Вода как ресурс для развития — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вода как ресурс для развития

2019-12-17 101
Вода как ресурс для развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Водные отношения в Кыргызской Республике.

Кыргызстан обладает богатыми водными ресурсами поверхностных и подземных источников, однако их ресурсы распределены по территории республики неравномерно. В советский период управление водными ресурсами, строительство водохозяйственных сооружений, их содержание и ремонт осуществлялись за счет средств государственного бюджета, плата за водопользование не устанавливалась. В Кыргызской Республике в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О воде» водопользование является платным. Плата должна взиматься:  За пользование водными ресурсами в пределах установленных лимитов; За сверхлимитное и нерациональное использование водных ресурсов;

 За услуги, связанные с водозабором, транспортировкой, распределением, очисткой и другими водохозяйственными мероприятиями; За сборы загрязненных веществ в водные объекты и водохозяйственные сооружения в пределах установленных тарифов; За право пользования водными объектами. Однако порядок и условия платы за пользование водными ресурсами и водными объектами должны определяться законодательными актами, которые в настоящее время только разрабатываются. В Кыргызской Республике с 1995 года введена плата за услуги по подаче воды. Эти финансовые средства должны направляться на содержание, эксплуатацию, капитальный ремонт и амортизацию ирригационной инфраструктуры. Практически же средства направляются только на содержание ирригации. По этой причине оросительная сеть в целом по республике продолжает ухудшаться, водохозяйственные сооружения работают с перебоями и на износ. Другой немаловажной проблемой является то, что тариф, устанавливаемый Жогорку Кенешем, един для всех оросительных систем независимо от себестоимости ее доставки. Имеются оросительные системы, где себестоимость подачи воды ниже установленных тарифов, а на других – выше. В этих условиях не действует система ни частичного, ни полного разгосударствления водохозяйственных сооружений и передача их в аренду или владение не государственным структурам. При существующих условиях землевладельцам выгодно получать воду от государства за мизерную плату, чем взять на себя бремя эксплуатации водохозяйственных сооружений, неся при этом затраты значительно выше, чем установленный тариф. В республике функционирует более 600 оросительных систем, на которых себестоимость подачи воды колеблется от 3 до 40 тыйын за 1 кубометр воды и практически невозможно устанавливать ежегодно 600 тарифов, а без дифференцированного подхода установления тарифов невозможно решить проблем по эксплуатации оросительных систем. 

 Права собственности на водные ресурсы.

В настоящее время Закон «О воде» и «О питьевой воде» устанавливают ответственность за водообеспечение на различные уполномоченные органы. Правительство республики распределило функции среди различных министерств и ведомств, и таким образом, все они участвуют в регулировании водных отношений, имея собственные задачи и функции, которые довольно часто дублируют или же противоречат друг другу. И если, к компетенции министерства здравоохранения относятся вопросы разработки, утверждения в введение в действие санитарно-эпидемиологических нор, правил и гигиенических нормативов, устанавливающих критерии безопасности питьевой воды, а к компетенции Госинспекции по стандартизации и метрологии вопросы стандартов и качества воды и проведение сертификации питьевой воды, то функции и компетенция органов местного самоуправления и Кыргызжилкоммунсоюза до сих пор не разделены.  

В связи с реорганизацией структуры Правительства республики в середине 90-х годов и упразднением Министерства жилищно-коммунального хозяйства функции обеспечения  питьевой водой были возложены на местные органы власти, а впоследствии – на органы местного самоуправления и на их баланс стали передаваться объекты водопроводноканализационного хозяйства. органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики функции и ответственность по обеспечению питьевой водой отнесены к их исключительной компетенции, и вопросах собственности на водопроводное хозяйство им необходимо определяться.  

Законодательство Кыргызской республики в области водопользования регулируется Законами Кыргызской Республики «О воде» и «О питьевой воде», однако, Закон «О воде» не рассматривает компетенцию органов местного самоуправления в вопросах водопользования и относит все действия к компетенции органов местной государственной администрации, которые включают в себя:

 координация деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, подчиненности и ведомственной принадлежности в области водных отношений;

обеспечение населения информацией о состоянии водных объектов;

защита прав водопользователей;

ограничение права пользования водными объектами;

содействие в осуществлении мероприятий по сохранению и восстановлению водных объектов, предупреждению, ликвидации вредного воздействия вод и загрязнения в результате аварий и стихийных бедствий;

согласование размещения и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и технических устройств, влияющих на состояние водных объектов, а также порядка производства работ на водных объектах и прибрежных водоохранных полосах;

отвод земель водному фонду. 

С усилением роли органов местного самоуправления возникает потребность в пересмотре вышеназванного Закона и наделения их соответствующей компетенцией. 

Согласно преамбуле Закона «О питьевой воде», питьевая вода является основой жизни и деятельности населения Кыргызской Республики, имеет стратегическое, практическое, и экономическое значение, является товаром. Таким образом, питьевая вода, как и всякий товар, подлежит купле-продаже также как, например, электроэнергия.      

Закон «О питьевой воде» предусматривает компетенцию органов местного самоуправления в усеченно виде, так как аналогичные действия отнесены и к компетенции местных государственных администраций. Ясно, что возникает вопрос о разграничении этих полномочий. 

К компетенции органов местного самоуправления и местной государственной администрации в области питьевого водоснабжения населения относятся:

- обеспечение населения на соответствующих подведомственных территориях питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, в необходимом количестве;

- разработка и утверждение в составе планировочной документации генеральных и районных схем, целевых программ и планов мероприятий по развитию систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;

 - учет и оценка данных о наличии и состоянии источников водоснабжения, возможностей удовлетворения потребностей населения в питьевой воде требуемого количества и качества, надежности систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;

 - проведение мероприятий по организации зон санитарной охраны и рациональному использованию источников водоснабжения;

- планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение работ по хозяйственно-питьевому водоснабжению населения, улучшению и контролю качества питьевой воды;

- утверждение местных правил пользования системами хозяйственно-питьевого водоснабжения на основании действующих правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Кыргызской Республике;

- осуществление учета расхода питьевой воды;

- принятие на основании заключений органов государственного санитарноэпидемиологического надзора и органов государственного надзора за соблюдением требований стандартов решений о временном запрещении использования питьевой воды при наличии в ней опасных загрязнений и о принятии необходимых мер для восстановления нормального хозяйственнопитьевого водоснабжения населения и обеспечения необходимого качества питьевой воды;

- организация и контроль выполнения водоохранных мероприятий на подведомственных территориях, принятие мер по пресечению случаев нарушения режимов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов;

- принятие по согласованию с органами государственного санитарноэпидемиологического надзора и органами государственного надзора за соблюдением требований стандартов решений о возможности и условиях эксплуатации систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие, выявление опасных уровней загрязнения воды в источниках водоснабжения и т.п.);

- обеспечение населения необходимой информацией о качестве питьевой воды, нормах ее расхода и способах экономии, порядке оплаты;

- решение других вопросов хозяйственно-питьевого водоснабжения, отнесенных к компетенции местных органов самоуправления и местной государственной администрации в соответствии с законодательством;

- утверждение (установление) тарифов на услуги по обеспечению населения питьевой водой по согласованию с территориальными антимонопольными органами. 

Компетенция предприятий водоснабжения также отражены в Законе, и учитывая при этом, что эти предприятия являются муниципальной собственностью органов местного самоуправления, их компетенция может быть компетенцией самих муниципалитетов.

Согласно Закону предприятия водоснабжения:

- обеспечивают водоснабжение абонентов, прием, отвод и очистку сточных вод в соответствии с заключенными договорами;

- обеспечивают безопасность и безвредность питьевой воды, ее соответствие стандартам и гигиеническим требованиям;

- осуществляют систематический надзор за состоянием и эксплуатацией водопроводно-канализационных сетей, водоразборных колонок и других сооружений, находящихся на их балансе;

 - обеспечивают надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых сетей и оборудования, находящихся в общей долевой собственности владельцев квартир в многоквартирных жилых домах, за исключением приборов потребления (кран, смеситель, сливной бак и другие);

 - ведут планомерную борьбу с потерями питьевой воды, выявляют утечки на наружных сетях, осуществляют контроль за утечками воды на внутренних сетях абонентов, контролируют соблюдение тарифов на отпуск питьевой воды, сброс сточных вод и нормативов сброса загрязняющих веществ;

 - проводят проверку состава, численности водопотребителей у абонентов, не имеющих водоизмерительных приборов (водомеров). 

Управление муниципальными землями  

Одним из главных элементов современной земельной реформы является формирование земельных отношений как в селах так и в городах. При этом земельные отношения являются основополагающими в имущественных отношениях и наиболее сложными в правоприменительной практике органов местного самоуправления

Земельная реформа коренным образом меняет земельный строй страны — ушла в прошлое исключительная собственность государства на землю, появились различные формы собственности, земля становится объектом гражданско-правовых сделок, земельные споры рассматриваются в судах.

Право муниципальной собственности на землю закреплено в Конституции Кыргызской Республики. Полномочиями в области земельных отношений позволяют органам местного самоуправления планировать использование земли, проведение работ по землеустройству, оформление прав собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля, а так же взимают плату за землю. 

Управление земельными ресурсами на современном этапе предполагает, прежде всего, практическое определение права собственности на муниципальные земли, совершенствование системы управления имущественно - земельным комплексом, определением дифференцированного норматива платы за территорию в зависимости от рыночной стоимости земли, проведением оценки муниципальных земель, развитием рынка. Поэтому формирование земельных отношений должно строиться на понимании всех концепций, это позволит создать основу и базовые знания для эффективного управления земельными ресурсами. 

Основное внимание в реформировании земельных отношений в современных условиях должно уделяться введению экономических регуляторов рационального землепользования, созданию современного рыночного механизма. Земельный фонд Кыргызской Республики включает в себя сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земельные угодья и в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:    

 1) земли сельскохозяйственного назначения;    

 2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);     

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;    

 4) земли особо охраняемых природных территорий;   

5) земли лесного фонда;   

6) земли водного фонда;   

7) земли запаса.

Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей. Пригодность земель для нужд сельского хозяйства определяется по данным государственного земельного кадастра. 

Земельные участки для строительства промышленных предприятий, объектов жилищнокоммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, заправочных станций, хранилищ горюче-смазочных материалов, линий электропередач и магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются, как правило, из земель несельскохозяйственного назначения или земель, не пригодных для сельского хозяйства. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится преимущественно за счет непокрытых лесом площадей, кроме сельскохозяйственных угодий или площадей, занятых малоценными насаждениями. 

Земли в границах аильного, поселкового кенешей, а также в границах городов являются муниципальной собственностью, за исключением земель, находящихся в частной и государственной собственности.  

Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют:   

- в границах аильного и поселкового кенешей - исполнительный орган аильного, поселкового кенешей;    

 - в границах городов

 - местные государственные администрации и органы местного самоуправления;

Определение границ муниципальных земель

Объектами права муниципальной собственности на землю являются земельные участки в границах сельских и городских муниципалитетов, отнесенных к муниципальной собственности на основании законодательных актов

В муниципальной собственности находятся все земли в пределах черты административнотерриториальных единиц, за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность. 

В собственность городов, поселков и сел для обеспечения их развития могут дополнительно безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, например, Постановлением Правительства Кыргызской Республики в 2002 году городу Джалал-Абад были переданы более 800 га. земель.

Субъектами права муниципальной собственности на землю являются городские и сельские муниципалитеты, наделенные в соответствии с Уставом собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальные земли, как было сказано ранее, устанавливаются методом так называемого вычитания — это земли на территории городов, поселков и сел, за исключением земель, отнесенных к государственной собственности и находящихся в собственности физических и юридических лиц. 

Основанием отнесения земель к объектам муниципальной собственности являются: 

решение о передачи объекта или об отводе земельных участков под объекты муниципальной собственности; 

 решение органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, за исключением земель, занятых объектами государственной собственности и необходимых для их обслуживания;

решения о предоставлении органами местного самоуправления земли в аренду юридическим и физическим лицам, кроме земельных участков, на которых размещены объекты государственной собственности;  

решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в срочное пользование; 

 решения о предоставлении органами местного самоуправления земельных участков физическим лицам в пожизненное наследуемое владение;  

договоры о приобретении земельных участков в муниципальную собственность как в границах, так и за пределами административной территории, в том числе посредством выкупа; 

 отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки (включая земли общего пользования, инженерной инфраструктуры), кроме земель, отнесенных действующим законодательством к государственной собственности; 

 отсутствие собственника или отказ собственника от права владения земельным участком (бесхозная недвижимая вещь); 

 решения органов государственной власти о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности в муниципальную собственность. Передача земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется Правительством республики.

 споры, возникающие в связи с отнесением земельных участков к объектам права муниципальной собственности на землю, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

 Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, другим лицам в собственность, срочное или постоянное пользование, сдавать в аренду, отчуждать, передавать гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также совершать с ними иные сделки на возмездной основе. Безвозмездная передача земель, находящихся в муниципальной собственности может быть передана с согласия собственников только в государственную собственность.

 В настоящее время право собственности на землю можно получить: 

решением органов местной власти о выделении земельных участков;  

совершив гражданско-правовые сделки на рынке земли. 

Механизмы управления муниципальными землями  

Все собственники земельных участков имеют право совершать сделки, то есть осознанные волевые действия, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей на землю. Основными видами сделок являются:

 – купля-продажа;

 – дарение, наследование, обмен; 

– аренда, лизинг, залог (ипотека); 

– пожизненное наследуемое владение; 

– постоянное пользование;

 – вклад в уставной капитал товариществ и обществ.

 Одним из элементов рыночных отношений в землепользовании является передача земельных участков в уставный (паевой) капитал. В настоящее время собственник или арендатор земельного участка с правом долгосрочной аренды (с согласия собственника) вправе передать земельный участок или право аренды в качестве вклада в уставный (паевой) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов. Определение величины вклада проводится по соглашению сторон на основе заключения оценочной комиссии. Право собственности или субаренды на земельный участок при этом переходит юридическому лицу после государственной регистрации прав на земельный участок. Такая регистрация проводится на основании учредительного договора о внесении земельного участка или права аренды в уставный (паевой) капитал.

Земля — это самый надежный объект залога, так как со временем она не изнашивается при рациональном использовании, как другие виды недвижимости, а, напротив, стоимость ее постоянно возрастает.

Залог — способ обеспечения обязательства, при котором кредитор — залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

Аренда земли — это основанное на договоре временное пользование землей в хозяйственных целях. 

Землепользование в Кыргызской Республике является платным для всех юридических и физических лиц,  за исключением государственных и муниципальных землепользователей, финансируемых из бюджета и в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики. Плата за землю вносится в виде земельного налога, налога на недвижимость или арендной платы за пользование землей. Размер земельного налоге устанавливается в зависимости от качества (плодородия) почв, месторасположения земельного участка и доступности инженерных коммуникаций. 

Арендная плата и порядок ее внесения за пользование земельным участком для землепользователя, получившего право пользования земельным участком на условиях аренды устанавливается на основе договора. При этом размер арендной платы для физических и юридических лиц Кыргызской Республики не может быть ниже ставки земельного налога, установленного для земель, предоставленных в пользование. Для иностранных лиц размер арендной платы устанавливается в зависимости от размера ставки земельного налога, с применением коэффициента, утвержденного Правительством Кыргызской Республики. 

Компетенция исполнительного органа аильного, поселкового кенешей в сфере регулирования земельных отношений

Ведению исполнительного органа аильного, поселкового кенешей на землях в границах аильного, поселкового кенешей в сфере регулирования земельных отношений соответственно подлежат:

- предоставление земельного участка в собственность и в пользование

- предоставление в пользование пастбищ при сельских населенных пунктах и установление порядка их использования, за исключением пастбищ, расположенных в зоне интенсивного пользования, и отгонных пастбищ;

- организация землеустройства;

- осуществление контроля за использованием и охраной земель; - проведение земельной реформы;

- решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений. 

Управление и распоряжение землями Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий производятся исполнительным органом аильного, поселкового кенешей по согласованию с государственным органом, в ведении которого находится указанный Фонд.

Отвод земельного участка для застройки в границах сельского населенного пункта и поселка производится на основании генерального плана проекта застройки сельского населенного пункта после согласования с органом архитектуры и строительства (главным архитектором района).

Таким образом, повышение эффективности управления земельными ресурсами решает ряд проблем: 

 создание рыночной системы (инфраструктуры) оборота земельных участков (прав на земельные участки); 

 определение порядка ценообразования на земельные участки (и/или ценообразования на права на земельные участки), передаваемые в гражданский оборот;  

определение нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ; сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и др.); 

введение многообразных форм аренды земельных участков - земля в комплексе с другим имуществом/объектами, земля на праве застройки и других формах.  


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.