Глава 1 Технология организации досуга детей и подростков — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 1 Технология организации досуга детей и подростков

2019-12-18 159
Глава 1 Технология организации досуга детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Современный этап развития российского общества неодноз­начен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы, как неотъемлемой части социального орга­низма, происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происхо­дит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом.

Известно, что сегодня досуг, как молодежи, так и взрослых, выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчетливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.

Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой; занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями.

При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный фактор общества.

Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга на детей школьного возраста и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.

ОБЪЕКТ исследования – организация досуга детей и подростков.

ПРЕДМЕТ исследования - организация досуга детей и подростков в условиях Школьной досуговой организации «Современники».

ЦЕЛЬ исследования – изучить особенности организации досуга детей и подростков в условиях Школьной досуговой организации «Современники».

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка.

2. Проанализировать основные пути оптимизации работы школы, учреждений культуры  и семьи в процессе организации досуга подростков.

3. Изучить особенности организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства.

4. Дать краткую характеристику ШДО «Современники».

5. Рассмотреть основные направления работы ШДО «Современники».

БАЗА исследования – Школьная досуговая организация «Современники».

 

Глава 1 Технология организации досуга детей и подростков

Краткая характеристика ШДО «Современники»

 

ШДО «С овременники» создана на базе школы №10 г.Кемерова 02.02.1996 года по инициативе старшеклассников. Организация является добровольной, общественной, неполитической, самоуправляемой.

Имеет девиз, эмблему, законы, заповеди, устав, песню.

Целями и задачами деятельности ШДО является объединение учащихся на основе общих дел по интересам и увлечениям для их развития, самоутверждения, формирования общественной активности, реализации социально значимых, культурно-досуговых, авторских проектов.

Члены ШДО проходят путь в 3 ступени:

1. СТУПЕНЬ - «СОЛНЫШКО» (1-4 класс).

СТУПЕНЬ - «ФАНТАЗЕРЫ» (5-8 класс).

3. СТУПЕНЬ - «РОВЕСНИКИ» (9-11 класс).

Рассмотрим работу органов самоуправления ШДО «Современники» (рис. 1).

Главным органом, координирующим работу ШДО «Современники» является Совет ШДО, которому подчиняются:

1. Совет вожатых.

2. Совет командиров.

3. Совет старшеклассников.

Совет вожатых руководит досуговой деятельностью организации «Солнышко». Совет командиров регулирует деятельность организации «Фантазеров». Совет старшеклассников отвечает за деятельность организации «Ровесники».

 

Заключение

 

С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.

Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности.

Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие, способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением» в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся средних школ.

Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

В рамках данной работы была рассмотрена деятельность Школьной досуговой организации «Современники», созданной на базе школы №10 г.Кемерова. Анализ деятельности ШОД «Современники» показал, что она осуществляет свою работу по нескольким направлениям: «Валеология», «Милосердие», «Древо жизни», «Лидер», «Ты – гражданин», «Мир красотой спасется», «Игра – дело серьезное». Эффективность работы ШОД «Современники» подтверждена давностью ее существования (9 лет) и неугасающим интересом к ней учащихся. 

 

 

Список литературы

 

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУК, 1995. – 136с. 

2. Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги // Педагогика. - 1998. - № 4. - С.70-73.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. – 233с.

4. Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. – Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. – 396с.

5. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1990. - №6. -  С.5-12.

6. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. – 1996. - №6. – С.3.

7. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004.

 

Приложение 1

 

ЭРУДИТ-ДУЭЛЬ

 

Обычай поединка чести в свое историческое время был весьма распространенным жизненным явлением. Дрались и вызывали друг друга на дуэль многие русские и европейские знаменитости. В на­ши дни известие о том, что некто бросил своему обидчику перчат­ку, будет воспринято окружающими как нелепость, рекламный трюк, причуда. Тем не менее хочется верить, что давняя традиция, основанная на мужском благородстве и честном соперничестве, может проявиться хотя бы в игровой ситуации.

Правила дуэльного кодекса не допускали к участию в поединке женщин и людей низшего сословия, поэтому и в нашем случае пусть сразятся в честном бою только молодые люди и, конечно, са­мые достойные — дерзкие и пытливые эрудиты. Эмоциональная привлекательность интеллектуального юношеского соперничества, динамизм и азарт происходящего являются гарантом успешности данной игровой модели.

Участниками игры могут быть молодые люди одного или несколь­ких классов. Они объединяются в две группы соперников, однако каждый тур дуэли представляет собой поединок одной пары участ­ников. По усмотрению организаторов все дуэлянты могут знать о содержании каждого этапа поединка и заранее к нему готовиться (в этом случае эрудит-победа каждого будет более убедительной и заслуженной). Однако жеребьевка, определяющая состав пар и этапы поединка для каждой из них, будет происходить непосредст­венно перед началом дуэли в присутствии секундантов и свидете­лей. Последними, как и в настоящем поединке, будут избранники дуэлянтов, выбранные ими заранее. Устроители дуэли должны по­заботиться о необходимом реквизите: оружии и соответствующей экипировке (плащи, цилиндры и т.д.) участников.

 

Ход поединка регулируется следующими правила­ми:

Участники поочередно обмениваются «выстрелами» в виде вариантов ответов на предложенный вопрос или задание.

1. Право первого удара в первой паре дуэлянтов выясняется при помощи жребия (например, «орел» - «решка»), далее первым начинает тот, чей сотоварищ по команде оказался побеж­денным в предыдущем туре.

2. Тур дуэли продолжается до тех пор, пока соперники про­должают наносить удары. Поединок останавливается, если один из дуэлянтов не может парировать (в течение отведенного времени) выпад соперника своим вариантом ответа.

3. С целью предотвращения конфликтных ситуаций при определении сильнейшего и избежания повторов секундантам поручается письменная фиксация содержания «выстрелов» - ответов. В случае дублирования ответа секундант заинтересо­ванной стороны должен немедленно сделать об этом заявление и потребовать аннулирования удара. Окончательное решение по спорному вопросу принимают свидетели.

4. В особых случаях по решению секундантов, представляю­щих интересы каждого из дуэлянтов, поединок может быть ос­тановлен с объявлением результата: «Ничья».

5. После завершения каждого этапа дуэли свидетели вносят изменения в турнирную таблицу с указанием количества по­бедных «выстрелов» напротив фамилии каждого дуэлянта и общей суммы победных очков команды.

6. Командная победа присуждается с учетом преимущества выигрышей за все туры.

 

 

Содержание туров эрудит-дуэли

Обмен любезностями.

Этот конкурс - разминка будущих дуэлянтов, и поэтому он представляет собой исключение из общих правил органи­зации поединка. На сцену приглашаются одновременно все участники. Этот тур дуэли - подтверждение благородства и великодушия ее участников. Задача соперников - поочеред­но (чередуются представители одной и другой группы) обме­ниваться лестными выражениями в адрес друг друга. Даже если дуэлянты стремятся уязвить самолюбие противника, об­ращение нужно построить так изящно, чтобы внешне оно вос­принималось как стопроцентный комплимент. Главное же требование - преодолеть сложившиеся стереотипы и штам­пы, отличаться свежестью и новизной вариантов взаимных любезностей. За один ход команда озвучивает одну из приго­товленных версий. На подготовку очередного «выпада» команда имеет не более 20 секунд.

2. «Науки юношей питают...»

Эта строчка принадлежит М.В.Ломоносову - великому рус­скому ученому. Символично, что в ней упоминаются молодые, те, кто, по мысли ученого, прежде всего должны погружаться в безбрежный океан знания.

Этот тур предполагает бой эрудитов при помощи называния науки или ее раздела после смыслового описания ее распоряди­телем дуэли. Обмен «выстрелами» происходит между соперни­ками одной пары дуэлянтов с интервалами, не превышающи­ми 10 секунд.

 

Материал для использования

1. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по па­мятникам материальной культуры. (Археология)

2. Раздел кибернетики, изучающий структуры и жизнедея­тельность организмов с целью их использования в решении инженерных задач. (Бионика)

3. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лече­ние и предупреждение. (Ветеринария)

4. Наука о законах наследственности и изменчивости орга­низмов. (Генетика)

5. Историческая дисциплина, занимающаяся изучением, ис­толкованием и составлением гербов. (Геральдика)

6. Часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками. (Графика)

7. Учение о наследственном здоровье человека и путях улуч­шения его наследственности. (Евгеника)

8. Раздел зоологии, изучающий рыб. (Ихтиология)

9. Наука о собаках. (Кинология)

10. Наука о приемах и средствах раскрытия преступлений. (Криминалистика)

11. Наука о законах и формах мышления. (Логика)

12. Раздел дефектологии, изучающий недостатки речи. (Лого­педия)

13. Раздел зоологии, изучающий птиц. (Орнитология)

14. Раздел медицины, изучающий детские болезни и их лече­ние. (Педиатрия)

15. Наука об ораторском искусстве. (Риторика)

16. Наука о землетрясениях и связанных с ними явлениях. (Сейсмология)

17. Наука о действии лекарственных веществ на организм. (Фармакология)

18. Наука об общих свойствах материального мира. (Физика)

19. Философская наука, изучающая сущность и формы пре­красного в творчестве, природе, жизни. (Эстетика)

20. Наука о праве, правоведение. (Юриспруденция)

 

Литературный эрудицион.

В этом туре поединка соперники померяются силами в области литературы.

Эрудиция в этой сфере будет выявляться при помощи рома­на-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Задача интеллекту­альных дуэлянтов - поочередно наносить «удары», которые будут заключаться в назывании персонажей произведения. Каждый удачный «выстрел» означает выигрышное очко.

 

 

Родина открытия.

Этот тур потребует от соперников проявить свою эрудицию в обла­сти открытий и изобретений, повлиявших на развитие человечес­кой цивилизации. Обращаясь к одному из соперников, распоряди­тель называет определенное открытие (изобретение) в области на­уки, техники, искусства, спорта. Не более чем 5 секунд знатоки имеют для того, чтобы верно определить страну, которой человече­ство обязано данным открытием или изобретением.

 

Материал для вопросов:

Бумага - Китай; радио - Россия; шахматы - Индия; теле­скоп - Польша; шариковая ручка - Венгрия; пенициллин - Англия, современные безопасные спички - Швеция; рентге­новские лучи - Германия; фотография - Франция; телефон - Шотландия; микроскоп - Голландия; порох - Китай; авто­мобиль с двигателем внутреннего сгорания - Германия; ртут­ный термометр - Германия; жвачка - Америка; современ­ный зонт - Англия.

 

Набери «очко».

Этот тур представляет собой блиц-опрос для знатоков пословиц и поговорок - настоящего кладезя мудрости.

Поединок проходит между избранной парой участников. Задача дуэ­лянтов, отвечая на вопросы распорядителя, стремиться набрать мак­симально высокий балл из 21 возможного ответа, т.е. «очко». Право ответа поочередно переходит к каждому дуэлянту после очень корот­кого временного интервала (1-2 секунды), независимо от наличия от­вета и его правильности. Всего распорядитель задает 42 вопроса, предоставляя возможность каждому дуэлянту заработать «очко».

 

Варианты вопросов блиц-опроса

1. Он красен платежом. (Долг)

2.Разлетаются при заготовке дров в лесу. (Щепки)

3. Залог здоровья. (Чистота)

4. Специалистка по поиску грязи. (Свинья)

5. Приходит во время еды. (Аппетит)

6. Не укусишь, несмотря на близость местонахождения. (Ло­коть)

7. Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка)

8. Дорогая к обеду. (Ложка)

9. По нему провожают. (Ум)

10. Тихое место обитания нечистой силы. (Омут)

11. Птица, на которую не похоже вылетевшее слово. (Воробей)

12. Не присмотренное у семи нянек. (Дитя)

13. Он не приходится товарищем свинье. (Гусь)

14. Город - долгострой. (Москва)

15. Огородная растительность, соотносимая с киевским дядь­кой. (Бузина)

16. Если своя, то не тянет. (Ноша)

17. Какая птица предпочтительнее летающего по небу журав­ля, если она в руках. (Синица)

18. Они считаются классической парой. (Сапоги)

19. Его невозможно накинуть на всякий роток. (Платок)

20. Порядковый номер блина, получившегося комом. (Пер­вый)

21. Габариты животного, являющегося щенком до старости. (Маленькая собачка)

22. Название гриба, имеющего постоянный пропуск в корзину. (Груздь)

23. Всему голова. (Хлеб)

24. Куда не рекомендуется ходить со своим уставом? (В чужой монастырь)

25. У них нет товарищей. (Вкус и цвет)

26. Он спит, а служба идет. (Солдат)

27. Путеводитель до Киева. (Язык)

28. Им нельзя испортить кашу. (Масло)

29. Головной убор, который указывает на нечестного гражда­нина. (Шапка)

30. Единица счета по осени. (Цыпленок)

31. Чужой, куда бросают камни. (Огород)

32. Мать ученья среднего рода. (Повторенье)

33. Знающий свой шесток. (Сверчок)

34. Друг человека. (Собака)

35. Любитель кататься в масле. (Сыр)

36. То, что хвалит каждый кулик, если оно свое. (Болото)

37. Они падают близко от дерева, на котором росли. (Яблоки)

38. После ее завершения бесполезно махать руками. (Драка)

39. Для нее всегда хомут найдется. (Шея)

40. Время года для приготовления саней. (Лето)

41. Бегущий на ловца. (Зверь)

42. Мудрое время суток. (Утро)

 

Поединок чести.

Известно, что «честь должна быть спасена мгновенно». А какие еще ценности могут быть объектом защиты на дуэли с позиции совре­менных молодых людей? Этот тур и даст нам ответ на этот очень важный вопрос.

Итак, в завершающем поединке дуэлянты будут наносить удары, называя понятия, которые, по их убеждению, и сегодня следует отстаивать в поединках чести. Поскольку понятий, к которым могут обратиться соперники, достаточно много, со­кратим временную паузу для нанесения очередного «удара» до 5 секунд. Таким образом, данный тур дуэли рассчитан на выяв­ление не только нравственных ценностей участников, но и бы­строй реакции, выдержки и выносливости - качеств, не менее важных для настоящих мужчин.

Вновь, как и в начале «сражения», участниками поединка являются обе команды в полном составе. Они выстраиваются напротив друг друга в шеренгу («стенка на стенку») на рассто­янии 2,5-3 метров и поочередно обмениваются «ударами». По­сле каждого «выстрела» команда делает небольшой шаг навст­речу друг другу. Дуэль прекращается, если одна из команд за­трудняется произвести очередной выстрел или если команды сближаются на расстояние протянутой руки. В любом случае последний дуэльный тур заканчивается крепким мужским ру­копожатием соперников-интеллектуалов.

Введение

 

Современный этап развития российского общества неодноз­начен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы, как неотъемлемой части социального орга­низма, происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происхо­дит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом.

Известно, что сегодня досуг, как молодежи, так и взрослых, выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчетливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.

Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой; занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями.

При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный фактор общества.

Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга на детей школьного возраста и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.

ОБЪЕКТ исследования – организация досуга детей и подростков.

ПРЕДМЕТ исследования - организация досуга детей и подростков в условиях Школьной досуговой организации «Современники».

ЦЕЛЬ исследования – изучить особенности организации досуга детей и подростков в условиях Школьной досуговой организации «Современники».

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка.

2. Проанализировать основные пути оптимизации работы школы, учреждений культуры  и семьи в процессе организации досуга подростков.

3. Изучить особенности организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства.

4. Дать краткую характеристику ШДО «Современники».

5. Рассмотреть основные направления работы ШДО «Современники».

БАЗА исследования – Школьная досуговая организация «Современники».

 

Глава 1 Технология организации досуга детей и подростков


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.