Вернёмся к творчеству Сергея Козлова - прочтём еще одну сказку. Только она без названия. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Вернёмся к творчеству Сергея Козлова - прочтём еще одну сказку. Только она без названия.

2019-11-19 575
Вернёмся к творчеству Сергея Козлова - прочтём еще одну сказку. Только она без названия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Мы ее сами озаглавим, хорошо? Скорее читай!

                                                 ***

... На горе стоял дом - с трубой и с крыльцом, с печкой для кота, с шестком для петуха, с хлевом для коровы, с конурой для собаки и с новыми тесовыми воротами.

Вечером из трубы пошел дым, на крыльцо вышла бабка, на печку влез кот, на шесток взгромоздился петух, в хлеву захрустела сеном корова, у конуры уселась собака - и все стали ждать ночи.

А когда наступила ночь, из-под лопуха вылез маленький лягушонок. Он увидел синий колокольчик, сорвал его и побежал по двору. И над двором повис голубой звон.

- Кто это звонит? - спросила бабка. - Это ты, кот? Это ты, петух?

Это ты, корова?..

А лягушонок все бегал и бегал, и голубой звон поднимался все выше и выше, и скоро он повис не только над двором, но и над всей деревней.

- Кто это, кто это так звонит? - спрашивали люди. И повыбегали на улицу, и стали смотреть в звездное небо и слушать голубой звон.

- Это звенят звезды, - сказал мальчик.

- Нет, это ветер, - сказала девочка.

- Это просто звенит тишина, - сказал глухой дед.

А лягушонок бегал без устали, и голубой звон поднялся уже так высоко, что его слушала вся земля.

-Зачем ты звенишь? - спросил у лягушонка кузнечик.

- Это не я звеню, - ответил лягушонок. - Это синий колокольчик звенит.

- А зачем ты звонишь? - не унимался кузнечик.

- Как зачем? - удивился лягушонок. - Не всем же спать на печи и жевать сено. Кто-то ведь должен звонить в колокольчик...

 

 - Чтобы озаглавить произведение, надо определить, что для нас самое главное в нем.

 - ЗаГОЛОВок, ГОЛОВа, ГЛАВный, заГЛАВие... - Я обнаружил, что эти слова похожи!

 - И не случайно, ведь заголовок - это начало текста, "входная дверь" в текст. Через него мы проникаем в самую суть рассказа или стихотворения.

- Значит, заголовок - подсказка?

- Часто подсказка. Иногда - загадка, чтобы завлечь умного читателя.

   +++ Итак, Малыш, о чем эта короткая сказка? +++

- О том, как лягушонок бегал и звонил в волшебный колокольчик.

- Верно. Но заглавие должно быть кратким, лаконичным.

- Тогда назовем сказку "Лягушонок".

- Неплохое название, но оно не точное. Ведь эта сказка не просто описывает жизнь лягушонка. Очень важно, что он ведет себя не как все, что он - ЗВОНИТ!

- А "Звонящий лягушонок" - подходит?

- Вполне, только здесь недостает поэтичности, той самой загадки... По-моему, самое лучшее название - "Голубой звон". Оно и лаконично, и загадочно, и красиво. Да еще точно передает смысл сказки: голубой звон - это красота нашего мира, без нее нельзя жить!

+++ Как ты понимаешь, что это за звон такой - "голубой"?

Постарайся его исполнить, пропеть или передать красками. Подбери определения к этому звону, расскажи, как он звенит, какое настроение передает. +++

 -Оказывается, о звуках можно говорить, как о чём-то вещественном, о том, что можно увидеть или пощупать! Тогда особенно красивыми получаются описания. Вот, например, как сказал японский поэт Бусон:

                                  Уходя с колокольни,

                                     О, какой он прохладный,

                                            Этот звук колокольный.

+++ Попробуй вместе с родителями описать различные звуки при помощи других органов чувств: зрения (цвет), обоняния (запах), осязания (какой звук на ощупь), вкуса. Начните с простейших звуков (стука, звона, скрипа, плеска, чириканья, и т. д.), а затем перейдите к описанию...музыки, различных мелодий. Самые интересные эпитеты записывайте в блокнот).+++

 +++Подумай, чем похожи обе сказки Сергея Козлова. Сравни занятия Ежика с Медвежонком и Лягушонка. Бессмысленны ли они? Зачем нам нужны звезды над головой? Придумай свой ответ на вопрос кузнечика, свое окончание сказки. +++

+++ Кто же ЗВОНИТ и кто ЗВЕНИТ? В чем разница между этими словами? Знаешь ли, кстати, как правильно их произносить? (ударение только на второй слог.)+++

+++ Перечитывая сказку, найди слова-действия голубого звона. Что с ним происходило? Что он делал? (Повис, поднимался, поднялся) Почему нам это непривычно? +++

 

Станция следующая. Как «оживает» природа в стихах.

А сегодня, Малыш, мы с тобой почитаем стихи-пейзажи. И не просто почитаем, а проследим, как поэты оживляют природу.

  - Ух ты, а как они это делают?

- Давай попробуем понять. Для этого внимательно вчитаемся в каждую строчку.

                                       * * *                 

Нивы сжаты, рощи голы,       Дремлет взрытая дорога.

От воды туман и сырость.      Ей сегодня примечталось,

Колесом за сини горы             Что совсем-совсем немного

Солнце тихое скатилось.     Ждать зимы седой осталось.

 

                      Ах, и сам я в чаще звонкой

                      Увидал вчера в тумане:

                      Рыжий месяц жеребёнком                                                                                                                                                             

                          Запрягался в наши сани.   

 

  Это стихотворение Сергея Есенина. Как видишь, оно состоит из трёх частей - из трёх четверостиший. +++ Возьми краски и в своём блокноте нарисуй к каждой части иллюстрацию. Что хочется изобразить в первом случае? Во втором? В третьем? +++

   Правильно, самое главное в первой части - солнце, во второй - дорога, в третьей - месяц-жеребёнок. Но заметил ли ты, что и солнце, и дорога, и месяц у поэта получились какими-то сказочными? Здорово, если тебе удалось передать это на рисунках! Что же придаёт сказочность этим природным явлениям? Их оживляют слова, которые передают их действия!

+++Подчеркни, Малыш, эти слова. +++

Правильно, дорога у Есенина дремлет, мечтает, месяц запрягается в сани, а солнышко скатывается колесом за сини горы. Они оживают!! Поэт как бы очеловечивает их, ведь они выполняют то, что может делать только человек. Учёные называют это ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ: природа в стихах приобретает живое лицо.

+++Как ты думаешь, для чего? Попробуй измени слова стихотворения на самые обычные, которыми принято говорить о солнце, дороге...+++

 Получится примерно так: Солнце опускается за горизонт, лежит дорога, светит месяц. Интересно это читать? Вот то-то же! Исчезла поэтическая картина, всё окаменело, стерлись краски. Пропало настроение, с которым осенняя природа ждёт зимы.

+++ Оглянись вокруг, Малыш, и представь, что ты добрый волшебник. Твоя волшебная палочка - это оживляющее СЛОВО. Придумай такие слова для тех предметов, явлений природы, которые ты видишь. Заведи отдельную страничку в блокноте, куда ты будешь время от времени выписывать «ожившие» сочетания слов, придуманные тобой или просто понравившиеся тебе, взятые у других авторов.+++

Прослушай ещё несколько стихотворных строк разных поэтов, закрыв глаза (Пусть кто-то из взрослых медленно, выразительно тебе прочитает, а ты постарайся «увидеть» картинку и потом рассказать, что тебе представилось)

  ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР                     С ДОБРЫМ УТРОМ!                              

 Знать, солнышко утомлено: Задремали звёзды золотые,

 За горы прячется оно;         Задрожало зеркало затона,

 Луч погашает за лучом       Брезжит свет на заводи речные

 И, алым тонким облачком   И румянит сетку небосклона.

 Задёрнув лик усталый свой,          

 Уйти готово на покой.          Улыбнулись сонные берёзки,

    В.А. Жуковский            Растрепали шёлковые косы.

                                                 Шелестят зелёные серёжки,

                                                 И горят серебряные росы.

 

                                      У плетня заросшая крапива

                                            Обрядилась ярким перламутром

                                            И, качаясь, шепчет шаловливо:

                                             «С добрым утром!» 

                                                                    С. А. Есенин

 

          

        ЛЕС

Что, дремучий лес,                  

   Призадумался, -               

Грустью тёмною:

Затуманился?

Что Бова-силач                                                        

Заколдованный                                          УТЁС                       

С непокрытою                   Ночевала тучка золотая

Головой в бою, -                На груди утёса-великана;

Ты стоишь - поник,           Утром в путь она умчалась рано,

И не ратуешь                     По лазури весело играя;

  С мимолётною             Но остался влажный след в морщине

  Тучей-бурею                     Старого утеса. Одиноко  

Густолиственный             Он стоит, задумался глубоко,

Твой зелёный шлем          И тихонько плачет он в пустыне.  

Буйный вихрь сорвал.                          М.Ю. Лермонтов                                        

     А.В. Кольцов

 

ПЛАЧУЩИЙ САД

Ужасный! - Капнет и вслушается,

Всё он ли один на свете

Мнёт ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель.

 

ВЕСНА

Весна, я с улицы, где тополь удивлён,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельём

У выписавшегося из больницы

                           Б.Л. Пастернак

                                                     


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.