Нарушения речи органического характер — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Нарушения речи органического характер

2019-12-18 766
Нарушения речи органического характер 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нарушения речи у ребенка, научившегося говорить, в результате поражения речевых зон левого полушария называется афазией.

    Выделяют 2 вида афазии

Моторная афазия развивается в результате поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения.

Сенсорная афазия развивается при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазии больной слышит, но не понимает обращенную к нему речь.

Алалия - системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Таким образом, алалия отмечается только в детском возрасте. Возникает она при раннем поражении мозга в возрасте до 2,5-3 лет, т.е. когда ребенок еще не овладел речью как средством общения. Алалии, так же как и афазии, делятся на моторные и сенсорные. Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи. Отмечается недоразвитие как лексико-грамматической, так и фонетической стороны речи. Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания обращенной речи при сохранном элементарном слухе.

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Из этого определения следует, что при дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает произношение отдельных звуков в изолированном виде и, особенно в слитной речи. Кроме того, страдают темп, выразительность, модуляция. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится совсем непонятной или невозможной за счет полного паралича речедвигательных мышц. Такое нарушение называется анартрией.

Нарушения чтения и письма - дизлексия и дисграфия часто сочетаются с афазией и алалией, но иногда могут отмечаться и изолированно. Чтение и письмо являются наиболее поздними корковыми функциями, которые формируются в процессе специального обучения. Одним из важных направлений в предупреждении нарушений письменной речи является своевременное преодоление в дошкольном возрасте дефектов устной речи и развитие фонематического слуха.

Заикание — это нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. При заикании нарушается преимущественно коммуникативная функция речи. Чаще всего заикание начинается в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период наиболее интенсивного развития коммуникативной функции речи. У детей с общим недоразвитием речи, моторной алалией заикание возникает преимущественно в возрасте 6 —7 лет. когда начинает формироваться фразовая речь как средство обшения. Существует несколько форм заикания, среди которых наиболее часто встречаются невротическая и неврозоподобная формы. Кроме того, выделяют еще органические формы заикания. При тоническом заикании ребенок не может разжать рот и начать речь, “застревает” на первом звуке. Например, слово мама он произносит как ма-ма. При клоническом заикании в начале речи возникает клоническая судорога в речевой мускулатуре, поэтому слово мама ребенок произносит как м-а-а-ма.

Органическое заикание обусловлено гиперкинезами мышц артикуляционного аппарата, дыхательной и фонаторной мускулатуры. Часто отмечаются также насильственные движения в мышцах лица, шеи, конечностей. Органическое заикание всегда сочетается с дизартрией, обычно подкоркового или мозжечкового типа. При органическом заикании более выражены неврологическая симптоматика, нарушения психической деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Заикание как сопутствующий синдром может также встречаться при разных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, олигофрения).

Тахилалия — это ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму речь. Брадилалия — это замедленная, растянутая речь. Тахилалия и брадилалия могут быть обусловлены врожденными особенностями нервной системы, эмоциональным состоянием (тахилалия — при эмоциональном возбуждении, брадилалия — при угнетении). Иногда они обусловливаются дисфункцией подкорковых отделов мозга.

Наша задача в изучении проблемы мозговой организации речевых процессов будет заключаться в том, как изменится речевая деятельность при локализации поражения мозга и к каким именно последствиям в речевой, коммуникации ведут различно расположенные очаги мозговых поражений. Таким образом, сталкиваясь с нарушением вы сможете понять картинку от чего это произошло и понять пути решения проблемы.

Итак, как возникает речь?

Слайд 1

Рассмотрим основные отделы головного мозга и какую роль они играют в формировании речи.

Слайд 2

С деятельностью коры полушарий связаны процессы, отличающие человека от животного: сознание память, мышление, речь, трудовая деятельность.

Головной мозг делят на доли: лобные, височные, затылочные и височные.

Очень важен отдел головного мозга – мозжечок – расположен в затылочной части над продолговатым мозгом. Мозжечок отвечает за согласованность движений и равновесие тела. Мозжечок соединен со всеми отделами ствола головного мозга.

Рассмотрим основные функции отделов головного мозга слайд 3

Таким образом, речь это системный процесс, происходящий с участием различных отделов головного мозга, а мозговая организация это системная организация структур мозга, участвующих в реализации речевой деятельности.

Центр Вернике – центр восприятия речи. (сенсорная афазия)

Центр воспроизводства речи – центр Брока.

В своих работах А.Р. Лурия показал, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

Но только ли эти центры играют роль в образовании речи?

Вспомните, с чего начинает зарождаться речь? С намерения, мысли, с планирования речи.

Итак, лобные отделы – с ними связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний. Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (поражение лобных областей) отсутствуют самостоятельно возникающие высказывания (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными однословными повторениями.

Дополнительная моторная область, расположенная кпереди от центральной (Роландовой) борозды является частью лобных долей мозга. При поражении этой области нарушается ритм и интонация. Существенно страдают грамматический порядок слов – больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.

Вторичные отделы слуховой коры левого полушария воспринимают элементарные коды слов – фонемы. Различие фонем (фонематический слух) страдают поражение этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным

Таким образом, речевой процесс есть круговой процесс.

Речевой круг образуют три мозговых речевых центра:

- центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой.

- центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой цент речи)

- ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.

Слайд 3


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.