Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-11-19 | 198 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вот как, словом можно передать всё.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье.
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.
Берёзовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Костёр бродяг за лесом, на горе.
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный гроздь рябины...
К. Бальмонт.
С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Всё собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.
Станция следующая. Стихи, помогающие играть.
Считалки, скороговорки, дразнилки.
Чтобы поиграть, надо сначала посчитаться.
*** ***
- Заяц белый, Дора, Дора, помидора,
Куда бегал? Мы в саду поймали вора.
- В лес дубовый! Стали думать и гадать,
- Что там делал? Как же вора наказать.
- Лыко драл! Мы связали руки, ноги
- Куда клал? И пустили по дороге.
- Под колоду. Вор шёл, шёл, шёл
- Кто украл? И корзиночку нашёл.
- Родион! В этой маленькой корзинке
-Шишел-вышел, Есть рисунки и картинки.
Вон пошёл! Раз, два, три!
|
Кому хочешь - дари!
-Ой, родные мои считалочки! Сколько я их знаю - не пересчесть!
- И все они похожи на воздушный шарик: в них не важен смысл-ядрышко, и часто его вовсе нет.
- Действительно, что это за Дора-помидора, почему зайчик лыко клал под колоду, а вор вместо наказания получил корзиночку? Ничего не понятно!
+++ Хорошо ли это, как ты думаешь, малыш?+++
-Да и не требуется здесь ничего понимать: считалки нужны для удобного счёта перед игрой. В игре ведь важно распределить роли: кому искать, кому прятаться. А считалки это делают весело, они смешат нас своей бессмыслицей, «неправильностью»
- И считалки делят играющих справедливо: сегодня я, а завтра ты. Никому не обидно.
-Считалки пришли к нам из глубокой древности. Тогда считались не дети, а взрослые. Кто пойдёт охотиться на мамонта и будет рисковать жизнью? А кому оставаться сторожить очаг? Считалки и тогда часто состояли из непонятных, загадочных слов. Они были похожи на магические заклинания. Самое главное в них - чередование ударений, чёткий РИТМ.
- Чтобы на каждое ударение я смог коснуться рукой одного человека, «посчитать» его.
Послушайте, какой ритм у следующих считалок:
*** ***
Ахи, ахи, ахи-ох, Трынцы-брынцы, бубенцы,
Баба сеяла горох. Раззвонились удальцы,
Уродился он густой, Диги, диги, диги, дон,
Мы помчимся, ты постой! Выходи скорее вон!
По каким строчкам в каждой из этих считалок легко определить их ритм? Раздели эти строки на части. Сколько их получилось? Прохлопай ритм каждой считалки ладошкой.
+++Вспомни или придумай свои считалки с таким началом:
«Раз, два, три, четыре, пять...»; «Раз, два, три, четыре...»
Считалки все разные, но конец у них обязательно... Как ты думаешь, какой? Что общего у всех считалок в мире?
|
А вот ещё «воздушные шары»! Как их много!
*** ***
На дворе растёт трава, Променяла Прасковья карася
На траве стоят дрова, На три пары полосатых поросят.
Не руби дрова Побежали поросята по росе,
На траве двора. Простудились поросята, да не все.
*** ***
Толком толковать, На дуб не дуй губ,
Да без толку расперетолковывать Не дуй губ на дуб.
***
Колотил Клим в один блин клин.
Ну-ка, повторите! Догадались, что это? СКОРО-ГОВОРКИ! Какая тебе кажется самой смешной? А самой сложной для произнесения?
Это тоже игра, игра «Кто лучше, чётче и быстрее». Что же здесь главное, а, малыш? Верно ведь, не смысл?
-В некоторых из них, как и в считалках, имеется ритм.
- Но не в нём прелесть скороговорки. Она должна быть... трудной, чтобы не у всякого получалось её произнести.
+++Подумай, что делает труднопроизносимой каждую скороговорку.+++
-Я понял! ЗВУКИ! Им нельзя стоять рядом. Их сочетания «мучают» наш рот, не проговариваются без тренировки.
+++Обведи эти особенные «трудные» звуки во всех скороговорках. Заметил, что часто они повторяются?+++
Правильно, в скороговорке тоже важна оболочка - ЗВУК,- а не содержание. Очень часто в скороговорке используют звукоподражание:
АРХип оХРип, Осип осип (сочетание звуков напоминает хрип)
ОкОЛО кОЛа бьют в кОЛОкОЛа (протяжное переливчатое оканье
Что сближает сказку Козлова и стихотворение Маяковского?
(Какое общее желание, мысль?)
А вот другой образ, рожденный звёздным небом - трогательно-лирический:
...Звёзды слезами текут с небосклона ночного, +++Нарисуй это+++
Плачет Господь, рукава прижимая к очам.
Это сказал поэт Иван Бунин. Грустно, но очень красиво!
Кто рассказывает о себе в этом стихотворении, обращается к ветрам? Какой характер у листьев? Как они сами себя называют и почему? Зачем в последней строфе автор использовал так много восклицательных знаков?
+++ Подумай, Малыш, в каком темпе надо читать это стихотворение? Случайно ли строчки в нём такие короткие? Придумай к нему мелодию и попробуй его напеть, передавая своей интонацией жизнерадостность, легкомысленность, невесомое трепетание листвы.+++
|
АВТОМОБИЛИЩЕ
- Мне, автомобилищу, чего бы не
забыть ещё?
Вычистили, вымыли, бензином
напоили.
Хочется мешки возить. Хочется
пыхтеть ещё.
Шины мои толстые - я слон
автомобильный.
Что-то мне не терпится -
Накопились силища,
Накопились силища -
Я автомобилище.
Ну-ка покатаю я охапку пионеров
Осип Мандельштам
КАЛОША
Для резиновой калоши Ей всего на свете хуже
Настоящая беда, В чистой комнате стоять:
Если день - сухой, хороший То ли дело шлёпать в луже,
Если высохла вода. Через улицу шагать!
Осип Мандельштам
ИНДЮК
Ф-фух! Я индейский петух!
Я индейский петух!.. Ф-фух!
Самый важный! Самый важный...
Нос трёхэтажный... Нос трёхэтажный.
Грудь кораблем, Под носом - серёжки
Хвост решетом... И сизые брошки.
Ф-фух! Грудь кораблём,
Ты балда-разбалда, оболтус- Хвост решетом,
мальчишка, Персидские ноги -
Ты балда, ты болтун, ты буян, Прочь с дороги!..
ты глупышка!.. Ф-фух!
Ф-фух!
Ты что меня дразнишь?
Саша Черный
|
- Ни индюк, ни, тем более, калоша или автомобиль не пишут стихов. Поэты говорят от их имени, и это необычно.
- Но, как ни странно, мы им верим! Почему?
- Если бы индюк умел говорить, он именно так дразнил бы своего обидчика-мальчишку. И калоша получилась «живая», настоящая! Ведь действительно скучно стоять без дела на обувной полке в погожие дни.
- Значит, поэт не просто говорит за животного, он смотрит на всё его глазами: любит и ненавидит так же. Встает на его ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. И мы чувствуем душу героя, понимаем его характер.
+++ Представь себя, Малыш, героем одного из этих стихотворений и прочти его выразительно, стараясь передать характер индюка или автомобиля. Можешь сделать это на разные лады!+++
Ещё одно необычное стихотворение Саши Чёрного:
КРОКОДИЛ
Я угрюмый крокодил На обед дают мне суп
И живу в зверинце. И четыре щуки:
У меня от сквозняка Две к проклятым сторожам
Ревматизм в мизинце. Попадают в руки.
Каждый день меня кладут Ах, на нильском берегу
В длинный бак из цинка, Жил я без печали!
А под боком на полу Негры сцапали меня,
Ставят керосинку. С мордой хвост связали
Хоть немного отойдёшь Я попал на пароход.
И попаришь кости... Как меня тошнило!
Плачу, плачу целый день У! Зачем я вылезал
И дрожу от злости... Из родного Нила?..
А сегодня, Малыш, приготовься услышать две печальные истории, сказку Андерсена и рассказ Достоевского. Оба писателя - датский сказочник и великий русский романист - обладали даром сострадания к униженным и обездоленным людям, особенно к детям. Они умели с сочувствием изобразить их на страницах своих произведений.
Х. К. Андерсен. ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ
Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и тёмную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила её мать - вот какие они были большие, - и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из неё выйдет отличная люлька для его будущих детей.
Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки её покраснели и посинели от холода. В кармане её старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, а одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!
|
Снежинки садились на её длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусём - ведь был канун Нового года. Вот о чём она думала!
Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съёжилась, поджав под себя ноги. Но ей стало ещё холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьёт её; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.
Руки её совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонёк маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и... чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла её рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечка.
Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.
Она чиркнула ещё одной спичкой, спичка загорелась. Засветилась, и когда её отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусём, начинённым черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шёл прямо к бедной девочке, но... спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.
Девочка зажгла ещё одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской ёлкой. Эта ёлка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на её зелёных ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но... спичка погасла. Огоньки стали уходить всё выше и выше и вскоре превратились в ясные звёздочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.
«Кто-то умер»,- подумала девочка, потому что её недавно умершая старая бабушка, которая одна во всём мире любила её, не раз говорила ей: «Когда падает звёздочка, чья-то душа отлетает к богу».
Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда всё вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветлённую, такую добрую и ласковую.
- Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе!
Я знаю, что ты уйдёшь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как тёплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая ёлка!
И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, - они вознеслись к богу.
Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щеках её играл румянец, на губах - улыбка, но она была мертва; она замёрзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мёртвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.
- Девочка хотела погреться, - говорили люди.
И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.
- Грустная история, правда? До слёз жаль девочку...
- А я думаю, эта сказка хорошо закончилась. Ведь девочка перестала мучиться, её душа встретилась с бабушкой, вознеслась в рай. Это похоже на счастливый конец, как в любой сказке.
+++ А ты, Малыш, как считаешь? +++
- И всё-таки, в народных сказках счастливый финал - это возвращение героев домой, свадьба, пир. А здесь что-то не то... Какой-то двойной финал: Девочка со спичками и умирает, и отправляется встречать Счастье.
- Да ведь вся сказка Андерсена «двойная»: в ней два мира, они соприкасаются, но не мешают друг другу.
+++ Что это за миры, Малыш, как ты думаешь? Нарисуй Девочку в одном и в другом мире. +++
Почувствовал ли ты присутствие автора в сказке, его интонацию? Сказка Андерсена - это авторская сказка. Здесь важны не только события, действия. В отличие от народной сказки, в ней всё проникнуто настроением рассказчика. Автор высказывает своё отношение к происходящим событиям, иногда скрыто, иногда прямо...
- Извините, что я вмешиваюсь, но я хочу добавить, что и сам автор иногда вмешивается в ход повествования, прерывает его. Например, в сказке бредёт по улицам девочка, а автор успевает нам рассказать, что туфли у неёбыли огромные, старые, доставшиеся от матери, вероятно, умершей, и как девочка их потеряла, и как озорник-мальчишка её дразнил...
Осмелишься прочесть?..
А.С. Пушкин. ЖЕНИХ
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
Тужила мать, тужил отец,
И долго приступали,
И отступились наконец,
А тайны не узнали.
Наташа стала, как была,
Опять румяна, весела,
Опять пошла с сестрами
Сидеть за воротами.
Раз у тесовых у ворот,
С подружками своими,
Сидела девица - и вот
Промчалась перед ними
Лихая тройка с молодцом.
Конями, крытыми ковром,
В санях он, стоя, правит,
И гонит всех, и давит.
Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
Стремглав домой она бежит.
«Он! он! узнала! - говорит, -
Он, точно он! держите,
Друзья мои, спасите!»
Печально слушает семья,
Качая головою;
Отец ей: «Милая моя,
Откройся предо мною. +++Придумай слова, которыми
Обидел кто тебя, скажи, ты бы успокоил Наташу+++
Хоть только след нам укажи».
Наташа плачет снова.
И более ни слова.
На утро сваха к ним на двор
Нежданная приходит.
Наташу хвалит, разговор
С отцом её заводит:
«У вас товар, у нас купец;
Собою парень молодец,
И статный, и проворный,
Не вздорный, не зазорный.
Богат, умён, ни перед кем
Не кланяется в пояс,
А как боярин между тем
Живёт, не беспокоясь;
А подарит невесте вдруг
И лисью шубу, и жемчуг,
И перстни золотые,
И платья парчевые.
Катаясь, видел он вчера
Её за воротами;
Не по рукам ли, да с двора,
Да в церковь с образами?»
Она сидит за пирогом
Да речь ведёт обиняком,
А бедная невеста
Себе не видит места.
«Согласен, - говорит отец, -
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец:
Одной в светёлке скучно.
Не век девицей вековать,
Не всё касатке распевать,
Пора гнездо устроить, +++Как ты понимаешь
Чтоб детушек покоить». эти слова+++
Наташа к стенке уперлась
И слово молвить хочет -
Вдруг зарыдала, затряслась,
И плачет. И хохочет.
В смятеньи сваха к ней бежит,
Водой студёною поит
И льёт остаток чаши
На голову Наташи.
Крушится, охает семья.
Опомнилась Наташа
И говорит: «Послушна я,
Святая воля ваша.
Зовите жениха на пир.
Пеките хлебы на весь мир,
На славу мёд варите
Да суд на пир зовите».
«Изволь, Наташа, ангел мой!
Готов тебе в забаву
Я жизнь отдать!» - И пир горой;
Пекут, варят на славу.
Вот гости честные нашли,
За стол невесту повели;
Поют подружки, плачут,
А вот и сани скачут.
Вот и жених - и все за стол,
Звенят, гремят стаканы,
Заздравный ковш кругом пошёл;
Всё шумно, гости пьяны.
Жених
А что же, милые друзья,
Невеста красная моя
Не пьёт, не ест, не служит:
О чём невеста тужит?
Невеста жениху в ответ:
«Откроюсь наудачу.
Душе моей покоя нет,
И день, и ночь я плачу:
Недобрый сон меня крушит».
Отец ей: «Что ж твой сон гласит?
Скажи нам, что такое,
Дитя моё родное?»
«Мне снилось, - говорит она, -
Зашла я в лес дремучий,
И было поздно; чуть луна
Светила из-за тучи;
С тропинки сбилась я: в глуши
Не слышно было ни души,
И сосны лишь да ели
Вершинами шумели.
И вдруг, как будто наяву
Изба передо мною.
Я к ней, стучу - молчат. Зову -
Ответа нет; с мольбою
Дверь отворила я. Вхожу -
В избе свеча горит; гляжу -
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато».
Жених
А чем же худ, скажи, твой сон?
Знать, жить тебе богато.
Невеста
Постой, сударь, не кончен он.
На серебро, на злато,
На сукна, коврики, парчу,
На новгородскую камчу
Я молча любовалась
И диву дивовалась.
Вдруг слышу крик и конский топ...
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спряталась за печку.
Вот слышу много голосов...
Взошли двенадцать молодцов,
И с ними голубица
Красавица-девица.
Взошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая;
За стол садятся, не молясь
И шапок не снимая.
На первом месте брат большой,
По праву руку брат меньшой,
По леву голубица
Красавица-девица.
Крик, хохот, песни, шум и звон,
Разгульное похмелье...
Жених
А чем же худ, скажи, твой сон? +++Почему Жених так часто
Вещает он веселье. перебивает Наташу?+++
Невеста
Постой, сударь, не кончен он.
Идёт похмелье, гром и звон,
Пир весело бушует,
Лишь девица горюет.
Сидит, молчит, не ест, не пьёт
И током слёзы точит;
А старший брат свой нож берёт,
Присвистывая точит;
Глядит на девицу-красу,
И вдруг хватает за косу,
Злодей девицу губит,
Ей праву руку рубит.
«Ну, это, - говорит жених, -
Прямая небылица!
Но не тужи, твой сон не лих,
Поверь, душа-девица».
Она глядит ему в лицо.
«А это с чьей руки кольцо?» -
Вдруг молвила невеста,
И все привстали с места.
Кольцо катится и звенит,
Жених дрожит, бледнея;
Смутились гости. - Суд гласит:
Держи, вязать злодея!»
Злодей окован, обличён
И скоро смертию казнён.
Прославилась Наташа!
И вся тут песня наша.
Замирало сердечко от страха? В какой момент?
+++Целая вереница загадок преследует нас (и родителей Наташи). Перечисли их.+++ Когда происходит раскрытие тайн? Почему Наташа рассказывает обо всём не прямо, а как бы заслоняясь сном? Когда читатель начинает понимать, что это был не сон? Сравни повествование в первой части сказки и описание сна. Где действие развивается быстрее? Почему?
-Я знаю! Автор хочет, чтобы мы...
- Тс-с! Это ведь тоже секрет. Для малыша.
+++ Что Пушкин придумывает, чтобы ускорить или замедлить течение сюжета? Проследи по тексту, как это у него получается.
Какие черты русской народной сказки сохранились в этом произведении? (посмотри схему сюжета сказки)+++
+++А теперь, когда сказка прочитана и все страхи позади, попробуй пересказать её «с другого конца» - так, чтобы не было тайн.+++
Вот как, словом можно передать всё.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье.
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.
Берёзовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Костёр бродяг за лесом, на горе.
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный гроздь рябины...
К. Бальмонт.
С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Всё собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.
Станция следующая. Стихи, помогающие играть.
Считалки, скороговорки, дразнилки.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!