Арабские монументы в Севилье. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Арабские монументы в Севилье.

2019-11-19 171
Арабские монументы в Севилье. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Севилье, как и в Толедо, признаки арабского влияния встречаются буквально на каждом шагу, хотя здесь имеются и свои особенности. Большинство современных домов имеет арабскую архитектуру; арабский стиль проявляется и в музыке, и в народных танцах. Узнаваемо влияние арабской крови и во внешности людей, прежде всего, женщин, о чем говорят многие признаки.
Самым старым из арабских монументов Севильи является башня, называемая Жиралда (Giralda). Это красивое здание, квадратное а плане, выложенное из розового кирпича. Оно очень напоминает компаниль (companile) на площади святого Марка в Венеции, а также большинство минаретов в Африке. Очень вероятно, что эта башня некогда была минаретом мечети, построенной Эль-Мансуром в 1195-м году.
Снаружи башня обильно украшена скульптурами; в стенах ее прорезаны окна, одни из которых имеют сводчатую форму, другие - стрельчатую и украшены гирляндами. Ранее башня завершалась позолоченным металлическим шаром; впоследствии он был заменен башней, на вершине которой возвышалась статуя, символизирующая Веру.
Севилья известна также Альказаром - это старинный арабский дворец, строительство которого велось в разные эпохи. Началось оно в 11-м веке, но большая часть дворца была выстроена только в 13-м веке. Фасад дворца был выполнен арабскими рабочими во времена правления Петра Жестокого (Pierre le Cruel). Пытался украсить дворец и Карл V, но он лишь добавил некоторые орнаменты, выполненные в греко-римском стиле, причем достаточно безвкусно.
Бывший местом пребывания христианских королей, Алказар представляет единственный монумент такого типа, сохранившийся еще в Испании. Согласно испанской моде богатая многоцветная орнаментация, украшавшая некогда залы дворца, была забелена штукатуркой. К счастью, герцог де Монтпансие (Montpensier) реставрировал ее, что позволяет нам представить себе первоначальное великолепие внутреннего убранства монумента. Очень красивы также зал послов и двор девушек, куда, по преданию, ежегодно привозили сто непорочных девушек в качестве подати христиан королю мавров Севильи. Великолепие зала послов несколько портят лишь люстры достаточно низкого качества. Если не принимать в расчет монументы Дамаска и несколько мечетей Каира, то только в Алказаре, в Севилье можно увидеть резные деревянные потолки, украшенные рисунками и позолотой. Только потолки эти составили бы славу наших самых богатых дворцов.
Севилья, несомненно, является самым живым и самым цивилизованным городом Испании; в этом плане он странным образом контрастирует с Гренадой, сохранившей всю дикость средневековья и, особенно, жгучую ненависть к чужеземцам.
Арабские монументы Гренады. Арабская архитектура Испании во всем своем великолепии в построенном в 14-м веке дворце Альхамбра (Kal’ct el hamra - Красный замок). Построенный вблизи одного из красивейших городов мира, у подножия снежной вершины Сьерра-Невада, он возвышается над городом и над огромной плодородной равниной Вега.
Взору Путника, находящегося у основании скалы, которую величает Альхамбра открываются лишь квадратные ярко-красные башни; их вершины подпирают синеву небес, их основания утопают в густой растительности. Но если увеличиваются своды деревьев, окружающих дворец, где слышно лишь пение птиц да журчание кристально-чистой воды в желобках, протянутых вдоль троп, то придешь к дверям этого знаменитого дворца, столько раз воспетого поэтами. Вот, в частности, строки, посвященные замку автором ‘Ориенталии' (Orientales):

" Альхамбра! А-а! Дворец, который был
украшен гением, словно мечта, и наполнен гармонией.
Это ветхая крепость с амбразурами в гирляндах,
где слышны магические звуки ночи,
где лес через тысячи арабских арок
усыпает стены белыми трехлистниками."

Бесполезно описывать Альхамбру словами так чтобы дать о дворце точное представление. Это можно сделать только карандашом, к его помощи мы и прибегли. Гравюры, которые я предлагаю вниманию читателя с успехом заменяет самое подробное описание.
Здесь все великолепно, и дух замирает при взгляде на стены замка, покрытые чудесными арабесками, напоминающими кружева, на его стрельчатые окна, украшенные гирляндами, на его своды, с которых свисают причудливые сталактиты, некогда расписанные красными, лазурными и золотыми красками.
Как и большинство других арабских дворцов, Альхамбра ничем не напоминает другие аналогичные сооружения в Европе. Дворец не имеет фасада; украшения его видны только изнутри. Здесь все чудесно, хотя размеры сооружения и всех деталей не велики. Здесь не увидишь больших, заполненных светом, скучных и холодных залов, какие обычны для европейских дворцов. И предназначены для того чтобы вызвать восхищение посетителей, здесь же все предусмотрено для удобства обитателей.
Изучая Альхамбру, можно легко представить себе жизнь арабских правителей. Из окон дворца открывается бесконечный горизонт, напоминающий своим видом прекрасные сады Линдаража, с их таинственными рощами и с цветами редчайшей красоты и прекрасным ароматом. Эти сады посещали фаворитки королей Гренады, выбранные среди самых обворожительных красавиц Востока и Запада. Пригласив к своему дворцу известных во всем мире художников, ученых и литераторов, хозяева дворца могли бы сказать о себе словами индийского короля: «Если и есть рай на земле, то он находится здесь, здесь!» Именно это изречение, по преданию, было высечено - дверью дворца короля Индии.
Лучшие виды Альхамбры известны по рисункам и фотографиям: это двор львов, зал двух сестер, зал Абенсерражей, зал правосудия. Мы помещаем здесь также и гравюры с этими видами. Наиболее известен двор львов.

«Трудно передать те необыкновенные ощущения, - говорит Ж. де Прангей, - когда через патно Альберка попадаешь во двор львов: галереи украшены аркадами различных форм, разделенными гирляндами и сталактитами; мраморные кружева, некогда покрытые красками и позолотой; лес всевозможных колонн - изолированных, сдвоенных, сгруппированных, но неизменно элегантных; сверкание струй воды в фонтане львов.»

Согласно легенде в этот фонтан упало 36 голов Абенсерражей; каждую ночь появлялись кровавые, угрожающие призраки убитых. Что же касается львов, то фантастические существа, украшающие фонтан, лишь отдаленно напоминают животных. Формы их слишком неправильны с точки зрения анатомии, чтобы принять это за недостаток мастерства художника, скорее, это его каприз.
Интересно, что стенные украшения Альхамбры не высечены из камня, - это гипсовая лепнина, хотя как ни трудно в это поверить. Даже при внимательном рассмотрении полированной поверхности украшений и их срезов, кажется, что они выполнены из мрамора. Я, например, убедился в том что это действительно гипс, лишь после того, как по моей просьбе господином Фриеделем из института был сделан специальный анализ. Анализ показал, что материал, из которого сделаны украшения, представляют сульфат извести. Смесь гипса с небольшим количеством органического вещества, является основным материалом для лепнины Альхамбры. Он оказался на удивление стойким - украшения сохраняли свою первозданную красоту в течение пяти веков, несмотря на капризы погоды. Не думаю, что современные европейские архитекторы способны создать лепнину, которая была бы не подвластна ни времени, ни разрушающим силам природы.
Нельзя сказать, чтобы климат Испании был благоприятен для сохранения памятников - многие детали Альхамбры, которые подвергались реставрации уже в пост-арабскую эпоху, сейчас находятся в очень плохом состоянии. Заметно отсутствие некоторых балок, многие поверхности деформированы и загрязнены.
Все художники, посетившие дворец, с горечью говорили о немыслимом вандализме, с которым испанцы уродовали это чудо. Так, Карл V приказал разрушить часть монумента, чтобы на освободившемся месте построить какую-то тяжеловесную конструкцию. Все правители относились к памятнику, как к руинам или складу строительных материалов.

«Великолепные фаянсовые плиты, украшавшие залы, были проданы, чтобы сделать из них цемент, - пишет в своей книге об Испании господин Давиллиер. Бронзовая дверь Мезкита была продана в утиль, великолепная резная дверь зала Абенсерражей была пущена на дрова. Продано было все, что только можно было продать, залы Албхамбра были превращены в тюремные камеры для содержания каторжников и в продовольственные склады.»

Все арабески были заштукатурены, - это самый простой способ добиться того чтобы орнаментация не выполняла своего назначения.*

*Интересно сопоставить отношение испанцев к культурному наследию с отношением к нему итальянцев. Если с одной стороны мы видим огромное безразличие, то с другой стороны - поклонение, граничащее с культом. Так, путешественники, посещавшие Флоренцию, знают, что все уникальные статуи (например, Персей, похищение сабинянок и другие) выставлены на одной из площадей для всеобщего обозрения. Они доступны для всех и всеми почитаемы. В Гренаде же, наоборот, я наблюдал, как самым большим развлечением воскресных гуляк были упражнения по разбиванию скульптурных развалин дворца Карла V. Посетив Эскюриаль (Escurial),- этот мрачный дворец Филиппа II, это грустное жилище, расписанное в испанском стиле в ту же эпоху, когда Альхамбра был расписан арабами, я был страшно удивлен, увидев, что фрески на первом этаже были исцарапаны во всех направлениях. Сторож самым безразличным тоном объяснил мне, что так забавляются воскресные экскурсанты, орудую палками и ножами. Флорентийцы, несомненно, представляют собой один из самых любезных народов, но, я уверен, что если бы экскурсанты позволили себе подобные действия во дворце Питти, например, то их бы безжалостно забросали камнями или с живых содрали бы кожу. Я рад добавить, что, по крайней мере, среди просвещенного поселения Испании начинает просыпаться интерес к искусству. Доказательством тому служат две великолепные публикации, посвященные древним монументам полуострова. Я упоминал об этих книгах во введении. Таким произведениям могли бы позавидовать многие нации.

Эти гладкие белые поверхности ласкают взоры многих, они, несомненно, отвечают требованиям равенства и банальной унификации, которые становятся все более популярными в Европе.
Только художники сожалеют о разрушении Альхамбры. Лишь после многократного повторения того, что чудо, которым обладают жители Гренады, могло бы привлечь сюда туристов, было решено привести в порядок остатки феерического дворца. Соскребли часть штукатурки, покрывавшей скульптуры, начали реставрационные работы. Выполняются они грамотно, но идут крайне медленно. В Европе очень трудно найти специалистов, способных выполнить реставрационные паботы, хотя, если имеется модель, сделать это не так уж сложно.
Недалеко от Альхамбры находится еще один дворец, называемый Женералиф (Gieneralif). К сожалению он полностью заштукатурен, и невозможно даже представить первоначальный его вид. Но сад, окружающий дворец, восхитителен и заслуживает того чтобы быть включенным в путеводитель. Что же касается Гренады, то я не посоветовал бы никому, кто прочел арабских поэтов ‘ о самом очаровательном городе из тех, что освещаются солнцем’, рассказы об ‘ андалузском Дамаске’ посетить этот город сегодня. Трудно сказать, какой могла бы быть сегодня Гренада, но то что мы видим на месте одного из самых красивых городов мира, городов, знаменитых такими памятниками, как блестящий собор и Альхамбра, по существу, представляет собой лишь большую грязную и грустную деревню. В архитектуре современной Гренады я не усмотрел никакого стиля; не заметил я и богатого цветного оформления зданий, упоминаемого в некоторых изданиях. Гренада сегодня - мертвый город, что резко контрастирует с оживленностью такого города, как Севилья. Жители Гренады известны своим негостеприимством, невежеством; медлительностью. В Гренаде очень мало библиотек, в то время как в Севилье их множество. Если кроме перечисленных уже арабских монументов в Испании упомянуть также об Альсазаре Сеговии и некоторых других строений (что мы сделаем в главе, специально посвященной влиянию арабов в Европе), то получится достаточно полная картина арабского наследия Испании.

К сожалению, это лишь жалкие остатки некогда блестящей цивилизации. Исчезли созданные здесь научные и литературные труды, но и то немногое, что дошло до нас, может дать нам представление о величии народа, создавшего великую цивилизацию.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.