Особенности организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Особенности организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства

2019-12-18 214
Особенности организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основным местом проведения досуга молодых людей тра­диционно считаются Дома, Дворцы культуры и Центры досуга. Молодежь же предпочитает собираться во дворах, в квартирах, на зеленых площадках, в подъездах домов но месту жительства. Взрослое население, в основной своей массе, выпадает из поля зрения культурно-досуговых учреждений и проводит свое сво­бодное внутрисемейное время дома.

В последние годы во многих регионах России развитие культурно-досуговой деятельности имеет вариативный характер.

Происходящая реорганизация в культурно-досуговой сфере ликвидация многих клубных учреждений и изменение их де­тальности открыли дорогу для разнообразной работы клубов по интересам в микросоциумах. При целесообразно сформированной педагогической деятельности, имеющей непосредствен­ное влияние на выбор свободного времени подростков и молоде­жи, происходит развитие организованных и неорганизованных видов и форм самодеятельного творчества. Для того, чтобы удовлетворить запросы и интересы современного поколения, важно и нужно экспериментировать, но не по принуждению, а при условии всестороннего выявления интереса личности. Изменения, наблюдаемые во всех сферах общественной жизни, отражаются как на развитии художественной самодеятельности, так и на развитии любительства. Становится все более сложным как заниматься самим художественным творчеством, так и со­здавать среду его обитания, что вызывает возникновение новых проблем. Причин для этого множество:

• во-первых, несформированность российского рынка, когда соотношение спроса и предложений не уравнове­шены;

• во-вторых, отсутствие опоры в виде теоретического опыта в организации досуговых форм, что порождает не­уверенность в действиях руководителей клубных объеди­нений;

• в-третьих, несущественная поддержка государством культурных учреждений (а иногда и вообще отсутствие ее) [1].

Несмотря на все трудности в организации работы учрежде­ний досуга, процесс демократизации общества усилил проявле­ние инициативы среди работников социально-культурной сферы. Этому способствовал и отход от заорганизованных форм работы, и модификация ценностной ориентации подростков, стремление к независимым и свободным видам досуга, являющимся основными в работе многих культурно-досуговыхучреждений на современном этапе. Множество вариантов дис­куссии о возможном перемещении клубных объединений в стены школьных учреждений, где существует добровольно боль­шое количество кружковых коллективов, стали основной темой поиска новых путей в организации досуга подростков. Но возла­гать на школу всю работу по организации досуга школьников вряд ли правомочно, так как многие из них, особенно в городах страдают от нехватки помещений (занятия в две-три смены), да и школьная атмосфера не всегда располагает к свободному общению и вовлечению наибольшего количества детей и под­ростков в сферу любительского творчества.

В структуре социальных потребностей современного город­ского населения возросла тенденция к неформальному «дворо­вому общению». Неформальные группы существуют повсемес­тно, охватывая большинство подростков. Зачастую эти группы функционируют вне педагогического руководства и контроля, выпадая, таким образом, из сферы внешкольной работы.

Одним из путей решения этой проблемы явилась во всех регионах страны активизация деятельности подростковых клу­бов по месту жительства. К тому же с развитием подростковых клубов появилась возможность объединения усилий школы, семьи, государственных учреждений и общественных организа­ций для непрерывного воспитательного процесса. В книге «Основы социально-культурной деятельности» дается следующее определение: «Местожительство - социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором: осуществляется жизнедеятельность семьи; проводится время; реализуется быт, досуг и рекреация (восстановление сил под­ростков и взрослых); происходит социокультурное общение жителей на базе обмена социальными нормами и культурными образцами; складываются традиции, ценности и инициативы общинной жизни» [1].

В некоторых регионах, городах России, контингент участия подрастающего поколения в клубах по месту жительства опре­деляется малыми возрастными рамками - это до 15 лет. Но неко­торые подростковые клубы посещает и молодежь до 30 лет. Там, где возрастной ценз больше, к услугам молодежи спортивные тренажеры, теннис, неформальное общение по интересам. Тем не менее, повсеместно в организации работы по месту житель­ства до сих пор существует ряд проблем. Среди них можно назвать следующие: устаревшая нормативно-правовая база не соответствующая новым реалиям; различные подходы к определению статуса подростково-молодежного клуба (клуб зачастую рассматривается как учреждение дополнительного образова­ния; клуб как учреждение культуры; клуб как центр молодеж­ного досуга по месту жительства); ориентация многих клубов на кружково-секционную работу, отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов, недостаточная защищенность работников; слабое материально-техническое обеспечение. Эта позиция отражается многими теоретиками и практиками в области организации подростково- молодежного досуга.

В подростковых клубах по месту жительства применяются разнообразные эффективные формы работы, способствующие: снижению уровня девиантности; активизации развивающего досуга несовершеннолетних, молодежи; формированию физи­ческой культуры и здорового образа жизни в молодежной среде [7].

В соответствии с имеющейся базой, контингентом ребят, посещающих клубы, интересами их и педагога-организатора, профилем кружков, работающих в клубе, определяется и направленность клуба. Однако, независимо от выбора любой из программ деятельности, клуб должен быть местом общения ребят друг с другом и с педагогом, представляющим мир взрос­лых людей. Непосредственно живой пример и художественная подготовка педагога, руководителя объединения, его компе­тентность в различных видах искусства не только порождают у подростков и молодежи внутреннее противоречие между имею­щимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

Работа подростковых клубов строится в тесном контакте с различными социально-культурными институтами. Проведен­ные и планируемые исследования направлены на рассмотрение многих нерешенных задач, стоящих перед работниками сферы культуры:

• определение наиболее приоритетных видов художествен­ного творчества;

• исследование проблем бытования художественного твор­чества в подростково-молодежной среде;

• выявление роли школьных и внешкольных учреждений в формировании творческих интересов подрастающего по­коления;

• разработка рекомендаций по возрождению, сохранению и развитию любительского художественного творчества на региональном уровне и многое другое [7].

Анализ воспитательной деятельности любительских объе­динений в подростковых клубов в нашей стране показал, что за небольшой период времени изменилась методика организации и планирования досуговых акций. Наиболее популярными стано­вятся такие формы творчества, которые способствуют воплоще­нию идей, замыслов в конкретной идейной форме, а также реа­лизации выдумки, фантазии через индивидуальный и массовый процесс видения многих жизненных явлений. Это студии деко­ративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительные секции, музыкальные и игровые программы, а также многое другое.

Произошедший спад интереса к традиционным формам кружковой самодеятельности привел к созданию условий для возникновения авторских видов объединений художественной направленности с целью распространения практики мастеров-умельцев среди любительских объединений детского, молодежного движения, инвалидов и людей пожилого возраста. В ре­зультате заметно активизировалась работа во многих клубах и стал наиболее интересным досуг ребят.

Наибольшей популярностью пользуются традиционные формы любительских объединений и клубов по интересам, где в процессе музыкально-педагогического воспитания формиру­ются и развиваются индивидуальные исполнительские способ­ности личности. Творческие, исполнительские способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, поэтому необходимо создавать такие социальные условия, которые способствуют их формированию. Среди главных и ключевых проблем подростков можно отметить организацию досуга и их поддержку в период взросления. Возникает необходимость формирования служб социально-психологической помощи подросткам и молодежи, а также возможность реализации ре­гиональных программ социально-психологической, культурно-образовательной реабилитации. А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий в учебном пособии «Социально-клубная работа с молодежью» пишут: «Нужен клуб профессионалов, нужны энтузиасты клуб­ного дела - и, прежде всего, из числа менеджеров социальной сферы, не говоря уже о просто умных людях, способных брать на себя ответственность. В этой связи перспектива пропаганды идеологии социально-культурной работы, обработка  меха­низмов ее внедрения и апробации - задача не только практи­ческая, но и методологическая» [4].

Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, пита­тельный микроклимат познания и творчества. Масштабные акции, организуемые городским Центром по работе с детьми и молодежью могут предложить разно­образные по содержанию и форме проведения игры, праздники, познавательные и просветительные беседы, встречи с интерес­ными людьми. В подростковых клубах подрастающее поколе­ние реализует свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, здесь наиболее реально усваива­ются социально-культурные образцы поведения.

Педагог любительского объединения при руководстве кол­лективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятель­ности, которые создают благоприятные условия для развития личности. Это художественный, педагогический и организатор­ский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохновение педагога, личности или группы, наличие новизны в имею­щихся формах деятельности и «животворящая струя» ориги­нальности идей, не характерных для данных условий. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера.

В последнее время в России заметно повышается инте­рес к национальным традициям и праздникам, в проведении которых с удовольствием принимают участие и дети, и взрослые жители микрорайона. Такое сотрудничество способствует вов­лечению «неорганизованных» любителей в коллективное вре­мяпрепровождение и является возможностью передачи мастер­ства старшего поколения младшему.

Особым интересом, как среди детей, так и взрослого населе­ния пользуются традиционные праздники - «Рождественские посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица» и многие дру­гие, проводимые клубами по месту жительства и перенявшими эстафету по организации местных традиций от Домов культуры. Среди традиционных массовых праздников можно назвать «Лесной карнавал» и нововведение - форум «Культура мира через детское восприятие» [7].

Для стимулирования участия подрастающего поколения в совместном времяпрепровождении необходимо обеспечение навыков культурного досуга, которое возможно при:

• обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания подростков и молодежи в самодеятельных художественных организациях;

• создании и реализации программ по организации нефор­мального общения в подростковых и молодежных группах, при учете демографических данных, склон­ностей и интересов;

• создании условий для самостоятельного, индивидуаль­ного вклада личности в художественно-творческую дея­тельность коллектива, группы, для чего применять много­образие развлекательных и деловых игр с целью развития фантазии и уверенности в своих силах;

• осуществлении специфических условий развития каж­дого индивида при выявлении внутреннего состояния (ан­кетирование, индивидуальные беседы) и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами ху­дожественного творчества в сфере свободного времени;

• варьировании методов воспитания и увлечений в кружках, студиях, любительских объединениях для са­мостоятельного выбора индивидом видов и жанров люби­тельского художественного творчества;

• привлечении местного населения в клубы но интересам и любительские объединения к живому действу гармонии, красоты и старины;

• организации любительских объединений: «Папа, мама, я - творческая семья», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Изба ремесел», «Мастерская умелые руки».

А для этого необходимо научиться:

• работать с детьми на близкой психологической дистанции (контакт общения, внутреннее ощущение состояния каждой личности);

• организовывать семинары-практикумы для повышения мастерства в работе с детьми и молодежью;

• привлекать в детское и молодежное любительское дви­жение людей старшего возраста, занимающихся каким-либо видом художественного творчества на дому для совместного времяпрепровождения, с целью общения и передачи опыта мастерства;

• отмечать инициативных участников, а также спонсоров (телевидение, газетные публикации, брошюры из опыта работы сотрудников сферы культуры и досуга), принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края [7].

Таким образом, вышеперечисленные рекомендации направ­лены на создание единой системы организации любительского движения по месту жительства. Все это говорит о том, что под­ростковые клубы по месту жительства - это почва для самовыра­жения, развития и выявления творческих способностей лич­ности, где реализуются сиюминутные желания, зарождается новый талант, складывается атмосфера развития любительства, домашнего неорганизованного творчества. Это координирую­щее звено в системе социализации подростков и молодежи с привлечением взрослого населения в процесс воспитания, где при условии разнообразных видов деятельности происходит параллельная активизация сферы общения через кружковые занятия по интересам. Именно здесь проявляется воспитываю­щий эффект педагогического воздействия средствами искус­ства, с помощью которых раскрываются духовные и творческие качества любого посетителя и участника клуба.

 

 

Глава 2 Опыт организации досуга на примере Школьной досуговой организации «Современники»


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.