Интервью вела Татьяна Левченко — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Интервью вела Татьяна Левченко

2019-12-19 171
Интервью вела Татьяна Левченко 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Журнал «Фотомодель» (Москва) №1 2009 год

 

«ФОТОКОМПОЗИЦИЯ И ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

 

Вышла новая книга Дмитрия Кораблева «Фотокомпозиция и визуальное восприятие». Результатом ее появления стали проведенные автором полномасштабные исследования всех известных законов композиции. Как-то усомнившись в состоятельности «закономерностей размещения объектов в кадре», автор не успокоился на этом, а проверил их действенность.

В результате получил шокирующий результат: большинство «писаных» законов композиции не работают, так как либо взяты «с потолка» или пришли из других видов искусства, никакого отношения к фотографии не имеющих. А при восприятии изображений работают совсем другие механизмы, которые ранее не были нигде описаны, так как лежали не в сфере «анализа фотографий», а скорее в сфере медицинской: механизмах физиологии нашего зрения и психологии восприятия.

В результате было сделано около двухсот фотографических тестов, на которых менялся только один параметр, которые были исследованы социологическими методами, специальными программами, имитирующими механизмы зрения в Лаборатории физиологии зрения, а также с применением интернет-технологий на сайте vneformat.ru

Как выяснилось, большинство «придуманных» законов композиции, которые фигурируют в литературе, не воспринимаются большинством зрителей так, как это в ней описано. Все обстоит, с одной стороны, гораздо проще, а с другой стороны - сложнее, так как создание снимка, понятного для восприятия большинством зрителей - это совсем другая «система ценностей» по сравнению с общепринятой.

Именно она легла в основу эффективного обучения фотографов автором книги в рамках Санкт-Петербургского фотографического общества при ЦГПБ им. В. В. Маяковского, председателем которого он является.

Получившаяся в результате простая и доступная пониманию система создания и восприятия фотоснимков позволяет современным фотографам работать намного эффективнее.

Как выясняется, на снимке далеко не всегда важно то, КАК изображено, а то, ЧТО изображено. Поскольку разные объекты съемки в одних и тех же условиях делают снимок настолько разным, что применять одинаковые «законы композиции» просто нет никакого смысла, как и подгонять фотографии под них.

Книга объясняет, почему, не смотря на всеобщую доступность фотографии, как искусства, хороших фотографов, как и в прежние «пленочные» времена, больше не станет. На первое место в процессе фотосъемки выходит именно личность фотографа, его творческая интуиция, его мировоззрение, внутренний мир, способность увидеть в окружающем мире нечто, что ограниченное рамками кадра приобретает силу эмоционального воздействия. Хороший фотограф, как, наверное, и в любой другой сфере человеческой деятельности, по-прежнему «товар штучный», несмотря на кажущуюся вседоступность этого вида искусства.

Удачный кадр - это зачастую дело случая. Фотограф практически не может влиять на окружающую действительность. И порой надо отснять сотни кадров, благо современная техника позволяет, чтобы получился тот «единственный», который будет снимком с большой буквы. И тут возникает парадокс: сама случайность создания снимка полностью входит в противоречие с «закономерностью» его построения. При чем здесь «законы композиции», когда зачастую у фотографа есть только время на то, чтобы вскинуть фотоаппарат и нажать на спусковую кнопку, чтобы «сюжет не ушел». А уж о том, чтобы у него было время «композиционно построить кадр» - даже и говорить не приходится… Но при этом - вот парадокс - любая случайная фотография, если вообще не каждая (!?), отвечает тем или иным «законам композиции», впрочем, как и противоречит им. Которые и начинают анализировать аналитики-«искусствоведы».

Особенность книги в том, что в ней полностью приведены около девяноста тестов с указанием их результатов. Еще одна особенность: все фотографии в книге сделаны автором, а не использованы лучшие работы десятков других фотографов, как это практикуется в аналогичной литературе. В этом особая ценность книги, так как ее автор знает, как был создан тот или иной снимок.

Приобрести книгу можно в книжных магазинах города или в интернет-магазине издательства www.ulit.ru.

 

Мария МАКАРОВА

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.