История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-12-17 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Весь новый материал разбит на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, и ученики в ответ на него выдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируется в ходе обсуждения. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Исследование проходит по схеме:
Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1;
Вопрос 2 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 2.
Завершается процесс и урок общим выводом.
Урок данного типа я проводил по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9А классе. Перед учащимися была поставлена проблема: чем отличается арифметическая прогрессия от геометрической. У ребят возникает вопрос, а как действительно отличить арифметическую прогрессию от геометрической? Учащиеся выдвигают гипотезы, проверяют гипотезы, делают выводы. Разрабатывают сценарий эксперимента, проводят его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретический и практический компоненты.
Урок сотрудничества и экспериментов учащихся
Тема урока разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручается отдельным группам. Полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе формулируется общий вывод.
Так, при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» я разделил учащихся на группы, выдал задания по выяснению отличительных признаков арифметической прогрессии и геометрической прогрессии. Каждая группа собирает информацию, проводит исследование, отмечает отличительные признаки, сравнивает их и делает вывод. По окончании работы учащиеся описывают кратко методику исследования и полученные результаты.
|
Этот вид урока очень похож на урок решения цепочки решения экспериментальных задач, но полученные данные могут применяться и при более сложных лабораторных работах, требующих значительных временных затрат.
Урок – диспут
Заранее объявляется тема урока, класс делится на две группы: пессимистов, которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной теме, и оптимистов, которые ищут положительные доводы.
В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты. Данный тип урока я так же провел по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
2.2 Результаты формирующего и контрольного экспериментов
Разработанная методика была апробирована на параллели 9-х классов МБОУ СОШ №3 г. Канска в 2019-2020 учебном году.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольно-оценочного.
Констатирующий этап
Целью этого этапа являлось выявление уровня сформированности исследовательских навыков учащихся параллели 9-х классов на начало 2019-2020 учебного года
Методика оценивания исследовательских умений школьника (по 7-балльной шкале)
Кроме этого, учащимся было предложено решить ряд задач.
Для апробации методики был взят 9В класс, в котором учащиеся наиболее низко оценили свои исследовательские умения и наименее успешно справились с полученными заданиями (процент решения заданий – 11%). В качестве контрольной группы были выбраны 9А и 9Б классы, как классы с более высоким уровнем сформированности исследовательских умений по оценке самих учащихся и учителя, что подтвердилось более успешным решением предложенных задач (процент решения заданий – 43%).
|
Формирующий этап
В 2019–2020 учебном году была осуществлена частичная апробация методик по организации внедрения системно-деятельностного подхода для учащихся в 9А и 9Б классах. В течение учебного года учащимся на уроках предлагалось, помимо стандартных заданий, решать задачи бытового характера.
В результате этой работы, трое учащихся данных классов вошли в сборную школы для участия в математических олимпиадах и в составе команды принимали активное участие в олимпиадах районного, городского и всероссийского уровня.
Контрольно-оценочный этап
На контрольно-оценочном этапе эксперимента мы поставили цель – сравнить уровень системно-деятельностного подхода у учащихся на конец 2019-2020 учебного года.
Гипотезой данного этапа исследования стало предположение о том, что если в процессе изучения математики в 9 классах использовать специальным образом составленные учебно-бытовые задачи и методические средства организации учебно-бытовой деятельности учащихся, направленные на включение учащихся в этот вид деятельности, то это будет способствовать повышению уровня их системно-деятельностного потенциала.
Для этого учащимся вновь было предложено оценить свои умения по методике О.Б. Даутовой, а так же решить ряд задач исследовательского характера.
Повторная диагностика показала, что 87% учащихся 9А и 9Б классов отметили у себя повышение навыков системно-деятельностного подхода, в то время как у контрольной группы (9В класс) повышение составило 9%. Кроме того, в 9А и 9Б классах процент решения бытовых задач вырос до 38%, а в 9В классе процент решения составил 46%.
Заключение
Системно-деятельностный подход в обучении – это освоение деятельностью: исследовательской; творческой; поисково-конструкторской и т.д. Попутно освоению деятельности ребенок формирует собственную ценностную систему, которая социально поддерживается.
Системно-деятельностный подход в обучении школьников – не новообретение современности.
Сама идея, рассматривающая учение как деятельность, выдвинута западным исследователем Дьюи. Ученый и сформулировал главные принципы деятельностного подхода.
В федеральном государственном образовательном стандарте определены требования к результатам, которые должны быть освоены обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В стандарте выделены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
|
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Для основного общего образования разработана программа развития универсальных учебных действий, в которой выделены следующие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
При обучении математике в контрольной группе применялась стандартная, утвержденная министерством образования методика обучения, а в экспериментальной группе при обучении и мы активно использовали системно-деятельностный подход на разных этапах уроках, для решения разнообразных задач урока.
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента увеличилось количество человек, имеющих очень высокий уровень обученности математике на 87 %, увеличилось количество человек, имеющих высокий уровень обученности на 38 %, уменьшилось количество человек, имеющих низкий уровень обученности на 16 % и количество человек, имеющих очень низкий уровень обученности на 12 %.
Явно видно, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения.
Следовательно, можно говорить о том, что использование системно-деятельностного подхода при обучении математике в старших классах общеобразовательной школы оказывает положительное влияние на уровень обученности математике учащихся старших классов.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!