Раздел 1. Теоретические основы применения системно-деятельностного подхода при изучении математики — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Раздел 1. Теоретические основы применения системно-деятельностного подхода при изучении математики

2019-12-17 139
Раздел 1. Теоретические основы применения системно-деятельностного подхода при изучении математики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение. 3

Раздел 1. Теоретические основы применения системно-деятельностного подхода при изучении математики. 5

1.1 Понятие и сущность системно-деятельностного подхода. 5

1.2 Характеристика применения системно-деятельностного подхода при изучении математики. 10

Раздел 2. Анализ применения системно-деятельностного подхода при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессия». 14

2.1 Разработка и апробация занятия с применением системно-деятельностного подхода. 14

2.2 Результаты формирующего и контрольного экспериментов. 21

Заключение. 25

Список используемых источников. 27

 


Введение

В настоящее время для реализации федеральных государственных образовательных стандартов необходимо изменить цели образования. Применение системного и активного подхода в процессе обучения учащихся к решению задач по математике позволяет выделить универсальные учебные действия, которые учащиеся должны освоить на данном этапе обучения.

Системно-деятельностный подход формирует у учащихся готовность к саморазвитию и самообразованию, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Системный подход рассматривает сложный объект не отдельно, а как систему. Изучение сюжетных задач может строиться, как изучение определенных систем.

Основным этапом системно-деятельностного подхода к обучению является создание ориентировочной основы для действий (ООД). Чтобы создать ООД, учитель должен ответить на следующие вопросы.

- Какой результат?

- Когда можно считать, что задание выполнено правильно?

- Какие шаги необходимо предпринять для получения качественного результата?

Этапы обучения, используемые для реализации системно-деятельностного подхода к обучению, отличаются от традиционных.

Объект исследования: процесс обучения математике в средней школе.

Предмет исследования: системно-деятельностный подход при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Цель: разработка методического обеспечения для изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

 

Задачи:

1.Изучить понятие и сущность системно-деятельностного подхода.

2. Дать характеристику применения системно-деятельностного подхода при изучении математики.

3.Разработать занятия, ориентированные на реализацию системно-деятельностного подхода при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

4.Экспериментально проверить практичность применения системно-деятельностного подхода при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».


Раздел 2. Анализ применения системно-деятельностного подхода при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессия»

Урок решения цепочки экспериментальных задач

Весь новый материал разбит на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, и ученики в ответ на него выдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируется в ходе обсуждения. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Исследование проходит по схеме:        

Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1;

Вопрос 2 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 2.

Завершается процесс и урок общим выводом.

Урок данного типа я проводил по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9А классе. Перед учащимися была поставлена проблема: чем отличается арифметическая прогрессия от геометрической. У ребят возникает вопрос, а как действительно отличить арифметическую прогрессию от геометрической? Учащиеся выдвигают гипотезы, проверяют гипотезы, делают выводы. Разрабатывают сценарий эксперимента, проводят его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретический и практический компоненты.

Урок – диспут

Заранее объявляется тема урока, класс делится на две группы: пессимистов, которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной теме, и оптимистов, которые ищут положительные доводы.

В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты. Данный тип урока я так же провел по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

 

 

2.2 Результаты формирующего и контрольного экспериментов

Разработанная методика была апробирована на параллели 9-х классов МБОУ СОШ №3 г. Канска в 2019-2020 учебном году.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольно-оценочного.

Констатирующий этап

Целью этого этапа являлось выявление уровня сформированности исследовательских навыков учащихся параллели 9-х классов на начало 2019-2020 учебного года

Методика оценивания исследовательских умений школьника (по 7-балльной шкале)

Кроме этого, учащимся было предложено решить ряд задач.

Для апробации методики был взят 9В класс, в котором учащиеся наиболее низко оценили свои исследовательские умения и наименее успешно справились с полученными заданиями (процент решения заданий – 11%). В качестве контрольной группы были выбраны 9А и 9Б классы, как классы с более высоким уровнем сформированности исследовательских умений по оценке самих учащихся и учителя, что подтвердилось более успешным решением предложенных задач (процент решения заданий – 43%).

Формирующий этап

В 2019–2020 учебном году была осуществлена частичная апробация методик по организации внедрения системно-деятельностного подхода для учащихся в 9А и 9Б классах. В течение учебного года учащимся на уроках предлагалось, помимо стандартных заданий, решать задачи бытового характера.

В результате этой работы, трое учащихся данных классов вошли в сборную школы для участия в математических олимпиадах и в составе команды принимали активное участие в олимпиадах районного, городского и всероссийского уровня.

Контрольно-оценочный этап

На контрольно-оценочном этапе эксперимента мы поставили цель – сравнить уровень системно-деятельностного подхода у учащихся на конец 2019-2020 учебного года.

Гипотезой данного этапа исследования стало предположение о том, что если в процессе изучения математики в 9 классах использовать специальным образом составленные учебно-бытовые задачи и методические средства организации учебно-бытовой деятельности учащихся, направленные на включение учащихся в этот вид деятельности, то это будет способствовать повышению уровня их системно-деятельностного потенциала.

Для этого учащимся вновь было предложено оценить свои умения по методике О.Б. Даутовой, а так же решить ряд задач исследовательского характера.

Повторная диагностика показала, что 87% учащихся 9А и 9Б классов отметили у себя повышение навыков системно-деятельностного подхода, в то время как у контрольной группы (9В класс) повышение составило 9%. Кроме того, в 9А и 9Б классах процент решения бытовых задач вырос до 38%, а в 9В классе процент решения составил 46%.

 

 

Заключение

 

Системно-деятельностный подход в обучении – это освоение деятельностью: исследовательской; творческой; поисково-конструкторской и т.д. Попутно освоению деятельности ребенок формирует собственную ценностную систему, которая социально поддерживается.

Системно-деятельностный подход в обучении школьников – не новообретение современности.

Сама идея, рассматривающая учение как деятельность, выдвинута западным исследователем Дьюи. Ученый и сформулировал главные принципы деятельностного подхода.

В федеральном государственном образовательном стандарте определены требования к результатам, которые должны быть освоены обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В стандарте выделены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Для основного общего образования разработана программа развития универсальных учебных действий, в которой выделены следующие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

При обучении математике в контрольной группе применялась стандартная, утвержденная министерством образования методика обучения, а в экспериментальной группе при обучении и мы активно использовали системно-деятельностный подход на разных этапах уроках, для решения разнообразных задач урока.

В экспериментальной группе после формирующего эксперимента увеличилось количество человек, имеющих очень высокий уровень обученности математике на 87 %, увеличилось количество человек, имеющих высокий уровень обученности на 38 %, уменьшилось количество человек, имеющих низкий уровень обученности на 16 % и количество человек, имеющих очень низкий уровень обученности на 12 %.

Явно видно, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения.

Следовательно, можно говорить о том, что использование системно-деятельностного подхода при обучении математике в старших классах общеобразовательной школы оказывает положительное влияние на уровень обученности математике учащихся старших классов.

 


Содержание

 

Введение. 3

Раздел 1. Теоретические основы применения системно-деятельностного подхода при изучении математики. 5

1.1 Понятие и сущность системно-деятельностного подхода. 5

1.2 Характеристика применения системно-деятельностного подхода при изучении математики. 10

Раздел 2. Анализ применения системно-деятельностного подхода при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессия». 14

2.1 Разработка и апробация занятия с применением системно-деятельностного подхода. 14

2.2 Результаты формирующего и контрольного экспериментов. 21

Заключение. 25

Список используемых источников. 27

 


Введение

В настоящее время для реализации федеральных государственных образовательных стандартов необходимо изменить цели образования. Применение системного и активного подхода в процессе обучения учащихся к решению задач по математике позволяет выделить универсальные учебные действия, которые учащиеся должны освоить на данном этапе обучения.

Системно-деятельностный подход формирует у учащихся готовность к саморазвитию и самообразованию, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Системный подход рассматривает сложный объект не отдельно, а как систему. Изучение сюжетных задач может строиться, как изучение определенных систем.

Основным этапом системно-деятельностного подхода к обучению является создание ориентировочной основы для действий (ООД). Чтобы создать ООД, учитель должен ответить на следующие вопросы.

- Какой результат?

- Когда можно считать, что задание выполнено правильно?

- Какие шаги необходимо предпринять для получения качественного результата?

Этапы обучения, используемые для реализации системно-деятельностного подхода к обучению, отличаются от традиционных.

Объект исследования: процесс обучения математике в средней школе.

Предмет исследования: системно-деятельностный подход при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Цель: разработка методического обеспечения для изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

 

Задачи:

1.Изучить понятие и сущность системно-деятельностного подхода.

2. Дать характеристику применения системно-деятельностного подхода при изучении математики.

3.Разработать занятия, ориентированные на реализацию системно-деятельностного подхода при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

4.Экспериментально проверить практичность применения системно-деятельностного подхода при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».


Раздел 1. Теоретические основы применения системно-деятельностного подхода при изучении математики

1.1 Понятие и сущность системно-деятельностного подхода

 

На протяжении многих десятилетий система образования оставалась консервативной в отношении цели обучения, особенностей процесса. Цель описывалась как овладение обучаемыми системой знаний и умений, составляющих основу науки.

В результате образование сводилось к нагрузке учащихся на факты, формулы, имена, понятия, знание которых не отражало готовности ребенка применить учебный багаж на практике. Теоретизирование материала работало на оценках ребенка, но не на образовании, на готовности использовать школьные знания в будущем.

Многочисленные сравнительные исследования показали: русские школьники справляются с так называемыми репродуктивными задачами, отражающими знания и навыки. Но в то же время практические, жизненные ситуации, в которых нет необходимости демонстрировать свои знания теоретических аспектов, ребята, если не ошиблись, показали недостаточные результаты при выполнении заданий. Это заставляет нас говорить об острой проблеме качества знаний и пересматривать деятельность подхода в обучении учащихся.

Сегодня под этим основным понятием для системы образования понимается уровень невообразимых, специфических способностей, которые могут быть связаны с самореализацией и самоопределением личности. Это означает, что ученик приобретает знания не для иллюзорного «после», а для применения в разрезе «сейчас и сегодня».

Раньше советская школа гордилась тем, что выпускники демонстрируют уникальный объем знаний, но уже давно ученые, первые деятели российской педагогики пришли к выводу, что этот повод для гордости нужно серьезно обдумать.

Нельзя рассматривать обучение с отрывом от реальностей. Ученику нужны не сами знания, а информация о том, где можно рационально применить знания. Но даже это не определяет качество обучения.

Качество обучения сегодня должно быть сосредоточено на способности ученика приобретать знания, искать материал, обрабатывать и критически понимать. И, что, пожалуй, еще более существенно, ребенок должен уметь трансформировать информацию.

Это объясняет подход к деятельности в обучении. Так была заменена основная схема образования: вместо прежнего «результат-знание» появилось «результат-умение». Это свидетельствует о необходимости изменения характера образовательного процесса, а также способа работы учителя и школьного коллектива.

Системе деятельности подход в обучении разработки мероприятий: исследования; творческий; поисковые системы, дизайн и т. д. по развитию деятельности ребенок формирует свою собственную систему ценностей, которая поддерживается социальными связями.

И если на протяжении десятилетий ребенок был пассивным почти весь школьный период, то сегодня ребенок-предмет образования.

Принципы следующие: интересы учащихся приоритетны; учение проходит через наставление думать и действовать; познание и знание – результат преодоления трудностей; партнерство и свободное искусство в приоритете. Активный подход много просматривался в сочинениях и таких авторов педагогической мысли, как Выготский, Гальперин, Леонтьев, Эльконин, Давыдов.

Исследователи писали, что развитие личности в процессе обучения происходит через формирование учебной деятельности. И несмотря на то, что еще пять и более десятилетий назад международно признанные методологи российской науки не только теоретизировали проблему деятельностного подхода, но и применяли его на практике, только сегодня российское образование признает его первостепенное значение.

Подход к деятельности в обучении является основой ФГОС. Каждый учитель, работающий в школе, строит профессиональную деятельность в соответствии с правилами ФГОС. И вопрос, о котором идет речь, не сможет обойти, потому что он приоритетен.

Реализация подхода к деятельности в обучении опирается на основные принципы, которые звучат так:

1. Принцип непрерывности. Показывает межступенную и межэтапную преемственность в обучении. Преемственность эффективности обусловлена возрастными и психологическими особенностями ребят.

2. Принцип действия. Ученик не принимает материал готовым к усвоению, задача ребенка получить материал самостоятельно. Только так можно формировать навыки и умения.

3. Принцип целостности. Ученик должен составить системное представление о Вселенной, о роли науки в общенаучной системе. Общество, природа, сам ребенок не могут разделиться, противопоставиться в этой картине мира.

4. Принцип вариативности. Ребята учатся принимать решения критически в ситуации, которая предполагает выбор. У учащихся педагоги должны развивать вариативное мышление.

Каждый учащийся понимает, что проблема инвариантна, но выбор грамотного решения это не задача взрослого, не его указка, а критическая работа ребенка.

5. Минимакс-Принцип. Школа предлагает ребенку освоить содержание обучения на пределе для ученика, гарантируя усвоение минимума (то есть Государственного стандарта знаний).

Проще говоря, высшая цель и уровень школы определяют максимальный уровень знаний и умений, на которые способен ученик. Но этого нельзя достичь, отказавшись от принятия низкой планки, минимума знаний, без которого ребенок не может реализоваться во взрослой жизни.

6. Принцип творчества. Дети ориентируются на творческое начало. Они должны получить свой творческий опыт во время учебы. Само обучение должно быть творческим: не сухой запас материала, а живой процесс, чрезвычайно «включающий» ученика, активизирует его естественную потребность в обучении.

7. Принцип психологического комфорта. Тренировка исключает стрессообразующие факторы. Они не помогают учиться, а заставляют ребенка учиться «вопреки». В классе должна царить непринужденная, творческая атмосфера. Включение диалоговых форм общения является обязательным.

Является ли учебная деятельность равным подходу к деятельности? Эти термины должны подразумевать друг друга, но на практике это не всегда так. К тому же чаще это не так.

Большое количество учителей не понимает под словами "учебная деятельность" научную категорию. Восприятие понятия в наивном бытовом разрезе фактически подрывает образовательный процесс.

Научная категория - это строгая изоляция частей термина, взаимосвязанных и взаимно объясняющих друг друга.

А подход к деятельности в обучении ФГОС - это научная категория, которую может объяснить любой преподаватель.

Цель учебной деятельности устанавливается другим лицом, тем, кто преподает. Предмет деятельности, то есть ученику, цель может быть изначально неизвестна. Обучающемуся даются задания, и выполнение этих заданий укладывается в цель УД.

Цель и продукт УД - трансформация в самом ребенке. Не в информации или материале, с которыми он работает, а в нем самом как участнике процесса.

Субъект УД - это тот же объект, то есть мы говорим об ученике, демонстрируя многомерность ребенка в процессе обучения. Произведение УД не отвергается субъектом, потому что произведение является его же свойством. И это фундаментальное различие между учебной деятельностью и другими видами деятельности.

Продукт УД - это свойство самого ученика. В процессе трансформации информации ребенок пришел к выводу, что планета Земля круглая – и это внутреннее знание, неотделимое от нее и заложенное в целостную систему знаний о мире.

Системный и активный подход как методологическая основа ФГОС нацелен на основную, центральную способность ученика - конструировать будущую деятельность, стать ее субъектом.

Задача учителя - привлечь ребенка к диалогу, к размышлению, к живому мышлению и трансформации информации. Только тогда системный и активный подход в качестве основы ФГОС выдвинет отечественное образование, когда учитель русской школы увидит цель преподавания в преобразовании.

На занятиях дети устают не от рабочего процесса, кипящего, интенсивного и бурного, а от скуки и однообразия. Сухой материал, который ребенок должен «проглотить», - это недопустимо со стороны учителя. Нет недостижимого знания для ученика.

Многоуровневую информацию ребенок получает в интернете в три клика. Но это будет только материал, информация, которая не может получить то же преобразование. Поэтому учитель сегодня не источник информации, а помощник, навигатор, куратор в преобразовании материала.

Жизнь в информационном веке, когда основной потребностью и определяющей способностью является способность получать, обрабатывать, преобразовывать, дифференцировать, извлекать информацию и со временем отправлять ее в «металлолом».

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.