Понятие и классификация инновационных проектов, их функции — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие и классификация инновационных проектов, их функции

2019-11-19 247
Понятие и классификация инновационных проектов, их функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

1. Понятие и классификация инновационных проектов, их функции.

2. Особенности управления инновационными проектами. Команда проекта.

3. Инновационные проекты и программы.

4. Сущность и содержание программно-целевого управления.

5. Современные инструменты организации инновационной деятельности и управления ею.

5.1. Процессно-ориентированное управление.

5.2. Реинжиниринг инновационной деятельности.

5.3. Бенчмаркинг.

5.4. СALS – технологии.

 

Понятие и классификация инновационных проектов, их функции

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться как форма целевого управления инновационной деятельностью, как процесс осуществления инноваций, как комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций — это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

В то же время инновационный проект — это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Учитывая все три аспекта, дадим определение инновационного проекта этокомплект документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организации инновационных процессов в пространстве и во времени.

Проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

модернизационный; изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего;

опережающий;

пионерский

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

По масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются на следующие:

монопроекты;

мультипроекты;

мегапроекты.

Современные инструменты организации инновационной деятельности и управления ею

 

CALS-технологии

В Проекте Руководства по применению CALS в НАТО, выпущенном 1 марта 2000 г., термин CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support) определяется как "...совместная стратегия промышленности и правительства (государства), направленная на "реинжиниринг" (изменение, преобразование) существующих бизнес-процессов в единый высокоавтоматизированный и интегрированный процесс управления жизненным циклом систем военного назначения". В данном контексте ЖЦ включает в себя разработку, производство, применение и утилизацию военной системы.

С точки зрения любого участника жизненного цикла продукции (пользователя информационных систем), эта задача сводится к простой формуле: получать для дальнейшей обработки необходимую информацию в нужное время, в нужном виде, в конкретном месте компьютерной сети предприятия.

В развитых странах CALS рассматривается как комплексная системная стратегия повышения эффективности процессов, связанных с промышленной продукцией, непосредственно влияющая на ее конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности достигается за счет сокращения затрат (цены изделия), сокращения сроков вывода новых образцов на рынок, повышения качества продукции, обусловленного сквозной поддержкой ее ЖЦ. Применение стратегии CALS - условие выживания предприятий в обстановке растущей конкуренции (в том числе на международных рынках) в ближайшие несколько лет.

Цель применения CALS-технологий как инструмента организации и информационной поддержки всех участников создания, производства и пользования продуктом — повышение эффективности их деятельности за счет ускорения процессов исследования и разработки продукции, придания изделию новых свойств, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации продукции, повышения уровня сервиса в процессах ее эксплуатации и технического обслуживания.

Актуальной задачей в информационном плане на сегодняшний день для крупных современных компаний является обеспечение надежного управления всем объемом разнородных данных, которые порождаются, хранятся и используются в различных информационных системах, существующих в компании и связанных с информационной поддержкой продукции в течение ее жизненного цикла (ЖЦ).

В отличие от бумажного документооборота и простейших форм электронного документооборота, основанного на использовании электронных образцов бумажных документов, в рамках CALS-технологии речь идет об использовании интегрированных информационных моделей (баз данных) продукции и процессов - сущностей, не имеющих прямых аналогов в традиционном бумажном документообороте.

Для внедрения CALS используются информационные технологии и методологии описания изделий, производственной среды и процессов, протекающих в этой среде.

Стратегия CALS объединяет в себе применение современных информационных технологий; реинжиниринг бизнес-процессов; применение методов «параллельной» разработки; стандартизацию в области совместного использования данных и электронного обмена данными.

CALS означает "непрерывность поставок продукции и поддержки ее жизненного цикла".

Непрерывность поставок  подразумевает оптимизацию процессов взаимодействия заказчика и поставщика в ходе разработки, проектирования и производства сложной продукции, срок жизни которой с учетом различных модернизаций составляет десятки лет. Для обеспечения эффективности, а также сокращения затрат средств и времени процесс взаимодействия заказчика и поставщика должен быть действительно непрерывным.

Поддержка жизненного цикла — это оптимизация процессов обслуживания, ремонта, снабжения запасными частями и модернизации. Поскольку затраты на поддержку сложного наукоемкого изделия в работоспособном состоянии часто равны затратам на его приобретение или превышают их, принципиальное сокращение "стоимости владения" обеспечивается инвестициями в создание системы поддержки ЖЦ.

В современных условиях CALS-технологии являются важнейшим инструментом повышения эффективности бизнеса, конкурентоспособности и привлекательности продукции.

CALS-технологии активно применяются прежде всего при разработке и производстве сложной наукоемкой продукции, создаваемой интегрированными промышленными структурами, включающими в себя НИИ, КБ, основных подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков готовой продукции, потребителей, предприятия технического обслуживания, ремонта и утилизации продукции.

Вместе с тем применение CALS-технологий позволяет эффективно, в едином ключе решать проблемы обеспечения качества выпускаемой продукции, поскольку электронное описание процессов разработки, производства, монтажа и т.д. полностью соответствует требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, реализация которых гарантирует выпуск высококачественной продукции.

Сегодня CALS-технологиям и стандарту электронного описания продукции (STEP) уделяется большое внимание. 

В соответствии с дословным переводом CALS-технологии призваны решать именно те задачи, о которых в контексте общих проблем корпоративной информатизации сейчас говорят постоянно, - это и интегрированный учет, и сквозная концепция управления, ориентированная на процессы, и делопроизводство, и электронное управление документами. К перечисленным концепциям " чистого" управления здесь прибавляется, пожалуй, строгая ориентация CALS-технологий на информационную интеграцию процессов проектирования, изготовления и последующего сопровождения конкретной продукции. В связи с этим, может быть, целесообразно предложить вторую, неофициальную интерпретацию аббревиатуры CALS — Commerce at Light Speed, или «бизнес в сверхскоростном темпе».

В США работы по CALS-технологиям ведутся с 1985 г. в соответствии со специальной государственной программой, на которую ежегодно тратится около 300 млн дол.; в России же первые CALS-стандарты появились лишь в 2001 г. Поэтому освоение этой концепции может растянуться на многие годы. В то же время уже сегодня обязательным условием заключения контракта на поставку наукоемкой продукции является предоставление пользователю технической документации в электронном виде, как того требуют стандарты CALS.

На основе данной спецификации предприятие может реализовать важнейший принцип всеобщего менеджмента качества (TQM), заключающийся в организации взаимодействия "поставщик — потребитель" как непрерывной цепи изготовления высококачественного продукта (при этом потребители и поставщики рассматриваются как обитатели единого информационного пространства). При внедрении CALS-технологии решаются проблемы перевода конструкторской документации в электронный вид, ее дальнейшего сопровождения и использования для подготовки производства.

Данная концепция соответствует современным идеям автоматизации бизнеса вообще и перехода от «островковой» информатизации к сквозной в частности, а также популярнейшей ныне идее электронной связи с бизнес-партнерами по схеме "бизнес - бизнес".

 

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг (benchmarking) — это сравнительный анализ эффективности, который является современным инструментом организации и управления инновационной деятельностью на предприятии. Он входит в число основополагающих принципов деятельности компании и позволяет сформировать единую конкурентную корпоративную культуру, снизить производственные издержки и увеличить прибыли, понять уязвимые и рациональные стороны деятельности компании по сравнению с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области. Это дает возможность найти незаполненные рыночные ниши, выйти на вероятных партнеров по производственно-технической кооперации и выяснить преимущества слияния компаний.

Цели бенчмаркинга: определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон; осознание необходимости изменений; отбор идей по кардинальному улучшению бизнес-процессов; выявление оптимальных приемов работы для компаний данного типа; разработка инновационных подходов к совершенствованию бизнес-процессов; содействие постановке "протяженных" целевых показателей качества работы, значительно превосходящих текущие; разработка новых приемов повышения качества предоставляемых услуг и эффективности работы; переориентация корпоративной культуры и ментальности.

В условиях бенчмаркинга компания формулирует плановые установки на перспективу, например: "если мы не выйдем на надлежащий уровень рентабельности, прибыли на капитал и т.д., то не сможем удержаться на рынке" или "чтобы занять лидирующие позиции на рынке, мы должны выйти на определенный уровень данных показателей". Соответственно строятся инновационные и инвестиционные программы, планируется численность персонала, намечаются источники привлечения капитала и т.д. Основным следствием бенчмаркинга являются установки, закладываемые в стратегические планы компании.

На практике предприятия подвергают анализу важные для успеха показатели. При этом необходимо найти ответы на следующие вопросы:

– что приведет к существенному улучшению финансовых результатов деятельности?

К наиболее важным показателям относятся соотношение собственного и заемного капиталов, коэффициент ликвидности, прибыль на капитал, средневзвешенная стоимость капитала (процент, выплачиваемый на капитал в целом). Улучшить эти показатели могут снижение отходов и брака, товарно-материальных запасов, незавершенного производства, себестоимости реализованной продукции и повышение продаж в расчете на одного сотрудника;

- что способствует значительному улучшению отношений предприятия с покупателями?

Прежде всего этому способствуют неизменность номенклатуры поставляемой продукции, сниженное время производственного цикла, качество и своевременность доставки, быстрота реакции на требования покупателя.

Бенчмаркинг начинается с тех направлений деятельности предприятия, на которые приходится наибольшая часть затрат. Предприятию следует учитывать, что оно не сможет сопоставлять свою эффективность с какой-либо другой организацией, прежде чем введет собственные эффективные и надежные показатели измерения работы. Это важно независимо от того, сопоставляет ли предприятие свою эффективность с эффективностью внешних хозяйственных единиц или отраслей.

Бенчмаркинг представляет собой не только инструмент сбора информации — даже в ограниченном виде он дает представление о собственных возможностях. Если в него вовлечено значительное количество сотрудников компании, удается получить большое количество рационализаторских предложений, которые могут изменить не только тактические, но и стратегические установки компании. Таким образом, бенчмаркинг способствует формированию иного стиля работы, иной стимулирующей и конкурентной внутрифирменной культуры.

В зависимости от целей различают следующие разновидности бенчмаркинга:

– внутренний — сопоставление характера и качества работы аналогичных подразделений в пределах компании, нередко одного и того же подразделения, в течение определенного времени. Это первое, что надо сделать предприятию;

– конкурентный — сравнение качества работы данной компании с качеством работы ее конкурентов на рынке. На практике такое сопоставление производится постоянно, поскольку является важнейшей частью стратегии бизнеса;

– функциональный (на уровне отрасли) — оценка позиции компании в отрасли. Это необходимо для сопоставления показателей затрат и результатов компании и аналогичных по характеру выполняемых работ организаций. Однако следует проявлять осторожность при интерпретации данных, поскольку подобное сопоставление может оказаться корректным не во всех случаях.

Возможно применение некоторых  видов бенчмаркинга, выходящих за пределы отрасли. Например, компания может сопоставлять себя с другой фирмой, действующей в другой отрасли, но использующей один и тот же бизнес-процесс (так, гостиничная цепь может сравнивать эффективность своей системы бронирования гостиничных номеров с системой бронирования билетов авиакомпании). Такого рода сопоставление можно назвать бенчмаркингом процессов.

С какими предприятиями надо сопоставлять компанию? Как получить данные о других предприятиях?

Объектом сравнения может быть как реальная компания данной отрасли (подотрасли), например ближайший конкурент, так и некая типовая компания, воплощающая либо среднеотраслевые показатели, либо наилучшие достижения отрасли.

Сравнительный анализ финансовых и технологических коэффициентов даже близких по профилю компаний может дать не вполне корректный результат из-за отличий в номенклатуре изделий и, как следствие, в себестоимости единицы продукции, расходах сырья, энергии, фондоемкости, прибыли на активы (долгосрочные, суммарные) и т.д.

Более точную картину дает сопоставление не с реальной, а типовой компанией полностью аналогичного отраслевого профиля, построенное на средневзвешенных данных о затратах (суммарных и по факторам) на производство единицы конкретного вида продукции.

Чтобы избежать избыточных данных, целесообразно провести диагностику данных обмена информацией с организациями, признающими взаимные выгоды от обмена передовым опытом. Конкуренты не обмениваются информацией непосредственно, однако возможно использование данных коммерческих и торговых ассоциаций, а также обследований, проводимых независимыми организациями.

Обмен информацией между конкурентами означает предоставление наилучших, наихудших и средних показателей эффективности работы компаний отрасли. При наличии прямых контактов между директорами предприятий, не являющихся конкурентами, доступен и прямой обмен информацией.

Для проведения бенчмаркинга конкретной инновационной фирмы необходимо выбрать группу компаний для сравнения, которые выпускают (оказывают) аналогичные товары (услуги).

Как отбирать группы для сопоставления? Какие критерии применять для набора "аналогичных" фирм, т.е. компаний, показатели эффективности которых есть смысл сравнивать?

Эти фирмы должны принадлежать к одной и той же отрасли. Чтобы построить типовую модель, следует обратиться к более дробному делению видов продукции. Такая степень градации целесообразна при сопоставлении производственных издержек по видам продукции с  наилучшими, наихудшими и средними показателями для отрасли.

При сравнении производственных издержек следует доходить как минимум до уровня подотрасли. Дойдя до конкретного продукта, можно сопоставлять технико-экономические показатели эффективности производства. Последние в западной практике, как правило, можно получить от промышленных ассоциаций.

Аналогичные же данные по конкретным компаниям являются коммерческой тайной. Фирмы, занимающиеся консультированием по вопросам бенчмаркинга, могут предоставить такие данные без указания названия соответствующей компании.

Отраслевые показатели служат хорошей базой для сопоставления и могут быть удачно дополнены информацией об объеме заказа, цене за единицу продукции, интенсивности сборочных операций и переналадке и т.д. Если, например, белорусский производитель молочной продукции конкурирует только в пределах Беларуси, то для него данные, предположим, по Минским, Брестскому или Могилевскому молочным заводам будут важнее аналогичных данных по какой-нибудь зарубежной компании. Означает ли это, что белорусские предприятия должны ограничиться сопоставлением с международными показателями для отрасли, с одной стороны, и с показателями аналогичных белорусских предприятий — с другой? Не обязательно. Если предприятие проходит реструктуризацию профильной и непрофильной деятельности и является при этом градообразующим, то оно может обратиться к опыту решения такой задачи другими градообразующими предприятиями, не относящимися к его отрасли.

Тем не менее, группировка в пределах отрасли — эффективный инструмент выделения аналогичных предприятий. Она существенно сокращает разброс значений многих сопоставляемых параметров, характеризующих затраты и эффективность, например долю своевременно отгруженной продукции, добавленную стоимость в расчете на сотрудника, использование компьютеров, долю затрат на материалы и рабочую силу и пр. Такие показатели будут более сопоставимы для компаний, относящихся к одной и той же отрасли, чем для произвольно выбранных фирм.

Таковы возможности, открываемые бенчмаркингом перед инновационными организациями.

Вопросы

1. Понятие и классификация инновационных проектов, их функции.

2. Особенности управления инновационными проектами. Команда проекта.

3. Инновационные проекты и программы.

4. Сущность и содержание программно-целевого управления.

5. Современные инструменты организации инновационной деятельности и управления ею.

5.1. Процессно-ориентированное управление.

5.2. Реинжиниринг инновационной деятельности.

5.3. Бенчмаркинг.

5.4. СALS – технологии.

 

Понятие и классификация инновационных проектов, их функции

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться как форма целевого управления инновационной деятельностью, как процесс осуществления инноваций, как комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций — это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

В то же время инновационный проект — это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Учитывая все три аспекта, дадим определение инновационного проекта этокомплект документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организации инновационных процессов в пространстве и во времени.

Проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

модернизационный; изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего;

опережающий;

пионерский

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

По масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются на следующие:

монопроекты;

мультипроекты;

мегапроекты.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.