Кафедра массовой коммуникации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кафедра массовой коммуникации

2019-12-19 233
Кафедра массовой коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гуманитарный институт

Кафедра массовой коммуникации

 

 

Направление подготовки 42.03.02 - «Журналистика», бакалавриат

КУРСОВАЯ РАБОТА

Бровановой Арины Сергеевны

Группа 17817

Курс 2

Средства создания звукового образа на радио

 

 

Научный руководитель:

Куравский П. В. /______________

«» ___________________ 2019 г.

 

                                               

                                                              



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. 5

Особенности радио как средства массовой информации. 5

1.1 Технологическая специфика радиожурналистики. 5

1.2 Выразительные средства радиожурналистики. 7

Глава 2. 14

Использование средств создания звукового образа. 14

2.1 Тематическая программа российской радиостанции. 14

2.2 Тематическая программа зарубежной радиостанции. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Радио – один из самых первых современных способов передачи информации. В наше время уже существуют различные форматы радиостанций, радиовещания – музыкальный, образовательный, спортивный и другие – каждый из которых отвечает своим целям. Переданная только с помощью звуков информация должна «цеплять» слушателей, быть понятной, восприниматься ими легко. Именно поэтому с каждым годом совершенствуются средства создания звукового образа на радио, для каждой радиопрограммы появляются свои методы использования звуковых эффектов, появляются новые тенденции.  Необходимо понимать эти тенденции и умело пользоваться новшествами технического оснащения – особенно в условиях конкурентной борьбы среди радиостанций одного формата и одного типа передач за аудиторию. Новизна данного исследования заключается в том, что рассмотренные в нем радиопередачи современны, имеют свои характерные особенности преподнесения материала, свободный для творчества формат, а также признаны в своей сфере.

Таким образом, изучение средств создания звукового образа на радио помогает составить полноценную картину современных подходов к работе со звуком, что необходимо при разработке успешной радиопередачи.

Объект исследования

Звуковой образ, его элементы и приемы создания в радиопередаче.

Предмет исследования

Приемы и средства создания звукового образа в радиопередачах формата «тематическая программа».

Цель работы

Разобраться в актуальных приемах, использованных для создания радиопередач.

Задачи

· Понять особенность и специфику работы со звуком на радио;

· Выявить средства, с помощью которых идет работа со звуком при создании радиопередачи;

· Изучить, как средства создания звукового образа применяются при создании радиопередачи определенного формата;

· Сравнить приемы, которые используются при создании радиопередачи определенного формата на разных радиостанциях;

· Понять, как звуковой образ, созданный определенными средствами, влияет на восприятие информации слушателями;

· Привлечь для работы теоретическую литературу.

Материалы исследования

Тематические программы «ТАРАКАЙ» ГТРК «Горный Алтай» Радио России и «Jean» BBC Radio


 

Глава 1

Особенности радио как средства массовой информации

Глава 2

Использование средств создания звукового образа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы были исследованы средства создания звукового образа на радио. Их использование было показано на примере тематических программ, биографических по своей направленности, разных радиостанций – ГТРК «Горный Алтай» Радио России и BBC Radio. Анализ выразительных средств в данных передачах позволил выявить следующие закономерности.

Речь (или слово) как элемент формообразующей группы выразительных средств присутствует всегда. Ей уделяется большое внимание, так как основная функция данного средства – передача информации. Также можно отметить, что использовать речь – проще, ведь она может быть и словами ведущего, и словами интервьюируемого, и словами для инсценировки какой-либо ситуации. Через слово намного легче самому слушателю понять основную мысль, которую пытается донести журналист. Именно поэтому работа над словом, его стилистикой, смыслом входит в первостепенную задачу при создании любой программы.

Следующие элементы этой группы – музыка и шумы. Люди привыкли в повседневной жизни слышать шум улицы, звуки природы, поэтому при прослушивании передачи, в которой отсутствует такой элемент, люди не верят происходящему. Чистая студийная запись о деревенской жизни будет доступна и понятна слушателю, но недостоверна. Человеку просто необходим фон, который заполнит пустоту той же студии. Журналисту необходимо постоянно помнить о том, что никакое другое средство лучше не справится с задачей передачи атмосферы, пространства и времени, чем шумы. Шумы отлично подходят для того, чтобы рассказать историю – как кто-то шел к дому, постучал в дверь, ему открыли, он вошел – такие шумы чаще всего можно услышать при репортажной записи. Нередко шумы идут в сочетании с музыкой. Это усиливает эффект атмосферности. Но музыка может отлично работать и без шумов. Самым доступным музыкальным сопровождением является компиляция. Она может быть совершенно различной – это и песни со словами, и вокализы, и инструментальное исполнение мелодий. Ритмический рисунок музыкального сопровождения поддерживает движение в программе, а изменение динамики и темпоритма может изменять динамику композиции. Нередко музыка берет на себя роль внутреннего монолога, продолжая речь ведущего или журналиста, а также роль ассоциации с каким-либо явлением или эмоцией, чтобы психологически настроить слушателя на нужное состояние при прослушивании программы. Так, музыка и шумы могут работать как вместе, так и по-отдельности, выполняя свои определенные установки, но работая вместе, они объединяются и по своим функциям. Чаще всего такой функцией становится передача атмосферы, настроения и эмоций.

Ни один из перечисленных компонентов программы не работает в полной мере без такого стилеобразующего элемента, как монтаж. Выполняя различные функции, монтаж в наше время берет на себя основную роль в группе стилеобразующих средств. Благодаря монтажу у журналиста есть возможность простроить композицию и сценарий программы своим определенным образом. Перемещение и наложение одного элемента на другой – опять же заслуга монтажа. Журналист, в чьем арсенале есть необходимые умения для работы с данным средством, может создать программу и без других элементов стилеобразующей группы.

Голосовой грим прорабатывается в основном с точки зрения правильно поставленной интонации говорящего и его дикции. Стоит понимать, что голосовой грим должен работать не только на одного говорящего, а, напротив, помнить о картине всех голосов в целом. Учитывать тембр всех голосов, их высоту, а главное – схожесть. Слушатель не должен пытаться угадать, кто из людей говорит в данный момент, если голоса очень похожи.

Что касается звуковой мизансцены, то такой прием используется не всегда – в основном при записи любой речи журналисты стараются придерживаться правила однонаправленности, чтобы голос звучал четче и громче. Но в любом случае, с этим приемом работают – в основном, при репортажной записи, или ее имитации, то есть переносе слушателя в определенное место, в определенное время, к определенной ситуации.

Несмотря на то, что в исследованных тематических программах просматривается свобода творчества, технических способов звукообразования замечено не было. С одной стороны, это упрощает программу – отсутствует риск нагромождения; с другой стороны, данные способы хоть редко, но используются, но у них своя специфика и направленность.

Таким образом, проанализировав примеры различных средств создания звукового образа на радио, можно отметить, что каждое средство, использованное в различных эфирных ситуациях, отвечало своей задаче. То есть, успешное применение того или иного средства зависит от тех целей и задач, которые поставлены радиопрограмме.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Время. Люди. Микрофон [Книга] / авт. Ю. А. Летунов. - Москва: Искусство, 1974.

2. Жанры радиожурналистики [Книга] / авт. В. В. Смирнов. - Москва: Аспект Пресс, 2002.

3. Мыслить публично, мыслить вслух [Книга] / авт. Андроников И.. - Москва: [б.н.], 1976.

4. О развитии документальной радиожурналистики [Книга] / авт. Ю. А. Летунов. - Москва: [б.н.], 1966.

5. Радиожурналистика [Книга] / авт. А. А. Шерель. - Москва: МГУ, 2000.

6. Радиопередача [Книга] / авт. Е. Г. Радкевич В.Н. Шеин. - Минск: [б.н.], 1988. - Т. 1.

7. Сборник МНСК [Книга] / авт. А. С. Брованова. - Новосибирск: НГУ, 2019.

8. Современная радиожурналистика [Книга] / авт. В. Н. Шеин. - Минск: [б.н.], 2010.

9. Так начиналось. Историко-теоретический очерк советского радиовещания [Книга] / авт. В. Н. Ружников. - Москва: [б.н.], 1987.

10. Язык радио [Книга] / авт. С. И. Бернштейн. - Москва: Наука, 1977.

11. Радиопублицистика. Проблемы теории и мастерства [Книга] / авт. В. П. Олейник. - Киев: [б.н.], 1978

 

 

 

 


[1] Ружников В. Н. Так начиналось. Историко-теоретических очерк советского радиовещания М., 1987

[2] Летунов Ю. А. О развитии документальной радиожурналистики М., 1966

[3] Шерель А. А. Радиожурналистика Изд-во МГУ, 2000

[4] Брованова А. С. Сборник МНСК Изд-во НГУ, 2019

[5] Андроников И. Мыслить публично, мыслить вслух Москва, 1976

[6] Летунов Ю. А. Время. Люди. Микрофон М.: «Искусство», 1974

[7] Шеин В. Н. Современная радиожурналистика Минск, 2010

[8] Радкевич Е. Г., Шеин В. Н. Радиопередача Ч.1 Минск, 1988

[9] Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики М.: Аспект Пресс, 2002

[10] Бернштейн С.И. Язык радио М.: Наука, 1977

[11] Олейник В. П. Радиопублицистика. Проблемы теории и мастерства Киев, 1978

Гуманитарный институт

Кафедра массовой коммуникации

 

 

Направление подготовки 42.03.02 - «Журналистика», бакалавриат

КУРСОВАЯ РАБОТА

Бровановой Арины Сергеевны

Группа 17817

Курс 2


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.