Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-11-19 | 575 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
- Мы ее сами озаглавим, хорошо? Скорее читай!
***
... На горе стоял дом - с трубой и с крыльцом, с печкой для кота, с шестком для петуха, с хлевом для коровы, с конурой для собаки и с новыми тесовыми воротами.
Вечером из трубы пошел дым, на крыльцо вышла бабка, на печку влез кот, на шесток взгромоздился петух, в хлеву захрустела сеном корова, у конуры уселась собака - и все стали ждать ночи.
А когда наступила ночь, из-под лопуха вылез маленький лягушонок. Он увидел синий колокольчик, сорвал его и побежал по двору. И над двором повис голубой звон.
- Кто это звонит? - спросила бабка. - Это ты, кот? Это ты, петух?
Это ты, корова?..
А лягушонок все бегал и бегал, и голубой звон поднимался все выше и выше, и скоро он повис не только над двором, но и над всей деревней.
- Кто это, кто это так звонит? - спрашивали люди. И повыбегали на улицу, и стали смотреть в звездное небо и слушать голубой звон.
- Это звенят звезды, - сказал мальчик.
- Нет, это ветер, - сказала девочка.
- Это просто звенит тишина, - сказал глухой дед.
А лягушонок бегал без устали, и голубой звон поднялся уже так высоко, что его слушала вся земля.
-Зачем ты звенишь? - спросил у лягушонка кузнечик.
- Это не я звеню, - ответил лягушонок. - Это синий колокольчик звенит.
- А зачем ты звонишь? - не унимался кузнечик.
- Как зачем? - удивился лягушонок. - Не всем же спать на печи и жевать сено. Кто-то ведь должен звонить в колокольчик...
- Чтобы озаглавить произведение, надо определить, что для нас самое главное в нем.
- ЗаГОЛОВок, ГОЛОВа, ГЛАВный, заГЛАВие... - Я обнаружил, что эти слова похожи!
- И не случайно, ведь заголовок - это начало текста, "входная дверь" в текст. Через него мы проникаем в самую суть рассказа или стихотворения.
|
- Значит, заголовок - подсказка?
- Часто подсказка. Иногда - загадка, чтобы завлечь умного читателя.
+++ Итак, Малыш, о чем эта короткая сказка? +++
- О том, как лягушонок бегал и звонил в волшебный колокольчик.
- Верно. Но заглавие должно быть кратким, лаконичным.
- Тогда назовем сказку "Лягушонок".
- Неплохое название, но оно не точное. Ведь эта сказка не просто описывает жизнь лягушонка. Очень важно, что он ведет себя не как все, что он - ЗВОНИТ!
- А "Звонящий лягушонок" - подходит?
- Вполне, только здесь недостает поэтичности, той самой загадки... По-моему, самое лучшее название - "Голубой звон". Оно и лаконично, и загадочно, и красиво. Да еще точно передает смысл сказки: голубой звон - это красота нашего мира, без нее нельзя жить!
+++ Как ты понимаешь, что это за звон такой - "голубой"?
Постарайся его исполнить, пропеть или передать красками. Подбери определения к этому звону, расскажи, как он звенит, какое настроение передает. +++
-Оказывается, о звуках можно говорить, как о чём-то вещественном, о том, что можно увидеть или пощупать! Тогда особенно красивыми получаются описания. Вот, например, как сказал японский поэт Бусон:
Уходя с колокольни,
О, какой он прохладный,
Этот звук колокольный.
+++ Попробуй вместе с родителями описать различные звуки при помощи других органов чувств: зрения (цвет), обоняния (запах), осязания (какой звук на ощупь), вкуса. Начните с простейших звуков (стука, звона, скрипа, плеска, чириканья, и т. д.), а затем перейдите к описанию...музыки, различных мелодий. Самые интересные эпитеты записывайте в блокнот).+++
+++Подумай, чем похожи обе сказки Сергея Козлова. Сравни занятия Ежика с Медвежонком и Лягушонка. Бессмысленны ли они? Зачем нам нужны звезды над головой? Придумай свой ответ на вопрос кузнечика, свое окончание сказки. +++
|
+++ Кто же ЗВОНИТ и кто ЗВЕНИТ? В чем разница между этими словами? Знаешь ли, кстати, как правильно их произносить? (ударение только на второй слог.)+++
+++ Перечитывая сказку, найди слова-действия голубого звона. Что с ним происходило? Что он делал? (Повис, поднимался, поднялся) Почему нам это непривычно? +++
Станция следующая. Как «оживает» природа в стихах.
А сегодня, Малыш, мы с тобой почитаем стихи-пейзажи. И не просто почитаем, а проследим, как поэты оживляют природу.
- Ух ты, а как они это делают?
- Давай попробуем понять. Для этого внимательно вчитаемся в каждую строчку.
* * *
Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога.
От воды туман и сырость. Ей сегодня примечталось,
Колесом за сини горы Что совсем-совсем немного
Солнце тихое скатилось. Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Это стихотворение Сергея Есенина. Как видишь, оно состоит из трёх частей - из трёх четверостиший. +++ Возьми краски и в своём блокноте нарисуй к каждой части иллюстрацию. Что хочется изобразить в первом случае? Во втором? В третьем? +++
Правильно, самое главное в первой части - солнце, во второй - дорога, в третьей - месяц-жеребёнок. Но заметил ли ты, что и солнце, и дорога, и месяц у поэта получились какими-то сказочными? Здорово, если тебе удалось передать это на рисунках! Что же придаёт сказочность этим природным явлениям? Их оживляют слова, которые передают их действия!
+++Подчеркни, Малыш, эти слова. +++
Правильно, дорога у Есенина дремлет, мечтает, месяц запрягается в сани, а солнышко скатывается колесом за сини горы. Они оживают!! Поэт как бы очеловечивает их, ведь они выполняют то, что может делать только человек. Учёные называют это ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ: природа в стихах приобретает живое лицо.
+++Как ты думаешь, для чего? Попробуй измени слова стихотворения на самые обычные, которыми принято говорить о солнце, дороге...+++
|
Получится примерно так: Солнце опускается за горизонт, лежит дорога, светит месяц. Интересно это читать? Вот то-то же! Исчезла поэтическая картина, всё окаменело, стерлись краски. Пропало настроение, с которым осенняя природа ждёт зимы.
+++ Оглянись вокруг, Малыш, и представь, что ты добрый волшебник. Твоя волшебная палочка - это оживляющее СЛОВО. Придумай такие слова для тех предметов, явлений природы, которые ты видишь. Заведи отдельную страничку в блокноте, куда ты будешь время от времени выписывать «ожившие» сочетания слов, придуманные тобой или просто понравившиеся тебе, взятые у других авторов.+++
Прослушай ещё несколько стихотворных строк разных поэтов, закрыв глаза (Пусть кто-то из взрослых медленно, выразительно тебе прочитает, а ты постарайся «увидеть» картинку и потом рассказать, что тебе представилось)
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР С ДОБРЫМ УТРОМ!
Знать, солнышко утомлено: Задремали звёзды золотые,
За горы прячется оно; Задрожало зеркало затона,
Луч погашает за лучом Брезжит свет на заводи речные
И, алым тонким облачком И румянит сетку небосклона.
Задёрнув лик усталый свой,
Уйти готово на покой. Улыбнулись сонные берёзки,
В.А. Жуковский Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С. А. Есенин
ЛЕС
Что, дремучий лес,
Призадумался, -
Грустью тёмною:
Затуманился?
Что Бова-силач
|
Заколдованный УТЁС
С непокрытою Ночевала тучка золотая
Головой в бою, - На груди утёса-великана;
Ты стоишь - поник, Утром в путь она умчалась рано,
И не ратуешь По лазури весело играя;
С мимолётною Но остался влажный след в морщине
Тучей-бурею Старого утеса. Одиноко
Густолиственный Он стоит, задумался глубоко,
Твой зелёный шлем И тихонько плачет он в пустыне.
Буйный вихрь сорвал. М.Ю. Лермонтов
А.В. Кольцов
ПЛАЧУЩИЙ САД
Ужасный! - Капнет и вслушается,
Всё он ли один на свете
Мнёт ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель.
ВЕСНА
Весна, я с улицы, где тополь удивлён,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельём
У выписавшегося из больницы
Б.Л. Пастернак
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!