ТЕМА: «История развития учения о туберкулезе, эпидемиология туберкулеза, этиология туберкулеза. Диагностика и методы обследования пациентов с туберкулезом (лабораторные, иммунологические методы)». — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

ТЕМА: «История развития учения о туберкулезе, эпидемиология туберкулеза, этиология туберкулеза. Диагностика и методы обследования пациентов с туберкулезом (лабораторные, иммунологические методы)».

2019-12-19 136
ТЕМА: «История развития учения о туберкулезе, эпидемиология туберкулеза, этиология туберкулеза. Диагностика и методы обследования пациентов с туберкулезом (лабораторные, иммунологические методы)». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ

для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

студентов 4 курса лечебного факультета и ФПИГ

медицинского университета

Витебск, 2016

УДК 616-002.5:616.24:378:37.041(072)

ББК 55.4р30

С 17

 

 

Рекомендовано к изданию Центральным учебно-методическим советом ВГМУ

(протокол № _ от «22» ___июня_____ 2016 г.)

Р е ц е н з е н т ы:

Юпатов Г.И., заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н., профессор Витебский государственный медицинский университет.

Генералов И.И., заведующий кафедрой клинической микробиологии, д.м.н., профессор, Витебский государственный медицинский университет.

 

Будрицкий, А.М.

С 17 Учебно-методическое пособие по фтизиопульмонологии: учебно-метод.пособие / А.М. Будрицкий, Н.С. Правада, В.А.Серёгина, Н.В. Василенко - Витебск: ВГМУ, 2016. – 71 с.

 

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по фтизиопульмонологии студентов 4-го курса лечебного факультета и ФПИГ медицинского университета во внеаудиторное время. В работе по темам определены цели занятий с методами изучения, материальным оснащением и иллюстративным материалом. Излагаются подробно конкретные вопросы для самостоятельной подготовки и контролю по содержанию каждого практического занятия с указанием литературных источников, что определяет объем знаний и перечень приобретаемых практических навыков в процессе обучения по рассматриваемым темам в соответствии с типовой учебной программой по фтизиопульмонологии, утвержденной Минздравом Республики Беларусь для медицинских ВУЗов в 2016 году.

 

УДК 616-002.5:616.24:378:37.041(072)

ББК 55.4р30

© Будрицкий А.М., Правада Н.С.,

Серёгина В.А., Василенко Н.В., 2016

© УО «Витебский государственный

медицинский университет», 2016

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: «История развития учения о туберкулезе, эпидемиология туберкулеза, этиология туберкулеза. Диагностика и методы обследования пациентов с туберкулезом (лабораторные, иммунологические методы)».

Продолжительность занятия:

6 часов /270 минут/.

Цель занятия:

- изучить историю развития учения о туберкулезе,

- изучить эпидемиологию туберкулеза, этиологию туберкулеза;

- изучить патогенез и патологическую анатомию туберкулеза, иммунологию туберкулеза;

- изучить диагностику туберкулеза;

- изучить методы обследования пациентов с туберкулезом (лабораторные, иммунологические методы).

 

 

Методы изучения: практическая работа в диспансерном отделении противотуберкулезного диспансера.

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ

И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

1. Учебные таблицы по методам лабораторной диагностики возбудителя туберкулеза.

2. Инструментарий и типовое оборудование бронхологического кабинета и кабинета аэрозольтерапии.

3. 3.1. ЛОР-инструментарий для исследований и забора патологического материала из бронхов.

3.2. Бронхоскопы.

3.3. Аппарат для аэрозольтерапии и проведения раздражающих ингаляций.

3.4. Прописи раздражающих смесей для провоцирующих ингаляций.

4. Типовое оборудование клинической и бактериологической лабораторий противотуберкулезного диспансера.

5. Микроскопы с лабораторным оборудованием.

6. Наборы мазков мокроты пациентов с туберкулезом, окрашенных по Циль-Нильсену, с различным содержанием МБТ в препаратах.

Термостаты и термокомната.

Набор пробирок с плотными питательными средами Левенштейна-Йенсена, Финна-II и различными вариантами роста МБТ.

Наборы пробирок с плотными питательными средами для определения лекарственной устойчивости МБТ к различным противотуберкулезным препаратам.

Автоматизированная система BACTEC MGIT 960 для ускоренного выявления МБТ и определения чувствительности МБТ к противотуберкулезным препаратам.

Молекулярно-генетические методы исследований (HAIN-тест, GenExpert) для верификации МБТ и определения резистентности к рифампицину и изониазиду в течение 2 суток.

7. Ампулы с туберкулином АТК, ППД-Л, «Диаскинтест».

8. Туберкулиновые шприцы.

9. Прозрачная миллиметровая линейка длиной 100 мм.

10. Дети и стационарные пациенты, которым ранее поставлены туберкулиновые пробы Манту, «Диаскинтест».

11. Учетная форма № 063/у "Карта профилактических прививок".

12. Учетная форма № 112/у "История развития ребенка".

13. Учетная форма № 025/у "Медицинская карта амбулаторного больного".

14. Учетная форма № 064/у "Журнал учёта профилактических прививок".

15. Учетная форма 1-мед/у-10 "Выписка из медицинских документов".

16. Учетная форма № 029/у "Медицинская карта стационарного больного".

17. Учебные таблицы, рисунки с ответными реакциями на туберкулин.

18. Учебная таблица: «Дифференциально-диагностические признаки инфекционной и поствакцинной аллергии».

19. Учебная таблица: «Типы ответных реакций на туберкулин».

20. Набор клинических (обучающих) задач по темам: "Возбудитель туберкулеза. Иммунодиагностика туберкулеза".

21. Мультимедийная презентация «Диаскин-тест».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЯ

1. 1. Исторические сведения и общая патология туберкулеза

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

 

1. Основные этапы развития учения о туберкулезе.

2. Пути распространения туберкулезной инфекции.

3. Роль социально-экономических факторов в развитии туберкулеза

4. значение эпидемиологических показателей в определении эпидемической ситуации по туберкулезу в различных возрастных группах, среди жителей города и села

5. Таксономия и классификация микобактерий

6. Патогенность и вирулентность микобактерий.

7. Лекарственная устойчивость, генетические основы формирования лекарственной устойчивости. Виды устойчивости:

8. Эпидемиологическое и клиническое значение различных видов и форм микобактерий.

9. Этапы патогенеза первичного туберкулеза.

10. Виды морфологических реакций при туберкулезном воспалении.

11. Остаточные посттуберкулезные изменения и их роль в развитии туберкулеза. Патофизиологические изменения при туберкулезе

12. Факторы неспецифической резистентности к туберкулезу.

13. Противотуберкулезный иммунитет, виды.

14. Методы забора патологического материала для исследования на наличие микобактерий

15. Методы обнаружения микобактерий туберкулеза в мокроте и другом патологическом материале, значение их результатов для диагностики туберкулеза, определения фазы туберкулезного процесса, оценки степени эпидемиологической опасности пациента.

16. Преимущества и недостатки бактериоскопии по Циль-Нильсену.

17. Преимущества и недостатки посева на плотные питательные среды.

18. Преимущества и недостатки молекулярно-генетических методов исследования материала на БК.

19. Достоверные методы диагностики туберкулеза.

20. Методы определения специфической сенсибилизации организма.

21. Дифференциальная диагностика инфекционной и поствакцинальной аллергии по туберкулиновой пробе.

22. Эндоскопические методы исследования.

 

Литература

Основная:

1. Перельман, М.И. Фтизиатрия / М.И.Перельман, И.В. Богадельникова. М.: Медицина, 2010. 445 с.

2. Организация противотуберкулезной помощи населению: учебное пособие / П.С.Кривонос [и др.]. Минск: Белсэнс, 2011. 144 с.

3. Фтизиатрия: учеб. пособие / И.С. Гельберг [и др.]. Минск: Вышэйш. шк., 2009. 334 с.

Дополнительная:

1. Фтизиатрия: национальное руководство / под ред. М.И.Перельмана. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 512 с.

2. Фтизиопульмонология: учебник для студентов мед. вузов / В.Ю.Мишин [и др.]. Москва: Гэотар-Медиа, 2010. 502 с.

Нормативные правовые акты:

1. Приказ МЗ РБ № 977 от 02.10.2015г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения иммунодиагностики и химиопрофилактики туберкулеза среди детского населения».

2. Приказ МЗ РБ от 22.03.2013 № 377 «Об утверждении руководства по лабораторной диагностике туберкулеза»

3. Приказ МЗ РБ от 23.05.2012г. № 622 «Об утверждении клинического руководства по организации и проведению противотуберкулезных мероприятий в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения».

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ

для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

студентов 4 курса лечебного факультета и ФПИГ

медицинского университета

Витебск, 2016

УДК 616-002.5:616.24:378:37.041(072)

ББК 55.4р30

С 17

 

 

Рекомендовано к изданию Центральным учебно-методическим советом ВГМУ

(протокол № _ от «22» ___июня_____ 2016 г.)

Р е ц е н з е н т ы:

Юпатов Г.И., заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н., профессор Витебский государственный медицинский университет.

Генералов И.И., заведующий кафедрой клинической микробиологии, д.м.н., профессор, Витебский государственный медицинский университет.

 

Будрицкий, А.М.

С 17 Учебно-методическое пособие по фтизиопульмонологии: учебно-метод.пособие / А.М. Будрицкий, Н.С. Правада, В.А.Серёгина, Н.В. Василенко - Витебск: ВГМУ, 2016. – 71 с.

 

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по фтизиопульмонологии студентов 4-го курса лечебного факультета и ФПИГ медицинского университета во внеаудиторное время. В работе по темам определены цели занятий с методами изучения, материальным оснащением и иллюстративным материалом. Излагаются подробно конкретные вопросы для самостоятельной подготовки и контролю по содержанию каждого практического занятия с указанием литературных источников, что определяет объем знаний и перечень приобретаемых практических навыков в процессе обучения по рассматриваемым темам в соответствии с типовой учебной программой по фтизиопульмонологии, утвержденной Минздравом Республики Беларусь для медицинских ВУЗов в 2016 году.

 

УДК 616-002.5:616.24:378:37.041(072)

ББК 55.4р30

© Будрицкий А.М., Правада Н.С.,

Серёгина В.А., Василенко Н.В., 2016

© УО «Витебский государственный

медицинский университет», 2016

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: «История развития учения о туберкулезе, эпидемиология туберкулеза, этиология туберкулеза. Диагностика и методы обследования пациентов с туберкулезом (лабораторные, иммунологические методы)».

Продолжительность занятия:

6 часов /270 минут/.

Цель занятия:

- изучить историю развития учения о туберкулезе,

- изучить эпидемиологию туберкулеза, этиологию туберкулеза;

- изучить патогенез и патологическую анатомию туберкулеза, иммунологию туберкулеза;

- изучить диагностику туберкулеза;

- изучить методы обследования пациентов с туберкулезом (лабораторные, иммунологические методы).

 

 

Методы изучения: практическая работа в диспансерном отделении противотуберкулезного диспансера.

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ

И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

1. Учебные таблицы по методам лабораторной диагностики возбудителя туберкулеза.

2. Инструментарий и типовое оборудование бронхологического кабинета и кабинета аэрозольтерапии.

3. 3.1. ЛОР-инструментарий для исследований и забора патологического материала из бронхов.

3.2. Бронхоскопы.

3.3. Аппарат для аэрозольтерапии и проведения раздражающих ингаляций.

3.4. Прописи раздражающих смесей для провоцирующих ингаляций.

4. Типовое оборудование клинической и бактериологической лабораторий противотуберкулезного диспансера.

5. Микроскопы с лабораторным оборудованием.

6. Наборы мазков мокроты пациентов с туберкулезом, окрашенных по Циль-Нильсену, с различным содержанием МБТ в препаратах.

Термостаты и термокомната.

Набор пробирок с плотными питательными средами Левенштейна-Йенсена, Финна-II и различными вариантами роста МБТ.

Наборы пробирок с плотными питательными средами для определения лекарственной устойчивости МБТ к различным противотуберкулезным препаратам.

Автоматизированная система BACTEC MGIT 960 для ускоренного выявления МБТ и определения чувствительности МБТ к противотуберкулезным препаратам.

Молекулярно-генетические методы исследований (HAIN-тест, GenExpert) для верификации МБТ и определения резистентности к рифампицину и изониазиду в течение 2 суток.

7. Ампулы с туберкулином АТК, ППД-Л, «Диаскинтест».

8. Туберкулиновые шприцы.

9. Прозрачная миллиметровая линейка длиной 100 мм.

10. Дети и стационарные пациенты, которым ранее поставлены туберкулиновые пробы Манту, «Диаскинтест».

11. Учетная форма № 063/у "Карта профилактических прививок".

12. Учетная форма № 112/у "История развития ребенка".

13. Учетная форма № 025/у "Медицинская карта амбулаторного больного".

14. Учетная форма № 064/у "Журнал учёта профилактических прививок".

15. Учетная форма 1-мед/у-10 "Выписка из медицинских документов".

16. Учетная форма № 029/у "Медицинская карта стационарного больного".

17. Учебные таблицы, рисунки с ответными реакциями на туберкулин.

18. Учебная таблица: «Дифференциально-диагностические признаки инфекционной и поствакцинной аллергии».

19. Учебная таблица: «Типы ответных реакций на туберкулин».

20. Набор клинических (обучающих) задач по темам: "Возбудитель туберкулеза. Иммунодиагностика туберкулеза".

21. Мультимедийная презентация «Диаскин-тест».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЯ

1. 1. Исторические сведения и общая патология туберкулеза


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.