Социально-педагогическое обоснование программы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Социально-педагогическое обоснование программы

2019-11-19 124
Социально-педагогическое обоснование программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Система стимулирования

После старта экспедиции каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.

Каждый якорь имеет свой цвет и значение:

Якорь красного цвета – 1 место;

Якорь синего цвета – 2 место;

Якорь зеленого цвета – 3 место.

За особые заслуги – золотой якорь.

Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:

«Самый дружный»,

«Самый творческий»,

«Самый веселый»,

«Самый активный»,

«Самый инициативный»,

«Самый музыкальный»,

«Самый интеллектуальный»,

«СУПЕРЭКИПАЖ».

Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха.

Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «юнги» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде при помощи маленькой булавочки.

Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «матрос» и выдаётся ленточка зеленого цвета.

Звание «морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.

Счет каждой команды пополняется и по результатам работы в различных формах жизнедеятельности лагеря: кружки, клубы, творческие мастерские, объединения и секции (дополнительное образование), специально созданные взрослыми участниками игры. Здесь ребенок имеет право на свободный выбор проявления своих интересов, вкусов, возможностей.  

Дополнительное образование носит вариативный характер. Оно направлено на развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого происходит закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание гражданственности, патриотизма и бережного отношения к природе.

 

 

Организация дополнительного образования включает ряд этапов:

изучение интересов детей;

презентация клубов, творческих объединений, спортивных секций проводится на общелагерных мероприятиях в начале смены;

ознакомление детей с режимом работы клубов и объединений;

самоопределение детей;

непосредственная деятельность отдыхающих;

текущее отражение результатов деятельности;

подведение итогов работы в конце смены.

 

Важной составляющей программы является спортивно – оздоровительная работа, которая обыгрывается в соответствии с идеей каждой смены как необходимая тренировка экипажа. Она включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений и витаминизацию.

Для оздоровления широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, бассейн. Основополагающими идеями в работе с детьми в загородном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;

спортивные игры;

эстафеты и соревнования;

спортивные праздники;

водные процедуры;

осмотр детей медицинским работником;

принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)

посещение бассейна;

организация здорового питания детей;

организация спортивных мероприятий. (см. Приложения 5, 6)

Для более успешной реализации Программы предполагается вовлечение в нее всех взрослых, работающих в данный момент в лагере, включая Администрацию, работников столовой, обслуживающий персонал. Для участия в Программе приглашаются также медицинские работники, милиционеры охраны.  

Введение в Программу предполагается осуществить в рамках семинара и собеседования - инструктажа за 1 -2 дня до начала смены.

 

№ п/п Название блока Направления мероприятий блока Формы и методы реализации
1 Культурно- исторические традиции Формирование позитивного отношения к культурам других стран. Знакомство с традициями и обычаями других стран мира. Игровые программы, творческие конкурсы, игры-импровизации, презентация культурно-исторической традиции той или иной страны.
2 Спортивно – оздоровительные традиции Формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ. Спортивные игры и соревнования, спортивно-развлекательные игры по этапами, дискотеки, танцевальные соревнования, приглашение медицинского работника, конкурс плакатов, обучение традиционным видам спорта той или иной страны и др.
3 Семейные традиции Восстановление семейных традиций, воспитание ценностного отношения к семейным традициям. Формирование уважительного отношения к членам Развлекательные игровые программы, беседы, КТД, инсценировки, ролевые игры. Создание творческого проекта на тему «Терпимость в семье», конкурс поздравительных открыток на день семьи и др.
4 Традиции ремесленного дела Формирование навыков и творческого труда. Демонстрация способов толерантного взаимодействия в творческой деятельности с целью взаимообогащения. Организация работ творческих мастерских, мастер-классы, КТД. Приготовление национальных блюд.

 

Кадровое обеспечение

 

Руководитель – координатор программы осуществляет программно- методическое обеспечение и координацию всех программ и подпрограмм летнего оздоровительного сезона на базе лагеря, организует учебу педагогического коллектива и введение в программу для персонала лагеря, проводит комплексный анализ реализации Программы, отвечает за создание и реализацию программы взрослого заезда. 

Методист – куратор осуществляет программно-методическое обеспечение профильной смены, взаимодействие структур управления и самоуправления, проводит учебу педагогического коллектива.  

Старший вожатый осуществляет организацию лагерной смены, реализацию основных направлений Программы.

Педагоги – организаторы, воспитатели, вожатые несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, организацию работы отрядов по реализации Программы.

Спецкадры (инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель и др.), осуществляющие специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогического руководства работой органов детского самоуправления.

Педагоги дополнительного образования отвечают за деятельность творческих объединений, клубных центров; организуют консультативную и практическую помощь отрядным вожатым, подготавливают творческие отчеты, мастерские, сценические площадки и т.п.

Уровень образования педагогов, вожатых: высшее образование; среднее специальное образование. Квалификационный состав коллектива: высшая категория; первая категория; вторая категория; без категории (студенты учебных заведений).

 

 

Перспективы Программы

 

Деятельность ДОЛ рассчитана на перспективу и предполагает:  

1. Дальнейшую разработку образовательных программ по организации профильных смен. 

2. Создание круглогодичного образовательного и оздоровительного центра для детей и подростков и обучение педагогических кадров.

3. Создание единого образовательного пространства на уровне городского округа в ходе разработки единой образовательной программы.

Использованная литература

1. Конституция РФ.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,

5. Гинзбург, Ф.В. Детский загородный лагерь [Текст] / Ф.В. Гинзбург, Ю.Ф. Гинзбург. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

6. Голубев, Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса [Текст] /Н.К. Голубев.-СПБ., 1988.

 

7. Загородный летний лагерь [Текст]:1 – 11 классы / Сост. С. И. Лобачева, В.А.Великородная, К.В.Щиголь. – М.: ВАКО, 2006.

8. Калениц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст] /Т.Н. Калениц, З.А. Кейлина. – М.,: Просвещение, 1980

9. Караковский, В.А. Стать человеком [Текст]: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса/ В.А. Караковский. - М., 1993.

 

10.  Лето. Каникулы. Лагерь [Текст] / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995

11. Луговская, Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома[Текст]: Мы бросаем скуке вызов/ Ю.П. Луговская. - Ростов н/Д:Феникс, 2002.- (Серия «Школа радости».)

12. Марфина, С.В. Летний лагерь от А до Я [Текст] / С.В.Марфина; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007

13. О летнем отдыхе, и не только [Текст] / под ред. Ю.П.Кудинова. – М.: НИИ семья, 1997.

14. Организация летнего отдыха детей и подростков [Текст].- М., 1997..

15. Решаем и планируем вместе [Текст]: методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха /Н.П. Пакилева, Л.В. Кузнецова, Н.Б. Коржова, Л.Н. Павлова – М.: НИИ семья, 1998.

16. Шмаков, С.А. Игры-шутки, игры-минутки [Текст]/ С.А. Шмаков.- М., 1993.

17. Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию [Текст]: сборник игр / С. А. Шмаков, Н.М. Безродова. - Новая школа, 1993.

18. Шмаков, С.А. Ее величество— игра [Текст]/С.А. Шмаков. - М., 1992.

 

 

Пояснительная записка

Социально-педагогическое обоснование программы

Каникулярный отдых – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых. Это идеальное время для организации оздоровления, самая яркая по эмоциональной насыщенности, самая лучшая и незабываемая пора для совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения его в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

    Вместе с тем именно в этот период особенно остро начинает звучать проблема социализации и занятости детей и подростков, которая напрямую связана с ярко выраженными субкультурными тенденциями и противоречиями в детско-подростковой среде:

· стремление к «взрослой жизни», но при этом не готовность к самостоятельной жизнедеятельности и отрицание возможности воспользоваться опытом старших;

· потребность в приобретении опыта коллективного общения с одновременным стремлением быть индивидуумом;

· стремление к развитию социально-важных качеств как фактору жизненного успеха;

· потребность в выборе жизненных ценностных ориентиров, в выборе будущей профессиональной деятельности и неумение выбирать;

· потребность в улучшении физического состояния и сохранения здоровья как условия нормального жизнетворчества и одновременный интерес к различного вида психоактивным веществам (табакокурение, алкоголь, наркотики).

    Предложенная программа «Пилигрим» может помочь в решении обозначенных проблем, в ней определена стратегия педагогической деятельности, основанная на следующих принципах:

1. Принцип ценностно-смыслового равенства.

У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности; позиция равенства. Ведущим у взрослого в отношении ребёнка является принцип «Первый среди равных».

2. Принцип природосообразности.

Воспитание детей сообразно их возрасту, полу; формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий.

З. Принцип креативности.

Творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке, условиях эмоционального комфорта отношений, при участии педагога творящего. Творческий характер моделирования смены.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания.

Педагог призван помочь воспитаннику осуществить своё право самому выбирать сферу самореализации, саморазвития и самоутверждения с учётом внутреннего развития каждой личности.

5. Принцип демократизации воспитательного процесса.

Одинаковое соблюдение законов и правил педагогом и воспитанником. Воспитательный процесс не должен ущемлять права взрослого и ребёнка.

6. Принцип коллективности.

Педагогу необходимо воспитывать социально-значимые качества у воспитанника, развивать его как члена общества, коллектива.

7. Принцип культуросообразности.

Очень важна опора на национальные традиции, уклад жизни, нормы и ценности этнической культуры, которые не имеют противоречий с общечеловеческими ценностями.

8. Принцип эффективности социального взаимодействия.

Получение социального опыта невозможно без включения ребёнка в отношения различных сфер общения, через которое он получает навыки социальной адаптации, самореализации.

Сегодня общество требует от образовательных учреждений воспитание высоконравственной, гражданственной, толерантной, культурной личности, способной свободно действовать в социальном пространстве прав и обязанностей. Исходя из данного определения, педагогический коллектив формулирует цели и задачи собственной деятельности. 

Цель программы – создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и развитие творческого и интеллектуального потенциала, а также формирование ключевых компетенций детей и подростков на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность

Задачи программы:

- обеспечить сохранение и укрепление здоровья отдыхающих;

- способствовать формированию лидерского потенциала детей, овладению ими навыками межличностной коммуникации;

- воспитывать активную гражданскую позицию, стремление к здоровому образу жизни;

- помочь каждому ребенку раскрыть свои творческие способности;

- прививать любовь к культуре родного края, народным традициям и обычаям;

- создать ситуацию успеха для каждого участника программы.

Программа обеспечивает преемственность воспитательной работы предыдущих лет, модернизацию старых форм деятельности и введение новых, использование богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации названной цели и поставленных задач.

Основной состав участников программы— учащиеся общеобразовательных учреждений 7-18 лет.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах по 25-35 человек близкого возраста.

Сроки реализации программы: июнь – август 2019 г.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.