Б. Контрольная работа по фонетико-грамматического анализу древнерусского текста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Б. Контрольная работа по фонетико-грамматического анализу древнерусского текста

2019-11-28 350
Б. Контрольная работа по фонетико-грамматического анализу древнерусского текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

№ п/п Формулировка задания
1 Перевести текст
2 Сделать фонетическую транскрипцию 2 строк текста до падения редуцированных
3 Найти в тексте черты, противопоставляющие русский текст церковнославняскому
4 Какие фонетические особенности говора писца отражаются в данном отрывке?
5 Сделать фонетическую транскрипцию для XIII-XIV вв. c отражением диалектных черт
6 Реконструировать праславянский облик выделенных полужирным шрифтом словоформ.
7 Сделайте морфологический разбор форм (подчеркнуты одной чертой) и синтаксический разбор оборотов (выделено курсивом).

Пример: Тоиж  весне ожени сѧ кнзь мьтиславъ въ новегоро[дѣ] и поя оу якуна дъчерь оу мирославицѧ и потомь позваша и ростовьци къ собе и иде ростову.

1. Той же весной женился князь Мстислав в Новгороде, взяв в жены дочь Якуна Мирославича. Потом его позвали к себе ростовчане, и он пошел в Ростов.

 

2. [ toj ь ž’e vֹʹesnֹʹě ož’enʹi sʹä k ь nʹäz’ ьь stʹislav ъ v ъ novʹěgorodʹě j ь pojȧ u jȧkuna d ъ č’erʹ ь u mʹiroslavʹic’ȧ j ь potomʹ ь  poz ъ vaš’ȧ j ь rostovʹ ь c’i k ъ sobʹě j ь j ь dʹe rostovu]                            

Прим.: По техническим причинам ъ, ь в сильной позиции даны жирным шрифтом - ъ, ь; в слабой позиции – курсивом ъ, ь, вариант фонемыа после мягких согласных - ȧ. Полумягкость согласных обозначен знаком ʹ - nʹ.

 

3. Фонетические черты, противопоставляющие древнерусский язык церковнославянскому языку.

  Древнерусские черты Церковнославянские
Полногласие - неполногласие въ новегоро[дѣ]  
Рефлекс праславянского *kt перед гласными переднего ряда дъчерь (дьщерь)
Форма дат. падежа ед. числа лич. местоимения 2-го лица и возвратного местоимения собе < собѣ (себе)
Буква ѧ различается в произношении сѧ = [sʹä] [sʹę]

 

4. Фонетические особенности, отражающиеся в тексте:

а) в слабой позиции утрачиваются редуцированные гласные: позваша, ср.: зов;

б) отмечается смешение букв ѣ и е, е употребляется вм. ѣ: Тоиж  весне, собе, въ новегоро[дѣ]- так как первая часть сложного слова склоняется, то мы нове можем рассматривать как самостоятельное слово;

в) имеется яркий пример цоканья: мирославицѧ;

г) буква ѧ после мягких согласных употребляется вм. йотованного амирославицѧ.

 

5. Фонетическая транскрипция для XIII-XIV вв. c отражением диалектных черт.

[ toj ž’e vֹ’es’nֹ’ě ož’en’i s’ȧ kn’ȧz’ ms’t’islav vᴖnov’ěgorod’ě iᴖpojȧ uᴖjȧkuna d о č’er’ uᴖm’iroslav’ic’а iᴖpotom pozvaš’a i rostov’ c’i kᴖsob’ě i id’e rostovu]

Прим.: знак   ᴖ используется дляобозначения единого фонетического словаuᴖm’iroslav’ic’а.

6. Праславянская реконструкция

       ожени сѧ - *gĕn- > ž’en по первой палатализации       

    кънѧзь - * kuning > kъn ʹ ęd ʹ z ʹ > kъn ʹ ęz ʹ > kъn ʹ äz ʹ. z ʹ из * g по III прогрессивной ассимиляции.

 

       7.  Грамматический разбор

       а) морфологический разбор:

       О жени сѧ – глагол 3 лица ед. в форме простого аориста (равен чистой основе инфинитива оженити сѧ), основа наст. вр. IV типа.

       Кнзь – слово сокращено и стояло под титлом, полное написание кънѧзь, основа на – jo, в им. пад. ед. ч. муж. рода.

       Поя – инф. пояти «взять», 3 л. ед числа простого аориста. Основа наст времени 1 типа – поим-.

       Дъчерь – сущ. дъчи, ист. основа на согл., жен. рода, стоит в форме вин. пад.

       Потомь – наречие, обр. сочетанием предлога по и формы мест. пад. ед. ч. ср. рода неличного местоимения твердого варианта то. В русском языке в формах склонения и спряжения произошло несистемное отвердение конечного м’.

        И – неличное местоимение (нач. форма -*и), употребляется в косвенных падежах для указания на 3 лицо, стоит в форме муж. рода вин. падежа.

       б) синтаксический разбор:

       Тоиж  весне – (буква ж вынесенная под каморой над строкой является сокращением и обозначает частицу же). В древнерусском языке в значении обстоятельства времени могли употребляться в отличие от современного и род. и мест. падежи

       Иде ростову – использован в значении направления движения дат. пад. без предлога. Полагают, что беспредложный оборот обозначал направление к данному пункту с заходом в него, а оборот с предлогом къ обозначал направление к данному пункту без захода в него.

 

В. Вопросы для самопроверки

Введение

 1.Дать определение терминам: генеалогическая и типологическая классификация языков.

 2. Назовите индоевропейские языки.

 3. Что такое sətem и kentum – языки?

 4. Назовите эти языки.

 5 Приведите примеры слов с данными фонетическими характеристиками.

 6. Хронология индоевропейского периода (ориентировочно - века).

 7. Что понимают под определением «балто-славянский период языка»?

 8. Назовите фонетические процессы, разделившие балтов и славян.

 9. Что понимают под студенческим названием «закон ruki»?

10. Тождественны ли термины общеславянский язык и праславянский язык?

11. Под гипотезой ностратические языки что подразумевают?

12. Хронология общеславянского периода?

13.Внутриязыковые и экстралингвистические причины распада общеславянского языка.

14. Почему в учебниках период распада общеславянского единства иллюстрируют на примере имени Карла Великого? (Найдите вехи его жизни: рождение – король франков – император Священной Римской империи – смерть).

15. Когда и почему приняла крещение Болгария?

16. Почему все студенты-филологи России изучают чужой южнославянский по происхождению древнеболгарский язык?

17. Почему его, везде, кроме Болгарии, называют старославянским языком?

 18. Назовите три группы современных славянских языков. Какие языки к ним относятся?

19. Совпадают ли значения терминов старославянский язык и церковнославянский язык?

20. Когда и почему приняла крещение Русь?

21. Что понимают под русским изводом церковнославянского языка?

22. Назовите источники изучения истории русского языка.

23. Назовите основные методы изучения истории языка.

24. Назовите крупнейших отечественных исследователей истории языка.

25. Назовите зарубежных славистов, занимавшихся проблемами истории русского языка.

 26. Кем впервые из русских учёных был применён сравнительно-исторический метод и положено начало подлинно научного изучения старославянского языка?

27. Что такое лингвистическая география и каково ее значение для истории языка?

28. Когда применяются методы структурного анализа, сопоставительно-типологический и синхронного среза?

29. Докажите, был ли восточнославянский язык?

30. Совпадает ли термин восточнославянский язык по объему с термином древнерусский язык?

31. Совместимы ли термины великорусский язык и старорусский язык?

32. Хронология старорусского языка.

33. Когда возникает русский национальный язык?

34. Язык Древней Руси является ли национальным языком русского народа?

35. Что такое идиом?

36. В каких работах М.В. Ломоносов высказывал свои соображения о происхождении старославянского языка, его месте и роли в развитии литературных славянских языков?

Графика

31.Каково в кириллице количество букв, обозначавших специфические славянские звуки, которых не было в греческом языке?

32.Какие кириллические буквы пишутся лигатурами и диграфами?

33.Кто, когда и почему меняют алфавиты?

34. Почему в алфавитах не совпадает количество букв и фонем?

35. Где, в каких странах сейчас (!) используется кириллица?

37.Как обозначался на письме звук [ j]?

38. Как можно обозначить и как обозначают русские мягкие согласные в латинице?

39. Какие надстрочные знаки использовались в древнерусском письме?

40 Напишите свой день, месяц и год рождения по-церковнославянски, по-римски и по-арабски.

 

Фонетика

41. Что значит политоническая интонация?

42. Объясните, что понимают под консонантизацией языка?

43. Кратко объясните этапы консонантизации русского языка в диахронии.

44. Назовите универсалии при описании фонетических систем языков мира?

45. Какие фонетические универсалии присуще древнерусскому языку ранней поры?

46. Какие универсалии в области гласных исчезли в русском языке в исторический период?

47. Дайте графическое изображение всех фонем русского языка по восходящей звучности.

48. Почему r, l, n, m называются сонорными?

49. Какие звуки могут выступать в роли глайдов и почему?

50. Напишите в транскрипции фонетическое содержание, скрывающееся за буквами В, Г, J; приведите примеры их реализации в русском языке.

51. Используя «решетку Валеева», приведите примеры внутри- и межъязыковой мены гласных и согласных.

52. Разбейте текст на слоги: Праздьныи же не ясть.

                                         Мати зълъмъ лѣность.

                                         Медъ въ веселиѤ дано быстъ

                                         Богъмь а не на пияньстьво

                                         Сътворено бысть

51. Напишите этот текст до падения редуцированных в фонетической и фонематической транскрипциях.

52.Фонетически, что скрывается под Н - восьмеричным и I – десятеричным?

53. Объясните, что значит и-неслоговое?

54. Что значит гласные полного образования?

55. Дайте физиологическое и акустическое объяснение исчезновения сверхкратких.

56. Что значит, когда говорят: «После падения редуцированных позиционное изменение редуцированных изменилось на качественное изменение»?

57. Почему стало возможным такое написание в Смоленской грамоте 1229 г: како то боудѣте всемъ, напишите текст правильно до падения редуцированных.

58. Почему после падения редуцированных разошлось произношение русского и украинского языков в таких случаях как конь - кінь, мед - мід

59. Объясните на примерах слов веревка, остолоп действие явления второе полногласие.

60. Объясните явление «компенсационного удлинения» после падения редуцированных в конце слов, оканчивающихся на n, l, r.

61. Какие изменения происходили в праславянских сочетаниях *tort, tolt, tert, telt по закону открытого слога?

62. Привести старославянские, русские, польские соответствия праславянским *borda, *gordъ, *vorta, *golsъ.

 63. Под влиянием какой тенденции произошла перестановка (метатеза) звуков в рассматриваемых сочетаниях?

 64. Транскрибируйте слова до падения редуцированных Игорь, иголка; объясните расхождение в природе начального и в этих словах. Как произносится иголка в других славянских языках? Объясните. Приведите примеры

65. В какой группе славянских языков развились неполногласные сочетания, а в какой - полногласные?

66. Какие изменения произошли в праславянских сочетаниях *tъrt, tъlt, tьrt, tьlt по закону открытого слога в истории русского языка?

67. Качество Ђ в древнерусском языке, русских диалектах и других восточнославянских языках?.

68. Что Вы понимаете под веляризацией и лабиовеляризацией фонем?

69. Как повлиял лабиовелярных характер русских твердых фонем на лабиализацию е?

70. Возможно ли говорить о трех этапах лабиализации е?

71. Почему при образовании полногласных сочетаний в русском языке в сочетаниях как * helm возникло произношение как шелом и шолом, а не шелем?

72. Этапы «третьей лабиализации е».

73. Фонетические предпосылки лабиализации.

74. Морфологизация явления и прекращение перехода е > о.

75. Гиперкорректный переход е > о.

76. Перечислить и объяснить случаи отсутствия перехода е > о.

77. Был ли в истории русского языка ô и когда и почему он возник?

78. Как связана судьба ô с судьбой ĕ.

79. Причины отвердения ш, ж, ц в литературном языке.

80 Произношение этих фонем в русских диалектах и белорусском языке?

81. Всегда ли русский щ имеет книжно-славянское происхождение?

82 Основные диалектные особенности русских говоров.

83 Какие фонологические условия необходимы для вторичной палатализации русских согласных?

84. Почему произошло смягчение согласных внутри морфем как м ел, м ель, т ина..?

85. Почему в русском литературном языке так много нарушений ассимиляционных явлений по твердости-мягкости: tť не переходит в ťť, ťt не переходит в tt?

88. Все ли русские говоры знают губно-зубной в?

89. Почему в русском просторечии можно услышать фулиган, куфня?).

90. Ареал аканья.

91. Гипотеза А. А. Шахматова о происхождении аканья.

92 Субстратная теория Лыткина о происхождении аканья.

93. Гипотеза общеславянского происхождения аканья Георгиева.

94. Что такое аканье - яканье?

 

При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене/зачете.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ЧелГУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла,

– в печатной форме на языке Брайля.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

       Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, в письменной форме на языке Брайля, устно с использованием услуг сурдопереводчика);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в печатной форме шрифтом Брайля, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю) может проводиться в несколько этапов. Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература*

№№                          Название Кол-во экз. в ЧелГУ Место хранения
1 *Колесов В. В. История русского языка. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ; М.: Академия, 2013. 672 с.; 1-е изд. 2005. 2013 – 25 экз. 2005 – 4 экз. Чз 2 Кх – 1
  *Иванова М. В. Историческая грамматика русского языка. М.: Академия, 2011. 35 Аб 2 Чз 2 Кх – 2

Дополнительная литература

 

                           Название Наличие в ЧелГУ Место хранения
1 *Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. – М.: Просвещение, 4-е изд. 1995; 3-е изд. 1990. 4-е изд.-95 3-е изд.- 105 Аб 2
2 *Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. М.: Высш. шк., 1991; 2-е изд. М., 1996. 1 изд. – 49 2 изд. - 1 Аб 2
3 *Хрестоматия по истории русского языка / Авт.-сост. В. В. Иванов и др. М.: Просвещение, 1990. 147 Аб 2 Чз 2
4 *Сборник упражнений по истории русского языка / Е. Н. Иваницкая и др. М.: Просвещение, 1986. 28 Аб 2 Чз 2
5 *Черных П. Я. Историческая грамматика русского языка. М.: Учпедгиз, 1954 4 Чз 2 Аб 2
6 *Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. М.: Изд-во АН СССР, 1965. 11 Аб. 2
7 *Иванов В.В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. 11 Аб 2
8 *Марков В. М. Историческая грамматика русского языка: именное склонение. М.: Высш. шк., 1974. 28 Аб 2
9 *Можейко Н. С.Древнерусский язык. 3-е изд. Минск: Вышэйша шк., 1988. 47 Аб 2
10 *Хабургаев Г. А. Очерки исторической морфологии русского языка: имена. М.: Изд-во МГУ, 1990. 1 Каб.р.я.
11 *Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка: сборник упражнений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1965. 2 Чз 2

Словари

Название Кол-во экз. в ЧелГУ Место хранения
1 *Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка.- М., 1910 – 1914. Репринт. – М., 1959 3 Чз 2
2 *Словарь русского языка XI – XVII вв. Т. 1 – XXVI. М.: Наука, 1974 – 2002. Т.12,17 Т.19 Аб 2 Чз 2
3 *Словарь русского языка XVIII в. Т. 1 – 13.- СПб.: Наука, 1984 – 2003. 2 Чз 2 Аб 2
4 *Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка Т. I – III.- М., 1958. Репринт. – М.: Книга, 1989. 1 Чз 2
5 *Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I - IV. – М.: Прогресс, 1987. 4 Чз 2 Аб 2
6 *Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т.- М.: Рус. яз., 1999. 1 Чз 2
7 *Этимологический словарь славянских языков: праславянский лексический фонд / под. ред. О.Н.Трубачева. Вып. 1 – 33.- М.: Наука, 1974 – 2007. 7 разн. томов Чз 2

 

* Литература, имеющаяся в библиотеке ЧелГУ.

 

Для освоения дисциплины (модуля) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья необходимо наличие не менее одного наименования основной учебной литературы и не менее трех источников дополнительной литературы в виде электронного документа в фонде библиотеки, электронно-библиотечных системах или на специализированных сайтах сети «Интернет». 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.