Выразительные средства радиожурналистики — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Выразительные средства радиожурналистики

2019-12-19 991
Выразительные средства радиожурналистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективность радиопередачи, мера её воздействия на аудиторию зависит не только от того, как хорошо поставлен голос журналиста или как лаконично и информативно его сообщение, но в большей степени от выбора комплекса выразительных средств. Тех средств, которые отвечают за эмоциональность эфирного повествования, за его образность, за полное погружение слушателя. Важно понимать, что без этого арсенала работа на радио практически невозможна, ведь всё, что есть у журналиста – это звук, с которым необходимо правильно работать. Результатом этой деятельности становится звуковой образ, на котором и строится общение со слушателями. Звуковой образ – это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека.[3] Каждый из звуковых элементов важен и выполняет свои функции. Несмотря на разницу специфики телевизионной работы и работы на радио, функции всё же смежные, и, таким образом, у речи как звукового элемента основной функцией будет передача и акцентирование информации, у музыки – передать атмосферу, взять на себя роль внутреннего монолога и поддерживать движение, а шум необходим не только как эффект присутствия, но и для ассоциации, символизма.[4]

Первоначально радио рассматривали с точки зрения передатчика информации голосом, но позже начали подключать музыку и шумы. Следующим этапом изучения возможностей радио стало подключение драматизма, усложнение композиции. На этой основе выразительные средства журналистики делятся на две группы. Первая группа является стабильной, то есть не подверженной каким-либо изменениям со стороны радиожурналиста. К этой группе относятся следующие элементы:

· речь;

· музыка;

· шумы (в том числе реальные, жизненные и записанные в студии);

· документальные записи (записи вне студии).

Эти элементы можно назвать природными, или формообразующими. Другая группа, напротив, мобильна, поэтому её элементы называют техническими, или стилеобразующими. К ним относятся:

· монтаж;

· голосовой грим;

· звуковая мизансцена;

· различные технические способы звукообразования (например, ревербация).

Конечно, по мере развития технического оборудования, будут возникать новые возможности для создания звукового образа, а некоторые, наоборот, могут исчезнуть. Рассмотрим подробнее каждую группу средств.

Рис. 1 Выразительные средства радиожурналистики

Первую группу называют формообразующей, так как сочетание элементов этой группы образует форму и жанр передачи. Исторически элемент, который был в арсенале радиожурналиста всегда, – это голос. Деление на женский и мужской голос стало началом обогащения звукового образа радиопередачи, именно поэтому речь (или слово) иногда называют главным инструментом журналиста с микрофоном. Дело в том, что на радио информация передаётся на слух, а значит речь, чаще всего, заменяет «картинки» телевизора или фотографии в газетах и журналах – речь отвечает за образ, возникающий у слушателя во время прослушивания передач. Поэтому у журналиста при работе со словом возникает несколько задач. Первая задача – точное описание события, его атмосферы, достоверность. Но нельзя забывать про лаконичность. Если читатель может вернуться к ранее написанному абзацу в новостной заметке, то слушателю такое не доступно, поэтому краткость в данном случае не должна быть в ущерб пониманию слушателя.

Вторая задача – использование наиболее точной интонации, ведь она порой вмещает в себя больше, чем слова. Простое доказательство тому – наблюдение Бернарда Шоу: слова «да» или «нет» можно написать лишь одним способом, а вариантов произношения – намного больше, причем каждый раз значение будет новым.[5]

Третья задача – поиск логических ударений и экспрессивных акцентов. Умение не только поставить ударение, но и снять его с тех слов, на которых акцента быть не должно, заметил еще родоначальник современной школы театра Константин Станиславский. Слово, зафиксированное микрофоном, передает все чувства и переживания радиоведущего, его посыл, мысль.[6]

После выполнения этих трех задач слушатель может узнать не только доносимую до него информацию, но и внутреннее состояние говорящего. Именно поэтому интонация, ударение и другие фонетические и лингвистические средства должны быть использованы осознанно. Из этого вытекает индивидуальность каждого ведущего по отношению к произнесенному слову. Одну и ту же речь каждый представит по-разному, поэтому наиболее приближенный к идеалу вариант ценен среди радиожурналистов. Немногим дают право выступить в эфире (тем более в прямом эфире), так как, помимо написания текста, необходимо владеть речью, словом, своим голосом.

Следующими формообразующими элементами являются музыка и различные шумы. Многие ассоциируют эти элементы с дополнением к голосовому составляющему радиопередачи, но не всегда это так. Как музыка, так и звуковые эффекты могут быть использованы как самостоятельная часть сюжета. Чаще всего это можно увидеть в документально-художественных жанрах. Музыкальная тема в этих жанрах должна быть максимально сопряжена с темой самой передачи. Музыка может быть использована как характеристика героя, как показатель драматической, лирической или героической ситуации, как фигура умолчания и в других вариантах. Различные шумы в данном случае будут дополнять атмосферу происходящего, добавлять образности, делать акценты.

Музыкальные отбивки и заставки в наше время являются неотъемлемой частью практически всех радиопередач. Хотя, конечно, стоит понимать зависимость жанра и формата и необходимость музыкально-шумового сопровождения. Так, в информационных жанрах практически отсутствуют шумы, а музыка либо максимальна нейтральна, либо убрана вовсе – в таких передачах фон может восприниматься слушателем как что-то искусственное и ненужное, а это отталкивает аудиторию.

Все формообразующие элементы должны не перекрывать друг друга, а, наоборот, сочетаться. Ю. Бокач отмечал: не надо придумывать «звуковую картинку» и «иллюстрировать без необходимости», а слова и фон (или звуки и шумы) должны дополнять друг друга, а не повторять.[7]

У каждого элемента есть возможность выполнять разные функции – на этом строится новое направление радиожурналистики под названием «арт-акустика». Суть передач этого направления состоит в том, что на первое место выходят шумы, а музыка и речь приравнивается к шумам, отчего невозможно четко различить эти составляющие. Всё это доказывает, что каждый элемент может работать как автономно, так и вместе, а работа над ними позволяет найти новый подход к их использованию.[8]

Документальные записи, которые включают в себя речь человека, музыку и шумы, в качестве средства создания звукового образа помогают журналисту наиболее достоверно раскрыть событие или используются в качестве аргументов или доказательств какого-либо материала.

Вторая группа выразительных средств в радиожурналистике называется стилеобразующей. Она мобильна, а потому постоянно пополняется. Но есть наиболее распространенные, которые используются радиожурналистами чаще всего.

Монтаж – это инструмент, без которого не может существовать журналистика на радио. Использовать на радио это средство начали еще в середине прошлого века, но тогда у радиожурналистов не было таких обширных возможностей, как сейчас. Сегодня обилие звуковых программ-редакторов упростило жизнь журналисту, но от этого не изменились формы назначения и использования монтажа. В. В. Смирнов выделил их в своей классификации:

· сокращение текста;

· композиционное перемещение фрагментов;

· уплотнение времени;

· использование фона согласно замыслу автора и характера материала;

· создание различных временных и пространственных планов, которые характеризуют время и место действия;

· использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов при движении сюжета;

· создание целостной композиции радиовещания.[9]

Благодаря данному элементу осуществляются изменение силы звучания (понижение, повышения), паузы, различные варианты наложения слов, музыки и шумов. Всё это помогает добиться наибольшей выразительности и правдивости звукового изображения.

Другой стилеобразующий элемент напрямую связан с элементом формообразующим – речью. Голосовой грим работает с голосом ведущего, с его творческой способностью найти подходящее настроение, темп и ритм. Звуковая мизансцена, напротив, работает не с голосом журналиста, а с голосами участников события. Положение микрофона по отношению к участникам очень важно, так как позволяет при различных ракурсах использовать звук или голос в качестве сюжетной, смысловой и эмоциональной основы передачи.

Большая группа технических способов звукообразования – наиболее подвижная, так как с расширением способностей звуковых редакторов и аппаратуры расширяется и данная группа элементов. Дополнительную объемность или эффект «эха» помогает создать такой прием, как ревербация. А. А. Шерель приводит пример такого использования данного приёма: корреспондент пропустил звук падающих капель из крана в тюремной камере через ревербератор и усилитель, чтобы добиться эффекта отсчета времени, плавно перетекающего в выстрелы, похожие на «удары судьбы». Другой приём – «Буратино» (ускорение темпоритма) – также работает с голосом. Благодаря нему корреспондент может показать, например, иронию. Изменение голоса – темпа или высоты – позволяет корреспонденту показать свое отношение к происходящему или навести слушателя на определенные мысли.[10]

Все эти средства, как формообразующие, так и стилеобразующие, работают на создание продукта, который, в первую очередь, будет интересен аудитории, а также будет максимально полно отражать необходимую информацию. Но надо понимать, что все эти средства не используются в одной радиопередаче, чтобы не возникло нагромождения.[11] И, конечно, не все форматы радиостанций нуждаются в использовании всех приёмов, ведь наличие каждого из них зависит не столько от возможностей и знания журналиста, сколько от специфики передачи.


 

Глава 2


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.