Французский романтизм. Немецкий романтизм. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Французский романтизм. Немецкий романтизм.

2019-11-28 198
Французский романтизм. Немецкий романтизм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Германия — одна из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм. Борьба за духовное раскрепощение, за раскрытие внутреннего мира лежит в основе немецкого романтизма, противопоставившего яркую эмоциональность и острый интерес к личному отвлечённо-рационалистическим идеалам классицизма.

Рунге. Старается проникнуть в тонкую душевную жизнь своих моделей. Разрабатывает проблемы света и воздуха, предваряя открытия пленэрной живописи. Немецкий реализм носит символический характер. Появление реалистичных детских образов, внимание к детскому портрету. «Семейство Хюльзенбек», дети в процессе игры. Локальные цвета. Попытка передать их психологию (девочка — забота). Окружающий мир показан глазами детей (гигантские подсолнухи)

Фридрих. Поэзия национального немецкого пейзажа, пронизанного меланхолическим настроением самого художника. Ощущение вечности и грусти от неизвестности. Выбирает пороговые состояния природы те, которые наиболее соответствуют романтическому восприятию: утро, вечер, восход луны. Этого художника очень любил Жуковский. «Этапы жизни», «Странник над морем тумана»

Франция. Крушение общественных идеалов после смерти Наполеона, а значит, крушение классицистических идеалов. Новое мощное течение — романтизм. Возникает как оппозиция классической школе Давида, протест против её мещанской ограниченности. Отсюда и патетический характер произведений, тяготение к историко-литературным сюжетам, к экзотическим мотивам, вощщем, побег от тусклой повседневности. Мир в их воображении предстаёт в бесконечном движении. Сильный контраст цветовых пятен. Иногда хаотичная композиция. Классики о Делакруа: пишет «бешеной метлой».

Первый мастер этого направления — Жерико. Соединил в своём творчестве и классицизм (пластичность форм, тяготение к эпическому), и романтизм, и реализм. 1812 — «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». Динамизм. Вздыбленный конь, развернувшийся корпус, сабля наголо. Романтика Наполеоновской эпохи как она есть. В 1816 году потерпел крушение фрегат «Медуза». Делакруа берёт этот трагичный сюжет для своего полотна «Плот «Медузы»». Картина выполнена в мрачной гамме, редкие вспышки зелёных и красных пятен. Светотень резка. Но современная тема, показывающая смену разных психологических состояний и настроений, доведённых до крайней точки напряжения, построение композиции по диагонали, усиливающее динамический характер изображаемого — черты будущих романтических произведений. Позднее писал портреты сумасшедших. Горькое сочувствие самого художника. Умирает в 33 года после неудачного падения с лошади.

Жерико — первый представитель романтизма, о чём говорят и крупные его произведения, и тема Востока, и иллюстрации к Байрону и Шелли. Но истинный вождь романтизма — Делакруа. И становится он им после того, как выставляет в 1824 году свою картину «Хиосская резня». Картина получила самые разнообразные отзывы современников. Произведение полно истинного драматизма. Группы умирающих мужчин и женщин всех возрастов. Всё это на фоне безмятежного сумрачного пейзажа. Природа безучастна к безумствам человечества. Затем — французская революция 1830 года воплощена в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах». Женщина сквозь пороховой дым, по трупам павших ведёт за собой восставшую толпу. Правые ругали Делакруа за изображение свободы «босой девкой, сбежавшей из тюрьмы», мол, излишняя демократизация; левые — за соединение гамена, студента, рабочего и других с образом Свободы. Однако они выступают как символы основных сил революции. Экспрессия, динамика. Делакруа часто приносит красоту в жертву в угоду экспрессии, «Плот медузы». Современники назвали это полотно скопищем трупов. Однако картина политизирована, романтизм стремится к изображению актуальности.

15. Французская живопись 19 века. Реализм.

Революция 1848 развеяла ве романтические иллюзии французской интеллигенции. Искусство шире используется как средство агитации и пропаганды. Художники втягиваются в бурный ход общественной жизни. Трудовому человеку предстоит стать новым главным героем искусства. Такой герой породит и критическое отношение к существующим порядкам, в искусстве будет положено начало тому, что в литературе уже сформировалась как критический реализм.

Реализм начался с пейзажа. Один из первых и самых тонких его мастеров — Камиль Коро. До него не было принято писать любую местность и погоду. Писали вековые деревья, не писали дождь. А вот реалисты изображали родную местность. Коро поселился в городке под Парижем, всегда писал на пленэре. Любил переходные моменты: раннее утро, например. «Солнце после дождя» — небо затянуто тучами, солнце сияет по-особому. «Болото» — раньше такие пейзажи считались попросту непрезентабельными.

Теодор Руссо — один из художников Барбизонской школы. Пейзажи французской провинции. «Рынок в Нормандии», например.

После пейзажа начали изображать людей без прикрас. Например, крестьянский мир Милле. А далее — Курбе. Его знаменитая картина «Похороны в Орнане», на которой люди изображены в натуральную величину. В провинции похороны — скорее досуг, зрелище, что и представлено у Курбе. Его обвинили в прославлении безобразного. Или «Дробильщики камней». Брейгель-старший писал крестьян, утрируя их жесты. Картины предназначались для горожан. Реалисты же с уважением относятся к деревне, к человеческому труду. «Здравствуйте, г-ин Курбе». Автопортрет (с посохом) и меценат. Позиционирует себя как самодостаточного автора. Меценат снимает пред ним шляпу.

Домье. Начинал как гравёр. Затем «Прачка». Монументальная женщина, напоминает о героях Ренессанса.

Наибольшее влияние реалисты оказали на импрессионистов.

16. Импрессионизм.

Расцвет реализма. 1874 — 1886 (по выставкам). Стремление передать впечатление от окружающей среды. Импрессионисты считали, что в природе нет чёрного цвета, поэтому писали только чистыми красками, маленькими мазками. Этюды создаются на пленэре, заканчиваются в мастерской. Стараются передать вибрацию воздуха, сияние солнечных лучей. Любили писать море, так как оно имело подходящий для них контур. Штиль их не интересовал. Вода могла быть жёлтого, розового цвета. Но лишив предмет материальной формы, импрессионисты подменили картину со всеми её законами завершённости этюдом, а типичное — случайным. Брали только облик. В этом их ограниченность.

Скульптура — Огюст Роден. Стремление передать мгновенное в выражении лица или позе человека в противовес синтетическому «вечному» образу. Темы вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение — форма выражения жизни. Фактура очень важна. «Амур и Психея», «Поэт и муза», «Вечная весна». Роден увлекался танцем и многие позы заимствовал из балета. «Граждане Калé», монументальный памятник жертве горожан. Расчёт на близкое рассмотрение. Все его скульптуры не имеют величественного силуэта.

Начало импрессионизма — 1863, «Завтрак на траве» Мане. Художники и их натурщицы. Фигура женщины написана с большим количеством рефлексов. Скандал. «Олимпия» — куртизанка. Локальные краски. Опять скандал. Голые бабы!!!«Бар Фоли-Бержер» — зеркало есть сиюминутное виденье мира. Ощущение зыбкости и мерцания. Так или иначе выходит за рамки импрессионизма. Мане не отказался от широкого мазка и сохранил синтетичность форм, цельность характеров.

Моне более каноничный импрессионист. Пейзажики. «Улица Монсьер» — инвалид и плохая штукатурка указывают, что недавно закончилась франко-прусская война. Мир его — гармония цветовых пятен. Десятки раз пишет один и тот же мотив, так как его интересуют эффектны освещения в разные времена года и суток. Например, пишет Руанский собор стопиццот раз.

Писарро, Сислей — городской пейзаж.

Ренуар — произведения написаны будто шутя, очень легко, хотя художник на самом деле был тружеником, всегда продумывал композицию. Элемент случайности, характерный для и., отсутсвует. В юности Ренуар расписывал веера и навсегда сохранил плавность мазка. Писал в основном женскую модель, портреты и ню. В образах нет трагической глубины, они мажорны и чисты. Его письмо виртуозно, наряды девушек словно сотканы из множества оттенков. Например, «Зонтики».

Эдгар Дега. Чаще всего изображает балерин в закулисье. В отличие от импрессионистов, рисуя, Дега старался отбросить случайное и запечатлеть самое главное. Много работал пастелью.

Тулуз-Лотрек. Делал плакаты с изображением танцовщиц, куртизанок; театральный плакат как жанр зародился именно в его творчестве.


 

17. Постимпрессионизм.

Сезанн, Гоген, Ван Гог. Сами так не назывались. Общими методами объединены не были (кроме того что испытали влияние постимпрессионистов) Придумано позднее исследователями. Берут от импрессионистов чистый цвет, но передают не оптическое впечатление, а ощущение постоянства и материальности.

Сезанн — пейзажи, натюрморты. Практически не выставлялся при жизни, у него был личный коллекционер, скупавший его картины. Потом Сезанн помер и все в восторге оказались. Не моделировал объёмы с помощью светотени. Использовал цветные краски. Мажорное впечатление, покой и постоянство. Считал, что глядя на предмет, можно увидеть простую геометрическую фигуру. Для художника характерна панорамность. Натюрморты его не так удачны — заботясь об объёме, он не передаёт живописности, не чувствует фактуры поверхности.

Ван Гог. Голландец. Поздно пришёл к живописи, сначала работал миссионером в шахтёрских районах Бельгии, затем приехал в Париж. Всю жизнь дружил со своим братом Тео, который поддерживал его морально и материально. На юге Франции формируется его собственная уникальная манера. Его мазки имеют направление, художник не стремится их скрыть. Множество параллельно наложенных экспрессивных линий. Картины излучают беспокойство, динамику, всё неодушевлённое словно превращается в живое. «Церковь в Овере» — живое существо с изгибающимися стенами. Картины плохо продавались, и психически нестабильный Ван Гог все свои неудачи воспринимал остро. Поссорился с Гогеном — отрезал себе ухо. «Цветущие ветки миндаля» — экспрессивный рисунок ветвей.

Поль Гоген. Семью и стабильную работу банкиром принёс в жертву искусству. Поселился в Поленезии, на Таити. Искал другой жизни, где нет цивилизации. «Детство человечества». Он идеализирует эту первобытность. Пишет предметы такими, какие они есть, а не кажутся. Цвет у Гогена символичен. Небо синее, песок жёлтый. Примитивной художественной манере он учится у туземцев. Его плоскостность напоминает детские рисунки; отказ от объёмности, пространственности, светотени. Отсюда идёт примитивизм — мирное бытие человека на лоне природы. Композиции его мажорны и красочны. Женщины на его картинах созерцательны, они — такая же неотъемлемая часть природы, как цветы. Художник жил на чужой земле в беспрерывной нужде, часто болел и тралил силы в столкновениях с колониальными властями, пытаясь защитить интересы туземцев. Те же считали его чужаком. Помер от проказы.

18. Европейское искусство 20 в. Основные направления.

Социальные потрясения, войны, научно-технический прогресс. Большинство мастеров творят в ряде разнообразных, иногда контрастных друг другу направлений.

Все авангардистские течения имеют общее: отказ от прямой изобразительности, отрицание познавательных функций искусства. ==

«Танец» Матисса для особняка Щукина в Москве. Из экспонатов этого и ещё одного особняка впоследствии был сделан музей, который был закрыт в 1948 году в результате борьбы с космополитизмом. Чистые цвета, большие контрастные цветовые пятна. Фовисты. Попытка передать не зрительное впечатление. Декоративность полотен. Аллегория танца, место действия не конкретизировано. Движения не всегда эстетичны, но экспрессивны. Философской идеи нет, это просто экстатический танец, подчинение человека законам природы. Парное к «Танцу» — «Музыка». Здесь покой, контраст первому. Разобщённость физическая, но не духовная.

Экспрессионисты. Эстетика в жертву выразительности. Мунк «Крик», гримаса ужаса. Ощущение надвигающейся катастрофы, первой мировой. Лембрук работал санитаром и остро ощущал трагедию. Первые работы вполне академичны, характерен образ материнства. Постепенный отход от академизма. Есть что-то от готики (фигуры удлинены). Впечатление противоборства пространства и пропорций. «Поверженный». Годы 1 мировой. У правой руки сломанный клинок, голова воткнута в землю, не ползёт, а именно поверженный. Мы не видим лица, так как война обезличивает людей. «Сидящий». Пространство словно съедает материю, в позе поражение.

Кубизм. Считали своим учителем Сезанна (его высказывание про геом. фигуры). Пикассо, 1907, «Авиньонские девицы». По названию улицы в Барселоне. Девушки из публичного дома; художника привлекала безнаказанность. Пикассо находился под впечатлением от африканских масок и поэтому лица дев справа превращены в маски. Отказ от интерьера. Объединение проекций: справа снизу — девушка спиной, лицо её в фас. Это характерно для кубизма. Есть ещё синтетический кубизм — это абстрактные коллажи из подручных средств (обои или газеты, например).

Абстракционизм. Отказ от изобразительности и фигуративности. Пятна, формы, линии. Композиции под номерами или буквами, без названия. У истоков — Кандинский. Влияние символизма: чёрный — символ смерти, белый — рождения, красный — мужества. Горизонтальная линия — пассивное начало, вертикальная — активное. Живописи нужно развивать собственные изобразительные средства. Из Европы абстракционизм перебирается в Америку (Поллок).

Особое направление — лучизм. Возглавляли Ларионов и Гончарова. Все предметы — сумма лучей.

Футуризм. Первое враждебное реализму направление. Поклонники технических достижений, Нику Самофракийскую (классическое искусство) — в жертву автомобилю (новому искусству). Северини «Голубая балерина». Собраны разные моменты танца. Изображение синтетично.

Малевич изобрёл супрематизм. Испытал на себе влияние импрессионизма, затем футуризма. С.— живопись давно изжита, художник — предрассудок прошлого. Затем пытается применить супрематизм к архитектуре. «Чёрный квадрат» — наивысшее выражение крайностей модернистского искусства.

Дадаизм. От рум. игра в лошадки. Названием эпатировали, мол, мы не ставим дидактической цели. Дюшан. Реди-мейд, готовые существующие предметы. Писуар.

На почве дадаизма возник сюрреализм (сверхреализм). Расцвет — 30-ые годы. Сальвадор Дали. Начал в классической манере, а затем перешёл к сюрреализму. В истоках направления — философия Бергсона (интуиция — единственное средство познания истины) и Фрейда (подсознательные влечения, сновидения, образы в моменты отключения сознания). Алогичность должна действовать на психику зрителя, уводить его в мир бредовых ассоциаций. «Постоянство памяти». Жёсткое растекается, жидкое застывает. «Предчувствие гражданской войны в Испании». 1936. Гипертрофированность, превращение в химеру. Дали пытался сохранить нейтралитет. «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Писал со своей жены, русской эмигрантки. Как и «Атомную Леду» (миф о Леде, имевшей детей от Зевса). Позднее уехал в Америку, писал картины на религиозную тематику, был одобрен папой. Затем вернулся на родину и до самой смерти был там и творил в сюрреализме.

Оп-арт. Оптические эффекты. Например, Вазарели.

Поп-арт. Тоже реди-мейд. Комбинации из бытовых вещей на холсте. Уорхол.

Искусство 20 века многообразно. Присутствует и реалистическое, и концептуальное (без мыслей об эстетике.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.