Право ребенка с ограниченными возможностями — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Право ребенка с ограниченными возможностями

2019-12-17 148
Право ребенка с ограниченными возможностями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

на образование в законодательстве западных стран............ 31

Международно-правовые акты о доступности образования

для лиц с ограниченными возможностями...................... 31

Правовое регулирование специального образования

в странах Западной Европы и США............................ 42

Развитие правового регулирования образовательных гарантий

Для детей с ограниченными возможностями в России........... 57

Формирование регионального законодательства

об образовании детей с ограниченными возможностями............. 57

Проблемы совершенствования российского законодательства

в области специального образования.......................... 69

Заключение...................................... 81

Библиография..................................... 83

Введение

Право на образование является одним из важнейших субъективных прав личности. Будучи неотъемлемым элементом системы прав человека и жизни общества в целом, оно сопровождает эволюцию индивидуумов и народов, обеспечивает совершенствование человечества. Право на образование создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает человека к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру, содействует социальному прогрессу. Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом. Одним из таких субъектов являются лица с ограниченными возможностями, или дети с отклонениями в развитии. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование, устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни. Российское законодательство не содержит единого термина, обозначающего данную группу граждан в сфере образования. Существующее терминологическое разнообразие в законодательстве, в педагогической и правовой науке не способствует определению единого подхода к системе гарантий в области образования для таких лиц, ставит в неравное положение инвалидов и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в силу особенностей состояния здоровья и потребностей развития в предоставлении таких гарантий. Для устранения противоречий в законодательстве и практике его применения необходимо выработать единое понятие группы лиц, имеющих особые права в сфере образования. Необходимость приведения основных положений российского законодательства

в сфере образования в соответствие с общепризнанными принципами и нормами,

относящимися к социально-правовому статусу детей-инвалидов и детей с ограни-

ченными возможностями здоровья в получении образования очевидна. В 2006 году

Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах инвалидов. Подготовка

ее ратификации в Российской Федерации требует оценки Российского законодатель-

ства об образовании на соответствие ее нормам.

Проблемы правового статуса детей с ограниченными возможностями в сфере

образования в современной правовой российской науке пока не были предметом

многостороннего исследования. Традиционно такие вопросы относят к сфере права

социального обеспечения, в рамках которого и изучаются вопросы социальной за-

щиты инвалидов. Правовой механизм обеспечения доступности образования для

рассматриваемой категории детей не определен в полной мере, и даже те правовые

нормы, которые имеются, нуждаются в совершенствовании.

На территории различных субъектов Российской Федерации объем гарантий в об-

ласти образования для таких лиц существенно отличается. Необходим единый уни-

Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года //http://www.un.org/

russian/documen/convents/disability.html

фицированный подход к определению гарантий получения образования и включе-

ние соответствующих норм в федеральное законодательство об образовании.

Характеризуя специфический правовой статус лиц с ограниченными возможнос-

тями в области образования, Закон РФ ≪Об образовании≫ говорит о специальном

образовании, но не определяет указанного понятия. Отдельные его характеристи-

ки включены в те нормы, которые относятся к обучению и воспитанию лиц рассмат-

риваемой категории. В педагогической же теории и практике понятие специального

образования широко используется и является предметом изучения отдельной об-

ласти педагогических знаний – специальной педагогики (дефектологии, коррекци-

онной педагогики) и ее отраслей (олигофренопедагогики, сурдопедагогики, тифло-

педагогики, логопедии и т.д.).

В связи с исследованием правового положения указанных лиц в сфере образова-

ния возникает потребность уточнения терминологии, разработки норм-дефиниций,

например, понятий ≪специальное образование≫, ≪право на специальное образова-

ние≫. Существующая в Российском законодательстве понятийно-терминологичес-

кая ≪разноголосица≫ не позволяет четко и единообразно определять круг субъек-

тов, обладающих правом на специальное образование. Анализ норм Закона РФ ≪Об

образовании≫ даже не позволяет однозначно дать ответы на вопросы о том, являет-

ся ли специальное образование правом субъекта или его обязанностью, какова сущ-

ность права на специальное образование и т.д.

Несовершенство механизма обеспечения права на образование детей с ограни-

ченными возможностями вызывает проблемы при применении норм законода-

тельства об образовании.

Статистические данные по Российской Федерации, исследования, проведенные в

России, а также в Архангельской области, свидетельствуют о недостаточности пра-

вовых гарантий образования лиц с ограниченными возможностями. Наличие оп-

ределенного числа детей с инвалидностью в России, не получающих образования в

образовательных учреждениях, отражает существование комплекса проблем, свя-

занных, в частности, с недостатками реально действующего механизма реализации

права на образование (обеспечения выполнения конституционного права и обязан-

ности получения образования) для рассматриваемой категории лиц.

Формирование нового правового института, регулирующего отношения в связи

со специальным образованием задает перспективу его изучения и практического

освоения.

I. ПРАВОВО Е ПОЛОЖ ЕНИ Е РЕБЕНКА

С ОГРАНИЧ ЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.