Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной культуры старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной культуры старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы

2019-12-18 378
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной культуры старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы эмоционального развития дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.

1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

1.2. Особенности речевого развития старших дошкольников

1.3. Эмоциональная культура дошкольников как элемент культуры личности

1.4. Эмоции и чувства. Классификация эмоций и их функции

1.5. Произведение художественной литературы как средство   воспитания эмоциональной культуры дошкольников

1.6. Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста

1.7. Роль занятий по развитию речи в формировании эмоциональной сферы дошкольников

1.8. Программное содержание работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы

1.9. Анализ методических разработок по ознакомлению с произведениями художественной литературы

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной культуры старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы

2.1. Констатирующий этап эксперимента: Диагностика начального уровня сформированности эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Формирующий этап эксперимента: Комплекс занятий, направленный на развитие эмоциональной культуры старших дошкольников

2.3. Контрольный этап эксперимента: Оценка эффективности проделанной работы

Вывод

Заключение

Библиография

Приложение

 


Введение.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем в их единстве может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. [31, с. 15]

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Сегодня проблемы эмоционального развития дошкольников оказались в фокусе всеобщего внимания. Но вопрос об эмоциональном развитии ставился в методике дошкольного воспитания и раньше. На занятиях воспитатели и прежде использовали произведения художественной литературы. Однако художественная литература словно утратила свой потенциал, перестала быть действенным орудием воспитания личности.
Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем эмоционального развития дошкольников. Это и недостатки существующих подготовительных программ художественно-гуманитарного цикла, и недостаточная разработка методик, и низкий уровень подготовки воспитателей, и слабая оснащенность подготовительного процесса.

В свете этих устойчивых проблем встает и проблема эмоционального развития дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.

Какие же задачи ставит перед собой проблема эмоционального развития ребенка?

Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эмоционального - в творчестве и сотворчестве при восприятии художественных произведений.

Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эмоциональной потребности, которую можно определить как потребность в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эмоциональной потребности, то есть способность личности эмоционально относиться к возможно большему кругу явлений действительности и качеств эмоциональной потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала.

Перечисленные признаки можно считать критериями эмоциональной воспитанности личности.

Значение эмоционального развития в становлении личности огромно.

Эмоциональное развитие средствами художественной литературы - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. Ребенок вместе с духовной сущностью литературы постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эмоционального развития.

Таким образом, проблема эмоционального развития детей посредством произведений художественной литературы очень актуальна. Теоретически эта проблема разработана многими исследователями, но с практической точки зрения эмоциональному развитию в детских учреждениях мало уделяется внимания, нет специальных программ.

Цель данной работы: выявить наиболее эффективные условия, методы и приемы, способствующие эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование эмоционального развития дошкольников, апробировать и его и оценить эффективность предложенной работы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речевому и общему развитию при соблюдении следующих условий:

1. Создании в группе соответствующей среды для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Активном включении детей в накопление эмоциональной культуры.

З. Подборе и осуществлении разработок, направленных на оптимизацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

4. Личностно - ориентированном подходе к детям.

Объект исследования: процесс совершенствования эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы, направленные на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Обобщить педагогический опыт, отражающий данную проблему.

З. Диагностировать уровень сформированности эмоциональной культуры детей дошкольного возраста.

4. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

5.Оценить эффективность внедрения данного комплекса и разработать методические рекомендации по его внедрению.

Методы:

1. Изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, литературоведению.

2. Изучение и анализ научно-методической литературы.

З. Наблюдение за детьми.

4. Непосредственный эксперимент в масштабах, обеспечивающих получение достоверной информации.

5.Контроль за эффективностью проводимых мероприятий, оценка их результатов.

База исследования: Исследование осуществлялось на базе МДОУ детский сад № 3 г. Арамиль в количестве 10 человек.

Новизна исследования состоит в доказательстве возможности формирования эмоциональной сферы у старших дошкольников посредством произведений художественной литературы и выявлении сформированности эмоциональной сферы у старших дошкольников.

Практическая значимость: Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений художественной литературы могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений.


Выводы.

Итак, из анализа методических пособий, в которых рассматривается раздел по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы, следует: в каждом пособии рассматриваются материалы, которые помогут дать дошкольникам начальные знания о произведениях художественной литературы и её жанрах; развить речь детей, эмоциональную отзывчивость.

Несмотря на достоинства данных пособий на наш взгляд необходимо целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию эмоционального развития дошкольников.


Заключение.

Данная работа направлена на решение проблемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников при ознакомлении с произведениями художественной литературы.

Мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, а также ознакомились с программами и методическими разработками. Нами был исследован уровень эмоционального развития дошкольников, выявлены проблемы каждого ребенка. Из всего этого можно сделать вывод, что приобщение ребенка к эмоциональной культуре имеет огромное значение. Это будет способствовать формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. Детей следует учить «языку эмоций». Но, к сожалению, развитию эмоциональной сферы детей уделяется недостаточное внимание, и мы это видим из литературы.

Для того, чтобы определить эффективность развития эмоций на материале художественных произведений, мы провели экспериментальную работу, состоящую из трёх этапов. Целью, которой было: разработать комплекс занятий, который будет способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что цель была реализована, так как после проведения комплекса занятий уровень эмоционального развития заметно повысился, что видно из анализа полученных результатов констатирующего и контрольного этапов.

Действительно, развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественные произведения и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.

Конечно же, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Они вместе должны осознавать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на занятиях, но и в других видах деятельности.


Библиография:

1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1998.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 2002.

3. Баркан А. Практическая психология для родителей. М., 2000.

4. Белкин А. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 1997.

5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: Академия развития,
1998.

6. Бергсон А. Смех.// Психология эмоций. Тесты. М., 1984.

7. Берхин Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы. // Советская педагогика № 3, 1989.

8. Бородин А.М. Методика развития речи. М., 1981.

9. Бурменская В.Г. Одаренные дети. М., 1991.

10. Бреслав М.Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

11. Вильнас В. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

12. Вилюкаса В.К. Психология эмоций. Тесты. М. Московский университет, 1993.

13. Венгер Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. М., 1989.

14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.Просвещение, 1988.

15.Ветлугина Ю.А. Художественное творчество и ребенок. М., 1972

16. Власова Т.М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М.,
1997.

17. Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2002.

18. Волков Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.

19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1999.

20. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.

21. Генов Г.В. Театр для малышей. М., 1968.

22. Гончаренко Т.И. Эстетическое воспитание учащихся в литературно- творческом обществе. М., 1963.

23. Горшкова Е. Знакомьтесь: «Выразительные движения». // Д.В., 1999
№ 10

24. Данилюк Л. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения // Нач. школа 1., 1992.

25.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций.
М., 2004

26. Дановский А.В. Детская литература. М. Просвещение, 1978.

27. Доронова Г.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.Н. Дошкольное учреждение и семья. Ланка - Пресс, 2002.

28. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1998.

29. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

30. Ермолаева - Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей. //Вопросы психологии, 1975 № 25.

31. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком. Дошк. воспитание № 9, 1948

32. Изард К. Эмоции человека. М., 1984.

33. Кабалевский Д.Б. Воспитание для ума и сердца. М., 1981.

34. Ковалева Е.С. Эстетическое воспитание учащихся в начальной школе (Из опыта работы). Минск, 1965.

35. Кольцова М.М. двигательная активность и развитие функций мозга ребенка М., 1973.

36. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость. // Педагогика

и психология 33, 1988.

37. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.

38. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. М., 1981.

39. Кубасова О.В. Выразительное чтение. М.,1998.

40. Кусова М.Л. Развитие речи детей. Екатеринбург, 1997.

41. Крутецкий В.А. Психология. М. Просвещение, 1986.

42. Лармин О. Художественная литература и дети. М., 2001.

43. Лихачев Б.Т. Теория эмоционального развития дошкольников. М.,
1997.

44. Левитов Н.Д. детская и педагогическая психология. М., 2000.

45. Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника
//Д.В.,1997 № 4.

46. Лобова Л.Ф. Эстетическое образование и развитие школьников. // Художественно-эстетическое образование и развитие школьников. Екатеринбург, 1995.

47. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.

48. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972.

49. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2001.

50. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.

51. Неменский Б.М. Эмоционально-образные познания в развитии человека. Вопросы психологии 1991.

52. Немов Р.С. Психология -4.1. М.: Просвещение, 1994.

53. Немов Р.С. Психология. М., 1998.

54.Никифоров А.С Эмоции в нашей жизни. М. Сов. Россия, 1974.

55. Никифорова О.И. Развитие восприятия художественной литературы. Начальная школа № 2 1976.

56. Олесюк Л.Н. Учите детей любить прекрасное. Киев, 1967.

57. Ольшаникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.

58. Оморокова М.И. Эстетическое воспитание учащихся в процессе восприятия художественного произведения. Начальная школа № 2
1976.

59. Основы эмоционального развития. Под редакцией Кушаева Н.А. М.,
1998.

60. Петровский А.В. Общая психология. М. Просвещение, 1986,

61. Писатели нашего детства. 100 имен, Биографический словарь в трех частях. 41. М., 1998,

62. Помогай-ка: Книга для взрослых и детей. М., 1995,

63. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова В.Г., М., 1996,

64. Роджерс К. Эмпатия. // Психология эмоций. Тесты. М., 1984,

65. Рогов Е.И. Эмпатия и воля. М., 1999.

66. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. М.,
1970.

67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в двух томах. М. Педагогика, 1989,
68. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

69. Рубинштейн С.Л. Эмоции. // Психология эмоций. Тесты. М., 1984.

70. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

71. Семенака С.И. Учимся сопереживать, сочувствовать. М., 2003

72. Система эмоционального развития дошкольников. Под редакцией Герасимова С.А, М., 1995.

73. Слобдчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995.

74. Современный философский словарь. М., 1998.

75.Сокольникова Н.Н. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. М., 1997.

76. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

77. Терновский А.В. Детская литература. М. Просвещение, 1978.

78. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М. Просвещение, 1974.

79. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.

80. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.

81. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996.

82. Урунтаева Г.А. Психологический практикум. М., 1995.

83. Ушакова О.С. Программа и методика развития речи детей дошкольного
возраста. М., 1994.

84. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.3. М. - Л., 1948

85.Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающим. М., 1992.

86. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.

87. Чернявская Я.А. Детская литература. М. Просвещение, 1980.

88. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.

89. Шаховский В. О роли эмоции в речи // Вопросы психологии 1994.

90. Эмоциональное развитие дошкольника. Под редакцией Кошелевой А.Д
М. Просвещение, 1985.

91. Эмоциональное развитие дошкольников. Под редакцией Бурова А.И., Лихачева Б.Т. М., 2001.

92. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей. М., 1964.

93. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958.

94. Яковлева Е.Л, Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии 1997.

 

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы эмоционального развития дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.

1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

1.2. Особенности речевого развития старших дошкольников

1.3. Эмоциональная культура дошкольников как элемент культуры личности

1.4. Эмоции и чувства. Классификация эмоций и их функции

1.5. Произведение художественной литературы как средство   воспитания эмоциональной культуры дошкольников

1.6. Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста

1.7. Роль занятий по развитию речи в формировании эмоциональной сферы дошкольников

1.8. Программное содержание работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы

1.9. Анализ методических разработок по ознакомлению с произведениями художественной литературы

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной культуры старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы

2.1. Констатирующий этап эксперимента: Диагностика начального уровня сформированности эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Формирующий этап эксперимента: Комплекс занятий, направленный на развитие эмоциональной культуры старших дошкольников

2.3. Контрольный этап эксперимента: Оценка эффективности проделанной работы

Вывод

Заключение

Библиография

Приложение

 


Введение.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем в их единстве может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. [31, с. 15]

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Сегодня проблемы эмоционального развития дошкольников оказались в фокусе всеобщего внимания. Но вопрос об эмоциональном развитии ставился в методике дошкольного воспитания и раньше. На занятиях воспитатели и прежде использовали произведения художественной литературы. Однако художественная литература словно утратила свой потенциал, перестала быть действенным орудием воспитания личности.
Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем эмоционального развития дошкольников. Это и недостатки существующих подготовительных программ художественно-гуманитарного цикла, и недостаточная разработка методик, и низкий уровень подготовки воспитателей, и слабая оснащенность подготовительного процесса.

В свете этих устойчивых проблем встает и проблема эмоционального развития дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.

Какие же задачи ставит перед собой проблема эмоционального развития ребенка?

Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эмоционального - в творчестве и сотворчестве при восприятии художественных произведений.

Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эмоциональной потребности, которую можно определить как потребность в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эмоциональной потребности, то есть способность личности эмоционально относиться к возможно большему кругу явлений действительности и качеств эмоциональной потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала.

Перечисленные признаки можно считать критериями эмоциональной воспитанности личности.

Значение эмоционального развития в становлении личности огромно.

Эмоциональное развитие средствами художественной литературы - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. Ребенок вместе с духовной сущностью литературы постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эмоционального развития.

Таким образом, проблема эмоционального развития детей посредством произведений художественной литературы очень актуальна. Теоретически эта проблема разработана многими исследователями, но с практической точки зрения эмоциональному развитию в детских учреждениях мало уделяется внимания, нет специальных программ.

Цель данной работы: выявить наиболее эффективные условия, методы и приемы, способствующие эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование эмоционального развития дошкольников, апробировать и его и оценить эффективность предложенной работы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речевому и общему развитию при соблюдении следующих условий:

1. Создании в группе соответствующей среды для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Активном включении детей в накопление эмоциональной культуры.

З. Подборе и осуществлении разработок, направленных на оптимизацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

4. Личностно - ориентированном подходе к детям.

Объект исследования: процесс совершенствования эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы, направленные на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Обобщить педагогический опыт, отражающий данную проблему.

З. Диагностировать уровень сформированности эмоциональной культуры детей дошкольного возраста.

4. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

5.Оценить эффективность внедрения данного комплекса и разработать методические рекомендации по его внедрению.

Методы:

1. Изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, литературоведению.

2. Изучение и анализ научно-методической литературы.

З. Наблюдение за детьми.

4. Непосредственный эксперимент в масштабах, обеспечивающих получение достоверной информации.

5.Контроль за эффективностью проводимых мероприятий, оценка их результатов.

База исследования: Исследование осуществлялось на базе МДОУ детский сад № 3 г. Арамиль в количестве 10 человек.

Новизна исследования состоит в доказательстве возможности формирования эмоциональной сферы у старших дошкольников посредством произведений художественной литературы и выявлении сформированности эмоциональной сферы у старших дошкольников.

Практическая значимость: Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений художественной литературы могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.