Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-12-17 | 158 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
во бл ас тис пе ци ал ьн ог о о бр аз ов ан ия Действующее российское законодательство содержит основные, принципиальные
положения, закрепляющие право любого человека на образование, что соответству-
ет международным нормам и обязательствам России.
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Га-
рантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и сред-
него профессионального образования в государственных или муниципальных образова-
тельных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.
Согласно статье 2 Закона РФ ≪Об образовании≫ государственная политика в об-
ласти образования основывается на принципах гуманистического характера образо-
вания, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, сво-
бодного развития личности, общедоступности образования, адаптивности системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, вос-
питанников. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного закона гражданам Рос-
сийской Федерации гарантируется возможность получения образования независи-
мо от состояния здоровья. Согласно пункту 6 указанной статьи, государство создает
гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими
образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
специальных педагогических подходов.
Основные принципы, гарантирующие доступность образования и возможность его
получения любым ребенком независимо от состояния здоровья, в законодательстве
РФ четко закреплены. Однако наличие основных гарантий реализации права на об-
|
разование не означает, что правовой механизм включения детей с ограниченными
возможностями в единую образовательную среду уже создан.
Фактические данные показывают, что достаточно высокий процент детей школь-
ного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (инва-
лидностью), образования не получает 200.
По данным всероссийской переписи населения 2002 года в Архангельской облас-
ти, например, из 12882 детей 8-летнего возраста 53 ребенка (0,4 %) не обучались, из
13168 детей 9 лет не обучались 45 (0,3 %). На 1000 человек 8-9 летнего возраста обу-
чались 993, не обучались 4 и 3 ребенка соответственно 201.
Среди детей-инвалидов процент необучающихся намного выше, как показывают
данные региональных органов власти. По сведениям департамента образования ад-
министрации Архангельской области, детей-инвалидов школьного возраста (от 7 до
15 лет) в Архангельской области на 1 января 2004 года было 2754 человек. Из них
обучались в образовательных учреждениях 1689 (61,3 %), 518 (18,8 %) обучались в
200 Например, по данным ЮНЕСКО за 1999 год 115,4 миллионов детей школьного возраста в мире не охвачены школьным образо-
ванием, 3% из них приходится на страны Центральной и Восточной Европы: (см.: Образование для всех. Следуем ли мы намеченно-
му курсу? Всемирный доклад по мониторингу образования для всех. 2002 г. Резюме // http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001297/
129777r.pdf. С. 7).
201 Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. Т. 3, кн. 1: Образование. М.: Статистика России, 2004. С. 886-888.
70
специальном (коррекционном) образовательном учреждении, обучались на дому
316 человек (11,5 %), получали индивидуальную помощь 36 (1,3 %), не посещали об-
разовательные учреждения 195 человек, то есть примерно 7,1 % 202.
По данным департамента социальной защиты населения Архангельской облас-
ти на 1.01.2009 из 1342 детей-инвалидов дошкольного возраста, проживающих в
области в семьях, 583 ребенка (43,4 %) находятся дома (т.е. дошкольное образо-
вательное учреждение не получают, 218 (16,2%) посещают специальные образова-
|
тельные учреждения, а 16 человек (1,2%) нуждаются в устройстве в специальные
учреждения 203. Из 2545 детей-инвалидов школьного возраста 473 (18,6%) обучают-
ся в специальных школах-интернатах, 113 человек (4,4%) –в специальных учили-
щах, 21 (0,8%) –в специальных учреждениях в других регионах, 228 человек (9%)
находятся на домашнем обучении, 191 (7,5%) –не обучаются, в т.ч. 135 (5,3%) по за-
ключению ПМПК.
В марте –апреле 2005 года по инициативе общественных организаций инвали-
дов проведен мониторинг в трех наиболее крупных городах Архангельской облас-
ти –Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, в ходе которого родители необучаю-
щихся детей были опрошены о причинах, по которым дети не посещают школу 204.
Результаты опроса выявили, что наряду с проблемами обеспечения физической
доступности образования 205, ряд негативных для ребенка с инвалидностью последс-
твий связан с несовершенством существующих правовых механизмов обеспечения
образования. Из числа опрошенных 9 человек указали на то, что бюро медико-соци-
альной экспертизы не оформляет индивидуальную программу реабилитации (ИПР)
ребенка, 14 человек указали, что в ИПР стоит отметка, что ребенок необучаем, 5 че-
ловек сообщили, что в справке психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
стоит отметка о том, что ребенок необучаем.
Эти причины исключения детей из системы образования являются характерными
не только для Архангельской области, но и для всей страны. В докладе Уполномо-
ченного по правам человека за 2006 год отмечено, что на практике детей-инвали-
дов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на
образование, сегодня около 200 тысяч 206. Данный факт вынудил министерство обра-
зования РФ разъяснять органам управления образованием в регионах недопусти-
мость практики признания ребенка необучаемым 207. Тем не менее, такая практика
202 Текущий архив департамента образования администрации Архангельской области.
203 Отчет о работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов за 2008 год // Текущий архив Департамента социальной защи-
ты населения Архангельской области.
204 Екимовская А.Е., Седовина Т.Н. Материалы мониторинга ≪Получают ли дети, имеющие инвалидность, школьное образование≫.
Архангельск, 2005. С. 6-9. Мониторинг проводился путем опроса всех родителей, чьи дети не обучаются. Опрошены родители 71 ре-
|
бенка.
205 Из числа опрошенных 14 человек указали, что дорога в школу не позволяет ребенку учиться (специальная школа находится да-
леко от дома). 28 человек отметили, что школа не готова, чтобы принять ребенка-инвалида, в том числе школа недоступна физичес-
ки, не оборудована специальными техническими средствами, нет персональных помощников для ребенка и т.д.
206 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ≪О соблюдении прав детей-инвалидов в
Российской Федерации≫ от 10.05.2006 // http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0206.shtml
207 В письме управления специального образования министерства образования РФ от 06.04.2004 № 26/188-6и, направленном в
органы управления образованием субъектов РФ обращается внимание на недопустимость вынесения психолого-медико-педагоги-
ческими комиссиями заключений, препятствующих осуществлению права на образование детей-инвалидов, страдающих глубокой
умственной отсталостью // Текущий архив департамента образования администрации Архангельской области.
71
не прекратилась полностью. Одна из причин –сохранение в нормах права понятий,
характеризующих необучаемость детей, невозможность их обучения в условиях об-
разовательного учреждения общего типа. Письмо министерства образования РФ, а
тем более структурного подразделения министерства (которым являлось управле-
ние специального образования), не может восполнить правовой пробел, подразде-
ление министерства не имеет полномочий по принятию норм права.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычную обра-
зовательную среду (в отличие от специальных коррекционных образовательных
учреждений) требует обеспечения не только технических, но, в первую очередь,
методических и организационных условий для совместного обучения учащихся с
разными возможностями и образовательными потребностями. А эти условия, в
свою очередь, должны быть подготовлены публичной системой образования. В
большинстве случаев такая подготовка должна осуществляться заранее, до пос-
|
тупления ребенка в школу. Для этого необходима оценка образовательных потреб-
ностей ребенка и разработка индивидуального учебного плана с учетом его воз-
можностей и состояния здоровья. Какой орган, в каком порядке производит такую
оценку, кто участвует в разработке индивидуального учебного плана, каким обра-
зом рассматриваются споры в связи с этими процедурами, в законе не определено.
Такой пробел является существенным и не может быть восполнен подзаконными
нормативными актами.
Органом, который фактически решает вопрос оценки образовательных возмож-
ностей ребенка, в настоящее время является психолого-медико-педагогическая ко-
миссия (ПМПК), правовое положение которой законодательством Российской Фе-
дерации определено совсем недавно и лишь в виде самых общих правил (цели,
основные направления деятельности, организация деятельности 208. До недавнего
времени деятельность ПМПК регулировалась положениями, принятыми Министерс-
твом просвещения СССР в 70-х годах прошлого века, а также нормативными акта-
ми, принимаемыми в регионах в соответствии с рекомендациями министерства об-
разования. Как правило, эти акты официально не опубликованы, поэтому их трудно
найти и в справочно-правовых электронных системах.
Положения о ПМПК, утвержденные до принятия Конституции РФ и введения в
действие Закона РФ ≪Об образовании≫, продолжали действовать вплоть до 2009
года, несмотря на их очевидные противоречия Конституции РФ и Закону РФ об об-
разовании. Положение об областной ПМПК, утвержденное Минпросом СССР в 1974
году, определяло, что целью комиссии является дифференцированный отбор детей
с недостатками умственного и физического развития в специальные общеобразова-
тельные школы-интернаты, школы и дошкольные учреждения специального назна-
чения системы просвещения 209. Данное положение не предусматривало для родите-
ля возможности выбора образовательного учреждения, что противоречило Закону
РФ об образовании.
208 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2009 № 95 ≪Об утверждении Положения о психоло-
го-медико-педагогической комиссии≫ // Российская газета. 2009. 9 июля.
209 Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 21.11.1974 № 102-М // Сборник приказов и инструкций Министерства
просвещения РСФСР. 1975. № 13. С. 7-26.
72
К полномочиям комиссии в соответствии с данным актом относились следующие
действия:
выдача рекомендации к направлению в лечебно-профилактические учрежде-
ния системы здравоохранения, а также в учреждения социального обеспече-
ния детей, не подлежащих обучению в школах и дошкольных учреждениях об-
щего назначения по состоянию здоровья и интеллекта 210;
|
консультирование родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и
обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направ-
лению в специальные школы и дошкольные учреждения;
решение вопроса о выводе из спецшкол и дошкольных учреждений специаль-
ного назначения или переводе из одного типа учреждения в другой 211.
Необходимость принятия нового нормативного правового акта, определяющего
порядок деятельности ПМПК, в том числе порядок вынесения заключений в соот-
ветствии с пунктом 10 статьи 50 Закона РФ ≪Об образовании≫, была очевидна как
для представителей системы образования, так и для тех, кто пользовался соответс-
твующими услугами комиссии. Новая редакция указанной нормы закона возлагает
на Правительство РФ обязанность определить порядок утверждения положения о
комиссии 212.
В соответствии с п.2 постановления правительства РФ от 18.08.2008 № 617 обязан-
ность принять соответствующее положение возложена правительством РФ на Ми-
нобрнауки, которое и утвердило его своим приказом после согласования с Минз-
дравсоцразвития РФ.
Согласно новому документу, целью комиссии является выявление детей с огра-
ниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, прове-
дение их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспита-
ния. Положение определяет организационные основы деятельности комиссии (виды
комиссий (центральная и территориальные), виды учетных документов, перечень
специалистов, входящих в состав комиссии, основные элементы организации де-
ятельности комиссии –обследование ребенка, ведение протокола, выдача копии
заключения родителям). За рамками данного документа остались вопросы основа-
ний и порядка проведения собственно обследования, права и обязанности участ-
ников данных отношений, порядок обжалования решения центральной комиссии,
которые являются важными и необходимыми, прежде всего, для защиты прав и ин-
тересов обследуемых детей. Таким образом, дальнейшее урегулирование указан-
ных отношений будет производиться региональными органами управления в сфере
образования, должны утвердить состав и порядок работы комиссии (п. 4 Положе-
210 Противоречие данного положения Конституции РФ и Закону РФ ≪Об образовании≫ очевидно, так как данное положение дает ос-
нование для отказа ребенку в праве на образование посредством признания его необучаемым.
211 Закон РФ ≪Об образовании≫ не содержит термина ≪вывод из учреждения≫. Перевод ребенка из одного учреждения в другое
возможен только по согласию родителей. Поэтому данное положение также противоречило закону.
212 Федеральный закон ≪О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражда-
нах с ограниченными возможностями здоровья≫ от 30.06.2007 № 120-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3215.
− − − 73
ния), порядок направления детей на комиссию, обжалования решений комиссии (п.
8 Положения).
Регулирование представленных отношений не является законченным и прием-
лемым без закрепления основных гарантий по защите прав ребенка и его закон-
ных представителей при проведении обследования, права ребенка на образова-
ние и закрепления его права на получение специальных образовательных услуг
или специальной помощи. Отсутствие порядка обжалования решения централь-
ной комиссии, привлечения независимых экспертов и их заключений при прове-
дении обследований превращает сферу рассматриваемых отношений в монополь-
ную область деятельности назначаемых в директивном порядке специалистов. При
этом значимость решения таких экспертов велика настолько, что может серьезно
повлиять на дальнейшую судьбу ребенка, реализацию возможностей его разви-
тия (как открыв новые возможности, так и ограничив их), интеграции в определен-
ные социальные группы и т.д. Практика показывает, что придание широких полно-
мочий подобным структурам без создания надлежащих механизмов пересмотра
либо корректировки их решений, защиты прав граждан, в отношении которых вы-
носятся юридически значимые решения, оказывающие существенное влияние на
реализацию их прав и возможностей, приводит к произвольному вмешательству в
вопросы, относящиеся к сфере самоопределения личности, ограничению прав или
возможностей их реализации и как итог –неудовлетворенности граждан в полу-
чении государственных услуг и даже процессом осуществления социальной поли-
тики в отдельных сферах.
Органы управления образованием, в том числе и в Архангельской области, при
организации деятельности ПМПК в настоящее время руководствуются письмами уп-
равления специального образования министерства образования РФ. Инструктивным
письмом о психолого-медико-педагогической комиссии определено, что ПМПК реа-
лизует консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятель-
ность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет 213. Дан-
ным письмом. ПМПК создается как учреждение с целью организации помощи детям
с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического
обследования и определения специальных условий для получения ими образования
и необходимого медицинского обслуживания.
Информация, сообщаемая во время консультаций юристам некоммерческого сек-
тора, а также данные опросов, которые проводились в Архангельске, Северодвинс-
ке, Новодвинске в 2005–006 годах, показывают неудовлетворенность родителей,
имеющих детей с ограниченными возможностями, деятельностью ПМПК. Более по-
ловины опрошенной группы родителей (всего в опросе участвовало более 100 чело-
век) заявляют о том, что у них не было возможности выбора образовательного уч-
реждения, в котором будет обучаться ребенок; примерно в половине случаев форма
обучения была однозначно рекомендована специалистами ПМПК 214. Результаты оп-
213 Инструктивное письмо управления специального образования Министерства образования РФ ≪О психолого-медико-педагоги-
ческой комиссии≫ от 14.07.2003 № 27/2967-6 // Текущий архив департамента образования администрации Архангельской области.
214 Трескин В. Социологическое исследование ≪Отношение родителей детей с особыми возможностями здоровья к инклюзивному
подходу в образовании≫ // Общественный доклад о положении детей с инвалидностью в г. Архангельске. Архангельск, 2007. С. 37.
74
росов экспертов из числа педагогов и руководителей школ указывают на распро-
страненность мнения о необучаемости детей с ограниченными возможностями здо-
ровья 215.
В ряде действующих подзаконных актов содержатся противоречащие законода-
тельству об образовании положения. Согласно Типовому положению о дошкольном
образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства
РФ 216, дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образователь-
ные учреждения любого вида п рин ал ич ииу сл ов ийд ляк ор ре кц ио нн ойр аб от ы (кур-
сив мой. –Е.Ш.). В то же время в соответствии с Законом о социальной защите ин-
валидов (который имеет более высокую юридическую силу, чем акт Правительства
РФ) детям-инвалидам дошкольного возраста д ол жн ы б ыт ь (курсив мой. –Е.Ш.) пре-
доставлены необходимые реабилитационные меры и созданы условия для пребы-
вания в детских дошкольных учреждениях общего типа (ст. 18). Как следствие такой
коллизии, при отсутствии достаточного финансового обеспечения условий обучения
детей со специальными образовательными потребностями акт Правительства РФ
служит основанием для отказа в приеме ребенка в дошкольное образовательное
учреждение по месту жительства.
Серьезным недостатком механизма реализации права на образование являет-
ся отсутствие в законе понятия ≪индивидуальный учебный план≫. Данное понятие
упоминается в пункте 4 статьи 50 Закона РФ ≪Об образовании≫, но не раскрывается;
закон не указывает требований к его содержанию и порядку составления.
При наличии коллизий и пробелов в правовом регулировании отношений в сфере
образования детей с инвалидностью еще больше вопросов и путаницы вносит нор-
мативный акт, принятый министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, устанавливающий критерии ограничения категорий жизне-
деятельности, к числу которых относится способность к обучению 217.
Ограничения способности к обучению специалисты учреждений медико-социаль-
ной экспертизы устанавливают, исходя из следующей градации степени выражен-
ности таких ограничений:
1 степень –способность к обучению, а также к получению образования опреде-
ленного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образо-
вательных учреждениях общего назначения с использованием специальных мето-
дов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости
вспомогательных технических средств и технологий;
215 Трескин В. Отчет социологического исследования ≪Причины трудностей получения образования детьми с ограниченными воз-
можностями здоровья в массовых школах Архангельска≫ // Общественный доклад о положении детей с инвалидностью в г. Архан-
гельске. Архангельск, 2007. С. 61.
216 Постановление Правительства РФ ≪Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении от
01.07.1995 № 677 // Собрание законодательства РФ. 10.07.1995. № 28. Ст. 2694. Следует отметить, что в новом типовом положении о
дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением правительства РФ от 12.09.2008 № 666, указанная нор-
ма отсутствует. В соответствии с новым актом при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в до-
школьные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые
условия для организации коррекционной работы.
217 Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреж-
дениями медико-социальной экспертизы. Утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005
№ 535 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 38.
75
2 степень –способность к обучению только в специальных (коррекционных) обра-
зовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в раз-
витии или на дому по специальным программам с использованием при необходи-
мости вспомогательных технических средств и технологий;
3 степень –неспособность к обучению.
При сопоставлении этих норм с положениями пункта 10 статьи 50 Закона РФ ≪Об
образовании≫ (о компетенции ПМПК), возникают сомнения в том, что именно орга-
ны и учреждения системы образования ответственны за определение ≪образова-
тельного маршрута≫ ребенка с инвалидностью.
Указанный нормативный правовой акт, являясь подзаконным, может приме-
няться лишь в части, не противоречащей закону. Он предназначен для примене-
ния исключительно специалистами учреждений медико-социальной экспертизы и
не может препятствовать получению ребенком образования. Однако несогласован-
ность положений нормативных актов порождает неясность в правоприменительной
практике и, следовательно, возможность нарушений права ребенка с ограниченны-
ми возможностями на образование 218.
Согласно Типовому положению об общеобразовательной школе-интернате, ут-
вержденному постановлением Правительства РФ, в школы-интернаты принима-
ются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несов-
местимых с пребыванием в школе-интернате 219. Исходя из указанного положения,
доступ в такие образовательные учреждения для некоторых детей с инвалидностью
может быть закрыт, а это противоречит конституционному принципу равенства (ст.
19 Конституции РФ). Такое положение является дискриминационным, поскольку поз-
воляет любое отклонение в развитии (даже незначительное, по мнению специалис-
тов) рассматривать как ограничение прав ребенка.
Закон РФ ≪Об образовании≫ не содержит норм, которые обеспечивали бы обя-
зательность принятия мер по организации специальных условий образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья. В действующих законодатель-
ных актах Российской Федерации об образовании терминов ≪специальное образо-
вание≫, ≪право на специальное образование≫ нет. Несмотря на это, Закон РФ ≪Об
образовании≫ и Федеральный закон ≪О социальной защите инвалидов в РФ≫ ука-
зывают на отдельные характеристики специального образования (средства и зада-
чи), такие как специальные условия получения образования 220, специальные учеб-
218 По данным опроса родителей детей с инвалидностью школьного возраста, проживающих в трех городах Архангельской облас-
ти (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск), проведенного в 2005 году, пятая часть детей-инвалидов школьного возраста, не полу-
чающих образования, имеет заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необучаемости ребенка. По данным депар-
тамента социальной защиты населения Архангельской области на 01.01.2009 из общего числа детей-инвалидов школьного возраста,
которые не обучаются (191 ребенок), 135 человек, то есть более 2/3 не обучаются по заключению ПМПК. Отчет о работе с семьями, вос-
питывающими детей-инвалидов за 2008 год // Текущий архив Департамента социальной защиты населения Архангельской области.
219 Постановление Правительства РФ ≪Об утверждении типового положения об общеобразовательной школе-интернате≫ от
26.06.1995 № 612 // СЗ РФ. 10.07.1995. № 28. Ст. 2671.
220 Абзац 5 статьи 19 Федерального закона ≪О социальной защите инвалидов в РФ≫. О специальных условиях получения образова-
ния лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития, упоминается и в федеральной программе
развития образования (см.: Федеральный закон ≪Об утверждении федеральной программы развития образования≫ от 10.04.2000
№ 51-ФЗ. Разд. III. Подразд. 1 // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1639).
76
ные пособия и литература, услуги сурдопереводчиков 221, коррекция нарушений
развития, социальная адаптация на основе специальных педагогических подхо-
дов 222, интеграция в общество 223. Пункт 10 статьи 50 Закона РФ ≪Об образовании≫
предусматривает обязанность органов управления образованием создавать спе-
циальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей и подростков
с отклонениями в развитии 224. Именно эти учреждения, в отличие от общеобра-
зовательных, предназначены в настоящее время для осуществления специально-
го образования. Закон РФ ≪Об образовании≫, кроме того, указывает на возмож-
ность установления специальных образовательных стандартов для обучающихся
с отклонениями в развитии (п. 2 ст. 7). На специальные образовательные стандар-
ты и программы указывала и федеральная программа развития образования 2000
года. Наличие специальных стандартов предполагает особое содержание образо-
вания, следовательно, актуальность и необходимость специального образования
законодателем признается.
Ряд подзаконных актов принят в развитие норм пункта 10 статьи 50 Закона РФ ≪Об
образовании≫. Типовое положение о специальном (коррекционном) образователь-
ном учреждении 225 определяет виды таких учреждений в зависимости от характе-
ра отклонений в развитии ребенка (слепой, слабовидящий, глухой, слабослышащий,
с задержкой психического развития, умственно отсталый и т.д.), устанавливает пре-
дельную наполняемость классов (групп) в зависимости от вида учреждения (клас-
са, группы). Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нужда-
ющихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи 226, определяет
одной из целей такого учреждения выявление и коррекцию отклонений развития,
оказание помощи ребенку.
Создание специальных образовательных учреждений предусмотрено законом не
только для детей с отклонениями в развитии. Согласно пункту 11 статьи 50 Закона
РФ ≪Об образовании≫ такие учреждения создаются для детей с девиантным пове-
дением. В соответствии с данной нормой детям в них должны быть созданы особые
условия воспитания и обучения на основе специального педагогического подхода 227.
Принятое во исполнение норм закона типовое положение о специальном учебно-
воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением оп-
ределяет целью такого учреждения обеспечение детям психологической, медицин-
ской и социальной реабилитации, включая коррекцию их поведения и адаптацию в
221 Абзац 8 статьи 19 Федерального закона ≪О социальной защите инвалидов в РФ≫.
222 Пункт 6 статьи 5 Закона РФ ≪Об образовании≫.
223 Пункт 10 статьи 50 Закона РФ ≪Об образовании≫, статья 9 Федерального закона ≪О социальной защите инвалидов РФ≫.
224 Специальные (коррекционные) образовательные учреждения являются в соответствии со статьей 12 Закона РФ ≪Об образова-
нии≫ самостоятельным типом образовательных учреждений, наряду с дошкольными, общеобразовательными и др.
225 Постановление Правительства Российской Федерации ≪Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении≫ от 12.03.1997 № 288 // СЗ РФ. 1997. № 11.
226 Постановление Правительства Российской Федерации ≪Об утверждении типового положения об образовательном учреждении
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи≫ от 31.07.1998 № 867 // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3911.
227 В соответствии с Федеральным законом ≪Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-
нолетних≫ органы управления образованием могут создавать специальные (коррекционные) образовательные учреждения закры-
того типа для несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих
специального педагогического подхода в случае, если они совершили деяние, являющееся преступлением согласно Уголовному ко-
дексу РФ (см.: Федеральный закон ≪Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних≫ от
24.06.1999 № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177).
77
обществе, а также создание условий для получения ими образования 228. Следова-
тельно, и в данном случае речь идет не только об обучении и воспитании учащихся,
но и о специальном образовании, объединяющем элементы обучения, воспитания,
реабилитации и коррекции. В то же время специальное образование для детей с де-
виантным поведением и для детей с ограниченными возможностями здоровья раз-
личается как по содержанию, так и по методам и средствам.
Таким образом, российский законодатель признает существование такого явле-
ния как ≪специальное образование≫. Однако ввести его в разряд нормативных де-
финиций до сих пор не удалось. Наличие отдельных несистематизированных норм,
характеризующих специальное образование, позволяет сделать вывод о том, что в
российской правовой науке соответствующий правовой институт находится в стадии
формирования. Об этом свидетельствуют и попытки придать ему форму законода-
тельных норм.
В начале 1990-х годов был разработан проект законодательного акта о специаль-
ном образовании. Законопроект был внесен в Государственную Думу в середине
1990-х годов, рассматривался дважды –в 1996 и в 1999 годах (после существенной
переработки). Оба раза проект был принят Государственной Думой и одобрен Сове-
том Федерации, но отклонен президентом и так и не стал федеральным законом. В
указанном законопроекте содержится следующее определение: ≪специальное об-
разование –дошкольное, общее и профессиональное образование всех образова-
тельных уровней, для получения которого лицам с ограниченными возможностя-
ми здоровья создаются специальные условия для получения образования≫.
Аналогичное определение содержит модельный закон СНГ ≪Об образовании лиц
с ограниченными возможностями здоровья≫ 229. К специальным условиям этот акт
относит условия обучения (воспитания), в том числе специальные образователь-
ные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обуче-
ния и среду жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные
и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразователь-
ных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными воз-
можностями здоровья.
В ряде регионов России приняты нормативные акты, содержащие нормы об об-
разовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о чем уже говорилось
ранее). Группой специалистов предпринята попытка разработать модельный регио-
нальный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья 230.
Проблема обеспечения равных условий доступности образования для детей с ог-
раниченными возможностями широко обсуждается в обществе. Как показывают
228 Постановление Правительства РФ ≪Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении
для детей и подростков с девиантным поведением≫ от 25.04.1995 № 120 // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1681.
229 Модельный закон ≪Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)≫. Принят в
г. Санкт-Петербурге 7.12.2002 постановлением 20-5 на XX пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участни-
ков СНГ // http://cis.unibel.by/index.php?module= subjects&func=viewpage&pageid=126; http://www.law.mix.ru/abro.php&id=2692. Мо-
дельное законодательство Содружества независимых государств, по существу, формирует новый для России (и других стран СНГ) тип
источников правотворчества, способный оказывать влияние на формирование национального законодательства.
230 См.: Образование и реабилитация особого ребенка. М.:
78
данные проведенного в ноябре 2006 года в Архангельске социологического исследо-
вания, руководители муниципальных образовательных учреждений и педагоги во
многих случаях не представляют, каким образом должен быть организован образо-
вательный процесс в случае, когда в группе (классе) обучаются дети с ограниченны-
ми возможностями здоровья 231.
Не закреплена нормативно обязанность органов управления образованием по
обеспечению учреждений методической помощью в организации педагогического
процесса при совместном обучении детей с разными образовательными потребнос-
тями, составлении индивидуальных планов для тех учащихся, которые имеют труд-
ности в обучении. Между тем такие гарантии являются необходимыми и важными и
не могут быть обеспечены лишь педагогическими средствами без правового вмеша-
тельства. На практике складывается такая ситуация, при которой получение образо-
вания в специальных условиях коррекционного учреждения становится не правом, а
единственной возможностью для ряда детей, которых общество, назвав неполноцен-
ными, вытесняет в специальные учреждения 232. Между тем, многие из таких детей
могли бы с успехом учиться в общеобразовательных учреждениях (например, дети с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имеющие отклонений в умствен-
ном развитии), если бы имели по закону право на специальное образование или спе-
циальную помощь в обучении. Указанное право давало бы возможность обучаться в
условиях образовател
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!