Вот как, словом можно передать всё. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вот как, словом можно передать всё.

2019-11-19 198
Вот как, словом можно передать всё. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вот как, словом можно передать всё.

                              РУССКИЙ ЯЗЫК

     Язык, великолепный наш язык.

     Речное и степное в нём раздолье.

     В нём клёкоты орла и волчий рык,

     Напев, и звон, и ладан богомолья.

 

     В нём воркованье голубя весной,

     Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.

     Берёзовая роща, свет сквозной.

     Небесный дождь, просыпанный по крыше.

 

     Костёр бродяг за лесом, на горе.

     Про Соловья-разбойника былины.

     «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.

     В саду осеннем красный гроздь рябины...

                                                         К. Бальмонт.

С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Всё собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

     Станция следующая. Стихи, помогающие играть.

          Считалки, скороговорки, дразнилки.

Чтобы поиграть, надо сначала посчитаться.

***                                                 ***

- Заяц белый,                            Дора, Дора, помидора,

 Куда бегал?                               Мы в саду поймали вора.

- В лес дубовый!                        Стали думать и гадать,

- Что там делал?                         Как же вора наказать.

- Лыко драл!                               Мы связали руки, ноги

- Куда клал?                                И пустили по дороге.

- Под колоду.                              Вор шёл, шёл, шёл

- Кто украл?                                И корзиночку нашёл.

- Родион!                                     В этой маленькой корзинке

-Шишел-вышел,                         Есть рисунки и картинки.

 Вон пошёл!                                Раз, два, три!

                                              Кому хочешь - дари!

-Ой, родные мои считалочки! Сколько я их знаю - не пересчесть!

 - И все они похожи на воздушный шарик: в них не важен смысл-ядрышко, и часто его вовсе нет.

 - Действительно, что это за Дора-помидора, почему зайчик лыко клал под колоду, а вор вместо наказания получил корзиночку? Ничего не понятно!

 +++ Хорошо ли это, как ты думаешь, малыш?+++

 -Да и не требуется здесь ничего понимать: считалки нужны для удобного счёта перед игрой. В игре ведь важно распределить роли: кому искать, кому прятаться. А считалки это делают весело, они смешат нас своей бессмыслицей, «неправильностью»

 - И считалки делят играющих справедливо: сегодня я, а завтра ты. Никому не обидно.

 -Считалки пришли к нам из глубокой древности. Тогда считались не дети, а взрослые. Кто пойдёт охотиться на мамонта и будет рисковать жизнью? А кому оставаться сторожить очаг? Считалки и тогда часто состояли из непонятных, загадочных слов. Они были похожи на магические заклинания. Самое главное в них - чередование ударений, чёткий РИТМ.

 - Чтобы на каждое ударение я смог коснуться рукой одного человека, «посчитать» его.

 Послушайте, какой ритм у следующих считалок:

      ***                                           ***

Ахи, ахи, ахи-ох,                        Трынцы-брынцы, бубенцы,

Баба сеяла горох.                        Раззвонились удальцы,

Уродился он густой,                   Диги, диги, диги, дон,

Мы помчимся, ты постой!          Выходи скорее вон!

По каким строчкам в каждой из этих считалок легко определить их ритм? Раздели эти строки на части. Сколько их получилось? Прохлопай ритм каждой считалки ладошкой.

+++Вспомни или придумай свои считалки с таким началом:

«Раз, два, три, четыре, пять...»;   «Раз, два, три, четыре...»      

Считалки все разные, но конец у них обязательно... Как ты думаешь, какой? Что общего у всех считалок в мире?

 

А вот ещё «воздушные шары»! Как их много!

                   ***                                         ***

     На дворе растёт трава,   Променяла Прасковья карася

     На траве стоят дрова,     На три пары полосатых поросят.

     Не руби дрова                 Побежали поросята по росе,

     На траве двора.               Простудились поросята, да не все.

 

 

       ***                                                          ***

Толком толковать,                                На дуб не дуй губ,               

Да без толку расперетолковывать       Не дуй губ на дуб.

                                       ***

          Колотил Клим в один блин клин.

Ну-ка, повторите! Догадались, что это? СКОРО-ГОВОРКИ! Какая тебе кажется самой смешной? А самой сложной для произнесения?

Это тоже игра, игра «Кто лучше, чётче и быстрее». Что же здесь главное, а, малыш? Верно ведь, не смысл?

 -В некоторых из них, как и в считалках, имеется ритм.

- Но не в нём прелесть скороговорки. Она должна быть... трудной, чтобы не у всякого получалось её                                              произнести.

+++Подумай, что делает труднопроизносимой каждую скороговорку.+++

-Я понял! ЗВУКИ! Им нельзя стоять рядом. Их сочетания «мучают» наш рот, не проговариваются без тренировки.

+++Обведи эти особенные «трудные» звуки во всех скороговорках. Заметил, что часто они повторяются?+++

Правильно, в скороговорке тоже важна оболочка - ЗВУК,- а не содержание. Очень часто в скороговорке используют звукоподражание:

АРХип оХРип, Осип осип (сочетание звуков напоминает хрип)                

 ОкОЛО кОЛа бьют в кОЛОкОЛа (протяжное переливчатое оканье

Что сближает сказку Козлова и стихотворение Маяковского?

(Какое общее желание, мысль?)

А вот другой образ, рожденный звёздным небом - трогательно-лирический:

...Звёзды слезами текут с небосклона ночного, +++Нарисуй это+++

Плачет Господь, рукава прижимая к очам.       

Это сказал поэт Иван Бунин. Грустно, но очень красиво!

Кто рассказывает о себе в этом стихотворении, обращается к ветрам? Какой характер у листьев? Как они сами себя называют и почему? Зачем в последней строфе автор использовал так много восклицательных знаков?

+++ Подумай, Малыш, в каком темпе надо читать это стихотворение? Случайно ли строчки в нём такие короткие? Придумай к нему мелодию и попробуй его напеть, передавая своей интонацией жизнерадостность, легкомысленность, невесомое трепетание листвы.+++

 

                              АВТОМОБИЛИЩЕ

            - Мне, автомобилищу, чего бы не

                                     забыть ещё?

             Вычистили, вымыли, бензином

                                  напоили.

              Хочется мешки возить. Хочется

                                   пыхтеть ещё.

              Шины мои толстые - я слон

                                       автомобильный.

              Что-то мне не терпится -

              Накопились силища,

              Накопились силища -

              Я автомобилище.

              Ну-ка покатаю я охапку пионеров

                                                   Осип Мандельштам

 

                                  КАЛОША

Для резиновой калоши             Ей всего на свете хуже

Настоящая беда,                        В чистой комнате стоять:

Если день - сухой, хороший    То ли дело шлёпать в луже,

Если высохла вода.                   Через улицу шагать!

                                                              Осип Мандельштам

 

                                       ИНДЮК

Ф-фух!                                                Я индейский петух!

Я индейский петух!..                         Ф-фух!

Самый важный!                                 Самый важный...

Нос трёхэтажный...                           Нос трёхэтажный.

Грудь кораблем,                                Под носом - серёжки 

Хвост решетом...                               И сизые брошки.

Ф-фух!                                                Грудь кораблём, 

Ты балда-разбалда, оболтус-            Хвост решетом,

                        мальчишка,            Персидские ноги -

Ты балда, ты болтун, ты буян,          Прочь с дороги!..

                    ты глупышка!..          Ф-фух!

Ф-фух!

Ты что меня дразнишь?

                                                         Саша Черный

 - Ни индюк, ни, тем более, калоша или автомобиль не пишут стихов. Поэты говорят от их имени, и это необычно.

 - Но, как ни странно, мы им верим! Почему?

 - Если бы индюк умел говорить, он именно так дразнил бы своего обидчика-мальчишку. И калоша получилась «живая», настоящая! Ведь действительно скучно стоять без дела на обувной полке в погожие дни.

 - Значит, поэт не просто говорит за животного, он смотрит на всё его глазами: любит и ненавидит так же. Встает на его ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. И мы чувствуем душу героя, понимаем его характер.

+++ Представь себя, Малыш, героем одного из этих стихотворений и прочти его выразительно, стараясь передать характер индюка или автомобиля. Можешь сделать это на разные лады!+++

Ещё одно необычное стихотворение Саши Чёрного:

                                КРОКОДИЛ

Я угрюмый крокодил                На обед дают мне суп

И живу в зверинце.                    И четыре щуки:

У меня от сквозняка                   Две к проклятым сторожам

Ревматизм в мизинце.                Попадают в руки.

          

Каждый день меня кладут        Ах, на нильском берегу 

В длинный бак из цинка,          Жил я без печали!

А под боком на полу                 Негры сцапали меня,

Ставят керосинку.                     С мордой хвост связали

 

Хоть немного отойдёшь            Я попал на пароход.

 И попаришь кости...                  Как меня тошнило!

Плачу, плачу целый день           У! Зачем я вылезал

И дрожу от злости...                   Из родного Нила?..

 

А сегодня, Малыш, приготовься услышать две печальные истории, сказку Андерсена и рассказ Достоевского. Оба писателя - датский сказочник и великий русский романист - обладали даром сострадания к униженным и обездоленным людям, особенно к детям. Они умели с сочувствием изобразить их на страницах своих произведений.

 

    Х. К. Андерсен. ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ

Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и тёмную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила её мать - вот какие они были большие, - и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из неё выйдет отличная люлька для его будущих детей.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки её покраснели и посинели от холода. В кармане её старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, а одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на её длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусём - ведь был канун Нового года. Вот о чём она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съёжилась, поджав под себя ноги. Но ей стало ещё холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьёт её; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Руки её совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонёк маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и... чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла её рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула ещё одной спичкой, спичка загорелась. Засветилась, и когда её отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусём, начинённым черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шёл прямо к бедной девочке, но... спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла ещё одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской ёлкой. Эта ёлка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на её зелёных ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но... спичка погасла. Огоньки стали уходить всё выше и выше и вскоре превратились в ясные звёздочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

«Кто-то умер»,- подумала девочка, потому что её недавно умершая старая бабушка, которая одна во всём мире любила её, не раз говорила ей: «Когда падает звёздочка, чья-то душа отлетает к богу».

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда всё вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветлённую, такую добрую и ласковую.

- Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе!

Я знаю, что ты уйдёшь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как тёплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая ёлка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, - они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щеках её играл румянец, на губах - улыбка, но она была мертва; она замёрзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мёртвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

- Девочка хотела погреться, - говорили люди.

И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

- Грустная история, правда? До слёз жаль девочку...

 - А я думаю, эта сказка хорошо закончилась. Ведь девочка перестала мучиться, её душа встретилась с бабушкой, вознеслась в рай. Это похоже на счастливый конец, как в любой сказке.

+++ А ты, Малыш, как считаешь? +++

 - И всё-таки, в народных сказках счастливый финал - это возвращение героев домой, свадьба, пир. А здесь что-то не то... Какой-то двойной финал: Девочка со спичками и умирает, и отправляется встречать Счастье.

 - Да ведь вся сказка Андерсена «двойная»: в ней два мира, они соприкасаются, но не мешают друг другу.

+++ Что это за миры, Малыш, как ты думаешь? Нарисуй Девочку в одном и в другом мире. +++

Почувствовал ли ты присутствие автора в сказке, его интонацию? Сказка Андерсена - это авторская сказка. Здесь важны не только события, действия. В отличие от народной сказки, в ней всё проникнуто настроением рассказчика. Автор высказывает своё отношение к происходящим событиям, иногда скрыто, иногда прямо...

 - Извините, что я вмешиваюсь, но я хочу добавить, что и сам автор иногда вмешивается в ход повествования, прерывает его. Например, в сказке бредёт по улицам девочка, а автор успевает нам рассказать, что туфли у неёбыли огромные, старые, доставшиеся от матери, вероятно, умершей, и как девочка их потеряла, и как озорник-мальчишка её дразнил...

Осмелишься прочесть?..

           А.С. Пушкин.            ЖЕНИХ

Три дня купеческая дочь

Наташа пропадала;

Она на двор на третью ночь                                                                

Без памяти вбежала.

С вопросами отец и мать

К Наташе стали приступать.

Наташа их не слышит,

Дрожит и еле дышит. 

 

Тужила мать, тужил отец,

И долго приступали,

И отступились наконец,

А тайны не узнали.

Наташа стала, как была,

Опять румяна, весела,

Опять пошла с сестрами

Сидеть за воротами.

 

Раз у тесовых у ворот,

С подружками своими,

Сидела девица - и вот

Промчалась перед ними

Лихая тройка с молодцом.

Конями, крытыми ковром,

В санях он, стоя, правит,

И гонит всех, и давит.

 

Он, поравнявшись, поглядел,

Наташа поглядела,

Он вихрем мимо пролетел,

Наташа помертвела.

Стремглав домой она бежит.

«Он! он! узнала! - говорит, -

Он, точно он! держите,

Друзья мои, спасите!»

 

Печально слушает семья,

Качая головою;

Отец ей: «Милая моя,

Откройся предо мною.                              +++Придумай слова, которыми

Обидел кто тебя, скажи,                                ты бы успокоил Наташу+++

Хоть только след нам укажи».

Наташа плачет снова.

И более ни слова.

 

На утро сваха к ним на двор

Нежданная приходит.

Наташу хвалит, разговор

С отцом её заводит:

«У вас товар, у нас купец;

Собою парень молодец,

И статный, и проворный,

Не вздорный, не зазорный.

 

Богат, умён, ни перед кем

Не кланяется в пояс,

А как боярин между тем

Живёт, не беспокоясь;

А подарит невесте вдруг

И лисью шубу, и жемчуг,

И перстни золотые,

И платья парчевые.

 

Катаясь, видел он вчера

Её за воротами;

Не по рукам ли, да с двора,

Да в церковь с образами?»

Она сидит за пирогом

Да речь ведёт обиняком,

А бедная невеста

Себе не видит места.

 

«Согласен, - говорит отец, -

Ступай благополучно,

Моя Наташа, под венец:

Одной в светёлке скучно.

Не век девицей вековать,

Не всё касатке распевать,                                

Пора гнездо устроить,                         +++Как ты понимаешь

Чтоб детушек покоить».                          эти слова+++

 

Наташа к стенке уперлась

И слово молвить хочет -

Вдруг зарыдала, затряслась,

И плачет. И хохочет.

В смятеньи сваха к ней бежит,

Водой студёною поит

И льёт остаток чаши

На голову Наташи.

 

Крушится, охает семья.

Опомнилась Наташа

И говорит: «Послушна я,

Святая воля ваша.

Зовите жениха на пир.

Пеките хлебы на весь мир,

На славу мёд варите

Да суд на пир зовите».

 

«Изволь, Наташа, ангел мой!

Готов тебе в забаву

Я жизнь отдать!» - И пир горой;

Пекут, варят на славу.

Вот гости честные нашли,  

За стол невесту повели;

Поют подружки, плачут,

А вот и сани скачут.

 

Вот и жених - и все за стол,

Звенят, гремят стаканы,

Заздравный ковш кругом пошёл;

Всё шумно, гости пьяны.

                  Жених

А что же, милые друзья,

Невеста красная моя

Не пьёт, не ест, не служит:

О чём невеста тужит?

 

Невеста жениху в ответ:

«Откроюсь наудачу.

Душе моей покоя нет,

И день, и ночь я плачу:

Недобрый сон меня крушит».

Отец ей: «Что ж твой сон гласит?

Скажи нам, что такое,

Дитя моё родное?»

 

«Мне снилось, - говорит она, -

Зашла я в лес дремучий,

И было поздно; чуть луна

Светила из-за тучи;

С тропинки сбилась я: в глуши

Не слышно было ни души,

И сосны лишь да ели

Вершинами шумели.

 

И вдруг, как будто наяву

Изба передо мною.

Я к ней, стучу - молчат. Зову -

Ответа нет; с мольбою

Дверь отворила я. Вхожу -

В избе свеча горит; гляжу -

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато».

 

         Жених

А чем же худ, скажи, твой сон?

Знать, жить тебе богато.

       Невеста

Постой, сударь, не кончен он.

На серебро, на злато,

На сукна, коврики, парчу,

На новгородскую камчу

Я молча любовалась

И диву дивовалась.

 

Вдруг слышу крик и конский топ...

Подъехали к крылечку.

Я поскорее дверью хлоп

И спряталась за печку.

Вот слышу много голосов...

Взошли двенадцать молодцов,

И с ними голубица

Красавица-девица.                                    

 

Взошли толпой, не поклонясь,

Икон не замечая;

За стол садятся, не молясь

И шапок не снимая.                                  

На первом месте брат большой,

По праву руку брат меньшой,

По леву голубица

Красавица-девица.

 

Крик, хохот, песни, шум и звон,

Разгульное похмелье...

              Жених

А чем же худ, скажи, твой сон?              +++Почему Жених так часто

Вещает он веселье.                                   перебивает Наташу?+++

      Невеста

Постой, сударь, не кончен он.

Идёт похмелье, гром и звон,

Пир весело бушует,

Лишь девица горюет.

 

Сидит, молчит, не ест, не пьёт

И током слёзы точит;

А старший брат свой нож берёт,

Присвистывая точит;

Глядит на девицу-красу,

И вдруг хватает за косу,

Злодей девицу губит,

Ей праву руку рубит.

 

«Ну, это, - говорит жених, -

Прямая небылица!

Но не тужи, твой сон не лих,

Поверь, душа-девица».

Она глядит ему в лицо.

«А это с чьей руки кольцо?» -

Вдруг молвила невеста,

И все привстали с места.

 

Кольцо катится и звенит,

Жених дрожит, бледнея;

Смутились гости. - Суд гласит:

Держи, вязать злодея!»

Злодей окован, обличён

И скоро смертию казнён.

Прославилась Наташа!

И вся тут песня наша.

                          Замирало сердечко от страха? В какой момент?

+++Целая вереница загадок преследует нас (и родителей Наташи). Перечисли их.+++ Когда происходит раскрытие тайн? Почему Наташа рассказывает обо всём не прямо, а как бы заслоняясь сном? Когда читатель начинает понимать, что это был не сон? Сравни повествование в первой части сказки и описание сна. Где действие развивается быстрее? Почему?

 -Я знаю! Автор хочет, чтобы мы...

 - Тс-с! Это ведь тоже секрет. Для малыша.

+++ Что Пушкин придумывает, чтобы ускорить или замедлить течение сюжета? Проследи по тексту, как это у него получается.

Какие черты русской народной сказки сохранились в этом произведении? (посмотри схему сюжета сказки)+++

+++А теперь, когда сказка прочитана и все страхи позади, попробуй пересказать её «с другого конца» - так, чтобы не было тайн.+++

Вот как, словом можно передать всё.

                              РУССКИЙ ЯЗЫК

     Язык, великолепный наш язык.

     Речное и степное в нём раздолье.

     В нём клёкоты орла и волчий рык,

     Напев, и звон, и ладан богомолья.

 

     В нём воркованье голубя весной,

     Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.

     Берёзовая роща, свет сквозной.

     Небесный дождь, просыпанный по крыше.

 

     Костёр бродяг за лесом, на горе.

     Про Соловья-разбойника былины.

     «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.

     В саду осеннем красный гроздь рябины...

                                                         К. Бальмонт.

С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Всё собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

     Станция следующая. Стихи, помогающие играть.

          Считалки, скороговорки, дразнилки.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.231 с.