М.М. Херасков «Кадм и Гармония». — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

М.М. Херасков «Кадм и Гармония».

2019-12-18 298
М.М. Херасков «Кадм и Гармония». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Херасков использует для построения сюжета персонажей, чьи образы изначально несут в себе мифологическую нагрузку. Кадм, по легенде, убил дракона и должен был в наказание нести службу у Ареса, а попутно вырастил себе подданных из зубов чудовища. Максимально обтекаемо описан образ греческого Царя Кадма, а Гармония вообще неясно - человеческого ли происхождения, или божественного, а если божественного, то Херасков намеренно смешал его родителей из греческого и римского пантеона. Кадм может быть и «первосозданным» человеком, который по праву своего происхождения имеет власть, данную от бога-создателя. А может быть и сыном царя Агенора, - именно эту версию развивает Херасков в дальнейшем повествовании. Супруга же его, Гармония,  является олицетворением верности, преданности и мудрости, соответствует полностью образу идеальной жены. Интересна важная деталь: «Гармонией» называлась одна из московских масонских лож, в которой состоял Херасков.

Херасков развивает версию о царском происхождении Кадма: по сюжету, он отправляется по указанию своего отца в путешествие по свету для того, чтобы найти свою похищенную Юпитером сестру Европу. Дельфийский оракул направляет Кадма в Беотию, где Кадм основывает Фивы. Для современного читателя подобное поведение никак не является синонимом благочестия царя, ведь, казалось бы, он забыл о своем долге перед семьей, вместо поисков сестры стал царем в новом городе. Дело в том, что по масонскому представлении о мудрости, человек должен уметь слышать свою судьбу и покоряться ей и мироздание все равно приведет человека туда, куда следует, только сопротивляющийся человек столкнется с трудностями, которые будут его «выталкивать» на путь правильных поступков.

Далее сюжет развивается крайне благообразно: Кадм становится благочестивым правителем. В романе суть государственного устройства сложная, она имеет структуру и философию в своем фундаменте. Он вроде государя-правителя, который воспринимает своих подданных как детей, а они его - как отца, любят его, слушаются и почитают. И как в семье, отец исполняет роль наглядного примера для своих детей, то есть его основная задача - быть праведным самому, тогда его «семейство» последует его примеру. Однако здесь стоит оговориться: общество, которым правит Кадм, должно быть готово к тому, чтобы копировать благочестивое поведение своего государя. Выходит, что народ, находящийся в подчинении Кадма, обезличен, в нем нет бунтарей, противоречащих мудрецов, нет завистников или несогласных. Невольно вспоминается греческая легенда о царе Кадме, который сотворил себе подданных из зубов дракона: они созданы им самим и по одному образцу, из одного материала. Кроме того, окружение царя составляют его близкие люди: супруга Гармония, которая идеальна по своей сути: она прощает Кадму неверность, остается с ним в его изгнании, поддерживает его; друг Эхион, который разделяет взгляды Кадма во всем и чтит царя и его супругу; Полидор, сын, который должен принять после отца не только трон, но и его идеи. В этом и есть чисто утопическое в романе, но на этом оно закончится, и начнется уже совершенно другое действие.

Фундамент такой государственности эфемерен и хрупок. И он рушится, стоит только «отцу» семейства допустить соблазн в свое сердце, а он допускает себя до нравственного падения. Он прельщается невольницей, судьба которой напомнила ему судьбу его ненайденной сестры, и он решает взять ее в свой дом как любимую сестру. Необходимо заметить, что царская жизнь не сопровождалась роскошью богатства. Повествование сопровождается достаточно тонкими замечаниями относительно оттенков переживаний персонажей.

Невольница Таксила с помощью лукавых слов и своей красоты пленила сердце Кадма, соблазнила его и стала манипулировать им, заставляя совершать поступки, чуждые благочестивому миру, который сам Кадм и создал: он погряз в страстях, стал окружать себя по наущению Таксилы роскошью, чем разорял своих подданных, отверг любящие советы супруги и друга. «Порабощенный позорным слабостям и прелестям жены лукавыя» Кадм вызвал недовольство народа своим поведением, за что был изгнан из Фив, все отворачиваются от него, в том числе и Таксила, а Гармония следует за своим неверным мужем в изгнание.

Кадм обращается за советом о дальнейшей своей жизни к мудрецу Гифану, который помогает ему проанализировать собственные ошибки. Гифан делится историей своего становления, одним из важнейших факторов которого является страдание, «ибо страдание в здешней жизни полезно и нужно». Там же мудрец рассказывает Кадму историю, вставную антиутопию, в которой повествуется о философах, которые захотели организовать свое государство, государство людей просвещенных и образованных. Для этого они выбрали необитаемый остров, подходящий по всем параметрам для жизни на нем. Главное же философы сделать забыли: они не определились в модели государственного устройства, которую они хотели бы воспроизвести, и немедленно познали крах. Мудрецы были сведущи и искусны во всем, Философы отринули высший закон, решили, что способны самостоятельно устанавливать его, но не учли, что человек снедаем пороками, и в каждом законе будет сквозить зло. Кроме того, отсутствие высшего закона порождает споры, которые философы не могут разрешить. Показательно и то, что спорящие философы единогласно отказались только от единоправной формы, а ратовали только за ту, в которой принимает участие множество людей и каждый способен внести свою лепту. Привело это к неутешительному сценарию - никто не хотел повиноваться друг другу. Идея иерархии утрачена, Херасков называет это явление «безначалием», то есть состоянием, когда нет главного и каждый старается сделать то, что выгодно только ему. Кроме того, поразителен факт пророчества Херасковым развития русской истории. Тут нужно отдать дань проницательности автора, который смоделировал ситуацию выхода из-под контроля множества людей, каждому из которых было дано право голоса: все имущество стало общим, а народ вышел из-под контроля. Затем учителя стали хитрить, искать пути для возвращения своего социального статуса, им удалось со временем несколько выровнять ситуацию, по их совету была возвращена частная собственность, мудрецы стали использовать свои умения и знания ради своей наживы, появилось что-то похожее на капитализм. Государство стало захудалым, погрязшим в пороках, бедности одних и богатстве других. С таким подробным описанием причинно-следственных связей можно оценить, насколько точно модель развития нецентрализованного под одной властью государства предсказана мудростью Хераскова, собиравшего эту мудрость в масонских трактатах и учениях. Таким образом, мы можем понять, что означает корень «суе», который неоднократно используется Херасковым в его произведениях: это неподкрепленное нравственностью и благочестием образование или деяние. Суемудрием Гифан называет мыслительную деятельность философов, лишенных нравственности и, что принципиально важно, богобоязненности, наполненных гордостью и тщеславие, - это центральная мысль вставной антиутопии. А мы формулируем еще один основополагающий тезис масонской философии, нашедший отражение в романе «Кадм и Гармония»: знание без нравственности, то, что Гифан называет «ложной философией», неполноценно и не может быть добром: «при нравах развращенных разум есть меч в руках беснующегося человека, ему самому и ближним его угрожающий». А замена богопочитания светскими культами порочна и ведет к полной деградации нравственности.

Отдельного внимания заслуживают рассуждения Гифана о деградационной, упаднической философии, которая насаждалась среди жителей того государства. Правда, рассказчик поясняет, что таким образом суемудрые философы опять же добивались собственных целей: устраняли слабых духом недругов, наследовали имущество. Гифан объясняет подобные проповеди, опять же, безбожием, отсутствием стержня и фундамента бытия. Русское масонство во многом противостояло вольтерьенству и безбожию, сопровождавшему его, - в этом тексте мы находим конкретное подтверждение существовавшим тогда взглядам у масонов на этот вопрос. И отсутствие единоначального бога, и единоначального правителя описывается в своих кошмарных последствиях Херасковым, что явно обнажает суть русского масонского взгляда на устройство жизни. Кроме того, нам представляется, что именно смирение в христианском смысле этого термина определяет счастье человека и его благочестие.

Мудрец объясняет Кадму суть Знания таким, каким его видели масоны, собиратели мировой мудрости. К концу беседы с Гифаном Кадма пронзает жгучее раскаяние в своих грехах и в том, что он отверг советы своей супруги и друга, а позволил Таксиле манипулировать собой. Гифан благословляет супругов в путь по свету с надеждой, что в этом путешествии Кадм обретет себя, свое достоинство, просветится и приблизится к духовному совершенству. Третья книга начинается с изображения стенающего Кадма, который изрядно утомлен бедностью, дорогой и тяжким трудом. Там он открывает своей супруге намерение идти в Египет и они отправляются в известном направлении, проходя по пути Фессалию, где нас ждет еще одна важнейшая для понимания сути русского масонства картина. Надо заметить, что фессалийцы сразу угадали в пришедших супругах своих спасителей, поскольку так указали им боги. И вновь схожий с уже знакомым нам сюжет: народ раздираем всяческими прениями, пороками, но хочет, чтобы власть принадлежала множеству людей, а не единому монарху. Тогда Кадм, уже умудренный в беседах с Гифаном, проповедует отречение от подобной идеи, доказывая, что власть в народных руках принесет с собой зло и разрушение. Народ уговаривает, по совету Кадма, царского наследника Феогена занять место на престоле. Однако тут возникает одна из важнейших тем любви в романе: Феоген любит красавицу Артемизу, но она незнатного происхождения, а потому не может быть женой царя. Тут происходит сцена отречения влюбленных: Феоген отрекается от престола ради того, чтобы быть с возлюбленной, а Артемиза отрекается от Феогена ради того, чтобы у Фессалии был царь. Тогда за молодых людей вступается Гармония, которая вопрошает у толпы, не усомнились ли они в благочестии Артемизы, а если всем известно, что она невинна и богобоязненна, то почему невозможно стать ей женой царя? В этой сцене мы видим уже взгляд Хераскова не на государственное устройство, а на порядок личных отношений мужчины и женщины. Здесь сразу несколько аксиом: мужчина, несомненно, занимает ведущую позицию, однако его любовь к женщине может существовать независимо ни от каких сословных предрассудков. И кроме того, женщине по праву отведено заниматься сердечными делами, она имеет в них право голоса, подобно Гармонии, вещающий всенародно, тогда как мужчина должен, в первую очередь, думать о долге, подобно Кадму. Впрочем, ничего принципиально нового не вносит Херасков в свое представление о благочестивом супружестве, за исключением освобождения его от привязки к происхождению любящих, - всякая истинная любовь - чиста и имеет право на законное существование, говорит Херасков.

Сентиментализм как литературное направление. Этические ценности сентиментализма: чувствительность, культ нравственных чувств. Система жанров сентиментализма: письма, дневники, путевые записки, повести.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.