Нетарифные методы внешнеторговой политики. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Нетарифные методы внешнеторговой политики.

2019-12-17 162
Нетарифные методы внешнеторговой политики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вторая половина ХХ века - начало ХХI века в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров. Вместо них все чаще начинают применяться нетарифные методы внешнеторговой политики- система прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности, которые реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

- нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

- нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

- нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

- нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

Основные виды нетарифных торговых ограничений:

· Экспортно-импортные квоты (контингент). Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) из страны за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий (разрешений) на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

Квота оказывает такое же влияние на уровень благосостояния, как и тариф. Разница заключается в том, что при использовании квоты этот доход может полностью (если лицензия выдается бесплатно) или частично (если лицензии продаются) достаться импортерам. У квот есть свои преимущества и недостатки. Преимущества: во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести ее способствование монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции, а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий (с возможностью коррупции). В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

· Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – форма количественного ограничения импорта со стороны экспортирующих стран (разновидность экспортной квоты).

В этом случае страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений, и по своей сущности ДЭО являются вынужденной мерой.

Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта.

Последствия этой меры оказались более отрицательными, чем от использования тарифов импортных квот. К негативным эффектам добавляется еще и то, что, вместо того чтобы получить дополнительный доход от таможенных пошлин и продаж импортных лицензий, государство отдает эти деньги зарубежным экспортерам.

· Исключительное право государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности.

· Закрытие доступа к отдельным портам и железнодорожным станциям.

· Национальная налоговая система.

· Технические стандарты.

· Санитарные и ветеринарные нормы:

- наличие сертификатов качества импортной продукции;

- специфичность маркировки и упаковки товаров;

- экологические стандарты товаров.

    Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

В современных условиях отсутствие новой, упорядоченной международной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Такая торговля существует в различных формах:

· Встречные закупки – страна-экспортер обязуется в рамках соглашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, оговоренной в контракте о продаже.

· Компенсация экспорта оборудования продукцией, произведенной с использованием этого оборудования.

· Офсетная сделка – компенсация посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импортере.

· Специфическая форма компенсационной торговли – свитч, трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о клиринге текущих счетов купли и продажи.

Демпинг.

Демпинг (от англ. dumping - сбрасывание) продажа товаров на внешнем рынке (экспорт) по искусственно заниженным ценам.

Демпинг может быть следствием внешнеторговой политики государства:

· если экспортер получает экспортную субсидию;

· как результат ценовой дискриминации, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, то есть, затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Различают два вида демпинга:

· Товарный демпинг – это экспорт товаров по ценам ниже существующих на внутреннем рынке. Товарный демпинг применяется, как средство вытеснения конкурентов и завоевания новых рынков сбыта, при этом демпинг применяется как временная мера (затем цены растут), поэтому может квалифицироваться как недобросовестная политика.

· Валютный демпинг – это увеличение экспорта по заниженным ценам в условиях, когда курс национальной валюты существенно ниже его покупательной способности внутри страны. Нередко валютный демпинг выступает орудием внешнеэкономической экспансии, борьбы за рынки сбыта. Предотвращение валютного демпинга является одной из функций Всемирной торговой организации (ВТО).

Демпинг применяется также в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке невозможна реализация произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса.

Проведение демпинговой политики и политики экспортных субсидий заставляет производителей импортоконкурирующих отраслей сворачивать производство. Прекращение подобной политики делает необходимым, наоборот, наращивание производства данной товарной группы.

В рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (GATT) разработано специальное антидемпинговое законодательство, позволяющее импортирующим странам принимать ответные меры в виде антидемпинговых пошлин, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

Заключение

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли, с учетом использования выгод международного разделения труда. Правительства стремятся обеспечить экономические и политические условия, облегчающие национальному капиталу приспособление к изменениям на международных рынках. При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции. Внешняя торговля любого государства строится на основе взаимной выгодности - это не только сбалансированность экспортных и импортных операций, но и гораздо более широкая проблема реализации определенной стратегии государства и совокупности конкретных методов и средств ее реализации с учетом общеэкономического положения в стране и тенденции в мировой экономике.

В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась своего рода "обратно пропорциональная зависимость" - чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется и тем больше интенсивность и "жесткость" их применения. Любые крайности одинаково опасны для граждан любой страны и группы стран. Ведь, признавая ценность свободы торговли, необходимо учитывать, что чрезмерная насыщенность национального рынка иностранными товарами обостряет проблему занятости. Жесткий протекционизм так же абсурден. Ведь это бы поставило под сомнение возможность протекания процессов индустриализации в развивающихся странах. Таким образом, каждой стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между свободой торговли и протекционизмом. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе рассматривается как поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

Тесты

1. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (выберете верный ответ):

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые отрасли, возникающие как результат НТП.

 

Правильный ответ: в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке

Политика свободной торговли (фритредерства), основывающаяся на открытости внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливает тем самым конкуренцию на внутреннем рынке, стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом, заставляет предприятия вводить инновации, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей.

Остальные ответы описывают политику протекционизма -противоположного фритредерству направления.

 

2. Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические ограничения;

 

Правильные ответы: а), б), г), д).

а) Экспортно-импортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование)— ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны;

б) Правительство ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий (разрешений) между конкретными предприятиями;

г). В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну;

д) Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, то есть сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

       Только ответ в) относится к тарифным методам регулирования внешней торговли.

 

3. Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):

а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение национальной экономической безопасности;

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;

е) верны только ответы а) и в).

 

Правильный ответ: д). все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма (в ответ входят определения а), б), в) и г).)

а) В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

б) Протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи закрытием или банкротством национальных предприятий.

в) Протекционистские меры используют для борьбы с демпингом и другими способами недобросовестной иностранной конкуренции – как ответная мера к стране или компании, проводящей дискриминационную торговую политику;

г) В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.