Направления коррекционной работы с целью развития мышления — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Направления коррекционной работы с целью развития мышления

2019-12-18 163
Направления коррекционной работы с целью развития мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· учить описывать признаки реальных объектов;

· учить выделять главные признаки предметов и явлений;

· упражнения в выделении сходств и различий объектов, выделение общего в нескольких предметах и ситуациях;

· учить объединять объекты и явления на основе общих признаков в класс или группу;

· упражнять в исключении объектов из групп, сходных на основе существенных признаков;

· упражнять в установлении логических отношений, т.е. причинно-следственных связей между реальными объектами или явлениями;

· все мыслительные операции отрабатываются сначала на наглядном конкретном материале, а затем абстрактном.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Виды памяти:

Двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная – память на чувства.

Образная память – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая – мысли, которые не могут существовать без языка. Этой памяти принадлежит большая роль в усвоении знаний.

От цели деятельности память может быть:

Произвольная – память с усилием запомнить.

Непроизвольная – самопроизвольная память.

Направления коррекционной работы с целью развития памяти:

· создание заинтересованности в запоминании информации;

· формировать установку на долговременное запоминание (У тебя всё получится);

· обеспечить понимание запоминаемого материала;

· облегчать процесс запоминания дозировкой информации;

· опираться на наиболее развитый вид памяти, – зрительную память;

· научит рационально осуществлять повторение: первое повторение осуществлять через 15-20 минут, последующее - через 8-9 часов, дальше – через 24 часа;

· научит ребёнка использовать установление ассоциаций между знакомой информацией и той, которую необходимо запомнить.

Говоря об "авторитетной демократии", мы имеем в виду, что при разумной требовательности у специалистов должны быть сформированы позитивные установки, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, вера в компенсирующие возможности ребенка, умение встать на его позицию, видеть обстоятельства его глазами и т.д.

Дети в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. По словам К.Д. Ушинского, классу нужно позволять свободно волноваться, даже бурлить, но лишь в тех пределах, которые нужны для успеха учения. Мертвая тишина на уроке недопустима. Ученики могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, обсуждать возникающие ситуации. Обычным способом общения должен стать непринужденный диалог с передачей инициативы детям. Недопустимы искусственная инфантилизация отношений, насмешка, снисходительность, стремление к внешней занимательности. Выразительность лица, речи педагога, его артистизм, четкость мимики, жестов имеют большое значение для создания благоприятного климата обучения. Невербальные средства общения - "лучеиспускание" глаз (К.С. Станиславский), пожатие руки, поглаживание и т.д. - рождают взаимопонимание, доверие, готовность к творческому взаимодействию.

Важным дидактическим приемом в 5 – 6 классах является предоставление учащимся права выбора ("поле свободы") - варианта учебного материала, форм работы, возможного партнера и пр. Необходимо ориентироваться на максимальное использование личного опыта детей, развитие их творчества. Широта и проблемность содержания образования должны обеспечивать многообразие правильных ответов. [6;56]

Дети 10-12 лет с психологическими нарушениями испытывают острую потребность быть признанными и принятыми в сообществе сверстников, иметь друга, не чувствовать себя одиноким. На решение этих проблем должен быть направлен весь учебно-воспитательный процесс.

Учитель целенаправленно концентрирует внимание и интерес детей на внутреннем мире другого - его мыслях, знаниях, формах деятельности. Важно научить детей видеть состояние товарища, входить в его положение, думать о том воздействии, которое они оказывают на партнера своими словами и поведением, т.е. воспитывать эмпатию, терпимость, дружелюбие, умение открыто, но тактично выражать свои чувства. Коллектив детей становится эффективным средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется добрым психологическим климатом. В этом случае имеют смысл объединить детей для групповых и кооперативных форм обучения — игровых, тренинговых, театрализации, импровизации и т.п. Дети осваивают многие социальные навыки сотрудничества, познают состояния "быть и работать вместе", рождение дружбы, товарищества, братства и пр. В процессе совместной работы в классе они лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, у них успешнее формируются рефлексивные умения; внутригрупповое и межгрупповое общение улаживает конфликты в детском сообществе. Многие исследования подтверждают также, что от форм деятельности зависят результаты усвоения знаний.

Важным направлением учебно-воспитательной работы является формирование адекватного самовосприятия. Чтобы ребенок был счастлив, находился в мире с самим собой, ему необходимо объективно воспринимать себя, правильно оценивать свои способности и возможности, чтобы не предъявлять к себе завышенные требования и не довольствоваться излишне малым. Позитивные мысли о себе рождают чувства самоуважения и достоинства, которые переносятся и на окружающий мир, обеспечивают саморазвитие, саморегуляцию личности. Учитель и коллектив сверстников помогают школьнику осознать свою неповторимость, стимулируют интерес к своей духовной жизни.

Большое значение мы придаем проблеме самовоспитания в этом школьном возрасте. Учащиеся знакомятся с приемами самоанализа, самоконтроля, самоубеждения, самоотчета, самоодобрения и т.д. и применяют эту технологию в процессе учения и в жизни.

Работа учителя в коррекционно-развивающей модели обучения в таких классах требует определенных умений, особой психолого-педагогической подготовки, знаний некоторых приемов практической психотерапии. Все эти необходимые сведения специалисты получают в процессе обучения на соответствующих спецкурсах переподготовки, а также путем профессионального самообразования. [2;47]

 

§4. Рекомендации по подготовке и проведению уроков математики в классах с коррекционным направлением

Исходя из понятия «коррекционно-развивающее обучение», нам очевидно, что оно направленно в первую очередь на исправление каких-либо дефектов личности ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей. Осуществляется коррекционно-развивающее обучение на программном учебном материале. При этом в первую очередь при планировании каждого этапа урока надо думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых ребёнок и будет усваивать учебную программу.

Напомним ещё раз какие основные педагогические требования нужно учитывать при обучении в классе КРО.

В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть, делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется). Положение о предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Игра – это метод познания действительности. Роль учителя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка. “Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребенок педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения”. Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.Педагогический процесс коррекционного обучения должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития – трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

Отметим психологические требования, которые не следует забывать при подготовке уроков:

· психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу радостного, делового общения);

· соотношение побуждения учеников к деятельности (комментарии, высказывание положительной эмоции, установки, стимулирующей интерес, волевое усилие к решению задачи и т.п.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания и т.п.);

· такт педагога;

· самоорганизация педагога: собранность, настрой, педагогическая находчивость, оптимистический подход и пр.

Цель коррекционно-развивающего обучения - создать условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению учебного материала. Достижение этой цели требует реализации определенных принципов. При разработке урока в общеобразовательном классе, в котором обучаются «особые» дети, необходимо учитывать следующие принципы коррекционно-развивающего обучения:

· развитие динамичности восприятия учебного материала: построение урока с включением заданий достаточно высокого уровня трудности, способствующих развитию ребенка, раскрытию его возможностей способностей и механизма компенсации различных психических функций;

· принцип продуктивной обработки информации: при построении обучения необходимо планировать самостоятельный поиск ученика, выбор и принятие решения;

· принцип развития и коррекции высших психических функций: в ходе каждого урока упражнять и развивать различные психические функции с помощью специальных коррекционных упражнений;

· принцип мотивации к учению: задания должны быть творческие, интересные, посильные и проблемные. Включение ученика в деятельность на добровольных началах.

Конечно, в поставленных условиях (когда ребёнок, требующий коррекционно-развивающего обучения, учится в обычном общеобразовательном классе) в полной мере эти принципы не могут быть реализованы. Но учитель всегда должен стремиться к индивидуальному принципу обучения детей, и особенно, слабых детей.

С учетом этого нами были разработаны требования к подготовке и проведению урока в общеобразовательном классе, где обучаются дети, требующие коррекционной работы.

Методические требования к уроку:

· реализация коррекционных целей планируется на всех этапах урока;

· при разработке урока учитель думает о том, что будут делать дети, а не только он сам, особое внимание педагог уделяет наглядным пособиям, которые стимулируют интеллектуальный компонент, а не только поддерживают эмоциональное настроение, в связи с этим учитель четко формулирует цель использования наглядного материала.

· реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.).

· выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

· отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и, тем самым, реализовался охранительный режим обучения.

· на уроках много внимания уделяется повторению изученного материала.

 

Заключение

В ходе работы были изучены психолого-педагогические особенности преподавания в классах коррекционно-развивающего обучения. Был сделан вывод, что современный подход к обучению детей не совершенен и требует доработки в коррекционно-развивающем направлении. Необходима особая подготовка учителей для работы в коррекционно-развивающем классе. В своей работе я столкнулась с ограниченностью методической и рабочей литературы в области обучения отстающих детей в общеобразовательном классе. Поэтому считаю необходимым дальнейшее исследование этого вопроса и разработку специальной учебной литературы в этой области. В ходе будущей работы над диссертацией я планирую: изучить дополнительную литературу по данной теме; подробнее изучить психологию и особенности обучения детей с незначительными отклонениями в поведении, отстающих и часто болеющих детей; разработать методические рекомендации (рабочие тетради по математике), соответствующие основным принципам коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательном классе.

Библиография

1. Аргинская И.И. Обучаем в системе Занкова Л.В. [Текст] / Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. М: Просвещение, 1991 – С. 256

2. Блонский, П.П. Трудные школьники [Текст] / П.П. Блонский – М.: АРКТИ, 1929 – С. 133.

3. Вигдорова Н. Изучение математики в классах коррекции [Текст] //Математика. - 1998.-23 - 31авг.- № 32.- С.56.

4. Власова Т.А.. О детях с отклонениями в развитии. [Текст] М.,1973 - 128

5. Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. [Текст] М: Просвещение, 1998. – С.251

6. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. [Текст] /В кн.:  А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 1999, с. 88.

7. Дубровина В.. Особенности обучения и психического развития школьников 10 – 12 лет [Текст] / науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР; под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова; – М.: Педагогика, 1988. – С. 192.: ил.- Педагогическая наука – реформе школы.

8. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся. [Текст]  М: Просвещение, 2002 – с.196

9. Кузнецова Л.В. Обучение математике в 5 классе с недостаточной  математической подготовкой [Текст]: Пособие для учителя //В кн.: Кузнецова Л.В., Лурье И.А., Рослова Л.О. - М.: Галс, 1993, с. 224.

10. Кумариная Г.Ф. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. [Текст] Пособие для учителей. Под ред. Кумариной Г.Ф. М,1991. – с.315.

11. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. [Текст]/Под ред. К.С. Лебединской, М: Педагогика, 1999 – с.118

12. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников [Текст] – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 2004.-с.157

13. Минскин Е.М. От игры к знаниям. [Текст] М: Просвещение, 1987. – с.234.

14. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] - Минск: Народная асвета, 1977. – С. 115

15. Пономарев, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие [Текст] / Учебник для учащ. пед. училищЯ.А. Пономарев – М.: Просвещение,1967 – С.283.

16. Скребнева, О.В. Из опыта работы в классах коррекционно-развивающего обучения [Текст] /Математика в шк. - 1997. - № 4 - С. 42.

17. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности школьников с пониженной обучаемостью. [Текст] Автореферат канд. дисс. М,1994 – с.152

18. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г.  Шевченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – С.130.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.