Программа тренинговых занятий — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Программа тренинговых занятий

2019-11-19 194
Программа тренинговых занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

УТВЕРЖДЕНО:

Начальник Управления образования

Администрации города Луганска ЛНР

В.Г. Кияшко

 

СОГЛАСОВАНО:

Председатель экспертной комиссии

Научно-методического центра развития образования ЛНР

Д.Д. Попова

 

(протокол № от         2018 года)

 

 

«О ТЕБЕ ДЛЯ ТЕБЯ»

 

 

Практический психолог

Государственного учреждения

Луганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа

№ 48 имени А.Н. Канищева».

Солонина Елена Николаевна

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ НАПРАВЛЕННА НА   ПЕРЕЖИВАНИЕ - ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Пояснительная записка

Нахождение в кризисной ситуации провоцирует возникновение различных изменений, как в эмоциональном состоянии личности, так и в содержании представлений личности об окружающих людях и взаимоотношениях с ними, о себе и своём месте в мире. Очень часто подобный пересмотр представлений влечёт за собой изменения в структуре личности. Они могут носить как позитивный, так и негативный характер. Личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней: ей не удаётся осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления. В результате этого в сознании находящегося в кризисной ситуации субъекта возможно возникновение антивитальных представлений. Наиболее уязвимыми в кризисных ситуациях жизни, в силу специфики возрастного развития, оказываются дети и подростки. Можно говорить об особой суицидальной незащищённости данной возрастной группы.

Согласно данным многочисленных исследований (Галигузова Л. Н., 1996; Пашина А. Х., 1993; Прихожан А. М., 2005; Рязанова Е. П., 1993; Толстых Н. Н., 2005 и др.), полученный в детстве травматический опыт отражается на общем развитии ребенка и ведет к нарушениям взаимоотношений с окружающими. В этих условиях довольно часто формируется специфическое отношение ребенка к себе, нарушается самопринятие. Значимое для подростков самопознание отходит на второй план, уступая место переживаниям неполноценности, ненужности, отверженности. Как правило, это вызывает внутреннюю напряженность, тревожность, неадекватность защитных реакций на обиды, повышенную чувствительность к мнению окружающих и пр. Как следствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций в семье и школе возникает дезадаптация. Внутренняя скованность, эмоциональная закрытость таких подростков мешает самораскрытию и самовыражению.

В юношеском возрасте появляются новые способы контроля и управления собственным поведением, новые приемы влияния на поведение других людей, происходят значительные изменения в сфере определения личностных границ и формирования образа себя. Идентичность в юноше ском возрасте формируется на основе интеграции представлений о самом себе, мире и тех социальных ролей, через которые происходит социальная ассимиляция личности. Именно в юношеском периоде мы можем наблюдать признаки «спутанной идентичности» [Эриксон, 2006], которые при неблагоприятных условиях могут трансформироваться в «диффузную идентичность» [Кернберг, 2010], характеризующую недостаточность или слабость интеграции я-концепции и концепции значимых других [Кернберг, 2010],  и стать основой формирования пограничной личностной организации.

  Согласно Э. Эриксону, в юношеском периоде происходят существенные изменения, затрагивающие как представления о себе, так и представления о том, как тебя воспринимают значимые другие. Это возраст крайностей, которые «могут включать в себя не только мятежные, но также девиантные, делинквентные и саморазрушительные тенденции» [Эриксон, 2006].

Поведение в юношеском возрасте нередко определяется рамками «психологического моратория» [Эриксон, 2006] и характеризуется высоким риском маргинализации, отвержением общепринятых норм и поиском нового опыта, имеющего индивидуальую ценность и уникальность. Это означает, что возрастает риск сопряженных с маргинализацией радикальных действий, отличающихся общей антивитальной направленностью: суицидальное и самоповреждающее поведение, насилие, эмоциональное давление и запугивание [Juhnke, 2011]. Соответственно  возрастает риск социальной дезадаптации и связанных с ней расстройств эмоций и поведения [Холмогорова, Гаранян, Евдокимова, 2009].  

В подростковый и юношеский периоды развития наблюдаются феномены, которые находятся на границе социально приемлемого и социально неприемлемого (психопатологического или девиантного) поведения. Не всегда легко определить, что выступает причиной этих отклонений: юношеская мятежность, возрастные психологические дисфункции или манифестация психического расстройства.

Управление собственными эмоциями подразумевает профилактическую работу (смена установки, обучение навыкам саморегуляции), действия человека в «острой» ситуации (применение техник снижения напряжения) и действия после провоцирующего контакта (техники снижения напряжения, анализ ситуации, составление нового сценария). Взаимодействие с человеком в состоянии сильного эмоционального возбуждения может выглядеть, как предоставление возможности выпустить пар, дистанцирование и использование экспресс-методов снижения эмоционального напряжения.      Вопрос о том, как научиться управлять своими эмоциями, всегда интересовал людей. Однако в настоящее время он особенно актуален, так как требования к организационному поведению человека возросли многократно.

В основу данной программы  тренинговых занятий "О тебе для тебя" легли основные принципы и логика построения реориентационного тренинга И.Г. Малкиной – Пых и «Тренинга наслаждения» Ромек В., Ромек Е.

Данная программа нацелена на компенсацию последствий длительного воздействия травматических ситуаций — гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков.

Цель программы: формирование целенаправленных адаптивных стратегий, способствующих позитивному принятию себя обучающихся подросткового и юношеского возраста, позволяющих эффективно - без нарушения личностного развития преодолевать критические ситуации существования; развитие рефлексивных навыков.

Задачи:        

- гармонизация эмоциональной сферы;

- развитие способности к самопознанию и самовыражению;

- погружение ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;

- развитие базовых социально-психологических навыков;

 - восстановление позитивного отношения к окружающей действительности;

- расширение представлений о мире;

- развитие позитивной перспективы будущего;

 - создание системы поддержки в настоящее время и на будущее;

- обучение участников группы выражать свои чувства в вербальной форме, тем самым снижая вероятность их неадекватного проявления в поведении;

- создание условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения;

- создание условий, способствующих ликвидации у подростка чувства безнадежности, а также представления об уникальности и непереносимости собственных переживаний;

- расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения подростков в сложных жизненных ситуациях;

- содействие в осознании своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации;

- поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;

- преодоление негативных иррациональных убеждений;

- совершенствование рефлексивных характеристик личности.

Цикл занятий базируется на принципе постепенности: каждый следующий этап логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому участник занятий последовательно углубляется в процесс самораскрытие себя, открывая разные стороны своего «Я», своего самосознания, что является важным для продуктивного общения. В процессе занятий развиваются техника самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия.

Стратегическая линия программы:

1. Сбор информации о себе.

2. Переосмысления представлений о своем образе «Я».

3. Создание нового типа отношений с самим собой и окружающим миром.

4. Закрепление положительного опыта общения и ухода от неконструктивных способов реагирования.

Программа состоит из двух этапов:

1этап - познания и понимания себя и других, где целью является уточнение образа "Я" и переосмысления себя.

На первых занятиях клиент делится своими переживаниями с другими членами группы, имеющими подобные переживания или столкнувшимися с ними в недавнем прошлом. В результате существенно облегчается отреагирование, что приводит к снижению аффективной напряженности. Актуализируются антисуицидальные факторы, что способствует мобилизации личностной защиты.

2 этап - развивающий, где приобретаются и закрепляются эффективные типы отношений с самим собой и окружающими, и отрабатываются индивидуальные техники самопознания и самосовершенствования.

Форма проведения занятий: активная форма обучения (модуль тренинга), где в процессе занятий участники могут эмоционально пережить индивидуальный опыт и интериоризировать психологические знания.

Техники, упражнения и игры, которые входят в сценарий занятий, были взяты из разных психологических разработок авторов, таких как: Алиева и др., 2001;  Анн, 2003;  Бачков, 1999; Захаров,  Хрящева, 1999;  Кэррел, 2002; Лидерс, 2003; Макшанов и др., 1993; Макшанов, Хрящева, 1993; Хрящева, 1999.

Методы тренинговых занятий:

· Дискуссионный (анализ ситуаций, групповая дискуссия).

· Игровые методы (ситуационно-ролевые, деловые, развивающие, творческие и имитационные игры).

· Методы, направленные на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники).

· Проективные рисунки.

· Методы поведенческой коррекции. Тренировка эффективного поведения.

· Информирования.

· Домашняя работа.

Структура занятий: каждое занятие начинается с создания
в группе так называемой «рабочей» атмосферы -  подготовки участников к спонтанной творческой деятельности и внутригрупповой коммуникации. С этой целью используются разогревающие двигательные упражнения, элементы психогимнастики, а также несложные изобразительные приемы.

Вводная часть, актуализирующая жизненные знания и имеющийся у детей опыт (в этой части используются психологические упражнения, а также фрагменты литературных произведений, аудио- и видеоматериалы). Каждая встреча, кроме первой начинается с рефлексии, во время которой ведущий определяет состояние участников, их настрой на работу, их тревоги и сомнения.

Следующий этап групповой работы — создание условий для внутригрупповой коммуникации. Считается, что вербализация внутренних переживаний помогает снизить их остроту и  в какой-то мере освободиться от них. Поэтому каждому участнику предлагается показать свою работу
и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли
у него в процессе деятельности.

     Основная часть, направленная на формирование новых представлений (теоретическая часть, ролевые игры, творческие этюды, ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем и др.). Предложенные методики занятий могут варьироваться в зависимости от готовности группы к тому или иному упражнению. Кроме основных упражнений, игр, обязательно предлагается разминка, которая проводится по мере необходимости, чтобы снять усталость, напряжение или настроить на работу, сплотить группу. 

Заключительный этап  включает отработку личных стратегий поведения (способы решения проблемных ситуаций) и осмысление полученного опыта;  рефлексивный анализ работы в безопасной обстановке группы. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» посредством доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, как правило, складывающаяся на занятиях, позволяет каждому участнику тренинга пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. В итоге приобретается положительный опыт самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного достоинства.

   Программа рассчитана на 10 занятий продолжительностью 1,5-2,5 часа каждое, при условии сочетания разнонаправленных упражнений, препятствующих психическому пресыщению. Занятие проводятся один - два раза в неделю.

Состав группы: 10-12 человек, разного пола, возраст 13-14, 15-17 лет. Группа набирается из обучающихся класса или параллели одной возрастной категории (старший подросток или юношеский возраст), обучающиеся не должны иметь психические расстройства и медицинских противопоказаний.

Помещение для занятий: просторная комната, стулья (по количеству участников и ведущего), которые размещены в центре комнаты в форме круга.

Форма промежуточного и окончательного контроля: в качестве промежуточного контроля использовались устные ответы участников (рефлексия) в конце занятия – отмечаются основные сложности, что нового и т.д. Это даёт участникам возможность осознать свои успехи, изменения, наметить некоторый план применения этих достижений в дальнейшем.

В качестве окончательного контроля - умение активно взаимодействовать со сверстниками, родителями, с педагогами и окружающими. Приобретение активной социально-коммуникативной позиции обучающимися старшего подросткового и юношеского возраста.

Программа   «О тебе для тебя» проходила многоразовую апробацию в ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №48 ИМЕНИ А.Н. КАНИЩЕВА» с группами обучающихся 8-11 классов.

Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапа изучения коммуникативной компетентности обучающихся (до и после проведения тренинговых занятий) свидетельствуют о:

- достаточной осведомленности обучающихся по вопросам личностных отношений с другими людьми и социальными группами;

- расширении навыков общения в жизненных ситуациях: деловых и межличностных с ориентацией на ассертивную модель поведения.

Программа тренинговых занятий способствовала:

1. Повышению активности обучающихся в процессе коммуникативных отношений.

2. Коррекции неконструктивных черт характера и поведения подростков и юношей.

3. Расширению знаний об эффективных способах поведения, решения проблем.

4. Развитию способности к социальной адаптации.

5. Улучшению психологической атмосферы в классных коллективах.

6. Овладению навыков: умение принять себя; рефлексии, осознания себя;

решения собственных проблем.

   

Темы тренинговых занятий

«О тебе и для тебя»

Темы и цель занятий и упражнения Время (мин.)
Занятие 1. О тебе для тебя Цель: создание условий для доверительных, доброжелательных отношений; атмосферы понимания и активного участия в работе группы каждого участника. 1 ч. 55мин.
Вступление ведущего 5 мин
Упражнение на знакомство «Необычное знакомство» 5 мин
Упражнение «Приветствие» 5 мин
Упражнение «Наши правила» 10 мин
Упражнение «Незаконченные предложения» 10 мин
Упражнение «Мои ожидания" 10 мин
Упражнение «Без оценок» 20 мин.
Упражнение «Принятие похвалы. Умение радоваться» 10 мин
Релаксационное упражнение «Полное дыхание» 5 мин
Упражнение «Подарок» 10 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 15 мин
Задание на самопознание 5 мин
Ритуал прощания 5 мин
Занятие 2. Вижу цель, не вижу препятствий!     Цель: научить участников формулировать позитивные и реалистичные цели и сообщать о них в открытой форме, вовлекая окружающих в достижение собственных целей. Далее участники учатся согласовывать собственные цели с целями и желаниями окружающих. 2 ч. 10 мин.
Игра - приветствие «Локотки» 10 мин
Упражнение «Понимание целей» 15 мин
Упражнение «Шумовой квадрат» 5 мин
Упражнение «Три желания» 15 мин
Упражнение «Бедность богатство и Господь Бог» 40 мин.
Игра «Темп» 5 мин.
Упражнение «Я свободен!» 30 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 5 мин.
Ритуал прощания 5 мин.
Занятие 3. Язык проблем, язык решений Цель: осознание возможностей трансформации проблем в цели. Формирование опыта и навыков правильной постановки целей, их четкой передачи и эффективному контролю достижений 2 ч. 20 мин.
Упражнение «Волшебная лавка» 30 мин.
Упражнение «Тряпичная кукла» 5 мин.
Упражнение «Превращаем проблемы в цели» 25 мин.
Упражнение «Сон о будущем» 20 мин.
Упражнение «Карта будущего» 30 мин.
Упражнение «Ожидания» 20 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 5 мин.
Ритуал прощания 5 мин.
Занятие 4. Оптимизм – это здорово! Цель: изменить фокус внимания и способ интерпретации успехов и неудач, случающихся с человеком, в пользу позитивного восприятия и оптимистического стиля атрибуции (приписывания причин). 2 ч. 25 мин.
Упражнение «Капля» 10 мин.
Упражнение «Смысл жизни» 25 мин.
Упражнение «Переписанная автобиография» 25 мин.
Упражнение «Проект биографии» 15 мин.
Упражнение «Счастливые моменты жизни» 20 мин.
Упражнение «Оптимистическое выступление» 20 мин.
Упражнение «Устойчивость» 10 мин.
Упражнение «Я не один» 10 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 5 мин.
Ритуал прощания 5 мин.
Занятие 5. Позитивное  в нежелательных событиях Цель: развивать умения находить в случившемся или ожидаемом неприятном событии позитивные моменты, образно представляя себе этот позитив и вживаться в него. 2 ч. 12 мин.
Вступление ведущего 2 мин.
Упражнение «Проба красок» 10 мин.
Упражнение «Хорошее в плохом» 25 мин.
Упражнение «Поиск наилучшей альтернативы» 25 мин.
Игра – разминка «Выйди из круга» 10 мин.
Упражнение «Вулкан» 10 мин.
Упражнение «Кто самый спокойный» 10 мин.
Упражнение для быстрого снятия напряжения 5 мин.
Упражнение «Выпусти пар» 10 мин.
Упражнение «Очищение» 5 мин.
Упражнение «Символ спокойствия» 10 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 5 мин.
Ритуал прощания 5 мин.
Занятие 6. Самоподкрепление Цель: формирование новых способов самоподкрепления. Коррекция уровня самоуважения. 2ч.
Упражнение «Корзина с фруктами» 5 мин.
Упражнение «Сам себя не похвалишь - никто не похвалит» 20 мин.
Прием «Вечерний пересмотр событий» 10 мин.
Упражнение «Отрезать, отрубить» 5 мин.
Упражнение «Лейбл или ярлык» 10 мин.
Упражнение «Преувеличение» 10 мин.
Упражнение «Признание своих достоинств» 10 мин.
Упражнение «Глухой телефон» 10 мин.
Психотерапевтическая сказка «Коряга» 30 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 5 мин.
Ритуал прощания 5 мин.
Занятие 7. «Кирпичики» наслаждения Цель: формировать приятные образы, научить участников оперировать с этими образами и получать наслаждение от действий, с ними связанных. 2 ч. 10 мин.
Игра – разминка «Повтори движение» 5 мин.
Упражнение «Мне нравится» 25 мин.
Упражнение «Интервью в парах» 20 мин.
Упражнение «Хочу научиться» 20 мин.
Упражнение «Неприятные дела» 20 мин.
Упражнение «Что мне доставляет удовольствие?» 20 мин.
Упражнение «Расслабление через напряжение» 10 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 5 мин.
Ритуал прощания 5 мин.
Занятие 8. Наслаждение в людях Цель: увеличить степень наслаждения жизнью, научить видеть в окружающих людях позитивное, говорить им об этом, испытывать симпатию к другим и самим вызывать симпатию к себе. 1ч. 47 мин.
Упражнение «Похвались соседом» 10 мин.
Упражнение «Мои любимые» 10 мин
Упражнение «Кролик и койот» 7 мин.
Упражнение «Разговор с любимым» 20 мин.
Упражнение «Рисуем кошку» 15 мин.
Упражнение Хорошее в плохом» 20 мин.
Упражнение «Цветное дыхание» 15 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 5 мин.
Ритуал прощания 5 мин.
Занятие 9. Помни, жизнь есть дар! Цель: эмоциональное отреагирование переживаний, осознание и проработка внутренних конфликтов и выражение чувств, связанных с конфликтами, развитие чувства внутреннего контроля, осмысление собственного жизненного опыта и личностной ценности, повышение самооценки 1 ч. 55 мин.
Мини – лекция «Эмоциональный интеллект» 5 мин.
Игра - разминка «Здесь сидит Таня» 5 мин
Упражнение «Тропа эмоций» 20 мин.
Мини – лекция «Как справиться со своими эмоциями» 5 мин.
Упражнение «Я злюсь, когда…» 15 мин.
Упражнение «Я в диком лесу» 10 мин.
Игра - разминка «Я сегодня такой» 10 мин.
Упражнение «Встретились два существа» 10 мин.
Упражнение «Игры со стыдом» 15 мин.
Упражнение  «Какого цвета музыка?» 10 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 5 мин.
Ритуал прощания 5 мин.
Занятие 10. Саморегуляция Цель: закрепление положительной установки, ориентация на использование полученных знаний, навыков и умений в повседневной жизни. 2 ч. 15 мин.
Мини – лекция «Методы  саморегуляции» 5 мин.
Мини – лекция «Осанка» 5 мин.
Упражнение «Стена» 10 мин.
Упражнение «Вешалка» 5 мин.
Упражнение «Рисунок по кругу» 15 мин.
Игра – разминка «Тактильное письмо» 5 мин.
Упражнение «Запомни 12 слов» 15 мин.
Упражнение «Термометр» 20 мин.
Упражнение «Круг совершенства» 15 мин.
Упражнение «Гардероб» 20 мин.
Упражнение «Место покоя» 10 мин.
Рефлексия «Здесь и сейчас». Информирование 5 мин.
Ритуал прощания 5 мин.

Занятие 1

О тебе для тебя

Цель: создание условий для доверительных, доброжелательных отношений; атмосферы понимания и активного участия в работе группы каждого участника.

Вступление ведущего

Цель: актуализация занятий,гармонизация эмоциональной сферы
участников через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Участие в групповых тренинговых занятиях позволит вам:

                

· осознать свою взаимосвязь с другими;

· развивать умение строить отношения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой;

· осознать свои внутренние переживания и причины, их вызывающие, с последующим их эмоциональным отреагированием;

· лучше разобраться в том, что с вами происходит, почему так, а не иначе складывается ваша жизнь, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше отношение к ним;

· определить свои сильные и слабые стороны и целенаправленно развивать первые и компенсировать другие; развивать самого себя и, таким образом, влиять на свою собственную жизнь.

Упражнение «Приветствие»

Цель: создать атмосферу оптимизма, формировать умение видеть позитивное.

Время: 5 мин.

Процедура: участникам группового тренинга предлагается закончить предложение: «Жизнь прекрасна потому, что…»

Упражнение «Наши правила»

Цель: ознакомление с правилами, основными принципами работы участника группового тренинга.

 Время: 10 мин.

Процедура: на этом этапе тренер-ведущий знакомит участников тренинга с основными правилами работы в группе (конфиденциальность, активность, обращение на "ты", высказывание от своего имени о происходящем «здесь и сейчас», безоценочность, запрет на интерпретации и советы, поддержка протагониста, "меньше слов - больше действий", взаимный обмен чувствам).

Обсуждение.

После проведенной работы участники отвечают на вопросы:

 • В какой степени действующие правила ясны участникам?

• Насколько широк спектр негласных норм?

• Какие из них полезны, а какие обременительны?

• Какие правила и нормы могут вызвать дискомфорт и стрессовое состояние?

 • Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?

Рекомендации тренеру. Процедура принятия групповых правил является традиционной, но в ряде случаев ведущие игнорируют ее (если участники группы имеют многократный опыт участия в тренингах, если существует дефицит времени и др.). Однако практика показывает, что данную процедуру желательно соблюдать с целью нормализации работы тренинга и во избежание возможных недоразумений.

Упражнение «Мои ожидания»

 Цель: создание условий для осознания каждым участником смысла работы на этих занятиях, развитие мотивации к саморазвитию.

Время:10 мин.

Процедура: участникам раздаются небольшие листы бумаги. Ведущий просить написать свои ожидания от этих встреч. После этого каждый озвучивает свои мысли, а листы собираются на хранение в "таинственный ящик" (сундучок) для рефлексии на последнем занятии.

Упражнение «Без оценок»

Цель: тренировать умение общаться безоценочно. Вырабатывать более позитивное отношение к людям.

Время: 20 мин.

Процедура: группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых. Избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле. Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

Подведение итогов упражнения:

Какие были трудности?

Что помагало избегать оценочных высказываний?

Какие новые качества в себе открыли?

Обсуждение.

Что вы чувствовали, когда говорили или получали комплимент?

Как комплименты обычно действуют на людей?

Как они подействовали на вас?

Можете ли вы вспомнить случай, когда вас неожиданно похвалили?

Что вы чувствуете, вспоминая об этом?

Упражнение «Подарок»

Цель: стимулирование к работе над собой, улучшение настроения участников и атмосферы в группе.

Время:10 мин.

Процедура: пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок.

Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдёте свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок - предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Примеры пожеланий:

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. Уважай чувства других людей.

3. Любую проблему можно решить.

4. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.

5. Не сердись, улыбнись.

6. Посмотри на других. У тебя и окружающих так много общего.

7. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.

8. Всегда внимательно выслушивай своего собеседника.

 

Рефлексия «Здесь и сейчас»

Цель: выработка навыков рефлексии.

Время: 15 мин.

Процедура 1: познакомить с понятием «рефлексия» и объяснить участникам необходимость в её осуществлении в начале и в конце каждой встречи, а также после выполнения основных упражнений.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

УТВЕРЖДЕНО:

Начальник Управления образования

Администрации города Луганска ЛНР

В.Г. Кияшко

 

СОГЛАСОВАНО:

Председатель экспертной комиссии

Научно-методического центра развития образования ЛНР

Д.Д. Попова

 

(протокол № от         2018 года)

 

 

«О ТЕБЕ ДЛЯ ТЕБЯ»

 

 

Практический психолог

Государственного учреждения

Луганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа

№ 48 имени А.Н. Канищева».

Солонина Елена Николаевна

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ НАПРАВЛЕННА НА   ПЕРЕЖИВАНИЕ - ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Пояснительная записка

Нахождение в кризисной ситуации провоцирует возникновение различных изменений, как в эмоциональном состоянии личности, так и в содержании представлений личности об окружающих людях и взаимоотношениях с ними, о себе и своём месте в мире. Очень часто подобный пересмотр представлений влечёт за собой изменения в структуре личности. Они могут носить как позитивный, так и негативный характер. Личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней: ей не удаётся осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления. В результате этого в сознании находящегося в кризисной ситуации субъекта возможно возникновение антивитальных представлений. Наиболее уязвимыми в кризисных ситуациях жизни, в силу специфики возрастного развития, оказываются дети и подростки. Можно говорить об особой суицидальной незащищённости данной возрастной группы.

Согласно данным многочисленных исследований (Галигузова Л. Н., 1996; Пашина А. Х., 1993; Прихожан А. М., 2005; Рязанова Е. П., 1993; Толстых Н. Н., 2005 и др.), полученный в детстве травматический опыт отражается на общем развитии ребенка и ведет к нарушениям взаимоотношений с окружающими. В этих условиях довольно часто формируется специфическое отношение ребенка к себе, нарушается самопринятие. Значимое для подростков самопознание отходит на второй план, уступая место переживаниям неполноценности, ненужности, отверженности. Как правило, это вызывает внутреннюю напряженность, тревожность, неадекватность защитных реакций на обиды, повышенную чувствительность к мнению окружающих и пр. Как следствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций в семье и школе возникает дезадаптация. Внутренняя скованность, эмоциональная закрытость таких подростков мешает самораскрытию и самовыражению.

В юношеском возрасте появляются новые способы контроля и управления собственным поведением, новые приемы влияния на поведение других людей, происходят значительные изменения в сфере определения личностных границ и формирования образа себя. Идентичность в юноше ском возрасте формируется на основе интеграции представлений о самом себе, мире и тех социальных ролей, через которые происходит социальная ассимиляция личности. Именно в юношеском периоде мы можем наблюдать признаки «спутанной идентичности» [Эриксон, 2006], которые при неблагоприятных условиях могут трансформироваться в «диффузную идентичность» [Кернберг, 2010], характеризующую недостаточность или слабость интеграции я-концепции и концепции значимых других [Кернберг, 2010],  и стать основой формирования пограничной личностной организации.

  Согласно Э. Эриксону, в юношеском периоде происходят существенные изменения, затрагивающие как представления о себе, так и представления о том, как тебя воспринимают значимые другие. Это возраст крайностей, которые «могут включать в себя не только мятежные, но также девиантные, делинквентные и саморазрушительные тенденции» [Эриксон, 2006].

Поведение в юношеском возрасте нередко определяется рамками «психологического моратория» [Эриксон, 2006] и характеризуется высоким риском маргинализации, отвержением общепринятых норм и поиском нового опыта, имеющего индивидуальую ценность и уникальность. Это означает, что возрастает риск сопряженных с маргинализацией радикальных действий, отличающихся общей антивитальной направленностью: суицидальное и самоповреждающее поведение, насилие, эмоциональное давление и запугивание [Juhnke, 2011]. Соответственно  возрастает риск социальной дезадаптации и связанных с ней расстройств эмоций и поведения [Холмогорова, Гаранян, Евдокимова, 2009].  

В подростковый и юношеский периоды развития наблюдаются феномены, которые находятся на границе социально приемлемого и социально неприемлемого (психопатологического или девиантного) поведения. Не всегда легко определить, что выступает причиной этих отклонений: юношеская мятежность, возрастные психологические дисфункции или манифестация психического расстройства.

Управление собственными эмоциями подразумевает профилактическую работу (смена установки, обучение навыкам саморегуляции), действия человека в «острой» ситуации (применение техник снижения напряжения) и действия после провоцирующего контакта (техники снижения напряжения, анализ ситуации, составление нового сценария). Взаимодействие с человеком в состоянии сильного эмоционального возбуждения может выглядеть, как предоставление возможности выпустить пар, дистанцирование и использование экспресс-методов снижения эмоционального напряжения.      Вопрос о том, как научиться управлять своими эмоциями, всегда интересовал людей. Однако в настоящее время он особенно актуален, так как требования к организационному поведению человека возросли многократно.

В основу данной программы  тренинговых занятий "О тебе для тебя" легли основные принципы и логика построения реориентационного тренинга И.Г. Малкиной – Пых и «Тренинга наслаждения» Ромек В., Ромек Е.

Данная программа нацелена на компенсацию последствий длительного воздействия травматических ситуаций — гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков.

Цель программы: формирование целенаправленных адаптивных стратегий, способствующих позитивному принятию себя обучающихся подросткового и юношеского возраста, позволяющих эффе


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.