Основные положения по каждой группе норм, приведенных выше. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные положения по каждой группе норм, приведенных выше.

2019-11-28 136
Основные положения по каждой группе норм, приведенных выше. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблей Организацией Объеденных Наций (далее – ООН) 10 декабря 1948 г. В ней нашли отражения и вопросы, касающиеся прав и интересов детей: принцип равенства детей; нормы о защите материнства и младенчества; нормы о защите детей от эксплуатации; право детей на образование. Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблей ООН 20 ноября 1989 г. (ратифицирована СССР (Россией как правопреемником 15.09.1990 г.)), где впервые ребенок стал рассматриваться не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека. Конвенция содержит 54 статьи, которые охватывают практически все области жизнедеятельности ребенка. Все положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участие в жизни общества.

Рассматривая отечественное законодательство, прежде всего, необходимо отметить, что согласно статье 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Семейный кодекс РФ провозглашает, что семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Правовое регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Так, в соответствии со статьей 44 Федерального закона № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании ф РФ») родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. 

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты других членов семьи и иных граждан.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») к несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении относится – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении определяется как семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

К вопросу о выполнении требований по воспитанию ребенка согласно уже упомянутой выше 44 статье ФЗ «Об образовании в РФ» родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Статьей 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлена ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетнего за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка. Административная ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение следующих обязанностей: по содержанию ребенка; воспитанию ребенка; обучению ребенка; защите прав и интересов ребенка.

Что в свою очередь подразумевает законодатель под понятием «жестокое обращение с детьми»? На основании разъяснения Верховного Суда Российской Федерации жестоким обращением с несовершеннолетним является осуществление физического или психического насилия над ними либо покушение на их половую неприкосновенность, также жестокое обращение может проявляться «в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)»4.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» также использует понятие как «трудная жизненная ситуация». Критериев трудной жизненной ситуации не дано, но дано следующее определение: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) согласно статье 15 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Возможно, не всем известно, но еще в 2008 г. указом Президента РФ от 26.03.2008 № 404 был утвержден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации5.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определение «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации»
заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании».

Особенное внимание также необходимо уделить при рассмотрении такого понятия как «семья группы риска». Наряду с имеющимися многочисленными определениями, толкованиями и классификациями данного понятия со стороны представителей различных отраслей, ведомств и учреждений связанных с сопровождением семей, с образованием и воспитанием, именно на уровне нормативно – правовом понятие «семья группы риска» содержится в «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденном приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст. Согласно данному акту семья группы риска: семья, имеющая в своем составе алкоголиков, наркоманов, токсикоманов или лиц, совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия.

Также исследуя вопрос регулирования правоотношений в области сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении практически повсеместно в комментариях, рекомендациях употребляется понятие «неблагополучная семья». Более того, некоторые нормативно-правовые акты содержат подобную формулировку (например, указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», а также многочисленных рекомендациях соответствующих ведомств), но обращаем Ваше внимание, что на федеральном уровне отсутствует законодательное определение неблагополучной семьи и критериев отнесения семьи к неблагополучной также не существует. Как уже было подробно затронуто выше в ФЗ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности имеется лишь определение «семья, находящаяся в социально опасном положении».

В целом многие правоведы, представители родительских ассоциаций заявляют о том, что вопрос о правомерности понятия «неблагополучная семья» в различных правовых документах должен быть оценен специальной правовой экспертизой. «Есть основания говорить, о том, что употребление данного термина способствует необоснованному вмешательству в дела семьи, что запрещено законом» 6.

Исследуя тему педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении зачастую обнаруживается популяризируемая в обществе тенденция акцентуации на такой проблеме как семейное насилие в отношении детей.

Однако сегодня мы наблюдаем, что акцент внимания правозащитных организаций смещен в сторону либерализации прав несовершеннолетних, принятия западных норм и правил в отношении допустимого поведения детей, и, как следствие, защиты прав детей в либеральном ключе.

В этой связи хотелось необходимо отметить некоторые положения Методических рекомендаций по профилактике жестокого обращения с детьми и насилия в семье7, (составленных не психологами, не педагогами, не юристами, а педиатрами, в частности, подписанные главным педиатром Комитета здравоохранения Правительства Москвы А.Г. Румянцевым ещё в 2000 г.).

Методические рекомендации адресованы довольно широкому кругу лиц, в том числе сотрудникам правоохранительных органов, однако в качестве инструкции к исполнению рекомендованы работникам органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения для принятия «в своей повседневной деятельности адекватных эффективных мер защиты прав ребёнка». В документе разъясняется, какие именно, по мнению его составителей, существуют «наиболее часто встречающиеся формы насилия над ребёнком». Методические рекомендации ссылаются на международную статистическую классификацию болезней и выделяют: физическую психологическую, моральную, сексуальную жестокость, оставление ребёнка без внимания, а также синдром неуточнённого жестокого обращения с ребёнком.

Моральная жестокость, согласно методическим рекомендациям, проявляется вследствие отсутствия соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку и др. обстоятельств.

К внешним проявлениям последствий моральной жестокости методические рекомендации относят: отставание в весе и росте от сверстников; педикулёз, чесотка; частые «несчастные случаи», гнойные и хронические инфекционные заболевания; запущенный кариес; отсутствие прививок; задержка речевого и психического развития; неряшливая одежда; утомлённый сонный вид ребёнка, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей опрелости и сыпи. Отметим, что Верховный суд дает чёткое определение понятию «жестокое обращение с детьми», в которое входит исключительно физическое и (или) психическое насилие.

В случае введения в правовое поле таких оценочных субъективных категорий как «психологическое» и «моральное» насилие каждый из нас может стать преступником. Поскольку введение этих понятий не возможно только в семейных отношениях, вводить их придется во все другие сферы жизни, что приведет к искусственной криминализации общества8.

Среди особенностей поведения детей, якобы свидетельствующих о моральном насилии родителей по отношению к ним, в рекомендациях перечислены: неумение играть; постоянный поиск внимания или участия; крайности поведения - инфантилизм или принятие роли взрослого, поведение в «псевдо взрослой манере», агрессивность или замкнутость, гиперактивность или подавленность, неразборчивое дружелюбие или не желание общаться; жестокость к животным; мастурбация, раскачивание на стульях, сосание пальцев и пр. (перечень признаков не исчерпывающ).

В рассматриваемых рекомендациях описывается также эмоциональное (или психологическое насилие) - как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение», к которому относятся: словесные угрозы в адрес ребёнка, постоянная критика ребёнка; лишение ребёнка социальных контактов; предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

Особенностями детей, подвергшихся эмоциональному (психологическому) насилию, по мнению составителей методических рекомендаций, являются:

-невозможность детей сконцентрироваться;

-плохая успеваемость;

-низкая самооценка;

-гнев, агрессия;

-неврозы, энурез, тики, ожирение, кожные заболевания, астма и т.п.

В методических рекомендациях также приводится перечень семей, в которых чаще всего происходит сексуальное насилие. К их числу относят: семьи с патриархально-авторитарным укладом; семьи, в которых имеются конфликты между родителями; семьи, в которых мать чрезмерно занята на работе; семьи, где ребёнок долго жил без отца; семьи, где ребёнок живёт с отчимом; семьи, в которых мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.д.

В целом на примере рассмотрения основных положений нормативно-правового характера можно с уверенностью сказать о том, что последствием неправильного толкования или непонимания тех или иных понятий и норм может стать причиной нарушений прав и свобод участников процесса по сопровождению семьи, находящейся в социально опасном положении.

 

3. Организация педагогического и психолого-педагогического сопровождения семьи в организации дополнительного образования.

Не смотря ни на что, современная семья является одним из действующих в обществе институтов формирования личности, а общая эффективность воздействий определяется степенью сотрудничества и целенаправленностью ее взаимодействия с другими социальными институтами. Успешное решение задач социального становления личности возможно только при объединенном усилии семьи и образовательной организации, в которой организован процесс педагогического сопровождения семьи.

Описание конкретных подходов к решению проблем современной семьи посредством ее педагогического сопровождения необходимо предварить пояснением самого термина «педагогическое сопровождение».

Ключевым в этом словосочетании является слово сопровож дение. Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие «сопровождение» как «действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-либо для проводов, провожатым; следовать»9. Соответственно, «сопроводитель» - тот, кто сопровождает, - «проводник, провожатый, попутчик». Приставка «со» в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отлично от процесса управления, который может быть осуществлен извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.

Современный «Словарь русского языка» определяет понятие «сопровождение» как «то, что сопровождает какое-либо явление, действие»[2]10.

Применительно к семье процесс сопровождения предполагает, что семья проходит разные стадии своего развития, будучи сопутствуема компетентными специалистами, государственными и общественными структурами, заинтересованными в содействии выполнению семьей ее функций: репродуктивной (рождение детей); хозяйственно-бытовой (предполагающей умение членов семьи рачительно вести совместное хозяйство и совместно переживать все жизненные события); экономической (реализуемой в процессе ведения членами семьи общего бюджета и осуществления материальной поддержки детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности); воспитательной (реализуемой в процессе воспитания детей); психологической (предполагающей создание в семье наиболее благоприятной атмосферы, создающей возможность взаимопонимания, психологической разрядки и личностного укрепления в различных жизненных ситуациях); рекреативной (обеспечивающей отдых, восстановление сил и трудоспособности членов семьи).

Процесс педагогического сопровождения семьи принципиально отличен от процесса управления. Взаимодействие структур, работающих с супругами и родителями в процессе медицинского, психолого-педагогического сопровождения ими семьи, носит характер именно сопровождения, более мягкий и органичный по сравнению с управлением, руководством. Семья, таким образом, оказывается именно сопровождаема, но не ведома, не управляема. К тому же, вряд ли допустима сама возможность управления извне таким процессом как семейное воспитание. Сопровождение же семьи в вопросах воспитания возможно: тон и содержание ему задают проблемы семьи, находящейся на той или иной стадии развития либо попавшей в ту или иную жизненную ситуацию. Необходимо отметить, что взаимодействие в процессе сопровождения предполагает активность как специалистов, так и самих родителей, других членов семьи - общее объединение усилий.

Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия с семьей. В частности - на уровне образовательной организации. Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делает не только возможным, но и крайне необходимым взаимодействие образовательной организации и семьи в решении воспитательных задач.

В силу многочисленных причин школа несколько утратила способность реализовать возложенную на нее функцию социализации ребенка. При этом она остается важным, но не единственным социальным институтом, координирующим реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Важным институтом социализации личности на современном этапе развития общества является организация дополнительного образования детей (далее - ОДО). Именно этим видом образовательных организаций наиболее успешно решаются проблемы социального становления детей. Одной из главных задач развития системы дополнительного образования является решение на теоретическом и практическом уровнях проблемы моделирования и реализации взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей. Организация системы такого взаимодействия способствует оптимизации процессов включения человека в сферу социальных отношений, социальному становлению личности11. При этом процесс педагогического сопровождения наиболее эффективен на ранних стадиях семейного неблагополучия, когда еще есть возможность взаимодействовать с родителями, подключать их к образовательно-воспитательному процессу, организуемому образовательной организацией.

ОДО относятся к категории воспитательных организаций, то есть к «специально создаваемым обществом и государством организациям, основной функцией которых является целенаправленное и планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и/или определенного социально-профессионального слоя». Разнообразные ОДО, как одна из форм воспитательных организаций с одной стороны предназначены для обеспечения равных возможностей для воспитания всех членов общества, а с другой стороны - для реализации каждым своих потенциальных возможностей. Будучи институтом социального воспитания, учреждение дополнительного образования не может находиться в стороне от социально-педагогических проблем общества в целом, микросоциума или отдельного воспитанника. Само их существование и организация жизнедеятельности в них детей и подростков уже социально - педагогично, так как позволяет педагогизировать досуг детей, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности в формализованных группах. Это является альтернативой неорганизованного досуга детей, создающего риск появления социально-педагогических проблем12.

Система дополнительного образования с ее вариативностью, гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала каждого ребенка представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально реализовать функции психолого-педагогической поддержки детей и подростков, нуждающихся в особом внимании. Деятельность педагогов дополнительного образования детей, компенсируя недостаток внимания со стороны семьи, должна быть направлена на заботу о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, необходимых для социального становления личности в ОДО.

Дополнительное образование детей по своей сути обладает значимыми социально-педагогическими особенностями:

1. Добровольность, отказ от системы обязательности и принуждения, опирающаяся только на интерес и потребность.

2. Охват всех сфер деятельности человека, не ограниченный образовательными стандартами.

3. Ориентация на личную самореализацию и профессиональное самоопределение, создание поля расширения возможностей развития личности.

4. Отсутствие ценза – возрастного, образовательного, социального.

5. Детско-взрослые сообщества создают особую систему отношений, отличная от аналогичных отношений в школе и семье и обеспечивающих воспроизводство норм общественной жизни.

6. Ярко выраженный личностно-деятельностный характер взаимодействия.

7. Компенсация недостатков семьи и основного образования.

8. Альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации.

9. Сохранения «право на ошибку», создания «ситуации успеха».13

Таким образом ОДО обладают большим потенциалом для организации работы с детьми и семьями, требующими особенного внимания.

Для обеспечения успешного функционирования си­стемы педагогического сопровождения детей и семей, находящихся в социально-опасном положении необходимо наличие специальных условий: организа­ционных, информационных, кадровых, мотивационных, нормативно-правовых, научно-методических, материально-технических. В зависимости от совокупности условий, характерных для конкретной организации, ОДО могут реализовать те или иные модели педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении.

Первая модель педагогического сопровождения детей и семьи, находящихся в социально-опасном положении – «программная» может быть реализована в двух вариантах:

– разработка специального блока/раздела образовательной программы ОДО по работе с семьями, в том числе и семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении в социально-опасном положении;

– разработка комплексной программы воспитания/плана воспитательной работы ОДО, реализуемой всеми педагогическими работниками организации.

Целью работы ОДО с родителями может являться:

- объединение усилий ОДО и семьи по формированию позитивных качеств личности ребенка; в создании благоприятной образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата.

- содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.

 Задачи систематизируются, группируются и в соответствии с ними определяется содержание сотрудничества с семьями. Задачи могут звучать следующим образом:

 1. Объединить родителей, их детей, педагогов с учетом их ценностно-смысловой личностной направленности в стремлении решать проблемы становления личности.

2. Мобилизовать работу методобъединений педагогов на действенную помощь родителям по формированию познавательной сферы и личностного роста ребенка.

3. Изучать информационные запросы родителей и взаимоотношения «родитель – ребенок».

4. Развивать новые формы работы с родителями.

5. Исследовать новейшие достижения в области семейного воспитания.

6. Осуществлять дифференцированный подход в работе в условиях расслоения общества.

7. Создать в образовательной организации информационно-консультативную службу. 

Реализуя программу/план воспитательной работы педагогическим работникам ОДО необходимо руководствоваться следующими принципами взаимодействия с родителями: системности, согласованности действий, непрерывности, учёта возрастных особенностей детей, открытости учебного процесса, учёта мнения и опыта родителей с целью достижения позитивных результатов совместной деятельности по развитию личности учащихся.

Реализуя «программный» подход в педагогическом сопровождении семьи и учащегося в социально-опасном положении ОДО разрабатывает свою образовательную программу или план воспитательной работы с учетом потребностей семьи используя весь арсенал социально-педагогических особенностей системы дополнительного образования. 

Специфика педагогического взаимодействия в ОДО позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, так как в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к государственным образовательным стандартам, и количество детей, с которыми одновременно занимается педагог, изначально меньше, чем в стандартном школьном классе. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации и самоопределению в новых условиях сферы свободного времени.

М.Б. Коваль отмечает, что для ОДО характерен общедоступный, массовый, самодеятельный и общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого ребенка задачи через различные виды такой работы. Это, во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. К ним М.Б. Коваль относит комплексные игры-соревнования, творческие праздники, конкурсы и фестивали. Именно такие формы, по мнению исследователя, дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Часто такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг во внешкольном учреждении, а также стимулируют подростков к достижению новых результатов и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности детей и педагогов дополнительного образования. Ко второй категории М.Б. Коваль относит кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и возможностями. Эти организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а формы, описанные выше, используются периодически и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета за деятельность какого-либо кружка, клуба или студии в определенный период времени.

Кроме того, автор выделяет формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков. К ним относятся научные общества учащихся, детские научные конференции, летние выездные лагеря и экспедиции. Участие в них позволяет детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности. Такая деятельность, несомненно, имеет общественную значимость, а часто и возлагает на подростков высокую ответственность (например, за сохранность исторического материала при археологических раскопках). А это, в свою очередь, способствует росту самоуважения и самоактуализации личности ребенка14.

Социально-педагогические аспекты, безусловно, присутствуют в деятельности практически любого ОДО, несмотря на то, что многие из них не имеют в штате социального педагога или психолога и многие работники этих организаций не имеют педагогического образования, не понимают и не знают социально-педагогических форм, методов и технологий работы. И деятельность их лишь косвенно направлена на решение социально-педагогических проблем воспитанников. Однако развитие творческого потенциала и формирование познавательного интереса, повышение коммуникативной компетенции и изменение социального статуса ребенка в коллективе сверстников, формирование разнообразных умений и навыков и расширение кругозора ребенка – все это и многое другое, что происходит с воспитанником в системе дополнительного образования, прямо или косвенно способствует его дальнейшей социализации и решению других социально-педагогических проблем, вплоть до коррекции девиантного поведения подростков. Сегодня известен опыт определенного числа педагогов дополнительного образования, которым удается скорректировать поведение самых «трудных» подростков, сформировать у них социально-значимые ценностные ориентиры, вывести из состояния девиантности. Причем они делают это в той ситуации, когда решить эти проблемы не могли школьные социальные педагоги и психологи, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних. И во многом это связано не только с педагогическим мастерством этих педагогов, но и с теми особенностями педагогического взаимодействия, о которых говорилось выше. Достижение достаточных результатов не только в профессиональной подготовке своих воспитанников, но и в решении социально-педагогических задач, возможно в том случае, если в ОДО сформировано воспитательное пространство. Именно оно является важным фактором позитивной социальной адаптации ребенка в детском сообществе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного и последовательного формирования, отслеживания развития, анализа результатов и т. д15.

Вторая модель педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении – разработка специальных дополнительных образовательных программ для детей из семей группы риска. Это могут быть программы всех направленностей, но преимущественно - социально-педагогической направленности.

Педагог дополнительного образования, то независимо от специализации, имеет базовые должностные обязанности, определенные квалификационной характеристикой, в соответствии с которой главной направленностью его деятельности является содействие саморазвитию личности ребенка в социуме. Педагогами дополнительного образования в ОДО должны реализовываться такие основные функции, как социальная, образовательная, досуговая и рекреативная. Реализация социальной функции выражается в целенаправленной деятельности ОДО по:

- социальной адаптации учащихся - активного приспособления ребенка к условиям социальной среды, оптимального включения его в новые или изменяющиеся условия;

- по социальной автономизации - совокупности установок на себя, устойчивости в поведении и отношениях, индивидуализации, самосознания, самоопределения) личности, выражающихся в социальной активности (готовности к социальным действиям, проявляющейся в сферах социальных отношений и направленной на социально значимое преобразование окружающей среды). Социальная активность выражается также через инициативность, самостоятельность, творчество, результативность действий при выполнении различных социальных ролей.

Главная задача педагога дополнительного образования в работе с детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении – использование всех возможностей социальной среды для профилактики отклоняющегося поведения, организация деятельности, альтернативной такому поведению. Такими видами деятельности являются: творческая деятельность; познание; физический труд; спорт и испытание себя; значимое общение и дружба.

Гибкость в реализации дополнительных общеобразовательных программ позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей, накопление ими опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Дополнительные общеобразовательные программы, направленные на детей из семей, находящихся в социально-опасном положении могут основываться на социально-педагогических технологиях, реализация которых в организациях дополнительного образования направлена на содействие социальному становлению личности, предупреждение проблем и социально-педагогическую поддержку детей и молодежи:

1. Технологии профилактической социально-педагогической деятельности. Данные технологии следует соотнести с собственно образовательной деятельностью по дополнительным образовательным программам в творческих объединениях различной направленности. Позитивной жизненной альтернативой выступает возможность самореализации ребенка в личностно и социально значимых делах, привлечения его к видам деятельности, которые требуют значительного напряжения физических сил и эмоций и выступают альтернативой асоциальному и отклоняющемуся поведению, особенно для ребят, которые испытывают трудности с адаптацией в коллективе.

Активная деятельность позволяет сглаживать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Творчество и разнообразная деятельность способствует активизации личностных ресурсов, противостоящих негативному воздействию внешней среды.

2. Технологии организации волонтерской деятельности. Исследование волонтерской деятельности в педагогическом аспекте (Л. Е. Никитина Н. И. Никитина, С. В. Тетерский, И. И. Фришман, М. В. Шакурова) позволяют рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. С такой точки зрения технологии организации волонтерской деятельности являются значимым средством решения задач социального становления подростков, старшеклассников в организациях дополнительного образования, которые зачастую становятся организаторами и координаторами волонтерских мероприятий.

3. Технология социального проектирования. В педагогическом контексте социальное проектирование наряду с волонтерской деятельностью рассматривается как одно из средств развития социальной инициативности подростков. Социальное проектирование оказывает влияние на развитие социально значимых качеств школьников, формирование у них активной жизненной позиции.

О. В. Безпалько отмечает, что социальные проекты могут быть направлены на создание условий для развития социальности субъекта (личности, группы); самореализацию личности в основных сферах социальной среды, минимизацию неблагоприятных условий социализации личности.

4. Технология организации детского общественного объединения. Организации дополнительного образования во многом сохранили традиции организации работы с детьми и молодежью в форме пионерской и комсомольской организации, носивших помимо идеологического компонента значительные социально-педагогические функции.

Современная социально-педагогическая наука продолжает рассматривать самоуправление и детский коллектив как форму практического воплощения идей социального воспитания детей в учебных заведениях средством их позитивной социализации, гражданского становления, продолжающих позитивную теорию и п


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.