Монументы, оставленные арабами в Испании. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Монументы, оставленные арабами в Испании.

2019-11-19 223
Монументы, оставленные арабами в Испании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первое время своего пребывания в Испании арабы использовали византийскую архитектуру, но их художественный гений не мог не оказать влияния на строителей, нанимаемых арабами. В некоторых мотивах орнаментации арабский стиль проявился столь отчетливо, что даже неопытный наблюдатель не спутает арабский монумент с византийским.
Так же как и единоверцы в Египте, арабы в Испании вскоре освободились от византийского влияния: золоченые орнаменты были заменены арабесками и надписями. Как и на Востоке, в архитектуре Испании арабы часто использовали свод, образованный маленькими аркадами, опирающимися на выступы - они напоминают сталактиты или ячейки ульев. Эффект, производимый этими аркадами, восхитителен, особенно, если ими украшена вся внутренность купола, как, например, в Алхамбре. Вначале арки имели определенную подковообразную форму, затем стали применяться и другие формы: простые стрельчатые, стрельчатые долями, стрельчатые с гирляндами и тому подобное; выступающие арки почти полностью исчезли.
Мечеть Кордовы, построенная в восьмом веке, и некоторые другие монументы Толеды относятся к первой эпохе арабской архитектуры Испании; Жиралда в Севилье (12-ый век) и Алкадач - к промежуточному периоду; Алхамбра в Гренаде (14-ый век) - к эпохе максимального расцвета.
При всей несхожести эти монументы разных стилей и эпох - члены первого семейства; их объединяет общность происхождения.
Это может быть сказано обо всех монументах, построенных арабами в завоеванных ими странами. Алхамбра в Гренаде, мечеть Хасана в Каире, ворота Аладина в Дели - все эти памятники, несомненно, являются образцами искусства арабов, хотя в каждом из них ощутимо влияние среды, в которой жили их создатели. Они показывают способность арабских художников создавать новые произведения искусства на основе местных элементов. Ворота Аладина, - монумент, в архитектуре которого переплетаются арабские, персидские, индусские элементы, являет собой один из замечательных примеров чудесной силы арабского искусства, проявляющего свою индивидуальность во всем с чем оно соприкасается. Оставаясь арабским в Индии, оно впитывало в себя индусские мотивы, в Персии - персидские, в Испании - византийские.
Перечислим бегло те немногие мусульманские монументы, которые еще сохранились в Испании. Следуя принятой методике, дадим здесь общее описание, не останавливаясь на деталях. К детальному описанию некоторых из них мы вернемся в главе, посвященной арабской архитектуре.

Арабские монументы Кордовы.

Знаменитую мечеть Кордовы, строительство которой было начато в 780-м году Абдерраманом, мусульманские историки называют западной Меккой. Это один из самых красивых арабских монументов Испании.

«Она была построена, пишет Конд, - в конце восьмого века Абдеррамом первым; он же считается и архитектором мечети. По замыслу она должна была копировать мечеть дамаска; своим богатством напоминать знаменитый храм Соломона в Иерусалиме, разрушенным впоследствии римлянами. Своими размерами и своим великолепием этот храм превосходит все культовые сооружения Запада. Минарет мечети Кордовы имеет сорок саженей высоты. Элегантен ее купол, покоящийся на украшенной резьбой панели. Панель, в свою очередь, поддерживается 1093-мя колоннами, высеченными из мрамора разных сортов и расположенными в шахматном порядке. Колонны образуют 19 широких неф,разделенных по длине 38-ю более узкими нефами. На основном фасаде, обращенном на юг, к Гвадалквиру, размещалось 19 дверей, 18 из них были покрыты чудной работы бронзовыми листами, центральная же дверь была покрыта листами из золота. Почти такие же двери имелись и по бокам, с западной и восточной сторон.

Хотя и сильно пострадавшая от испанцев, мечеть Кордова восхитительна и сейчас. Чтобы освятить ее, внутри мечети начали строить церковь. Орнаменты и надписи на стенах были покрыты толстым слоем штукатурки, мозаика сорвана, великолепные деревянные потолки, украшенные скульптурами распроданы. Лишь чудом уцелевший михраб позволяет получить представление о том, каким был некогда этот старинный монумент.
Потолок мечети поддерживается колоннами, образующими ряд больших параллельных нефов, разделенных другими, перпендикулярными нефами. Нефы примыкают к двору мечети. Весь ансамбль представляет настоящий лес из мрамора, яшмы и гранита. Над колоннами возвышаются великолепные подковообразные аркады, поставленные друг на друга. Высота потолка составляет десять метров, поэтому внутри помещения так темно, как в готических церквях средневековья, например, в Колоне или Страсбурге. Многоэтажные аркады, своеобразная орнаментация придает монументу большую оригинальность, отличающую его от других сохранившихся памятников.
Что же касается мечети, о которой Жиролт де Прангей сказал, что и богатство ее убранства и славу ее не могут превзойти никакие другие подобные творения, - ни древние, ни современные и, то нужно признать, что это действительно один из самых красивых памятников, какие мне довелось видеть.
Заметим, что столь чудесное сооружение было создано еще на заре арабского искусства. Вскоре, достигнув своего расцвета, гений арабской архитектуры создал такие совершенные произведения, как Алхамбра. Яркое великолепие этого монумента показывает тот прекрасный художественный вкус, ту любовь к цвету, ту способность создавать удивительные творения, которые отличали народ, воздвигший его.
Прежде чем покинуть Кордову, вспомним и о дворце Абдеррамана. Увы, его уже не существует, и нам остается лишь нарисовать его в своем воображении по дошедшим до нас летописям той эпохи. Вот как резюмирует Ж. де Прангей все то, что было сказано арабскими писателями о волшебном дворце Захра, построенном в десятом веке в нескольких лье от Кордовы. Та точность, с которой эти писатели изобразили мечеть Кордовы, позволяет доверять их сведениям и в отношении этого дворца.

«Здание украшали 4300 прекрасно отделанных колонн из ценных пород мрамора; залы были искусно выделаны мраморными плитами; в мраморе были изображены тысячи различных картин; стены, также облицованные мрамором, были украшены яркими фризами; потолки были расписаны тончайшей работы орнаментами из золота и лазури; балки и кессоны, выполненные из кедра, поражали тщательностью отделки. В некоторых залах имелись восхитительные фонтаны: их прозрачная вода падала в мраморные бассейны различной формы. В так называемом халифском зале находился фонтан, выполненный из яшмы и украшенный золотым лебедем. Эта восхитительная работа была сделана в Константинополе. На потолке анд фонтаном был подвешен знаменитый жемчуг, полученный Абдерамом в подарок от греческого императора. Алказар был окружен большим садом, в котором росли как фруктовые деревья, так и мирт, и лавр. В саду было несколько больших прудов. В центре сада, на возвышенности находился павильон халифа. Его поддерживали беломраморные колонны с позолоченными карнизами. Посредине павильона имелся большой бассейн из порфира наполненный ртутью. Искусный механизм заставлял эту ртуть постоянно искриться, отражая ослепительные солнечные лучи. В этом восхитительном саду также находились бани, где были мраморные резервуары, ковры, вышитые шелком и золотой тканью, изображали цветы, леса, животных столь чудесной работы, что они казались живыми.
Белый мрамор доставляли из Алмерка, розовый и зеленый - из Карфагена и Туниса. Позолоченные и чеканные фонтаны были сделаны в Сирии (некоторые считали, что в Константинополе); скульптуры были привезены из Греции. В королевских мастерских Кордовы из золота и драгоценных камней были изготовлены двенадцать фигур животных - из их ртов непрерывно вытекала вода. Потолок в зале халифа был выполнен из прозрачных кусков мрамора разных оттенков и украшен золотом, так же отделаны и стены. В центре зала находился большой мраморный бассейн, наполненный ртутью; с каждой его стороны имелось восемь дверей из слоновой кости и эбена, украшенных золотом и драгоценными камнями и поддерживаемых колоннами из мрамора разных сортов и хрусталя.
Ибн Хаям говорит, что всего во дворце было 4312 колонн разной величины; 1013 из них были привезены из Африки, 19 - из Рима, 140 было подарено императором Константинополя, остальные - доставлены из разных провинций Испании, Таррагона и других мест. Все двери были выполнены из железа или же посеребряной и позолоченной меди.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.