Роль занятий по развитию речи в формировании эмоциональной сферы дошкольников. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Роль занятий по развитию речи в формировании эмоциональной сферы дошкольников.

2019-12-18 238
Роль занятий по развитию речи в формировании эмоциональной сферы дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие - эффективная форма обучения родному языку в старшем дошкольном возрасте. Эффективность обучения зависит не столько от формы, сколько от содержания произведения, применяемых методов и стиля обучения педагога с детьми. Систематические занятия воспитывают интерес к произведениям художественной литературы.

Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребёнка имеют общение с окружающими людьми и игра. Занятия по развитию речи порождают существенные изменения в эмоциональной жизни детей. У них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя ещё не совсем могут сдерживать проявления эмоций. Обычно лица (мимика) и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумение сдерживать свои эмоции объясняются также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к кратковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие эмоциональные состояния у детей нестойки. дети так же легко успокаиваются, как и возбуждаются. Возникновение эмоций у старших дошкольников связано с конкретной обстановкой.

Успех, а следовательно, и эмоциональное благополучие во многом зависит от возраста ребёнка. Воспитатель, умеющий понять индивидуальные особенности каждого ребёнка, сможет создать условия, при которых у детей появляются желание активно жить в коллективе,
работать на занятиях.

Неудачи при выполнении каких-либо заданий могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательность, зависть товарищам, заслужившим похвалу. У детей нужно воспитывать способность владеть своими чувствами.

«Эмоциональные состояния старших дошкольников своеобразны. Общий эмоциональный тонус детей - жизнерадостное, бодрое настроение.

Дети обычно оживлены, веселы. Это и является возрастной нормой их эмоциональной жизни. Живость и непосредственность детей этого возраста дают возможность воспитателю довольно быстро выявить индивидуальные особенности их чувств и соответственно реагировать» [36, с.12].

Очень важно, чтобы ребенок не потерял веру в свои силы; не озлобился. Это препятствует осуществлению главной цели воспитания эмоций - формированию положительного отношения к жизни.

Эмоциональную отзывчивость можно и нужно воспитывать на занятиях по развитию речи. «Дети подчас слишком бурно реагируют на описываемый сюжет читаемых произведений и матери нередко жалуются на то, что после чтения «страшной» сказки дети плохо засыпают и даже во сне нередко всхлипывают, видимо, «досматривая» недочитанную историю сказочных героев» [92, с.32].

На детей достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, если они выразительно прочитаны. Чувство жалости, сочувствие, негодование, гнев, волнение за благополучие любимого героя достигает большей выразительности. Ребёнок в своих фантазиях «дорисовывает» определенные картинки из жизни любимого героя. Впечатления от художественных произведений, глубоко затронувших его чувства, могут находить выражение в рисунках, в пересказе прочитанного, услышанного, увиденного. Любопытно, что, рассказывая о герое книги, ребята порой стремятся подчеркнуть, развить лучшие его качества и «исправляют» недостатки.

Дети слушают, обсуждают на занятиях по развитию речи прочитанное. Отсюда между детьми постоянно возникает общение. Надо стараться так организовать индивидуальную деятельность детей по усвоению прочитанного, чтобы она вызывала общие переживания, была источником становления высоконравственных взаимоотношений детей. Совместная работа должна быть разнообразной и интересной.

Пока ребёнок мал, его необходимо научить понимать прочитанное, используя добытое в книгах для познания окружающей нас действительности. Много нужно приложить усилий, чтобы заставить ребёнка полюбить книгу, но сделать это необходимо.

«Педагог, сосредоточив большое внимание на самом главном в искусстве слова человека, его духовно-нравственном облике, будет не только приобщать детей к чтению художественной литературы, но и вырабатывать потребность постоянно обращаться к ней, искать ответы на волнующие ребёнка вопросы, значительно обогащать опыт детей, хотя и приобретаемый ими косвенным путём» [75,с.21]

Часы чтения художественной литературы должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлением. Такое чтение вслух, сопровождающееся переживаниями, сплачивает детей, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания. Общение детей, их интересная совместная деятельность на занятиях по развитию речи помогают сплочению детского коллектива. На занятиях нужно и можно провести литературные игры и викторины.

«Творческая деятельность из условий утверждения эмоционального благополучия, вершина духовной жизни человека, показатель высшей ступени развития, его интеллекта, чувства воли». дети с большим интересом передают чувства, мысли, стремления в своём творчестве. Поэтому надо стараться так организовать учебный процесс, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Включение в занятия музыкальных произведений, живописи помогает эмоционально понять текст, возбудить интерес. Всё это способствует пробуждению чувства прекрасного, воспитывает любовь к людям, природе, развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает ребёнка более восприимчивым к окружающей действительности.

Такие занятия, конечно, готовить и проводить трудно, но они остаются в памяти детей надолго, и труд себя оправдывает. Поиск
продолжается... Творчески работающий педагог спокойно разберётся во всём и пойдёт по пути поиска правильного решения.

На занятиях со старшими дошкольниками широко используется дидактические игры и упражнения, сроятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементы занимательности, включают пластические упражнения (физкультминутки). Но в них явно применяются обучающие приёмы, особенно в формировании и развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Задача формирования эмоциональной сферы дошкольников актуальна для старшего возраста и успешно решается при опоре на чтение произведений художественной литературы.

«Дошкольный возраст - особый период, имеющий огромное значение для развития эмоциональной сферы детей, и наиболее продуктивный путь лежит через общение умного понимающего взрослого с ребенком» [65, с.45].

Роль воспитателя в эмоциональном развитии дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы трудно переоценить. для ребят в детском саду воспитатель - самый главный человек. Все для них начинается с воспитателя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни.

Воспитатель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача воспитателя состоит в такой организации процесса познания произведений, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития.

Воспитатель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка о художественной литературе, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эмоциональных переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование.

Планирование - это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью.

При планировании эмоционального развития дошкольника надо учитывать следующие этапы. Прежде всего необходимо оценить педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей эмоционального развития: воспитать гуманную, всесторонне развитую личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях. Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность.

В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничить ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы детей, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности детей и многое другое. Так же нельзя забывать о системе учета контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний.

При планировании необходимо учитывать индивидуальность дошкольников, их потенциал. Старшие дошкольники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах художественной литературы, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.

Кроме четкого планирования воспитатель не должен забывать и о педагогическом творчестве. Это не обычный процесс совершенствования, приращивания каких-либо знаний, навыков и умений, а процесс взаимосвязанных количественных преобразований, изменений и на этой основе самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности воспитателя. Без творчества нет движения вперед.

Для детей весь процесс эмоционального развития должен быть четко планированным. Но при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия сделать Непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя воспитатель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены. Чем незаметнее они для детей. Сохранение естественности постижения художественной литературы - необходимое условие эмоционального развития. И не только эмоционального, но и всякого развития - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового.

Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка при восприятии произведения, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется отношение к работе, труду, учебе. Возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения.

Роль воспитателя - в организации правильного эмоционального развития. Правильное развитие вовсе не означает искусственного привития детям извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Правильное развитие и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону. Если же воспитатель не опирается на возрастные возможности ребенка, побуждая его к активности, или использует такие методы, которые «принуждают» ребенка наслаждаться искусством, то
неизбежным результатом этого творческого процесса восприятия произведений художественной литературы.

Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с художественной литературой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с произведениями не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль воспитателя здесь неоценима.


1.8 Программное содержание работы по ознакомлению с
произведениями художественной литературы

Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к литературе. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведений, способности и желания постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, лирическим и др.)

Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются и в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках, выразительном чтении стихов и других видах исполнительской деятельности. Сейчас нет недостатка произведений художественной литературы для детей. И с каждым годом количество их увеличивается. Но не во всех детских садах уделяется достаточно времени чтению книг, И тем более, не каждый воспитатель находит возможность целенаправленно развивать эмоциональную сферу дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободное время. Тем не менее необходимо совершенствовать эмоциональную культуру детей посредством разнообразия жанров художественной литературы.

Для решения данной проблемы проанализируем программы
воспитания и обучения в детском саду «Радуга», «Детство», «Развитие», традиционную Программу под редакцией М.А.Васильевой и определим в
них цели и задачи, направленные на развитие речевой и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством произведений художественной литературы.

Программа «Радуга» (под редакцией Дороновой Т.Н.)

Цели и задачи Программы.

1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

2. Совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений: формировать способность проявлять бескорыстную радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром; испытывать сострадание и сочувствие к героям книг, мысленно ощущая себя рядом с ними или отожествляя себя с полюбившимся персонажем.

3. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогая ребенку почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививая чуткость к поэтическому слову.

4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях и спектаклях (эмоциональность исполнения и естественность поведения, умение интонацией, жестом и мимикой передавать свое отношение к содержанию произведения и ситуациям, в нем описанным).

5.Воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу и иллюстрации, помогать детям видеть основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

6. Формировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.

7. Включать в перечень программных литературных произведений стихи, рассказы и авторские сказки, герои которых по своим человеческим проявлениям близки и понятны ребенку, учат его быть добрым, сильным, справедливым и великодушным.

8. Учить сочувствовать героям, переживать за них, хотеть новых встреч.

9. Продолжать работу по ознакомлению детей с новыми произведениями малых форм фольклора: народными песенками, считалочками, загадками, скороговорками.

10. Научить слышать красоту поэтической речи.

В программа «Радуга» (под редакцией Дороновой Т.Н.)в оличие от других программ, чтение произведений художественной литературы планируется ежедневно, что немаловажно. Воспитывается устойчивый интерес к книгам, рассчитанным на длительное чтение. Решается важная педагогическая задача - воспитывать подрастающего человека путём приобщения его к художественной литературе.

Так же, как и в других программах, особое место отводится
книжному уголку и разнообразию произведений. Библиотечка группы
комплектуется при участии детей и их родителей. для привлечения детей к
чтению организуются выставки литературы.

В данной программе уделяется внимание не только эмоциональному и речевому развитию детей, но и совершенствованию эстетического восприятия произведений и работе над изобразительно-выразительными средствами, над совершенствованием художественно-речевых исполнительских навыков детей.

Программа Программа обучения и воспитания в детском саду (од редакцией М.А. Васильевой.

Цели и задачи Программы.

1. Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.

2. Учить передавать свое отношение к содержанию, к поступкам героев.

З. Знакомить с произведениями различных жанров.

4. Учить мотивировать свое отношение к героям произведения.

5. для лучшего усвоения содержания произведения и запоминания текста детьми применяют приёмы:

ü вопросы воспитателя;

ü рассматривание иллюстраций у произведения;

ü словесные зарисовки; чтение отрывков из текста по заявкам детей;

ü договаривание концовки предложений;

ü драматизация отрывков.

Рассмотрев эту программу, можно выделить некоторые общие положения для работы над литературными произведениями:

ü целостное восприятие произведения;

ü художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиций;

ü обязательным условием является присутствие анализа
художественного произведения в целях глубокого проникновения в
его содержание.

В программе недостаточно внимания уделяется проблеме развития и формирования эмоциональной сферы дошкольников.

Программа «Развитие» (под редакцией О.М. Дьяченко. Учебный центр им. Л.А. Венгера).

Цели и задачи программы.

1. Особое направление работы - развивать творческие способности детей.

2. Стимулировать у детей потребности фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, историю на заданную тему.
З. При знакомстве с художественной литературой решающую роль должны играть эмоциональное переживание, сочувствие, сопереживание.

4. В процессе работы необходимо использовать игрьт-драматизаi!ии, режиссерскую игру, выразительные движения.

5.Предлагать детям условные заместители персонажей сказки:
кружочки, полосочки, квадраты и другие «безликие» вещи.

6. Учить детей давать волю эмоциям: интонациям, имитациям движений персонажей, выразительных средств.

7. Не перебивать детей, исправлять их, когда они находятся в эмоционально напряженных ситуациях, во время творческого рассказывания.

8. Проявлять общую положительную оценку рассказа.

В разделе программы «Литература и развитие речи» большое значение уделяется эмоциональной составляющей раздела, что отражает его специфическую особенность.

Воспитатель должен помогать ребенку проживать эмоциональное содержание произведений. Но особое место занимают этюды на самостоятельную литературно-речевую деятельность.

В программе «Развитие» (под редакцией О.М. Дьяченко) художественная литература неотделима от морально-эстетических представлений об окружающем.

Программа «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.)

Цели и задачи программы.

1. Развивать интерес и любовь к книге, воспитывать новые умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы.

2. Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали).

З. Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях, давать оценку действиям и поступкам героев. 4. Проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

5.Вызывать эмоциональный отклик, обогащать духовный мир детей, готовить их к реальной жизни через отношение к прочитанному.

6. Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывать удовольствие при слушании литературных произведений.

7. Обнаруживать избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра.

8. Устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст.

9. Осознавать мотивы поступков героев, видеть их переживания, мысли, чувства.

10. Проявлять внимание к языку литературного произведения.

Анализируя программу, можно увидеть, что круг детского чтения широк по составу и содержанию. Сюда входят произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира.

В этой программе не предлагается конкретного перечня книг для чтения детям старшего дошкольного возраста, приведены названия некоторых наиболее интересных литературных сборников, которые помогут воспитателю найти нужное произведение, дадут возможность подойти к выбору книг творчески, в соответствии с читательскими интересами детей группы.

Авторы программы обращают внимание на необходимость развития эмоциональной культуры дошкольников, но цели и задачи работы формируют не конкретно, а в более общем виде.

Из вышеизложенного видно, что каждая предлагаемая прграмма нацелена на то, чтобы увлеченность, радость, доставляемые в процессе чтения художественной литературы, придавали новые силы. Эмоции, которые возникают в ходе занятий по развитию речи и чтении литературы, вызывают, регулируют и поддерживают познавательную активность детей.

Чувства могут стать большой движущей, побудительной силой как бы заряжающей человека творческой энергией, и в то же время силой, обостряющей и углубляющей его мысль, восприятие окружающей действительности.

Проанализировав задачи программ, можно сделать вывод, что только в программах «Детство», «Радуга» и «Развитие» больше уделяется внимание развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством произведений художественной литературы, чем в традиционной программе под редакцией Васильевой. Но в то же время хочется посоветовать воспитателям побольше разнообразить перечень произведений, чтение которых можно осуществить в свободное от занятий время. Воспитатель призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которого художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности; пробуждать у детей интерес к чтению художественных произведений.

В то же время только в программе перечислены конкретные задачи по совершенствованию эмоциональной культуры дошкольников (совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений, умение мимикой и жестами передавать свое отношение к содержанию произведения, формировать эмоциональную отзывчивость, учить сочувствовать героям, научить слышать красоту поэтической речи), тогда как программы «Детство» и «Развитие» не предлагают целенаправленной работы по данному направлению.


1.9. Анализ методических разработок по ознакомлению с
произведениями художественной литературы.

Количество методических разработок по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы невелико, и воспитатель испытывает затруднения при подготовке к занятиям. Методическая литература переиздается не так часто, и естественно, её содержание быстро устаревает в плане использования.

Данная литература носит обобщающий характер и дает целостное представление о произведениях художественной литературы, её проблемах, героях, жанрах. Методические разработки должны признать педагогов создать наилучшие условия для эмоционального развития детей через произведения художественной литературы и воспитать детей в соответствии с законами эстетики. Но хотелось бы, чтобы они имели более конкретный характер. Среди ряда методических разработок можно
отметить следующие:

1) О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с
литературой» (конспекты занятий). В книге раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм). На каждом занятии по ознакомлению с произведениями художественной литературы ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

2) О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методика развития речи детей». В этом пособии авторы считают, что для занятий по ознакомлению с произведениями художественной литературой надо отобрать произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносятся тематически, по имени разных героев, или объединяются общими персонажами, но имеют разные сюжеты и различное развитие действий (событий).

Каждое из занятий по литературе знакомит детей с содержанием и художественной формой произведения, обращает их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, необычные слова, сказанные персонажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями самих детей.

Затем дети выполняют творческое задание, целью которых является:

ü уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;

ü включение в диалог персонажей новых действий и передача импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;

ü выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;

ü придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

ü соединение сюжетов произведений разных жанров;

ü подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

ü драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

ü развитие отдельных сценических навыков, исполнение реплик героев;

ü рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения.

3) О.А. Иванова «Учимся читать художественную литературу» (Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий). Пособие предназначено для занятий по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы. В него включены программа, тематическое планирование, содержащие перечень основных и дополнительных литературных произведений, рекомендуемых для чтения детям этого возраста, а также примерные конспекты занятий. Автор программы считает, что для старших дошкольников при восприятии и осмыслении литературных произведений характерны:

ü проявление сопереживания и сочувствия литературным героям;

ü способность к восстановлению цепи событий и установлению разнообразных смысловых связей внутри произведения и между произведениями;

ü видение внешних действий и понимание открытых мотивов поведения героев;

ü попытки интерпретировать и изменять литературную ситуацию так, чтобы получившаяся история была более похожа на сказку, чем на рассказ из личного повседневного опыта ребенка;

ü начальное осознание основ жанра (сказка, рассказ, стихотворение) и возникновение тематических предпочтений (о животных, волшебных превращениях и др.);

ü появление способности замечать отдельные выразительные средства языка.

Перед воспитателем ставятся следующие задачи:

ü приобщать детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запас литературных художественных произведений;

ü продолжать воспитывать уважение и любовь к художественной литературе;

ü развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ;

ü продолжать побуждать детейэмоционально и выразительно передавать содержание произведений, участвовать в инсценировках известных литературных произведений.

4) Т.А.данилина, В.Я. Зедгенидзе, И.М. Стёпина «В мире детских эмоций». Это пособие включает в себя теоретические и практические материалы по проблемам развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Содержащиеся в этой книге интересные игры, упражнения, этюды, конспекты занятий, советы и рекомендации помогут специалистам правильно организовать коррекционную и развивающую работу с детьми.

5) В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников». (Занятия. Игры) данное пособие поможет в изучении и развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Системная работа с использованием игр и занятий способствует изменению взгляда ребёнка на мир и отношения к окружающим, осознанию и контролю его эмоциональных проявлений.

6) С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать». (Коррекционно-развивающие занятия для детей 5 - 8 лет). В пособии представлены разработки занятий по формированию у детей эмпатии; авторские варианты проблемных ситуаций, отдельных игровых упражнений, содержание которых носит вариативный характер; подобрана серия разнообразных диагностических методик по изучению проявлений эмпатии у детей.

Выводы.

Итак, из анализа методических пособий, в которых рассматривается раздел по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы, следует: в каждом пособии рассматриваются материалы, которые помогут дать дошкольникам начальные знания о произведениях художественной литературы и её жанрах; развить речь детей, эмоциональную отзывчивость.

Несмотря на достоинства данных пособий на наш взгляд необходимо целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию эмоционального развития дошкольников.


Заключение.

Данная работа направлена на решение проблемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников при ознакомлении с произведениями художественной литературы.

Мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, а также ознакомились с программами и методическими разработками. Нами был исследован уровень эмоционального развития дошкольников, выявлены проблемы каждого ребенка. Из всего этого можно сделать вывод, что приобщение ребенка к эмоциональной культуре имеет огромное значение. Это будет способствовать формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. Детей следует учить «языку эмоций». Но, к сожалению, развитию эмоциональной сферы детей уделяется недостаточное внимание, и мы это видим из литературы.

Для того, чтобы определить эффективность развития эмоций на материале художественных произведений, мы провели экспериментальную работу, состоящую из трёх этапов. Целью, которой было: разработать комплекс занятий, который будет способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что цель была реализована, так как после проведения комплекса занятий уровень эмоционального развития заметно повысился, что видно из анализа полученных результатов констатирующего и контрольного этапов.

Действительно, развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественные произведения и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.

Конечно же, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Они вместе должны осознавать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на занятиях, но и в других видах деятельности.


Библиография:

1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1998.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 2002.

3. Баркан А. Практическая психология для родителей. М., 2000.

4. Белкин А. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 1997.

5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: Академия развития,
1998.

6. Бергсон А. Смех.// Психология эмоций. Тесты. М., 1984.

7. Берхин Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы. // Советская педагогика № 3, 1989.

8. Бородин А.М. Методика развития речи. М., 1981.

9. Бурменская В.Г. Одаренные дети. М., 1991.

10. Бреслав М.Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

11. Вильнас В. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

12. Вилюкаса В.К. Психология эмоций. Тесты. М. Московский университет, 1993.

13. Венгер Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. М., 1989.

14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.Просвещение, 1988.

15.Ветлугина Ю.А. Художественное творчество и ребенок. М., 1972

16. Власова Т.М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М.,
1997.

17. Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2002.

18. Волков Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.

19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1999.

20. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.

21. Генов Г.В. Театр для малышей. М., 1968.

22. Гончаренко Т.И. Эстетическое воспитание учащихся в литературно- творческом обществе. М., 1963.

23. Горшкова Е. Знакомьтесь: «Выразительные движения». // Д.В., 1999
№ 10

24. Данилюк Л. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения // Нач. школа 1., 1992.

25.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций.
М., 2004

26. Дановский А.В. Детская литература. М. Просвещение, 1978.

27. Доронова Г.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.Н. Дошкольное учреждение и семья. Ланка - Пресс, 2002.

28. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1998.

29. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

30. Ермолаева - Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей. //Вопросы психологии, 1975 № 25.

31. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком. Дошк. воспитание № 9, 1948

32. Изард К. Эмоции человека. М., 1984.

33. Кабалевский Д.Б. Воспитание для ума и сердца. М., 1981.

34. Ковалева Е.С. Эстетическое воспитание учащихся в начальной школе (Из опыта работы). Минск, 1965.

35. Кольцова М.М. двигательная активность и развитие функций мозга ребенка М., 1973.

36. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость. // Педагогика

и психология 33, 1988.

37. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.

38. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. М., 1981.

39. Кубасова О.В. Выразительное чтение. М.,1998.

40. Кусова М.Л. Развитие речи детей. Екатеринбург, 1997.

41. Крутецкий В.А. Психология. М. Просвещение, 1986.

42. Лармин О. Художественная литература и дети. М., 2001.

43. Лихачев Б.Т. Теория эмоционального развития дошкольников. М.,
1997.

44. Левитов Н.Д. детская и педагогическая психология. М., 2000.

45. Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника
//Д.В.,1997 № 4.

46. Лобова Л.Ф. Эстетическое образование и развитие школьников. // Художественно-эстетическое образование и развитие школьников. Екатеринбург, 1995.

47. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.

48. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972.

49. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2001.

50. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.

51. Неменский Б.М. Эмоционально-образны


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.