испаряется) либо в разведении комнатных растений (их регулярный
полив также обеспечивает увлажнение воздуха в помещении).
В помещениях, особенно в учебных заведениях, для регулиро-
вания параметров воздуха возможно использование системы це-
ленаправленных мер, которые могут включать:
· приоткрытые фрамуги, которые в отличие от форточек
и створок окон не создают значительного движения воздуха
(сквозняков), в потоках которого могут оказаться люди, что
особенно опасно в холодную погоду;
· при перерывах в работе - создание сквозняков открыты-
ми окнами и дверьми, что обеспечивает быструю смену воздуха;
· обеспечение эффективного воздухообмена в нерабочее
время.
Для работника умственного труда особенно важно обес-
печить оптимальные условия для функционирования зрительного
аппарата, Это обусловлено тем, что восприятие им информа-
ции, составляющей основу его профессиональной деятельнос-
ти, на 80 - 85% связано именно со зрением. С другой стороны, не-
благоприятные условия освещения не только ведут к снижению
работоспособности работника, но и к возникновению различных на-
рушений и заболеваний глаз и других функциональных систем орга-
6 4
низма.
Освещение в помещении независимо от его характера - ес-
тественное, искусственное или смешанное — должно отвечать
ряду требований. Достаточность освещения определяется адек-
ватным световым коэффициентом (отношением остекленных
площадей окон к площади пола, 1/4) и/или мощностью источ-
ников искусственного освещения. Согласно нормативам, уров-
ни освещенности должны соответствовать 150 лк для ламп на-
каливания и 300 лк для источников дневного света. При этом
опасность представляют как недостаточная, так и чрезмерная
освещенность. В обоих случаях имеет место перенапряжение
аппарата адаптации и аккомодации глаза, провоцирующее в
конечном итоге спазм сосудов головного мозга, более быстрое
развитие утомления, появление головных болей.
Равномерность освещения — оно должно быть одинако-
вым на всей рабочей поверхности, не иметь чередования света
и теней. Вот почему источник света должен располагаться либо
сверху, либо слева (для правшей).
Отсутствие прямого действия источника света на глаза
или блесткости. Как уже отмечалось, чрезмерная яркость осве-
щения вызывает перенапряжение аппарата адаптации и акко-
модации глаза со всеми вытекающими последствиями. Вот по-
чему глаз должен воспринимать только отраженный от рабо-
чей поверхности свет, а путь распространения световых лучей
от источника света к глазу должен быть перекрыт. Согласно
указанному требованию, и на рабочей поверхности, и на окру-
жающих материалах (включая поверхности стола, стен, др.) не
должно быть поверхностей с высокой отражающей способнос-
тью, создающих блесткость и слепящих работника.
Обеспечение нормального освещения требует принятия
определенных мер, к которым следует отнести:
· рациональное смешанное освещение, обеспечивающее нор-
мальные его характеристики в сумеречное время суток, и в пасмур-
ные дни, и в любых условиях недостаточности освещения;
· поддержание поверхности стекол окон в чистом состоянии;
6 5
· окраска поверхностей столов (парт), стен, полов в цвета и
оттенки, обеспечивающие ______равномерность и комфортность освеще-
ния и отсутствие блесткости.
Значительная нагрузка на зрительный аппарат работни-
ка умственного труда приводит к постепенному утомлению даже
в условиях нормального освещения. Кроме того, здесь имеет
место напряжение так называемых цилиарных мышц, от кото-
рых зависит хорошее видение предметов на различных рассто-
яниях. Вот почему при работе, требующей чтения, письма, «об-
щения» с компьютером, эти мышцы в течении длительного вре-
мени оказываются расслабленными, что постепенно может при-
вести к их атрофии и развитию миопии (близорукости). В связи
с этим можно рекомендовать:
· располагаться таким образом (или располагать предме-
ты), чтобы расстояние от глаз до рабочей поверхности составля-
ло не менее 30 - 35 см (большее расстояние вполне допустимо,
но при условии, что работа не вызывает напряжения и чувства
дискомфорта, когда постоянно приходится укорачивать это
расстояние);
· периодически — хотя бы через каждые 20—30 минут —
делать короткие (на 10 - 20 секунд) перерывы, в течение кото-
рых выполнять несколько упражнений, основной сутью которых
является периодическое сокращение и расслабление цилиарных
мышц и включение в работу тех мышц, которые не участвуют
непосредственно в производственной активности (в частности,
наружные и внутренние, косые мышцы глаза и т.д.).
Шум, который становится все большей проблемой горо-
дов, оказывает несомненное действие на организм. Так, у детей
он снижает способность к концентрации внимания, а у взрос-
лых вызывает нарушения сна, что, в свою очередь, ведет к раз-
витию раздражительности, неврозов и других неблагоприятных
изменений. Опасным считается постоянный уровень шума свыше
80 децибел (дб). Для сравнения: шепот - 30 дб, нормальная речь -
60 дб, шум транспорта на улице — 70 дб, то есть чуть ниже опасно-
6 6
го уровня шума, однако автомобильный гудок уже заметно превы-
шает его - 100 дб.
В связи с этим в помещении, где реализуется умственная
деятельность, интенсивность и характер шума не должны вызы-
вать ______чувства дискомфорта и отвлекать работника от выполне-
ния служебных обязанностей. Это не означает обеспечение
абсолютной тишины, так как небольшой фоновый шум не толь-
ко не снижает работоспособности, но и стимулирует ее (важно,
чтобы он был ровным, спокойным и сам по себе не нес важной
информации). Решению проблемы посторонних шумов помо-
гает (при невозможности уменьшить сам шум) целый ряд мер:
оконные рамы с двойными стеклами, высаживание деревьев
вдоль автодороги, массивная мебель вдоль внешних стен, зву-
коизолирующие ковровые покрытия, техника с низким уров-
нем шума и т.д.
Несомненное влияние на настроение и работоспособность
человека оказывает и цвет стен в помещении, где осуществля-
ется умственная деятельность. Так, исследования показали сле-
дующую закономерность их зависимости от цвета:
· розовый цвет обычно вызывает ощущение тепла и
комфорта, пригодные для домашних условий, но для рабочей
обстановки не подходящие;
· красный цвет, как и розовый, теплый, пригоден для поме-
щений, ориентированных на север, но может восприниматься и
как агрессивный, вызывающий напряжение, что недопустимо
для учреждений и организаций, особенно там, где часты меж-
личностные контакты;
· оранжевый — теплый и приятно возбуждающий, но вме-
сте с тем на отдельных людей (или при некоторых состояниях)
может действовать подавляюще;
· бледно-розовый считается успокаивающим, а ярко-зеле-
ный — хороший и радостный стимулятор, — именно последний
может быть рекомендован для классов, кабинетов и аудиторий учеб-
ных заведений;
· бледно-голубой успокаивает и создает ощущение более
6 7
просторного помещения, такой цвет применим для помещений с
высокой скученностью работников;
· фиолетовый и бледно-лиловый цвета действуют успокаива-
ющее и могут быть рекомендованы для учреждений, где особенно
высока тревожность посетителей (суды, приемные у начальников
и т.д.);
· коричневый цвет — теплый и спокойный, больше под-
ходит для гостиных и комнат для приемов;
· черный подавляет, но серый воспринимается как
прохладный и свежий, поэтому особенно важен для пом
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!