Теоретические основы статистической отчетности предприятий торговли и общественного питания — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Теоретические основы статистической отчетности предприятий торговли и общественного питания

2019-12-17 245
Теоретические основы статистической отчетности предприятий торговли и общественного питания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

С незапамятных времен человечество осуществляло учет многих сопутствующих его жизнедеятельности явлений и предметов и связанные с ним вычисления. Люди получали разносторонние, хотя и различающиеся полнотой на различных этапах общественного развития. Данные, учитывавшиеся повседневно в процессе принятия хозяйственных решений, а в обобщенном виде и на государственном уровне при определении русла экономической и социальной политики и характера внешнеполитической деятельности.

Руководствуясь соображениями зависимости благосостояния нации от величины создаваемого полезного продукта, интересов стратегической безопасности государств и народов - от численности взрослого мужского населения, доходов казны - от размера налогооблагаемых ресурсов и т. д., издавна отчетливо осознавалась и реализовывалась в форме различных учетных акций.

С учетом достижений экономической науки стал возможен расчет показателей, обобщенно характеризующих результаты воспроизводственного процесса на уровне общества: совокупного общественного продукта, национального дохода, валового национального продукта.

Всю перечисленную информацию в постоянно возрастающих объемах предоставляет обществу статистика, являющаяся необходимо принадлежностью государственного аппарата. Статистические данные, таким образом, способны сказать языком статистических показателей о многом в весьма яркой и убедительной форме.

 

 

Теоретические основы статистической отчетности предприятий торговли и общественного питания

Продукция, созданная в отраслях материального производства, в кратчайшие сроки должна быть доведена до потребителя с сохранением своих потребительских свойств, в должном объеме и ассортименте. Это задача сферы обращения. Поступает в сферу свободного обращения и большая часть импортируемой продукции. Отличительной особенностью отраслей этой сферы является то, что здесь, как правило, лишь увеличивается стоимость продукта, уже созданного в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве. К функциям предприятий сферы обращения, представляющим собой продолжение и завершение производственных процессов, относятся перемещение продукта, его хранение, доработка, расфасовка, упаковка, отпуск потребителю и т.д. Лишь в общественном питании помимо указанных операций происходит создание нового продукта.

Увеличение объема продажи происходит как за счет импорта, развития индивидуальной торговой деятельности, фермерских, личных хозяйств, частных производств, так и за счет повышения коэффициента звенности в продвижении товара от производителя к потребителю. Значительную роль начинает играть торговля ценными бумагами и недвижимостью.

Из-за несовершенства современной системы статистического учета продукции отраслей сферы обращения суммы валового внутреннего продукта и валового национального дохода часто занижены.

Торговля

Важнейшей отраслью сферы обращения является торговля, занимающаяся доведением до потребителя материальных благ, созданных в сфере производства и закупленных в других странах. Под торговлей понимается также вид деятельности – продажа или перепродажа новых или бывших в употреблении товаров, который может являться как основным, так и второстепенным занятием субъектов деятельности. Субъектами деятельности выступают как юридические, так и физические лица, осуществляющие продажу товаров. В системе национального счетоводства торговля относится к сектору экономики «Коммерческие услуги», представленную в различных социально-экономических формах:

-государственной;

-кооперативно;

-рыночной;

-комиссионной;

-коммерческой;

-биржевой;

-аукционной;

-натурального обмена.

Каждая из этих форм (за исключением биржевой торговли) может осуществлять оптовый и розничный отпуск товаров.

В зависимости от того, кому предназначен, в каком объеме и какой товар, торговля подразделяется на оптовую и розничную.

Оптовая продажа - это отпуск товаров большими партиями, розничная – мелкими партиями (мелкий опт) и единичными экземплярами.

В соответствии с ОКДП оптовая и комиссионная торговля (кроме торговли автомобилями и мотоциклами) – это перепродажа (продажа без видоизменений) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или другим профессиональным пользователям, другим оптовым торговцам. Чаще всего оптовая торговля занимается перепродажей сельскохозяйственного сырья, живых животных, пищевых продуктов, табачных изделий, бытовых товаров, промежуточных продуктов (кроме сельскохозяйственных), отходов и лома, машин, оборудования и производственных материалов.

Розничная торговля (кроме торговли автомобилями и мотоциклами) – это продажа (перепродажа без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров для личного потребления или домашнего пользования. Розничная торговля реализует продовольственные, непродовольственные товары, товары подержанные через магазин, так и вне их. Отдельный раздел – продажа, техническое обслуживание, ремонт автомобилей и мотоциклов; розничная продажа горючего для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания.

Основным показателем деятельности всех торговых структур является товарооборот. Под товарооборотом понимается совокупность актов купли – продажи товаров, т.е. материальных благ,совершающихся в процессе их перехода из сферы производства в сферу потребления за определенный период времени. В акте купли – продажи возможны различные комбинации продавцов и покупателей:

1. производитель – производитель;

2. производитель – товарная биржа;

3. товарная биржа – торговая организация;

4. торговая организация – торговая организация;

5. торговая организация – потребитель

6. производитель – потребитель;

7. производитель – торговая организация;

8. производитель – коммерсант;

9. коммерсант – потребитель

По признаку продавца выделяют две категории: товарооборот производителей (строки 1+2+6+7+8) и торгово-посреднеческий оборот (строки 3+4+5+9). По признаку покупателя выделяют оптовый товарооборот, совершаемый внутри сферы обращения (строки 2+3+4+7+8+ частично 1), и розничный товарооборот, при котором товары выходят из сферы обращения для потребления (строки5+6+9+ частично 1).

Валовой товарооборот исчисляется как общая сумма всех продаж, т.е. (строки 1+2+3+4+5+6+7+8+9).

Исключив повторный акт продажи из валового товарооборота, получаем чистый товарооборот как сумму конечных, последних продаж. В целом по народному хозяйству чистый товарооборот равен розничному. Для отдельной же торговой системы (или территории) чистый товарооборот больше розничного на сумму оптовых продаж другим торговым системам (или другим территориям).

Отношение валового к чистому обороту показывает, сколько звеньев прошел товар на пути своего следования от производителя к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше стоимости добавляется к цене производителя и тем выше цена конечного потребления товара.

С 1999 г. обобщающим статистическим показателем, используемым для статистического наблюдения за состоянием оптовой и розничной торговли, становится оборот оптовой (розничной) торговли. Разработка этого показателя проводится в соответствии с содержанием вида деятельности и основными группировками, предусмотренными общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Оборот оптовой (розничной) торговли определяется:

а) в организациях, для которых оптовая (розничная) торговля является основным видом деятельности, т.е. для статистического наблюдения оптовой и розничной торговли как отрасли экономики. (Основным видом деятельности считается тот, который по итогам предыдущего года имел наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.);

б) во всех отраслях экономики. Данный показатель используется для определения общего объема торгового оборота и является базовым при расчетах добавленной стоимости оптовой (розничной) торговли.

Оборот организации оптовой (розничной) торговли представляет выручку всех видов продукции (товаров), выполненных работ, оказанных услуг. Рассчитывается он на основе данных бухгалтерского учета. Обязательным признаком операции, относимой к обороту оптовой торговли, является наличие счета-фактуры на отгрузку товара, к обороту розничной торговли – кассового чека (счета). Состав оборота организации представлен на рисунке 1.

 

 


Рис. 1. Состав оборота организаций оптовой (розничной) торговли.

Этот показатель используется для оценки соотношения основного и не основных видов деятельности и учитывается без налогов и обязательных платежей (НДС, акциз, налог на реализацию горюче – смазочных материалов, экспортная пошлина, таможенные сборы).

Состав оборота розничной торговли во всех отраслях экономики (рисунок 2.) разрабатывается в разрезе основных товарных позиций, предусмотренных Инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения П-1, П-2, П-3, П-4.

При расчете показателя продукции торговли используют следующие виды цен:

1. свободные рыночные цены и тарифы без включения в них налога на добавленную стоимость (НДС) – р 1;

2. государственные регулируемые оптовые цены и тарифы без включения в них НДС – р 2;

3. государственные регулируемые розничные цены и тарифы, включающие в себя НДС, - р 3;

4. обменная цена, не превышающая себестоимости продукции, - р 4;

5. другие цены (биржевая, договорная, демпинговая залоговая, НСО и т.д.).

 

 


Рис.2. Состав оборота (розничной) торговли во всех отраслях экономики.

В ценах первых трех видов имеется элемент, покрывающий расходы торговли и обеспечивающий ее прибыльность (рисунок 3.,4.). Это торговая наценка (ТН) – часть продажной цены, предназначенная для возмещения издержек обращения (транспортные расходы, оплата труда торговых работников, расходы по аренде и содержанию помещений, реклама и т.д.) и обеспечения прибыли торговых предприятий. При государственном регулировании торговая надбавка устанавливается в процентном отношении к отпускной цене (как правило, от 15 до 25%). Во всех остальных случаях она складывается под воздействием спроса и предложения на данный вид товара. Торговая наценка дифференцируется по группам товаров и по местонахождению торговых организаций. Сумма наценок по всем проданным товарам называется реализованным наложением (РН) или валовым доходом (ВД). Валовой доход – это разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (без НДС, акциза, налога с продаж).

 

 

 

 

 


Рис.3. Структура регулируемой розничной цены

 

 

 

 


Рис.4. Структура свободной розничной цены

В зависимости от участников торговой сделки в качестве покупной цены, т.е. цены, по которой происходит приобретение товара с целью его дальнейшей перепродажи, принимается:

- закупочная цена на продукцию сельского хозяйства;

- оптово – отпускная цена предприятия (цена закупки продукции торговой организацией непосредственно на перерабатывающем предприятии или предприятии – изготовителе);

- оптово – отпускная цена оптовой базы, склада (цена закупки продукции торговой организацией на оптовой базе, складе);

- оптово – отпускная цена посредника (цена закупки продукции торговой организацией у посредника).

Продажной ценой, по которой происходит реализация товара, чаще всего являются либо свободные рыночные цены (без НДС), либо государственные регулируемые цены без включения или с включением НДС (р 1, р 2, р 3).

Валовой выпуск продукции торговли (ВВ) определяется как сумма реализованного наложения (РН) за вычетом оплаты услуг грузового транспорта, не принадлежащего данному предприятию (УТ), и услуг связи (УС). Исключается также стоимость продукции подсобных хозяйств, мастерских и других производственных подразделений, входящих в систему данного торгового предприятия (ВВ`). Продукция этих подразделений учитывается в составе продукции соответствующих отраслей. Таким образом,

ВВ = РН – (УТ + УС) – ВВ`.

Валовой выпуск продукции исчисляется и как сумма издержек обращения (ИО) и прибыль торгующих организаций (П) за вычетом оплаты услуг грузового транспорта (УТ) и связи (УС), а также налогов (Н):

ВВ = (ИО – УТ – УС) + (П – Н).

Общественное питание

Подотраслью торговли является общественное питание, сочетающее три функции: производственную, связанную с процессом приготовления пищи, полуфабрикатов и других видов продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности; реализацию изготовленной продукции и части продуктов без дополнительной обработки; организацию потребления готовой пищи и кулинарной продукции.

Продукция предприятий общественного питания – это результат их производственной деятельности. Объем продукции является основным показателем выполнения производственной функции. Он измеряется в условно – натуральных (блюдах), натуральных (штуках) и условных единицах.

Продукция предприятия общественного питания собственного изготовления неравнозначна по ее роли в потреблении и в этой связи подразделяется на два вида:

1. основную продукцию (обеденную);

2. прочую продукцию.

Основная продукция – это продукция, выработанная на данном предприятии и учитываемая в блюдах. Блюдом называется стандартная порция, установленная для отпуска потребителям обеденной продукции. Она не имеет постоянной величины и варьирует в определенных пределах. К основной продукции, учитываемой в блюдах, относят:

первые, вторые и третьи блюда;

холодные и горячие закуски в порциях, причем половина порции считается одним блюдом;

кулинарные изделия, отпускаемые порциями, причем 100 грамм кулинарного изделия считается одним блюдом.

К прочей продукции собственного изготовления, не учитываемой в блюдах, относят:

кулинарные изделия, реализуемые через подразделения данного предприятия общественного питания другим предприятиям общественного питания, а также через розничную сеть;

полуфабрикаты для продажи;

мучные изделия собственной выработки;

кондитерские изделия собственной выработки;

бутерброды;

горячие напитки, реализуемые через внешние буфеты;

другие продукты, не учитываемые в блюдах.

Валовой выпуск продукции общественного питания равен сумме реализованных скидок (наценок) за вычетом стоимости услуг грузового транспорта и связи. В реализованном наложении (доходах от реализации товаров) отражены расходы на производство пищевой продукции за вычетом стоимости использованного для ее изготовления сырья (мясопродуктов, муки, картофеля и др.).

Валовой доход (ВД) от реализации продукции собственного производства и полученных товаров складывается из реализованной торговой скидки и наценки общественного питания. Реализованная торговая скидка – это разность между стоимостью израсходованных продуктов в розничных ценах (pq) и их стоимостью по ценам приобретения (p ` q).

ВВД = ВД – УТ – УС = å [(pq – p ` q)] + npq – УТ – УС,

Где n – норма наценки общественного питания, определяемая в процентах от стоимости сырья;

р` - полученная цена продуктов, предназначенных для изготовления обеденной продукции, или полученная цена продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемыхчерез систему общественного питания без дополнительной обработки;

р – розничная цена израсходованных продуктов или реализуемых товаров;

УТ – услуги грузового транспорта;

УС – услуги связи.

Определения

 

При заполнении отчета следует учитывать тот факт, что под общетоварными складами для предприятий оптовой торговли следует понимать склады общего типа, предназначенные для хранения товаров, не требующих специальных условий хранения (в их состав не включаются нефтехранилища, склады для хранения лесных, строительных материалов, металлопродукции, машин, оборудования, хранилища для картофеля, овощей и фруктов, данные по которым отражаются по другим строкам отчета).

Для розничной торговли под складом следует считать отдельно стоящие складские комплексы, функционирующие в качестве юридических лиц в составе розничных торговых объединений или в качестве структурных подразделений организаций розничной торговли.

Под складской площадью понимается площадь складских помещений основного производственного процесса, в которую включается площадь помещений, предназначенных для приемки, хранения, подсортировки, фасовки, предпродажной подготовки, комплектации, отпуска и отгрузки товаров. Складской объем определяется умножением складской площади на высоту помещений.

К магазину относится специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми залами и помещениями для покупателей, а также помещениями для приема, хранения, подготовки товаров к продаже. В торговую площадь магазина не включается площадь для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений.

К павильону относится закрытое, оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Палатка (ларек) - это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

К киоску относится закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого находится товарный запас.

В целях статистического исследования к закусочным относятся предприятия с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, предназначенные для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием (в том числе шашлычные, котлетные, сосисочные, пельменные, вареничные, чебуречные, чайные, пирожковые, блинные, пончиковые, бутербродные, рюмочные и т.д.).

К ресторанам относятся предприятия общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

К кафе относятся предприятия по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции, где реализуются фирменные, порционные блюда, изделия, напитки.

Бар является предприятием общественного питания с барной стойкой, реализующим смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

 

Статистическая часть

Предприятие ООО «Светловский рыбкооп» было организовано в ноябре 1999 года. С тех пор предприятие не прекращало своего существования.

Таблица 1.

Год Общая прибыль, тыс. руб.
2000 39054
2001 41250
2002 43606
 

2003

46060

 

 

Как видно из диаграммы предприятия довольно успешно осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Расчетная часть на примере ООО «Светловский рыбкооп»

Основная цель статистического изучения динамики различных процессов состоит в выявлении и измерении закономерностей их развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов динамики. Для количественной оценки динамики социально-экономических явлений применяются статистические показатели: абсолютные приросты, темпы роста и прироста и другие. В зависимости от базы сравнения показатели динамики делятся на базисные и цепные. Для расчета базисных показателей динамики каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. Для расчета цепных показателей динамики каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим.

В данной работе мы рассмотрим динамику товарооборота предприятия на примере ООО «Светловский рыбкооп». Мы имеем следующие данные:

Период I квартал 2003 года II квартал 2003 года III квартал 2003 года IV квартал 2003 года
Товарооборот, млн. руб. 11695 10663,7 11757,7 11943,6

 

Для расчета основных показателей динамики примем 1 квартал 2003 года за базисный.

Абсолютный прирост

Важнейшим статистическим показателем динамики является абсолютный прирост, который определяется в разностном сопоставлении двух уровней ряда динамики в единицах измерения исходной информации.

Базисный абсолютный прирост ∆б вычисляется как разность между сравниваемым уровнем yi и уровнем, принятым за постоянную базу сравнения y0:

б = yi - y 0

б(2 кв. 2003)=10663,7-11695= - 1031,3

б(3 кв. 2003)=11757,7-11695=62,7

б(4 кв. 2003)=11943,6-11695=248,6

Цепной абсолютный прирост ∆ц – разность между сравниваемым уровнем yi и уровнем, который ему предшествует yi-1:

ц = yi - yi -1

ц(2 кв. 2003)= 10663,7-11695= - 1031,3

ц(3 кв. 2003)=11757,7-10663,7 = 1094

ц(4 кв. 2003)=11943,6-11757,7 = 185,9

Из произведенных расчетов видно, что по сравнению с 1 кварталом 2003 года во втором квартале отмечается спад, а каждом последующем квартале происходило систематический рост товарооборота предприятия:          -1031,3<62,7<248,6. Цепные абсолютные приросты свидетельствуют о том, что происходит то спад, то рост товарооборота предприятия:                         -1031,3<1094>185,9.

Между базисными и цепными абсолютными приростами существует связь: сумма цепных абсолютных приростов равна базисному абсолютному приросту последнего периода ряда динамики:

б = ∑∆ц

Проверим этот вывод, используя наши показатели:

248,6=185,9 + 1094 – 1031,3

Темп роста

Распространенным статистическим показателем динамики является темп роста. Он характеризует отношение двух уровней ряда динамики.

Базисный темп роста ТРб вычисляется делением сравниваемого уровня yi на базисный уровень y0:

ТРб  = yi / y 0

ТРб(2 кв. 2003) = 10663,7/11695 = 0,912

ТРб(3 кв. 2003)= 11757,7/11695 = 1,005

ТРб(4 кв. 2003) = 11943,6/11695 = 1,021

Цепной темп роста ТРц вычисляется делением сравниваемого уровня yi на предыдущий уровень yi-1:

TP ц  = yi / yi -1

ТРц(2 кв. 2003) = 10663,7/11695 = 0,912

ТРц(3 кв. 2003) = 11757,7/10663,7 = 1,102

ТРц(4 кв. 2003) = 11943,6/11757,7 = 1,015

Базисные темпы роста показывают, что по сравнению с базисным 1 кварталом 2003 года происходил рост товарооборота предприятия, который в 4 - м квартале 2003 года составил 102,1 % от уровня базисного года. Цепные темпы роста показывают, что в объеме товарооборота предприятия имело место колебание поквартальных темпов роста: 0,912<1,102>1,015.

Между базисными и цепными темпами роста существует взаимосвязь: произведение последовательных цепных темпов роста равно базисному темпу роста последнего периода ряда динамики. Проверим это на наших показателях.

ТРб(4 кв. 2003) = TP ц(2 кв. 2003) * TP ц(3 кв. 2003) * TP ц(4 кв. 2003)

1,021 = 0,912*1,102*1,015

Темп прироста

Темпы прироста характеризуют абсолютный темп приростов в относительных величинах. Исчисленный в процентах темп прироста показывает, на сколько процентов изменился сравниваемый уровень с уровнем, принятым за базу сравнения.

Базисный темп прироста ТПРб вычисляется делением сравниваемого базисного абсолютного прироста ∆б на базисный уровень у0:

ТПРб = ∆б / у0

ТПРб(2 кв. 2003) = -1031,3/11695 = -0,0881 = -8,81%

ТПРб(3 кв. 2003) = 62,7/11695 = 0,0053 = 0,53%

ТПРб(4 кв. 2003) = 248,6/11695 = 0,0212 = 2,12%

Цепной темп прироста ТПРц – это отношение сравниваемого цепного абсолютного прироста ∆ц к предыдущему уровню yi-1:

ТПРц = ∆ц / yi -1

ТПРц(2 кв. 2003) = -1031,3/11695 = -0,0881 = -8,81%

ТПРц(3 кв. 2003) = 62,7/10663,7 = 0,0059 = 0,59%

ТПРц(4 кв. 2003) = 248,6/11757,7 = 0,0211 = 2,11%

Положительный знак темпа прироста характеризует относительное увеличение прироста уровня ряда динамики. Значит, в 3-м квартале 2003 году произошло увеличение объема товарооборота предприятия на 0,53% по сравнению с базисным 1-м кварталом 2003 годом (ТПРб(3 кв. 2003) = 0,0053) и на 0,59% по сравнению со 2-м кварталом 2003 года (ТПРц(3 кв. 2003) = 0,0059).

Также между показателями темпа роста и темпа прироста существует взаимосвязь:

ТПР = ТР - 1

Проверим это, подставив полученные в результате вычислений данные:

ТПРб(3 кв. 2003)= ТРб(3 кв. 2003)-1

0,0053 = 1,0053 - 1

Средние товарные запасы за конкретный период времени

Объем запасов товаров учитывается на определенный момент времени, и в этой связи они являются моментной величиной. Помимо этого в процессе оборота товарные запасы колеблются как в результате аритмичности поставок, так и под воздействием изменений рыночной ситуации. Все это не дает возможности оценить их уровень и заставляет исследователя прибегать к расчету средних товарных запасов. В зависимости от объема информации средние товарные запасы могут быть рассчитаны по формуле простой средней арифметической, если имеются данные об их фактическом объеме на начало (Зн) и конец (Зк) месяца:

 

          Змеснк /2 = (4235 + 3608) /2= 7843/2 = 3921,5 тыс. руб.,

где Змес – среднемесячные товарные запасы.

Итак, средние товарные запасы на каждый из учетных месяцев равняется: 3921.5 тыс. рублей.

Или по формуле средней хронологической, если собранные данные о товарных запасах на конец месяца за более длительный промежуток времени (квартал, полугодие, год):

З = (1/2*З1 + З2 + … + З n-1 + 1/2*Зn)/(n-1)

где З – средние товарные запасы за более длительный, чем месяц период времени;  n – число дат, на которые зарегистрированы запасы.

Используя результаты среднемесячных товарных запасов, можно рассчитать их средний размер за 1 квартал также по формуле простой средней арифметической:

З = (3921,5 + 3730 + 3671,95)/3 = 3774,48 тыс. руб.

Среднеквартальные товарные запасы могут быть получены и непосредственно по данным об их объеме за каждый месяц:

З = (2117,5 + 3608 + 3852 + 1745,95)/3 = 3774,48 тыс. руб.

Как видим, результат получился аналогичный, однако расчет несколько упростился. Итак, среднеквартальные товарные запасы составили: 3774.48 тыс. руб.

Запасоемкость

Этот показатель призван устранять влияние фактора размерности торговой организации, предприятия или фирмы с тем, чтобы обеспечить сравнимость уровня товарных запасов. При этом сходя из положения, что что размер запасов находится в прямой зависимости от объема товарооборота как условие обеспечения непрерывности процесса продажи товаров (естественно, чем больше их реализуется, тем больше при прочих равных условиях должен быть объем запасов товаров). Запасоемкость показывает, сколько товарных запасов приходится на единицу товарооборота:

Зе = Зк / О = (3038/46060) * 1000 = 66 руб.,

где Зе – запасоемкость;      О – объем товарооборота.

Результат расчета показал, что на каждые 1000 рублей товарооборота фирмы приходится 66 руб. товарных запасов.

Товар

Объем товарооборота за 2003 год, тыс. руб.

Товарные запасы на 01.01.04, тыс. руб.

Однодневный товарооборот за 2003 год, тыс. руб.

Обеспеченность товарооборота, дней

Продовольс-твенные товары

35460

1857

97.2

19.1

 

Непродово-льственные товары

10600

1181

29

40.7

 

Итого

46060

3038

126.2

24

                       

Полученные результаты свидетельствуют о следующем: запасов продовольственных товаров, находящихся на складе фирмы при сложившихся объемах товарооборота за 2003 год, хватит на 19 дней торговли в 2004 году, а запасов непродовольственных товаров – на 41 день. Средний показатель обеспеченности работы фирмы составил 24 дня. Таким образом, руководству предприятия во избежание перебоев в торговле необходимо сделать заказ на пополнение товарных запасов по всем наименованиям товаров.

Товарооборачиваемость

Процесс товарооборачиваемости характеризуется показателями скорости товарного обращения и времени одного оборота. Скорость товарного обращения изменяется в количестве оборотов товарной массы   (т.е. среднего запаса товара) за анализируемый период:

С i = Oii,

где Сi – скорость обращения i–го товара; Оi – объем товарооборота; Зi – средние товарные запасы.

1. Спрод = 35460/4344,7 = 8,16

2. Снепрод = 10600/4344,7 = 2,44

Размер скорости товарооборота находится в зависимости от продолжительности исследуемого периода. При прочих равных условиях чем длительнее период, тем соответственно больше общая сумма товарооборота. При всем при этом величина товарных запасов практически не зависит от длительности периода. Таким образом, скорость товарооборота, скажем, за квартал выше скорости обращения за месяц. Следует отметить, что суммирование скорости товарного обращения как во времени, так и пространстве является не допустимым, так как это качественный показатель. Общий для всех товаров, как и для всех отрезков времени, предприятий и регионов размер скорости рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная:                                                 n             n

                                        å Oi     å Ci* З i

                   _ i            i

            С =              =               

                             n            n

                                 å З i        å З i

                             i              i

где С – средняя скорость товарного обращения.

Данная формула была получена на основе следующей выведенной зависимости по каждому отдельному i-му товару: О i = С i * З i, т.е. товарооборот i-го товара равен произведению скорости этого товара на его же средние запасы.

С = (3,1*3774,48 + 3*3554,57 + 3*3919,23 + 3*3981,2)/15229,48 = 3,02

Время одного оборота характеризует в среднем число дней, в течение которых товар находился в форме запаса с момента его поступления в сферу товарного обращения и до момента его продажи, т.е. среднее число дней (продолжительность) одного оборота товара:

В i = З i / mi

где Вi – время одного оборота i-го товара.

На обоснования, связанные с необходимостью и процессом расчета средней скорости товарного обращения, мы опираемся при расчете среднего времени одного оборота. Формула имеет вид:

                            n _        n

                                   å З i      å Bi * mi

                            i             i

            В =                =

                             n              n

                               å mi        å mi

                              i               i

где В – среднее время одного оборота товара.

1.m = 11695/90 = 129.94      B = 3774.48/129.94 = 29.05

2.m = 10663.7/91 = 117.18   B = 3554.57/117.18 = 30.33

3.m = 11757.7/92 = 127.8     B = 3919.23/127.8 = 30.67

4.m = 11943.6/92 = 129.82   B = 3981.2/129.82 = 30.67

B = (29.05*129.94 + 30.33*117.18 + 30.67*127.8 + 30.67*129.82)/504.74=30.17

Заключение

В своей курсовой работе я попытался изложить основной теоретический материал по статистике торговли и общественного питания. Были приведены нормативные документы, регламентирующие порядок и сроки предоставления статистической отчетности, а также ответственность за их нарушение. Был проведен анализ показателей динамики по данным ООО «Светловский рыбкооп». Из содержания данной курсовой работы можно сделать выводы:

    Статистика – наука, которая особыми методами изучает размеры и количественные соотношения массовых общественных явлений в конкретных условиях места и времени и дает числовое выражение проявляющихся в них закономерностях и тенденциях.

Положение, приведенное в II главе данной курсовой работы, регламентирует порядок представления


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.