Королевство Швеция одним из первых стало осуществлять нормативное регули- — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Королевство Швеция одним из первых стало осуществлять нормативное регули-

2019-12-17 136
Королевство Швеция одним из первых стало осуществлять нормативное регули- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

рование в области образования детей с ограниченными возможностями, приняв еще

в 1842 году закон о начальном образовании, предусматривающий введение ≪мини-

мального плана≫ для бедных детей и ≪детей с недостаточной способностью приоб-

ретать знания в полном объеме, предлагаемом системой образования≫ 162. В конце

XIX века в этой стране были приняты специальные акты об обязательном обучении

глухих и слепых.

Система специального образования для детей с ограниченными возможностями

здоровья в Швеции аналогична системе, существующей в Норвегии. В Швеции дейс-

твует закон об образовании 1996 года, и нет отдельного акта о специальном образо-

вании. Согласно закону, все дети имеют равный доступ к образованию независимо от

пола, места жительства, социальных и экономических факторов 163. Ученикам, испы-

тывающим трудности в обучении, должна предоставляться дополнительная подде-

ржка. Глухие и слабослышащие дети, для которых первым является жестовый язык,

а также дети с проблемами речи и множественными дефектами, обучаются в специ-

альных школах. Однако большинство учащихся, нуждающихся в специальном обра-

зовании, обучаются в обычных классах по специальной программе для детей с труд-

ностями в обучении. По данным 2002 года примерно 3% учащихся, то есть более 20

тысяч человек, получали образование по программам для детей, испытывающих

трудности в обучении. Все программы для таких учеников с 1 января 1996 года раз-

рабатываются муниципальными органами управления образованием. Дети, испы-

тывающие трудности в обучении, имеют право на 10-летний период обязательного

образования, то есть на один год больше, чем остальные.

Учителя средней школы должны проходить подготовку в области специальных об-

разовательных нужд. Специальные педагоги оказывают помощь учителям в препо-

давании для всего класса, части класса или отдельных учеников. Для оказания мето-

дической помощи учителям в стране созданы 4 государственных ресурсных центра.

В США организация обучения умственно отсталых детей началась примерно в то

же время, что и в Европе, но в отличие от европейских школ, создававшихся за счет

благотворительной деятельности, в США школы были государственными или полу-

государственными. В 1848 году в штате Массачусетс было открыто первое в мире го-

сударственное учреждение для таких детей, –экспериментальная школа для сла-

боумных. В 1850-е годы ряд штатов приняли акты об открытии таких школ. В конце

XIX века в США был введен в действие закон о всеобщем обязательном начальном

обучении. В США, как и в европейских странах, из-за проблем неуспеваемости и от-

числения учащихся стали создаваться специальные классы для умственно отсталых

детей при обычных школах 164.

162 Специальная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд. М.: Академия, 2001. С. 98.

163 Здесь и далее положения закона и информация о школьной системе приводятся по: The Swedish School System // http://www.

skolverket.se/sb/d/354/a/1254.

164 Замский Х.С. Указ. соч. С. 165-166.

54

Наибольшее значение для практики обучения таких детей в США имела система

оценки интеллектуального потенциала детей с помощью тестирования, в ходе ко-

торого выявлялся IQ –коэффициент интеллекта. В 1930 году специальная комиссия

по проблемам умственной дефективности выработала следующую формулировку:

≪Умственно дефективным считается человек, чья умственная недостаточность, не-

зависимо от того, серьезна она или нет, частично доказывается низкими показате-

лями при испытании способностей≫ 165.

Основным законодательным актом США в рассматриваемой области является закон

о специальном образовании детей с ограниченными возможностями (Individuals with

Disabilities Education Act, IDEA), принятый в 1975 году, который до 1991 года называл-

ся ≪Закон об образовании всех отсталых детей≫ (Education for All Handicapped Children

Act) 166. Изменения в указанный акт вносились в 1986, 1995, 1997, 2004 годах.

Специалисты в области педагогики в США, стремясь отказаться от унизительных

терминов ≪дефективный≫, ≪аномальный≫, стали широко использовать после Второй

мировой войны термин ≪исключительный≫, для обозначения всех детей, которые в

своем физическом и психическом развитии отстают от сверстников или, наоборот,

опережают их. К кругу исключительных также относили и особо одаренных детей.

С начала 1990-х годов в американском законодательстве вместо прежнего термина

≪ребенок с недостатками≫ (handicapped child) используется термин ≪ребенок с огра-

ниченными возможностями≫ (disabled child).

До принятия закона 1,75 миллиона детей с ограниченными возможностями во-

обще были лишены возможности посещать школу, а 2,5 миллиона получали обра-

зование, неадекватное их ограничениям 167. Изменения в данный закон 1986 года

позволили предъявлять иски в защиту прав детей с ограниченными возможнос-

тями на основании антидискриминационных положений законов о реабилитации

(Rehabilitation Act) и о гражданах с ограниченными возможностями (Americans with

Disabilities Act). Изменения 1997 года расширили права родителей, а также снизили

ограничения для учащихся с особыми образовательными потребностями, устано-

вив, что они должны обучаться по обычным учебным планам, когда это возможно.

Принимая дополнения в закон, Конгресс отметил, что ограничение возможностей

является естественной частью человеческой жизни и не должно ущемлять право

индивидуума участвовать в общественной жизни. Улучшение образования детей

с ограниченными возможностями признается частью государственной политики

обеспечения равных возможностей, интеграции в общество, независимой жизни и

экономической самостоятельности людей с ограниченными возможностями 168.

Закон позволил обеспечить достаточное федеральное финансирование и открыл

доступ к образованию примерно 6 миллионам учащихся с различными отклонени-

ями через специальное образование 169. Он был принят, в частности, в результате су-

165 Цит. по: Там же. С. 174.

166 Disability Law –Individuals with Disabilities Education Act –Fourth Circuit Holds That Parents Bear the Burden of Proof in a Due Process

Hearing Against a School District –Weast v. Schaffer // Harvard Law Review. Vol. 118:1078, 2005. P. 1078.

167 Ibid. P. 1078.

168 Individuals with Disabilities Education Act Amendments of 1997 // http://www.ed.gov/policy/speced/leg/idea/idea.pdf. P. 4.

169 См.: Individuals with Disabilities Education Act (IDEA). Guide to “Frequently asked questions” // http://www.house.gov/ed_workforce/

issues/109th/education/idea/ideafaq.pdf

55

дебных решений, требовавших от государства предоставления равного права на об-

разование детям с отклонениями наряду с детьми, не имеющими отклонений.

Закон состоит из четырех частей. Первая часть посвящена общим положениям,

определяет понятия и цели акта. Закон признает, что дети с ограниченными воз-

можностями должны обучаться вместе с их сверстниками, насколько это возможно.

Закон определяет понятие ≪ребенок с ограниченными возможностями≫ через такие

характеристики, как ≪имеющий умственную отсталость, слабослышащий (глухой),

имеющий речевые или языковые недостатки, слабовидящий (слепой), серьезные

нарушения эмоциональной сферы, ортопедические недостатки, аутизм, поврежде-

ния мозга травматического характера, другие нарушения здоровья или специфичес-

кие трудности в обучении и в результате этих отклонений нуждающийся в специаль-

ном обучении и сопутствующих услугах≫ 170.

Вторая часть закона содержит положения о среднем образовании, предшкольном

обучении и услугах для детей 3-5 лет, об индивидуальных образовательных програм-

мах (Individualized Education Programs, IEP), а также меры защиты в судебном произ-

водстве. Индивидуальная образовательная программа рассматривается как ключе-

вой документ, который составляют вместе родители, учителя и иные специалисты,

целью которого является обеспечение для ребенка бесплатного общего образова-

ния с наименьшими ограничениями. Согласно закону, родители имеют право обжа-

ловать в суде образовательную программу их ребенка, если полагают, что она не

соответствует его потребностям и возможностям. При этом судебная практика отра-

жает существенные различия в позициях судей по вопросу о распределении бреме-

ни доказывания неадекватности IEP 171.

Третья часть закона содержит нормы о раннем вмешательстве, то есть услугах,

которые могут оказываться детям до трехлетнего возраста в соответствии с планом

семейного обслуживания (Individualized Family Service Plan). Нормы также закрепля-

ют меры финансовой поддержки штатов для реализации таких планов.

Четвертая часть включает нормы о мерах государственной поддержки деятель-

ности по улучшению специального образования, включая подготовку кадров, техни-

ческое обеспечение, проведение исследований в области специального образования.

В феврале 2001 года в комиссии по правительственной реформе палаты предста-

вителей Конгресса США проходили слушания по вопросу о реализации закона IDEA.

Докладчики отмечали ряд проблем в реализации закона –проблемы доступности

публичного образования, недостаток финансирования. В качестве заключительных

рекомендаций депутаты отметили, что необходимо улучшение качества обучения в

школах, в том числе обеспечение дополнительных ресурсов для специального обу-

чения в обычных школах, улучшение финансового обеспечения специального обра-

зования за счет средств федерального бюджета 172.

170 См.: Disability Law –Individuals with Disabilities Education Act –Fourth Circuit Holds That Parents Bear the Burden of Proof in a Due

Process Hearing Against a School District –Weast v. Schaffer // Harvard Law Review. Vol. 118:1078. 2005. P. 1079.

171 Ibid. P. 1078-1085.

172 Special Education: Is IDEA Working As Congress Intended. Hearing before the Committee on Government Reform House of Representatives.

One Hundred seventh Congress First session. Conclusion and Recommendations. P. 321-322 // http://www.gpo.gov/Congress/House.

56

В январе 2002 года президент Буш подписал еще один закон, который получил на-

звание –≪Ни одного ребенка в стороне≫ (No Child Left Behind Act, NCLB). Основны-

ми целями закона явились повышение образовательных стандартов для всех обу-

чающихся, включая тех, которые имеют отклонения, а также имеющих различное

культурное и лингвистическое происхождение, и сокращение разрыва между теми

обучающимися, кто традиционно успешен и группами менее успешных обучающих-

ся 173. Закон закрепляет правило о необходимости отслеживания результатов, кото-

рые получают учащиеся от специального образования, в виде отчета, который школа

должна периодически представлять родителю. Если ожидания родителей и школы

не оправдываются, ребенку должны быть предоставлены другие возможности для

обучения. Как указывает закон, родители вправе знать, является ли учитель их ре-

бенка достаточно компетентным.

Одним из наиболее спорных моментов указанного закона считают излишний акцент

на стандартизированном тестировании. Разработчиков укоряют в том, что к его об-

суждению не были привлечены специалисты, успешно практикующие в области спе-

циального образования. Как отмечают исследователи, закон представляет ценность

по намерениям, которые в нем заложены, но не по достигнутым результатам 174.

Важным фактором в специальном образовании в США считают квалификацию учи-

теля. Законодательство позволяет местным школьным округам использовать феде-

ральные средства на подготовку специальных педагогов, а также обычных учите-

лей, включающих в свои классы детей с ограниченными возможностями. Кроме того,

закон разрешает школьным округам производить без специального разрешения пе-

рераспределение до 50% федеральных средств на те нужды, которые для школ на-

иболее необходимы, –на повышение зарплаты учителям, повышение их квалифи-

кации (например, в случае, если деньги выделены на технологическое оборудование,

а округ считает, что более необходимо повышение квалификации учителей).

Таким образом, законодательство и система специального образования в США

имеет особенности по сравнению с законодательством и практикой европейских го-

сударств. Большую роль в отнесении ребенка к лицам с ограниченными возможнос-

тями играют результаты тестирования.

В каждом государстве имеются особенности нормативного закрепления специ-

ального образования. Для стран Европы в настоящее время характерно отсутствие

отдельных законодательных актов о специальном образовании. Существующая сис-

тема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья нацелена на ≪вклю-

чение≫ учащихся с особыми образовательными нуждами, насколько это возможно,

в обычную образовательную среду. Для всех отмеченных нами стран характерно то,

что при определении понятия ≪ребенок с ограниченными возможностями≫, законо-

датель постепенно отказывается от унизительных терминов, подчеркивающих раз-

личные виды ограничений и отклонений, предпочитая им термин ≪дети с особыми

образовательными потребностями (нуждами)≫.

173 “No Child Left Behind” Emphasizes Results, Expands Options for Children with Special Needs // http://edworkforce.house.gov.

174 Hilliard, Asa G., III and Ortiz, Alba A.: The Effects of the No Child Left Behind Act on Diverse Learners // Intervention in School and Clinic /

Vol.40, No.2, November 2004. P. 96-97.

57

Р タЗ ツИ メИЕП ミА ツО ツО テОР ナГ モ Л ネР ホВ タН ネЯ О チР タЗ ホВ タТЕ ヒЬ ヘЫХГ タР タН メИ ノ Д ヒЯД ナТ ナЙ СО テР タН ネЧЕ ヘН ロМ ネ В ホЗ フО ニН ホС メЯ フИВР ホС ムИ ネ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.