Лидия Свирская, Лариса Роменская — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Лидия Свирская, Лариса Роменская

2019-11-28 218
Лидия Свирская, Лариса Роменская 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лидия Свирская, Лариса Роменская

ФГОС

дошкольного образования

 

 

Великий Новгород

2014

ББК 74.264                              Печатается по решению

   Р 17                                                          РИС НИРО

Рецензенты:

Н.Г.Петрова, ведущий консультант управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области;

Т.И.Зелина, заведущий МАДОУ № 92 «Радуга», В.Новгорода.

 

 

    Лидия Свирская, Лариса Роменская

 

Т 17 Внедрение ФГОС дошкольного образования /авт.Л.В. Свирская, Л.А. Роменская; Новгородский институт развития образования. – Великий Новгород, 2014. – 60 с.

 

Данное методическое пособие предназначено руководителям и педагогам ДОУ

 

ББК 74.264

© Новгородский институт

развития образования, 2014

©., Л.В. Свирская, Л.А. Роменская 2014


 

Наш рецепт внедрения ФГОС

дошкольного образования

 

 

Л.В.Свирская,

  к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии,

ОАУО «НИРО», В.Новгород;

Л.А.Роменская,

специалист УМЛ ОАУО «НИРО», В.Новгород

 

 

Собственно ФГОС и воспринимается, как некая рецептура, которой нужно следовать. Вот только следовать не желательно, а обязательно.

Потому что в соответствие с Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование стало первой ступенью государственного общего образования.

Для семей и, соответственно, для детей, дошкольное образование обязательным (пока еще) не является. Никто не будет ходить по домам и спрашивать «Почему ваш ребенок не посещает детский сад?», особенно в тех ситуациях, когда мест не хватает. А вот для государственной (бюджетной), муниципальной (любых форм собственности) системы дошкольного образования соответствие требованиям ФГОС обязательно.

Зачем нужен стандарт?

Стандарт это то, что призвано направить деятельность огромной системы, но не подчинить каждый отдельный детский сад. Определить качество процессов в деятельности во всех учреждениях системы, но не подвести под ранжир каждого конкретного ребенка.

Российская система образования – школы, детские сады достаточно поздно вступили в процессы трансформации, диверсификации, технологизации, информатизации, глобализации, в которых все страны (наука, частично производство) находятся уже несколько десятилетий.

Общемировые изменения и наше отставание с изменениями ставят нас перед самым мощным вызовом во всей истории. Косметического ремонта или косметического преобразования уже недостаточно, нужны фундаментальные глубокие реформы. Эти реформы касаются философии и теоретических основ образования, целей, дидактических и методических подходов, принципов педагогического действия и оценки результатов. Как сейчас говорится всей архитектоники образования или образовательной парадигмы.

Признаки смены образовательной парадигмы

 

1. Переосмысление предназначения образования как такового.

До недавнего времени основной идеей существования образования была передача накопленного культурно-исторического опыта последующим поколениям. Эта парадигма больше не является ведущей.

Современная система образования нацелена на развитие у ребенка (воспитанника, ученика) умений, обеспечивающих его собственную готовность учиться и переучиваться в течение всей жизни.

Чтобы этого достичь, недостаточно просто сменить одни цели на другие. Необходимо изменить все теоретическое обоснование, всю методическую базу.

Изменить, значит уйти от чего-то и прийти к чему-то качественно другому.

Примерно 15 лет назад европейская система дошкольного образования рассталась с конструктивистской методологией и опирается в нынешнем своем состоянии на социальные и культурные концепции детства. В основе – теоретические подходы, разработанные в начале прошлого века Л.С. Выготским. Сущность – образование это процесс со-конструирования (совместного конструирования) смысла.

 

2. Понимание того, что образование не привязано к одной конкретной институции (дошкольной организации, школе, училищу, институту).

Образование, как образ мира, ребенок (дошкольник) получает повсеместно. Не только детский сад, а, и прежде всего, семья, весь близкий и далекий мир с его неконтролируемыми информационными потоками, культурно-образовательные, спортивно-оздоровительные и пр. учреждения постигаемый им физически или только мысленно.

Признание множественности источников образования ребенка, это признание объективной реальности, требующее изменения целей и технологий организации образовательной деятельности.

 

3. Философия образования, основанная на единстве образования от рождения на всю жизнь.

Постоянные изменения экономики и рынка труда, возросшая децентрализация труда требуют, помимо узко профессиональных знаний, целого ряда личностных качеств и ценностных установок, способности к коммуникации, умения работать в команде и т.п. Эти изменения востребуют такие качества личности, как инициатива, активность, умение и желание учиться, принятие на себя ответственности, креативность, готовность к инновациям. Все эти качества – как убедительно показывают исследования – закладываются в период раннего и дошкольного детства. Не приобретение знаний, но развитие компетентности – вот базовая цель всего современного образования. С самого раннего детства, на протяжении всего образования и в течение всей жизни.

 

Конвенция о правах ребенка

Педагоги часто упоминают этот документ, называя статьи, определяющие право ребенка на жизнь, образование, защиту, игру.

Мы обращаем внимание на статьи, которые педагогами никогда не упоминаются: ст. 12 и ст. 13.

Несмотря на тесную связь между статьями 12 и 13, в них разрабатываются разные права. Свобода выражения мнения (ст. 13) связана с правом иметь и выражать свои мнения, а также запрашивать и получать информацию по любым каналам. Таким образом, на государство-участника налагается обязательство не препятствовать выражению мнений детей или доступу к информации, а также защищать право детей на доступ к средствам связи и публичному диалогу. В свою очередь статья 12 связана с правом выражать мнения непосредственно по вопросам, которые затрагивают ребенка, и правом участвовать в процессах и решениях, влияющих на его жизнь. В соответствии со статьей 12, государства-участники обязаны создавать необходимую правовую базу и механизмы для облегчения активного участия ребенка во всех затрагивающих его действиях и в процессе принятия решений, а также выполнять требование уделять должное внимание выраженным таким образом взглядам. Однако создание обстановки уважения детей, способствующей выражению ими своих мнений в соответствии со статьей 12, также способствует расширению возможностей детей для осуществления своего права на свободу выражения мнений.

Для создания благоприятных условий осуществления статьи 12 нужна готовность к изменению ошибочных представлений о способностях детей и созданию таких условий, в которых дети могли бы развивать и проявлять свои способности. Также необходима готовность к выделению ресурсов и обеспечению подготовки кадров.

Развитие процесса участия детей – одна из самых сложных проблем для всех стран вне зависимости от истории демократии. Помимо субъективных стереотипов и мифов о возможности участия детей разных возрастных групп, существуют свои объективные особенности и трудности.

Педагоги ссылаются на:

- недостаточный уровень развития детей,

- уязвимость позиции детей,

- подверженность влиянию старших,

- особый юридический статус (дети – граждане в процессе становления),

- коммуникативный барьер между взрослыми и детьми из-за психологических, ценностных различий, возможностей для самовыражения.

Вывод:

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Детского сада

Группы раннего возраста

Цели и задачи организации работы с детьми раннего возраста (1,6–3) Педагогическая поддержка поисково-практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (вместе или рядом). Развитие пассивного и активного словаря, готовности использовать речь для выражения своих желаний, чувств. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия. Стремление к автономности – вот доминанта, оказывающая самое действенное влияние на ход и содержание развития ребёнка раннего возраста. Автономность – и условие, и результат развития инициативности и самостоятельности.


Дошкольные группы:

Младший дошкольный возраст

Цели и задачи организации работы с детьми младшего дошкольного возраста (35 лет)

 

Содействие дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширение арсенала исследовательских способов, обучение способам фиксирования с помощью знаков, слов, схем своих действий, свойств и признаков предметов, результатов действий.

Развитие инициативы и активности в речевом общении. Формирование первичного опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации). Стимулирование развития различных форм речевого творчества. Развитие двигательных навыков и умений. Воспитание интереса к разным видам двигательной активности. Формирование навыка элементарного саморегулирования активности. Формирование первого опыта участия в спортивной жизни ДОУ. Знакомство с основами безопасности. Приобщение к ценностям здорового образа жизни.

 

Дошкольные группы:

Старший дошкольный возраст

Цели и задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (57 лет)

Поддержка развития познавательной инициативы и активности. Содействие формированию целостного образа интересующих детей предметов, явлений, отношений. Развитие навыков рефлексивности.

Развитие двигательных навыков и умений. Развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). Развитие навыков самоорганизации, самопонимания, самопрезентации. Воспитание привычек здорового образа жизни. Приобщение к спортивной жизни города, страны.

 

МЕНЯЕМ РАСПОРЯДОК ДНЯ

 

 

ДОУ должны уйти

 от жесткой регламентации жизни дошкольников.

(А.Г.Асмолов)

В основе организации жизни в группе должны быть принципы:

· Доверие к ребенку, его возможностям, его индивидуальности.

· Понимание единства психического и физического развития ребенка, обеспечение достаточного объема двигательной активности.

· Целостный взгляд на жизнь ребенка, основанный на признании достоинств семьи и детского сада.

· Приоритет свободной игры как наиболее органичной для дошкольника деятельности.

· Вариативность, версионность, гибкость воспитательно-образовательного процесса, отказ от программирования деятельности детей.

· Открытость пространств и – как следствие – широкие возможности для выбора.

· Разновозрастность, как пространство социализации и приобретения опыта разных позиций.

· Ценность детского сообщества как пространства приобретения опыта выстраивания отношений с другими, обретения своих границ при столкновении с границами другого.

 

 

МОДЕЛЬ 1:

Распорядок дня

Время Форма Участники
7.30-9.00   9.00–9.10 Приход, общение, игры, завтрак Детский совет (групповой сбор)   Воспитатель: модератор   Основной состав группы, воспитатель, гости (родители и др.); в дни выбора темы проекта и планирования (ст. воспитатель, специалисты ДОУ)
9.10–9.50 (10.10) Работа в центрах активности на основе самоопределения   Воспитатель (в вариантах): ведет наблюдения; оказывает помощь и поддержку; обучает желающих детей чему-либо в одном из центров Дети, воспитатель, гости (родители воспитанников), по возможности специалисты ДОУ
До детского совета или после него и работы в центрах Специально организованные занятия (музыкальное, физкультурное) Основной состав группы
В одно время с самостоятельной работой в центрах Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, лечебно-оздоровительные процедуры Дети, имеющие особые потребности, специалисты
10.00-10.10 (в дни, когда нет музыкального или физкультурного занятия) или 10.30-10.40 Подведение итогов работы в центрах Основной состав группы

Распорядок дня

Время Форма Участники
7.30-9.00 9.00 –9.50 Приход, общение, игры, завтрак   Персональное сочинение сказки (рисование сказки). Воспитатель записывает со слов ребенка   Основной состав группы, воспитатель, гости (родители)
9.10–9.50 Работа в центрах активности, расположенных в разных помещениях ДОУ на основе самоопределения     В центрах детей принимает специалист или педагог, закрепленный за центром. Основной воспитатель остается в своей группе: наблюдение; помощь и поддержка; обучение
Два раза в неделю Театрализованная деятельность Основной состав группы
Перед сном Чтение сказок, придуманных детьми Основной состав группы
9.10–9.50; 15.30–16.30 Свободная игра Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, лечебно-оздоровительные процедуры Основной состав группы Дети, имеющие особые потребности
16.00–16.10   Подведение итогов дня Основной состав группы

 

В основе технологии «Команда» концепция педагогики самоопределения А.Н. Тубельского и Д.А. Иванова; концепция дошкольного образования под редакцией В.А. Петровского; теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития (основной путь развития ребенка – это амплификация развития, т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми формами и способами деятельности).

Основные формы деятельности детей – совместная и самостоятельная деятельность в самостоятельно выбранных Центрах активности, расположенных в разных помещениях ДОУ. Главная цель образования помочь ребенку выработать и развить те способы взаимодействия с собой и с окружающим миром, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями. Главная педагогическая цель – воспитание и образование детей в духе свободы, развития собственной индивидуальности и выращивания личностных способов познания культуры, общества и самого себя. Задачи:

– содействие наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребенка, становления его личности;

– содействие приобретению ребенком опыта выбора деятельности, позиции, роли;

– появлению у ребенка представлений о своей индивидуальности, а также способности видеть индивидуальность другого, его ценность и уникальность;

– получению ребенком первоначального опыта выстраивания субъектных отношений с миром, людьми, самим собой;

– поддержка и усиление интереса к жизни, к людям и к самому себе, ощущения собственной важности и нужности.

Основные формы педагогических действий – сопровождение самостоятельной деятельности детей, демонстрация правильных моделей поведения, моделирование предметно-развивающей среды, обучение и коррекционно-развивающая работа в соответствие с индивидуальными потребностями детей.

Главная роль взрослого – фиксировать достижения ребенка, вслух проговаривая то, что тот делает. Такое проговаривание действий ребенка становится опорой для его дальнейшего развития. Вербально фиксируя внешние проявления (действия, эмоциональные реакции), педагог становится «зеркалом», глядя в которое ребенок знакомится с самим собой, узнает себя. Все педагоги, с которыми взаимодействуют дети в свободном пространстве детского сада, являются носителями особой педагогической позиции. Суть ее заключается в ограничении прямого воздействия, в своеобразном «невмешательстве» (кроме тех ситуаций, в которых возникает физическая или психологическая опасность для ребенка или взрослого).

 

МОДЕЛЬ 3:

Распорядок дня

Время Форма Участники
7.30-9.00     9.00 –9.50 Приход, общение, игры, завтрак   Свободная игра Воспитатель, дети     Основной состав группы
9.10–9.50 Образовательная (в том числе обучающая) работа, основанная на самоопределении ребенка или предложениях взрослого     Воспитатель организует свою деятельность и предлагает (но не настаивает) включиться в нее желающим,  ведет наблюдение; обеспечивает помощь и поддержку при необходимости
Два раза в неделю Занятия со специалистами: музыкальные, физкультурные, бассейн и пр. Основной состав группы
9.10–9.50; 15.30–16.30 Свободная игра Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия и лечебно-оздоровительные процедуры Основной состав группы Дети, имеющие особые потребности
16.00–16.10 Подведение итогов дня Основной состав группы

 

В основе – реализация права детей на обучение и развитие в основном и самом органичном виде деятельности – свободной самостоятельной игре (сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической).

Основные формы педагогических действий – сопровождение самостоятельной деятельности детей, демонстрация правильных моделей поведения, моделирование предметно-развивающей среды, обучение и коррекционно-развивающая работа в соответствие с индивидуальными потребностями детей.


МОДЕЛЬ 4:

Распорядок дня

Время Форма Участники
7.30-9.00 Приход, общение, игры, завтрак Воспитатель, дети  
9.10–9.50 Двери между двумя смежными группами открыты для свободного общения, совместных игр и действий детей из двух групп. Образовательная (в том числе обучающая) работа, основана на - разделении видов учебной деятельности; - на самоопределении ребенка в ответ на предложения взрослого Воспитатель каждый в своей группе организует свою деятельность и предлагает (но не настаивает) включиться в нее желающим, ведет наблюдение; обеспечивает помощь и поддержку при необходимости
Два раза в неделю Занятия со специалистами: музыкальные, физкультурные, бассейн и пр. Основной состав группы
9.10–9.50; 15.30–16.30 Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия и лечебно-оздоровительные процедуры Основной состав группы Дети, имеющие особые потребности
16.00–16.10   Подведение итогов дня Основной состав группы

Данная модель образовательной деятельности может быть осуществлена в ситуации, когда в группах НЕТ карантина.


 

СОДЕРЖАНИЕ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Для выполнения дошкольными учреждениями своих педагогических задач важна ориентация на общество, а также кооперация и сотрудничество с другими организациями и учреждениями.

Многие проблемы, требующие решения в образовательных организациях, представляют собой проблемы конкретного места расположения учреждения и состава детей. Социокультурные условия места расположения дошкольного учреждения, социальный, этнический и общекультурный фон, составляющий условия жизни конкретных детей, приходящих в то или иное дошкольное учреждение, имеют принципиальное значение для образования отдельного ребенка, для организации работы дошкольного учреждения и для эффективности системы образования в целом. Это должно оказать влияние на формы управления дошкольным учреждением и на формы реализации общеобразовательной Программы. Они требуют более гибкой организации, более эффективного использования возможностей (ресурсов) местного сообщества, сетевого взаимодействия дошкольной организации с организациями и лицами, которые могут оказать содействие и поддержку в общем деле образования будущих поколений. Управление и планирование на основании общих нормативов без учета специфики социокультурных условий жизни детей вне дошкольной организации сегодня не отвечает вызовам времени.   

Например: Образовательные ресурсы МАДОУ № 1 «Огонек» п. Любытино.

В непосредственной близости от детского сада находятся:

· Жальники(История и культура: знакомство с земляными сооружениями, назначением; уважение традиций и обрядов; охрана, поддержание чистоты).

· Администрация п. Любытино(знакомство с работой людей, управляющих жизнью поселка; приобретение опыта решения какой-либо проблемы, важной для детей).

· МАУСОШ(использование ресурсов школы, знакомство с работой людей, опыт посещения школы будущими первоклассниками; общие спортивные и интеллектуальные мероприятия);

· Районная библиотека(снабжение детской литературой для приобретения детьми читательского опыта; тематические подборки к проектной деятельности; проведение тематических выставок творческих работ для стимулирования социальной активности, конструктивной самореализации и высокой самооценки детей);

· Центр художественного творчества(поддержка способных детей, знакомство с работой людей, увлечениями детей; опыт посещения выставок);

· Дом Горемыкина(знакомство с архитектурой, историей края);

· Музей-заповедник(знакомство с историей и культурой);

· Районный дом культуры(привлечение к подготовке праздников народного календаря, использование ресурсов ДК, знакомство с работой и увлечениями людей; проведение выставок, поддержка способных детей).

С этими административными и культурно-образова-тельными организациями дошкольная организация может (и должна) установить контакты (разовые или систематические). Для разовых контактов (например, посещение Администрации поселка, для получения разрешения на проведение социальной акции) договор не нужен. Для систематических контактов нужен договор, подписанный обеими сторонами. В качестве напоминания: договор может быть основан на предоставлении ДОУ площадки для реализации учреждением дополнительного образования своих программ; договор может предполагать решение учреждением дополнительного образования целей и задач ДОУ.

Природно-географические ресурсы: река,луг, парк (знакомство с объектами природы, формирование основ экологической культуры);

Архитектурные ресурсы: здания и сооружения – жилые дома (деревянные, каменные; одноэтажные, многоэтажные), административные здания, магазины и пр.; собор, пешеходный подвесной мостик, автомобильный мост(знакомство с архитектурными сооружениями родного края).

Все, выше перечисленное, является образовательным ресурсом и может быть (должно быть) использовано в работе с детьми.


ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствие с ФГОС, образовательная деятельность должна быть основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей и социо-культурного окружения места расположения детского сада. ФГОС не предписывает конкретного содержания и форм работы во всех деталях, предполагает гибкость в планировании.  

При планировании важно помнить, что основная задача состоит в том, чтобы ребенок смог овладеть не только и не столько отдельными областями, описанными в планах, но чтобы он мог овладеть основополагающими ключевыми компетентностями и раскрыть ресурсы своей личности через любое содержание в самостоятельной и совместной (кооперативной) деятельности со взрослыми и другими детьми.

Так как, в соответствие с п. 3 статьи 13 Закона «Об образовании в РФ» дошкольное учреждение может использовать модульный подход к организации образовательного процесса, то, на наш взгляд, целостность, разносторонность, вариативность действий в рамках одной темы может дать комплексно-тематическое планирование. Форма организации образовательной работы при таком подходе – образовательное событие – проект любой тематической направленности, социальная акция, тематические дни и иные, объединяющие детей и взрослых действия. 

План темы «Мой город», написанный детьми (МАДОУ № 1 «Калинка» В.Новгород)

 

План темы «Моя семья», написанный детьми и педагогами (МАДОУ ЦРР-детский сад № 13 г.Боровичи)

 

Рисовать свои портреты (Ира) и портреты родителей (Света); Рисовать картинки про семью (Дима); рисовать картинки в книжках-малышках (Алиса); Подобрать фотографии и картинки (Макс), Оформить фото-галерею «Наши домашние питомцы» (Т.П.); Создать коллаж «Семья» (Н.Н.), сделать аппликацию «Платочек для бабушки» (А.И.); Сделать подарки для близких (Света); Подготовить афиши, пригласительные билеты для праздника семьи (Н.Н.);   Посчитать, сколько у детей нашей группы братьев, сестер (А.И.); домашних зверюшек (Антон); игрушек  (Алиса) и пр.; Определение веса и роста всех членов семьи, сравнение роста и веса детей (Т.П.); Узнать, где, кто живет (Оля); Работать с картой города (Т.П.); Разработать карты-схемы путешествия от детского сада до дома (театра, магазина) (А.И.); Узнать, у кого сколько этажей и комнат (Даша); Классифицировать предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда, спортивный инвентарь и т.д.) (Т.П.)   Тема: Моя семья 12.03. – 26.03.2013 Собрать картинки про всякие семьи (Женя); Рассматривать картинки, иллюстраций, фотографии с изображением членов семей, их увлечений, занятий (А.И.); Составить рассказ или сказку про свою семью (Кирилл); Написать (копировать) слова – имена, названия профессий и др.; Написать письма, приглашения для своих близких; Записать рецепты любимых блюд (вместе с мамами); Интервьюировать родителей о семье, об интересах и увлечениях близких (Н.Н.); Подобрать и разучить стихотворения, пословицы о семье (А.И.); Чтение А.Барто «Мама спит», рассказов Драгунского и Н.Носова
Знакомиться с мамами и папами своих друзей (Оля); Подготовиться к приему гостей (Денис); Составить генеалогическое древо (Т,П.) Подобрать фотографии с изображением профессий родителей и людей разных профессий; Составить «Калейдоскоп дней рождений» (Т.П.); Установить контакты с одинокими стариками по микрорайону (А.И.); Изучать права и обязанности детей и других членов семей (Т.П.); Играть в семью (Алена и Сима) Строить дома (Лиза), гаражи и мосты (Кирилл); Строить по схемам (Артур) Конструировать дома для своей семьи (Артем); Организовать хозяйственные дела группы (подготовка салфеток для обеда, стирка кукольной одежды, мытье игрушек и пр.) (А.И.) Консультация «Как выбрать «правильные» игрушки» для старших дошкольников; «Учимся общаться. Учим общаться»; «Готовимся к школе играя»

В планировании образовательной деятельности следует отказаться от двух вредоносных «вирусов»: формализма и безответственности.

План должен помогать оптимизации образовательной работы, а не замещать ее. План должен учитывать реальные возможности, интересы и потребности детей, а не исключать их, замещая текстами программы.

Следуя по пути минимизации объема плана, преодоления его формальности важно помнить, что

1) план это документ (и его наличие обязательно);

2) план должен учитывать образовательную работу по всем образовательным областям;

3) план должен соответствовать форме организации образовательной деятельности: если план не предписывает конкретных ежедневных действий, ориентирован на выбор, то должна быть предусмотрена и обеспечена предметно-развивающая среда, должно быть организовано обсуждение с детьми их планов и действий, должна быть предусмотрена организационная и психолого-педагогическая поддержка действий детей со стороны взрослых (воспитателей, специалистов, родителей).

Обратная сторона данного варианта плана должна содержать образовательные задачи и необходимые ресурсы!

Ответственность за качество работы с детьми не ограничивается качественно написанным планом.

Для педагогов, понимающих и принимающих (пусть еще не очень умелых) тактику совместного с детьми планирования и обеспечения действий детей на основе выбора, должна быть предоставлена профессиональная свобода.

Для педагогов, не понимающих и не принимающих инициативу детей, – тактика обучения внутри детского сада и профессионального контроля.

В любом случае форма планирования – внутреннее дело дошкольной организации, принимается и утверждается педагогическим советом.

 

 

________________________________________________________________

Напоминаем: Ст.64. п. 6. Образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.


МОНИТОРИНГ

По скорости, направленности, «яркости» проявлений развития дети отличаются друг от друга. Уровень развития разных умений, способностей у одного ребенка может сильно варьироваться. Эти отличия сохраняются и во взрослом состоянии.

Стандарт дошкольного образования формулирует требования к результату не в форме четких показателей возрастного развития, но в форме целевых ориентиров. Принципиальной позицией для оценки результата развития конкретного ребенка, дошкольного образования в целом и эффективности действий педагогов является индивидуальная динамика развития ребёнка.

Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, не являются основой оценки подготовки детей. Вменение ребенку какой-либо ответственности за образовательный результат неправомерно.

Сущность достижений ребенка, описанных в целевых ориентирах, легко соотносится с ключевыми компетентностями * [2]

 

Понимание сущности образования дошкольников, как одновременного воздействия и взаимодействия множества факторов, оценивание текущей ситуации и перспектив развития ребенка подразумевает наличие индивидуального (личного) результата.

Если содержание не является главным признаком возраста (много-мало – младший возраст, счёт до пяти – средний, до 10 и обратно – подготовительная к школе группа), то, что же можно считать признаком продвижения (позитивной динамики) в развитии ребёнка? Стоит обратить внимание на следующее:

– как меняется его инициативность;

– насколько растёт его осознанность (рефлексивность);

– как он умеет планировать и организовывать себя и, может быть, других;

–как ребенок сотрудничает с другими людьми (сверстниками, старшими, младшими), какие качества личности проявляются во взаимодействии;

– как ребенок использует источники информации для удовлетворения своих потребностей и учебных целей;

– к какой деятельности у него больше интересов и как они реализуются.

Конечно, важно и то, какие знания он приобретает. Но это уже вторично.

У каждого есть личные ДОСТИЖЕНИЯ, отличающие ребёнка вчерашнего и сегодняшнего. Каждый прожитый день прибавляет каждому ребёнку личный жизненный опыт.

При разности потенциальных и реализованных возможностей развития объединяющим звеном является овладение ключевыми компетентностями, как сущности развития, основы учения как такового, готовности к дальнейшему систематическому обучению и учению в школьной жизни. Действия педагогов, связанные с оценкой актуальной ситуации и перспектив развития ребенка, какими бы методиками они не пользовались, должны быть направлены на поддержку индивидуальной траектории развития.

Актуальные вопросы.

Нужно ли вести диагностику овладения детьми специальными умениями (изо, музыкальные способности, физические качества, экологические представления и пр.), если в детском саду работают специалисты и/или реализуется приоритетное направление?

Прежде всего, следует анализировать и оценивать систему педагогических действий, но не результат детей.

Для оптимизации работы конкретного специалиста, оценки эффективности ДОУ по приоритетному направлению могут быть использованы разнообразные методы оценки ситуации в развитии ребенка, но не допускается сравнение детей друг с другом, возрастной (условной) нормой.

Заключение

Дорогие коллеги!

От нас с вами требуется целенаправленность, терпение и ответственность.

При видимой «знакомости» требований ФГОС сделать предстоит очень много и далеко не просто.

Прежде всего, написать (скорректировать) общеобразовательную программу детского сада  так, чтобы обеспечить образовательный процесс, который учитывает современные данные о вариативности развития и множественности факторов, влияющих на развитие детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивает равный доступ к качественному образованию детей с широким спектром способностей – от одаренных детей, развитие которых в некоторых областях протекает в быстром темпе, детей, развитие которых протекает медленно и детей, с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья.

Для этого важны: ответственность, терпение и целенаправленность, согласованные действия всей команды ДОУ, а не только контроль за деятельностью воспитателей, многие из которых пока еще не получили должных знаний.

 


Обеспечения внедрения ФГОС.

Методические и учебно-методические пособия:

С.Никитина, Н.Петрова, Л.Свирская. Оценка результативности и качества дошкольного образования.М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2008

С.Никитина, Н.Петрова, Л.Свирская. Журнал динамики достижений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2008

Л.В.Свирская. Работа с семьей. Необязательные инструкции». М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2008-2009

Л.В.Свирская. Методика ведения педагогических наблюдений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2010

Л.В.Свирская. Индивидуализация образования: Правильный старт. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2012

Л.В.Свирская. Малокомплектный детский сад. Учебно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 2012

Л.В.Свирская. 76 способов правильного общения с детьми //Владос, – 2010

Маленькие дети – большие т


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.