Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от 04 декабря 2017 г. № 740-1 «Об утверждении шаблонов документов». — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от 04 декабря 2017 г. № 740-1 «Об утверждении шаблонов документов».

2019-11-28 212
Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от 04 декабря 2017 г. № 740-1 «Об утверждении шаблонов документов». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Начальник управления

образовательной политики                                              Ю. В. Мамонова

 

«____»__________ 2018 г.


 

Содержание

1.Вводная часть ………………………………………………………………………….…. 4

1.1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины …………………………………….............4

1.2 Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы ………............ 4

1.3 Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми

результатами освоения образовательной программы ……………..…………….... 5

2.Структура и содержание учебной дисциплины ……………………………………… 6

2.1 Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества

академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся

с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу

обучающихся ………...………………………………………………………………......6

2.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

с указанием отведенного на них количества академических часов и видов

учебных занятий …………..……………………………………………………….…...6

3. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной

работы обучающихся по дисциплине (модулю) ……………………………………. 15

 

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной

аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) ……………………………….. 17

 

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,

необходимой для освоения дисциплины (модуля) ………………………………… 26

 

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной

сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) ………….... 27

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…. 27

 

8. Перечень информационных технологий, используемых

при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)………...29

 

9. Описание материально-технической базы, необходимой

для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)…………29

 

10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа…30


 

Вводная часть

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины.

Установление перспективы развития языковой системы; выявление общих закономерностей и тенденций развития системы русского языка, как реализовавшихся в существующей системе норм литературного языка, так и оставшихся на ее периферии, или только в говорах; историческое комментирование фактов современного русского языка.

Задачи изучения дисциплины:

- Представить в системе историю фонетических, морфологических и синтаксических изменений, пережитых русским языком с древнейшей поры до современного его состояния

- Способствовать выработке у студентов практических навыков сравнительно-исторического анализа языковых фактов

        - Научить историческому комментированию явлений современного русского языка

       - Формировать у студентов лингвистический кругозор.

     - Формировать творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина Б1. Б 14. «История русского языка» (далее - ИРЯ) в учебном плане входит в базовую часть программы бакалавриата и в системе филологического образования имеет огромное значение с точки зрения методологии изучения языка как объекта лингвистики, так как обеспечивает его научное познание на основе историзма, главного методологического принципа научного исследования общественных явлений.

Традиционно установившееся название этой языковедческой дисциплины условно. В российском вузовском преподавании ИРЯ представляет собой базовую часть исторического цикла языковедческих дисциплин, изучаемых студентами с первого до выпускного курса. После изучения на 1 курсе старославянского (древнеболгарского – южнославянского по происхождению) языка, преподаваемого во всех славистических факультетах мира в качестве введения в славянское историческое языкознание, ИРЯ дает студентам филологических факультетов основные знания по историческому развитию русского языка и становлению его современного вида.

Дисциплина изучается во 2 семестре 1 курса.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

 

Планируемые результаты обучения Формируемые компетенции (результаты освоения программы)
Знать: -  основные положения и концепции в области теории и истории языков, теории коммуникации; - историю, современное состояние и перспективы развития данной области филологии; Уметь: - собирать и анализировать языковые факты с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; - применять полученные знания в области теории и истории языка, а также в собственной профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Владеть: - свободно языком в его литературной форме, основными методами и приемами лингвистического анализа. – Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации (ОПК-2).  
Знать: - основные методы сбора и анализа языковых и литературных фактов; - современные информационные технологии. Уметь: -  выделять, классифицировать и анализировать языковые и литературные факты; - использовать современные информационные технологии в процессе филологического анализа и интерпретации текста.  Владеть: - навыками сбора и анализа языкового и литературного материала; - навыками работы с компьютером как средством управления информацией. – Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4).  
Знать: - основные литературоведческие термины и понятия; - общий характер и закономерности развития мировой и отечественной литературы; - основные закономерности организации и функционирования художественного текста; - ближайший исторический и социокультурный контекст бытования текста; - основные пути и принципы филологического анализа и интерпретации текста. Уметь: - корректно использовать литературоведческую терминологию в научно-исследовательской деятельности; - выбирать и применять наиболее адекватные методы анализа текста; - интерпретировать текст с учетом ближайшего исторического и социокультурного контекстов его бытования. Владеть: - основными навыками анализа и интерпретации текста. Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1)

 

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

 

Общая трудоемкость 1-й части дисциплины «История русского языка» составляет 4 ЗЕ, общий объем 144 академических часа

 

Объём дисциплины во 2 семестре Всего
Общая трудоемкость дисциплины (зачетные единицы / часы) 4 / 144
Контактная форма 54
лекции 18
практические занятия 36
лабораторные работы
Самостоятельная работа студентов  54
Контроль 36
Форма контроля – экзамен 2 сем.

           

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.

П/п

Название раздела

дисциплины

Общая

Трудоёмкость

Виды учебных занятий,

включая самостоятельную работу

студентов и трудоемкость

Аудиторные учебные занятия

СРС

Всего ЛЗ ПЗ ЛР 1. 1   Введение. История русского языка как отрасль языкознания. Курс истории языка в системе высшего филологического образования. Предмет и задачи курса. Необходимость историко-лингвистических знаний для филолога. Источники изучения истории русского языка Методы исторического изучения языка Периодизация истории русского языка 7       4 2. 2 Древнерусское письмо Краткие сведения по истории изучения русского языка Развитие общеславянского ударения. Фонетика древнерусского языка. 7 1 2   2 3. 3 Система гласных древнерусского языка Система согласных древнерусского языка Древнейшие диалектные явления 9 1 2   3 4  Фонетическая структура слога Вторичное смягчение полумягких гласных Процесс падения редуцированных гласных Сущность, причины и время развития процесса падения редуцированных. Сильные и слабые позиции редуцированных 11 1 2   4 5 Следствие падения редуцированных в структуре слова и слога. Следствие падения редуцированных в области гласных Следствие падения редуцированных в системе согласных. 10 1 2   3 6 История звука, обозначаемого буквой ѣ. 6 1 2   2 7 Переход е в о в русском языке. История ô 6 1 2   2 8 Изменение шипящих, сложных звуков и ц Изменение сочетаний кы, гы, хы в ки, ги, хи. 4 1 2   2 9 История чередования гласных и согласных звуков в русском языке. 4 1 1   2 10 История развития аканья в русском языке 5 1 2   2 11 История акцента в древнерусском языке 2       2 12 Итоговая контрольная по исторической фонетике 1   1   2 13 Морфология. Общая характеристика морфологического строя др.- р. яз. в дописьменную эпоху. Части речи в др.- р. языке 11 в. Имя существительное как часть речи. Грамматические категории рода, падежа, числа. Типы склонения имен существительных в древнерусском языке.   7 1 2   2 14 Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе. Взаимодействие твердого и мягкого вариантов склонения. Унификация типов склонения существительных во множественном числе. 7 1 2   3 15 Утрата двойственного числа. Остатки его форм в современном русском языке. Утрата звательной формы История категории одушевленности. Основные этапы в развитии категории одушевленности и форм ее выражения. 7 1 2   2 16 Местоимения. Разряды местоимений по значению в древнерусском языке. История склонения личных местоимений 1 и 2 лица, возвратного местоимения. История склонений местоимений других разрядов. Происхождение и история личного местоимения 3 лица. 6 1     2 17 Имя прилагательное. Разряды прилагательных по значению. Именные и местоименные прилагательные. История именных прилагательных. 6 1 2   2 18 История местоименных прилагательных. Происхождение их флексий. Степени сравнения прилагательных, их образование и история. История форм превосходной степени. 5 1 2   2 19 Счетные слова. Вопрос о происхождении русских числительных. Система склонения разных типов количественных числительных. История их склонения. Формирование числительных как особой части речи. Сложные числительные и их история. 4       2 20 Глагол. Основные грамматические категории древнерусского глагола. Классы глаголов. Две основы глагола. 8 1 2   2 21 История форм будущего времени. История сослагательного наклонения История повелительного наклонения. Именные формы глагола. Инфинитив и супин, их история. 7   2   2 22 Причастия. Их образование и история. Переход причастий в прилагательные. Образование категории деепричастия. 5 1 2   2 23 Наречие в древнерусском языке. Предлоги и союзы в древнерусском языке. 5       2 24 Основные проблемы древнерусского синтаксиса. 5 1 2   2       18 36 - 54   Контроль 36           Итого 144        

Темы лекций

    №             Наименование       тем                                                                  Содержание     Часы
 1 Предмет исторической грамматики. Фонетика древнерусского языка Значение и место ИРЯ в кругу других исторических дисциплин. Основные источники изучения истории русского языка. Русские диалекты и письменные памятники в качестве основных источников Методы изучения истории языка 1
2 Древнерусский слог. Древнейшие диалектные явления. Система гласных фонем раннего русского языка Фонетическая структура слога. Изменение сверхкратких, редуцированных гласных (ъ) и (ь) в зависимости от фонетического положения в слове: позиционная мена «сильных» и «слабых» (ъ) и (ъ) как результат межслогового взаимодействия звуков. Отражение этих процессов в орфографии старославянских памятников. Мена букв ъ и ь в старославянских памятниках и ее фонетическое объяснение. Следствия падения сверхкратких редуцированных гласных. 1
3 Состав согласных фонем раннего древнерусского языка Консонантная система Система согласных. Место и способ образования согласных. Фонетические универсалии в области согласных. Напряженность и ненапряженность как дополнительная дистрибуция глухости и звонкости. Согласные твердые и мягкие. Отсутствие в фонологической системе языка соотносительных рядов по твердости –мягкости. Графическая передача мягких согласных. 1  
4 Процесс падения редуцированных гласных. Сущность, причины и хронология этого процесса. Количественные различия гласных: универсалия: долгота- краткость, дифтонгоидность. Физиологические и акустические предпосылки этого явления. Возникновение редуцированных гласных как особых фонем. Сильные и слабые позиции редуцированных. Позиционная мена сильных и слабых редуцированных. Суть явления падения. 1
5 Изменение системы гласных после падения редуцированных Принципиальная новая структура слога и слова после падения редуцированных. Сокращение количества гласных за счет исчезновения сверхкратких фонем. Усиление открытых гласных фонем среднего ряда о, е. 1
6 Последствия падения редуцированных в области согласных. Вторичное смягчение согласных как результат дальнейшего воздействия гласных переднего ряда на предшествующие согласные. Появление губных мягких согласных. Совпадение вторично смягченных с палатальными (исконно или первично смягченными). 1
7 Фонетическая система старорусского великорусского языка 14-17 вв. Возможность появления парных глухих и звонких согласных вместо старого противопоставления по напряженности – ненапряженности. Включение в противопоставленные фонемы по глухости – звонкости новой русской фонемы ф. Дальнейшее совершенствование противопоставления по твердости – мягкости.  1
8 История лабиализации е Три лабиализации е. Фонетические и артикуляционные предпосылки лабиалиции Первая лабиализация в диалектах праславянского языка. Старославянское и древнерусские соответствия начального е и о как разные ступени этого явления.. Невозможность существования * jо в этот период. Вторая лабиализация в связи с проблемой неполногласия – полногласия. 1
9 История фонем верхнесреднего подъема ĕ,ô История аканья в историческом аспекте Утрата признаком напряженности своего различительного характера Постепенное замещение фонемы ĕ гласной среднего подъема е. Параллельное замещение ô на о. Последовательное прохождение этого явления в ростово-суздальских говорах, легших в основу литературного языка. Варианты этого явления в русских говорах и украинском и белорусском языках. Установление пятифонемного вокализма русского языка. Аканье как последний этап в истории русского языка реализации перехода от индоевропейской вокалической системы к консонантной. 1
10 Морфология Законы изменения грамматического строя. Имя существительное как часть речи. Типы склонения имен существительных. Общая характеристика морфологического строя древнерусского языка Диахронические взаимоотношения фонетики и грамматики. Морфологизация древних фонетических чередований. Грамматические разряды слов. Имя существительное.  Основные грамматические категории: род, число, падеж. Типы склонения имен существительных. Отношение грамматического рода имен существительных к подразделению их на соответствующие типы склонения. Различия в падежных флексиях твердого и мягкого вариантов склонения 1
11 Унификация типов склонения имен Процессы разрушения древних типов именного склонения.  Отражение в памятниках начавшегося объединения в один тип склонения существительных одного грамматического рода при общности падежных флексий в им. падеже ед. числа.. Объединение имен в склонения с учетом тематического суффикса в праславянском языке: склонения с основами на *o,*a,*u,*i и на согласную(*es, *en,*ter, *ent). 1  
12 Категория лица в древнерусском языке Развитая система собирательных существительных Местоимение Начальный этап развития грамматической одушевленности на основе категории лица и затрагивающей существительные мужского рода в ед. числе и эпизодически существительные женского рода бывших основ на согласную и на *u (долгое) Формирование категории лица, морфологические маркеры категории лица. Причины, по которым один из показателей категории лица: В. п. = Р. п. стал востребованным в генезисе русского языка. Предметно-собирательные, лично-собирательные и совокупно-собирательные существительные русского языка. 1
13 Имя прилагательное в ранний период древнерусского языка. Прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Грамматические категории рода, числа и падежа, их отличие от одноименных категорий имен существительных. Краткие (именные) и полные (местоименные, членные) прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных. Образование форм сравнительной степени 1
14 Счетные слова Глагол. Классы глаголов. Настоящее время Числительное. Счетные слова в старейших восточнославянских памятниках, их связь с другими частями речи. Особенности склонения и синтаксических связей отдельных групп счетных слов. Процесс семантического преобразования счетных слов в названия отвлеченных чисел. История слов сто, сорок, девяносто и др. Судьба собирательных наименований в истории русского языка. 1
15 История форм будущего времени древнерусского глагола. История ирреальных наклонений. Взаимодействие временных и видовых отношений древнерусского глагола. Разные точки зреиия на происхождение современного русского вида. Залоговые отношения в древнерусском языке. Расхождение временного значения настоящего и будущего простого времени. Морфологическое оформление «будущего простого» Формирование аналитической формы будущего времени со связкой буду. 1
16 История форм прошедшего времени глагола. Предпосылки преобразования семантико-морфологической разветвленной системы индоевропейской формы прошедших времен в единую форму в истории русского языка. Ранняя утрата древнерусским языков простых форм прошедшего времени восточнославянскими говорами. 1
17 История неспрягаемых форм древнерусского глагола: причастие, инфинитив, супин. Неспрягаемые глагольные формы. Действительные причастия. Исходные суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Изменение действительных причастий по основам на согласную. Осложнение основ действительных причастий дополнительными суффиксами (-ja-) и (-joѣ). Происхождение представленных в старославянском языке суффиксов действительных причастий (-ontj-), (-entj-) и (-vъs-) (-ьs). 1  
18 Основные проблемы древнерусского синтаксиса Словосочетания в древнерусском языке. Особенности управления. Синтаксические обороты, не употребляющиеся в современном русском языке. Синтаксис односоставного предложения. Синтаксис двусоставного предложения 1
    Всего 18 ч.

Для проведения контрольных работ за каждым студентом закрепляется по «Хрестоматии», авт.-сост в. В. Иванов (см.: Список литературы) на весь учебный год свой индивидуальный текст.

Вариант

Название текста

№ части

Страница

Строки включительно

0

Лаврентьевская летопись

2

116 с.

1 – 70

1

 

3

119 с.

71 - 152

2

 

3

118 с.

1- 70

3

Ипатьевская летопись

2

157 с.

291 - 360

4

 

1

151 с.

1 - 60

5

 

1

152 с.

61 - 123

6

 

2

153 с.

1 - 70

7

 

2

154 с.

71 - 150

8

 

2

155 с.

151 - 220

9

 

2

156 с.

221 - 290

 

                 Темы практических занятий

Тема практического занятия Цель и характер практического занятия Часы
1 Дифференциальные признаки вокалической системы раннего праславянского языка Выявить основные причины перестройки вокалической системы праславянского языка. 2
2 Падение слабых редуцированных и проявление сильных редуцированных до гласных полного образования Понять сущность двоякого изменения редуцированных, его последовательность и хронологию 2
3 Последствия падения редуцированных в области слога и системы гласных Уяснение явления ассимиляции и диссимиляции в новых группах согласных и упрощение групп согласных. 2
4 Последствия падения редуцированных в области согласных Понять фонетические условия упрощения групп согласных 2
5 Последствия падения редуцированных в сочетании с плавными и изменения в конце слова Объяснить расхождение русского языка с украинским и белорусским при замене редуцированных гласных в сочетании с плавными 2
6 Зачетное занятие для промежуточной аттестации   Аналитическая работа с древнерусскими текстами на основе компетенций 2
7 Фонетическая система старорусского языка 14 – 17 вв. История е и о и верхнесреднего подъема Объяснить историю «первой», «второй», «третьей» лабиализации. 2
8 История шипящих, аффрикат и (ц). История (ф), судьба сочетаний (кы), (гы), (хы) Анализировать происхождение шипящих, аффрикат и (ц) в русском языке, их история в русском литературном языке и диалектах: цоканье, хронология отвердения ж, ш, ц; неразличение свистящих и шипящих 2
9 Контрольная работа: сравнительный фонетический анализ Сравнительный анализ белорусско-украинско-русского текста по фрагменту повести Янка Брыля «Сиротский хлеб» 2
10 Склонение имен существительных в единственном числе. Уяснить принципы выделения имен существительных по типу склонения 2
11 Унификация типов склонения существительных в единственном числе Аналитическая работа с древнерусским тестом 2
12 Склонение существительных во множественном числе Вариативность в окончаниях падежей с точки зрения истории языка 2
13 История местоимений и прилагательных   Выявить сходство и различие системы местоимений древнерусского языка по сравнению с системой местоимений современного русского языка 2
14 История числительных и наречий Установить процесс формирования современной системы числительных и наречий 2
15 История личных форм глагола.   Сравнить систему древнерусского глагола с современной. Указать наиболее общие черты сходства и различия 2
16 История сложных форм глагола Выявить значение и способ образование перфекта. Указать личные формы древнерусского перфекта, отличающиеся от старославянского. 2
17 Образование и история причастий Понять способы образования и историю современных причастий 2
18 Проблемы древнерусского синтаксиса Установить преемственность древнерусской и современной синтаксических систем 2
    Итого 36

 

Для проведения контрольных работ за каждым студентом закрепляется по «Хрестоматии», авт.-сост. В. В. Иванов (см.: Список литературы) на весь учебный год свой индивидуальный текст.

Вариант

Название текста

№ части

Страница

Строки включительно

0

Лаврентьевская летопись

2

116 с.

1 – 70

1

 

3

119 с.

71 - 152

2

 

3

118 с.

1- 70

3

Ипатьевская летопись

2

157 с.

291 - 360

4

 

1

151 с.

1 - 60

5

 

1

152 с.

61 - 123

6

 

2

153 с.

1 - 70

7

 

2

154 с.

71 - 150

8

 

2

155 с.

151 - 220

9

 

2

156 с.

221 - 290

Содержание самостоятельной работы студентов

№ раздела Темы для самостоятельного изучения
1 Периодизация курса исторических дисциплин русского языка
2 Основные источники изучения истории русского языка
3 История русской письменности и орфографии
4 Происхождение русского и других восточнославянских языков
5 Выдающиеся отечественные и зарубежные слависты
6 Соотношение истории русского языка и современных русских наречий и говоров
7 Эволюция просодической системы русского языка

3. Перечень учебно-методического обеспечения

самостоятельной работы, обучающихся по дисциплине

       Тема СРС    Часы   Литература   Формы контроля успеваемости  
1 Основные источники исторического изучения языка. Данные письменных памятников. Современный русский язык в его диалектах и в литературно обработанной варианте. Родственные языки и их диалекты. Вспомогательные источники: данные ономастики (топонимики, особенно гидронимики, антропонимики); Заимствованные слова в русском языке из других языков и из русского языка в другие языки; записи русской речи иностранцами; восточнославянские глоссы в иностранных сочинениях и др.1, 5 1 - 1; 2 - 4, 5, 10 3 - 6 Учебная групповая дискуссия Реконструкция и этимология местной ономастики. Работа по сопоставлению материалов по восточнославянским и всем славянским языка
2 Основные методы изучения истории языка. Сравнительно-исторический метод. Методы синхронического изучения языка (синхронных срезов) в диахронии. Возможности и границы применения различных методов; соотношение их друг с другом. 5 1-1, 2 2-2, 3.4. Сообщения студентов на семинарах. Индивидуальные задания.
3 Краткие сведения по разработки вопросов исторической грамматики русского языка. Персоналии ученых: М. В. Ломоносов, А. Х Востоков, И. И. Срезневский, А. А.Потебня, А. И. Соболевский, И. И. Ягич, А. А. Шахматов, Л. Л. Васильев, П. С. Кузнецов, О. Н. Трубачев А. А. Зализняк, Н. И. Толстой и др. 5 1- 3, Подготовка «портфолио» и резюме о творчестве (исторических трудах) ученого. Индивидуальное задание для каждого студента.
4 Самостоятельно изучить тему «Упрощение групп согласных в древнерусском языке», «Ассимилятивно-диссимилятивные изменения согласных звуков перед следующим согласным в древнерусском языке». 5 1-1,2,3,5 2- 2,3 Письменно ответить на вопросы и выполнить практические упражнения №№ 95-107 по 1- 7 
5 Самостоятельно проработать материал по теме «Древнейшие чередования гласных»: а) индоевропейские количественные чередования, унаследованные праславянским языком; б) праславянские качественные чередования; в) цепи чередований; г) чередования, обусловленные монофтонгизацией дифтонгов. 5 1- 1,2,3,5 2 – 1,2,3,4 Собеседование на консультациях. Работа по морфологическим таблицам
6 Проанализировать схематическое таблицы, диаграммы «Древнерусские гласные, «Древнерусские согласные» Аргументировано объяснить свой выбор либо создать свою таблицу 5 2 - 12,13 Контрольная работа на занятиях
7 Составить свою таблицу перегруппировки типов склонения имени существительного в истории русского языка 5 2 - 12,13 Индивидуальное сообщение на занятиях
8 Сопоставить части речи и грамматические категории древнерусского языка ранней поры и современного русского языка 5 1- 1,2,3,5 2 – 1,2,3,4 Реферат или доклад
9 Перевод диалогического (около 2000 знаков) современного русского текста на древнерусский язык 5 4-1 Круглый стол по реконструкции древнерусского текста
  Всего 54    

 

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла,

– в печатной форме на языке Брайля.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.