Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-11-28 | 212 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Начальник управления
образовательной политики Ю. В. Мамонова
«____»__________ 2018 г.
Содержание
1.Вводная часть ………………………………………………………………………….…. 4
1.1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины …………………………………….............4
1.2 Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы ………............ 4
1.3 Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми
результатами освоения образовательной программы ……………..…………….... 5
2.Структура и содержание учебной дисциплины ……………………………………… 6
2.1 Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества
академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся
с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу
обучающихся ………...………………………………………………………………......6
2.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
с указанием отведенного на них количества академических часов и видов
учебных занятий …………..……………………………………………………….…...6
3. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной
работы обучающихся по дисциплине (модулю) ……………………………………. 15
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) ……………………………….. 17
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля) ………………………………… 26
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) ………….... 27
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…. 27
|
8. Перечень информационных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)………...29
9. Описание материально-технической базы, необходимой
для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)…………29
10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа…30
Вводная часть
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины.
Установление перспективы развития языковой системы; выявление общих закономерностей и тенденций развития системы русского языка, как реализовавшихся в существующей системе норм литературного языка, так и оставшихся на ее периферии, или только в говорах; историческое комментирование фактов современного русского языка.
Задачи изучения дисциплины:
- Представить в системе историю фонетических, морфологических и синтаксических изменений, пережитых русским языком с древнейшей поры до современного его состояния
- Способствовать выработке у студентов практических навыков сравнительно-исторического анализа языковых фактов
- Научить историческому комментированию явлений современного русского языка
- Формировать у студентов лингвистический кругозор.
- Формировать творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина Б1. Б 14. «История русского языка» (далее - ИРЯ) в учебном плане входит в базовую часть программы бакалавриата и в системе филологического образования имеет огромное значение с точки зрения методологии изучения языка как объекта лингвистики, так как обеспечивает его научное познание на основе историзма, главного методологического принципа научного исследования общественных явлений.
|
Традиционно установившееся название этой языковедческой дисциплины условно. В российском вузовском преподавании ИРЯ представляет собой базовую часть исторического цикла языковедческих дисциплин, изучаемых студентами с первого до выпускного курса. После изучения на 1 курсе старославянского (древнеболгарского – южнославянского по происхождению) языка, преподаваемого во всех славистических факультетах мира в качестве введения в славянское историческое языкознание, ИРЯ дает студентам филологических факультетов основные знания по историческому развитию русского языка и становлению его современного вида.
Дисциплина изучается во 2 семестре 1 курса.
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Планируемые результаты обучения | Формируемые компетенции (результаты освоения программы) |
Знать: - основные положения и концепции в области теории и истории языков, теории коммуникации; - историю, современное состояние и перспективы развития данной области филологии; Уметь: - собирать и анализировать языковые факты с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; - применять полученные знания в области теории и истории языка, а также в собственной профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Владеть: - свободно языком в его литературной форме, основными методами и приемами лингвистического анализа. | – Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации (ОПК-2). |
Знать: - основные методы сбора и анализа языковых и литературных фактов; - современные информационные технологии. Уметь: - выделять, классифицировать и анализировать языковые и литературные факты; - использовать современные информационные технологии в процессе филологического анализа и интерпретации текста. Владеть: - навыками сбора и анализа языкового и литературного материала; - навыками работы с компьютером как средством управления информацией. | – Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4). |
Знать: - основные литературоведческие термины и понятия; - общий характер и закономерности развития мировой и отечественной литературы; - основные закономерности организации и функционирования художественного текста; - ближайший исторический и социокультурный контекст бытования текста; - основные пути и принципы филологического анализа и интерпретации текста. Уметь: - корректно использовать литературоведческую терминологию в научно-исследовательской деятельности; - выбирать и применять наиболее адекватные методы анализа текста; - интерпретировать текст с учетом ближайшего исторического и социокультурного контекстов его бытования. Владеть: - основными навыками анализа и интерпретации текста. | Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1) |
|
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Общая трудоемкость 1-й части дисциплины «История русского языка» составляет 4 ЗЕ, общий объем 144 академических часа
Объём дисциплины во 2 семестре | Всего |
Общая трудоемкость дисциплины (зачетные единицы / часы) | 4 / 144 |
Контактная форма | 54 |
лекции | 18 |
практические занятия | 36 |
лабораторные работы | – |
Самостоятельная работа студентов | 54 |
Контроль | 36 |
Форма контроля – экзамен | 2 сем. |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.
№ |
П/п
Название раздела
дисциплины
Общая
Трудоёмкость
Виды учебных занятий,
включая самостоятельную работу
студентов и трудоемкость
Аудиторные учебные занятия
СРС
Темы лекций
|
|
№ | Наименование тем | Содержание | Часы |
1 | Предмет исторической грамматики. Фонетика древнерусского языка | Значение и место ИРЯ в кругу других исторических дисциплин. Основные источники изучения истории русского языка. Русские диалекты и письменные памятники в качестве основных источников Методы изучения истории языка | 1 |
2 | Древнерусский слог. Древнейшие диалектные явления. Система гласных фонем раннего русского языка | Фонетическая структура слога. Изменение сверхкратких, редуцированных гласных (ъ) и (ь) в зависимости от фонетического положения в слове: позиционная мена «сильных» и «слабых» (ъ) и (ъ) как результат межслогового взаимодействия звуков. Отражение этих процессов в орфографии старославянских памятников. Мена букв ъ и ь в старославянских памятниках и ее фонетическое объяснение. Следствия падения сверхкратких редуцированных гласных. | 1 |
3 | Состав согласных фонем раннего древнерусского языка Консонантная система | Система согласных. Место и способ образования согласных. Фонетические универсалии в области согласных. Напряженность и ненапряженность как дополнительная дистрибуция глухости и звонкости. Согласные твердые и мягкие. Отсутствие в фонологической системе языка соотносительных рядов по твердости –мягкости. Графическая передача мягких согласных. | 1 |
4 | Процесс падения редуцированных гласных. Сущность, причины и хронология этого процесса. | Количественные различия гласных: универсалия: долгота- краткость, дифтонгоидность. Физиологические и акустические предпосылки этого явления. Возникновение редуцированных гласных как особых фонем. Сильные и слабые позиции редуцированных. Позиционная мена сильных и слабых редуцированных. Суть явления падения. | 1 |
5 | Изменение системы гласных после падения редуцированных | Принципиальная новая структура слога и слова после падения редуцированных. Сокращение количества гласных за счет исчезновения сверхкратких фонем. Усиление открытых гласных фонем среднего ряда о, е. | 1 |
6 | Последствия падения редуцированных в области согласных. | Вторичное смягчение согласных как результат дальнейшего воздействия гласных переднего ряда на предшествующие согласные. Появление губных мягких согласных. Совпадение вторично смягченных с палатальными (исконно или первично смягченными). | 1 |
7 | Фонетическая система старорусского великорусского языка 14-17 вв. | Возможность появления парных глухих и звонких согласных вместо старого противопоставления по напряженности – ненапряженности. Включение в противопоставленные фонемы по глухости – звонкости новой русской фонемы ф. Дальнейшее совершенствование противопоставления по твердости – мягкости. | 1 |
8 | История лабиализации е | Три лабиализации е. Фонетические и артикуляционные предпосылки лабиалиции Первая лабиализация в диалектах праславянского языка. Старославянское и древнерусские соответствия начального е и о как разные ступени этого явления.. Невозможность существования * jо в этот период. Вторая лабиализация в связи с проблемой неполногласия – полногласия. | 1 |
9 | История фонем верхнесреднего подъема ĕ,ô История аканья в историческом аспекте | Утрата признаком напряженности своего различительного характера Постепенное замещение фонемы ĕ гласной среднего подъема е. Параллельное замещение ô на о. Последовательное прохождение этого явления в ростово-суздальских говорах, легших в основу литературного языка. Варианты этого явления в русских говорах и украинском и белорусском языках. Установление пятифонемного вокализма русского языка. Аканье как последний этап в истории русского языка реализации перехода от индоевропейской вокалической системы к консонантной. | 1 |
10 | Морфология Законы изменения грамматического строя. Имя существительное как часть речи. Типы склонения имен существительных. | Общая характеристика морфологического строя древнерусского языка Диахронические взаимоотношения фонетики и грамматики. Морфологизация древних фонетических чередований. Грамматические разряды слов. Имя существительное. Основные грамматические категории: род, число, падеж. Типы склонения имен существительных. Отношение грамматического рода имен существительных к подразделению их на соответствующие типы склонения. Различия в падежных флексиях твердого и мягкого вариантов склонения | 1 |
11 | Унификация типов склонения имен | Процессы разрушения древних типов именного склонения. Отражение в памятниках начавшегося объединения в один тип склонения существительных одного грамматического рода при общности падежных флексий в им. падеже ед. числа.. Объединение имен в склонения с учетом тематического суффикса в праславянском языке: склонения с основами на *o,*a,*u,*i и на согласную(*es, *en,*ter, *ent). | 1 |
12 | Категория лица в древнерусском языке Развитая система собирательных существительных Местоимение | Начальный этап развития грамматической одушевленности на основе категории лица и затрагивающей существительные мужского рода в ед. числе и эпизодически существительные женского рода бывших основ на согласную и на *u (долгое) Формирование категории лица, морфологические маркеры категории лица. Причины, по которым один из показателей категории лица: В. п. = Р. п. стал востребованным в генезисе русского языка. Предметно-собирательные, лично-собирательные и совокупно-собирательные существительные русского языка. | 1 |
13 | Имя прилагательное в ранний период древнерусского языка. | Прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Грамматические категории рода, числа и падежа, их отличие от одноименных категорий имен существительных. Краткие (именные) и полные (местоименные, членные) прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных. Образование форм сравнительной степени | 1 |
14 | Счетные слова Глагол. Классы глаголов. Настоящее время | Числительное. Счетные слова в старейших восточнославянских памятниках, их связь с другими частями речи. Особенности склонения и синтаксических связей отдельных групп счетных слов. Процесс семантического преобразования счетных слов в названия отвлеченных чисел. История слов сто, сорок, девяносто и др. Судьба собирательных наименований в истории русского языка. | 1 |
15 | История форм будущего времени древнерусского глагола. История ирреальных наклонений. | Взаимодействие временных и видовых отношений древнерусского глагола. Разные точки зреиия на происхождение современного русского вида. Залоговые отношения в древнерусском языке. Расхождение временного значения настоящего и будущего простого времени. Морфологическое оформление «будущего простого» Формирование аналитической формы будущего времени со связкой буду. | 1 |
16 | История форм прошедшего времени глагола. | Предпосылки преобразования семантико-морфологической разветвленной системы индоевропейской формы прошедших времен в единую форму в истории русского языка. Ранняя утрата древнерусским языков простых форм прошедшего времени восточнославянскими говорами. | 1 |
17 | История неспрягаемых форм древнерусского глагола: причастие, инфинитив, супин. | Неспрягаемые глагольные формы. Действительные причастия. Исходные суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Изменение действительных причастий по основам на согласную. Осложнение основ действительных причастий дополнительными суффиксами (-ja-) и (-joѣ). Происхождение представленных в старославянском языке суффиксов действительных причастий (-ontj-), (-entj-) и (-vъs-) (-ьs). | 1 |
18 | Основные проблемы древнерусского синтаксиса | Словосочетания в древнерусском языке. Особенности управления. Синтаксические обороты, не употребляющиеся в современном русском языке. Синтаксис односоставного предложения. Синтаксис двусоставного предложения | 1 |
Всего | 18 ч. |
Для проведения контрольных работ за каждым студентом закрепляется по «Хрестоматии», авт.-сост в. В. Иванов (см.: Список литературы) на весь учебный год свой индивидуальный текст.
Вариант
Название текста
№ части
Страница
Строки включительно
0
Лаврентьевская летопись
2
116 с.
1 – 70
1
3
119 с.
71 - 152
2
3
118 с.
1- 70
3
Ипатьевская летопись
2
157 с.
291 - 360
4
1
151 с.
1 - 60
5
1
152 с.
61 - 123
6
2
153 с.
1 - 70
7
2
154 с.
71 - 150
8
2
155 с.
151 - 220
9
2
156 с.
221 - 290
Темы практических занятий
№ | Тема практического занятия | Цель и характер практического занятия | Часы |
1 | Дифференциальные признаки вокалической системы раннего праславянского языка | Выявить основные причины перестройки вокалической системы праславянского языка. | 2 |
2 | Падение слабых редуцированных и проявление сильных редуцированных до гласных полного образования | Понять сущность двоякого изменения редуцированных, его последовательность и хронологию | 2 |
3 | Последствия падения редуцированных в области слога и системы гласных | Уяснение явления ассимиляции и диссимиляции в новых группах согласных и упрощение групп согласных. | 2 |
4 | Последствия падения редуцированных в области согласных | Понять фонетические условия упрощения групп согласных | 2 |
5 | Последствия падения редуцированных в сочетании с плавными и изменения в конце слова | Объяснить расхождение русского языка с украинским и белорусским при замене редуцированных гласных в сочетании с плавными | 2 |
6 | Зачетное занятие для промежуточной аттестации | Аналитическая работа с древнерусскими текстами на основе компетенций | 2 |
7 | Фонетическая система старорусского языка 14 – 17 вв. История е и о и верхнесреднего подъема | Объяснить историю «первой», «второй», «третьей» лабиализации. | 2 |
8 | История шипящих, аффрикат и (ц). История (ф), судьба сочетаний (кы), (гы), (хы) | Анализировать происхождение шипящих, аффрикат и (ц) в русском языке, их история в русском литературном языке и диалектах: цоканье, хронология отвердения ж, ш, ц; неразличение свистящих и шипящих | 2 |
9 | Контрольная работа: сравнительный фонетический анализ | Сравнительный анализ белорусско-украинско-русского текста по фрагменту повести Янка Брыля «Сиротский хлеб» | 2 |
10 | Склонение имен существительных в единственном числе. | Уяснить принципы выделения имен существительных по типу склонения | 2 |
11 | Унификация типов склонения существительных в единственном числе | Аналитическая работа с древнерусским тестом | 2 |
12 | Склонение существительных во множественном числе | Вариативность в окончаниях падежей с точки зрения истории языка | 2 |
13 | История местоимений и прилагательных | Выявить сходство и различие системы местоимений древнерусского языка по сравнению с системой местоимений современного русского языка | 2 |
14 | История числительных и наречий | Установить процесс формирования современной системы числительных и наречий | 2 |
15 | История личных форм глагола. | Сравнить систему древнерусского глагола с современной. Указать наиболее общие черты сходства и различия | 2 |
16 | История сложных форм глагола | Выявить значение и способ образование перфекта. Указать личные формы древнерусского перфекта, отличающиеся от старославянского. | 2 |
17 | Образование и история причастий | Понять способы образования и историю современных причастий | 2 |
18 | Проблемы древнерусского синтаксиса | Установить преемственность древнерусской и современной синтаксических систем | 2 |
Итого | 36 |
Для проведения контрольных работ за каждым студентом закрепляется по «Хрестоматии», авт.-сост. В. В. Иванов (см.: Список литературы) на весь учебный год свой индивидуальный текст.
Вариант |
Название текста | № части |
Страница |
Строки включительно |
0 | Лаврентьевская летопись | 2 | 116 с. | 1 – 70 |
1 |
| 3 | 119 с. | 71 - 152 |
2 |
| 3 | 118 с. | 1- 70 |
3 | Ипатьевская летопись | 2 | 157 с. | 291 - 360 |
4 |
| 1 | 151 с. | 1 - 60 |
5 |
| 1 | 152 с. | 61 - 123 |
6 |
| 2 | 153 с. | 1 - 70 |
7 |
| 2 | 154 с. | 71 - 150 |
8 |
| 2 | 155 с. | 151 - 220 |
9 |
| 2 | 156 с. | 221 - 290 |
Содержание самостоятельной работы студентов
№ раздела | Темы для самостоятельного изучения |
1 | Периодизация курса исторических дисциплин русского языка |
2 | Основные источники изучения истории русского языка |
3 | История русской письменности и орфографии |
4 | Происхождение русского и других восточнославянских языков |
5 | Выдающиеся отечественные и зарубежные слависты |
6 | Соотношение истории русского языка и современных русских наречий и говоров |
7 | Эволюция просодической системы русского языка |
3. Перечень учебно-методического обеспечения
самостоятельной работы, обучающихся по дисциплине
№ | Тема СРС | Часы | Литература | Формы контроля успеваемости |
1 | Основные источники исторического изучения языка. Данные письменных памятников. Современный русский язык в его диалектах и в литературно обработанной варианте. Родственные языки и их диалекты. Вспомогательные источники: данные ономастики (топонимики, особенно гидронимики, антропонимики); Заимствованные слова в русском языке из других языков и из русского языка в другие языки; записи русской речи иностранцами; восточнославянские глоссы в иностранных сочинениях и др.1, | 5 | 1 - 1; 2 - 4, 5, 10 3 - 6 | Учебная групповая дискуссия Реконструкция и этимология местной ономастики. Работа по сопоставлению материалов по восточнославянским и всем славянским языка |
2 | Основные методы изучения истории языка. Сравнительно-исторический метод. Методы синхронического изучения языка (синхронных срезов) в диахронии. Возможности и границы применения различных методов; соотношение их друг с другом. | 5 | 1-1, 2 2-2, 3.4. | Сообщения студентов на семинарах. Индивидуальные задания. |
3 | Краткие сведения по разработки вопросов исторической грамматики русского языка. Персоналии ученых: М. В. Ломоносов, А. Х Востоков, И. И. Срезневский, А. А.Потебня, А. И. Соболевский, И. И. Ягич, А. А. Шахматов, Л. Л. Васильев, П. С. Кузнецов, О. Н. Трубачев А. А. Зализняк, Н. И. Толстой и др. | 5 | 1- 3, | Подготовка «портфолио» и резюме о творчестве (исторических трудах) ученого. Индивидуальное задание для каждого студента. |
4 | Самостоятельно изучить тему «Упрощение групп согласных в древнерусском языке», «Ассимилятивно-диссимилятивные изменения согласных звуков перед следующим согласным в древнерусском языке». | 5 | 1-1,2,3,5 2- 2,3 | Письменно ответить на вопросы и выполнить практические упражнения №№ 95-107 по 1- 7 |
5 | Самостоятельно проработать материал по теме «Древнейшие чередования гласных»: а) индоевропейские количественные чередования, унаследованные праславянским языком; б) праславянские качественные чередования; в) цепи чередований; г) чередования, обусловленные монофтонгизацией дифтонгов. | 5 | 1- 1,2,3,5 2 – 1,2,3,4 | Собеседование на консультациях. Работа по морфологическим таблицам |
6 | Проанализировать схематическое таблицы, диаграммы «Древнерусские гласные, «Древнерусские согласные» Аргументировано объяснить свой выбор либо создать свою таблицу | 5 | 2 - 12,13 | Контрольная работа на занятиях |
7 | Составить свою таблицу перегруппировки типов склонения имени существительного в истории русского языка | 5 | 2 - 12,13 | Индивидуальное сообщение на занятиях |
8 | Сопоставить части речи и грамматические категории древнерусского языка ранней поры и современного русского языка | 5 | 1- 1,2,3,5 2 – 1,2,3,4 | Реферат или доклад |
9 | Перевод диалогического (около 2000 знаков) современного русского текста на древнерусский язык | 5 | 4-1 | Круглый стол по реконструкции древнерусского текста |
Всего | 54 |
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла,
– в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!